Конспект урока по курсу ОРКСЭ (модуль Основы православной культуры) на тему "Заповеди" в 4 классе
Оценка 4.8

Конспект урока по курсу ОРКСЭ (модуль Основы православной культуры) на тему "Заповеди" в 4 классе

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
религиоведение
4 кл
15.01.2017
Конспект урока по курсу ОРКСЭ (модуль Основы православной культуры) на тему "Заповеди" в 4 классе
Данный урок проводится в сопровождении презентации, целью которого является знакомство учащихся с библейскими заповедями.На уроке происходит формирование уважительного обращения к религии,чувства доброжелательности,отзывчивости,понимания и сопереживания чувствам других людей.Учащиеся учатся осознавать ценности человеческой жизни и умение помочь людям выделить правила, чтобы организовать их совместную жизнь.
Урок по ОПК 4 кл.№11Заповеди.doc
Урок подготовила и провела учитель начальных классов  МОУ «Малораменская начальная общеобразовательная школа»  Заболотько Наталия Васильевна                                  Основы православной культуры 4 класс Урок №11  ЗАПОВЕДИ Цель: Знакомство  учащихся с библейскими заповедями.  Задачи урока:  обучающая ­познакомиться  со структурой и значением заповедей;  развивающая ­понять, что заповеди помогают людям различать добро и зло; воспитывающая ­усвоить, как выполнение или нарушение заповедей влияет на  внутренний мир человека.  Планируемые результаты урока: Личностные: способствовать становлению общечеловеческих ценностных  ориентаций, формировать целостный социально – ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии природы. Формировать уважительное  отношение к религии. Развивать этические чувства доброжелательности и  эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам  других людей. Метапредметные  результаты Регулятивные УУД:  учить отличать верно выполненное задание от неверного,  овладеть навыками смыслового чтения Познавательные УУД:  овладевать начальными сведениями о сущности и особенности процессов и  явлений действительности в соответствии с содержанием предмета;   находить ответы на вопросы, используя текст и свой жизненный опыт  делать выводы в результате работы. Коммуникативные  уметь оформлять свою мысль в устной и письменной речи  слушать и понимать речь других Предметные результаты.  Знакомить с основными нормами религиозной морали, развивать понимание  их значений в жизни  Понимать значение нравственности веры и религии в жизни человека и  общества  Осознавать ценности человеческой жизни. Оборудование: ноутбук, проектор, презентация                                                              Ход урока I. Организация деятельности учащихся. II. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания. Беседа по вопросам:     ­ Что значат для православных христиан покаянные молитвы?     ­ Что самое главное в жизни человека?     ­ Всегда ли есть возможность исправить свой поступок?     ­ Всегда ли есть возможность покаяться? III. Постановка проблемы.         Мы с вами живём в огромном,  мире. И вы уже знаете, что мир по­другому,   называется – природа. Вы знаете, что у природы есть свои законы, то есть правила,  по которым она живёт. Например, смена времён года. В нашей местности зиму  сменяет весна, весну лето и т.п., в жарких странах сезон засухи сменяет сезон  дождей. Вы знаете, также, что существует круговорот воды в природе, что земля  вращается вокруг солнца, и мы видим каждый день, что солнце всходит и заходит.  И еще множество разных законов           ­ А что будет, если эти законы нарушатся?  ( Ученики высказывают предположения, фантазии о том,  какие могут быть  последствия. Общий вывод: мир ждёт разрушение и катастрофа. )       Человек – это часть природы. Человечество – все люди, живущие на земле.  И у  людей тоже есть свои законы, свои правила жизни.        ­  Какие законы  и правила жизни человека вы знаете?   (Правила для учащихся.  Нормы Этикета. Законы страны.)         ­А  вы знаете, как должны относиться друг к другу? (Надо относиться друг к  другу с уважением, нельзя обижать друг друга, нельзя грубить, надо помогать друг  другу и т.п.)      Многие философы в истории человечества формулировали правила, которые люди должны выполнять для того, чтобы в обществе был порядок.    организовать их совместную жизнь.       ­   Попытайтесь   и   вы   сформулировать   правила,   чтобы   помочь   людям IV. Работа над темой урока.              У кого­то совесть чуткая, у кого­то – не очень. Чтобы у людей было ясное  основание, по которому можно различать добро и зло в своих поступках и  намерениях, существуют заповеди. Заповеди записаны в Библии, которая говорит о  том, что они даны людям от Бога.         Библия рассказывает, что три с лишним тысячи лет назад пророк  Моисей и его народ видели, как задымилась и затряслась гора Синай. Но это не было обычным  землетрясением. Моисей поднялся на дымящийся Синай для того, чтоб там  встретить Бога и получить от него заповеди. 40 дней Моисей провел на объятой огнем вершине. Этот огонь не обжигал его, потому что он был знаком присутствия  Бога. Бог сам начертал заповеди на каменных плитках (скрижалях), которые  Моисей вынес из огня к народу. Люди же были поражены еще и тем, что  вернувшись к ним, сам Моисей светился так, чтобы лучи исходили от лица его,  хотя сам он этой перемены в себе не замечал. Бог дал Моисею 10 заповедей.  Первые четыре говорят от отношениях человека с Богом. Остальные касаются  отношений людей между собой.     Сегодня мы разберем эти заповеди и посмотрим презентацию.  Первая и большая заповедь: • Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим , и всею душою твоею, и  всею мыслию твоею.  • Вторая же подобная ей: Возлюби  ближнего твоего, как  самого себя. Первая заповедь:  Я Господь Бог твой;  да не будет у тебя других богов пред  лицом Моим.                 Этой заповедью Господь Бог указывает на Самого Себя человеку и,  следовательно, повелевает познавать Его и почитать, как о том открыто в  Священном Писании; никому другому, кроме Его Единого, не поклоняться и не  служить  как Богу. Вторая заповедь:    Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на  небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им • Этой заповедью осуждаются идолопоклонники, то есть поклоняющиеся  какому бы то ни было материальному предмету как Истинному Богу. Кроме  грубого идолопоклонства есть еще более тонкие грехи против второй  заповеди ­пристрастие к чему­либо на уровне  идолослужения (чревоугодие,  жадность). Третья заповедь: Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно Эта заповедь запрещает нам употреблять имя Божие  напрасно­ без нужды, в  пустых и суетных разговорах, а тем более ­употреблять его в подтверждение  какой­либо лжи. • Четвертая заповедь: Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней  работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой­суббота Господу, Богу  твоему             Эта заповедь повелевает нам почитать церковные праздники. В новозаветное время место ветхозаветной субботы занял воскресный день. В этот день и в другие  праздничные дни нам следует посещать богослужения, уделять время  душеполезным делам или чтению и по возможности не рассеиваться на суетные  повседневные дела. Пятая заповедь: Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и  чтобы продлились дни твои на земле.               Эта заповедь учит нас искренно и нелицемерно любить и почитать своих  родителей, повиноваться им, питать и покоить их во время болезни и старости. Под именованием родителей следует также понимать всех, кто в разном отношении  бывает для нас вместо них: пастырей и учителей духовных, старших по возрасту,  благодетелей, начальников в различных отношениях.Родители помогают тебе, пока  ты растешь и нуждаешься в их помощи и заботе, а потом дети помогают  престарелым и уже немощным родителям на закате их жизни. Почитание это не  просто вежливые слова, а реальная поддержка родителей взрослыми детьми, в том  числе душевным вниманием и участием  ­  Разве кто­то может не любить своих родителей? Любовь к ним называется  почтением. Однако слушаться и уважать следует всякого старшего, так как они  учат добру и заботятся о благополучии младших. ­  Давайте вспомним пословицы и поговорки о родителях, которые мы можем  отнести к 5 Заповеди.           Нет такого дружка, как родная матушка.         При солнышке тепло, а при матушке добро.         Без матки пчелки пропащие детки.         Умный сын ­ отцу замена, глупый ­ не помощь.         Корми деда на печи: и сам будешь там.         Кто родителей почитает, тот век счастливый живет.         Птичье молоко хоть в сказке найдешь, а других родителей – нет. ­ В чём заключается смысл всех этих пословиц? ­ Чему нас учит эта Заповедь?  Шестая заповедь: Не убивай.               Этой заповедью запрещается убийство или отнятие жизни у ближнего  каким бы то ни было образом. Кроме телесного убийства, есть убийство духовное;  род духовного убийства есть соблазн, когда кто­либо совращает ближнего в  неверие или вовлекает в беззаконие и тем самым подвергает его душу смерти  духовной.      Не ты дал жизнь, значит, не тебе ее отнимать!  Не убий! На первый взгляд все  ясно: не убивай! Но будем еще помнить, что под убийством разумеется не только  лишение жизни, но и попустительство, совет способствующий этому  преступлению. Эта заповедь повелевает жить со всеми в мире и согласии, потому  что и словом можно убить человека.  Какие пословицы и поговорки вы можете  отнести к  6 Заповеди?         Лучше терпеть самому, нежели беду сделать кому.         Кто кого первый ударил, тот и виноват.         Битьем дело не поправишь.         Делая зло, на добро не надейся.   ­ В чём заключается смысл всех этих пословиц? ­  Что значит «не убивай»? ­  Этой Заповедью Господь Бог запрещает отнятие жизни – у других людей и у  самого себя. Самоубийство – это тяжкий грех. Человек является виновным в  убийстве и тогда, когда сам лично не убивает. Но способствует убийству или   допускает других до убийства. Седьмая заповедь: Не     прелюбодействуй.                Этой заповедью  запрещается   всякое греховное   угождение    телу. Это  заповедь о верности тому, кто любит тебя и любим тобою. Верность этой заповеди  – залог сохранения семьи.   ­ В будущем вы все создадите свои семьи. А Заповедь «Не прелюбодействуй»  может также гласить «Ты не должен нарушать мир брака». Брак существует  только там, где царят гармония и мир. Где один живет для другого и старается  доставлять ему радость. ­ Выскажите свое мнение по этому поводу. ­Не забывайте, будьте осторожны, чтобы не нарушать мир среди ваших родителей.  Поразмыслите об этом. Восьмая заповедь: Не кради                Этой заповедью запрещается кража или присвоение каким – либо образом  того,что принадлежит другим. Есть особые грехи, запрещающие  этой заповедью:  грабительство, или отнятие чужой вещи явным насилием; воровство, или  похищение чужой вещи тайно, присвоение  чего­либо чужого хитростью или  обманом; святотатство­ присвоение того, что принадлежит Церкви; мздоимство­  взяточничество. Тот, кто крадет – готов причинить страдания другому человеку. И о его  переживаниях и трудностях он не думает. Значит, он считает себя достойнее,  лучше его. И убийца, и вор расценивают другого человека как помеху Но и убийца,  и вор бесчеловечны. ­ Давайте прочтём, что об этом говориться в учебнике. Непозволительно не только явное воровство, но и любое присвоение себе чужой  вещи, (например, найденной и не возвращенной хозяину), нечестная работа,  тунеядство.   ­  Давайте прочтём  пословицы и поговорки, которые относятся к 8 заповеди.           Лучше бедность, да честность, нежели прибыль да стыд.         Лучше убожество с добром, нежели богатство с грехом.         Лучше страдать брюхом, чем духом.         Лучше свое отдать, чем чужое взять.         Вор ворует не для прибыли, а для гибели.         Сколько вору не воровать, а расплаты не миновать. ­ В чём заключается смысл всех этих пословиц?  Девятая заповедь: Не  произноси ложного свидетельства на ближнего твоего                Этой заповедью запрещается ложное свидетельство на ближнего и всякая  другая ложь. Под ложным свидетельством понимается ложное свидетельство на  суде или кроме суда, когда на кого­либо клевещут или несправедливо порицают.    Одна ложь порождает другую, и со временем лжец сам становится заложником  своего обмана. Народная мудрость напоминает нам: «На лжи далеко не уедешь»;  «Сколь веревочке не виться, а кончик найдется». А Христос предостерегал: « нет  ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано».  Поскольку заповедь, запрещающую ложь, дает именно Бог, для христианина это  становится напоминанием о том, что Бога не обманешь. Он видит любой обман .   Давайте  прочтём пословицы и поговорки к 9 заповеди.           Ложь света боится.         Кто вчера солгал, тому, и завтра не поверят. Десятая заповедь: Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего  твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни  всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего.              В предыдущих заповедях запрещалось вредить ближним делом, а десятая  заповедь запрещает всякую нечистую мысль против чести и собственности • ближнего. Зависть во всех видах есть главный грех против этой заповеди.      Зависть мешает радости V. Закрепление  ­  За выполнение какой заповеди  Бог обещает земную награду? ( Почитай отца  твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог  твой, дает тебе.) ­ Как ты думаешь,  какая заповедь предостерегает человека от самого тяжкого  преступления? ­ Какая  заповедь говорит нам, что мы не имеем права присваивать себе что­либо,  не принадлежащее нам? ­ Верность какой заповеди ­ залог сохранения семьи? ­ Смысл какой заповеди выражает пословица «Сколь веревочке не виться, а кончик  найдется»? ­ Какая у христиан есть особая причина для того, чтобы не лгать? ­Какая заповедь учит быть счастливым, советует уметь радоваться чужой  радостью? ­  Почему мудрые люди говорят, что «зависть – корень всех зол»?    ­ Как выдумаете,   нужны ли современному человеку заповеди? (  ­ Да, потому что нравственные законы важны для любого времени.    ­ Нет, потому что они были нужны в древности, когда народ был необразованным, сейчас все люди грамотные, поэтому эти законы не нужны.     ­ Да, потому что соблюдение заповедей дает тебе право считать себя избранным  из людей, потому что ты лучше.)     Любовь к Богу и любовь к ближнему­ основа   христианской  жизни и  главное ее содержание.                                  Исполнение заповедей позволяет душе расти. Нарушение заповедей  ведет к бессовестности. Душа теряет чувствительность и в этом смысле становится как мертвая. Заповеди повелевают: человек, не превращай всю свою жизнь только в поиск удовольствий для себя, раскрой свое сердце для других людей, будь  милосердным. Чем лучше мы будем соблюдать законы человеческой жизни, тем  больше будет добра и любви на земле. Если вы будете правильно себя вести, может быть,  глядя на вас,  будут также вести себя ваши друзья, знакомые, братья, сёстры  и даже взрослые, а потом и ваши дети. Чем больше будет хороших людей, тем  прекраснее будет мир        Все эти заповеди можно свести к одной: «Люди, любите друг друга!».  Я  желаю, чтобы вы были счастливы, чтобы смеялись, святились и радовались  каждому мгновению своей жизни, и чтобы другие, глядя на вас становились тоже  счастливы. Домашнее задание: собрать пословицы, поговорки, касающиеся заповедей;  обсудить с родителями вопросы из учебника. Литература: 1. Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы  православной культуры.4­5 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений М.: Просвещение, 2010. 2. Электронное приложение к пособию «Основы религиозных культур и светской  этики. Основы православной культуры. 4­5 классы: учебное пособие для  общеобразовательных учреждений». М., 2010. 3. Православие: словарь школьника. М.: Росмен­Пресс, 2004. 4. Колбовский Ю.А., Степанова Т.А. Православие и русская культура. Ярославль;  Рыбинск: «Рыбинский Дом печати», 2004. 6.Православный молитвослов(с пояснениями) 7. Книга «Православие для всех»(иеромонаха Харитона) 8.Интернет.Сайт http://www.proshkolu.ru/

Конспект урока по курсу ОРКСЭ (модуль Основы православной культуры) на тему "Заповеди" в 4 классе

Конспект урока по курсу ОРКСЭ (модуль Основы православной культуры) на тему "Заповеди" в 4 классе

Конспект урока по курсу ОРКСЭ (модуль Основы православной культуры) на тему "Заповеди" в 4 классе

Конспект урока по курсу ОРКСЭ (модуль Основы православной культуры) на тему "Заповеди" в 4 классе

Конспект урока по курсу ОРКСЭ (модуль Основы православной культуры) на тему "Заповеди" в 4 классе

Конспект урока по курсу ОРКСЭ (модуль Основы православной культуры) на тему "Заповеди" в 4 классе

Конспект урока по курсу ОРКСЭ (модуль Основы православной культуры) на тему "Заповеди" в 4 классе

Конспект урока по курсу ОРКСЭ (модуль Основы православной культуры) на тему "Заповеди" в 4 классе

Конспект урока по курсу ОРКСЭ (модуль Основы православной культуры) на тему "Заповеди" в 4 классе

Конспект урока по курсу ОРКСЭ (модуль Основы православной культуры) на тему "Заповеди" в 4 классе

Конспект урока по курсу ОРКСЭ (модуль Основы православной культуры) на тему "Заповеди" в 4 классе

Конспект урока по курсу ОРКСЭ (модуль Основы православной культуры) на тему "Заповеди" в 4 классе

Конспект урока по курсу ОРКСЭ (модуль Основы православной культуры) на тему "Заповеди" в 4 классе

Конспект урока по курсу ОРКСЭ (модуль Основы православной культуры) на тему "Заповеди" в 4 классе

Конспект урока по курсу ОРКСЭ (модуль Основы православной культуры) на тему "Заповеди" в 4 классе

Конспект урока по курсу ОРКСЭ (модуль Основы православной культуры) на тему "Заповеди" в 4 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.01.2017