Конспект урока по литературе А.С. Пушкин. "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"
Оценка 4.8

Конспект урока по литературе А.С. Пушкин. "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл
07.03.2018
Конспект урока по литературе А.С. Пушкин. "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"
Тип урока: Урок усвоения новых знаний. Цель урока: знакомство со сказкой А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Планируемые результаты: Метапредметные: • Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. • Л: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов. • Р: планирование своей деятельности. • П: смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели. • К: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. Предметные: • Видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями . • Дифференцировать жанровые элементы, видеть художественную функцию жанровых элементов; различать роды и жанры литературы.
2 (72).docx
Конспект урока по литературе А.С. Пушкин. "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях" 5 класс Тип урока: Урок усвоения новых знаний. Цель урока: знакомство со сказкой А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Планируемые результаты: Метапредметные:  Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.  Л:   формирование   ответственного   отношения   к   учению,   готовности   и   способности   учащихся   к   саморазвитию     и самообразованию   на   основе   мотивации   к   обучению   и   познанию,   осознанному   выбору   и   построению   дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.  Р: планирование своей деятельности.  П: смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели.  К: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. Предметные:  Видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями .  Дифференцировать жанровые элементы, видеть художественную функцию жанровых элементов; различать роды и жанры  литературы. Средства обучения:  Тексты сказок:    Братьев Гримм “Белоснежка”; А.С. Пушкина “Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”. Таблицы для сравнительного анализа. Этапы урока 1. Орг. момент. Деятельность учителя Здравствуйте, дети! Сегодня мы с вами отправимся в волшебную страну сказок,  узнаем много нового и интересного. Будьте внимательны, и тогда урок покажется вам увлекательным. Деятельность учащихся Мотивация к учебной  деятельности 2. Актуализация знаний учащихся. Когда мы читаем народную волшебную сказку, то попадаем в удивительный мир.  Давайте вспомним, а какими признаками отличается народная волшебная сказка? 3. Введение нового материала. Постановка проблемы Чем похожа сказка Пушкина на народные волшебные сказки и чем отличаются от них. Для ответа на этот вопрос обратимся к сопоставлению сказки братьев Гримм  “Белоснежка” (обработанный народный вариант) и литературной сказки А.С.  Пушкина. (Дети прочитали заранее сказку братьев Гримм и “Сказку о мертвой  царевне” А.С. Пушкина. На партах у каждого тексты обеих сказок). Напомню вам, что немецкие ученые­филологи братья Гримм записывали сказки от  народных сказителей, сознательно стремясь сохранить народный дух и народный  язык. Позднее они лишь обработали услышанные и записанные варианты, придав им  литературную форму. Поэтому сказки немецких ученых можно рассматривать как  литературно обработанные варианты народных сказок. С русскими сказками  подобную работу провели известнейший русский фольклорист Александр  Николаевич Афанасьев и позднее писатель Алексей Николаевич Толстой. Сказки братьев Гримм были опубликованы в 10­20­х годах XIX века, т.е. раньше, чем  сказка Пушкина (1833 г.). Сходство между двумя сказками очень большое, поэтому  можно предположить, что Пушкин был знаком с немецким вариантом сказки. Также  нам известно об интересе Пушкина к русским народным сказкам, песням, преданиям,  к истории родной страны. Много времени Александр Сергеевич отдавал собиранию и  изучению архивов и исторических материалов о великих деятелях русской истории –  Петре I, Пугачеве, Борисе Годунове. В своих произведениях писатель прославлял не  только великих царей и полководцев, но и талант, самобытность простого русского  1. В ней есть сказочное место  действия: тридевятое царство,  подводное царство и т.д. 2. В ней есть фантастические  персонажи: леший, колдунья и т.д. 3. В волшебной сказке случаются  превращения: герои оживают,  превращаются в предметы,  животных и т.д. 4. Иногда им помогают волшебные  предметы или волшебные слова. “Сказка о рыбаке и рыбке” “Сказка о мертвой царевне…” “Сказка о попе и работнике его  Балде” “Сказка о царе Салтане…” “Сказка о золотом петушке” человека. В селе Михайловском он, переодевшись в крестьянский наряд, частенько  смешивался на ярмарках с толпой людей, подпевая нищим слепцам, прислушиваясь к  меткому народному слову. Вспомним, какую трогательную привязанность испытывал  Пушкин к своей няне Арине Родионовне, крепостной крестьянке. Именно она  рассказывала Александру Сергеевичу народные сказки, о которых он написал:  “Вечером слушаю сказки – и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего  воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!” Пушкин создал пять  замечательных литературных сказок, “пропитанных русским духом”. Вспомните их. Сравните сказку Пушкина со сказкой братьев Гримм и другими сказками. Заполнение сравнительных таблиц Сопоставительный анализ. Анализ образа главной героини. Фронтальный опрос 4. Этап информирования  учащихся о домашнем задании,  инструктаж по его выполнению. 5. Итог урока. ­ На следующем уроке мы будем сочинять рассказ о царевне. Приготовьтесь  рассказать о ней, используя цитаты из текста. Нарисуйте иллюстрацию к любимому  фрагменту для выставки к “Часу творчества”. Сегодня мы с вами определяли, чем сказка Пушкина похожа на народные волшебные  сказки и чем отличается от них. Каким образом мы это делали?  Понравился ли вам сегодняшний урок? Дети заполняют таблицу,  отпечатанную для каждого, у  учителя – таблица на доске. Дети отвечают на вопросы  учителя Выполняют домашнее задание Сравнивали сказку Пушкина и  сказку братьев Гримм.

Конспект урока по литературе А.С. Пушкин. "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"

Конспект урока по литературе А.С. Пушкин. "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"

Конспект урока по литературе А.С. Пушкин. "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"

Конспект урока по литературе А.С. Пушкин. "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"

Конспект урока по литературе А.С. Пушкин. "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"

Конспект урока по литературе А.С. Пушкин. "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.03.2018