Конспект урока по литературе для 7 класса на тему: «Любовь к людям как смысл жизни» (по рассказам М. Горького «Свадьба», «Забастовка в Неаполе» и «Заветы рыбака» из цикла «Сказки об Италии»).
Оценка 4.7

Конспект урока по литературе для 7 класса на тему: «Любовь к людям как смысл жизни» (по рассказам М. Горького «Свадьба», «Забастовка в Неаполе» и «Заветы рыбака» из цикла «Сказки об Италии»).

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
7 кл
19.03.2018
Конспект урока по литературе для 7 класса на тему: «Любовь к людям как смысл жизни» (по рассказам М. Горького «Свадьба», «Забастовка в Неаполе» и «Заветы рыбака» из цикла «Сказки об Италии»).
Разработанный урок представляет собой урок внеклассного чтения на тему «Любовь к людям как смысл жизни» (по рассказам М.Горького). Изучаемый материал не входит в школьную программу, но, в связи с поднятой в рассказах проблематикой и доступностью объема материала для прочтения, может быть максимально использован для подготовки школьников к ОГЭ при написании сочинения на нравственно-этическую тематику. Также предлагаемое занятие позволяет эффективно развивать мышление учащихся, умение самостоятельно приобретать знания, формирует волю к достижению необходимого результата и интерес к изучаемому предмету. Опорными материалами являются знания учащихся о биографии писателя, его понимание нравственных ценностей человека, поэтому целесообразно провести занятие после изучения повести «Детство» и отрывка о Данко из рассказа «Старуха Изергиль». Повторение осуществляется при помощи индивидуальных сообщений ребят. На этом этапе используются информационно-рецептивный и репродуктивный методы, приёмы: слово учителя, сообщения учеников, беседа. Это помогает компактно представить опорный материал. Через сопоставление текстов рассказов с уже имеющимися знаниями по данной теме расширяется кругозор учащихся и достигается глубина постижения изучаемого материала. Использование частично-поискового, творческого методов обеспечивает достижение не только образовательных, но и развивающих, воспитательных задач. Разнообразие приёмов (аналитическая беседа, анализ текстов, работа со схемой) ведёт к расширению кругозора школьников, к глубине постижения рассматриваемого материала. Выявление авторской позиции осуществляется через беседу. Активное включение большого количества школьников в работу на уроке помогает обеспечить усвоение предложенного материала. Домашнее задание продолжает аналитическую и творческую работу, которая была начата на уроке. Учащимся предлагается написать творческую работу по предложенной теме (на выбор), что позволит обобщить полученные знания.Конспект урока по литературе для 7 класса на тему: «Любовь к людям как смысл жизни» (по рассказам М. Горького «Свадьба», «Забастовка в Неаполе» и «Заветы рыбака» из цикла «Сказки об Италии»).
Конспект урока по литературе 7 класс.docx
Полякова Евгения Николаевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ «Школа №123», г. Нижний Новгород Конспект урока по литературе (внеклассное чтение) для 7 класса Тема урока: «Любовь к людям как смысл жизни» (по рассказам М. Горького «Свадьба», «Забастовка в Неаполе» и «Заветы рыбака» из цикла «Сказки об Италии»). УМК - учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч., В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, М., «Просвещение», 2017 г. Тип урока: урок-дискуссия Оборудование: портрет писателя, презентация, компьютер, проектор, экран, книжная выставка. Оформление доски: «Что сделаю я для людей?!» - сильнее грома крикнул Данко. М.Горький «Старуха Изергиль» Цели: анализ текста художественного произведения, обучение ведению  диспута,  развитие умения использования литературоведческих терминов,   обучение монологическому аргументированному ответу, способствовать  воспитанию чувства любви к окружающему миру, а также активной  жизненной позиции. Задачи:  I. Образовательные:  1) определить, какие нравственные проблемы поднимает и решает автор в  рассказах «Свадьба», «Забастовка в Неаполе», «Заветы рыбака»; 2) выявить авторскую позицию, раскрывающую понятие «любовь к людям»; 3) проследить особенности авторского понимания проблемы смысла  человеческого существования. II. Развивающие:  1) развивать умение работать в группах; 2) совершенствовать умение выразительного чтения;  3) совершенствовать умение анализа прозаического текста; 4) развивать логическое мышление учащихся, используя навыки работы с  кластером; 5) осуществлять речевое развитие школьников при помощи построения  связного монологического ответа и в процессе ведения беседы.  III. Воспитательные:  1) воспитывать внимательное отношение к слову посредством обращения к  тексту;  2) содействовать формированию собственной точки зрения учащихся;  3) воспитывать стремление к извлечению уроков из чужого и личного  жизненного опыта;  Предварительное задание:  а) общее: прочитать рассказы М.Горького «Свадьба», «Забастовка в Неаполе», «Заветы рыбака»; б) индивидуальное: подготовить небольшое сообщение о жизни и творчестве  писателя на острове Капри (1 человек) . Ход урока Деятельность учителя  Деятельность учащихся  1. Вступительное слово (3 минуты)  Сегодня на уроке мы продолжаем  разговор, посвященный творчеству М.  Горького. Тема любви и сострадания –  одна из главных тем в творчестве  Максима Горького. На раннем этапе  своей литературной деятельности эту  идею писатель излагал на примере  романтических персонажей. В более  зрелых  произведениях характер героев раскрывался с помощью философских  рассуждений. Поразмышляем вместе с  писателем о предназначении человека,  о смысле  жизни, взяв за основу три его рассказа из цикла «Сказки об Италии». Тема нашего урока звучит так:  «Любовь к людям как смысл жизни». В качестве эпиграфа я взяла слова Данко из рассказа «Старуха Изергиль»: «Что  сделаю я для людей?!» Какое событие следует после этих  слов? 2. Целеполагание (1 минута)  Каждый человек ищет свое место в  жизни, место Данко ­ быть впереди, он  отдал всего себя людям, отдал свою  «гордую» жизнь. Данко умирает.  Но можно ли сказать, что его жизнь  прожита зря? Нет, не зря прожита жизнь героя! Не  только «искры» остались в степи!  Остались счастливые люди, осталась  свободная земля. Исходя из темы урока, поставьте цель  сегодняшнего занятия.  Вывод: осмысление позиции писателя  поможет в формировании вашей  собственной точки зрения по данному  Записывают тему урока и эпиграф. Ответы учащихся. «И вдруг он разорвал руками себе  грудь и вырвал из нее свое сердце и  высоко поднял его над головой» .  Выслушиваются мнения учащихся Формулируется цель:  познакомиться с сюжетами  рассказов Максима Горького, вопросу.  3. Опорное повторение (7 минут)  Отрывок о Данко похож на сказку, это  и есть сказка, прекрасная и  романтическая. А какие произведения  называют романтическими? Романтика ­ то, что создаёт  эмоциональное, возвышенное  отношение к чему­либо Романтизм ­ художественное  направление в литературе,  стремящееся показать в ярких образах  высокое назначение человека. Какое назначение человека, по вашему  мнению, видится М.Горькому? Сегодня мы разберем несколько  произведений, которые вошли в  сборник «Сказки об Италии», и  посмотрим на данных литературных  примерах, как решается вопрос смысла жизни и предназначения человека. Горький создаёт особый жанр  произведений – романтические  сказки­очерки, которые можно  назвать настоящим гимном мужеству,  смелости, героизму,  самоотверженности. Очерк – (у этого слова четыре  значения, но нас интересует сейчас  только последнее) – небольшое  литературное произведение, в основе  которого лежит воспроизведение  реальных фактов, событий, лиц,  увиденных автором непосредственно в  самой жизни. Почему же Горький назвал эти  рассказы сказками? На первый взгляд для этого не было  оснований. Сказками называют  произведения о чем­то  выявить авторскую позицию,  связанную с пониманием вопроса о  смысле жизни Словарная работа в тетрадях Высказывания учащихся Работа с терминами. Запись в  тетради. Высказывания учащихся,  обсуждение Выступление учащегося с  сообщением о жизни и творчестве  М.Горького на острове Капри.  Сказки об Италии» — цикл из 27  небольших рассказов Максима  Горького. Цикл был создан в период  1911—1913гг., во время первой  эмиграции писателя. Царские власти грозили ему расправой за участие в  революции 1905 г. Горький жил в  Италии на острове Капри, но много  путешествовал по другим городам фантастическом и нереальном. А  «Сказки об Италии» отражают факты  действительности. Значит, М.Горький  назвал эти произведения сказками  лишь для того, чтобы подчеркнуть  красоту изображенной в них жизни.  Читаем же мы в одном его письме из  Италии: «И быт, и природа – все  сказочное». «Сказкам об Италии» предпосланы  слова Г.Андерсена: «Нет сказок лучше  тех, которые создает сама жизнь». А теперь попробуйте сами  сформулировать, что такое  романтическая сказка. Итак, перед нами рассказы,  раскрывающие «сказочное» в реальной  жизни. Попробуем и мы теперь увидеть сказку в этих произведениях. страны. Впечатления от увиденного  легли в основу «Сказок об Италии». Сказки печатались в большевистских периодических изданиях по  отдельности. Только в 1912 году в  России выходит первое издание  цикла под названием «Сказки».  Записывают термин в тетрадь Ответы учащихся. Романтическая сказка ­  произведение, в котором  соединилось фантастическое и  реальное, чтобы ярко, эмоционально  рассказать о сильных,  мужественных, храбрых, стойких,  самоотверженных людях. .  5. Анализ рассказа «Свадьба». (10  минут). Работа по группам. Группа 1. Что вы можете сказать о герое этого  рассказа?  Чем привлекает старик собеседников?  Найдите в тексте слова, фразы, с  помощью которых автор создаёт  портрет  старика. Группа 2 О чем рассказывает старик своим  спутникам? Почему соседи стали оказывать  помощь в обустройства быта будущих  молодоженов?   Какие нравственные качества проявили люди? Ответы учащихся. Героем рассказа является  маленький, кривой старик, который  рассказывает об оказанной ему  помощи в подготовке к свадьбе и  будущей самостоятельной жизни. « Очень стар! – в голос сказали они,  добродушно улыбаясь». «Но старик оказался бодрым;  поблагодарив помогавших ему  жестом сморщенной руки, он  вежливо и весело приподнял с седой  головы изломанную шляпу…» «…он сел, вздохнул облегченно и ,  положив руки на острые колени, Группа 3 Какой урок преподает жизнь будущим  молодоженам? Чему учит рассказ старика случайных  попутчиков в вагоне поезда?   Давайте составим кластер понятия  «любовь к людям».  (см.приложение №1) добродушно улыбнулся беззубым  ртом».  Несмотря на осуждение людей,  будущие молодожены не  отступились от своей цели:  «Молодость – упряма и по­своему –  умна. Отсюда начинается другая  история… Это лучшая история моей долгой жизни!» Любовь, доброта, трудолюбие   молодых людей восхитила соседей.  Они решили оказать помощь и  облегчить быт будущей молодой  семье. Соседи проявили милосердие,  сострадание и активно старались  оказать посильную помощь. «Удивительный день!  Вся коммуна  смотрела на нас, и все пришли в наш  хлев, который стал богатым  домом…Нет лучше веселья, как  творить добро людям, поверьте мне,  ничего красивее и веселее, чем это». Урок для молодоженов: доброе  отношение к людям, честная жизнь  может быть вознаграждена  деятельной любовью: «Это  дьявольски хорошо – иметь право  называть людей – наши! И еще более  хорошо чувствовать их своими,  близкими тебе, родными людьми,  для которых твоя жизнь – не шутка,  твое счастье – не игра!» Люди восприняли проблемы  молодых людей, как свои.  И еще: оказывается, отдаваться не  менее приятно, чем получать. Старик своим рассказом напомнил  попутчикам о лучших качествах  человека: «Вот, синьоры, кое­что о  людях, ­ это вкусно, не правда ли?» 6. Анализ рассказа «Забастовка в  Неаполе».(10 минут) О чем эта сказка? Давайте найдём в тексте, как ведет  себя толпа в начале сказки.  А как рисует Горький забастовщиков?  Какой прием использует писатель и  для чего?  Посмотрите, какое удивительно верное сравнение применил Горький, чтобы  показать, что перед нами два  враждебных лагеря. Они настроены  решительно и,  весьма вероятно, может пролиться кровь. Давайте найдем в  тексте подтверждение этой мысли. И вот появляются солдаты.  Как их рисует писатель? Почему  дается такое описание? Как ведет себя толпа в конце сказки? Какими мы видим солдат? Какой вывод мы можем сделать по  нашей теме? Краткий пересказ одним учеником. Большая толпа людей, которым  помешали ехать по делам, ропщет на забастовщиков, но, когда приходят и влезают в вагоны грозные солдаты,  та же толпа вдруг ложится на  рельсы, чтобы не дать сорвать  забастовку. Ведь те, кто роптал, сами –  труженики, и они начинают  понимать: трамвайщики прекратили  работу потому, что «не хватает  детям на макароны». «Забастовщики угрюмо жмутся друг  ко другу…и напоминают стаю  волков, окруженную собаками».  (Сравнение) « Легким танцующи шагом, мерно  стуча ногами и механически  однообразно размахивая левыми  руками, идут маленькие серые  солдатики. Они кажутся сделанными из жести и хрупкими, как заводные  игрушки».  «В двух шагах от колес, поперек  рельс, лежит, сняв фуражку с седой  головы, вагоновожатый, с лицом  солдата, …и усы его грозно торчат в  небо. Рядом с ним бросился на  землю…юноша, вслед за ним, не  торопясь, опускаются на землю еще  и еще люди». «Но вдруг вся серая, пыльная толпа  зрителей покачнулась, взревела,  взвыла, хлынула на рельсы…» «Пятеро солдат с площадки первого  вагона смотрели вниз на груду тел  под колесами и – хохотали, …  теперь – они не были похожи на  жестяные заводные игрушки». Формулируют вывод. Продолжим составление кластера. (см. приложение №1) 7.Анализ рассказа «Заветы рыбака». О чем этом рассказ? Итак, какие заветы отец оставил сыну  и как вы понимаете эти заветы? К какому выводу пришёл сын  погибшего рыбака после событий 50­ летней давности, хотя и утверждает,  что «они люди простые и не умеют  говорить так красиво, как хотелось бы, и что чувствуют и знают всегда  больше, чем могут сказать»? Многое пережил сын за долгие годы, и  многое понял. «Тут все дело в том, что он, мой отец,  в час смерти, зная, что ему не избежать ее, не испугался, не забыл обо мне,  своем, сыне, и нашел в себе силу и  время передать мне все, что он считал  важным. Шестьдесят семь лет прожил  я и могу сказать, что все, что он  внушил мне, ­ верно!» Вывод: сочувствие, сострадание,  любовь к людям, единение в общем  порыве облегчить жизнь  забастовщиков придают решимости  и дают нравственные силы принять  на себя ответственность за судьбу  других людей. Краткий пересказ произведения. Идёт обсуждение заветов отца «Если молод, не легко верить в  опасность». «Какая польза ковырять море  спичками? Берегите силу, иначе  тебя напрасно станут ждать дома». «Всегда держаться так, как будто  никого нет лучше тебя и нет никого  хуже. Дворянин и рыбак, священник  и солдат – одно тело, и ты такой же  необходимый член его, как все  другие». «Никогда не подходи к человеку,  думая, что в нём больше дурного,  чем хорошего, ­ думай, что хорошего больше в нём, ­ так это и будет». «Люди делают то, что спрашивают у  них». «Помни, что всё хорошее от  человека». Ответы учащихся с привлечение  цитат из текста. «Люди таковы, какими вы хотите  видеть их. Смотрите на них добрыми глазами, и вам будет хорошо, им –  тоже. От этого они станут ещё  лучше, вы – тоже! Это – просто!» «Приглядевшись к людям, я знаю,  помнить – это всё равно, что  понимать, а чем больше понимаешь,  тем более видишь хорошего, ­ уж это так, поверьте!» Учащиеся формулируют вывод:  любовь к сыну заставила отца, Какой вывод после анализа рассказа  мы сделаем? превозмогая боль, дать последние  наставления, открыть истину,  которая дала ростки в душе  молодого человека и помогла ему в  жизни. Продолжим составление кластера Обсуждение высказываний  учащихся Выводы по теме урока.  Так в чем же смысл жизни, по мнению,  М. Горького?  В чем предназначение человека? Есть сходство у героев «Сказок об  Италии» с образом Данко? В чем  заключается это сходство? Люди разные, тем они и интересны. Но  все­таки, если у человека горячее  сердце, если жива душа, то в нем живет Данко. Посмотрите на составленный кластер,  подумайте, а какими бы хотели быть  вы?  Каких людей хотели бы видеть рядом? Как вы считаете, что такое  «каждодневный подвиг»? Труден ли  он? Почему? Конечно, очень тяжело каждый день  совершать подвиг. Подвиг­это не  только спасение жизни в  экстремальной ситуации, подвиг­это  вся жизнь, это умение оставаться  человеком при любых обстоятельствах. 8. Домашнее задание. (1 минута)  Напишите сочинение­миниатюру по  одной из тем. 1.Что сделаю я для людей? 2.Быть настоящим человеком. 3.Смысл жизни. 9. Итог урока.  На сегодняшнем уроке мы поговорили  о смысле жизни.  Пусть наша жизнь  будет вечным горением, пусть рядом  идут литературные герои, которые  пробуждают мысль и желание  изменяться самому, изменять мир  вокруг

Конспект урока по литературе для 7 класса на тему: «Любовь к людям как смысл жизни» (по рассказам М. Горького «Свадьба», «Забастовка в Неаполе» и «Заветы рыбака» из цикла «Сказки об Италии»).

Конспект урока по литературе для 7 класса на тему: «Любовь к людям как смысл жизни» (по рассказам М. Горького «Свадьба», «Забастовка в Неаполе» и «Заветы рыбака» из цикла «Сказки об Италии»).

Конспект урока по литературе для 7 класса на тему: «Любовь к людям как смысл жизни» (по рассказам М. Горького «Свадьба», «Забастовка в Неаполе» и «Заветы рыбака» из цикла «Сказки об Италии»).

Конспект урока по литературе для 7 класса на тему: «Любовь к людям как смысл жизни» (по рассказам М. Горького «Свадьба», «Забастовка в Неаполе» и «Заветы рыбака» из цикла «Сказки об Италии»).

Конспект урока по литературе для 7 класса на тему: «Любовь к людям как смысл жизни» (по рассказам М. Горького «Свадьба», «Забастовка в Неаполе» и «Заветы рыбака» из цикла «Сказки об Италии»).

Конспект урока по литературе для 7 класса на тему: «Любовь к людям как смысл жизни» (по рассказам М. Горького «Свадьба», «Забастовка в Неаполе» и «Заветы рыбака» из цикла «Сказки об Италии»).

Конспект урока по литературе для 7 класса на тему: «Любовь к людям как смысл жизни» (по рассказам М. Горького «Свадьба», «Забастовка в Неаполе» и «Заветы рыбака» из цикла «Сказки об Италии»).

Конспект урока по литературе для 7 класса на тему: «Любовь к людям как смысл жизни» (по рассказам М. Горького «Свадьба», «Забастовка в Неаполе» и «Заветы рыбака» из цикла «Сказки об Италии»).

Конспект урока по литературе для 7 класса на тему: «Любовь к людям как смысл жизни» (по рассказам М. Горького «Свадьба», «Забастовка в Неаполе» и «Заветы рыбака» из цикла «Сказки об Италии»).

Конспект урока по литературе для 7 класса на тему: «Любовь к людям как смысл жизни» (по рассказам М. Горького «Свадьба», «Забастовка в Неаполе» и «Заветы рыбака» из цикла «Сказки об Италии»).

Конспект урока по литературе для 7 класса на тему: «Любовь к людям как смысл жизни» (по рассказам М. Горького «Свадьба», «Забастовка в Неаполе» и «Заветы рыбака» из цикла «Сказки об Италии»).

Конспект урока по литературе для 7 класса на тему: «Любовь к людям как смысл жизни» (по рассказам М. Горького «Свадьба», «Забастовка в Неаполе» и «Заветы рыбака» из цикла «Сказки об Италии»).

Конспект урока по литературе для 7 класса на тему: «Любовь к людям как смысл жизни» (по рассказам М. Горького «Свадьба», «Забастовка в Неаполе» и «Заветы рыбака» из цикла «Сказки об Италии»).

Конспект урока по литературе для 7 класса на тему: «Любовь к людям как смысл жизни» (по рассказам М. Горького «Свадьба», «Забастовка в Неаполе» и «Заветы рыбака» из цикла «Сказки об Италии»).

Конспект урока по литературе для 7 класса на тему: «Любовь к людям как смысл жизни» (по рассказам М. Горького «Свадьба», «Забастовка в Неаполе» и «Заветы рыбака» из цикла «Сказки об Италии»).

Конспект урока по литературе для 7 класса на тему: «Любовь к людям как смысл жизни» (по рассказам М. Горького «Свадьба», «Забастовка в Неаполе» и «Заветы рыбака» из цикла «Сказки об Италии»).

Конспект урока по литературе для 7 класса на тему: «Любовь к людям как смысл жизни» (по рассказам М. Горького «Свадьба», «Забастовка в Неаполе» и «Заветы рыбака» из цикла «Сказки об Италии»).

Конспект урока по литературе для 7 класса на тему: «Любовь к людям как смысл жизни» (по рассказам М. Горького «Свадьба», «Забастовка в Неаполе» и «Заветы рыбака» из цикла «Сказки об Италии»).

Конспект урока по литературе для 7 класса на тему: «Любовь к людям как смысл жизни» (по рассказам М. Горького «Свадьба», «Забастовка в Неаполе» и «Заветы рыбака» из цикла «Сказки об Италии»).

Конспект урока по литературе для 7 класса на тему: «Любовь к людям как смысл жизни» (по рассказам М. Горького «Свадьба», «Забастовка в Неаполе» и «Заветы рыбака» из цикла «Сказки об Италии»).
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.03.2018