Технологическая карта урока
Предмет: чтение (литературное чтение)
Класс: 7
Учитель:
Дата:
Тема: Р.П. Погодин «Время говорит – пора». Сравнительная характеристика героев и их поступков
Тип урока |
Урок усвоения новых знаний (технология деятельностного метода) |
Дидактическая цель |
формирование умения определять главную мысль изучаемого произведения с помощью наблюдений за выразительными средствами, используемыми писателем, на основе знакомства с рассказом Р. П. Погодина «Время говорит – пора»
|
Задачи: |
Коррекционно- образовательная: формировать знания обучающихся о писателе; познакомиться с 1 частью рассказа Р. П. Погодина «Время говорит – пора»; учиться анализировать и определять главную мысль произведения; давать сравнительную характеристику героям; Коррекционно-развивающая: коррегировать у обучающихся навыки чтения, связной речи; Коррекционно-воспитательная: привить обучающимся интерес к творчеству Р. Погодина; привить обучающимся негативное отношение к алкогольным напиткам, алкоголизму; привить обучающимся уважение и любовь к своей семье
|
Планируемые результаты |
Предметные: - расширить сведения о жизни и творчестве Р. Погодина и познакомить с его произведением “Время говорит - пора”; -
обучать прогнозированию содержания произведения на основании заглавия,
иллюстрации; - актуализировать имеющиеся у учащихся знания в связи с изучаемым материалом; Личностные УУД: - побудить интерес к произведениям Р. Погодина; - развивать правильные качества личности; - воспитывать терпимость, уважительное отношение и любовь к своей семье, негативное отношение к алкогольным напиткам, алкоголизму - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные: Познавательные УУД -формировать умение строить простые рассуждения; - развивать умение осуществлять логические действия анализа, синтеза и обобщения; - формировать у обучающихся умение работать с различными источниками информации; - уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке Регулятивные УУД - уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; -планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; -уметь высказывать своѐ предположение на основе работы с материалом учебника; -оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; -вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Коммуникативные УУД - уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию
|
Технологии обучения |
|
Методы |
а) по источнику знаний: - словесные; - беседа (взаимодействие, осуществление обратной связи и развитие устной речи учащихся); - наглядные; - практические б) по степени взаимодействия учителя и учащихся: - беседа; - самостоятельная работа в) по характеру познавательной деятельности: - репродуктивные; - проблемные; - частично-поисковые; - постановка проблемы, поиск решений, подтверждений, выдвинутых предположений методы стимулирования - создание ситуации успеха, поощрения |
Формы проверки достижений ожидаемого результата |
- самоконтроль; -фронтальный контроль -индивидуальный контроль
|
Организация пространства |
Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах |
Ресурсы:
|
- мультимедийный проектор, интерактивная доска; - компьютер; - мультимедийная презентация - |
Оборудование: |
- Учебники, тестовые задания на листах |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Время |
Коррекционная работа |
||
1. Организационный этап |
1) Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас в школе День открытых дверей! К нам пришли в гости ваши родители, учителя! Давайте поприветстуем их, улыбнемся им! Молодцы! Садитесь! 2) Речевая разминка. Дело мастера боится. Пьянству-бой. - читаем поговорки вслух сначала медленно, потом быстро - о чем говорится в этих поговорках?
|
Фиксация настроения . Проверка готовности рабочего места. Контроль/самоконтроль позы учащегося за партой.
Читают поговорки Отвечают на вопросы - Если не будешь бояться работы, она будет всегда получаться; нужно бороться с пьянством
|
5 мин
|
Коррекция внимания
Коррекция связной речи Коррекция мышления
|
||
2.Актуализация знаний
|
1) Проверка домашнего задания А сейчас вспомним то, что мы рассматривали на прошлом уроке. Выберите правильный ответ: 1. Какое произведение мы читали и анализировали на прошлом уроке: «Капитан Клюквин», «Багульник», «Картофельная собака»? 2. Кто написал это произведение: Юрий Яковлев, Николай Рыленков, Юрий Коваль? 3. Кто главный герой этого произведения: Капитан Клюквин, Тузик, Коста? 4. Чему учит это произведение: защищать Родину, любить животных, храбрости. 2) Закончите пословицу § Землю красит солнце, а человека – (работа) О чём эти пословица? (о труде, о его пользе, что труд облагораживает человека) Следующая пословица –Кто вино любит, тот сам себя (погубит). Как вы понимаете эту пословицу? (алкоголь разрушает жизнь человека) О чем мы будем читать новое произведение? (о пользе труда, о вреде алкоголя) Сегодня мы познакомимся с произведением Радия Петровича Погодина «Время говорит – пора».
|
Отвечают на вопросы 1. «Багульник» 2. Юрий Яковлев 3. Коста 4. Любить животных
Заканчиваю пословицы. - Работа - О труде, о его пользе, что труд облагораживает человека - Погубит - Алкоголь разрушает жизнь человека - О пользе труда, о вреде алкоголя
|
8 мин
|
Коррекция памяти Коррекция связной речи
Коррекция внимания Коррекция мышления
|
||
3. Постановка цели и задач урока |
Какова цель сегодняшнего урока?
|
Называют цель урока - Познакомиться с произведением Радия Петровича Погодина «Время говорит – пора» - Дать характеристику героев этого произведения
|
3 мин |
Коррекция связной речи
|
||
4. Первичное усвоение новых знаний
|
Радий Погодин родился 16 августа 1925 года в деревушке под Тверью в крестьянской семье. Затем вместе с матерью и старшим братом переехал в Ленинград. Здесь в 1941 окончил 8 классов. Едва набравшись сил, в 17 лет он ушел на фронт. После окончания пехотного училища Погодин отправлен в действующую армию. Радий Погодин - представитель поколения фронтовиков. С января 1943 года он участвовал в боях. Войну закончил в Берлине командиром отделения разведки в танковой дивизии. Несколько раз был ранен, контужен. Награжден двумя орденами Славы, двумя орденами Красной Звезды, многими медалями. Когда война кончилась — работал. Работал воспитателем, слесарем-механиком, лесорубом, грузчиком, мойщиком окон, пионервожатым, штамповщиком по металлу, пожарным, журналистом. По доносу был арестован, 5 лет сидел «за антисоветскую пропаганду». Радий Погодин написал более 20 книг, среди которых сборники рассказов, повести, сказки, пьесы. Пользовались популярностью и фильмы, снятые по повестям писателя. Читатели детских журналов «Мурзилка», «Пионер», «Костёр» с нетерпением ждали его новых произведений. Многие книги были переведены на десятки языков и оценены по достоинству: Погодину присудили премию имени Ганса Христиана Андерсена. В 1960 г. вышла книга рассказов «Рассказы о веселых людях и хорошей погоде». Её герои — люди открытые, не унывающие в беде, верные в дружбе. Мы сегодня начнем читать рассказ из этой книги «Время говорит – пора». А сейчас послушайте 1 часть рассказа. Перед этим проведем словарную работу. Рассмотрим слово ОПЕКУНСТВО, которое встречается в тексте. ОПЕКУНСТВО - это форма защиты личных и имущественных прав и интересов несовершеннолетнего ребёнка. 2) Проведение физминутки 3) Первичное чтение учителем 1 части рассказа (с.265 – с.268)
|
Слушают, задают вопросы
|
8 мин
|
Коррекция слухового восприятия Коррекция внимания
|
||
5. Первичная проверка понимания |
1. Понравилось ли вам 1 часть произведения? 2. Какие чувства у вас вызывает рассказ?
|
Отвечают на вопросы - Жалость к мальчику Володе - Осуждение действий Ивана Глухова, его алкоголизм
|
2 мин |
Коррекция связной речи Коррекция мышления
|
||
6. Первичное закрепление
|
1. Анализ произведения - Кто главные герои? - Какая трагедия произошла в семье? - В чем проявилась слабость отца? - Чем он оправдывал свое пьянство? - Можно ли считать это оправданием? 2. Тестирование обучающихся (на листочках) Работа в парах 1. Коррекционное упражнение «Придумай название части рассказа» - Объясните. I. Итог урока. - Как называется рассказ, который мы начали читать на уроке? - Кто автор рассказа? - Чему учит нас этот рассказ?
|
Слушают учителя. Отвечают на вопросы? - Мальчик Володя, его отец Иван Глухов - Умерла мама мальчика - Начал пить - Смертью жены - Нет Выполняют тестирование в парах
Придумывают названия: «Смерть мамы», «Папа начал пить»
Отвечаю на вопросы - «Время говорит – пора»
- Р. Погодин
Любить и уважать родителей, детей, не принимать алкоголь, другие вредные вещества, думать и заботиться о соей семье, о своих близких
|
7 мин |
Коррекция памяти Коррекция связной речи Коррекция мышления
|
||
7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок |
Выставление оценок |
Слушают. Задают вопросы
|
2 мин
|
Коррекция внимания
|
||
8. Информация о домашнем задании, инструктаж по выполнению |
С. 265-268 прочитать, ответить на вопросы 1, 2
|
Слушают, записывают домашнее задание в дневниках |
2 мин |
Коррекция слухового восприятия
|
||
9. Рефлексия (подведение итогов
|
Оцените свою деятельность на уроке с помощью «Светофора» (зелёный – все понятно, желтый – есть затруднения, красный – много непонятного – карточки данных цветов даны учащимся еще до урока).
|
Оценивают свою деятельность
|
3 мин |
Коррекция внимания Коррекция мышления
|
||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.