Конспект урока по литературе по внеклассному чтению в 5 лассе "Что есть милосердие..."
Оценка 4.7

Конспект урока по литературе по внеклассному чтению в 5 лассе "Что есть милосердие..."

Оценка 4.7
Работа в классе
docx
русская литература
5 кл
18.09.2018
Конспект урока по литературе по внеклассному чтению в 5 лассе "Что есть милосердие..."
Урок внеклассного чтения на нравственную тему по рассказу М Горького "Вор" и библейской притчи о добром самарянине
Урок литературы в 5 классе по рассказу Горького Вор.docx
Урок литературы в 5 классе Тема: «Давайте будем милосердны» на основе литературного очерка М. Горький  «Вор». Задачи урока: ∙ Обучение анализу героев через речевую характеристику, описание внешности.  ∙ Формирование и развитие умение анализа художественного текста ∙ Воспитание чувства сострадания и милосердия к людям, вызвать интерес к урокам  литературы. Эпиграфы: Не было бы добрых людей, Жизнь давно бы остановилась… В.Шукшин Нет опасней человека, которому чуждо человеческое, который равнодушен к судьбам  ближнего. М.Е.Салтыков­Щедрин. Оргмомент Ход урока Здравствуйте, ребята. Посмотрите сколько у нас сегодня гостей. Давайте покажем нашим  гостям, как мы умеем работать, чтоб у них от нашего урока осталось приятное  впечатление. Сообщение темы и цели урока I. II. стих о милосердии на доске Прежде чем приступить к работе по теме нашего урока, давайте, ребята, обратим внимание на доску. Прочитайте данное стихотворение и подумайте, о чём оно. (читаем Милосердие в моем понимании – Это ласка, любовь, сострадание. Это ­ маме усталой помочь Это ­ бабушку навестить. И обиду свою превозмочь, И того, кто обидел ­ простить. Это ­ птичек и кошек кормить. И цветы на окне поливать. Всё живое на свете любить, И жалеть, и ценить, и прощать. Слушаю высказывания ребят. Зачем нужно быть милосердным? Как вы считаете? Правильно, ребята. Данное стих­е о милосердии, сострадании к людям, о чувстве, которое  должно быть присуще каждому настоящему человеку. Итак, сегодня мы с вами рассмотрим проявление данного чувства у людей на основе очерка М. Горького «Вор». III. Работа по теме урока   Ребята, как вы видите, Горький с самого раннего детства познал все  Запишем данную тему в тетрадь. Литературный очерк М. Горького «Вор». (Записываем в  тетрадь) Как вы уже знаете любое произведение, любого писателя в первую очередь  основывается на его биографии, на тех случаях, которые оказали влияние на развитие его  личности. М. Горький не исключение. Большая часть его произведений автобиографична.  Литературный очерк «Вор» из их числа. Давайте остановимся на основных фактах  биографии писателя. Дома должен был подготовить сообщение, о некоторых биографических данных писателя. ( Ученик С. Шарандин) Подведение итога   тяготы жизни, очень много работал, очень многое видел, был близок к простому народу,  что и нашло отражение в его творчестве, а в частности его очерке «Вор». Обратимся к жанру этого произведения. Автор указывает его как литературный очерк. С  таким жанром мы ещё не знакомились. До этого мы изучали только рассказ и повесть.  Напомните мне, пожалуйста, что такое рассказ, повесть. Ребята, литературный очерк –это одна из всех разновидностей рассказа,  характеризующаяся отсутствием единого, острого и быстро разрешающегосяконфликта и  большой описательностью. Оба отличия зависят от особенностей проблематики очерка.  Очерковая литература проблемы гражданского и нравственного состояния «среды»  (воплощённого обычно в отдельных личностях) — проблемы «нравоописательные»; она  обладает большим познавательным разнообразием. Очерковая литература обычно сочетает  особенности художественной литературы ипублицистики. (Записали в тетрадь понятие). Дома вы прочитали очерк, сейчас узнали, что это за жанр,  постарайтесь найти особенности этого жанра в прочитанном произведении.(Высказывания  ребят) Любое произведение начинается с названия. «Вор» . Как вы думаете, почему Горький так  назвал своё произведение. (Высказывания ребят) ­Как вы считаете, кто такой вор? ­Вот как раскрывает это понятие словарь Ожегова Вор – это человек, который ворует, преступник, занимающийся кражами ­А что означает примечание с натуры. Как вы это понимаете? Т.е. это произведение на основе реальных событий, которое увидел М. Горький на одном из рынков. Следующим этапом работы будет анализ действующих лиц. Кто главный герой  произведения? Давайте найдем его описание. Зачитываем. (Со слов: « Около лотка…. со слов: и блеск их был жаден…») ­ Что вы узнали о его материальном положении, настроении, характере? ­ А у вас какие эмоции вызывает описание мальчика­воришки? ­А теперь обратим внимание на описание торговца? ( Со слов: «..Но как ни занят был торговец…. до слов: «..за всеми движениями мальчика») Описание небольшое , но детальное. Обратим внимание на него. И постараемся понять  отношение автора к нему. (Говорю я: плутоватые глаза, цепкие пальцы, густая шерсть на суставах. Эпитеты,  использованные автором, характеризуют торговца как нечестного плутоватого человека,  который своего не упустит, нужное ему будет крепко, цепко держать. Он напоминает  писателю сильное животное: на суставах его рук растут не волосы, а шерсть. А как вы относитесь к героям. Какая сцена является ключевой в очерке? Кто вам симпатизирует? Почему? Мальчик же вор. Давайте зачитаем эту сцену по ролям. ( Со слов: «Ага, сынок!....до слов: держа мальчика за плечо») Очень впечатляющая сцена. Давай те ещё раз дадим общую характеристику мальчику. Кто  мальчик? (Сирота, можно итак его назвать, при живой матери. Так как она не занимается его  воспитанием и содержанием, мальчишка сам пытается себя прокормить, выжить. Он  совсем ещё маленький, что он может сделать, какую работу выполнить, чтобы заработать?  Никакую. А что ему приходиться делать в такой ситуации? Чтобы не умереть с голоду  жизнь заставляет его воровать. Он честно признается торговцу, зачем он ворует мыло? Не  ради баловства, а чтобы купить хлеба и квасу.) И как с ним поступает торговец? Он правильно делает, поймав его. Вора надо ловить. Но  услышав, зачем мальчик ворует мыло, он издевается над ним. В этом ужасном человеке  нисколько не проснулось чувства сострадания к этому мальчонке. Он понимает, что  никакого выкупа или денег с родителей он спросить не сможет, не с кого спрашивать. Он  унижает мальчонку, дерет ему уши, дает подзатыльник, хотя тот несколько раз просит  прощения и даже целует ему руки. Физкультминутка А теперь давайте вернемся к названию произведения и к терминологии Ожегова. Мне  кажется, ребята, что название, данное Горьким, не совсем подходит к этому очерку. Вроде  бы вор, а может и не вор. Подумайте, как ещё можно озаглавить произведение. Ребята, это ужасно. Каждый человек или живое существо, которое называет себя  человеком, должен быть наделен тем чувством, о котором тема наша сегодняшнего урока.  Мальчик, конечно не прав, что стал воровать, но что ему ещё оставалось сделать, чтобы не  умереть с голоду. Торговец как должен был поступить? Спросить, войти в ситуацию  мальчика. Но ни в коем случае не издеваться над бедным голодным несчастным ребенком.  Давайте назовем существительные – слова, которые должен был проявить был торговец к  мальчику.(Записываю на доске) Доброта, жалость, сострадание, забота, понимание,  милосердие. Вот эти качества и чувства должны быть присуще всем людям на земле.  Прошло много лет с написания этого очерка, наша цивилизация ушла далеко в развитие, покорили космос, изучаем галактику, далеко шагнули в электроники. Но к сожалению, в  проявлении этих прекрасных милых сердцу чувств, люди становятся всё черствее и  черствее, озлобленее друг к другу, жесточе. И наша задача воспитывать в себе, чувства,  которые записали. ­Подводя итог нашему уроку, давайте выделим идею данного произведения: проявление  бессердечности, жестокости по отношению к людям. Ребята, мне хочется закончить наш урок чтением лирических произведений, в которых  также рассматривается проблема проявления милосердия. ­ А теперь подведем итог нашего сегодняшнего урока. Ребята, что вы сегодня узнали? Чем вам понравился сегодняшний урок или не понравился?  Какие выводы сделали. Весь урок на доске вы видели эпиграфы к нашему занятию, но мы специально их не  касались. Прочитайте их (читаем), и я желаю вам, чтобы навсегда остались в вашем сердце. Ну, а теперь задание на дом. С.8, №1, устно продумать продолжение рассказа. Сергей Великорецких       Сироты... Сколько много сирот живет в этом свете, Сколько малых детей умирает везде. Их мамы и папы ушли с этой планеты Или оставили их в суете. Нет тех людей, кто о них позаботясь, Накормят, напоят, согреют любя. И ходят оборванные, нищие дети В мусорных баках еду находя. Ненужные миру, ненужные людям Сироты­дети воруют, чтоб жить. О люди, взгляните, вокруг посмотрите, Сиротскую долю хотели б прожить? Хотели ли вы жить как эти дети Порою не евшие несколько дней? Порою замерзшие, слабые дети В изнеможение. А сколько смертей? Друг мой, задумайся сегодня над этим В сердце своём зажги искру любви. И дети заплатят вам щедро за это Своею любовью. Вперед лишь смотри. Сердце ищет тепла... Сердце ищет тепла, сердце сил не жалеет… В бесконечный полёт рвётся наша душа… Сердце ищет любви, и в разлуке болеет, Но на помощь ему доктора не спешат… Вы не бойтесь любить, и быть в чувствах щедрее… Счастлив тот, кто любовь раздаёт без конца… Ведь от скупости чувств наши души скудеют… А от скудости душ – так грубеют сердца… Сердце ищет тепла на промокших аллеях… Сердце ищет любви для продрогшей души… Сердце ищет любви... Устаёт, и слабеет… Сердце ищет тепла,… ты к нему поспеши… Вы не бойтесь любить, быть друг к другу добрее… Тот неправ, кто любовь раздаёт не спеша… Ведь от скупости чувств наши души стареют, Просто жить без любви не умеет душа… Милосердие – любовь к ближнему! Пониманье – прощенья друг! А надежда ­ спасенья круг тому, Кто ослаб, оступившись вдруг. И когда мы с тобою простимся, Вскользь, роняя обиды слова. Вспомним истину, не усомнимся: Милость сердца – всему голова Ах, как нам добрые слова нужны. Не раз мы в этом убеждались сами. А может не слова — дела важны? Дела — делами, а слова — словами. Они живут у каждого из нас, На дне души до времени хранимы, Чтоб их произнести в тот самый час Когда они другим необходимы. Давай поговорим о доброте, о ценностях непреходящих, вечных, о жизни, что так коротка и быстротечна, о том, что мы давно уже не те. Мы разучились верить и мечтать, мы перестали понимать друг друга, нас закружила ненависти вьюга — мы разучились сострадать. Погрязли в спорах, дрязгах, войнах, суете, забыв о том, что существует счастье, о том, что мир огромен и прекрасен, в нем места хватит всем. Давай поговорим о доброте! Доброта непременно спасает весь мир Доброта непременно спасает весь мир Помогает расти всем на свете Чтобы людям гармонию, мир обрести Свое сердце в добре вы согрейте Милосердие вдруг в твоем сердце зажглось И оно разнеслось несомненно Все познают его, если в сердце твоем Оно даже зажглось на мгновенье Много сил и усердия нужно вложить Чтоб Добро сбереглось и Терпение Только Истина в том, чтобы в сердце хранить Истину, Доброту и Терпение В этой жизни сложной и суровой Дефицитом стала доброта, И простое, ласковое слово Подменяют грубым неспроста. Хочешь выжить­значит, вой по­волчьи, В волчьей стае доброта ­ не в счёт. Вмиг любого разрывают в клочья, Кто не по законам их живёт. И не важно: родственные души, Стар ты, молод или ещё мал, Доводы никто не будет слушать, Бьют наотмашь, валят наповал. Только мы ­то люди, а не звери, Неужели трудно так понять. Но не всем сегодня можно верить­ Могут и обидеть и предать. Злых людей всё больше с каждым разом. В непростое время мы живём. Злоба, как отрава, как зараза, Всё погубит на пути своём. Людям этим счастье неизвестно, Без друзей, как правило, они, Вот и сеют злобу повсеместно, Отравляя собственные дни. Бесполезны им добра уроки, Людям этим не дано любить. Злые люди ­ просто одиноки, Потому­то с ними трудно жить. Дарите людям доброту, Заботу и любовь, И пониманье и мечту – Дарите вновь и вновь! Пусть о награде мысли нет И никогда не будет, Ответный сердца тёплый свет Тебе подарят люди. И жизнь изменится твоя, Удачливее станет, Когда потоком на тебя Волна любви нагрянет! Дарите людям добро

Конспект урока по литературе по внеклассному чтению в 5 лассе "Что есть милосердие..."

Конспект урока по литературе по внеклассному чтению в 5 лассе "Что есть милосердие..."

Конспект урока по литературе по внеклассному чтению в 5 лассе "Что есть милосердие..."

Конспект урока по литературе по внеклассному чтению в 5 лассе "Что есть милосердие..."

Конспект урока по литературе по внеклассному чтению в 5 лассе "Что есть милосердие..."

Конспект урока по литературе по внеклассному чтению в 5 лассе "Что есть милосердие..."

Конспект урока по литературе по внеклассному чтению в 5 лассе "Что есть милосердие..."

Конспект урока по литературе по внеклассному чтению в 5 лассе "Что есть милосердие..."

Конспект урока по литературе по внеклассному чтению в 5 лассе "Что есть милосердие..."

Конспект урока по литературе по внеклассному чтению в 5 лассе "Что есть милосердие..."

Конспект урока по литературе по внеклассному чтению в 5 лассе "Что есть милосердие..."

Конспект урока по литературе по внеклассному чтению в 5 лассе "Что есть милосердие..."

Конспект урока по литературе по внеклассному чтению в 5 лассе "Что есть милосердие..."

Конспект урока по литературе по внеклассному чтению в 5 лассе "Что есть милосердие..."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.09.2018