Конспект урока по литературному чтению для 3 класса
Автор учебника: Л.Ф. Климанова
Тема: А. С. Пушкин «Сказка о Царе Салтане…»
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: познакомить учащихся с произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…», углубить знания о жизни и творчестве поэта.
Задачи:
Образовательные: путем наблюдения, сравнения ввести понятия, что такое «русская народная сказка»
Развивающие: способствовать выразительному чтению и поэтического слуха учащихся;
Воспитательные: пробудить интерес к чтению художественных произведений.
Конспект урока по литературному чтению для 3 класса
Автор учебника: Л.Ф. Климанова
Тема: А. С. Пушкин «Сказка о Царе Салтане…»
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: познакомить учащихся с произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе
Салтане…», углубить знания о жизни и творчестве поэта.
Задачи:
Образовательные: путем наблюдения, сравнения ввести понятия, что такое
«русская народная сказка»
Развивающие: способствовать выразительному чтению и поэтического слуха
учащихся;
Воспитательные: пробудить интерес к чтению художественных произведений.
УУД, формируемые на уроке:
личностные: способность к самооценке
коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и
понимать речь других
познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать
новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить
ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию,
полученную на уроке.
регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью
учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по
коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия;
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.Оборудование и технические средства обучения: портрет А.С. Пушкина;
выставка книг А.С. Пушкина; рисунки учащихся к любимым героям сказок А.С.
Пушкина.
Ключевые слова: «русская народная сказка»
Планируемые результаты:
Умение различать рассказ от народной сказки, выделять зачин и признаки
сказки.
Ход урока
Содержание этапа,
Деятельность учащихся Формирование УУД
деятельность учителя
Организационный момент
Встали красиво, выровнялись.
Проговаривают
Личностные:
стихотворение – правила
поведения на
уроке,
Самоопределение
(мотивация учения)
объясняют, для чего нужно
выполнять эти правила.
Садитесь.
Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Наши ушки – на макушке, Глазки
широко открыты. Слушаем,
запоминаем,
Ни минуты не теряем.
Ребята! У вас хорошее
настроение? Вот такое? . У
меня тоже такое настроение.
Начнём наш урок. Человек,
который хочет научиться
выразительно читать, должен
уметь управлять мимикой,
2передавать настроение героя.
Предлагаю вам потренироваться.
Покажите мне такое настроение:
. А теперь, вот такое: . А
. (Дети
сейчас, вот такое:
несколько раз тренируются)
Актуализация новых знаний
Задание по группам
Коммуникативные УУД:
своих
выражение
мыслей,
своего мнения,
аргументация
учёт
разных мнений учащихся
Выразительное
чтение
несколькими
отрывка
учениками
Игра «Собери сказку» Задание
по группам: из отдельных слов
сложить полное название сказки
(слова написаны на отдельных
карточках) Сказка о царе
Салтане о сыне его славном и
могучем богатыре князе Гвидоне
Салтановиче и о прекрасной И
царевне Лебеди
Выразительное чтение отрывка
несколькими
учениками.
Оценивают члены жюри (с
каждого ряда).
Докажите, что прочитанное
произведение – сказка.
Назовите (прочитайте) повторы
Ветер на море гуляет И кораблик
подгоняет, Он бежит себе в
волнах На раздутых парусах А
самато величава, Выступает,
будто пава, А как речь то
говорит, Словно реченька
журчит. Ветер весело шумит,
Судно весело бежит Мимо
острова Буяна В царство
3славного Салтана…
Постановка учебной задачи
Ребята,
вы
любите
Фронтальная
беседе
Регулятивные
УУД:
(интервью)
путешествовать? А читать
сказки? Сегодня на уроке мы
необычное
совершим
путешествие, мы отправимся в
гости к А.С.
Пушкину и
познакомимся со сказкой,
которая называется "Сказка о
царе Салтане, о сыне его славном
и могучем богатыре князе
Гвидоне Салтановиче и о
прекрасной царевне Лебеди". Я
хотела бы взять у вас интервью и
узнать, что вы знаете об А.С.
Пушкине и, что я ещё могу
рассказать и показать вам. В
каком городе родился А.С.
Пушкин? (А.С. Пушкин родился
в Москве.) К какому роду
принадлежала семья Пушкиных?
Целеполагание
(постановка задачи на
соотнесения
основе
того, что известно и не
известно). Планирование
(определение
последовательности
промежуточных целей).
Прогнозирование.
Формируем
умение
оценивать
учебные
действия в соответствии
с поставленной задачей.
Формируем
умение
прогнозировать
предстоящую работу
(составлять план)
Открытие новых знаний
В тексте сказки много слов,
Работа с устаревшими
Регулятивные
УУД:
которые мы сейчас не
употребляем в нашей речи. Как
словами
словарями
Работа
со
Целеполагание.
Планирование.
они называются? (Устаревшие)
На какие две группы, можно
разделить эти слова? (Историзмы
и архаизмы) В чём их различие?
Приведите примеры слов.
Значения некоторых слов нам
понятны, а с другими значениями
Прогнозирование.
Формируем
умение
осуществлять
познавательную
и
личностную рефлексию.
4слов нам помогут разобраться
словари.
(Толковый словарь
Ожегова,
этимологический
словарь и словарь устаревших
слов, на доске карточки со
словами.) Слова из первого
отрывка
Молвить
(говорить) Крещёный мир (в то
сказки.
время все люди верили в бога и
принимали обряд крещения)
Позадь забора (за забором) К
исходу сентября (к концу
сентября) Светлица (см. словарь
Ожегова)
Сени (см. словарь Ожегова)
Красная девица (красивая)
Почему
"красный"
обозначало "красивый"? На этот
слово
вопрос нам поможет ответить
этимологический словарь.
Слова из второго отрывка сказки.
Аршин (см. учебник) Гонец (см.
словарь Ожегова) Слова из
третьего отрывка. Сума (см.
словарь устаревших слов) Бояре
(см. учебник) Ребята, как вы
думаете,
придумывают
зачем художники
различные
Чтение первого отрывка
Чтение второго отрывка
иллюстрации к сказкам?
Чтение третьего отрывка
(Иллюстрации помогают лучше
представить то время, в котором
жили сказочные герои Пушкина).
Сейчас мы будем отвечать на
5Ответы на вопросы и
рассматривание
иллюстраций к сказке
вопросы по содержанию сказки и
рассматривать иллюстрации)
Беседа по содержанию сказки
Как относится царь к жене,
сыну? Почему вы так считаете?
Что заставило Гвидона
превратиться в комары?
Как наказал свою тетку
Гвидон?
Осуждает ли автор своего
героя?
Почему так захотелось Гвидону
иметь чудобелочку?
В каком облике отправился во
второй раз князь Гвидон к отцу?
О каком чуде узнал князь
Гвидон на этот раз?
Как оказался князь Гвидоне у
царя к третий раз?
О каком чуде рассказала
повариха?
О каком чуде рассказала
ткачиха?
О чемто скрипнет половица,
Дети самостоятельно
Физкультминутка
И спице опять не спится;
Присев на кровати, подушки
проводят разминку
6Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка…
Первичное закрепление
1. Какие выражения встречаются
Характеристика основных
Регулятивные
УУД:
в сказке?
героев сказки
2. Кто и как был наказан в этой
сказке? Прочтите строки.
3. Простил ли их автор? А вы бы
Коррекция
(внесение
корректив в план и
способ действия в
случае
расхождения
эталона)
простили? Или вам хочется
изменить
сказки?
конец
Характеристика основных героев
сказки
Салтан – добрый, доверчивый,
любит жену, ребенка, но бывает и
несправедливый, гневный. Его
настроение меняется.
Царь
Салтан сидит в палате На
престоле и в венце С грустной
думой на лице. Как относится
автор к царю?
Князь Гвидон – добрый,
справедливый,
честный,
терпеливый,
умеет прощать.
мужественный,
(Отношение
автора)
Царевна Лебедь – добрая,
скромная, щедрая. (Отношение
7Повариха,
автора)
ткачиха,
сватья баба Бабариха – злые,
эгоистичные,
(Отношение автора)
завистливые.
Самостоятельная работа с самопроверкой в классе
Игра «Сказки перепутались»
найти строчки к
Задание:
Каждая команда получает
карточку
Регулятивные
Контроль
УУД:
(сличение
подходящей сказке. А Князь
Гвидон ей отвечает: «Грусть
тоска меня съедает Пуще
прежнего старуха вздурилась Не
дает старику мне покою» Князю
Лебедь отвечает: «Не печалься,
ступай себе с богом…» Б В ноги
он к старухе поклонился,
Молвил : «Государыня родная!
Выбрал я жену себе» Старуха
сидит од окошком На чем свет
стоит мужа ругает: «Рапроклятая
ты ,мошка!»
В Видит: весь сияя в злате, Царь
Салтан сидит в палате В дорогой
собольей душегрейке, Жемчуги
огрузили шею, На руках золотне
На ногах красные
перстни,
сапожки На престоле и в венце С
грустной думой на лице.
Г Князь Гвидон тогда вскочил,
Громогласно возопил: «Что ты,
белены объелась? Ни
баба,
ступить, ни молвить не умеешь,
Насмешишь ты целое царство»
способа действия и его
результата с эталоном)
Коррекция
(внесение
корректив в план и
способ действия в
случае расхождения
эталона)
8дети получили домашнее
задание:
сделать
аппликацию
сказке/любимый
к
герой,
эпизод.
понравившийся
Показывают и рассказывают
Рефлексия
Организация фиксирования
нового знания
1. Какой эпизод из сказки
вам особенно понравился?
2. Есть ли у вас любимый
герой?
3. Кто он?
понравился?
Почему он
Дидактический материал
За островом Буяном. Вспомни
сказку А.С. Пушкина.
1. Из трех девиц одна стала
царицей, вторая – ткачихой. А
третья?
2. Молва о каких чудесах
привела царя Салтана в царство
его сына Гвидона?
3. Наказал ли царь Салтан сватью
бабу Бабариху и завистливых
сестёр царицы?
Аннотация к сказкам «Сказка о
мертвой царевне», «Сказка о
золотом петушке», «Сказка о
РегулятивныеУУД:
Контроль
(сличение
способа действия и
результата с заданным
эталоном).
Оценка
(осознание того, что
уже усвоено, осознание
качества и уровня
усвоения)
9попе и о работнике его Балде»
Итог, награждение грамотами «За
активное участие» Чему учит
сказка? Какие чувства остались
у вас после чтения сказки?
Домашнее задание: Продолжить
чтение сказки до стр. 266. Найти
и выписать из текста устаревшие
слова, объяснить значение этих
слов, используя в работе словари.
За работу на уроке оценки
получают: Вы очень хорошо
поработали, все молодцы!
Ребята, какое настроение у вас в
конце урока? Покажите мне на
ваших смайликах.
Награждение грамотами
Запись домашнего задания
Выставление оценок
10