Конспект урока по литературному чтению на тему: "Эстонская сказка "Каждый своё получил"
Оценка 4.8
Работа в классе
doc
русская литература
3 кл
20.02.2018
Конспект урока по литературному чтению подходит для УМК "Гармония". Урок - "открытия" нового знания. В нём используются различные технологии (здоровье-сберегающая, системно-деятельностный подход, технология сотрудничества, ИКТ), методы обучения (наглядный, репродуктивный и т.д.), формы работы учащихся (групповая, индивидуальная); выборочное чтение, чтение по ролям.Конспект урока по литературному чтению для 3 класса
Конспект урока 3 класс.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 3 г.Навашино»
Конспект урока по литературному чтению
в 3 классе
«Каждый своё получил»
Эстонская сказка
подготовила
учитель начальных классов
первой категории
Крутова Мария Викторовна г. Навашино
2017
Тема: Эстонская народная сказка "Каждый свое получил".
КОНСПЕКТ УРОКА
Тип урока: урок "открытия" нового знания.
Технологии:
здоровьесберегающие,
системнодеятельностного подхода,
технология
сотрудничества, ИКТ.
Методы обучения: проблемнопоисковый, наглядный, репродуктивный, эвристическая беседа,
элементы метода исследовательского обучения.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая.
Цель урока и задачи урока: познакомить учащихся с эстонской народной сказкой "Каждый
свое получил".
Показать красоту и меткость эстонской сказки; учить детей видеть заключённую в сказках
народную мудрость.
Развивать умение давать нравственную оценку ситуации, поведению и поступкам окружающих.
Воспитывать вежливое поведение, доброжелательное отношение к окружающим, правильное
отношение к отрицательным поступкам, гостеприимство, добиться уяснения учениками, что лишь
внимательный человек может понять нужды другого человека, помочь ему.
Формирование УУД:
Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя
учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному
плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с
поставленной задачей.
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; вступать в общение,
выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения; аргументировать
высказывания.
Личностные: обладать мотивационной основой учебной деятельности;
использовать адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Предметные:
Совершенствовать технику чтения, прежде всего правильность и выразительность;
совершенствовать поисковый способ чтения; определять отношение к персонажам;
наблюдать использование приема противопоставления; художественное своеобразие народных
волшебных сказок; выявлять идею произведения; определять и обосновывать тип народной сказки.
Оборудование урока: компьютер, проектор, экран, презентация, словарь, детские иллюстрации,
карточки для работы в группах, плакат с изображением яблони, бумажные цветы трех цветов.
Ход урока. Организационный момент. Рефлексия настроения учащихся.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок!
Посмотрите на своего соседа, улыбнитесь, зарядитесь бодрым настроением на целый урок. Тихо
садитесь.
С какой целью мы приходим на урок литературного чтения?
– А чтобы открывать чтото новое, какие умения мы должны развивать в себе?
Самоопределение к деятельности.
Сегодня на уроке потребуется ваше внимание, умение анализировать поступки, умение слушать
и помогать друг другу.
Каким вы хотите видеть наш урок?
Я желаю вам удачи!
Речевая разминка.
Сегодня мы переходим к изучению нового раздела. Откройте учебники на с.39 и прочитайте его
название. (Слайд 1)
Приходилось ли вам слышать такое выражение? В каком случае можно его употребить? (по
заслугам и награда; что заслужил, то и получил; за свою работу и получил)
Подготовительная работа.
А сейчас прочитаем шепотом, вполголоса. (Слайд 2)
Много жанров есть на свете: басня, повесть и рассказ,
Но с рожденья любят дети волшебство и мир прикрас.
Актуализация опорных знаний. Подготовка к восприятию.
Как вы думаете, о чем пойдёт речь на уроке? Произведение какого жанра мы будем читать?
Что мы называем сказкой?
Что мы знаем о сказках? (волшебные, бытовые, о животных)
Какими ещё бываю сказки, в зависимости от того кто их написал? (авторские, народные)
Чему учат сказки? (Добру, любви, справедливости, трудолюбию, как нужно поступать в той
или иной ситуации)
Какова главная тема сказок? (Борьба добра со злом)
Проверка домашнего задания.
Дома вы читали русские народные сказки и готовили иллюстрации.
Посмотрим на выставку рисунков.
Кто расскажет о сказке, которую он прочитал? Чему учит эта сказка?
Постановка проблемы.
Как вы думаете, а у народов других стран есть свои народные сказки?
Хотите с ними познакомиться?
Знакомство с названием темы. Постановка цели и учебных задач. Прогнозирование.
Посмотрите на слайд и назовите тему нашего урока. (Слайд 3)
Кто автор этой сказки?
Сформулируем цель урока.
Прочитайте слова помощники и сформулируем учебные задачи. (Слайд 4)
Познакомиться…
Разобраться …
Узнать …
Работа над новым материалом. Подготовительная работа перед чтением текста.
Но прежде чем читать, потренируемся в чтении.
Чтение слов из таблицы учебника на с. 39 (Слайд 5) учащимися про себя, потом хоровое
Словарная работа. (Слайд 6,7)
В сказке встретятся трудные слова и выражения, объясните, если сможете их значение. А если
будут затруднения, то нам поможет словарь.
смеркалось
бранить
полотно
аршин (работа с толковым словарем)
рассказать без утайки
помогать не скупясь (от всей души)
не горюй
хлопоты даром пропадут (без пользы)
не отдаст жалованье
Подготовка к первичному восприятию текста.
Рассмотрите рисунок, как вы думаете, о чем пойдет речь в этом произведении? (о рулоне
ткани, о куске)
Сейчас мы познакомимся с первой частью рассказа, а прочитает ее народный артист СССР
Николай Литвинов. Обратите внимание, как актёр своим голосом создаёт образы главных героев
сказки, чтобы передать характер персонажа.
Работа над новым материалом.
Прослушивание 1 части сказки. (До слов «… получила полную кладовку полотна.»)
Анализ первичного восприятия.
Понравилась ли вам сказка? Чем?
Какие эпизоды запомнились?
Оправдались наши предположения? В сказке говорится о куске ткани? Мы по картинке
предположили, что речь пойдет об этом предмете.
Какая это сказка волшебная или бытовая? Докажите.
– Какие чувства вы испытали, слушая сказку?
Назовите главных героев сказки?
Кто из героев понравился вам? Почему?
А кто не понравился? Почему?
Как хозяйка богачка разговаривала со старичком? Найдите и зачитайте строчки из сказки.
Почему в большом, богатом доме для старого, бедного человека не нашлось места?
Дайте характеристику богатой хозяйке.
А автору, эстонскому народу нравится богатая хозяйка? Докажите.
Почему хозяйка бедного дома получила полную кладовую полотна?
Прочитайте, как она встретила старичка?
Дайте характеристику хозяйке бедного дома.
Физминутка.
Эстония расположена около Балтийского моря. Представим себе теплое море и поиграем.
Мы руками поведём –
Будто в море мы плывём.
Раз, два, три, четыре –
Вот мы к берегу приплыли, Чтобы косточки размять,
Начнём наклоны выполнять –
Вправо, влево, вправо, влево.
Не забудем и присесть –
Раз, два, три, четыре,
На счёт пять – за парты сесть.
Работа над новым материалом (продолжение). Прогнозирование.
Что произойдет дальше?
Давайте проверим.
Чтение 2 части выборочно
Этап анализа и синтеза произведения. Выборочное чтение.
Подтвердились наши догадки?
Почему богачка изменила отношение к старичку?
Прочитайте, как она встречала старичка.
А действительно богачка рада гостю?
Какие слова подтверждают это? Зачитайте.
Нравится ли вам хозяйкабогачка.
Что же получила богачка за свои хлопоты? Прочитайте.
Почему богатая женщина осталась ни с чем, а бедная была награждена?
Использован ли в этой сказке художественный приём противопоставления?
Кто кому противопоставлен? Какие человеческие качества противопоставлены в сказке?
Радиотеатр. Чтение по ролям. Найдите эпизод «Как хозяйка посылает работника за
старичком». Определите, сколько здесь действующих лиц.
Отметьте, где, чьи слова. Прочитаем по ролям.
Итог урока.
Почему эстонский народ озаглавил свою сказку «Каждый свое получил»?
Совпадает ли главная мысль с названием сказки?
В чем народная мудрость этой сказки?
Чему каждого из нас учит эта сказка?
Что общего у русских народных сказок и эстонской?
Работа в группах. Работа над пословицами.
Народная мудрость заключена не только в сказках, но и в пословицах и поговорках.
Обсудите в своих группах, какая из пословиц больше других подходит к сказке?
1 группа
Семь раз отмерь, один отрежь.
Как аукнется, так и откликнется.
2 группа
Один в поле не воин.
Много хочет, да мало получит.
3 группа
Дорога ложка к обеду.
Плохо тому, кто добра не делает никому.
4 группа
Каждый человек своего счастья кузнец.
По заслуге и плата.
5 группа
Глазам стыдно, а душа радуется.
Жадный человек, сам себе враг. 6 группа
Чем богаты, тем и рады.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Заслушивание и обсуждение ответов учащихся. Обобщение.
Сегодня мы познакомились с эстонской народной сказкой и увидели, что всюду смеются над
жадными, глупыми и везде добро побеждает зло.
Рефлексивно– оценочные действия.
Цветы разного цвета со словами: любовь, дружба, уважение, доброта, вежливость, честность,
щедрость, помощь, успех, старание, гостеприимство, смелость, радость, трудолюбие, находчивость,
справедливость, подвиг, благородство, ответственность, счастье, мудрость, удача, старание,
мастерство.
Во многих сказках встречаются цветы («Аленький цветочек», «Дюймовочка», «Двенадцать
месяцев» и др.). Вот и на нашем уроке давайте соберём свой букет.
У каждого из вас по есть 3 цветка (красный, желтый, зеленый)
Если вы считаете, что урок прошел для вас интересно, вы довольны своей деятельностью,
разбираетесь в особенностях сказки – прикрепите красный цветок.
Если не все пока удалось. Есть какието проблемы, чтото не получается – желтый.
Если вам было сложно, есть трудности – зеленый.
Посмотрим на наш букет.
Неважно, какого цвета цветок вы выбрали, главное, чтобы в каждом из нас были все те
качества, которые появились в нашей вазе.
Продолжи фразу: (Слайд 8)
Мне понравилось…
У меня получилось…
Урок заставил меня задуматься…
Домашнее задание.
стр. 40 – 44 пересказать сказку.
Конспект урока по литературному чтению на тему: "Эстонская сказка "Каждый своё получил"
Конспект урока по литературному чтению на тему: "Эстонская сказка "Каждый своё получил"
Конспект урока по литературному чтению на тему: "Эстонская сказка "Каждый своё получил"
Конспект урока по литературному чтению на тему: "Эстонская сказка "Каждый своё получил"
Конспект урока по литературному чтению на тему: "Эстонская сказка "Каждый своё получил"
Конспект урока по литературному чтению на тему: "Эстонская сказка "Каждый своё получил"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.