Конспект урока по обществознанию, 7 класс: «Правонарушения и юридическая ответственность»
Оценка 5

Конспект урока по обществознанию, 7 класс: «Правонарушения и юридическая ответственность»

Оценка 5
Иллюстрации +5
docx
воспитательная работа +2
7 кл
24.03.2019
Конспект урока по обществознанию, 7 класс: «Правонарушения и юридическая ответственность»
Цель: подвести обучающихся к пониманию неизбежности справедливого наказания за совершенные правонарушения. Задачи: - развивающая: содействовать развитию познавательных способностей через самостоятельную работу обучающихся над новым материалом; - воспитательная: способствовать формированию культуры межличностных отношений при работе в группах и формированию собственной нравственной позиции по данной теме; - обучающая: способствовать формированию у обучающихся понимания таких понятий как «закон», «проступок» «преступление», «несовершеннолетний преступник», «ответственность за свои поступки»; Тип урока: изучение нового материала Планируемые результаты: - личностные: • овладение навыками публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) • умение выполнять познавательные и практические задания, на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения. - метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования; - предметные: знание основных правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни. Универсальные учебные действия: - личностные: осознать необходимость правовых норм общества. - регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему. - познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений. - коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом. Формы работы учащихся: коллективная, групповая, индивидуальная. Оборудование: мультимедийная установка, презентация, карточки для групповой работы. Основные понятия: Закон, противозаконное поведение, проступок, преступление, правонарушения, наказание.
Правонарушения и юридическая ответственность.docx
Урок обществознания 7 класс Тема: «Правонарушения и юридическая ответственность»   сущностных   характеристик     умение   выполнять   «проступок»   «преступление»,   содействовать   развитию   познавательных   способностей   через   познавательные   и   практические   изучаемого Цель: подвести   обучающихся   к   пониманию   неизбежности   справедливого   наказания   за совершенные правонарушения. Задачи: ­ развивающая: самостоятельную работу обучающихся над новым материалом; ­   воспитательная: способствовать формированию культуры межличностных отношений при работе в группах и формированию собственной нравственной позиции по данной теме; ­ обучающая: способствовать формированию у обучающихся понимания таких     понятий как   «закон»,   «несовершеннолетний   преступник», «ответственность за свои поступки»; Тип урока: изучение нового материала Планируемые результаты: ­ личностные: •   овладение навыками публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) • задания,   на определение объекта;  определение  собственного  отношения   к  явлениям   современной  жизни,   формулирование своей точки зрения. ­   метапредметные:   умение   организовывать   свою   деятельность,   определять   её   цели   и задачи,   умение   вести   самостоятельный   поиск,   анализ,   отбор   информации,   умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования; ­ предметные: знание основных правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих   регуляторов   общественной   жизни,   установка   на   необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни. Универсальные учебные действия: ­ личностные: осознать необходимость правовых норм общества. ­ регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему. ­ познавательные: анализировать,   сравнивать,   классифицировать   и   обобщать   факты   и явления, выявлять причины и следствия простых явлений. ­ коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом. Формы работы учащихся: коллективная, групповая, индивидуальная. Оборудование: мультимедийная установка, презентация, карточки для групповой работы. Основные   понятия: Закон,   противозаконное   поведение,   проступок,   преступление, правонарушения, наказание.   Орг. момент. Создание проблемной ситуации. Ход урока: I. II.     На сегодняшнем уроке мы будем рассматривать с вами одну из важнейших проблем современного общества. А начать разговор я хочу с загадок.  Итак, жила­была очень хитрая рыжая особа, которая прославилась покушением на жизнь круглого изделия из теста, сбежавшего от дедушки и бабушки.   Догадались, что это за сказка (слайд)? Этот мужчина в полном расцвете сил подозревается в краже варенья и плюшек из дома одной уважаемой домомучительницы (слайд). Деревянный лентяй с длинным носом прогуливает уроки на представлении в кукольном театре (слайд). Чем характеризуется поведение героев этих сказок? А вы в своей жизни сталкивались с подобными ситуациями? Ребята,   давайте   посмотрим   фрагмент   мультфильма   «Дядя   Степа»   и   пронаблюдаем   за поведением героя. ­ Что вы можете сказать о поведении героя мультфильма? ­Почему вы считаете поведение мальчика плохим? ­ Будет ли мальчик нести ответственность за свои поступки? Если да, то почему? (Значит, получается, все кто совершает плохие поступки, должны за них отвечать.) III. Целеполагание.         ­ Так, о чем же мы сегодня будем говорить на уроке? ­Какова тема нашего урока? Давайте определим ее вместе. Ребята предлагают свои варианты. Итак, тема   нашего урока «Правонарушения и юридическая ответственность»   IV. Изучение нового знания Задание №1 Работа с текстом учебника    (с.48   2 п.) 1. Как вы думаете, что такое законопослушное поведение? Каковы его признаки? Записать в тетрадь. Соответствует требованиям закона, полезно для общества. Работа с рис. С.50  Что хотел показать художник? Можно ли поведение мальчиков назвать противозаконным? Прочитать текст учебника (с 50) 2. Что такое противозаконное поведение? Каковы его признаки? Записать в тетрадь. Запрещено законом, причиняет вред обществу. Законопослушное поведение предполагает активную, осознанную, полезную для общества деятельность.   Законопослушный   человек   уверенно   пользуется   всеми   правами   и   честно выполняет   свои   обязанности.   Законопослушные   люди   составляют   большую   часть нашего   общества   –   люди   хотят   жить   в   обстановке,   где   царят   порядок   и справедливость. V. Применение нового знания       Еще древние законодатели утверждали, что закон учить жить честно, каждому воздавать по заслугам. И сегодня в наших законах записано, что за нарушением следует наказание, а само наказание должно быть справедливым. Как же добиться справедливости? Юристы говорят: наказание зависит от вреда, причиняемого правонарушением. Следовательно, если учитывать, какой вред принесло нарушение, можно установить, справедливо ли наказание. В зависимости от степени вреда нарушения разделяют на две группы. Работа с материалом на с.52 учебника. Заполнение таблицы. Правонарушения Виды Преступление против здоровья и жизни  человека, против чести и  достоинства, против прав и  Проступок мелкое хулиганство,  нарушение правил ПДД,  пожарной безопасности, свобод граждан, против  собственности, общественной безопасности и порядка Наказания исправительно­трудовые  работы, лишение свободы экологических правил,  причинение вреда чужому  имуществу, нарушение  дисциплины по месту  работы и учебы предупреждение, штраф,  лишение специальных  прав, возмещение  причиненного ущерба,  замечание, объявление  выговора, увольнение,  исключение. Виды правонарушений Для закрепления полученных знаний давайте выполним следующее задание. Распределите примеры правонарушений по группам. Преступление терроризм, клевета, захват заложников, убийство, побои, истязание, похищение   кража, людей, вымогательство, чужого имущества,    хищение   оружия,   порча     правил Проступок Мелкое   хулиганство,   оскорбление, нарушение дорожного движения,   ненадлежащее   исполнение родительских обязанностей, оскорбление, пребывание несовершеннолетних на улице после 22 часов,   в общественных   местах,   безбилетный проезд в общественном транспорте.   нецензурная   брань       Вывод: преступления и проступки различаются степенью вреда. Как общество и государство реагирует на правонарушения? Верно. Правонарушитель несет ответственность. Она называется правовой или  юридической.     Что такое «юридическая ответственность»?  юридическая ответственность ­ это мера государственного воздействия, применяемая к лицу, совершившему правонарушение. VI. Закон и несовершеннолетние. Нарушителями   закона   являются   не   только   взрослые   люди,   которые,   совершая преступления, ищут какую­то выгоду или реализуют свой злой умысел. Часто бывает, что преступниками   становятся   дети,   несовершеннолетние.   (С   какого   возраста   наступает совершеннолетие?). Многие из них, оказавшись в полиции, перед следователем, уверяют, что не собирались нарушать закон, даже не думали об этом. С   какого   возраста   закон   устанавливает   ответственность   за   все   виды   правонарушений? Закон устанавливает ответственность за все виды правонарушений с 16 лет, а за самые тяжкие – с 14 лет. К тому же к несовершеннолетним применяются не все виды наказаний, установленных   для   взрослых.   Если   подросток   впервые   совершает   не   очень   тяжкое нарушение, к нему применяют меры воспитательного воздействия. Малолетнего нарушителя вместе с родителями для начала могут вызвать в комиссию по делам несовершеннолетних, поставить на учет в полицию, наложить штраф на родителей. Однако,   если   нарушения   будут   повторяться,   несовершеннолетнего   направляют   в специальное воспитательно­трудовое учреждение закрытого типа: с 11 лет – в спецшколу, а с 14 лет – в воспитательно­трудовую колонию. Работа   с   текстом:  Работая   с   документами,   выяснить   причины   совершения несовершеннолетними правонарушений.  КАРТОЧКА­ЗАДАНИЕ №1 Письмо,   присланное   из   воспитательно­трудовой   колонии   бывшим   учеником   9   класса Мишей С. своему классному руководителю. Вот отрывок из этого письма: «...Сейчас,   когда   прошло   два   года   моего   пребывания   здесь,   я   оглядываюсь   назад   и проклинаю тот день, когда пошёл с ними на дело. Мне казалось это каким­то геройством... Думал ли я о последствиях? Нет! Откровенно говоря, я не знал, что закон так строг и что есть в нём конкретные статьи, называющие наши действия преступлением. И, только сидя перед следователем, стал вникать в понятия  «закон», «преступление», «наказание». Не думайте, что я не слышал этих слов раньше. Но содержания их просто не знал. А теперь считаю оставшиеся дни... Поверьте мне, как хочется на свободу...» КАРТОЧКА­ЗАДАНИЕ №2 Подготовьте небольшое выступление «Как вы думаете, кого Георгий считает дураками, а кого умными?». Из обращения воспитанника Кировоградской ВТК Георгия С. к своим сверстникам (15 лет, осужден на 3 года) Если   не   дураки,   никуда   не   лезьте.   Здесь   сидят   только   дураки.   Умные   ­   это   те,   кто подговаривал... Они сейчас в парке гуляют. А такие дураки, как я, баланду хлебают. Здесь никто не поможет. И стираешь сам. И зашиваешь все сам. И вообще все делаешь сам. КАРТОЧКА­ЗАДАНИЕ №3 Подготовьте небольшое выступление «Какие выводы сделал Алексей из своего печального опыта?». Из обращения воспитанника Жигулевской ВТК Алексея Ш. к сверстникам (15 лет, осужден на 4 года) Когда идешь воровать, думаешь ­ не попадешься. С кем ни разговаривал здесь ­ все так думали. И еще знаешь, что сразу не засудят ­ малолетка. И точно ­ по первой «ходке» в суд получил «с отсрочкой». Адвокат помог. Но уже не мог остановиться. А теперь думаю, что адвокат зря старался. Тогда мне два года давали. Если бы сюда тогда попал, сразу бы все понял. По второй «ходке» уже за все сразу 4 года получил. Не советую радоваться тем, кто в первый раз проскочил мимо зоны. Все равно здесь будете. Выводы: 1.   Причинами   совершения   преступлений   несовершеннолетними   являются:   незнание законов, влияние старших по возрасту, недостаток воспитания, слабость характера. 2. Дураками Георгий считает тех, кто соглашается пойти на преступление в надежде, что им за это ничего не будет. Умные, по его мнению, это те, кто подстрекал их на совершение преступления и остался безнаказанным. 3.   Алексей   считает,   что   те,   кто   смог   избежать   попадания   в   ВТК   после   первого преступления, должны понять, что бесконечно так продолжаться не будет и наказания им все равно не избежать. ВЫВОД: Знание закона необходимо несовершеннолетним, так как оно поможет им избежать   неприятностей   во   взаимоотношениях   с   правоохранительными   органами. Законопослушное   поведение   предполагает   активную,   полезную   для   общества деятельность.   Руками   законопослушных   граждан   создаются   основные   богатства нашей страны. VII.  Работа по ситуациям, подросток всего лишь пошутил, вы должны будете определить – как на   это   смотрит   уголовный   кодекс,   будет   ли   это   правонарушение   проступком   или преступлением? Вы   должны   будете   определить   –   как   оно   рассматривается   в   Уголовном   кодексе. Проблемные ситуации Как   на   это   смотрит   уголовный кодекс.   лишь   всего Подросток пошутил… Подросток   взял   (взяла)   у товарища дома плеер, игру, диск и   унес   (унесла)   без   ведома владельца вещи. Подросток   отобрал   деньги   или сотовый телефон у других детей. Подросток   сказал   кому­то,   что он   обязан   принести   из   дома деньги,   иначе   он   будет «расплачиваться здоровьем» Подросток   взял   покататься чужую   машину,   но   обязательно вернул   бы   ее,   если   бы   тебя   не поймали. Подросток   позвонил   директору школы и в шутку сообщила, что под школу подложена бомба. VIII. Рефлексия – мы очень хорошо знаем, за каждое правонарушение наступает что? (Юридическая  ответственность) ­правильно, ребята, а незнание закона освобождает от ответственности? (нет).  Ответьте на вопрос: Какое действие считается проступком? А какое преступлением? 1. Подростки залезли в чужой автомобиль и катались по городу.  2. Друзья решили посмотреть, как устроено ружье, купленное отцом одного из них. Играя,  один направил ружье на другого и нажал курок. Неожиданно для обоих ружье выстрелило,  один из подростков погиб. 3. Играя мячом во дворе, подросток разбил стекло.  4. На перемене подросток зашел в раздевалку и забрал понравившуюся чужую меховую  шапку.  5. Подростки курили в школьном туалете.  6. Не успев подготовиться к контрольной работе, подросток позвонил директору школы и  сообщил, что в школе заложена бомба.  7. Подросток остановил первоклассника, угрожая, потребовал у него денег.  8. Подросток перебежал улицу на запрещающий сигнал светофора.  9. Трое учеников 8 класса прогуляли урок, спрятавшись  под лестницей. 1Х. Итог урока. Чтобы жить по закону мы должны знать свои права и не нарушать чужие и мне хочется  пожелать, чтобы вашим девизом стали слова древнегреческого философа  Аристотеля: «Кто двигается вперед в знании, но отстает в нравственности, тот  больше идет назад, чем вперед». ­ Дети, идите же только вперед! И спасибо за урок Приложение к уроку Задание №1 Виды правонарушений Для закрепления полученных знаний давайте выполним следующее задание. Распределите примеры правонарушений по группам. Мелкое   хулиганство,   оскорбление,   терроризм,   клевета,   захват   заложников,   нарушение правил   дорожного  движения,   убийство,   побои,   ненадлежащее   исполнение   родительских обязанностей, истязание, оскорбление, похищение людей, пребывание несовершеннолетних на улице после 22 часов,  хищение оружия,  нецензурная  брань в общественных  местах, кража,   вымогательство,   порча   чужого   имущества,   безбилетный   проезд   в   общественном транспорте. Преступление Проступок Задание №2 Работа по ситуациям, подросток всего лишь пошутил, вы должны будете определить – как   на   это   смотрит   уголовный   кодекс,   будет   ли   это   правонарушение   проступком   или преступлением? Вы   должны   будете   определить   –   как   оно   рассматривается   в   Уголовном   кодексе. Проблемные ситуации Как на это смотрит уголовный кодекс /проступок или преступление? / Подросток всего лишь  пошутил… Подросток   взял   (взяла)   у товарища дома плеер, игру, диск и   унес   (унесла)   без   ведома владельца вещи. Подросток   отобрал   деньги   или сотовый телефон у других детей. Подросток   сказал   кому­то,   что он   обязан   принести   из   дома деньги,   иначе   он   будет «расплачиваться здоровьем» Подросток   взял   покататься чужую   машину,   но   обязательно вернул   бы   ее,   если   бы   тебя   не поймали. Подросток   позвонил   директору школы и в шутку сообщила, что под школу подложена бомба. Ответьте на вопрос: какое действие считается проступком. А какое преступлением? 1. Подростки залезли в чужой автомобиль и катались по городу. У 2. Друзья решили посмотреть, как устроено ружье, купленное отцом одного из них. Играя,  один направил ружье на другого и нажал курок. Неожиданно для обоих ружье выстрелило,  один из подростков погиб. У 3. Играя мячом во дворе, подросток разбил стекло. А 4. На перемене подросток зашел в раздевалку и забрал понравившуюся чужую меховую  шапку. У 5. Подростки курили в школьном туалете. Д 6. Не успев подготовиться к контрольной работе, подросток позвонил директору школы и  сообщил, что в школе заложена бомба. У 7. Подросток остановил первоклассника, угрожая, потребовал у него денег. У 8. Подросток перебежал улицу на запрещающий сигнал светофора. А 9. Трое обучающихся 8 класса прогуляли урок, спрятавшись  под лестницей.

Конспект урока по обществознанию, 7 класс: «Правонарушения и юридическая ответственность»

Конспект урока по обществознанию, 7 класс: «Правонарушения и юридическая ответственность»

Конспект урока по обществознанию, 7 класс: «Правонарушения и юридическая ответственность»

Конспект урока по обществознанию, 7 класс: «Правонарушения и юридическая ответственность»

Конспект урока по обществознанию, 7 класс: «Правонарушения и юридическая ответственность»

Конспект урока по обществознанию, 7 класс: «Правонарушения и юридическая ответственность»

Конспект урока по обществознанию, 7 класс: «Правонарушения и юридическая ответственность»

Конспект урока по обществознанию, 7 класс: «Правонарушения и юридическая ответственность»

Конспект урока по обществознанию, 7 класс: «Правонарушения и юридическая ответственность»

Конспект урока по обществознанию, 7 класс: «Правонарушения и юридическая ответственность»

Конспект урока по обществознанию, 7 класс: «Правонарушения и юридическая ответственность»

Конспект урока по обществознанию, 7 класс: «Правонарушения и юридическая ответственность»

Конспект урока по обществознанию, 7 класс: «Правонарушения и юридическая ответственность»

Конспект урока по обществознанию, 7 класс: «Правонарушения и юридическая ответственность»

Конспект урока по обществознанию, 7 класс: «Правонарушения и юридическая ответственность»

Конспект урока по обществознанию, 7 класс: «Правонарушения и юридическая ответственность»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2019