Конспект урока по обществознанию, 9 класс: "Уголовная ответственность несовершеннолетних"
Оценка 5

Конспект урока по обществознанию, 9 класс: "Уголовная ответственность несовершеннолетних"

Оценка 5
Карточки-задания +4
doc
воспитательная работа +2
9 кл
24.03.2019
Конспект урока по обществознанию, 9 класс: "Уголовная ответственность несовершеннолетних"
Цель: подвести обучающихся к пониманию неизбежности справедливого наказания за совершенные правонарушения. Задачи: - развивающая: содействовать развитию познавательных способностей через самостоятельную работу обучающихся над новым материалом; - воспитательная: способствовать формированию культуры межличностных отношений при работе в группах и формированию собственной нравственной позиции по данной теме; - обучающая: способствовать формированию у обучающихся понимания таких понятий как «закон», «проступок» «преступление», «несовершеннолетний преступник», «ответственность за свои поступки»; Тип урока: изучение нового материала Планируемые результаты: - личностные: • овладение навыками публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) • умение выполнять познавательные и практические задания, на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения. - метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования; - предметные: знание основных правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни. Универсальные учебные действия: - личностные: осознать необходимость правовых норм общества. - регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему. - познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений. - коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом. Формы работы учащихся: коллективная, групповая, индивидуальная. Оборудование: мультимедийная установка, презентация, карточки для групповой работы. Основные понятия: Закон, противозаконное поведение, проступок, преступление, правонарушения, наказание.
уголовная отв. несоверш..doc
Тема урока: Уголовная ответственность несовершеннолетних Цель урока: создать у учащихся представление о уголовной ответственности  несовершеннолетних и основаниях для её возникновения. Задачи урока: раскрыть особенности уголовной ответственности  несовершеннолетних; познакомить с возрастом наступления уголовной  ответственности; углубить знания об уголовной ответственности; продолжить работу над формированием умения пользоваться документами (УК РФ);  научить применять полученные знания в конкретных ситуациях  (моделирование правовых ситуаций); формировать грамотную речь в процессе устных ответов; продолжить воспитание у учащихся чувства ответственности  за свои поступки, уважение к закону, законопослушание.  Основные понятия: уголовная ответственность; преступление, уголовное      наказание, приговор, вина, деяние, общественная опасность. Оборудование: компьютер, медиапроектор, презентация; УК РФ,                                 Конституция РФ, СК РФ, ТК РФ, ГК РФ; раздаточный                                 материал Эпиграф: Пусть свершиться правосудие, даже если погибнет мир.  (латинское изречение)                     Закон суров, но это закон  (народная мудрость) Этапы урока 1.Организац ионный  момент 2.Актуализ ация  опорных  знаний.  Деятельность учителя Деятельность Примечани е учащихся Приветствие  учителя.  Проверка  готовности к  уроку  Здравствуйте, ребята!  Сегодня на уроке у нас  гости, а гости это всегда  радость. Давайте  поприветствуем гостей и  друг друга улыбкой.  Желаю вам хорошего  настроения на уроке. Вся наша жизнь связана с  правом, с действующими  законами, юридическими  нормами. Действительно, что бы  человек ни делал, он  1 вступает  с другими  людьми, организациями,  коллективами и даже с  государством в  определенные отношения.  Эти отношения  регулируются нормами  права, законом. ­ Как называются такие  отношения? ­ Давайте вспомним о  правоотношениях, их  видах. Выполним задания  № 1 на карточках. Однако поведение  участников  правоотношений не всегда  является правомерным,  ведь люди иногда  нарушают предписанные  нормы права. ­ О чем идет речь? ­ Выполнив задания № 2 (на карточках) вспомним о  правонарушениях. ­ Выполнив задание № 3,  вспомните, что следует за  правонарушения. Ответы учащихся Правоотношени я – это  социальные  отношения,  урегулированные  нормами права;  их участники   наделены  правами и  обязанностями. Решают тестовые  задания и  проверяют  Ответы уч­ся Правонарушение – это деяние   (действие или  бездействие),  нарушающее  нормы права. Решают тестовые  задания. _ Что такое юридическая  ответственность? Выполняют  Приложение  № 1 Тест слайде  № 1 (+  анимация  ответ) Приложение  № 1 Тест на  слайде № 2  (+ анимация  ответ) Приложение  №1 2 Слайд  №3 http://files.school­ collection.edu.ru/dlr store/be44f49f­ 8ae1­44d3­b6fa­ 4385674b1fd5/inde x_listing.html задание: запишите слово,  пропущенное в  схеме  (юридическая  ответственност ь)  Юридическая  ответственност ь – это  применение мер  государственного воздействия, в  том числе  принуждения, за  противоправное  деяние Уголовная  ответственност ь (самые строгие,  суровые   наказания)   3.Постанов ка цели  урока. ­ Какой из этих видов  юридической  ответственности самый  суровый? Почему? Сегодня на уроке мы  выясним: ­ почему  уголовная ответственность  является самым суровым  видом юридической  ответственности;  ­ каковы основные  отличительные признаки  уголовной  ответственности; ­ в каком возрасте за  правонарушение могут  привлечь к уголовной  ответственности, т. е. об  уголовной ответственности несовершеннолетнего. Учимся рассуждать, при  работе с практическим  материалом; высказывать и доказывать свое мнение,  правильно формулируя  ответ. 4.Оформле ние  тетрадей Запишите число и тему  урока «Уголовная  ответственность». 5.Формиров «Многие детективные  Слайд №4 Учащиеся  записывают число  и тему урока в  тетрадь 3 ание новых  знаний. фильмы начинаются  такими кадрами: в  помещение вбегает  человек и громко  командует: «Дежурная  бригада, на выезд!  Обнаружен труп  неопознанного мужчины с признаками  насильственной смерти». Следующие кадры: на  месте происшествия  работают следователь,  медицинский эксперт,  криминалист; снимают  отпечатки пальцев,  составляю протокол  осмотра места  происшествия,  опрашивают свидетелей  преступления.  Примерно так же и в  реальной жизни:  начинается сложная и  кропотливая работа по  выявлению лица,  совершившего  преступление, и  привлечению его к  уголовной  ответственности». Каждое отступление  человека от норм,  принятых в обществе,  встречает осуждение, а  нарушение норм права  влечет за собой  определенные меры  юридической  ответственности. Наиболее суровым видом  4 юридической  ответственности является  уголовная ответственность, т.к. она установлена  законом за совершение  преступления. Уголовная  ответственность – это  правовое  последствие  совершения  преступления,  заключающееся в  применении к виновному лицу государственного  принуждения в форме  наказания. В России с 1997 года  действует Уголовный  Кодекс, как основной  источник уголовных  правоотношений. Согласно ст. 8 УК РФ  уголовной ответственности и наказанию подлежит  только лицо, виновное в  совершении деяния,  содержащего все признаки  состава преступления. Преступление – это  виновно совершенное  общественно опасное  деяние, запрещенное УК  РФ под угрозой наказания. ­ Что может быть  причинами наступления  ответственности? ­ Работая в группах, с  Учащиеся  записывают  понятие в тетрадь. Слайд № 5 Словарь  урока –  уголовная  ответственно сть Работа с понятием Слайд № 6 Словарь  урока –  преступление 5 предложенными  ситуациями, вам  необходимо  сформулировать причины  наступления уголовной  ответственности. ­ Назовите причины  наступления уголовной  ответственности. Таким образом, мы можем  сказать, что каждое  отступление людей от  норм, принятых в  обществе, влечет явное или скрытое осуждение, а  нарушение норм права  влечет за собой  определенные меры  уголовной  ответственности. Основными  особенностями  уголовной  ответственности  являются: 1. Личностный характер (её несут конкретные лица,  граждане).  2. Носит публичный  характер  (правосудие – только  судом). 3. Равная ответственность  за равные по тяжести  деяния. 4. Наступает, когда лицо  достигло определённого  возраста. Ответы учащихся Учащиеся по  группам работают и анализируют  предложенные  ситуации. Приложение  № 2  Ответы учащихся  Слайд № 7 «Причины  наступления  угол.ответств енности» Слайд № 8 «Особенност и  угол.ответств енности» Учащиеся  работают с  Приложение  №3  6 ­ Из предложенных  ситуаций, выберите те, за  которые наступает   уголовная ответственность. ситуациями,  доказывают свою  точку зрения. Слайд № 9 «Задание –  выбери  ситуации….» Таким образом, уголовная  ответственность наступает  за совершение не любого  правонарушения, а только  преступления. ­ Как вы думаете,  уголовная ответственность  и наказание – это одно и то  же? Наказание ­ особая мера  государственного  принуждения,  применяемая к лицу,  совершившему  преступление. ­ Пользуясь статьей 44 УК  РФ, перечислите виды  наказаний. Факторами,  определяющими наказание, являются: 1. Степень  общественной  опасности 2. Личность виновного 3. Обстоятельства  Нет, уголовная  ответственность  предшествует  наказанию. Лицо,  виновное в  совершении  преступления,  привлекают к  уголовной  ответственности,  а затем суд,  рассмотрев  уголовное дело,  определяет ему  наказание. Работа со статьей  44 УК РФ Слайд № 10 Словарь  урока –  наказание Приложение  №4  Слайд №11 «Виды  наказаний» Слайд № 12 «Факторы наказания» 7 смягчающие и  отягчающие  ответственность. ­ Работая с таблицей  (указаны примеры  преступлений), определите, какие обстоятельства  являются смягчающими, а  какие отягчающими  ответственность. ­ Вспомните, с какого  возраста человек считается совершеннолетним? ­ С какого возраста  наступает уголовная  ответственность граждан  РФ? В соответствии со ст. 87  УК РФ  несовершеннолетними  признаются, какие лица?  Несовершеннолетние в  возрасте от 14 до 18 лет  достигают уже достаточно  высокого уровня  социализации (т.е.   развития). У них  появляется  самостоятельность,  Работают с  таблицей, а потом  проверяют  правильность на  слайде. С 18 лет С 16 лет, а по  отдельным  преступлениям с  14 лет Работают со  статьей, отвечают  на вопрос: Лица, которым  ко времени  совершения  преступления  исполнилось 14  лет, но не  исполнилось 18. Приложение  №5 Слайд № 13 Таблица  (обстоятельс тва) http://files.school­ collection.edu.ru/dlrst ore/7afa3a91­0a01­ 0357­018b­ 3e62cf0c2092/%5BCI VSal1011_10­ 11_P2%5D_ %5BTS_166%5D.swf Слайд № 14   (во время  работы  видеоклип  муз.) Приложение  № 2 Слайд № 15  словарь  урока –  несовершенн олетний 8 целеустремленность,  умение контролировать  свое поведение, владеть  собой. Однако для  несовершеннолетних  характерны: излишняя  категоричность суждений,  вспыльчивость,  неуравновешенность,  неспособность оценить  ситуацию с учетом всех  обстоятельств. Эти  возрастные особенности  обусловили возраст  уголовной ответственности с 16 лет за совершение  большинства преступлений. «Два брата Максим 13  лет и Илья 10 лет гуляли  с собакой около одной из  школ. Увидев 10­летнюю  девочку, которая  возвращалась из магазина, они решили отобрать у  нее деньги. Старший брат подошел к девочке,  достал из кармана нож и  стал требовать у нее  деньги. Та, испугавшись,  отдала деньги». ­ Есть ли основание для  наступления уголовной  ответственности? ­ Кто понесет  ответственность? Лица, достигшие ко  времени совершения  преступления 14­летнего  Слайд № 16 ­ подростки Работают с  ситуацией,  отвечают на  вопросы,  доказывают свое  мнение. Приложение  № 6 (ситуация) Братья Максим и  Илья не понесут  ответственности  (не будут  Слайд № 17 9 возраста, подлежат  уголовной ответственности по ст.20 УК РФ. Всего 20  составов таких  преступлений. наказаны), т.к. им  нет еще 14 лет.  Возможно, их  родители заплатят штраф. ­ Пользуясь ст.20 УК РФ,  перечислите данные виды  преступлений. ­ Давайте проверим,  обратите внимание на  слайд. К несовершеннолетним,  признанными виновными в  совершении преступлений,  предусматривается два  вида уголовно­правового   воздействия: назначение  наказания или применение  мер принудительного  воздействия. ­ Работая по группам,  дайте характеристику  видам воздействия на  несовершеннолетних. За совершение ряда  преступлений  (оскорбление, нарушение  ПДД), т.е. преступления  небольшой или средней  тяжести,  несовершеннолетние могут  быть освобождены от  уголовной  ответственности.  К  несовершеннолетнему  могут быть применены  принудительные меры  воспитательного  воздействия, если  Учащиеся  работают с  документом  (ст.20 УК РФ). Приложение  № 2 Слайд № 18 «Виды  преступлений » Работают в  группах с  документами  (ст.88 УК РФ и  ст.90 УК РФ) Приложение  № 2 10 преступление совершено  им впервые. Далеко не всегда  пребывание в колонии  благотворно влияет на  подростка, совершившего  преступление. Кроме  данных мер по решению  суда несовершеннолетнего  могут поместить в  спец.учреждение –  спецшколу или  спец.училище закрытого  типа. ­ Давайте познакомимся с  обращениями  воспитанников колоний к  своим сверстникам. Согласно статистическим  данным преступления,  которые совершаются на  территории Алтайского  края за последнее  десятилетия, совершаются  несовершеннолетними. Слайд № 19 Анализ  обращений,  высказывают свое  отношение к  сверстникам. Приложение  №7  «Из  обращений  воспитанник ов   колоний…» ­ Каковы на ваш взгляд  причины преступности  среди  несовершеннолетних? Анализируют  диаграмму Преступлению всегда  способствуют  определенные причины и  условия. Это неправильное  воспитание и обращение с  Ответы учащихся Приложение  №8 диаграмма  «Статистика  преступности » 11 подростком в его семье,  негативные явления   внешней среды, нездоровая  обстановка в нашем  обществе, пьянство,  наркомания. Отсутствие  контроля и воспитания со  стороны родителей  порождает у подростков  вседозволенность,  склонность к употреблению спиртных  напитков,  наркотических веществ.  1. Почему уголовная  ответственность самый  суровый вид юридической  ответственности? 2. С какого возраста  наступает уголовная  ответственность? 6.Закреплен ие  изученного  материала Ответы учащихся Для закрепления давайте  выполним задания: 1. Тест «Уголовная  ответственность» Работа с тестом  (проверка на  слайде) ­ Перечислите виды  юридической  ответственности. 2. Задачи:  «12 летний Александров  проник в дом гражданки  Петровой и похитил деньги в сумме 10тысяч рублей.  Есть ли основания для  привлечения к уголовной  ответственности  Александрова?» Дисциплинарная,  уголовная,  административная , гражданская. Решение задач  «Нет, т.к. он не  достиг возраста, с  которого  наступает  уголовная  ответственность.  В данном случае  отсутствует один  из необходимых  Слайд № 20 Слайд № 21  (беспризорни ки) Приложение  9 Слайд № 22­ 23 (+  анимация  ответы) http://files.school­ collection.edu.ru/ 12 признаков состава преступления» dlrstore/f6f96134­ 3dd8­4416­b4e6­ edc744908bdb/29. swf Ответы учащихся Учащиеся  записывают  домашнее задание Слайд № 24 Домашнее  задание Учащиеся  продолжают одно  из предложений Слайд № 25 Рефлексия  (предложени я) 7.Итог  урока 8.Домашнее задание 9.Рефлекси я 1.  Что нового узнали на  уроке? 2. Чему учились на уроке? 3. Над чем работали? 9 класс: §20, с. 173 – 180, пересказ;  выучить понятия; с. 181 «В  классе и дома» решить  задачи № 1­5 ­Продолжите предложения: 1. У меня получилось .. 2. Мне запомнилось … 3. Я попробую ... 4. Мне было трудно…. 5. Я познакомился…… 1. 2. http://files.school­collection.edu.ru/dlrstore/be44f49f­8ae1­44d3­b6fa­4385674b1fd5/index_listing.html http://files.school­collection.edu.ru/dlrstore/7afa3a91­0a01­0357­018b­3e62cf0c2092/%5BCIVSal1011_10­ 11_P2%5D_%5BTS_166%5D.swf 3. http://files.school­collection.edu.ru/dlrstore/f6f96134­3dd8­4416­b4e6­edc744908bdb/29.swf 13

Конспект урока по обществознанию, 9 класс: "Уголовная ответственность несовершеннолетних"

Конспект урока по обществознанию, 9 класс: "Уголовная ответственность несовершеннолетних"

Конспект урока по обществознанию, 9 класс: "Уголовная ответственность несовершеннолетних"

Конспект урока по обществознанию, 9 класс: "Уголовная ответственность несовершеннолетних"

Конспект урока по обществознанию, 9 класс: "Уголовная ответственность несовершеннолетних"

Конспект урока по обществознанию, 9 класс: "Уголовная ответственность несовершеннолетних"

Конспект урока по обществознанию, 9 класс: "Уголовная ответственность несовершеннолетних"

Конспект урока по обществознанию, 9 класс: "Уголовная ответственность несовершеннолетних"

Конспект урока по обществознанию, 9 класс: "Уголовная ответственность несовершеннолетних"

Конспект урока по обществознанию, 9 класс: "Уголовная ответственность несовершеннолетних"

Конспект урока по обществознанию, 9 класс: "Уголовная ответственность несовершеннолетних"

Конспект урока по обществознанию, 9 класс: "Уголовная ответственность несовершеннолетних"

Конспект урока по обществознанию, 9 класс: "Уголовная ответственность несовершеннолетних"

Конспект урока по обществознанию, 9 класс: "Уголовная ответственность несовершеннолетних"

Конспект урока по обществознанию, 9 класс: "Уголовная ответственность несовершеннолетних"

Конспект урока по обществознанию, 9 класс: "Уголовная ответственность несовершеннолетних"

Конспект урока по обществознанию, 9 класс: "Уголовная ответственность несовершеннолетних"

Конспект урока по обществознанию, 9 класс: "Уголовная ответственность несовершеннолетних"

Конспект урока по обществознанию, 9 класс: "Уголовная ответственность несовершеннолетних"

Конспект урока по обществознанию, 9 класс: "Уголовная ответственность несовершеннолетних"

Конспект урока по обществознанию, 9 класс: "Уголовная ответственность несовершеннолетних"

Конспект урока по обществознанию, 9 класс: "Уголовная ответственность несовершеннолетних"

Конспект урока по обществознанию, 9 класс: "Уголовная ответственность несовершеннолетних"

Конспект урока по обществознанию, 9 класс: "Уголовная ответственность несовершеннолетних"

Конспект урока по обществознанию, 9 класс: "Уголовная ответственность несовершеннолетних"

Конспект урока по обществознанию, 9 класс: "Уголовная ответственность несовершеннолетних"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2019