Конспект урока по обществознанию, 9 класс: "Уголовная ответственность несовершеннолетних"
Оценка 5
Карточки-задания +4
doc
воспитательная работа +2
9 кл
24.03.2019
Цель: подвести обучающихся к пониманию неизбежности справедливого наказания за совершенные правонарушения.
Задачи:
- развивающая: содействовать развитию познавательных способностей через самостоятельную работу обучающихся над новым материалом;
- воспитательная: способствовать формированию культуры межличностных отношений при работе в группах и формированию собственной нравственной позиции по данной теме;
- обучающая: способствовать формированию у обучающихся понимания таких понятий как «закон», «проступок» «преступление», «несовершеннолетний преступник», «ответственность за свои поступки»;
Тип урока: изучение нового материала
Планируемые результаты:
- личностные:
• овладение навыками публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия)
• умение выполнять познавательные и практические задания, на
определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
- метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования;
- предметные: знание основных правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни.
Универсальные учебные действия:
- личностные: осознать необходимость правовых норм общества.
- регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему.
- познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.
- коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
Формы работы учащихся: коллективная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: мультимедийная установка, презентация, карточки для групповой работы.
Основные понятия: Закон, противозаконное поведение, проступок, преступление, правонарушения, наказание.
уголовная отв. несоверш..doc
Тема урока: Уголовная ответственность несовершеннолетних
Цель урока: создать у учащихся представление о уголовной ответственности
несовершеннолетних и основаниях для её возникновения.
Задачи урока: раскрыть особенности уголовной ответственности
несовершеннолетних; познакомить с возрастом наступления уголовной
ответственности; углубить знания об уголовной ответственности; продолжить
работу над формированием умения пользоваться документами (УК РФ);
научить применять полученные знания в конкретных ситуациях
(моделирование правовых ситуаций); формировать грамотную речь в процессе
устных ответов; продолжить воспитание у учащихся чувства ответственности
за свои поступки, уважение к закону, законопослушание.
Основные понятия: уголовная ответственность; преступление, уголовное
наказание, приговор, вина, деяние, общественная опасность.
Оборудование: компьютер, медиапроектор, презентация; УК РФ,
Конституция РФ, СК РФ, ТК РФ, ГК РФ; раздаточный
материал
Эпиграф: Пусть свершиться правосудие, даже если погибнет мир.
(латинское изречение)
Закон суров, но это закон (народная мудрость)
Этапы
урока
1.Организац
ионный
момент
2.Актуализ
ация
опорных
знаний.
Деятельность учителя Деятельность
Примечани
е
учащихся
Приветствие
учителя.
Проверка
готовности к
уроку
Здравствуйте, ребята!
Сегодня на уроке у нас
гости, а гости это всегда
радость. Давайте
поприветствуем гостей и
друг друга улыбкой.
Желаю вам хорошего
настроения на уроке.
Вся наша жизнь связана с
правом, с действующими
законами, юридическими
нормами.
Действительно, что бы
человек ни делал, он
1 вступает с другими
людьми, организациями,
коллективами и даже с
государством в
определенные отношения.
Эти отношения
регулируются нормами
права, законом.
Как называются такие
отношения?
Давайте вспомним о
правоотношениях, их
видах. Выполним задания
№ 1 на карточках.
Однако поведение
участников
правоотношений не всегда
является правомерным,
ведь люди иногда
нарушают предписанные
нормы права.
О чем идет речь?
Выполнив задания № 2 (на
карточках) вспомним о
правонарушениях.
Выполнив задание № 3,
вспомните, что следует за
правонарушения.
Ответы учащихся
Правоотношени
я – это
социальные
отношения,
урегулированные
нормами права;
их участники
наделены
правами и
обязанностями.
Решают тестовые
задания и
проверяют
Ответы учся
Правонарушение
– это деяние
(действие или
бездействие),
нарушающее
нормы права.
Решают тестовые
задания.
_ Что такое юридическая
ответственность?
Выполняют
Приложение
№ 1
Тест слайде
№ 1 (+
анимация
ответ)
Приложение
№ 1
Тест на
слайде № 2
(+ анимация
ответ)
Приложение
№1
2 Слайд №3
http://files.school
collection.edu.ru/dlr
store/be44f49f
8ae144d3b6fa
4385674b1fd5/inde
x_listing.html
задание: запишите
слово,
пропущенное в
схеме
(юридическая
ответственност
ь)
Юридическая
ответственност
ь – это
применение мер
государственного
воздействия, в
том числе
принуждения, за
противоправное
деяние
Уголовная
ответственност
ь
(самые строгие,
суровые
наказания)
3.Постанов
ка цели
урока.
Какой из этих видов
юридической
ответственности самый
суровый? Почему?
Сегодня на уроке мы
выясним: почему
уголовная ответственность
является самым суровым
видом юридической
ответственности;
каковы основные
отличительные признаки
уголовной
ответственности;
в каком возрасте за
правонарушение могут
привлечь к уголовной
ответственности, т. е. об
уголовной ответственности
несовершеннолетнего.
Учимся рассуждать, при
работе с практическим
материалом; высказывать и
доказывать свое мнение,
правильно формулируя
ответ.
4.Оформле
ние
тетрадей
Запишите число и тему
урока «Уголовная
ответственность».
5.Формиров «Многие детективные
Слайд №4
Учащиеся
записывают число
и тему урока в
тетрадь
3 ание новых
знаний.
фильмы начинаются
такими кадрами: в
помещение вбегает
человек и громко
командует: «Дежурная
бригада, на выезд!
Обнаружен труп
неопознанного мужчины с
признаками
насильственной смерти».
Следующие кадры: на
месте происшествия
работают следователь,
медицинский эксперт,
криминалист; снимают
отпечатки пальцев,
составляю протокол
осмотра места
происшествия,
опрашивают свидетелей
преступления.
Примерно так же и в
реальной жизни:
начинается сложная и
кропотливая работа по
выявлению лица,
совершившего
преступление, и
привлечению его к
уголовной
ответственности».
Каждое отступление
человека от норм,
принятых в обществе,
встречает осуждение, а
нарушение норм права
влечет за собой
определенные меры
юридической
ответственности.
Наиболее суровым видом
4 юридической
ответственности является
уголовная ответственность,
т.к. она установлена
законом за совершение
преступления.
Уголовная
ответственность – это
правовое последствие
совершения
преступления,
заключающееся в
применении к виновному
лицу государственного
принуждения в форме
наказания.
В России с 1997 года
действует Уголовный
Кодекс, как основной
источник уголовных
правоотношений.
Согласно ст. 8 УК РФ
уголовной ответственности
и наказанию подлежит
только лицо, виновное в
совершении деяния,
содержащего все признаки
состава преступления.
Преступление – это
виновно совершенное
общественно опасное
деяние, запрещенное УК
РФ под угрозой наказания.
Что может быть
причинами наступления
ответственности?
Работая в группах, с
Учащиеся
записывают
понятие в тетрадь.
Слайд № 5
Словарь
урока –
уголовная
ответственно
сть
Работа с понятием
Слайд № 6
Словарь
урока –
преступление
5 предложенными
ситуациями, вам
необходимо
сформулировать причины
наступления уголовной
ответственности.
Назовите причины
наступления уголовной
ответственности.
Таким образом, мы можем
сказать, что каждое
отступление людей от
норм, принятых в
обществе, влечет явное или
скрытое осуждение, а
нарушение норм права
влечет за собой
определенные меры
уголовной
ответственности.
Основными
особенностями
уголовной
ответственности
являются:
1. Личностный характер
(её несут конкретные лица,
граждане).
2. Носит публичный
характер
(правосудие – только
судом).
3. Равная ответственность
за равные по тяжести
деяния.
4. Наступает, когда лицо
достигло определённого
возраста.
Ответы учащихся
Учащиеся по
группам работают
и анализируют
предложенные
ситуации.
Приложение
№ 2
Ответы учащихся
Слайд № 7
«Причины
наступления
угол.ответств
енности»
Слайд № 8
«Особенност
и
угол.ответств
енности»
Учащиеся
работают с
Приложение
№3
6 Из предложенных
ситуаций, выберите те, за
которые наступает
уголовная ответственность.
ситуациями,
доказывают свою
точку зрения.
Слайд № 9
«Задание –
выбери
ситуации….»
Таким образом, уголовная
ответственность наступает
за совершение не любого
правонарушения, а только
преступления.
Как вы думаете,
уголовная ответственность
и наказание – это одно и то
же?
Наказание особая мера
государственного
принуждения,
применяемая к лицу,
совершившему
преступление.
Пользуясь статьей 44 УК
РФ, перечислите виды
наказаний.
Факторами,
определяющими наказание,
являются:
1. Степень
общественной
опасности
2. Личность виновного
3. Обстоятельства
Нет, уголовная
ответственность
предшествует
наказанию. Лицо,
виновное в
совершении
преступления,
привлекают к
уголовной
ответственности,
а затем суд,
рассмотрев
уголовное дело,
определяет ему
наказание.
Работа со статьей
44 УК РФ
Слайд № 10
Словарь
урока –
наказание
Приложение
№4
Слайд №11
«Виды
наказаний»
Слайд № 12
«Факторы
наказания»
7 смягчающие и
отягчающие
ответственность.
Работая с таблицей
(указаны примеры
преступлений), определите,
какие обстоятельства
являются смягчающими, а
какие отягчающими
ответственность.
Вспомните, с какого
возраста человек считается
совершеннолетним?
С какого возраста
наступает уголовная
ответственность граждан
РФ?
В соответствии со ст. 87
УК РФ
несовершеннолетними
признаются, какие лица?
Несовершеннолетние в
возрасте от 14 до 18 лет
достигают уже достаточно
высокого уровня
социализации (т.е.
развития). У них
появляется
самостоятельность,
Работают с
таблицей, а потом
проверяют
правильность на
слайде.
С 18 лет
С 16 лет, а по
отдельным
преступлениям с
14 лет
Работают со
статьей, отвечают
на вопрос:
Лица, которым
ко времени
совершения
преступления
исполнилось 14
лет, но не
исполнилось 18.
Приложение
№5
Слайд № 13
Таблица
(обстоятельс
тва)
http://files.school
collection.edu.ru/dlrst
ore/7afa3a910a01
0357018b
3e62cf0c2092/%5BCI
VSal1011_10
11_P2%5D_
%5BTS_166%5D.swf
Слайд № 14
(во время
работы
видеоклип
муз.)
Приложение
№ 2
Слайд № 15
словарь
урока –
несовершенн
олетний
8 целеустремленность,
умение контролировать
свое поведение, владеть
собой.
Однако для
несовершеннолетних
характерны: излишняя
категоричность суждений,
вспыльчивость,
неуравновешенность,
неспособность оценить
ситуацию с учетом всех
обстоятельств. Эти
возрастные особенности
обусловили возраст
уголовной ответственности
с 16 лет за совершение
большинства преступлений.
«Два брата Максим 13
лет и Илья 10 лет гуляли
с собакой около одной из
школ. Увидев 10летнюю
девочку, которая
возвращалась из магазина,
они решили отобрать у
нее деньги. Старший брат
подошел к девочке,
достал из кармана нож и
стал требовать у нее
деньги. Та, испугавшись,
отдала деньги».
Есть ли основание для
наступления уголовной
ответственности?
Кто понесет
ответственность?
Лица, достигшие ко
времени совершения
преступления 14летнего
Слайд № 16
подростки
Работают с
ситуацией,
отвечают на
вопросы,
доказывают свое
мнение.
Приложение
№ 6
(ситуация)
Братья Максим и
Илья не понесут
ответственности
(не будут
Слайд № 17
9 возраста, подлежат
уголовной ответственности
по ст.20 УК РФ. Всего 20
составов таких
преступлений.
наказаны), т.к. им
нет еще 14 лет.
Возможно, их
родители заплатят
штраф.
Пользуясь ст.20 УК РФ,
перечислите данные виды
преступлений.
Давайте проверим,
обратите внимание на
слайд.
К несовершеннолетним,
признанными виновными в
совершении преступлений,
предусматривается два
вида уголовноправового
воздействия: назначение
наказания или применение
мер принудительного
воздействия.
Работая по группам,
дайте характеристику
видам воздействия на
несовершеннолетних.
За совершение ряда
преступлений
(оскорбление, нарушение
ПДД), т.е. преступления
небольшой или средней
тяжести,
несовершеннолетние могут
быть освобождены от
уголовной
ответственности. К
несовершеннолетнему
могут быть применены
принудительные меры
воспитательного
воздействия, если
Учащиеся
работают с
документом
(ст.20 УК РФ).
Приложение
№ 2
Слайд № 18
«Виды
преступлений
»
Работают в
группах с
документами
(ст.88 УК РФ и
ст.90 УК РФ)
Приложение
№ 2
10 преступление совершено
им впервые.
Далеко не всегда
пребывание в колонии
благотворно влияет на
подростка, совершившего
преступление. Кроме
данных мер по решению
суда несовершеннолетнего
могут поместить в
спец.учреждение –
спецшколу или
спец.училище закрытого
типа.
Давайте познакомимся с
обращениями
воспитанников колоний к
своим сверстникам.
Согласно статистическим
данным преступления,
которые совершаются на
территории Алтайского
края за последнее
десятилетия, совершаются
несовершеннолетними.
Слайд № 19
Анализ
обращений,
высказывают свое
отношение к
сверстникам.
Приложение
№7
«Из
обращений
воспитанник
ов
колоний…»
Каковы на ваш взгляд
причины преступности
среди
несовершеннолетних?
Анализируют
диаграмму
Преступлению всегда
способствуют
определенные причины и
условия. Это неправильное
воспитание и обращение с
Ответы учащихся
Приложение
№8
диаграмма
«Статистика
преступности
»
11 подростком в его семье,
негативные явления
внешней среды, нездоровая
обстановка в нашем
обществе, пьянство,
наркомания. Отсутствие
контроля и воспитания со
стороны родителей
порождает у подростков
вседозволенность,
склонность к употреблению
спиртных напитков,
наркотических веществ.
1. Почему уголовная
ответственность самый
суровый вид юридической
ответственности?
2. С какого возраста
наступает уголовная
ответственность?
6.Закреплен
ие
изученного
материала
Ответы учащихся
Для закрепления давайте
выполним задания:
1. Тест «Уголовная
ответственность»
Работа с тестом
(проверка на
слайде)
Перечислите виды
юридической
ответственности.
2. Задачи:
«12 летний Александров
проник в дом гражданки
Петровой и похитил деньги
в сумме 10тысяч рублей.
Есть ли основания для
привлечения к уголовной
ответственности
Александрова?»
Дисциплинарная,
уголовная,
административная
, гражданская.
Решение задач
«Нет, т.к. он не
достиг возраста, с
которого
наступает
уголовная
ответственность.
В данном случае
отсутствует один
из необходимых
Слайд № 20
Слайд № 21
(беспризорни
ки)
Приложение
9
Слайд № 22
23 (+
анимация
ответы)
http://files.school
collection.edu.ru/
12 признаков состава
преступления»
dlrstore/f6f96134
3dd84416b4e6
edc744908bdb/29.
swf
Ответы учащихся
Учащиеся
записывают
домашнее задание
Слайд № 24
Домашнее
задание
Учащиеся
продолжают одно
из предложений
Слайд № 25
Рефлексия
(предложени
я)
7.Итог
урока
8.Домашнее
задание
9.Рефлекси
я
1. Что нового узнали на
уроке?
2. Чему учились на уроке?
3. Над чем работали?
9 класс:
§20, с. 173 – 180, пересказ;
выучить понятия; с. 181 «В
классе и дома» решить
задачи № 15
Продолжите предложения:
1. У меня получилось ..
2. Мне запомнилось …
3. Я попробую ...
4. Мне было трудно….
5. Я познакомился……
1.
2.
http://files.schoolcollection.edu.ru/dlrstore/be44f49f8ae144d3b6fa4385674b1fd5/index_listing.html
http://files.schoolcollection.edu.ru/dlrstore/7afa3a910a010357018b3e62cf0c2092/%5BCIVSal1011_10
11_P2%5D_%5BTS_166%5D.swf
3. http://files.schoolcollection.edu.ru/dlrstore/f6f961343dd84416b4e6edc744908bdb/29.swf
13
Конспект урока по обществознанию, 9 класс: "Уголовная ответственность несовершеннолетних"
Конспект урока по обществознанию, 9 класс: "Уголовная ответственность несовершеннолетних"
Конспект урока по обществознанию, 9 класс: "Уголовная ответственность несовершеннолетних"
Конспект урока по обществознанию, 9 класс: "Уголовная ответственность несовершеннолетних"
Конспект урока по обществознанию, 9 класс: "Уголовная ответственность несовершеннолетних"
Конспект урока по обществознанию, 9 класс: "Уголовная ответственность несовершеннолетних"
Конспект урока по обществознанию, 9 класс: "Уголовная ответственность несовершеннолетних"
Конспект урока по обществознанию, 9 класс: "Уголовная ответственность несовершеннолетних"
Конспект урока по обществознанию, 9 класс: "Уголовная ответственность несовершеннолетних"
Конспект урока по обществознанию, 9 класс: "Уголовная ответственность несовершеннолетних"
Конспект урока по обществознанию, 9 класс: "Уголовная ответственность несовершеннолетних"
Конспект урока по обществознанию, 9 класс: "Уголовная ответственность несовершеннолетних"
Конспект урока по обществознанию, 9 класс: "Уголовная ответственность несовершеннолетних"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.