Конспект урока по окружающему миру 4 класс
Оценка 4.8

Конспект урока по окружающему миру 4 класс

Оценка 4.8
Руководства для учителя
doc
окружающий мир
4 кл
20.11.2018
Конспект урока по окружающему миру 4 класс
Конспект урока разработан с учетом требований ФГОС. Урок комбинированный с мультимедийной поддержкой. На уроке даны первоначальные сведения о клеточном строении крови, взаимосвязи строения и функций, показана важнейшая роль крови в поддержании внутренней среды организма и в регуляции работы внутренних органов.
ОМ 4 класс.doc
Конспект урока окружающего мира 4 класс (система Л.В.Занкова) Тема: Значение кровеносной системы. Кровь. Тип урока: комбинированный с мультимедийной поддержкой Учебник: Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков Мы и окружающий мир 4 класс/ часть 2.­ М.: Учебная  литература, 2013.  Цель:  ­ Дать первоначальные сведения о клеточном строении крови, взаимосвязи строения и  функций,доказать важнейшую роль крови в поддержании внутренней среды организма и в  регуляции работы внутренних органов. Планируемые результаты:  Предметные УУД: Знать клеточное строение крови, взаимосвязи строения и функций; уметь  работать с учебником.  Личностные УУД: Проявление познавательной инициативы на основе жизненного опыта;  оформление своих наблюдений; проявление внимания, удивления, желания больше узнать;  применение правил делового сотрудничества; сравнение разных точек зрения; умение считаться с  мнением другого человека; проявление терпения и доброжелательности.  Регулятивные УУД: учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией  учебника; следовать инструкции при выполнении задания.  Познавательные УУД: различать изученные объекты; проводить простейшую классификацию ;  находить дополнительную информацию; высказывать предположения; обсуждать проблемные  вопросы.  Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других ; вступать в диалог ; уметь строить  монологическое высказывание; договариваться о распределении функций и ролей в совместной  деятельности. Виды деятельности обучающихся: работа в паре, работа в группе, отвечают на вопросы, высказывают  предположения, отвечают на вопросы, беседуют по иллюстрации, работают с учебником, тетрадью. Оборудование:  Проектор мультимедиа  Учительский ноутбук, детские нетбуки  Презентация  Картинки по теме  Учебники, хрестоматия                                                                                           Учитель: Архипова Лариса Ивановна                                                                                                      МБОУ «СОШ №4» им. А. П. Румянцева Бокситогорского муниципального района Ленинградской области Ход урока Деятельность   учителя Деятельность     обучающихся 1.Мобилизующий этап: Здравствуйте, дети! Сегодня солнечная погода! Пусть   работа   будет   вам   в   радость   и   день пройдёт удачно! ­ Сегодня на уроке мы продолжим постигать  тайны главного чуда света ЧЕЛОВЕКА.  Белинский говорил: “ Человек всегда был и  будет самым любопытным явлением для самого  человека. Его организм­это целостная, очень  сложная система. Это одновременно и храм, и  склад, и аптека, и электрическая компания, и  библиотека, и установка для очистки сточных  вод”. Чем больше мы будем получать знаний о  человеческом организме, тем чаще будем  вспоминать эти слова. В этом нам предстоит  убедиться на уроке, и на следующих уроках. 2.Формулирование детьми темы и задач  урока: .   Во   вторник   утром   во   всей   школе   царила тишина,   и   вдруг   из   4   «Б»   класса   донесся страшный   крик.   Что   случилось?   Это   Павлик, вместо   того,   чтобы   внимательно   слушать, строгал что­то под партой и раз…! резанул себе палец.   Кровь   так   и   полилась   струей.   Хотя, обычно Павлик ходит герой героем, на этот раз он завопил: «Спасите!» Вид крови привел его в ужас, видно, он решил, что изойдет кровью и, того   и   гляди,   умрет.   Однако   от   небольшого пореза   не   умирают.   Достаточно   обработать ранку   и   все   заживет.   Павлик   порезал   палец. Ленка   разбила   коленку.   Петр   поцарапал   нос. Мишка   ободрал   локоть.   Палец,   колено,   нос, локоть…Из   каждого   раненого   места   течет кровь.   Как   это   так?   Где   же   тогда   находится кровь в нашем теле? Неужто повсюду? Вопрос детям: А вы как думаете? ­ Дети слушают учителя. Ответы детей: 1­ый ученик: Я думаю, что кровь в нашем  организме находится в сосудах, по которым она  течёт. 2­ой ученик: Кровь идёт через сердце по всему нашему организму. 2 3.Изучение материала урока. 3­ий ученик: Кровь находится в венах. Учитель: Посмотрите внимательно на свое  запястье. Что вы видите? Одинаковые ли они по размеру? Учитель:  Это кровеносные сосуды – вены, еще есть артерии и капилляры. 1­ый ученик: Я вижу вены. 2­ой ученик: Синенькие сосуды. 3­ий ученик: Я вижу как пульсирует кровь 1­ый ученик: Одни толще , другие тоньше. Учитель: Очень  давно люди считали, что кровь бывает голубая и красная. Даже существовало образное выражение «Люди с голубой кровью» ­ короли, принцы, князья, те, кто богаты.  ­   Как   вы   думаете   есть   ли   люди   с   голубой кровью? Кто они? 1­ый   ученик:   Считаю,   что   людей   с   голубой кровью нет, т.к. кровь всегда красная. 2­ой   ученик:   Думаю,   что   если   бы   такие   люди были, то они были синими.  3­ий ученик: Люди с голубой кровью – это люди, у которых кровь красная, но они отличаются от всех   положением   в   обществе   как   короли, 3 Учитель:   Это   понятие   пришло   к   нам   из Испании, где крестьяне отличались от богатых загорелой   кожей   на   руках.   И   вены   не   так выделялись,   как   на   белых   незагорелых   руках неработающих   богачей.   У   них   голубые   жилки хорошо были видны. Сегодня на уроке я хочу, чтобы вы убедились какого же цвета на самом деле кровь. Учитель:     Вот   сегодня   я   и   приглашаю   вас   в путешествие   по   царству,   которое   называется «Кровь». ­ А что вы можете сказать о крови?  Сообщение учителя: Еще с давних времен люди заметили,   что   кровь   имеет   огромное   значение для   человека.   Они   не   знали   ни   законов движения,   ни   состава,   ни   свойств   крови,   но часто   наблюдали,   как   раненое   животное   или человек,   потерявшие   много   крови,   умирали. Жизнь покидала их вместе с уходящей кровью. Эти   наблюдения   приводили   к   мысли,   что   в крови   сила. Человеческий   ум   всегда   пытался   разгадать тайну крови. И происходило это столетиями. заключается   жизненная   Знаменитый  врач древности Гиппократ считал, что   в   сердце   содержится   поступающая   из воздуха   некая   жизненная   сила   –   пневма. принцы. 4­ый   ученик:   У   меня   на   руках   вены   синие. Может быть там голубая кровь?  1­ый ученик: Кровь – это жидкость, ведь когда поранишься, она вытекает из ранки. 2­ой ученик: Кровь красного цвета. 3­ий   ученик:   Без   крови   человек   не   мог   бы существовать.   Я   знаю,   что   она   разносит питательные   вещества   и   кислород   по   всему организму. 4 Римский врач Клавдий Гален считал, что кровь образуется в печени, а органы поглощают кровь. И только в 1628 году английский ученый  Уильям Гарвей обобщил свои исследования,  которые проводил в течение 30 лет и первым  описал, как двигается кровь по организму.  Именно он первым открыл, что кровь  передвигается по сосудам.  Работа в группах­лабораториях Учитель:   В   любом   царстве   есть   жители.   Я предлагаю вам познакомиться с ними. ­ Кто же населяет наше царство? (дети читают названия) _ Что способствует передвижению жителей по царству? Учитель:   Плазма   способствует   передвижению эритроцитов,   лейкоцитов   и   тромбоцитов   по царству «Кровь». Она прозрачная, желтоватая, солоноватая жидкость, которая состоит из воды и растворенных в ней веществ. 1­ый   ученик:   Жидкость,   которая   называется «плазма». 5 Учитель:   Я   предлагаю   вам   стать   жителями царства.   Чтобы   стать   настоящими   жителями, надо знать его законы и свои функции. Это вы узнаете,   изучив   документы,   которые   я   вам выдам.   А   после   их   изучения   вы   расскажете   о своей жизни в царстве. Я   предлагаю   вам   разделиться   на   три государства:   лейкоциты   и тромбоциты.   (учащиеся   делятся   на   3   группы, учитель выдает «документы»)   эритроциты, Динамическая пауза 4.Первичное понимание, закрепление. Учитель: Итак, 1 группа, вам слово. (учащиеся  выходят к доске и делают сообщение) ­   Дети   читают   в   группах   о   клетках   крови   и готовят своё сообщение, учитель контролирует работу каждой группы. Дети:  Эритроциты – это красные кровяные  тельца. Их больше всего среди клеток крови.  Эритроциты имеют вид сплющенной шайбы. Они содержат гемоглобин, который придает им  красноватую окраску. Благодаря ему  эритроциты участвуют в газообмене: гемоглобин необходим для транспорта кислорода и  удаления углекислого газа из тканей.  Эритроциты принимают участие в ряде  обменных процессов. Образуются эритроциты в  красном костном мозге и существуют 100­120  суток. Ежедневно вместо погибших образуется  до 300 миллиардов новых эритроцитов.  6 Учитель:   Дети   из   других   государств,   что   вы узнали о жизни соседей?  Учитель: 2 группа, вам слово: Характерным свойством их является  способность “склеиваться” друг с другом. При  повышенном образовании подобных соединений  появляется угроза появления тромбов в  сердечно­сосудистой системе. Красные шарики  крови заняты очень важным делом. Это они  забирают в легких кислород, а затем передают  его всем клеточкам тела человека и его органам. 1­ый   ученик:  Эритроциты –   это   красные кровяные   тельца.   Они   имеют   вид   сплющенной шайбы. 2­ой ученик: Эритроциты принимают участие в ряде   обменных   процессов.   Они   образуются   в красном   костном   мозге   и   существуют   100­120 суток. 3­ий  ученик: Они имеют свойство  склеиваться друг   с   другом.   Это   страшно,   тк   образуются тромбы,   закрывающие   сосуды   и   мешающие движению крови. Дети: Лейкоциты – это белые клетки крови.   В отличие от эритроцитов лейкоциты ­ это  активные клетки, способные самостоятельно  передвигаться, проникать сквозь стенки  кровеносных сосудов, перемещаться между  клетками различных тканей. Форма их  непостоянна. Лейкоциты – самые крупные  клетки человеческой крови. Многие из них в 2­3  раза крупнее красных кровяных телец –  эритроцитов. Лейкоциты при необходимости  легко покидают кровь и углубляются в ткани  тела навстречу проникшим туда  микроорганизмам. Каждый лейкоцит способен  «проглотить» до 20 микроорганизмов.  Они  обволакивают болезнетворных микробов,  переваривают их и убивают. Живут они 2­4 дня.  Лейкоциты человека образуются в красном  костном мозге. Они выполняют защитную  функцию, являясь частью иммунной системы  7 Учитель:   Дети   из   других   государств,   что   вы узнали о жизни соседей?  Учитель: 3 группа, вам слово: организма.   способные 1­ый   ученик:  Лейкоциты –   это   белые   клетки крови, самостоятельно передвигаться,   проникать   сквозь   стенки кровеносных   сосудов,   перемещаться   между клетками различных тканей.   2­ой   ученик:   Лейкоциты   –   самые   крупные клетки   человеческой   крови.   Они     при необходимости   легко   покидают   кровь   и углубляются в ткани тела навстречу проникшим туда микроорганизмам  3­ий ученик:  Лейкоциты человека образуются в красном   костном   мозге.   Они   выполняют защитную   функцию,   являясь   частью   иммунной системы организма. Дети: Тромбоциты – это кровяные пластинки. Тромбоциты   не   имеют   клеточного   ядра   и представляют   собой   скопления   маленьких гранулированных   клеток   с   грубой   оболочкой. Ученые полагают, что большинство этих телец образуется   из   фрагментов   гигантских   клеток красного   костного   мозга.   Когда   они разрушаются, белок тромбопластин,   играющий   ведущую   роль   в процессе   свертывания   крови   и   играющий важную   роль   в   остановке   кровотечений.   Как правило,   тромбоциты   «ходят   строем»,   в количестве от 3 до 10 штук. Продолжительность выделяется     8 их жизни –5­7дней.    1­ый   ученик:  Тромбоциты –   это   кровяные пластинки.     Они   не   имеют   клеточного   ядра   и представляют   собой   скопления   маленьких гранулированных клеток с грубой оболочкой. 2­ой   ученик:     Большинство   этих   телец образуется   из   фрагментов   гигантских   клеток красного костного мозга. 3­ий   ученик:     Тромбоциты   «ходят   строем»,   в количестве от 3 до 10 штук. Продолжительность их жизни – 5­7 дней.    Учитель:   Дети   из   других   государств,   что   вы узнали о жизни соседей?  Учитель:   Спасибо!   Молодцы!   Вы   прекрасно поработали. Учитель: Какую же роль играет кровь? * Кровь – снабженец * Кровь – защитник 9 * Кровь – кондиционер * Кровь – транспортировщик Учитель: Из чего же состоит наша кровь? 5.Работа с учебником. Учитель: Итак, мы познакомились с жителями нашего   царства.   А   как   вы   думаете,   какова численность   эритроцитов,   лейкоцитов   и тромбоцитов. Давайте это узнаем из учебника. Откройте учебник на странице 35 и прочитайте последние два абзаца. 1­ый   ученик:   Кровь   состоит   из   эритроцитов, лейкоцитов и тромбоцитов. 2­ой  ученик:   А  все   эти  элементы  находятся  в плазме.  Дополнительный материал.           Это  интересно. Дети читают.( Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков Мы и   окружающий   мир   4   класс/   часть   2.­   М.: Учебная литература, 2004) 10 Учитель: Знаете ли вы, что ... – в крови 35 миллиардов лейкоцитов, 1250  миллиардов тромбоцитов и 25 000  миллиардов эритроцитов. Если все  лейкоциты выложить в ряд, получится  линия, длиной 525 км, если выложить в ряд  тромбоциты – 2500 км (расстояние от  Парижа до Москвы), а эритроциты – 175 000 км (4 раза можно опоясать земной шар); ­ А за 26 секунд кровь успевает обежать весь организм! 6.Практическая работа. Учитель:  Что   нового   вы   сегодня   узнали   на уроке? 1­ый   ученик:   Кровь   играет   важную   роль,   её нужно беречь. 2­ой   ученик:   Иначе   мы   можем   умереть   от недостатка крови и от разных заболеваний. Учитель: Большая потеря крови грозит нашему организму   серьёзными   проблемами.   Поэтому надо  уметь оказывать себе первую медицинскую помощь. Учитель:  Считаете   ли   полученные   на   уроке сведения важными для вас? Представьте,   что   вы   дома   одни   и   случайно поранили палец. Учитель: Что вы будете делать? 1­ый   ученик:   Это   нужная   и   полезная   для   нас информация. Учитель:  Вот вам   медицинская аптечка. Что вы будете дальше делать?  11 Ученик: Я найду медицинскую аптечку.  Учитель: Все согласны? Учитель:  А   как   правильно   оказать   себе помощь? Дети: Нет. Зелёнка не нужна. Ученик:   Я   возьму   бинт,   зелёнку,   перекись водорода и йод. 4.Закрепление изученного материала.  Индивидуальная работа 5. Итог. Рефлексия. ­Что нового узнали? ­Какую же роль играет кровь? Учитель:  За вашу дружную работу я вам хочу вручить сюрпризы с намеком.  Ученик: Перекисью водорода обрабатываю рану, края   ранки   смазываю   йодом.   Затем   забинтую или заклею лейкопластырем. (Ученик  выполняет практическую работу). Дети выполняют тест на нетбуках. 1.Какого цвета кровь? а) зелёная б) голубая в) красная г) прозрачная 2.Кто первым описал, как двигается кровь  по организму? а) Клавдий Гален б) Гиппократ в) Уильям Гарвей 3.Кого считали людьми с «голубой кровью»? а) крестьян б) царей в) рыбаков 4.Чем нужно обработать рану при порезе? а) зелёнкой б) йодом в) мазью 5.Что способствует передвижению крови по  организму? а) воздух б) плазма в) тепло 12 (Вручаются   шарики   разного   цвета:   красные, желтые, фиолетовые). ­ Спасибо за урок! ­Поднимите красный кружок те ребята, кому  урок понравился и кто все понял. ­Поднимите синий кружок те ребята, кто не все  понял и мало запомнил. ­Поднимите зеленый кружок те ребята, кто  ничего не понял и ничего не запомнил. ­А кто активно работал? ­Вы молодцы. Спасибо за работу. ­Урок окончен. 13

Конспект урока по окружающему миру 4 класс

Конспект урока по окружающему миру 4 класс

Конспект урока по окружающему миру 4 класс

Конспект урока по окружающему миру 4 класс

Конспект урока по окружающему миру 4 класс

Конспект урока по окружающему миру 4 класс

Конспект урока по окружающему миру 4 класс

Конспект урока по окружающему миру 4 класс

Конспект урока по окружающему миру 4 класс

Конспект урока по окружающему миру 4 класс

Конспект урока по окружающему миру 4 класс

Конспект урока по окружающему миру 4 класс

Конспект урока по окружающему миру 4 класс

Конспект урока по окружающему миру 4 класс

Конспект урока по окружающему миру 4 класс

Конспект урока по окружающему миру 4 класс

Конспект урока по окружающему миру 4 класс

Конспект урока по окружающему миру 4 класс

Конспект урока по окружающему миру 4 класс

Конспект урока по окружающему миру 4 класс

Конспект урока по окружающему миру 4 класс

Конспект урока по окружающему миру 4 класс

Конспект урока по окружающему миру 4 класс

Конспект урока по окружающему миру 4 класс

Конспект урока по окружающему миру 4 класс

Конспект урока по окружающему миру 4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.11.2018