Рабочая программа по окружающему миру 4 класс Школа России
Оценка 4.9

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс Школа России

Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
окружающий мир
4 кл
19.11.2018
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс Школа России
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие.
4 окружающий мир 4 класс.doc
Тема урока №  п/п Кол­во часов Элементы содержания Требования к уровню подготовки Дата Ученик научится / получит  возможность научиться Сформированность УУД план факт Раздел 1. ЗЕМЛЯ И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО (11 ЧАСОВ) 1 Мир глазами астронома 2 Планеты Солнечной системы 3 Звёздное небо – Великая книга   Природы. 4 Мир глазами географа. 1 1 1 1 Солнце. Земля – планета,  общее представление о форме и  размерах Земли Что изучает астрономия Солнце. Земля – планета, общее  представление о форме и  размерах Земли. Луна – естественный спутник Земли,  причины сены дня и ночи и  времён года. Солнце. Земля – планета, общее  представление о форме и  размерах Земли Выпускник                научится:   изученные •   узнавать объекты   и   явления   живой   и неживой природы;   •   описывать   на   основе предложенного плана изученные объекты и явления живой   и   неживой   природы, выделять   их   существенные признаки; Глобус как модель Земли.   Элементарные приемы чтения  плана, карты (без масштаба). Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе  и  карте Что изучает география •   сравнивать  объекты  живой и неживой природы на основе внешних   признаков   или характерных известных свойств проводить простейшую   классификацию изученных объектов природы.   и     Выпускник  Знать название нашей планеты, планет  Солнечной системы. Уметь использовать полученные знания для  удовлетворения познавательного интереса о  нашей планете Л­1, Л­4, Р­7, П­1, П­16, К­1, К­ 5, Ч1­2, Ч2­8, Г­1, Т­4, Э­1 – Э­7. Знать название нашей планеты, название  планет Солнечной системы. Уметь работать  с готовыми моделями (глобусом и картой), создавать несложные  модели. Л­3, Л­4, Л­6, Р­1,  Р­16, П­1,  П­6, К­ 1, К­5, К­11, Ч2­4, Ч2­8, Г­1, Г­3, Э­1 – Э­7. Знать название нашей планеты, название  планет Солнечной системы. Уметь работать  с готовыми моделями (глобусом и картой), создавать несложные  модели. Л­12, Л­21, Р­7, Р­11, П­7, П­12, П­16,  К­18, Ч1­2, Ч1­8, Г­5, Т­4, П­1 – П­5 Уметь показывать на карте, глобусе материки  и океаны, горы, равнины, моря. Л­1, Л­4, Л­21, Р­1, П­6, П­12, П­16, К­18, Ч1­ 2, Ч1­8, Т­4, П­1 – П­5 05.09 08.09 12.09 15.09 5 Мир глазами историка. 6 Когда и где? 7 Мир глазами эколога  8 9 Сокровища Земли под охраной  человечества Всемирное наследие.  Сокровища Земли под охраной  человечества. Международная Красная книга. 1 1 1 1 1 Способы познания окружающего мира. История Отечества: отдельные,  наиболее важные и яркие   исторические картины быта,  труда, традиций людей в разные  исторические  времена Что изучает история,  исторические источники, Способы познания окружающего мира. История Отечества: отдельные,  наиболее важные и яркие   исторические картины быта,  труда, традиций людей в разные  исторические  времена. Счёт лет в истории,  исторические карты Человек – часть природы.  Зависимость жизни и природы  человека от природы и ее  состояния Представление о современных  экологических проблемах  планеты, охрана окружающей  среды ­задача всего  человечества, международное  сотрудничество в области  охраны окружающей среды Охрана памятников истории и  культуры. Правила поведения  в природе Охрана растительного и  животного мира     получит            возможность                         научиться: Уметь описывать отдельные (изученные)  события из истории Отечества. Л­6, Л­7, Л­12, Р­7, П­1, П­23, К­1, К­5, К­11,  Ч2­4, Ч2­8, Г­1, Г­3, Г­5, Э­1 – Э­7. 19.09 •   использовать естественнонаучные   тексты (на бумажных и электронных носителях,   в   том   числе   в контролируемом   Интернете) с целью поиска информации, вопросы, ответов   объяснений, создания собственных   устных   или письменных высказываний; на       небольшие •   готовить презентации   по   результатам наблюдений и опытов;   •   моделировать   объекты   и процессы отдельные реального с использованием   виртуальных лабораторий   и   механизмов, собранных из конструктора; мира     Уметь описывать отдельные (изученные)  события из истории Отечества, использовать  ленту времени. Л­4, Л­6, Л­12, П­1, П­6, К­1, К­5, Ч1­8, Ч2­4,  Г­5, Т­4, Э­1 – Э­7. 22.09 Уметь использовать приобретенные знания   для оценки воздействия человека на природу,  выполнение  правил поведения  в природе и  участие  в ее охране. Л­1, Л­21, Р­7, П­12, П­16, К­11, К­18, Ч1­2,  Ч2­8, Г­1, Г­3, П­1 – П­5. 26.09 Знать правила поведения человека, памятники  истории и культуры. Л­6, Л­12, Л­21, Р­7, П­23, К­1, К­5, К­11, Ч1­8, Ч2­4, Ч2­8, Г­5, Т­4, Э­1 – Э­7. Уметь использовать знания для оценки  воздействия человека на природу. Л­3, Л­4, П­ 1, П­6, П­12, К­18, Ч1­2, Г­1, Г­3, П­1 – П­5 29.09 03.10 Раздел 2.  ПРИРОДА  РОССИИ  (11 часов) 10 Обобщающий  урок по разделу  «Земля и человечество»   Равнины и горы России 11 Моря, озёра и реки России  12 Природные зоны России 13 Зона арктических пустынь  14 Тундра    15 Леса России  1 1 1 1 1 1 Россия на карте.  Неживая и живая  природа.  Формы земной  поверхности.  Моделирование  форм поверхности из песка,  глины или пластилина Водоемы, их разнообразие,  использование человеком Россия на карте.  Неживая и живая  природа.  Формы земной  поверхности.  Моделирование  форм поверхности из песка,  глины или пластилина Растения и животные, их  разнообразие. Понимание связи  неживой и живой природы.   Условия, необходимые для  жизни Экологические проблемы Растения и животные, их  разнообразие. Понимание связи  неживой и живой природы.   Условия, необходимые для  жизни Экологические проблемы Роль растений  в природе и жизни людей.  Понимание связи неживой и  живой природы Выпускник                научится:     •   проводить несложные наблюдения   в   окружающей среде   и   ставить   опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать   инструкциям   и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;       •   использовать   различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель   растений   и животных основе иллюстраций,   атлас   карт,   в том   числе   и   компьютерные издания) поиска необходимой информации; для на           •   использовать готовые модели (глобус, карта, план) для  объяснения  явлений  или описания свойств объектов; Выпускник         получит                 возможность                      научиться: 06.10 10.10 13.10 17.10 20.10 24.10 Знать понятия «равнины», «горы». Уметь показывать на карте, глобусе материки  и океаны, горы, равнины, моря, реки (без  указания названий). Л­2, Л­3, Л­21, Р­7, П­16,  К­1, К­5, Ч2­8, Г­1, Г­3, Э­1 – Э­7. Знать виды водоемов. Уметь показывать на карте, глобусе материки  и океаны, горы, равнины, моря, реки (без  указания названий). Л­1, Л­4, Л­6, Л­12, П­1,  П­6, П­12, К­11, К­18, Ч1­2, Ч1­8, Ч2­4, Г­5, Т­ 4, П­1 – П­5. Природные зоны России, растительный и  животный мир, особенности труда и быта  людей 2–3 природных зон. Л­3, Л­4, Л­6, П­6,  П­12, К­11, К­12, К­18, Ч1­2, Ч1­8, П­1 – П­5. Знать общие условия, необходимые  для жизни живых организмов.  Уметь приводить примеры представителей  разных групп растений и животных  арктических пустынь. Л­1, Л­21, Р­7, П­1, П­6,  К­11, К­18, Ч1­2, Ч2­8, Г­1, Г­3, Г­5, Т­4, Э­1 –  Э­7. Знать общие условия, необходимые для жизни  живых организмов.  Уметь приводить примеры представителей  разных групп растений  и животных тундры. Л­12, Л­21, Р­7, П­1, П­16, К­1, К­5, Ч2­4, Ч2­8, Ч3­3,Г­1, Г­3, Г­5, Т­4, Э­ 1 – Э­7. Знать общие усло­ вия, необходимые  для жизни живых организмов, правила  поведения в природе.  Уметь приводить примеры представителей  разных групп растений и животных леса. Л­4,  Л­6, Л­12, , П­12, П­16, К­1, К­5, Ч1­8, Ч2­4, Т­ 4, П­1 – П­5, 16 Лес и человек 17 Зона степей.  18 Пустыни  19 У Чёрного моря  20 Обобщающий  урок по разделу «Природа России» 21 Наш край. Экскурсия «Формы поверхности  нашей местности» 1 1 1 1 1 1 Роль растений  в природе и жизни людей,  бережное отношение человека к  растениям и животным Растительный и животный мир,  особенности труда и быта людей, влияние человека на природу  зоны, охрана природы Растительный и животный мир,  особенности труда и быта людей, влияние человека на природу  зоны, охрана природы Растительный и животный мир,  особенности труда и быта людей, влияние человека на природу  зоны Положительное и отрицательное  влияние деятельности человека  на природу. Правила поведения  в природе   •   готовить небольшие презентации   по   результатам наблюдений и опытов;   •   моделировать   объекты   и отдельные процессы реального с использованием   виртуальных лабораторий   и   механизмов, собранных из конструктора; мира         •   осознавать ценность природы   и   необходимость нести   ответственность   за   ее сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный   сбор   мусора, экономия и электроэнергии) и природной среде. воды       Уметь приводить примеры представителей  разных групп  растений и животных (2–3  представителя из изученных), раскрывать  особенности их внешнего вида и жизни. Л­1Л­ 21, Р­7, П­1, П­6К­11, К­18, Ч1­2, Ч2­8, Г­1, Г­ 3, Г­5, Э­1 – Э­7. Знать общие условия, необходимые для жизни  живых организмов. Уметь приводить примеры представителей  разных групп растений и животных степей. Л­2, Л­4, Л­6, П­12, П­16, К­1, К­5, Ч1­8, Ч2­4, Ч3­ 3, , Г­3, Г­5, Т­4, П­1 – П­5.  Знать общие условия, необходимые для жизни  живых организмов. Уметь приводить примеры представителей  разных групп растений и животных пустыни. Л­ 12, Л­21, Р­7, П­1, П­6, К­11, К­18, Ч1­2, Ч2­8,  Ч4­0,  Г­1, Э­1 – Э­7. Знать общие условия, необходимые для жизни  живых организмов. Уметь приводить примеры  представителей разных групп растений и  животных Черноморского побережья. Л­1, Л­3, Л­4, П­1, П­6, П­12, , К­7,  К­11, Ч2­8, Г­1, Г­3. Знать общие условия, необходимые для жизни  живых организмов, знать и выполнять правила  поведения  в природе. Л­6, Л­12, Л­21, Р­7, П­16, К­1, К­ 5К­18, Ч1­2, Ч1­8, Ч2­4, Г­5, Т­4, П­1 – П­5, Э­ 1 – Э­7. Раздел 3.  РОДНОЙ КРАЙ – ЧАСТЬ  БОЛЬШОЙ СТРАНЫ (12 часов) Наблюдение в природе,  сравнение свойств наблюдаемых  объектов. Родной город:  название, основные  достопримечательности Выпускник научится: •   обнаруживать   простейшие взаимосвязи   между   живой   и неживой природой,   Знать название родного города. Уметь показывать на карте родной край,  выполнять основные правила поведения в  окружающей среде. Л­4, Л­6, П­12, П­16, К­1,  К­5, Ч2­8, Г­1, Г­3, Э­1 – Э­7.  27.10 07.11 10.11 14.11 17.11 21.11 22 Поверхность нашего края 23 НРК Поверхность нашего края ( экскурсия) 24 НРК Водоёмы нашего края 25 Наши подземные богатства  1 1 1 1 Особенности поверхности (на  основе наблюдений).  Формы поверхности: равнина,  горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте)  изменение поверхности края в  результате деятельности  человека Особенности поверхности (на  основе наблюдений).  Формы поверхности: равнина,  горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте)  изменение поверхности края в  результате деятельности  человека Водоемы родного края  (названия, краткая  характеристика),охрана  ,изменение водоёмов в  результате деятельности  человека Практическое знакомство с  полезными ископаемыми своего  края.  Опыты с природными  объектами, простейшие  измерения Свойства полезных ископаемых,, способы добычи, охрана недр в взаимосвязи     живой природе; использовать их для объяснения   необходимости бережного   отношения   к природе; Уметь показывать на карте, глобусе горы,  равнины, реки, различать объекты природы и  изделия; объекты неживой и живой природы.  Л­1, Л­21, Р­7, П­1, П­12, К­5, К­11, Ч1­8, Ч2­ 4, Ч2­8, Г­1, Т­4, П­1 – П­5. 24.11   •   определять характер взаимоотношений  человека   и природы,   находить   примеры влияния   этих   отношений   на природные объекты, здоровье и безопасность человека; Уметь показывать на карте, глобусе материки  и океаны, моря,  реки. Л­2, Л­3Л­12, Л­21, Р­7,  П­1, П­6, К­11, К­18, Ч1­2, Ч1­8, Ч2­4, Г­5, Т­ 4, П­1 – П­5. 28.11   •   понимать   необходимость здорового   образа   жизни, соблюдения правил поведения; безопасного знания   о использовать строении   и функционировании организма человека   для   сохранения   и укрепления своего здоровья.     Выпускник возможность научиться:   получит   •   осознавать ценность природы   и   необходимость нести   ответственность   за   ее сохранение, соблюдать   01.12 05.12 Уметь использовать полученные знания для   удовлетворения познавательных интересов,  поиска дополнительной информации о  подземных богатствах. . Л­1, Л­4, Л­6, , П­1, П­ 6, П­12, К­11, К­18, Ч1­2, Ч2­8, Г­5, Т­4, П­1 –  П­5 Знать понятие «почва», состав воды и почв. Уметь определять признаки различных  объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);  различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы. Л­12, Л­21, Р­7П­ 16, К­1, К­5, Ч1­8, Ч2­4, Г­1, Г­3, Э­1 – Э­7 26 Земля­кормилица 1 Почва, ее  состав. виды почв,  охрана почв в нашем крае 27 НРК Экскурсия в лес и на луг 1 28 Жизнь леса  1 Растения и животные, их  разнообразие. Условия,  необходимые для жизни. Правила поведения в природе. Водоемы, их  использование человеком,  охрана (на примере наиболее  распространенных водоемов  местности, края) экологические связи в  сообществах Растения и животные, их  разнообразие. Условия,  необходимые для жизни. Правила поведения в природе. Водоемы, их  использование человеком,  охрана (на примере наиболее  распространенных водоемов  местности, края) экологические связи в  сообществах   правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный   сбор   мусора, экономия и электроэнергии) и природной среде; воды       •   пользоваться   простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно соблюдать   режим   дня, правила рационального питания и личной гигиены;       •   выполнять правила безопасного   поведения   в доме,   на   улице,   природной среде,   оказывать   первую помощь   при   несложных несчастных случаях; •   планировать, контролировать   и   оценивать учебные действия в процессе познания   окружающего   мира в с поставленной   задачей   и условиями ее реализации. соответствии     Выпускник научится: •   обнаруживать   простейшие взаимосвязи   между   живой   и природой, неживой   взаимосвязи     живой природе; использовать их для объяснения   необходимости в Знать основные правила поведения в  окружающей среде. Уметь использовать полученные знания для  удовлетворения познавательных  интересов, поиска дополнительной  информации о родном крае, о жизни леса, луга  и пресного водоема, приводить примеры  представителей разных групп растений и  животных (2–3 представителя из изученных),  леса, луга и пресного водоема, раскрывать  особенности их внешнего вида и жизни,  различать части растения, отображать их в  рисунке (схеме).    Л­12, Л­21, П­6, П­12, К­5,  К­11, К­18, Ч2­4, Г­5, Э­1 – Э­7. Уметь использовать полученные знания для   удовлетворения познавательных интересов,  поиска дополнительной информации о  подземных богатствах. Л­1, Л­4, Л­6, Р­7, П­1,  П­16, К­1, Ч1­2, Ч1­8, Ч2­8, Г­1, Г­3, Т­4, П­1 – П­5. 08.12 12.12 15.12 Знать понятие «почва», состав воды и почв. Уметь определять признаки различных  объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);  различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы. Л­1, Л­4, П­1, П­6,  П­12, К­11, К­18, Ч2­4, Г­5, Т­4, П­1 – П­5. 29 Жизнь луга 30 Жизнь пресного водоёма  1 1 Растения и жи­ вотные Красной книги:  сообщества Лес, Грибы.  Съедобные  и несъедобные (узнавание) бережного   отношения   к природе;   •   определять характер взаимоотношений  человека   и природы,   находить   примеры влияния   этих   отношений   на природные объекты, здоровье и безопасность человека; Растения и животные Красной  книги: сообщества Водоем   •   понимать   необходимость здорового   образа   жизни, соблюдения правил поведения; безопасного знания   о использовать строении   и функционировании организма человека   для   сохранения   и укрепления своего здоровья.     31 НРК Экскурсия в природные  сообщества родного края. Природные сообщества родного  края (2–3).  32 НРК Растениеводство в нашем крае  1 33 НРК Животноводство в нашем крае 1 Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение  человека к растениям, отрасли  растениеводства, сорта  культурных растений Роль животных в жизни людей,  бережное отношение  к  животным. Биологическая  защита урожая, её защита для  сохранения окружающей среды и производства экологически  чистых продуктов питания Выпускник возможность научиться:   получит     •   осознавать ценность природы   и   необходимость нести   ответственность   за   ее сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный   сбор   мусора, экономия и электроэнергии) и природной среде; воды         •   пользоваться   простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно соблюдать   режим   дня,   Знать основные правила поведения в  окружающей среде. Уметь использовать полученные знания для  удовлетворения познавательных  интересов, поиска дополнительной  информации о родном крае, о жизни леса, луга  и пресного водоема, приводить примеры  представителей разных групп растений и  животных (2–3 представителя из изученных),  леса, луга и пресного водоема, раскрывать  особенности их внешнего вида и жизни,  различать части растения, отображать их в  рисунке (схеме).  Л­6, Л­12, Л­21, Р­7, П­16, К­ 1, К­5, Ч1­2, Ч1­8, Ч2­8, Г­1, Г­3, Э­1 – Э­7. Уметь использовать полученные знания для   удовлетворения познавательных интересов,  поиска дополнительной информации о  подземных богатствах. Л­4, Л­6, Л­12, П­1, П­ 6, К­5, К­11, Ч1­2, Ч1­8, Г­1, Г­3, Г­5, Э­1 – Э­ 7.  Знать понятие «почва», состав воды и почв. Уметь определять признаки различных  объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);  различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы. Л­3, Л­21, Р­7, П­ 12, П­16, К­1, К­12, К­18, Ч2­4, Ч2­8, Ч3­3, Т­ 4, П­1 – П­5. Знать основные правила поведения в  окружающей среде. Уметь использовать полученные знания для  удовлетворения познавательных  интересов, поиска дополнительной  информации о родном крае, о жизни леса, луга  и пресного водоема, приводить примеры  представителей разных групп растений и  животных (2–3 представителя из изученных),  леса, луга и пресного водоема, раскрывать  особенности их внешнего вида и жизни,  19.12 22.12 26.12 12.01 16.01 34 Проверим себя и оценим свои  достижения за первое полугодие.  Презентация проектов. 1 Роль животных в жизни людей,  бережное отношение к  животным. Породы домашних животных  животных, отрасли  животноводства правила питания и личной гигиены; рационального     •   выполнять правила безопасного   поведения   в доме,   на   улице,   природной среде,   оказывать   первую помощь   при   несложных несчастных случаях; различать части растения, отображать их в  рисунке (схеме). Л­6, Л­12, П­6, К­1, К­5, Ч2­4, Ч2­8, Ч3­3, Г­3, П­1 – П­5, Э­1 – Э­7.  19.01 •   планировать, контролировать   и   оценивать учебные действия в процессе познания   окружающего   мира в с поставленной   задачей   и условиями ее реализации. соответствии     Раздел 4.   СТРАНИЦЫ ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ  (6 часов) 35 Начало истории человечества 36 Мир древности: далёкий и близкий 37 38 39 Средние века: время рыцарей и  замков Новое время: встреча Европы и  Америки Новейшее время: история  продолжается сегодня 1 1 1 1 1 Человек – часть  природы и член общества. Охрана памятников истории и  культуры.  Способы познания окружающего мира, периодизация истории Древний мир , древнейшие  сооружения, О чём рассказывают  христианский храм,  мусульманская мечеть, замок  феодала, дом крестьянина. Выдающиеся люди разных эпох Достижения науки и техники:  пароход, паровоз, железные  дороги, электричество, телеграф Выдающиеся люди разных эпох Достижения науки и техники.  осознание человечеством  ответственности за сохранение  мира на планете       Выпускник научится: прошлое, •   различать будущее; настоящее, изученные соотносить исторические   события   с датами,   конкретную   дату   с веком;   находить   место изученных событий на «ленте времени»; Выпускник возможность научиться: •   ориентироваться в важнейших   для   страны   и личности событиях и фактах прошлого   и   настоящего; оценивать   их   возможное влияние будущее, приобретая   тем   самым чувство исторической   перспективы. получит на         Знать, что изучает наука «история».  Использовать ленту времени. Л­12, Л­21, Р­7,  П­12, К­5, К­18, Ч1­8, Ч2­8, Г­3П­1 – П­5, Э­1  – Э­7. 23.01 Знать историю древнего мира. Использовать  ленту времени. ­1, Л­4, П­1, П­6, К­11, Ч1­2, Г­ 1. 26.01 Знать историю Средних веков. Л­6, , П­16, К­ 1, Ч2­4,  Г­5, Т­4. 30.01 Знать выдающихся людей Нового времени. Уметь работать с географической картой. Л­6,  Л­12, П­6, К­1, К­5, Ч2­4, Ч2­8, Ч3­3, Г­3, П­1  – П­5, Э­1 – Э­7. Знать выдающихся людей новейшего времени.  Л­2, Л­4, П­1, , К­18, Ч1­2, Г­1, 02.02 06.02 РАЗДЕЛ 5. СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА  (20 часов) 40 Обобщающий  урок по разделу  «Страницы всемирной истории»   Жизнь древних славян 41 Во времена Древней Руси (столица Древний Киев)  42 Страна городов  43 Из книжной сокровищницы Древней  Руси 1 1 1 1 44 Трудные времена на Русской земле  1 45 Русь расправляет крылья  1 История Отечества. Отдельные   яркие и наиболее важные  события общественной и  культурной жизни России:  картины быта, труда, традиций  людей в разные исторические  времена. Москва – столица  России История Отечества. Отдельные   яркие и наиболее важные  события общественной и  культурной жизни России:  картины быта, труда, традиций  людей в разные исторические  времена. Москва – столица  России. Выдающиеся люди разных эпох.  Охрана памятников истории и  культуры Выдающиеся люди разных эпох.  Охрана памятников истории и  культуры Россия на карте (границы,  города, места  изученных  сражений, исторических  событий). Выдающиеся люди  разных эпох.  Охрана памятников истории и  культуры Московская Русь. Московские  князья – собиратели русских  земель. Выпускник научится:       прошлое, •   различать будущее; настоящее, соотносить изученные исторические   события   с датами,   конкретную   дату   с веком;   находить   место изученных событий на «ленте времени»; •   используя   дополнительные источники   информации   (на бумажных   и   электронных носителях,   в   том   числе   в контролируемом   Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; основе имеющихся   знаний   отличать реальные исторические факты от вымыслов. на           получит свою   с   связь Выпускник возможность научиться: •   осознавать неразрывную   разнообразными окружающими   социальными группами; •   ориентироваться в важнейших   для   страны   и личности событиях и фактах прошлого   и   настоящего; оценивать   их   возможное влияние будущее, приобретая   тем   самым на       Знать название нашей родной страны и ее  столицы, историю Древней Руси. Уметь показывать на карте границы России,  некоторые города России, описывать  отдельные (изученные) события из истории  Отечества. Л­21, Р­7, П­12, П­16, К­11, Ч1­8,  Г­5, Т­4, Знать музеи России. Уметь описывать отдельные (изученные)  события из истории Отечества. Л­1, Л­21, Р­7,  П­1 К­11, К­18, Ч1­2, Ч1­8, П­1 – П­5, Э­1 – Э­ 7. Знать историю Древней Руси, выдающихся  людей, патриотов. Уметь показывать на карте границы России,  некоторые города России. Л­4, Л­6, Л­12, , П­6, П­12, П­16, К­1, К­5, Ч2­4, Ч2­8, Г­1, Г­3, Г­5,  Т­4. Знать музеи России. Уметь описывать отдельные (изученные)  события из истории Отечества. Л­2, Л­4, Л­6,  Р­7, П­12, П­16, К­18, Ч1­2, Ч1­8, Ч2­4, Ч2­8,  Ч3­3, Г­1, Г­3, Г­5, Знать историю Древней Руси, выдающихся  людей, патриотов. Уметь показывать на карте границы России,  некоторые города России. Л­12, Л­21, П­1, П­6, К­1, К­5, К­11, Т­4, П­1 – П­5, Э­1 – Э­7. Знать музеи России. Уметь описывать отдельные (изученные)  события из истории Отечества. Л­6, Л­12, Л­21 П­1, П­6, П­12, К­18, Ч1­2, Ч1­8, Ч2­8, Г­5, Т­ 4, П­1 – П­5, Э­1 – Э­7. 09.02 13.02 16.02 20.02 27.02 02.03 46 Куликовская битва 47 Иван Третий 48 Мастера печатных дел 49 Патриоты России 50 51 Пётр Великий  Михаил Васильевич Ломоносов 52 Екатерина Великая 53 Отечественная война 1812 года  54 Страницы истории ХIХ века   1 1 1 1 1 1 1 1 1 Дмитрий Донской. Куликовская  битва. Иван Третий. Образование  единого Русского государства.  Культура, быт и нравы страны в  XIII – XV веках.  Выдающиеся люди разных эпох  Культура, быт и нравы страны  XIII­ XV веке Выдающиеся люди разных эпох Выдающиеся люди разных эпох.  Города России. Санкт­Петербург Выдающиеся люди разных эпох  Культура, быт и нравы России в  XVIII в. Выдающиеся люди разных эпох Выдающиеся люди разных эпох Бородинское сражение Россия на карте (границы,  города, места  изученных  исторических событий)   исторической чувство   перспективы; •   наблюдать   и   описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессионального сообщества,   этноса,   нации, страны.         Выпускник научится: прошлое, •   различать будущее; настоящее, соотносить изученные исторические   события   с датами,   конкретную   дату   с веком;   находить   место изученных событий на «ленте времени»; •   используя   дополнительные источники   информации   (на бумажных   и   электронных носителях,   в   том   числе   в контролируемом   Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; основе имеющихся   знаний   отличать реальные исторические факты от вымыслов; Выпускник возможность научиться: •   осознавать неразрывную   разнообразными   связь свою с   получит   на         Знать историю Древней Руси, выдающихся  людей, патриотов. Уметь показывать на карте границы России,  некоторые города России, описывать события  Куликовской  битвы. Л­1, Л­4, , Р­7, П­16, К­1, К­5, К­11, Г­1, Г­3, Ч2­4. Знать реформы Ивана Третьего. Уметь описывать отдельные (изученные)  события из истории Отечества. Л­4, Л­6, Л­12,  П­1, П­6, К­1, К­5, К­11, Ч1­8, Ч2­4, П­1 – П­5, Знать историю книгопечатания на Руси,  патриотов России, реформы Петра Великого. Уметь использовать полученные  знания для  удовлетворения познавательных интересов,  поиска дополнительной информации о родной  стране. Л­2, Л­21, Р­7, П­12, П­16, , К­18, Ч1­2, Ч2­8, Г­1, Г­3, Г­5, Т­4, Э­1 – Э­7. Знать историю развития образования на Руси.  Л­6, Л­12, Л­21, П­1, П­6, К­1, К­5, , Г­5, Т­4,  Э­1 – Э­7. Знать реформы Екатерины Великой. Л­1, Л­4,  Р­7, П­12, П­16, К­11, К­18, Ч1­2, Ч1­8, Ч2­4,  Ч2­8, Г­1, Г­3П­1 – П­5, Знать значение и полководцев Отечественной  войны 1812 года. Уметь работать с исторической картой. Л­12,  Л­21, П­6, П­12, К­11, К­18, Ч1­8, Ч2­4, П­1 –  П­5, Г­3.  Знать историю России XIX века. Уметь показывать на карте границы России,  некоторые города России. Л­1, Л­4, Л­6, Р­7,  П­1, П­16, К­1, К­5, Ч1­2, Ч2­8, Г­1, Г­5, Т­4,  Э­1 – Э­7. 06.03 09.03 13.03 16.03 20.03 23.03 03.04 06.04 10.04 55 Россия вступает в ХХ век 1 56 Страницы истории 20 ­ 30­х годов  1 57 Великая война и Великая Победа  58 59 60 Великая война и Великая Победа . НРК Герои, борцы и защитники  Адыгеи. Страна, открывшая путь в космос Обобщающий  урок по разделу  «Страницы истории России»   Основной закон России и права  человека . 61 Мы – граждане России. 1 1 1 1 1   окружающими   социальными группами; •   ориентироваться в важнейших   для   страны   и личности событиях и фактах прошлого   и   настоящего; оценивать   их   возможное влияние будущее, приобретая   тем   самым чувство исторической   перспективы; на     Отдельные  яркие и наиболее  важные события общественной и культурной жизни России Россия на карте (границы,  города). Отдельные  яркие и  наиболее важные события  общественной и культурной  жизни России: картины быта,  труда, традиций людей в разные  исторические времена Государственные праздники  (День Победы) Героизм и патриотизм народа Выдающиеся люди разных эпох.  Государственные праздники Охрана памятников истории и  культуры Раздел 6.  СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ  (8 часов) Мы – граждане России.  Конституция России – наш  основной закон. Права человека  в современной России. Права и  обязанности гражданина.  Конвенция  о правах ребёнка, её  главная идея. Права ребёнка. Государственное устройство  России: Президент, Федеральное  собрание, Правительство. Выпускник научится: •   используя   дополнительные источники   информации   (на бумажных   и   электронных носителях,   в   том   числе   в контролируемом   Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; основе имеющихся   знаний   отличать реальные исторические факты от вымыслов; на         Уметь использовать полученные  знания для  удовлетворения познавательных интересов о  родной стране, описывать отдельные (изученные) события из  истории Отечества. Л­2, Л­4, П­1, П­6, , К­11,  К­18, Ч3­3. Знать страницы истории России в 1920–1930­х годах. Уметь описывать исторические события в  начале  XX века в России. Л­6, Л­12, Л­21, Р­7,  П­12, П­16, К­1, К­5Ч1­2, Ч1­8, Ч2­4, Ч2­8, Г­ 3, Г­5, Т­4, П­1 – П­5, Э­1 – Э­7. Знать  значение   победы   в   Великой Отечественной   войне   1941–1945   гг.,   героев ВОВ; первого космонавта, выдающихся людей. Л­1, Л­4, Л­6, Р­7, П­1, П­16, К­1, К­5, Ч1­2, Ч2­8, Г­1, Г­5, Т­4, Э­1 – Э­7. Уметь описывать исторические события,  пользуясь исторической картой. Л­1, Л­6, , Р­7, П­6, П­12, К­5, К­11Ч1­2, Ч1­8, Ч2­8, Г­1, Г­3,  Г­5, Т­4, П­1 – П­5, Э­1 – Э­7. Знать государственные праздники, Основной  закон России. Уметь использовать знания для  удовлетворения познавательных интересов,  поиска дополнительной информации Знать Основной закон России и права  человека, название нашей родной страны и ее  столицы. Уметь описывать традиции, обычаи, народов,  населяющих Россию. Л­1, Л­2, Л­21, , П­6, П­12 К­11, К­18, Ч2­8, Г­1, Г­3, Р­7. 13.04 17.04 20.04 24.04 27..04 30.04 04.05 62 Славные символы России Такие разные праздники. НРК  Праздники РА. Путешествие по России 63 64 65 66 67 Проверим себя и оценим свои  достижения за первое полугодие. 68 Презентация проектов Государственная символика  нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники. Представление о праздниках в  России, их различиях и  особенностях. Многонациональный состав  населения России. Регионы  России: Дальний Восток,  Сибирь, Урал, Север  Европейской части России, Цент Европейской части России, Юг  Европейской части России.  Природа, хозяйство, крупные  города, исторические места,  знаменитые люди, памятники  культуры в регионах. Обобщить и систематизировать  знания учащихся по изученному  разделу. 1 1 1 1 1 1 1         (семья, •   оценивать характер взаимоотношений   людей   в социальных различных группах     группа сверстников,   этнос),   в   том числе   с   позиции   развития чувств, этических доброжелательности и эмоционально­нравственной отзывчивости,   понимания чувств   других   людей   и сопереживания им; Выпускник получит  возможность научиться: •   проявлять уважение и  готовность выполнять  совместно установленные  договоренности и правила, в  том числе правила общения с  взрослыми и сверстниками в  официальной обстановке,  участвовать в коллективной  коммуникативной  деятельности в  информационной  образовательной среде. 08.05 11.05 15.05 18.05 22.05 Знать государственную символику России. Уметь описывать историю создания гимна,  герба, флага. Л­3, Л­4, Л­6, Л­12, Р­7, П­1, П­ 16, К­1, К­5, Ч1­2, Ч1­8, Ч2­4, Г­5, Т­4, П­1 –  П­5, Э­1 – Э­7. Знать государственные праздники. Уметь описывать государственные праздники,  традиции народов России. Л­4, Л­6, , Р­7, П­1,  П­12,  К­11, К­18, Ч1­2, , Г­3, Г­5 Знать города России, правила работы с  географической картой.  Уметь показывать на карте границы России,  некоторые города России (родной город,  столицу, 1–2 города), использовать знания для  удовлетворения познавательных интересов,  поиска дополнительной информации о родном  крае, родной стране. Л­1, Л­12, Л­21 Р­7, П­6,  П­16, К­1, К­5, Ч1­8, Ч2­4, Ч2­8, Г­1Т­4, П­1 –  П­5, Э­1 – Э­7. Правила поведения  по дороге в школу, при  переходе улицы, езде на велосипеде,  автомобиле, общественном транспорте. Л­1, Л­ 4, Л­6, Р­7, П­1, П­6, , К­1, К­5. Выполнение проекта: знакомство с  материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов работы. Л­6, Л­12, Л­21,  Р­7, П­1, П­6, К­11, К­18, Ч1­2, Ч1­8, , Г­5, Т­4, 25.05 29.05      Статус документа Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса на 2017­18 учебный год, разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир», утверждённой Минобрнауки РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования. Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю). Пояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру 4 класс Изучение курса «Окружающий мир: Мир вокруг нас» в начальной школе направлено на достижение следующих целей: — формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально­научного познания и эмоционально­ценностного осмысления ребенком личного опыта  общения с людьми и природой;  —  духовно­нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества. Основными задачами реализации содержания курса являются: 1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни; 2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём; 3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; 4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме. Общая характеристика предмета. Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и  даёт обучающемуся материал естественных и социально­гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Знакомство с началами естественных и социально­гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего  мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем  самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как  компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания,  истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно­научных и социально­гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с  возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения,  патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный  фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности. Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально­гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без  которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального,  оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и  участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля. Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико­ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно­ следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших  школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила  поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо­ и культуросообразного поведения в окружающей природной и  социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно­нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор  культурно­ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности. Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет  «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической  культуры, совместно с ними приучая детей к рационально­научному и эмоционально­ценностному постижению окружающего мира. Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлен на основе следующих ведущих идей: 1) идея многообразия мира; 2) идея целостности мира; 3) идея уважения к миру. В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа­определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого­этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил,  которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике. Ценностные ориентиры содержания курса • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества. • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм. • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума. • Человечество как многообразие народов, культур, религий. • Международное сотрудничество как основа мира на Земле. • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. • Семья как основа духовно­нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно­ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности  российского общества. • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности. • Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно и социально­нравственное. • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко­культурному наследию, к самому себе и окружающим людям. Место курса в учебном плане: На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2 ч в неделю. Программа рассчитана на 270 ч: 1 класс — 66ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 68ч (34 учебные недели). Результаты изучения курса: Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно: 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;  формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально­нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы  достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6) использование знаково­символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; ) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и  интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»; 9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно­следственных связей, построения  рассуждений, отнесения к известным понятиям; 10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать  свою точку зрения и оценку событий; 11) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,  адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.), в соответствии с  содержанием учебного предмета «Окружающий мир»; 13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий  мир». При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты: усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов, явлений, характерных для природной и социальной действительности 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. сформированность целостного, социально­ориентированного взгляда на окружающий мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы, народов, культуры, религии владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшего школьника) необходимым для получения дальнейшего образования в области естественно­научных и социально­ гуманитарных дисциплин понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;  осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего  поведения в природной и социальной среде; освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от  окружающих людей, в открытом информационном пространстве); развитие навыков устанавливать и выявлять причинно­следственные связи в окружающем мире. В результате изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся на ступени начального общего образования: ­получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практико­ ориентированных знаний о природе, человеке и обществе,  ­обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского  общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности; ­приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры; ознакомятся с началами естественных и социально­гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать восприятие явлений окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить свое место в  ближайшем окружении; ­получат возможность осознать свое место в мире на основе единства рационально­научного познания и эмоционально­ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и  природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; ­познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно­ следственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под воздействием человека, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края, что поможет им  овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; ­получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде  текстов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений; ­примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной  ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире  природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного поведения в окружающей природной и социальной среде. В ходе изучения блока «Человек и природа» выпускник научится: ­узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы; ­описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки; ­сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы; ­проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники  безопасности при проведении наблюдений и опытов; ­использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска  необходимой информации; ­использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов; ­обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе; ­определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека; ­понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления  своего здоровья. Выпускник получит возможность научиться: ­использовать естественнонаучные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания  собственных устных или письменных высказываний; ­готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов; ­моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора; осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и  природной среде; ­пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены; ­выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях; ­планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. В ходе изучения блока «Человек и общество» выпускник научится: ­узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте  России Москву, свой регион и его главный город; ­различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»; ­используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и  верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов; ­оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и  эмоционально­нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им; использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на  вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний. Выпускник получит возможность научиться: ­осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами; ­ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической  перспективы; ­наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессионального сообщества,  этноса, нации, страны; ­проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения с взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в  коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде; ­определять общую цель в совместной деятельности и пути ее достижения, договариваться о распределении функций и ролей.  СОДЕРЖАНИЕ КУРСА  Человек и природа Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма,  сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена,, времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза. Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жид­ кости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами. Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли.  Глобус как  модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности.  Компас.  Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён  года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений. Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей. Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая  характеристика на основе наблюдений). Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений). Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера). Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений,  фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края,  названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов. Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных  (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (на примере насекомых, рыб, птиц, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение  человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения —  пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе  наблюдений). Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (природные условия, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу  изучаемых зон, охрана природы). Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности  человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Экологические проблемы и способы их решения. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха,  полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и живот­ ных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы. Всемирное наследие. Международная Красная книга. Международные экологические организации (2—3 примера). Международные экологические дни, их значение, участие детей в их  проведении. Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно­двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности  организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей.  Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья. Человек и общество Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно­нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества. Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого её члена. Общее представление о вкладе в культуру  человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп:  проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах. Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях,  престарелых, больных — долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно­нравственные  ценности в семейной культуре народов России и мира. Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других  общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке. Экономика, её составные части: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля. Товары и услуги. Роль денег в экономике. Государственный и семейный бюджет.  Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Простейшие экологические прогнозы. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества. Природные богатства и труд людей — основа экономики. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира.  Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство. Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная  почта. Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно­нравственного  здоровья. Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно­смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России,  Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка. Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно­нравственное благополучие граждан. Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно­нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День  защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Оформление плаката или стенной газеты к  общественному празднику. Россия на карте, государственная граница России. Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических  событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте. Города России. Санкт­Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по  выбору). Святыни городов России.  Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм,  буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края. Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности  труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни  родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка. История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство,  Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно­нравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого  человека за сохранность историко­культурного наследия своего края. Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической карте, столица,  главные достопримечательности. Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека. Правила безопасной жизни Ценность здоровья и здорового образа жизни. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена.  Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких  травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.             Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом,  электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми.            Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.           Экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование.           Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека. УЧЕБНО­МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ  1.Окружающий  мир. 4 класс. В 2 ч./ А.А.Плешаков.­М. Просвещение,2015. 2.Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 4 класс.­ М.: ВАКО, 2015.

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс Школа России
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.11.2018