Адаптивная рабочая программа по учебному предмету: "Окружающий природный мир" для обучающихся 8 класса с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями развития ( вариант 2)

  • Образовательные программы
  • docx
  • 24.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Важным аспектом обучения детей с интеллектуальными нарушениями является расширение представлений об окружающем их природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.
Иконка файла материала Рабочая программа по окружающему природному миру 8 кл ОВЗ УО 2025-2026г.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Усть-Ярульская средняя общеобразовательная школа»

 имени Героя Советского Союза Н.Я. Тотмина

 

 

Согласована:

  заместитель директора по УР

________/

Дата 29 августа 2025г.

Утверждена приказом

директора МОБУ Усть-Ярульская сош

___________________  /

Приказ № 301 от 29 августа 2025г.

 

 

Адаптированная рабочая программа

по учебному предмету

«Окружающий природный мир»

для обучающихся 8 класса

с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями),

тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) 

2025-2026 учебный год

 

 

 

 

Составитель: Сапожникова Светлана Николаевна

учитель коррекционных классов

 

с. Усть-Яруль

 

2025 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

к рабочей адаптированной программе окружающий природный мир

для обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

8 класс ОВЗ (умеренной и  тяжелой  умственной отсталостью, вариант 2).

 

Адаптированная рабочая программа по предмету «окружающий природный мир» для обучающихся 5- 12 классы с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития МБОУ Усть-Ярульская сош составлена в соответствии с требованиями:

 

- Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. N 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

- Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, разработанная в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

- Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) МБОУ «Усть-Ярульская средняя общеобразовательная школа» имени Героя Советского Союза Н.Я. Тотмина.

 

1.      Федеральный закон «Об Образовании в Российской Федерации» от29.12.2012

№273-ФЗ.

 

2.      Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальныминарушениями).

 

3.      Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

 

4.      Устав МБОУ «Усть-Ярульская средняя общеобразовательная школа» имени Героя Советского Союза Н.Я. Тотмина.

 

5.      Учебный план МБОУ  «Усть-Ярульская средняя общеобразовательная школа» имени Героя Советского Союза Н.Я. Тотмина.

 

 

АООП образования (ФГОС, вариант 2) обучающихся с умственной отсталостью направлена на формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, основанной на развитии личности и необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневнойжизни.

 

На основе АООП (ФГОС, вариант 2) образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР), учитывающую индивидуальные образовательные потребности обучающегося с умственной отсталостью.

 

Рабочая программа создана для обучающихся с умеренной умственной отсталостью, которые на момент поступления в первый класс показали готовность к школьному обучению на уровне возрастной нормы.  Разработана с учетом особенностей психофизического развития  индивидуальных возможностей обучающихся с умеренной умственной отсталостью.

Сроки освоения адаптированной основной общеобразовательной программы составляют 12 лет.

Важным аспектом обучения детей с интеллектуальными нарушениями является расширение представлений об окружающем их природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.

Цель обучения – формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.

Основными задачами программы являются:

  1. Формировать первоначальные представления о природе, объектах и явлениях живой и неживой природы;
  2. Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений, к явлениям природы);
  3. Создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;
  4. Формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;
  5. Познакомить с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования;
  6. Формировать представления о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях (лето, осень, зима, весна, день, ночь);
  7. Формировать элементарные экологические представления (люди, растения и животные; строение тела, способ передвижения, питание);
  8. Развивать сенсорно-перцептивные способности учащихся: учить выделять знакомые объекты из фона зрительно, тактильно и на вкус (исходя из целесообразности и безопасности);
  9. Закреплять полученные представления в процессе различных видов доступной учащимся социально-бытовой деятельности;

 

Наряду с вышеуказанными задачами на уроках «Окружающий природный мир» решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников:

- формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы;

- формирование временных представлений;

- формирование представлений о растительном и животном мире.

Программа представлена следующими разделами: "Растительный мир", "Животный мир", "Временные представления", "Объекты неживой природы".

 

Общая характеристика учебного предмета, коррекционного курса

В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман), о цикличности в природе - сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общие закономерности природных явлений. Ребенок знакомится с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Внимание обучающегося обращается на связь живой и неживой природы: растения и животные приспосабливаются к изменяющимся условиям среды, ветер переносит семена растений. Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней.

 

Место предмета в учебном плане.

В учебном плане предмет представлен с расчетом по 2 часа в неделю.

7 класс - 68 часов.

8 класс - 68 часов.

9 класс- 68 часов.

10 класс- 68 часов.

11 класс- 68 часов.

12 класс- 68 часов.

Всего - 544 часа

Распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов по рабочей программе осуществляется следующим образом:

Тема

Количество часов

Природные сезонные изменения

14

Животный мир

11

Явления природы

14

Объекты природы

9

Сезонные изменения в природе

2

Части суток

4

Сезонная одежда и обувь человека

3

Экскурсия

6

Труд людей

3

Сезонные праздники

1

Заключительное занятие

1

Итого

68

 

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета «Окружающий природный мир».

Формирование представлений должно происходить по принципу "от частного к общему". Сначала ребенок знакомится с конкретным объектом, например, гриб: его строением, местом, где растет, учится узнавать этот объект среди нескольких предложенных объектов (кружка, гриб, мяч). Затем ребенок знакомится с разными грибами (белый, подосиновик, мухомор), учится их различать, объединять в группы (съедобные или несъедобные грибы). Ребенок получает представление о значении грибов в природе и жизни человека, о способах их переработки (варка, жарка, засол, консервирование). Формирование представления о грибах предполагает постановку следующих задач в СИПР: узнавание гриба, различение частей гриба, различение грибов (подосиновик, сыроежка), различение съедобных и несъедобных грибов, знание значения грибов, способов переработки грибов.

 

Планируемые результаты освоения программы.

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

«Окружающий природный мир» (8 класс).

Ожидаемые личностные результаты освоения учебного предмета «Окружающий природный

мир» (8 класс):

-  Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу,

осознание себя как «Я»;

- Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

-  Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном

единстве и разнообразии природной и социальной частей;

-  Формирование уважительного отношения к окружающим;

- Овладение начальными навыками адаптации в динамично – изменяющимся и развивающемся

мире Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной

отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

-  Освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира,

покупателя), развитие мотивов учебной деятельности и формирования личностного смысла

учения;

- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе

представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;

- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,

понимания и сопереживания чувствам других людей;

- Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных

ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к

творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным

ценностям;

Возможные предметные результаты освоения учебного предмета «Окружающий природный

мир»:

- представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и

соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным

природным и климатическим условиям.

- представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека.

- элементарные представления о течении времени.

Учащиеся должны уметь:

- Проявлять интерес к объектам и явлениям неживой природы.

- Учитывать изменения в окружающей среде для выполнения определенных действий (идет дождь – открываем зонт).

- Проявлять интерес к объектам живой природы.

- Заботливо и бережно относиться к растениям и животным, уметь ухаживать за ними.

- Соблюдать правила поведения в природе (в лесу, у реки, у костра).

- Различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение с временем года.

- Учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья.

Учащиеся должны знать:

- Времена года, характерные признаки времен года, погодные изменения, их влиянии на жизнь человека.

- Животный и растительный мир, их значении в жизни человека.

- Элементарные представления о течении времени: смена событий дня, суток, в течение недели, месяца и т.д.

- Представления о животном и растительном мире (растения, животные, их виды, понятия «полезные» - «вредные», «дикие» - «домашние» и др.).

- Опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным,

ухода за ними.

- Представления об объектах неживой природы (вода, воздух, земля, огонь, лес, луг, река, водоемы, формы земной поверхности, полезные ископаемые и др.).

 

 Система оценки достижений обучающихся

В процессе обучения осуществляется мониторинг всех групп БУД, который отражает индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы.

 Для оценки сформированности каждого действия используется система реально присутствующего опыта деятельности и его уровня. - деятельность осуществляется на уровне совместных действий с педагогом; - деятельность осуществляется по подражанию; - деятельность осуществляется по образцу; - деятельность осуществляется по последовательной инструкции; - деятельность осуществляется с привлечением внимания ребенка взрослым к предмету деятельности; - самостоятельная деятельность; - умение исправить допущенные ошибки. Для оценки степени дифференцированности отдельных действий и операций внутри целостной деятельности используются условные обозначения:

Баллы

5 - «выполняет действие самостоятельно (без опоры на внешние средства; внешними средствами являются непосредственная помощь учителя, алгоритмы, образцы)» / «самостоятельно показывает называемый объект окружающего мира / самостоятельно называет

указанный объект окружающего мира»

4 - «выполняет действие по образцу» (обучающийся ориентируется на наглядный результат действия). Например: ребенку предъявляют тарелку с бутербродом и предлагают сделать такой же бутерброд. - «выполняет действие по алгоритму» (обучающийся ориентируется на наглядно представленную – предметную или графическую последовательность действий) (например, складывает предметы одежды с опорой на наглядно представленную последовательность, рассказывает по мнемокартинкам,

 3 - «выполняет действие по инструкции» (педагог предъявляет инструкцию с использованием жеста, визуальную, речевую) / покажи, где снегирь (покажи птичку с красной грудкой); желтый как лимон; где корова? (учитель приставляет вытянутые указательные пальцы к голове, изображает рога) и т. п.

2 - «выполняет действие по подражанию» (педагог показывает образец выполнения действия, обучающийся повторяет это действие) / не всегда показывает называемый объект окружающего мира / не всегда называет указанный объект окружающего мира.

1 - «выполняет действие с частичной физической помощью» (педагог периодически оказывает физическую помощь - при выполнении отдельных операций действия использует прием «рука в руке», меняет локализацию прикосновения, придерживая ребенка за запястье, предплечье, локоть и др.).

0 - «выполняет действие со значительной физической помощью» (педагог выполняет всѐ действие вместе с обучающимся, использует прием «рука в руке») / «не показывает называемый объект окружающего мира / не называет указанный объект окружающего мира».

 

Для обучающихся по безоценочной системе:

- 5 баллов соответствуют уровню «высокий» и в отчѐтной документации обозначаются «В»; 5

 - 3 балла – 4 балла соответствуют уровню «средний» и в отчѐтной документации обозначаются «С»;

- 0 баллов – 2 балла соответствуют уровню «низкий» и в отчѐтной документации обозначаются «Н».

 Для обучающихся по оценочной системе:

- 5 баллов соответствуют оценке «отлично» и в системе электронного журнала «ЭЛЖУР», отчѐтной документации обозначаются «5»;

 - 3 балла – 4 балла соответствуют оценке «хорошо» и в системе электронного журнала «ЭЛЖУР», в отчѐтной документации обозначаются «4»; - 0 баллов – 2 балла соответствуют оценке «удовлетворительно» и в системе электронного журнала «ЭЛЖУР», отчѐтной документации обозначаются «3».

Содержание учебного предмета, коррекционного курса

Растительный мир. Деревья. Строение дерева. Названия деревьев. Плодовые деревья. Хвойные

и лиственные растения. Кустарники. Фрукты. Овощи. Ягоды. Грибы. Садовые цветочнодекоративные растения. Садовые растения. Травянистые растения. Комнатные растения.

Планируемые результаты:

Предметные:

- уметь отличать деревья, кустарники;

- узнавать фрукты овощи, соотносить название с картинкой;

- иметь представление о комнатных растениях.

Познавательные:

- уметь последовательно выполнять отдельные операции действия по образцу педагога;

проводит несложные наблюдения;

- уметь делать простейшие обобщения, классификацию;

- уметь работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать

изображение, устное высказывание);

Коммуникативные:

- уметь выразить свои желания и просьбы на уровне ученик-учитель;

- слушать и отвечать на вопросы взрослого;

- владеть элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального

взаимодействия.

Регулятивные:

- принимать системы общепринятых правил и требований;

- уметь устанавливать коммуникативные связи и соблюдение этической и дисциплинарной

дистанции при взаимодействии с окружающими людьми;

- следовать правилам учебного поведения.

- уметь понимать учебную задачу урока и стремиться еѐ выполнить; - адекватно

воспринимать оценку педагога.

Животный мир. Строение животного. Домашние животные. Детеныши домашних животных.

Питание домашних животных. Дикие животные. Питание диких животных. Детеныши диких

животных. Птицы. Питание птиц. Домашние птицы. Питание домашних птиц. Детеныши

домашних птиц. Водоплавающие птицы. Рыбы. Питание рыб. Морские обитатели.

Планируемые результаты:

Предметные:

- иметь представления о животных, птицах, рыбах;

- уметь заботиться и бережно относиться к животным, ухаживать за ними.

Познавательные:

- соотносить название животных с их изображением;

- уметь последовательно выполнять отдельные операции действия по образцу педагога;

проводит несложные наблюдения;

- уметь делать простейшие обобщения, классификацию;

- уметь работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать

изображение, устное высказывание);

- уметь понимать учебную задачу урока и стремиться еѐ выполнить; - адекватно

воспринимать оценку педагога.

Коммуникативные:

- уметь выразить свои желания и просьбы на уровне ученик-учитель;

- слушать и отвечать на вопросы взрослого;

- владеть элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального

взаимодействия.

Регулятивные:

- принимать системы общепринятых правил и требований;

- уметь устанавливать коммуникативные связи и соблюдение этической и дисциплинарной

дистанции при взаимодействии с окружающими людьми;

- следовать правилам учебного поведения.

Объекты природы, явления природы, изменения в природе.

Планируемые результаты:

Предметные:

- иметь представление о смене дня и ночи;

- иметь представление о неживой природе;

- узнавать на картинах, пиктограммах название предметов, соотношение название и

картинки.

Познавательные:

- уметь последовательно выполнять отдельные операции действия по образцу педагога;

проводит несложные наблюдения;

- уметь делать простейшие обобщения, классификацию;

- уметь работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать

изображение, устное высказывание);

- уметь понимать учебную задачу урока и стремиться еѐ выполнить; - адекватно

воспринимать оценку педагога.

Коммуникативные:

- уметь выразить свои желания и просьбы на уровне ученик-учитель;

- слушать и отвечать на вопросы взрослого;

- владеть элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального

взаимодействия.

Регулятивные:

- принимать системы общепринятых правил и требований;

- уметь устанавливать коммуникативные связи и соблюдение этической и дисциплинарной

дистанции при взаимодействии с окружающими людьми;

- следовать правилам учебного поведения.

Временные представления. Сутки. Утро. Обед. Вечер. Ночь.

Планируемые результаты:

Предметные:

- иметь представление о смени времен года;

- уметь определять время суток.

Познавательные:

- уметь последовательно выполнять отдельные операции действия по образцу педагога;

проводит несложные наблюдения;

- уметь делать простейшие обобщения, классификацию;

- уметь работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать

изображение, устное высказывание);

- уметь понимать учебную задачу урока и стремиться еѐ выполнить; - адекватно

воспринимать оценку педагога.

Регулятивные:

- принимать системы общепринятых правил и требований;

- уметь устанавливать коммуникативные связи и соблюдение этической и дисциплинарной

дистанции при взаимодействии с окружающими людьми;

- следовать правилам учебного поведения.

Коммуникативные:

- уметь выразить свои желания и просьбы на уровне ученик-учитель;

- слушать и отвечать на вопросы взрослого;

- владеть элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального

взаимодействия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование

по предмету окружающий природному мир 8 класс   

для учащихся с умеренной степенью умственной отсталости

2 часа в неделю 68 часа в год

Название тем

Количество часов

1

Растительный мир

16

2

Животный мир

18

3

Объекты природы

16

4

Временные представления

18

 

Итого:

68 часов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно - тематическое планирование

окружающий природный мир

8 класс учащиеся с ОВЗ (умеренная умственная отсталость)

на 2024 -2025 учебный год.

2ч. в неделю, 68 ч. в год

 

 

Дата

Кол.

часов

Тема урока

Основные виды деятельности

план

факт

1

01.09

 

1

«Природные изменения осенью» Природа

Красноярского края.

Организация начала урока: приветствие, вербальное общение, проверка подготовки к уроку.

Установочный этап: введение в тему урока: беседа по вопросам, демонстрация сюжетных картинок, фотографий на тему лето.

Дыхательная гимнастика: просмотр и повтор за учителем. Изучение и закрепление знаний.

Знакомство с природой нашей местности; Беседа: «Осенние изменения в природе»

Просмотр презентации: «Природа нашей местности»

Рефлексия деятельности: определение настроения в конце урока, подведение итогов. Краткий обзор пройденного. Обобщающая беседа.

2

03.09

 

1

Мир         живой       и неживой природы.

Организация начала урока: приветствие, вербальное общение, проверка подготовки к уроку.

Установочный этап: введение в тему урока: беседа по вопросам, демонстрация сюжетных картинок, фотографий на тему осень.

Дыхательная гимнастика: просмотр и повтор за учителем. Изучение и закрепление знаний.

Беседа: «Живая и неживая природа»; Рассмотрение картин;

Совместная работа с учителем по складыванию пазлов об осени; Отгадывание загадок;

Чтение стихотворений об осени Рефлексия деятельности: определение настроения в конце урока, подведение итогов. Краткий обзор пройденного. Обобщающая беседа.

3

08.09

 

1

Сезонные изменения в природе. Дождь.

Организация начала урока: приветствие, вербальное общение, проверка подготовки к уроку.

Установочный этап: введение в тему урока: беседа по вопросам, демонстрация сюжетных картинок, фотографий на тему осень,дождь.

Дыхательная гимнастика: просмотр и повтор за учителем. Изучение и закрепление знаний.

Сезонные изменения в природе. Дождь.

Просмотр презентации: «Дождь»; Рисование дождя акварельными краскам и Рефлексия деятельности: определение настроения в конце урока, подведение итогов. Краткий обзор пройденного. Обобщающая беседа.

4

10.09

 

1

Одежда                     и           обувь человека осенью

Организация начала урока: приветствие, вербальное общение, проверка подготовки к уроку.

Установочный этап: введение в тему урока: беседа по вопросам, демонстрация сюжетных картинок, фотографий на тему осень.

Дыхательная гимнастика: просмотр и повтор за учителем. Изучение и закрепление знаний.

Беседа: «Как надо одеваться осенью»;

Задание на листочке: выбрать нужный предмет (изображение) из группы предметов с учѐтом сезонных изменений природы.

Рефлексия деятельности: определение настроения в конце урока,

подведение итогов. Краткий обзор пройденного. Обобщающая беседа.

 

5

15.09

 

1

Подарок осени.

Организация начала урока: приветствие, вербальное общение, проверка подготовки к уроку.

Установочный этап: введение в тему урока: беседа по вопросам, демонстрация сюжетных картинок, фотографий на тему «Фрукты».

Дыхательная гимнастика: просмотр и повтор за учителем. Изучение и закрепление знаний.

Расширить представления о растительном мире (фрукты); Выделение существенных признаков;

Отгадывание загадок про фрукты. Закрепление знаний по теме, просмотр обучающего видео по теме «Фрукты»

Рефлексия деятельности: определение настроения в конце урока, подведение итогов. Краткий обзор пройденного. Обобщающая беседа.

6

17.09

 

1

Входной     контроль успеваемости

Организация начало урока. Повторение основных тем контроля успеваемости. Пальчиковая гимнастика.

Объяснение задания к контрольной работе. Выполнение контрольной работы.

Подведение итогов.

7

22.09

 

1

«В лес по грибы».

Организация начала урока: приветствие, вербальное общение, проверка подготовки к уроку.

Установочный этап: введение в тему урока: беседа по вопросам, демонстрация сюжетных картинок, фотографий на тему.

Дыхательная гимнастика: просмотр и повтор за учителем. Изучение и закрепление знаний.

Расширить представления о растительном мире (грибы) съедобные и несъедобные; выделять существенные признаки; Раскрашивание грибов; Записывание названия съедобных грибов в рабочую тетрадь Закрепление знаний по теме, просмотр обучающего видео по теме «Грибы»

Рефлексия деятельности: определение настроения в конце урока, подведение итогов. Краткий обзор пройденного. Обобщающая беседа.

8

24.09

 

1

Полезные ягоды.

Организация начала урока: приветствие, вербальное общение, проверка подготовки к уроку.

Установочный этап: введение в тему урока: беседа по вопросам, демонстрация сюжетных картинок, фотографий на тему «ягоды».

Дыхательная гимнастика: просмотр и повтор за учителем. Изучение и закрепление знаний.

Расширить представления о растительном мире (ягоды) ; выделять существенные признаки; Раскрашивание ягод;

Записывание     название ягод в рабочую тетрадь Закрепление знаний по теме, просмотр обучающего видео по теме «ягоды»

Рефлексия деятельности: определение настроения в конце урока, подведение итогов. Краткий обзор пройденного. Обобщающая беседа.

9

29.09

 

1

Заморозки

Организация начала урока: приветствие, вербальное общение, проверка подготовки к уроку.

Установочный этап: введение в тему урока: беседа по вопросам, демонстрация сюжетных картинок, фотографий на тему «октябрь».

Дыхательная гимнастика: просмотр и повтор за учителем. Изучение и закрепление знаний.

Просмотр презентации: «Цветы осенью»;

Чтение стихотворений о цветах; Изготовление аппликации «Астра»

Закрепление знаний по теме, просмотр обучающего видео по теме «цветы осенью»

Рефлексия деятельности: определение настроения в конце урока, подведение итогов. Краткий обзор пройденного. Обобщающая беседа.

10

01.10

 

1

Экскурсия.

Наблюдения           за

изменениями в природе.

Организация начала урока: приветствие, вербальное общение, проверка подготовки к уроку.

Установочный этап: введение в тему урока: беседа по вопросам, демонстрация сюжетных картинок, фотографий на тему «поздняя осень».

Дыхательная гимнастика: просмотр и повтор за учителем. Изучение и закрепление знаний.

Экскурсия. Наблюдение за изменениями в природе; Называние признаков осени; Сбор осенних листьев для гербария

Закрепление знаний по теме, просмотр обучающего видео по теме. Рефлексия деятельности: определение настроения в конце урока, подведение итогов. Краткий

обзор пройденного. Обобщающая беседа.

11

06.10

 

1

Погода осенью.

Организация начала урока: приветствие, вербальное общение, проверка подготовки к уроку.

Установочный этап: введение в тему урока: беседа по вопросам, демонстрация сюжетных картинок, фотографий на тему «погода осенью».

Дыхательная гимнастика: просмотр и повтор за учителем. Изучение и закрепление знаний.

Наблюдение за погодой осенью; Работа с календарем погоды ( отмечаем в дневнике облачность, осадки);

Просмотр презентации: « Погода осенью;

Закрепление знаний по теме, просмотр обучающего видео по теме.

Рефлексия деятельности: определение настроения в конце урока, подведение итогов. Краткий обзор пройденного. Обобщающая беседа.

12

08.10

 

1

Труд людей осенью.

Организация начала урока: приветствие, вербальное общение, проверка подготовки к уроку.

Установочный этап: введение в тему урока: беседа по вопросам, демонстрация сюжетных картинок, фотографий на тему «Труд людей осенью».

Дыхательная гимнастика: просмотр и повтор за учителем. Изучение и закрепление знаний.

Представления о труде людей в зависимости от времени года;

Составление рассказа про серии сюжетных картинок «Труд людей осенью»; закрепление знаний по теме, просмотр обучающего видео по теме «труд людей осенью».

Рефлексия деятельности: определение настроения в конце урока, подведение итогов. Краткий обзор пройденного. Обобщающая беседа.

13

13.10

 

1

Экскурсия     «Труд людей осенью».

Организация начала урока: приветствие, вербальное общение, проверка подготовки к уроку.

Установочный этап: введение в тему урока: беседа по вопросам, демонстрация сюжетных картинок, фотографий на тему «Растения осенью», «осенний лес».

Дыхательная гимнастика: просмотр и повтор за учителем. Изучение и закрепление знаний.

Представления о труде людей в зависимости от времени года; Практическая работа (Уборка сухих веточек).

Закрепление знаний по теме, просмотр обучающего видео по теме «Труд людей осенью» Рефлексия деятельности: определение настроения в конце урока, подведение итогов. Краткий обзор пройденного. Обобщающая беседа.

14

15.10

 

1

Перелетные птицы.

Организация начала урока: приветствие, вербальное общение, проверка подготовки к уроку.

Установочный этап: введение в тему урока: беседа по вопросам, демонстрация сюжетных картинок, фотографий на тему «Перелетные птицы».

Дыхательная гимнастика: просмотр и повтор за учителем. Изучение и закрепление знаний.

Представление о перелетных птицах Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными;

Чтение рассказов о перелетных птицах;

Просмотр презентации: «Перелетные птицы»

Закрепление знаний по теме, просмотр обучающего видео по теме «Перелетные птицы» Рефлексия деятельности: определение настроения в конце урока, подведение итогов. Краткий

обзор пройденного. Обобщающая беседа.

15

20.10

 

1

Птицы зимующие.

Организация начала урока: приветствие, вербальное общение, проверка подготовки к уроку.

Установочный этап: введение в тему урока: беседа по вопросам, демонстрация сюжетных картинок, фотографий на тему. Приспособление растений к сезонным изменениям к природе.

Дыхательная гимнастика: просмотр и повтор за учителем. Изучение и закрепление знаний.

Представление о зимующих птицах. Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными; Рисование птички в нетрадиционной

технике Закрепление знаний по теме, просмотр обучающего видео по теме «Зимующие птицы». Рефлексия деятельности: определение настроения в конце урока, подведение итогов. Краткий обзор пройденного. Обобщающая беседа.

16

22.10

 

1

Животные

готовятся к зиме.

Организация начала урока: приветствие, вербальное общение, проверка подготовки к уроку.

Установочный этап: введение в тему урока: беседа по вопросам, демонстрация сюжетных картинок, фотографий на тему Приспособление растений к разным условиям жизни.

Дыхательная гимнастика: просмотр и повтор за учителем. Изучение и закрепление знаний.

Рассматриваем картины на тему «Животные готовятся к зиме». Чтение рассказов про животных. Динамическая пауза.

Просмотр презентации: «Как животные готовятся к зиме»; Закрепление знаний по теме. Рефлексия деятельности: определение настроения в конце урока, подведение итогов. Краткий обзор пройденного. Обобщающая беседа.

17

03.11

 

1

Текущий  контроль успеваемости за 1 триместр

Организация начало урока. Повторение основных тем контроля успеваемости. Пальчиковая гимнастика.

Объяснение задания к контрольной работе. Выполнение контрольной работы.

Подведение итогов.

18

05.11

 

1

Природные изменения                    зимой Зима   в          неживой природе.

Организация начала урока: приветствие, вербальное общение, проверка подготовки к уроку.

Установочный этап: введение в тему урока: беседа по вопросам, демонстрация сюжетных картинок, фотографий на тему «Зима в неживой природе».

Дыхательная гимнастика: просмотр и повтор за учителем. Изучение и закрепление знаний.

Рассказывание о зимних изменениях в природе; Работа с иллюстрациями, картинками,

Вопросы и ответы с опорой на наглядность

Закрепление знаний по теме, просмотр обучающего видео по теме.

Рефлексия деятельности: определение настроения в конце урока, подведение итогов. Краткий обзор пройденного. Обобщающая беседа.

19

10.11

 

1

Экскурсия.

«В гости к зимушке Зиме»

Организация начала урока: приветствие, вербальное общение, проверка подготовки к уроку.

Установочный этап: введение в тему урока: беседа по вопросам, демонстрация сюжетных картинок, фотографий на тему.

Дыхательная гимнастика: просмотр и повтор за учителем. Изучение и закрепление знаний.

Наблюдение за изменениями в природе и установление взаимосвязи; Экскурсия в школьный сад; Чтение загадок о зиме.

Закрепление знаний по теме, просмотр обучающего видео по теме «В гости к зимушке-Зиме». Рефлексия деятельности: определение настроения в конце урока, подведение итогов. Краткий обзор пройденного. Обобщающая беседа.

20

12.11

 

1

Одежда          и          обувь человека зимой.

Организация начала урока: приветствие, вербальное общение, проверка подготовки к уроку.

Установочный этап: введение в тему урока: беседа по вопросам, демонстрация сюжетных картинок, фотографий на тему «Одежда и обувь человека зимой».

Дыхательная гимнастика: просмотр и повтор за учителем. Изучение и закрепление знаний.

Рассказывание о зимней одежде, ее назначении;

Работа с предметными картинками; Игра: « Найди зимнюю одежду». Закрепление знаний по теме, просмотр обучающего видео по теме «Одежда и обувь человека зимой».

Рефлексия деятельности: определение настроения в конце урока, подведение итогов. Краткий обзор пройденного. Обобщающая беседа.

21

17.11

 

1

Зима   в          мире растений.

Организация начала урока: приветствие, вербальное общение, проверка подготовки к уроку.

Установочный этап: введение в тему урока: беседа по вопросам, демонстрация сюжетных картинок, фотографий на тему «Зима в мире растений».

Дыхательная гимнастика: просмотр и повтор за учителем. Изучение и закрепление знаний.

Рассматриваем картины на заданную тему.

Рассказывание о лиственных деревьях (сосна, лиственница, ель, можжевельник) Работа с предметными картинками; Игра: «Определи дерево по его плодам»; Уточнение представления о растениях;

Осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков (лист-иголка.).

Рефлексия деятельности: определение настроения в конце урока, подведение итогов. Краткий обзор пройденного. Обобщающая беседа.

22

19.11

 

1

Растения в

домашней аптечке.

Организация начала урока: приветствие, вербальное общение, проверка подготовки к уроку.

Установочный этап: введение в тему урока: беседа по вопросам, демонстрация сюжетных картинок, фотографий на заданную тему.

Дыхательная гимнастика: просмотр и повтор за учителем. Изучение и закрепление знаний.

Рассказывание и показ лекарственных растений ( Тысячелистник, подорожник, календула, валериана, шиповник, липа, мята, душица);

Просмотр презентации: «Растения в домашней аптечке».

Рефлексия деятельности: определение настроения в конце урока, подведение итогов. Краткий обзор пройденного. Обобщающая беседа.

23

24.11

 

1

Растения в

домашней аптечке.

Организация начала урока: приветствие, вербальное общение, проверка подготовки к уроку.

Установочный этап: введение в тему урока: беседа по вопросам, демонстрация сюжетных картинок, фотографий на тему семена

Дыхательная гимнастика: просмотр и повтор за учителем. Изучение и закрепление знаний.

Рассказывание и показ лекарственных растений ( Тысячелистник, подорожник, календула, валериана, шиповник, липа, мята, душица);

Записывание рецепт полезного чая из лекарственных растений; Динамическая пауза.

Работа с печатным материалом: индивидуальное графическое задание: лекарственные растения. Рефлексия деятельности: определение настроения в конце урока, подведение итогов. Краткий обзор пройденного. Обобщающая беседа.

24

26.11

 

1

Явления природы Зимние явления природы (снегопад)

Организация начала урока: приветствие, вербальное общение, проверка подготовки к уроку.

Установочный этап: введение в тему урока: беседа по вопросам, демонстрация сюжетных картинок, фотографий на тему зима Дыхательная гимнастика: просмотр и повтор за учителем. Изучение и закрепление знаний о признаках зимы. Практическое занятие: рассказ о зиме. Динамическая пауза «снегопад»

Работа с печатным материалом: индивидуальное графическое задание: небо зимой. Закрепление знаний по теме, просмотр обучающего видео по теме «зима»

Рефлексия деятельности: определение настроения в конце урока, подведение итогов. Краткий обзор пройденного. Обобщающая беседа.

25

01.12

 

1

Зимние           явления природы (метель).

Организация начала урока: приветствие, вербальное общение, проверка подготовки к уроку.

Установочный этап: введение в тему урока: беседа по вопросам, демонстрация сюжетных картинок, фотографий на тему зима

Дыхательная гимнастика: просмотр и повтор за учителем. Изучение и закрепление знаний о явлениях зимы.

Рассказывание и показ «Что такое метель»;

Наблюдения в окружающей среде; Рассматривание иллюстраций, картинок; Динамическая пауза «Метель».

Работа с печатным материалом: индивидуальное графическое задание: небо зимой. Закрепление знаний по теме, просмотр обучающего видео по теме «Метель»

Рефлексия деятельности: определение настроения в конце урока, подведение итогов. Краткий обзор пройденного. Обобщающая беседа.

26

03.12

 

1

Зимние           явления (гололед).

Организация начала урока: приветствие, вербальное общение, проверка подготовки к уроку.

Установочный этап: введение в тему урока: беседа по вопросам, демонстрация сюжетных картинок, фотографий на тему зима

Дыхательная гимнастика: просмотр и повтор за учителем. Изучение и закрепление знаний о признаках зимы. Рассказывание и показ «Что такое гололед»;

Наблюдения в окружающей среде; Рассматривание иллюстраций, картинок; Динамическая пауза.

Закрепление знаний по теме, просмотр обучающего видео по теме «Гололед»

Рефлексия деятельности: определение настроения в конце урока, подведение итогов. Краткий обзор пройденного. Обобщающая беседа.

27

08.12

 

1

Природные изменения         зимой. Зимние игры.

Организация начала урока: приветствие, вербальное общение, проверка подготовки к уроку.

Установочный этап: введение в тему урока: беседа по вопросам, демонстрация сюжетных картинок, фотографий на тему зимние игры.

Дыхательная гимнастика: просмотр и повтор за учителем.

Рассказывание о зимних развлечениях людей на картинках и схемах; Имитирование действий людей;

Просмотр мультфильма.

Пальчиковая гимнастика «Зима»

Работа с печатным материалом: индивидуальное графическое задание: зимние игры.

Рефлексия деятельности: определение настроения в конце урока, подведение итогов. Краткий обзор пройденного. Обобщающая беседа.

28

10.12

 

1

Звездное        небо зимой.

Организация начала урока: приветствие, вербальное общение, проверка подготовки к уроку.

Установочный этап: введение в тему урока: беседа по вопросам, демонстрация сюжетных картинок, фотографий на тему зима

Дыхательная гимнастика: просмотр и повтор за учителем. Просмотр презентации: «Звездное небо зимой»; Динамическая пауза «снегопад»

Чтение сказки «Созвездие Малая Медведица».

Рефлексия деятельности: определение настроения в конце урока, подведение итогов. Краткий обзор пройденного. Обобщающая беседа.

29

15.12

 

1

Зимние праздники

Организация начала урока: приветствие, вербальное общение, проверка подготовки к уроку.

Установочный этап: введение в тему урока: беседа по вопросам, демонстрация сюжетных картинок, фотографий на тему зима

Дыхательная гимнастика: просмотр и повтор за учителем. Рассказывание о праздниках и традициях;

Рассматривание фотографий новогодних игрушек; Рисование новогодней игрушки. Краткий обзор пройденного. Обобщающая беседа.

30

17.12

 

1

Животный мир. Зимняя       жизнь зверей.

Организация начала урока: приветствие, вербальное общение, проверка подготовки к уроку.

Установочный этап: введение в тему урока: беседа по вопросам, демонстрация сюжетных картинок, фотографий на тему Животные. Строение и сходство животных.

Дыхательная гимнастика: просмотр и повтор за учителем. Изучение и закрепление знаний.

Представление о животных , их уме- нии приспосабливаться к климатиче- ским условиям; Просмотр презентации: «Зимняя жизнь зверей»;

Осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Отгадывание загадок о животных.Рефлексия деятельности: определение настроения в конце урока, подведение итогов. Краткий обзор пройденного. Обобщающая беседа.

31

22.12

 

1

Зимняя жизнь птиц.

Организация начала урока: приветствие, вербальное общение, проверка подготовки к уроку.

Установочный этап: введение в тему урока: беседа по вопросам, демонстрация сюжетных картинок, фотографий на тему птицы..

Дыхательная гимнастика: просмотр и повтор за учителем. Изучение и закрепление знаний.

Представление о птицах, их умении приспосабливаться к климатическим условиям; Просмотр презентации: «Птицы зимой»;

Осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Отгадывание загадок о птицах. Рефлексия деятельности: определение настроения в конце урока, подведение итогов. Краткий обзор пройденного. Обобщающая беседа.

32

24.12

 

1

Домашние животные.

Взаимодействие       с человеком.

Организация начала урока: приветствие, вербальное общение, проверка подготовки к уроку.

Установочный этап: введение в тему урока: беседа по вопросам, демонстрация сюжетных картинок, фотографий на тему домашние животные.

Дыхательная гимнастика: просмотр и повтор за учителем. Изучение и закрепление знаний.

Беседа о домашних питомцах, взаимодействие с человеком;

Чтение рассказа о домашних животных. Рефлексия деятельности: определение настроения в конце урока, подведение итогов. Краткий обзор пройденного. Обобщающая беседа.

33

29.12

 

1

Зимний труд людей.

Организация начала урока: приветствие, вербальное общение, проверка подготовки к уроку. Установочный этап: введение в тему урока: беседа по вопросам, демонстрация сюжетных картинок Беседа о старинном женском труде в зимнюю пору;

Просмотр презентации: «В зимнюю пору»; Рассматривание картинок; Рефлексия деятельности: определение настроения в конце урока, подведение итогов. Краткий обзор пройденного. Обобщающая беседа.

34

12.01

 

1

Охрана           природы зимой.

Организация начала урока: приветствие, вербальное общение, проверка подготовки к уроку. Установочный этап: введение в тему урока: беседа по вопросам, демонстрация сюжетных картинок. Просмотр видеофильма: «Охрана природы зимой»;

Беседа: «Как помочь птицам зимой»;

Чтение рассказов о животных Рефлексия деятельности: определение настроения в конце урока, подведение итогов. Краткий обзор пройденного. Обобщающая беседа.

35

14.01

 

1

Зимняя прогулка.

Организация начала урока: приветствие, вербальное общение, проверка подготовки к уроку. Установочный этап: введение в тему урока: беседа по вопросам, демонстрация сюжетных картинок. Наблюдение за изменениями в природе и установление взаимосвязи; Экскурсия в школьный сад;

Чтение загадок о зиме.

Закрепление знаний по теме, просмотр обучающего видео по теме «Зимняя прогулка». Рефлексия деятельности: определение настроения в конце урока, подведение итогов. Краткий обзор пройденного. Обобщающая беседа.

36

19.01

 

1

Дикие        животные Арктики                   и

Антарктиды.

Организация начала урока: приветствие, вербальное общение, проверка подготовки к уроку. Установочный этап: введение в тему урока: беседа по вопросам, демонстрация сюжетных картинок. Узнавание (различение) животных Арктики и Антарктиды (Южный морской слон)

Просмотр презентации: «Дикие животные Арктики и Антарктиды»; Рисование по образцу морского слона, раскрашивание

Рефлексия деятельности: определение настроения в конце урока, подведение итогов. Краткий обзор пройденного. Обобщающая беседа.

37

21.01

 

1

Дикие        животные Арктики                   и

Антарктиды.

Организация начала урока: приветствие, вербальное общение, проверка подготовки к уроку. Установочный этап: введение в тему урока: беседа по вопросам, демонстрация сюжетных картинок. Просмотр презентации: «Дикие животные Арктики и Антарктиды» (Пингвин); Чтение рассказа про пингвинов; Рисование по образцу пингвина

Рефлексия деятельности: определение настроения в конце урока, подведение итогов. Краткий обзор пройденного. Обобщающая беседа.

38

26.01

 

 

1

Разная зима. Дикие

животные жаркого пояса.

Организация начала урока: приветствие, вербальное общение, проверка подготовки к уроку.

Установочный этап: введение в тему урока: беседа по вопросам, демонстрация сюжетных картинок. Просмотр презентации: «Дикие животные жаркого пояса» (Слон); Отгадывание загадок про слона; Рисование по точкам слона и раскрашивание

Рефлексия деятельности: определение настроения в конце урока, подведение итогов. Краткий обзор пройденного. Обобщающая беседа.

39

28.01

 

1

Текущий контроль успеваемости за 2 триместр

Организация начало урока. Повторение основных тем контроля успеваемости. Пальчиковая гимнастика.

Объяснение задания к контрольной работе. Выполнение контрольной работы.

Подведение итогов.

40

02.02

 

1

Морские обитатели. Как узнать рыбу.

Организация начала урока: приветствие, вербальное общение, проверка подготовки к уроку.

Установочный этап: введение в тему урока: беседа по вопросам, демонстрация сюжетных картинок, фотографий на тему Морские обитатели.

Дыхательная гимнастика: просмотр и повтор за учителем.

Изучение и закрепление знаний. Просмотр презентации: « Морские обитатели»; Отгадывание загадок;

Рисование акварельными красками рыбок.

Рефлексия деятельности: определение настроения в конце урока, подведение итогов. Краткий обзор пройденного. Обобщающая беседа.

41

04.02

 

1

Явления       природы

«Осторожно! Огонь!»

Организация начала урока: приветствие, вербальное общение, проверка подготовки к уроку. Установочный этап: введение в тему урока: беседа по вопросам, демонстрация сюжетных картинок. Просмотр презентации: «Осторожно! Огонь!»

Беседа: «Соблюдение правил      обращения с огнем». Рефлексия деятельности: определение настроения в конце урока, подведение итогов. Краткий обзор пройденного. Обобщающая беседа.

42

09.02

 

1

Значение     огня       в жизни человека.

Организация начала урока: приветствие, вербальное общение, проверка подготовки к уроку. Установочный этап: введение в тему урока: беседа по вопросам, демонстрация сюжетных картинок, Беседа: «Значение огня в жизни человека»;

Просмотр презентации: «Огонь и человек»;

Отгадывание загадок           Рефлексия      деятельности: определение            настроения    в          конце  урока, подведение итогов. Краткий обзор пройденного. Обобщающая беседа.

43

11.02

 

1

Воздух. Значение воздуха в жизни человека.

Организация начала урока: приветствие, вербальное общение, проверка подготовки к уроку. Установочный этап: введение в тему урока: беседа по вопросам, демонстрация сюжетных картинок. Беседа: «Значение воздуха в жизни человека»;

Просмотр презентации: «ЗОЖ". Рефлексия деятельности: определение настроения в конце урока, подведение итогов. Краткий обзор пройденного. Обобщающая беседа.

44

16.02

 

1

Облака.

Организация начала урока: приветствие, вербальное общение, проверка подготовки к уроку.

Установочный этап: введение в тему урока: беседа по вопросам, демонстрация сюжетных картинок. Просмотр презентации: «Облака»; Рисование по образцу облачка. Рефлексия деятельности: определение настроения в конце урока, подведение итогов. Краткий обзор пройденного. Обобщающая беседа.

45

18.02

 

1

Представление          о Луне.

Организация начала урока: приветствие, вербальное общение, проверка подготовки к уроку.

Установочный этап: введение в тему урока: беседа по вопросам, демонстрация сюжетных картинок. Просмотр презентации: «Луна»; Отгадывание загадок; Выполнение аппликации «Луна» Рефлексия деятельности: определение настроения в конце урока, подведение итогов. Краткий обзор пройденного. Обобщающая беседа.

46

25.02

 

1

Значение        луны   в жизни человека.

Организация начала урока: приветствие, вербальное общение, проверка подготовки к уроку. Установочный этап: введение в тему урока: беседа по вопросам, демонстрация сюжетных картинок. Просмотр презентации: «Значение солнца в жизни человека»;

Расскрашивание звездного неба с луной Рефлексия деятельности: определение настроения в конце урока, подведение итогов. Краткий обзор пройденного. Обобщающая беседа.

47

02.03

 

1

Объекты природы. Горы..

Организация начала урока: приветствие, вербальное общение, проверка подготовки к уроку.

Установочный этап: введение в тему урока: беседа по вопросам, демонстрация сюжетных картинок. Просмотр презентации: «Горные долины». Работа с предметными картинками. Рефлексия деятельности: определение настроения в конце урока, подведение итогов. Краткий обзор пройденного. Обобщающая беседа.

48

04.03

 

1

Океан.

Организация начала урока: приветствие, вербальное общение, проверка подготовки к уроку. Установочный этап: введение в тему урока: беседа по вопросам, демонстрация сюжетных картинок Беседа: «Что такое океан?»;

Просмотр презентации: «Тихий океан»;

Работа с предметными картинками. Рефлексия деятельности: определение настроения в конце урока, подведение итогов. Краткий обзор пройденного. Обобщающая беседа.

49

11.03

 

1

Реки.

Организация начала урока: приветствие, вербальное общение, проверка подготовки к уроку. Установочный этап: введение в тему урока: беседа по вопросам, демонстрация сюжетных картинок. Беседа: «Что такое реки?»;

Просмотр презентации: «Река- Волга»; Работа с предметными картинками

Рефлексия деятельности: определение настроения в конце урока, подведение итогов. Краткий обзор пройденного. Обобщающая беседа.

50

16.03

 

1

Весенние изменения в

природе.         Весна- утро года.

Организация начала урока: приветствие, вербальное общение, проверка подготовки к уроку. Установочный этап: введение в тему урока: беседа по вопросам, демонстрация сюжетных картинок. Рассказ о весенних изменениях в природе;

учиться работать с иллюстрациями. Рефлексия деятельности: определение настроения в конце урока, подведение итогов. Краткий обзор пройденного. Обобщающая беседа.

51

18.03

 

1

Экскурсия.

Наблюдения             за природой.

Организация начала урока: приветствие, вербальное общение, проверка подготовки к уроку.

Установочный этап: введение в тему урока: беседа по вопросам, демонстрация сюжетных картинок. Экскурсия в школьный сад. Наблюдения в природе. Рефлексия деятельности: определение настроения в конце урока, подведение итогов. Краткий обзор пройденного. Обобщающая беседа.

52

23.03

 

1

Весна  в          неживой природе.

Организация начала урока: приветствие, вербальное общение, проверка подготовки к уроку. Установочный этап: введение в тему урока: беседа по вопросам, демонстрация сюжетных картинок. Рассказ о весенних изменениях в природе;

учиться работать с иллюстрациями. Рефлексия деятельности: определение настроения в конце урока, подведение итогов. Краткий обзор пройденного. Обобщающая беседа.

53

25.03

 

1

Одежда          и          обувь весной.

Организация начала урока: приветствие, вербальное общение, проверка подготовки к уроку.

Установочный этап: введение в тему урока: беседа по вопросам, демонстрация сюжетных картинок. Формирование бережного отношения к материальным ценностям. Рефлексия деятельности: определение настроения в конце урока, подведение итогов. Краткий обзор пройденного. Обобщающая беседа.

54

06.04

 

1

Старинные весенние праздники.

Организация начала урока: приветствие, вербальное общение, проверка подготовки к уроку. Установочный этап: введение в тему урока: беседа по вопросам, демонстрация сюжетных картинок. Расширение представлений о весенних праздниках;

Подготовка к празднику (уборка в классе: мытье окон, полов, парт); Рефлексия деятельности: определение настроения в конце урока, подведение итогов. Краткий обзор пройденного. Обобщающая беседа.

55

08.04

 

1

Явления         природы. Рассвет.

Организация начала урока: приветствие, вербальное общение, проверка подготовки к уроку.

Установочный этап: введение в тему урока: беседа по вопросам, демонстрация сюжетных картинок.

Просмотр презентации: «Рассвет»; Рисование по образцу солнышка

Рефлексия деятельности: определение настроения в конце урока, подведение итогов. Краткий обзор пройденного. Обобщающая беседа.

56

13.04

 

1

Закат.

Организация начала урока: приветствие, вербальное общение, проверка подготовки к уроку. Установочный этап: введение в тему урока: беседа по вопросам, демонстрация сюжетных картинок.

Дыхательная гимнастика: просмотр и повтор за учителем. Просмотр презентации: «Закат»;

Чтение рассказов Динамическая пауза.

Работа с печатным материалом: индивидуальное графическое задание.

Закрепление знаний по теме, просмотр обучающего видео по теме «Закат».

Рефлексия деятельности: определение настроения в конце урока, подведение итогов. Краткий обзор пройденного. Обобщающая беседа.

57

15.04

 

1

Весенние изменения            в природе.            Весна  в мире животных.

Организация начала урока: приветствие, вербальное общение, проверка подготовки к уроку.

Установочный этап: введение в тему урока: беседа по вопросам, демонстрация сюжетных картинок.

Дыхательная гимнастика: просмотр и повтор за учителем.

Изучение и закрепление знаний. Представления о животных, их образе жизни и повадках весной; Просмотр         видеоролика: «Весеннее            пробуждение в          природе».      Рефлексия      деятельности: определение настроения в конце урока, подведение итогов. Краткий обзор пройденного. Обобщающая беседа.

58

20.04

 

1

Весна в мире птиц.

Организация начала урока: приветствие, вербальное общение, проверка подготовки к уроку.

Установочный этап: введение в тему урока: беседа по вопросам, демонстрация сюжетных картинок.

Дыхательная гимнастика: просмотр и повтор за учителем. Просмотр презентации: «Птицы весной»;

Работа по картинкам; Отгадывание загадок; Раскрашивание птиц.

Рефлексия деятельности: определение настроения в конце урока, подведение итогов. Краткий обзор пройденного. Обобщающая беседа.

59

22.04

 

1

Экскурсия

«Кормление птиц».

Организация начала урока: приветствие, вербальное общение, проверка подготовки к уроку.

Установочный этап: введение в тему урока: беседа по вопросам, демонстрация сюжетных картинок.

Дыхательная гимнастика: просмотр и повтор за учителем. Беседа: «Охрана природы весной»; Кормление птиц.

Рефлексия деятельности: определение настроения в конце урока, подведение итогов. Краткий обзор пройденного. Обобщающая беседа.

60

27.04

 

1

Весна  в          мире насекомых.

Организация начала урока: приветствие, вербальное общение, проверка подготовки к уроку.

Установочный этап: введение в тему урока: беседа по вопросам, демонстрация сюжетных картинок.

Дыхательная гимнастика: просмотр и повтор за учителем.

Представления о насекомых, их об- разе жизни; выделение существен- ных признаков, сравнение с другими живыми существами;

Работа с предметными картинками

«Насекомые»;

Просмотр презентации: «Стрекоза». Рефлексия деятельности: определение настроения в конце урока, подведение итогов. Краткий обзор пройденного. Обобщающая беседа.

61

29.04

 

1

Весеннее

пробуждение растений.

Организация начала урока: приветствие, вербальное общение, проверка подготовки к уроку.

Установочный этап: введение в тему урока: беседа по вопросам, демонстрация сюжетных картинок.

Дыхательная гимнастика: просмотр и повтор за учителем. Просмотр презентации: «Весеннее пробуждение растений»; Рисование по образцу веточку вербы

Рефлексия деятельности: определение настроения в конце урока, подведение итогов. Краткий обзор пройденного. Обобщающая беседа.

62

04.05

 

1

Весенний       труд людей.

Организация начала урока: приветствие, вербальное общение, проверка подготовки к уроку.

Установочный этап: введение в тему урока: беседа по вопросам, демонстрация сюжетных картинок.

Дыхательная гимнастика: просмотр и повтор за учителем.

Представление о занятиях людей

весной; установление взаимосвязей. Рефлексия деятельности: определение настроения в конце урока, подведение итогов. Краткий обзор пройденного. Обобщающая беседа.

63

06.05

 

1

Промежуточный контроль

успеваемости за год.

Организация начало урока. Повторение основных тем контроля успеваемости. Пальчиковая гимнастика.

Объяснение задания к контрольной работе. Выполнение контрольной работы.

Подведение итогов.

64

13.05

 

1

Охрана           природы весной.

Организация начала урока: приветствие, вербальное общение, проверка подготовки к уроку.

Установочный этап: введение в тему урока: беседа по вопросам, демонстрация сюжетных картинок. Дыхательная гимнастика: просмотр и повтор за учителем. Беседа: «Охрана природы весной»; Просмотр видеофильма: «Как мы помогаем птицам»

Рефлексия деятельности: определение настроения в конце урока, подведение итогов. Краткий обзор пройденного. Обобщающая беседа.

65

18.05

 

1

Части суток. Утро и день.

Организация начала урока: приветствие, вербальное общение, проверка подготовки к уроку. Установочный этап: введение в тему урока: беседа по вопросам, демонстрация сюжетных картинок. Элементарные представления о частях суток;

Игра: «Что мы делаем утром и днем?»

Дыхательная гимнастика: просмотр и повтор за учителем.

Рефлексия деятельности: определение настроения в конце урока, подведение итогов. Краткий обзор пройденного. Обобщающая беседа.

66

20.05

 

1

Вечер и ночь.

Организация начала урока: приветствие, вербальное общение, проверка подготовки к уроку.

Установочный этап: введение в тему урока: беседа по вопросам, демонстрация сюжетных картинок.

Дыхательная гимнастика: просмотр и повтор за учителем. Представление о сутках как о после- довательности (утро, день, вечер,ночь);

Игра « Что мы делаем в вечером и ночью?»

Закрепление знаний по теме, просмотр обучающего видео по теме лето, изменение в природе. Рефлексия деятельности: определение настроения в конце урока, подведение итогов. Краткий обзор пройденного. Обобщающая беседа.

67

25.05

 

1

Полночь.

Организация начала урока: приветствие, вербальное общение, проверка подготовки к уроку.

Установочный этап: введение в тему урока: беседа по вопросам, демонстрация сюжетных картинок.

Дыхательная гимнастика: просмотр и повтор за учителем. Беседа: «Что такое полночь?»; Чтение рассказов

Рефлексия деятельности: определение настроения в конце урока, подведение итогов. Краткий обзор пройденного. Обобщающая беседа.

68

27.05

 

1

Заключительное занятие-    игра:

«Мир, в          котором мы живем»

Организация начала урока: приветствие, вербальное общение, запоминание алгоритма начала урока, проверка подготовки к уроку.

Установочный этап: введение в тему урока: беседа по вопросам, демонстрация сюжетных картинок.

Дыхательная гимнастика: просмотр и повтор за учителем.

Игра : «Узнай что это?» (картинки с изображением объектов природы»), чтение стихов о природе, просмотр фрагментов мультфильмов.

Рефлексия деятельности: определение настроения в конце урока, подведение итогов. Краткий обзор пройденного.

Итого

68

 


 

 

 

 

 

Материально-техническое обеспечение предмета включает:

 

Дидактический материал.

 

п/п

Наименование

1

пиктограммы   с    изображениями   действий, операций    по    уходу за     растениями, животными; различные календари;

2

изображения сезонных изменений в природе;

3

обучающие  компьютерные программы,  способствующие  формированию  у детей

доступных представлений о природе;

4

аудио- и видеоматериалы;

5

мультимедийные презентации.

Проверочный материал

 

п/п

Наименование

1

Печатный материал для контроля знаний

Раздаточный материал

 

п/п

Наименование

1

рабочие тетради с различными объектами природы для раскрашивания, вырезания,

наклеивания и другой материал;

2

разрезные картинки с изображением объектов природы;

3

Печатный материал

 

 

 

Наглядные пособия

 

п/п

Наименование

1

объекты природы: камни, почва, семена, комнатные растения и другие образцы

природного материала т.ч. собранного вместе с детьми в ходе экскурсий);

2

наглядный изобразительный материал (видео, фотографии, рисунки для демонстрации

обучающимся);

3

муляжи овощей, фруктов;

 

 

 

 


Учебно методическая и справочная литература

 

п/п

Наименование

Автор

Издательство, год

издания

Литература для учителя

1

Окружающий мир. Осень. Дидактический материал.

С. Вохринцева

Екатеринбург

«страна фантазий» 2000 год

2

Окружающий мир в специальной (коррекционной)

школе

С. В. Кудрина

Москва,

«Владос», 2014 г.

3

Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной

отсталостью

Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой

СПб.; ЦДК проф. Л.Б.Баряевой 2013.

4

«Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития: Учебно-методическое пособие.

Л.Б.Баряева, А.Зарин

СПб.: Изд-во РГРУ

А.И.Герцена; Изд-во «Союз», 2011.

5

Игры-занятия с природным и рукотворным материалом:

Методическое пособие.

Баряева Л.Б., ГаврилушкинаО.П.

СПб.: НОУ

«СОЮЗ», 2005.

6

Развитие восприятия у детей- форма, цвет, звук.

Башаева Г.В.

Ярославль:

«Академия

развития»,2007

7

«Необучаемый» ребенок в семье и обществе.

Социализация детей с

нарушением интеллекта. 2-е изд., переработано и дополн.

Шипицина Л.М.

СПб.: Речь, 2005.