Окружающий мир "Начало истории человечества"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 12.11.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

4 класс. Плешаков А.А. Тип урока: Открытие нового знания Цели деятельности учителя: Способствовать формированию у обучающихся представления о первобытных людях; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»; создать условия для определения границ знания и «незнания». Планируемые образовательные результаты: Предметные: обучающиеся получат возможность научиться работать с учебником, дополнительными источниками информации; организовывать свое рабочее место. Метапредметные: обучающиеся овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение. Личностные: обучающиеся регулирют собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира. Методы и формы обучения: Обяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, коллективная, групповая. Оборудование: Интерактивная доска, компьютер, презентация, учебники, раб.тетради, КИМы, кроссворд, маршрутные листы урока, карточки с иероглифами, портрет Геродота, таблички на парты «Археологи» и «Историки», надписи новых понятий, 2 конверта для работы в группах (тексты,таблицы исторических периодов) Основные понятия: Первобытные люди, история, археология, Геродот.
Иконка файла материала Конспект открытого урока по окр. м. 4 кл..doc
Конспект открытого урока в 4 классе МБОУ «ООШ мкр. Керва г. Шатуры» Окружающий мир «Начало истории человечества» Учитель: Астахова Н.И. Дата проведения: 25.01.2017 Тип урока: Открытие нового знания Цели   деятельности   учителя:   Способствовать   формированию   у   обучающихся представления о первобытных людях; первоначальных умений поиска необходимой информации   и   анализа   полученной   информации;   развитию   интереса   к   предмету «Окружающий мир»; создать условия для определения границ знания и «незнания». Планируемые образовательные результаты:  Предметные: обучающиеся получат возможность научиться работать с учебником, дополнительными источниками информации; организовывать свое рабочее место. Метапредметные: обучающиеся овладеют способностью понимать учебную задачу урока,   отвечать   на   вопросы,   обобщать   собственные   представления;   слушать собеседника   и   вести   диалог,   оценивать   свои   достижения   на   уроке;   вступать   в речевое общение. Личностные: обучающиеся регулирют собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира. Методы   и   формы   обучения:  Обяснительно­иллюстративный;   индивидуальная, фронтальная, коллективная, групповая.  Интерактивная   доска,   компьютер,   презентация,   учебники, Оборудование: раб.тетради, КИМы, кроссворд, маршрутные листы урока, карточки с иероглифами, портрет Геродота, таблички на парты «Археологи» и «Историки», надписи новых понятий, 2 конверта для работы в группах (тексты,таблицы исторических периодов) Основные понятия: Первобытные люди, история, археология, Геродот. Ход урока Организационный момент  I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности Приветствие  друг друга и гостей. Проверка готовности к уроку.     ­ Сегодня мы приступаем к изучению второй книги «Мир вокруг нас».      ­  Откройте учебники на стр. 3, прочитайте тему первого раздела.  Изучая этот           раздел, чему будем учиться? (ответы детей)      II. Актуализация опорных знаний      1) Работа со словом История. Постановка проблемного вопроса ­ Назовите ключевое слово урока, отгадав загадку:  1«Конкретные факты, Время и место, Развитие общества, Всего человечества, Изучит, опишет, Не скроет детали, Так, как же науку,                            Эту назвали?»  (ИСТОРИЯ)     ­ Где вы еще встречались с этим словом? (ответы детей)     ­ Что оно означает? (ответы детей)    3) Рассказ ученика о происхождении слова «История» (портрет Геродота)     2) Разгадывание кроссворда ­   Со   словом   «История»   связаны   еще   несколько   слов.  Давайте   вспомним исторические термины, изученные раньше, и решим кроссворд. Вопросы к кроссворду: 1. Учреждение, собирающее, хранящее и выставляющее на обозрение предметы истории. 2. Учреждение, где хранятся документы. 3. Деловая бумага. 4. Предмет, выставленный в музее. 5. Книжка с перечнем всех дней в году. ­ Прочитайте выделенное слово. (Геродот) ­ Так кто же такой Геродот? (древний ученый, грек, «Отец Истории») III. Изучение нового материала 1) Определение темы урока ­ Ребята, когда я готовилась к уроку, мне попались на глаза удивительные рисунки (показ рисунков первобытного человека). ­ Как вы думаете,  кто их нарисовал? (предположения детей) 2­ О чем же мы будем говорить на уроке? (о жизни первобытных людей) ­ Прочитайте тему урока «Начало истории человечества» (на доске). 2) Определение маршрута урока ­ У вас на партах лежат таблицы, заполним  1 и 2 столбики.  1.Знаю 3.Узнал 4.Итоги урока 5.Оценка за урок 2.Хочу узнать  на уроке  Про жизнь  первобытных людей   История Археология Раскопки Геродот        ­ Где можно получить информацию по теме урока? (у учителя, в учебнике,         Интернет, энциклопедии и т.д.)        3) Работа по учебнику          ­ А как современный человек узнал о первобытных людях? (высказывания детей)  На доске: АРХЕОЛОГИ, РАСКОПКИ, АРТЕФАКТЫ ­ Чтобы последовательно изучать историю человечества, ученые разделили ее на несколько больших эпох. Каких? Найдите ответ в учебнике. (стр.4)  (работа по учебнику) ­ Какая эпоха была первая и самая долгая? Зачитайте ответ. (стр.4) 4) Рассказ ученика про жизнь первобытных людей (презентация) 5) Физкультминутка (Движения под песню «Если б не было школ») 3) Поисковая работа в группах. Работа по учебнику стр.5­6 ­ Распределитесь на 2 группы «Историки» и «Археологи».  ­ 1 группа находит информацию о том, какие были первобытные люди и чем они занимались в начале эпохи Первобытная история ­  более 2х миллионов лет назад; 2 группа – как изменились люди и чем они занимались к концу этой эпохи   ­     40тысяч   лет   назад.   (детям   раздаются   конверты   с   картинками, текстами, вспомогательными словами, они заполняют таблицы по заданным темам. песочными часами измеряется 5 мин.) Рассказы представителей групп. ­ Какой вывод вы можете сделать после заполненной таблицы?  (учащиеся высказывают свои мнения). 3Вывод: история первобытного мира – самая длинная эпоха в истории человечества. Сложный   и  долгий   путь   развития   прошел   человек,   прежде   чем   стал  таким,  как сейчас. IV. Закрепление нового материала. Проверка полученных знаний. 1) Фронтальная работа ( раб.тетрадь стр.3­4) 2) Сам.работа. КИМы сост. И.Ф.Яценко Тесты стр.47 Самопроверка (на доске ответы: 1   1   4   1   3   1   234).  Самооценка: 8­9 плюсов – 5, 6­7 плюсов – 4 , 5 плюсов – 3). 6. Итог урока.  1) Работа по таблице «Маршрутный лист» ­ Продолжаем заполнять  таблицу: 2.Хочу узнать  на уроке  Про жизнь  первобытных  людей  1.Знаю  История Археологи я Раскопки Геродот 3.Узнал 4.Итоги урока 5.Оценка за урок Внешний вид Род занятий Племя И т.д. ­Кого называли «отцом истории? ­Для   чего   нужна   информация, которую получили на уроке? ­   Что   было   для   вас   наиболее интересным? ­Какие затруднения? Почему? вызвали     задания ­Как вы оцениваете свою  деятельность на уроке?      ______ ­ Кому бы вы поставили 5  за работу на уроке?  __________________ __________________ ___________________          2) Дифференцированное дом.задание: ­ 1 группа (красные карточки ­ на 5): Интернет. Презентация из 5­7 слайдов с пояснениями к слайдам ­ 2 группа (зеленые карточки ­ на 4 ): Энциклопедия. Подготовить сообщение по различным темам (стр….) ­ 3 группа (желтые карточки ­ на 3): уч­к стр.4­6 пересказ, вывод выучить. 3) Рефлексия ­ Открыли ли вы что­то новое для себя? ­ Считаете ли вы полезной информацию? ­ Трудно ли вам было выполнять задания? ­ Каким путем вы добывали информацию? ­ Все ли получилось? ­ Интересно ли было на уроке? ­ Как вы себя сейчас чувствуете? ­ Первобытные люди оставили нам «письмо» в виде рисунков. Прочитайте его с помощью подсказки. (Презентация) 4(Иероглифы, знаки, обучающиеся составляют высказывание «Желаем успехов вам на уроках истории») ­ Всем спасибо за урок.  Тексты для поисковой работы в группах Текст №1         Заостренный камень, палка­копалка и дубина были первыми орудиями труда человека.   Первые   орудия   труда   были   простыми,   несовершенными.   Но   ни   одно животное не может сделать и простых орудий труда.        С помощью орудий труда люди добывали себе пищу: заостренными палками и камнями   выкапывали   съедобные   корни   и   клубни   растений,   сбивали   плоды   с деревьев, искали яйца птиц и черепах. Такое занятие называлось собирательством – люди собирали то, что давала им природа.              Группы людей, вооруженные дубинками, заостренными палками, камнями охотились   на   животных.   Собирательство   и   охота   были   первыми   занятиями человека.             растительностью, где можно было обходиться без одежды и жилища.        Древние люди могли жить поодиночке: они вымерли бы от голода или были бы уничтожены   хищниками.   Поэтому   они   жили   группами­коллективами.   Коллектив древнейших людей называют человеческим стадом.  Древнейшие   люди   могли   жить   только   в   теплых   странах   с   богатой Время Орудия труда Другие изделия Занятия С древнейших времен   до 200 тыс. лет назад 13­7   тыс. лет назад Заостренный камень Палка­копалка Дубина  Топор, лук, копье, ткацкий   станок, плуг, мотыга Первобытные люди и их коллективы Человеческое стадо Охота, собирательство Одежда из ткани, глиняная   посуда, золотые и серебряные украшения   Охота, собирательство, рыболовство, земледелие, скотоводство, ремесла Род Племя Родовая община Текст №2 5Люди стали делать копья, топоры, плуг, ткацкий станок. Позже человек научился делать орудия из металла, изготавливать глиняную посуду, шить одежду из ткани, изготовлять золотые и серебряные украшения.         Люди научились строить прочные дома. Разнообразными стали занятия людей: собирательство,   земледелие   и   скотоводство. Стали   появляться   ремесла.   Человеческие   стада   превратились   в   постоянные коллективы   родственников.   Такой   коллектив   называют   родом.   Несколько   родов живших в одной местности, составляли племя.   охота   и   рыболовство, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ  РАССКАЗ О ПЕРВОБЫТНОМ ЧЕЛОВЕКЕ Древнейшие   люди   жили   там,   где   всегда   тепло.   Поэтому   им   не   нужно   было заботиться о теплой одежде. Дома им были необходимы в первую очередь для того, чтобы защититься от палящих солнечных лучей, и они строили эти дома­шалаши очень быстро. Большая же часть времени первобытных людей уходила на поиски пищи. Женщины и дети срывали плоды с деревьев, выкапывали съедобные корешки, разыскивали личинки насекомых, яйца птиц и черепах – собирали то, что давала им природа. Но людям нужно было мясо. Его добывали мужчины на охоте. В то время на Земле жили мамонты. Как же охотились на мамонта? Выкапывали огромную яму­ ловушку, покрывали ее сверху жердями, жерди маскировали ветками. Мамонт мог случайно   провалиться   в   такую   ловушку,   но   чаще   всего   охотники   специально поднимали шум, пугали мамонта огнем и загоняли его в яму. Выбраться он уже не мог, охотникам оставалось только добить свою жертву. После этого яма­ловушка превращалась   в   кладовую,   где   хранилась   целая   гора   мяса,   и   люди   могли   жить спокойно, не беспокоясь о том, как утолить голод. Успех   охоты   и   сбора   съедобных   растений   во   многом   зависел   от   капризов природы: то лесной пожар погубит деревья со съедобными плодами и прогонит зверей, то засуха уничтожит траву, которая давала людям съедобное зерно… Охотники,   отправляясь   на   охоту,   не   знали,  что   их   ждет:   может   быть,   убьют большого зверя и обеспечат себя мясом на несколько дней, а может быть, весь день пробегают по лесу в поисках добычи, а домой вернутся ни с чем. И вот однажды женщины заметили, что в том месте, где обычно на каменной «терке» перетирали зерна, выросли колоски с такими же зернами. Они догадались, что   это   проросли   случайно   рассыпанные   зернышки.   Попробовали   специально рассыпать   зерна  –   получилось,   да   еще   как:   где   упало   одно   зерно,   вырос   целый 6колосок. Теперь уже можно было выращивать зерно рядом с домом, а не бродить в поисках по лесам и лугам. Случалось так, что мужчины, убив на охоте дикую свинью, приносили домой и оставшихся от нее поросят. Помещали детенышей в загон, кормили их, растили… И оказалось,   что   теперь   неудача   на   охоте   не   страшна   людям:   вот   она,   еда,   –   в загончике возле дома. Так возникли земледелие и скотоводство, так люди стали меньше зависеть от капризов природы. 7