Конспект урока по окружающему миру на тему: "К нам на Дон пришла весна" (1 класс)
Оценка 4.9

Конспект урока по окружающему миру на тему: "К нам на Дон пришла весна" (1 класс)

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
1 кл
10.02.2017
Конспект урока по  окружающему  миру на тему: "К нам на Дон пришла весна" (1 класс)
Данный урок окружающего мира в первом классе проводится в рамках реализации регионального компонента в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Тип урока: открытие нового. На уроке применяются инновационные технологии, проводится научно-исследовательская работа, учащиеся работают в ноутбуках, придумывая условные обозначения весне, выполняют коллаж "Весна". Цель урока: расширение понятийной базы учащихся за счёт включения в неё новых элементов (пробуждение природы, признаки весны, последовательность событий в природе и их связи) и овладение материалом урока на уровне сознательного воспроизведения и запоминания. Задачи урока: 1. Дать представление об изменениях в жизни растений и птиц весной. 2. Показать связь этих изменений с неживой природой. 3. Учить обобщать собственный жизненный опыт и, привлекая полученные знания, строить логические выводы и обобщения. 4. Воспитывать чувство гордости за родной край. 5. Развивать монологическую речь учащихся через использование алгоритма ответа. 6. Формировать аналитико-синтетическое мышление, умение осуществлять группировку, умение обобщать, делать выводы. 7. Развивать коммуникативные навыки через работу в парах и группах, оценку и самооценку деятельности.
Конспект урока.docx
Тема урока:  «К нам на Дон пришла весна» Класс:  1 «А» класс Цель урока:  расширение   понятийной   базы   учащихся   за   счёт   включения   в   неё   новых элементов   (пробуждение   природы,   признаки   весны,   последовательность событий в природе и их связи) и овладение   материалом урока   на уровне сознательного воспроизведения и запоминания. Задачи урока: 1. Дать представление об изменениях в жизни растений и птиц весной. 2. Показать связь этих изменений с неживой природой. 3. Учить обобщать собственный жизненный опыт и, привлекая полученные знания, строить логические выводы и обобщения.  4. Воспитывать чувство гордости за родной край. 5. Развивать   монологическую   речь   учащихся   через   использование алгоритма ответа. 6. Формировать   аналитико­синтетическое   мышление,   умение осуществлять группировку, умение обобщать, делать выводы. 7. Развивать  коммуникативные  навыки через  работу в парах  и группах, оценку и самооценку деятельности. Оборудование: мобильный класс «RОVERBOOK»  (беспроводные ноутбуки)  интерактивная   доска   с   проектором,     телевизор, Планируемые результаты обучения:  Предметные:  научатся  анализировать данные наблюдений за изменениями, происходящими в природе с приходом весны; называть основные признаки весны;  получат   возможность   научиться   определять   раннецветущие растения  и птиц родного края. Метапредметные   (критерии   сформированности/оценки   компонентов универсальных учебных действий ­ УУД): Регулятивные: осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его   результата   с   заданным   эталоном   с   целью   обнаружения   отклонений   и отличий от эталона. Познавательные:  выполнять анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) и синтез (составлять целое из частей, в том числе   самостоятельно   достраивать   с   восполнением   недостающих компонентов). слушать   и   вступать   в   диалог,   участвовать   в  осознавать   необходимость   бережного   отношения   к Коммуникативные: коллективном обсуждении. Личностные: раннецветущим растениям. Оборудование:  тетрадь, сюжетные картинки, карточки – названия месяцев,  запись звуков весны. Тип урока: урок изучения нового материала  Методы урока: частично – поисковый, словесно­наглядный. Формы проведения урока: групповая, фронтальная, парная Структура урока:  1. Оргмомент. 2. Актуализация знаний и формулирование темы урока. 3. Постановка проблемного вопроса. 4. Совместное открытие нового. 5. Физминутка. 6. Первичное закрепление (обучение способам применения) 7. Практическая часть урока (начало формирования умений). 8. Подведение итогов урока. Рефлексия. Ход урока: 1.       Оргмомент. ­ Здравствуйте, ребята.  Сегодня на уроке мы с вами  отправимся в гости к природе. Как вы думаете, с какой целью необходимо совершить эту экскурсию? Мы будем стараться подружиться с ней.  Откроем некоторые её тайны.  Узнаем  что­то новое, чтобы стать умнее. Будем работать. ­ Чтобы подобрать ключ к этим тайнам, я позвала к нам на помощь  жителя нашего родного донского края. Знакомьтесь ­Степнячок. Я рада, что у вас прекрасное настроение, и вы готовы подняться вверх ещё на одну ступеньку знаний.  (Слайд 1) Что мы будем делать с вами, Чтоб природе стать друзьями? Чтоб природе другом стать,  Тайны все её узнать,  Все загадки разгадать,  Научиться наблюдать, Будем вместе развивать качество­  внимательность,  А поможет всё узнать Ваша любознательность. 2.       Актуализация знаний и формулирование темы урока. ­   Давайте   повторим   некоторые   понятия,   которые   понадобятся   сегодня   на уроке. ­  Что такое природа?  (Всё, что нас окружает и существует независимо от человека) ­ Какая бывает природа? ­ Что относится к живой природе? (Растения, животные, человек) ­ А что относится к неживой природе? (Солнце, вода, воздух, почва) ­ По каким признакам мы относим те или иные объекты к живой природе? (Растут, питаются, размножаются, умирают) ­   Послушайте   стихотворение   и   попробуйте   сформулировать   тему сегодняшнего урока. (Слайд 2) У весны работы много, Помогают ей лучи: Дружно гонят по дорогам Говорливые ручьи, Топят снег, ломают льдинки, Согревают всё вокруг. Из­под хвои и травинок Выполз первый сонный жук. На проталине цветочки Золотые расцвели, Налились, набухли почки, Из гнезда летят шмели. У весны забот немало, Но дела идут на лад: На Дону зелёным  поле стало, И сады в цвету стоят. ­ К нам на Дон пришла весна. Донской край расположен на юге нашей Родины.  Поэтому весна на Дону самая красивая, самая  торжественная, самая таинственная, самая тёплая. ­Посмотрите в тетрадь. Прочитайте 1­ задание. Степнячок приготовил вам загадки. Вам надо отгадать и отгадку записать.  (Слайд 3) Загадки: 1. Дует тёплый южный ветер, Солнышко всё ярче светит, Снег худеет, мокнет, тает, Грач горластый прилетает. Что за месяц? Кто узнает?    Выступления детей. МАРТ ( 1 ученик) Март ­  первый весенний месяц. Его называют «утром года», «утром весны». Поэтому весной   природа пробуждается от зимнего сна. Солнце поднимается выше и светит ярче, дни становятся длиннее.Небо кажется синим­синим.   В парках и скверах лежат голубые тени от деревьев. В марте на Дону зацветают голубые пролески, гусиный лук,  мать­и­мачеха. В середине марта  прилетают вестники весны – грачи, а за ними – скорцы. (Слайд 4) 2. Яростно река ревёт И разламывает лёд. В домик свой скворец вернулся, А в лесу  медведь проснулся. В небе жаворонка трель. Кто же к нам пришёл? АПРЕЛЬ( 2 ученик ) Апрель – середина весны. Повсюду уже растаял снег, бегут бурные звонкие ручьи. Ненапрасно называют апрель «месяцем живой воды». В апреле на Дону зацветают хохлатка, рябчик русский, лазорики (так мы называем тюльпаны). В разгар весны прилетают дрозды, зяблики, горихвостки.    3. Зеленеет даль полей, Запевает соловей. В белый  цвет оделся сад, Пчёлы первые летят. Гром  грохочет. Угадай, что за месяц это? (Слайд 5) МАЙ  (3 ученик ) Маймесяц   назван в честь богини Майи, которой приносили подарки, чтобы осенью она дала богатый урожай. А в народе говорили май ­ травник, травень, цветень. В мае шёлкова трава все тропинки заплела, май землю наряжает. На Дону     в   мае   месяце   зацветают   ирисы,   фиалки,   одуванчики   .Одними   из последних прилетают ласточки и стрижи. (Слайд 6) 3.       Постановка проблемного вопроса. (Слайд 7) ­ Весной природа пробуждается от зимнего сна. Наш Степнячок уже 200 лет наблюдает это, но так  и не может понять … Как   изменения   в   неживой   природе   весной   влияют   на   пробуждение природы? ­   Можем   ли   мы   сейчас   сразу   помочь     гостю   и   ответить   на   этот   вопрос? Нет.Почему?Потому что мы не знаем, какие изменения происходят в неживой и живой природе. (Слайд 8) Картины Б. Щербакова «Зимнее утро», «Вода уходит». ­   Рассмотрите     произведения   знаменитого     московского   художника     Б. Щербакова, который рисовал картины донской  природы. ­ Что изображено? Как бы вы озаглавили? ­ Художник озаглавил эти картины «Зимнее утро», «Вода уходит». ­ Когда  приходит к нам  весна? Давайте опишем  объекты неживой и живой природы по плану.Задание 2. 1. Солнце.(Солнце светит ярче, греет сильнее) 2. Небо.(Небо было серым, затянутым тучами, стало голубым) 3. Снег и лёд.(Снег и лёд таят). 4. Температура воздуха.(Были сильные морозы.Стало теплее) 5. Растения.(Появляется первая травка) ­   Сегодня   на   уроке   нам   придётся     искать   связь   между   неживой   и   живой природой весной. 4.       Совместное открытие нового. Работа в парах. ­ По каким признакам мы узнаём, что наступила весна? (варианты детей) ­ Посмотрите в тетрадь. Найдите задание № 3.Зачеркните те явления, которые не относятся к весне. (Дети работают в парах) (Слайд 9) Стало холоднее.                                     Стало теплее Образовались проталины.                     Земля покрылась снегом. День уменьшается.                                День увеличивается. Река замерзает.                                    Лёд на реке тает. Листья распускаются.                        Листья желтеют. Птицы улетают на юг.                       Птицы прилетают с юга. Тает снег и лёд. ­ Проверка.  ­ Давайте попробуем выделить самые главные признаки. (День увеличивается и становится теплее)   ­ Как потепление влияет на состояние снега? (На склонах холмов, оврагов с южной   стороны   –   проталины(Слайд   10);Рассмотрите   картину   донского художника Г. Лазарева «Первые проталины».  Снег становится серым, ночью и утром на снегу образуется твёрдая плотная корка – наст.  Если     тает   много   снега   и   льда   –   половодье:   река   (Северский   Донец) переполняется водой, выходит из берегов – наводнение, которое приносит много бед) (Слайд 11) 5.       Первичное закрепление (обучение способам применения). Опыт.(Слайд 12) ­ Влияние объектов неживой природы на объекты живой, помогут раскрыть секреты волшебницы весны. ­ Посмотрите на результаты опыта с ветками деревьев. Что мы с вами сделали 2 недели назад? (Одни ветки поставили в воду в тёплом классе, а другие положили в холодильник) ­ Что же произошло?Давайте сделаем вывод. (Слайд 13)   (Слайд 14) 1­я группа. Ветки с водой стояли в холодном месте.  Вывод: почки не распустились, так как было холодно. 2­я группа. Ветки в баночке без воды на подоконнике. Вывод: почки не распустились, так как не было влаги. 3­я группа. Ветки в баночке с водой на подоконнике.  Вывод: почки распустились,  так как была влага и тепло. ­ Какие главные  причины  оживления в жизни растений? (Слайд   15)Вывод:   главное,     чтобы   солнце   согрело   землю,   наполнило светом, вода напоила землю, и тогда природа оживает.  На   деревьях   и   кустарниках   появляются  первые цветы.   распускаются   листочки,     из   земли Физминутка    (Слайд 16) Знакомство с первоцветами.    (Слайд 17­18) ­     (Слайд   11)   У   всех   раннецветущих   растений   под   землёй   находится   или утолщённое корневище, или луковица. В них с осени отложены питательные вещества.   За   счёт   этих   запасов   и   тепла   эти   растения   зацветают   первыми, спешат опылиться и образовать семена до общего цветения. МАТЬ­И­МАЧЕХА ( 1 девочка) Легенда   о   появлении   этого   цветка   говорит:   одна   злая   женщина   задумала погубить падчерицу (неродную дочь), как в сказке «12месяцев». Заманила  ее к обрыву и столкнула вниз.  Мать, обнаружив пропажу девочки, бросилась ее искать, но опоздала: девочка уже не дышала. Бросилась мать на мачеху и, сцепившись,   полетели   они   на   дно   оврага.   А   на   следующий   день   покрыло склоны   его   растение,  листья   которого   с  одной   стороны   были   мягкие,   а  с другой стороны жесткие, и возвышались над ними маленькие желтые цветки, напоминавшие светлые волосы девочки. ПРОЛЕСКА  ( 2 девочка) Одно из самых милых весенних растений ­  голубая пролеска. Как хороши эти цветы сейчас, под прошлогодними листьями, свежие, чистые, ярко­синие. По народному предсказанию, этот цветок возник из кусочков неба, упавших на землю. Латинское название  означает морской лук, наверное, потому, что цвет его напоминает синеву моря. МЕДУНИЦА (3 девочка) Древняя славянская легенда гласит: "…Если отопьешь нектар  из двадцати розовых и двадцати фиолетовых цветков медуницы, то сердце твоё станет здоровым     чистыми..." РЯБЧИК РУССКИЙ (4 девочка) помыслы   добрым, –   и   а лесов.   Рябчик русский ­ очаровательный цветок. Он растет на склонах оврагов, на опушках     Зацветает   в   апреле.   Несколько   крупных   цветков распускаются и как колокольчики, свешивают свои бутоны вниз. Этот нежный цветок,   тонкими   усиками   цепляется   за   стебли   соседних   растений. Есть легенда о том, как рябчик русский помог деревенскому мальчугану в трудную минуту.   (5 девочка) Однажды мальчишка скатился на дно глубокого оврага.  Испугался паренек и принялся звать   на помощь, только его никто не услышал. Вдруг взгляд его остановился   на   красивых   цветах,   которые   своими   усиками   цеплялись   за стебли   растущих   рядом   цветов.   И   понял   тогда   мальчуган,   как   ему   надо действовать.   Он   стал   карабкаться   по   склону,   цепляясь   за   траву   и   ветки кустарников. И вскоре выбрался наружу. ТЮЛЬПАН ( 6 девочка) Легенда   о   тюльпане   гласит,   что   именно   в   его   бутоне         было   заключено счастье, но никто не мог до него добраться, так  как бутон не раскрывался, но однажды  цветок в руки взял маленький мальчик и тюльпан   сам раскрылся. Детская   душа,   беззаботное   счастье   и   смех   открыли   бутон. ИРИС НИЗКИЙ (7 и 8 девочки) Всеми   цветами   радуги   одарила   природа   ирис:   розовым,   лазоревым   и сапфировым, вишневым и сиреневым, лимонным и желтым, небесно­голубым, снежно­белым и черным. Наверное, поэтому древние греки назвали его по имени богини радуги Ириды.   Первый ирис расцвел несколько миллионов лет назад. Он был так прекрасен, что полюбоваться им собрались не только все звери, птицы и насекомые, но даже вода и ветер, которые затем и разнесли созревшие семена цветка по всему миру.  (Слайд 19) ­ Очень часто можно видеть ранней весной людей, которые продают раннецветущие   растения   (подснежники)   или   возвращаются   из   леса   с букетами цветов, которые находятся на грани вымирания. Что   мы   с   вами   можем   сделать,   чтобы   сохранить   растения?   (в   лесу передвигаться по тропинкам, т.к. гибель травянистых  растений губительно сказывается на состоянии всего леса; букеты составлять из цветов, которые человек вырастил сам у себя на садовом участке.  ­ Не только растения реагируют на появление тепла … мечтает расправить крылья бабочка. (Слайд 20) Снится ночью пауку Чудо­юдо на суку, Длинный клюв и два крыла… Прилетит – плохи дела. А кого паук боится? Угадали? Это …(птица) ­ Вспомните, почему осенью многие птицы улетели в тёплые края? (Холодно, исчезают насекомые, нечем питаться) ­ Какое же главное условие должно быть с наступлением тепла, чтобы птицы вернулись? (Появление насекомых: пчела, шмель, муравьи, бабочка­павлиний глаз, мухи, комары) ­ А какие птицы прилетают весной? Скворцы, грачи,  ­ Как называют этих птиц? (Перелётные)  ­ Отгадайте, кто из птиц прилетает раньше всех. Всех перелётных птиц черней, Чистит пашню от червей,  Взад вперёд по пашне вскачь, А зовётся птица…(грач) (Слайд 21) В   марте   оживляются   птицы.   Весело   тенькают   синицы,   галдят   воробьи.   В середине марта прилетают на Дон грачи – вестники весны. «Если грач на горе, то весна во дворе».  ­ А кто же прилетает сразу после грача? Мы построили вдвоём  Для гостей весенний дом,  А верней сказать – дворец. Прилетай скорей …(скворец) Выступления детей. ( 4 ученик ) ­ У скворцов вскоре появляются птенцы. До 300 раз приносят корм своим птенцам скворцы. ­ Следующими прилетают жаворонки.   В разгар весны прилетают дрозды, зяблики, горихвостки.  (Слайд 22) Одними из последних прилетают ласточки и стрижи.  ­ А какую пользу приносят птицы, расскажет нам   …. (9 девочка) (Большая синица уничтожает в течение дня до 6 тыс. насекомых; грач – до 8 тыс. вредных червей и гусениц; ласточка за лето ловит до 1 млн. мошек и комаров,   таким   образом,   птицы   охраняют   посевы   и   посадки   культурных растений от вредителей и приносят большую пользу человеку). ­ Как люди заботятся о птицах? ­ Как надо поступить, если обнаружишь в лесу птичье гнездо? ­ А ещё весной в лесу надо соблюдать тишину. Это время гнездования птиц. 6. Практическая часть урока (начало формирования умений). ­ Давайте ещё раз вернёмся к главному вопросу урока. (Слайд 23)  Можем ли мы на него сейчас ответить? Работа в парах ­   Все   события   весной   наступают   в   определённом   порядке.   Восстановите истинную последовательность событий в весеннем периоде (расставить цифры возле каждого предложения). (Слайд 24) Возвращаются из тёплых краёв птицы. Зацветают растения. Тает снег. Появляются насекомые. Больше солнечного света. ­ Взаимопроверка и проверка по слайду.  (Слайд 25)  Награждение медалями самых умных. 7.       Творческое задание    (Слайд 26)       Работа в ноутбуках в программе   «ПЕРВОЛОГО» 1­я группа. Придумать условные знаки признаков весны (месяц март) 2­я группа. Придумать условные знаки признаков весны (месяц апрель)  3­я группа. Придумать условные знаки признаков весны (месяц май) Индивидуальное   задание   для   учащихся,   не   имеющих   навыка   работы   в ноутбуке: выполнить  коллаж на тему: «Весна», используя заготовленные шаблоны деревьев , птиц, цветов и т.д. 8.       Подведение итогов. ­ Как вы думаете, достигли ли мы поставленной цели нашего урока? ­ Что нового узнали на уроке? ­ Что было для вас самым интересным на уроке? ­ Что было сложным? Вызвало затруднения? Самооценка. (Слайд 27) ­ Возьмите карточки человечков с разной мимикой и оцените свою работу на  уроке (человечек   с   улыбкой   усвоил   новое   знание   и   научился   его   применять   на практике. человечек с прямым ротиком усвоил новое знание, но ему еще нужна помощь.   человечек   с   грустной   улыбкой   расстроился,   тема   сегодняшнего   урока осталась для него непонятной. ­ Закончить сегодняшний урок мне хочется словами великого писателя,  знатока и любителя природы М.Пришвина: «Всё прекрасное на земле ­  от  солнца, и всё хорошее от человека». Скриншоты выполненых работ в «Перволого» Месяц март Месяц апрель Месяц май

Конспект урока по окружающему миру на тему: "К нам на Дон пришла весна" (1 класс)

Конспект урока по  окружающему  миру на тему: "К нам на Дон пришла весна" (1 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему: "К нам на Дон пришла весна" (1 класс)

Конспект урока по  окружающему  миру на тему: "К нам на Дон пришла весна" (1 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему: "К нам на Дон пришла весна" (1 класс)

Конспект урока по  окружающему  миру на тему: "К нам на Дон пришла весна" (1 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему: "К нам на Дон пришла весна" (1 класс)

Конспект урока по  окружающему  миру на тему: "К нам на Дон пришла весна" (1 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему: "К нам на Дон пришла весна" (1 класс)

Конспект урока по  окружающему  миру на тему: "К нам на Дон пришла весна" (1 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему: "К нам на Дон пришла весна" (1 класс)

Конспект урока по  окружающему  миру на тему: "К нам на Дон пришла весна" (1 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему: "К нам на Дон пришла весна" (1 класс)

Конспект урока по  окружающему  миру на тему: "К нам на Дон пришла весна" (1 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему: "К нам на Дон пришла весна" (1 класс)

Конспект урока по  окружающему  миру на тему: "К нам на Дон пришла весна" (1 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему: "К нам на Дон пришла весна" (1 класс)

Конспект урока по  окружающему  миру на тему: "К нам на Дон пришла весна" (1 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему: "К нам на Дон пришла весна" (1 класс)

Конспект урока по  окружающему  миру на тему: "К нам на Дон пришла весна" (1 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему: "К нам на Дон пришла весна" (1 класс)

Конспект урока по  окружающему  миру на тему: "К нам на Дон пришла весна" (1 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему: "К нам на Дон пришла весна" (1 класс)

Конспект урока по  окружающему  миру на тему: "К нам на Дон пришла весна" (1 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему: "К нам на Дон пришла весна" (1 класс)

Конспект урока по  окружающему  миру на тему: "К нам на Дон пришла весна" (1 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2017