Конспект урока по окружающему миру по теме "Дети имеют право на помощь и защиту"
Оценка 4.6

Конспект урока по окружающему миру по теме "Дети имеют право на помощь и защиту"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
окружающий мир
4 кл
30.05.2017
Конспект урока по окружающему миру по теме "Дети имеют право на помощь и защиту"
Данный материал можно использовать как на уроке по окружающему миру, так и во внеурочной деятельности. Дети познакомятся с таким понятием, как "Конвенция", узнают о своих правах и обязанностях, будут учиться уважать мнение других людей, будут учиться применять правовые знания в повседневной жизни.
Конспект урока Дети имеют права.docx
Урок составила  Антонова Валерия Викторовна                                                                                                     учитель начальных  классов                                                                                          МАОУ «Средняя школа №24» г. Петропавловска­ Камчатского Урок по окружающему миру в 4 классе по программе «Школа России». Тема: «Дети имеют право на особую заботу и помощь» Цели: Обучающая – дать ученикам  представление о понятии «Конвенция»,  познакомить  учащихся с некоторыми статьями  Конвенции, расширить знания учащихся о правах,  которые они имеют, учить применять правовые знания в повседневной жизни; Развивающая   ­  развивать   речь,   познавательный   интерес   учащихся,   умение рассуждать, сравнивать, анализировать и делать выводы; Воспитывающая – формировать знание моральных норм, умение соотносить  поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить  нравственный аспект поведения, формировать уважительное отношение к правам  других людей. Оборудование:  компьютер, мультимедийный   проектор с экраном, толковый словарь, Конвенция (6 экз.), путевые листы для работы в группах, книги для выставки. Ход урока: Этапы урока Содержание 1.Организационный  момент, настрой  на работу. Здравствуйте, добрый день! Пожелать Вам мне не лень! Всех приветствовать мы рады В этот день, весенний день! 2 мин. -Поздоровайтесь с нашими гостями! Пожелайте мысленно себе и своим товарищам хорошего настроения и позитивного настроя на работу! Универсальн ые учебные действия 2.Проверка  домашней работы. 4 мин. Фронтальная работа: (по ходу ответов на доске открываются слова) -Какой раздел мы начали изучать? (Современная Россия) - Как по - другому можно назвать Россию? (Российская Федерация) - Что обозначает слово Федерация? (союз, объединение) - Это слово в переводе с латинского означает «устройство, постановление»? (Конституция) - Что такое Конституция? (основной закон страны) - Что такое законы? (правила обязательные для всех) - Какое слово в переводе с латинского означает «заявление»? (Декларация) - О чём говорится в Декларации? ( о правах человека) -Где была принята Декларация? (на собрании ООН) На доске: КОНституци я праВа дЕкларация закоН федераЦИЯ ЛУУД: - широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая познавательные учебно- мотивы. познавательный ЛУУД -учебно- интерес к новому учебному материалу 3.Новая тема. Примечание: перед проверкой домашней работы один из учеников получает индивидуальное задание (найти в толковом словаре формулировку ЛУУД: - ориентация в нравственном содержании и 2 мин. слова КОНВЕНЦИЯ) А) Постановка проблемы - А сейчас я предлагаю вам посмотреть небольшой отрывок из школьной жизни. /Девочка читает книгу, мальчик включил телефон и слушает музыку. Девочка: - Сделай, пожалуйста, потише, ты мне мешаешь! Мальчик: - А у меня настроение хорошее и я хочу слушать музыку, имею на это право!/ -Почему дети не смогли договориться? (каждый отстаивал свои права) - Кто прав? Какое право отстаивал мальчик? (на отдых) Девочка? (на образование) Б) Актуализация знаний - Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? - Сформулируйте тему: Права - Вы знаете свои права? (да, нет, не все) 3 мин. - Отметьте на лесенке знаний, как вы считаете, где находятся ваши знания по теме урока. - Какие цели каждый из вас хотел бы поставить перед собой по теме урока?  Узнать о своих правах  Узнать, есть ли документ защищающий права ребёнка -Что вы знаете о своих правах, на что вы имеете право? Знаю Право на жизнь на образование на защиту на здоровье на неприкосновенность Не знаю ! по ходу урока вывешиваются таблички права детей или один из учеников группы записывает их на доске, частица НЕ зачеркивается в конце урока В) Работа по теме урока (поиск решения) поступков, так и смысле, как собственных поступков окружающих людей. ПУУД: - е формулировани познавательной цели РУУД: - принимать и учебную задачу. сохранять РУУД: - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. ПУУД: поиск информации для - осуществлять необходимой выполнения учебных заданий с учебной использованием 4 мин. 2 мин.  - Дети составляют 20% населения нашей планеты. Дети – часть нашего общества, у которой свои запросы и интересы (ПРИЛОЖЕНИЕ – слайд 1) Слово «ребёнок» от древнерусского «робя» (слабый, беспомощный), а раз слабый и беспомощный, значит, он должен иметь право на особую защиту и помощь! Слайд 2 Ребёнок родился – это большое счастье для родителей, это счастливое событие. С самого первого дня ребёнок находится не только под защитой своих родителей, но и под защитой государства. Слайд 3 - А вы знаете, до какого возраста, ребёнок считается – ребёнком? (до 18 лет) - В каком документе записаны права всех людей? (Декларация) - Однако Декларация носит лишь рекомендательный характер и их нормы не обязательны для исполнения. - Но вы дети и должен быть такой документ, который исполнять нужно обязательно! Прочитайте это слово! (составляют из букв слово – КОНВЕНЦИЯ) - Как вы думаете, что означает это слово? (выслушиваются мнения детей) - Давайте послушаем какое значение слова есть в словаре. Примечание: определение слова зачитывает ученица, которая работала самостоятельно (Конвенция – это международный документ, который защищает права детей) 20 ноября 1989 г. Конвенция была единогласно принята комиссией ООН. Через год, в 1990г., она была принята и в нашей стране. Слайд 4 - Сколько лет действует Конвенция в нашей стране? (22 года) -Какой документ защищает права детей? - Давайте вернёмся к вашим целям (перечисляют). Какую цель достигли? А какую нет? -У вас есть права и мне не хочется нарушать ваши права. Когда человек устаёт, он имеет право на что? (на отдых) - ст.31 ФИЗМИНУТКА литературы. - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков КУУД: - адекватно использовать коммуникативн ые средства для коммуникативн решения ых задач, - формулировани е собственного мнения и умение учитывать разные мнения. ПУУД: - строить сообщения в устной форме, - устанавливать следственные изучаемом круге причинно – связи в явлений. 6 мин. («Если нравится тебе…») -Был ли у вас сейчас выбор? (да, мы могли делать движения, или не делать, если не нравится) -Вы имели право на что? (на выбор) Согласно ст.12 –ребёнок имеет право свободно выражать свои взгляды, мысли, если это не оскорбляет и не унижает другого человека. (учитель выдаёт по группам экземпляры Конвенции) - Сколько статей в Конвенции? (54статьи) - Конвенция состоит из трёх частей. В первой части изложены права, которые имеют дети. Во второй и третьей части (со ст. 42) изложены требования к государствам- участникам, подписавшим Конвенцию.  Работа в группах. -Давайте вспомним правила работы в группе:   Умей выслушать товарища, не перебивай Говори спокойно, ясно, вполголоса Говори по делу   В разговоре должны участвовать все Примечание: каждая группа получает задание 1 группа – сформулировать права, которые изложены в Конвенции, в статьях ст. 7 (право на имя и гражданство) Ст. 14 (свобода веры и религии) 2 группа – сформулировать права, которые изложены в Конвенции, в статьях ст. 16 (право на личную жизнь, тайну корреспонденции) Ст. 23 (неполноценный в умственном или физическом отношении ребёнок должен вести достойную жизнь) РУУД: - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки, - адекватно воспринимать предложения и оценку товарищей. 6 мин. 3 группа – сформулировать права, которые изложены в Конвенции, в статьях ст. 19 (право на защиту от насилия, даже со стороны родителей) Ст. 17 (доступность средств массовой информации, которая хорошо влияет на их воспитание и образование) - Кто расширил свои знания о правах, которые у каждого из вас есть? Примечание: по ходу отчёта групп на доске вывешиваются таблички – формулировки прав ЛУУД: - способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности учебной - формирование положительной мотивации РУУД: учения РУУД: -адекватно воспринимать оценку учителя (или запись на доске) -«Дети имеют право на особую заботу и помощь» это главная мысль Конвенции. - Как вы думаете , почему должна быть особая забота и помощь по отношению к детям? (они рождаются и ничего не знают, не умеют, они беззащитны, они должны узнать, что хорошо, что плохо) Г) Закрепление изученного материала (работа в группах) -Когда нарушаются права, к специалистам какой профессии мы обращаемся? (к юристам) - Вы будете юристами и вы хорошо знаете законы, и Конвенцию о правах детей. Вам для обсуждения в группе предлагаются ситуации, которые вы должны разобрать. Давая консультацию ссылайтесь на Конвенцию. Примечание: группам выдаются ситуации для обсуждения, свои ответы они начинают со слов «Согласно Конвенции о правах ребёнка ст. * …..» Учитель выдаёт листы, где коротко изложены положения статей конвенции. 1 группа- В древнегреческом государстве Спарте, которое славилось своими непобедимыми воинами, каждого новорождённого мальчика осматривали: крепкого, здорового – оставляли жить, слабого, больного – бросали вниз со скалы. Какое право нарушали? (право на жизнь) - Если ребёнок рождается слабым, ничего сделать нельзя? (нужно хорошо питаться, заниматься спортом – помогать; пример А. В. Суворов) 2 группа - В одном из лесов Индии был найден мальчик, который жил в лесу вместе с дикими животными. Он не умел разговаривать и вёл себя, рычал, кусался. Имеют ли люди право посадить этого мальчика в клетку и обращаться с ним как с животным? (ребёнок должен вести достойную жизнь и иметь такие же права, которые имеют другие дети) 3 группа - Один из учеников 4 класса жалуется на то, что родители его постоянно заставляют делать уроки, ходить в школу и изучать англ. яз. 4. Подведение итога 7 мин. 5. Рефлексия 5. Домашнее  задание, оценивание  работы 2 мин. 2 мин. с репетитором, а он этого не хочет. Ребёнок считает, что таким образом, родители нарушают его право на отдых. (ст.18 – родители несут ответственность за воспитание и развитие ребёнка, наилучшие интересы ребёнка являются их основной работой) -Конечно же, ребята, у вас есть не только права, у вас есть ещё обязанности, которые вы должны соблюдать и выполнять! -Давайте вернёмся к ситуации, которая произошла в начале урока между детьми. Кто же прав? Чьи права нарушаются? (мальчик должен выключить музыку, т. к. существуют культурные нормы, которые люди должны соблюдать) - Изменилось ли ваше отношение к ситуации, которую показали ребята? - Давайте вспомним, какую цель каждый из вас поставил перед собой в начале урока? - Вы достигли поставленной цели? - Отметьте на лесенке как продвинулись ваши знания? - Прокомментируйте, что вы узнали и открыли для себя? - В каком документе изложены ваши права? Слайд 5 - Сколько лет действует Конвенция на территории нашей страны? - Что вам помогло сегодня достичь поставленной перед собой цели? - Выскажите мнение о своей работе, о работе своих товарищей, кто работал особенно хорошо? Учитель оценивает работу учащихся 1. Учебник – с. 163 (вопросы) 2. Тетрадь с. 59 №1,2 3. * Познакомиться с другими статьями Конвенции и рассказать о них (показать учащимся книги, которые можно взять в библиотеке, и в доступной форме познакомиться с правами) Дополнительный материал: 1. Я – ребенок, я — человек, я должен иметь На то, чтобы жить в свободной стране, а не там, Я имею права, на то, чтоб любить и на то, чтобы права где идет война. быть любимым, Я имею права, на то, чтобы жить и на свете быть самым счастливым. Я имею права, чтобы мир на Земле царил всегда и Я имею права, чтобы в небе большом всегда была везде. тишина. 2. Видеоролик на песню «Детство»

Конспект урока по окружающему миру по теме "Дети имеют право на помощь и защиту"

Конспект урока по окружающему миру по теме "Дети имеют право на помощь и защиту"

Конспект урока по окружающему миру по теме "Дети имеют право на помощь и защиту"

Конспект урока по окружающему миру по теме "Дети имеют право на помощь и защиту"

Конспект урока по окружающему миру по теме "Дети имеют право на помощь и защиту"

Конспект урока по окружающему миру по теме "Дети имеют право на помощь и защиту"

Конспект урока по окружающему миру по теме "Дети имеют право на помощь и защиту"

Конспект урока по окружающему миру по теме "Дети имеют право на помощь и защиту"

Конспект урока по окружающему миру по теме "Дети имеют право на помощь и защиту"

Конспект урока по окружающему миру по теме "Дети имеют право на помощь и защиту"

Конспект урока по окружающему миру по теме "Дети имеют право на помощь и защиту"

Конспект урока по окружающему миру по теме "Дети имеют право на помощь и защиту"

Конспект урока по окружающему миру по теме "Дети имеют право на помощь и защиту"

Конспект урока по окружающему миру по теме "Дети имеют право на помощь и защиту"

Конспект урока по окружающему миру по теме "Дети имеют право на помощь и защиту"

Конспект урока по окружающему миру по теме "Дети имеют право на помощь и защиту"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2017