Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 4 класс
Оценка 4.6

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 4 класс

Оценка 4.6
Документация
docx
окружающий мир
4 кл
03.06.2017
Рабочая программа по окружающему миру УМК  "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по окр. миру 4 класс.docx
Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя школа № 24»  Петропавловск – Камчатского городского округа              Согласовано Руководитель МО учителей начальных классов          ____________            «___» _____________ 2016 г.                              Утверждаю     Зам. директора МАОУ «Средняя школа № 24»                     ____________  «___» ____________ 2016 г. Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» по УМК  «Школа России». 4 класс                                                                                   Составитель: В. В. Антонова ­                                            учитель начальных классов первой квалификационной категории                                                      2016 ­2017 учебный год ОКРУЖАЮЩИЙ МИР ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая   программа   учебного   предмета   «Окружающий   мир»  составлена   на основании следующих нормативно­правовых документов: 1. Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   начального   общего образования, утвержден приказом Минобрнауки РФ 06 октября 2009 г. № 373. 2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273­ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 11, 12, 13). 3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821 ­ 10 «Санитарно­эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». 4. Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ «Средняя школа № 24», утверждена приказом директора от 31.08.2015г. №1 5. Учебный план МАОУ «Средняя школа № 24» на 2016 ­2017 учебный год. 6. Положение о системе оценок, формах, порядке и периодичности промежуточной аттестации и порядке перевода учащихся 1­4 классов МАОУ «Средняя школа № 24» от 29.08.2014г. 7. Примерной и авторской программы начального общего образования по образовательной системе «Школа России» под редакцией А. А. Плешакова.                 Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса.           Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами   практико­ориентированных   знаний   о   человеке,   природе   и   обществе,   учатся осмысливать причинно­следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы культуры родного края.                    Программа адресована обучающимся   4­х классов   общеобразовательных школ по образовательной системе «Школа  России». Срок реализации программы «Окружающий мир» ­ 1 учебный год.                   Данная   программа   разработана   в   соответствии   с   требованиями   Федерального государственного   образовательного   стандарта   начального   общего   образования   (утвержден приказом  МОиН  РФ 06.10.2009 г.). Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно­ окрашенного   образа   окружающего   мира   как   дома   своего   собственного   и   общего   для   всех людей,   для   всего   живого.   На   этой   основе   происходит   становление   у   ребенка   современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека     — доброта, терпимость, ответственность. К числу важнейших задач курса относятся: воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине,    формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде,  развитие   интереса   к   познанию   самого   себя   и   окружающего   мира,   осуществление подготовки   к   изучению   естественно   ­   научных   и   обществоведческих   дисциплин   в основной школе                      Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:   —   формирование   целостной   картины   мира   и   осознание   места   в   нём   человека   на   основе единства рационально­научного познания и эмоционально­ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;   —   духовно­нравственное   развитие   и   воспитание   личности   гражданина   России   в   условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.  Принципы, лежащие в основе построения программы                          В основе построения программы лежат принципы единства, преемственности, вариативности, выделения понятийного ядра, деятельностного подхода, системности. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА                          Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:  1) идея многообразия мира;  2) идея целостности мира;  3) идея уважения к миру.           Многообразие,  как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно ­ научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется   знакомству   младших   школьников   с   природным   многообразием,   которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.           Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение   каждого   природного   компонента   в   жизни   людей,   анализируется   положительное   и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми   единства   природы   и   общества,   целостности   самого   общества,   теснейшей взаимозависимости   людей   имеет   включение   в   программу   сведений   из   области   экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.                Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного   на   признании   самоценности   сущего,   на   включении   в   нравственную   сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества. В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно­ поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы   обучения   с   применением   системы   средств,   составляющих   единую   информационно­ образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют   практические   работы   и   опыты,   в   том   числе   исследовательского   характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной   практической   деятельности   по   охране   среды   и   другие   формы   работы, обеспечивающие   непосредственное   взаимодействие   ребёнка   с   окружающим   миром.   Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.                      В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы   имеют   новые   для   практики   начальной   школы   виды   деятельности   учащихся,   к которым относятся:   1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа­определителя;  2)   моделирование   экологических   связей   с   помощью   графических   и   динамических   схем (моделей);  3)   эколого­этическая   деятельность,   включающая   анализ   собственного   отношения   к   миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм   и   правил,   которая   осуществляется   с   помощью   специально   разработанной   книги   для чтения по экологической этике.       Формы организации работы при изучении курса  разнообразны:  уроки в классе и в природе, экскурсии, практические работы, домашние работы. Разнообразны также методы, приемы и средства обучения. Так, значительная роль отводится наблюдениям в природе, практическим работам, демонстрации опытов, наглядных пособий. Применяются технологии:  Технология личностно – ориентированного образования. Технология использования игровых методов. Метод проектов. Технология обучения в сотрудничестве (групповая, парная работа) Технология разноуровневого обучения (дифференцированный подход) Информационно – коммуникационные технологии.             Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения  и их сочетания:  методами   организации   и   осуществления   учебно   –   познавательной   деятельности: словесных   (рассказ,   учебная   лекция,   беседа),   наглядных   (иллюстрационных   и демонстративных),   проблемно   –   поисковых   под   руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся;  методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр.   практических,  методами   контроля   и   самоконтроля   за   эффективностью   учебной   деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, тестовых работ;  объяснительно – иллюстративного, частично – поискового   (эвристического), проблемного  изложения, исследовательского методов обучения степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением  ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ В соответствии с  учебным планом МАОУ « Средняя школа № 24» на 2015­2016 учебный курс «Окружающий мир»  изучается в 4  классе по два часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 68 часов.    ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА •  Природа   как   одна  из   важнейших   основ   здоровой   и   гармоничной   жизни   человека   и общества. •  Культура  как   процесс   и   результат   человеческой   жизнедеятельности   во   всём многообразии её форм. • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума. •  Человечество  как   многообразие   народов,   культур,   религий.   в   Международное сотрудничество как основа мира на Земле. •  Патриотизм  как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. •  Семья  как   основа   духовно­нравственного   развития   и   воспитания   личности,   залог преемственности культурно­ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества. • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности. • Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно ­ и социально­нравственное. • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко­ культурному наследию, к самому себе и окружающим людям. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Программа   обеспечивает   достижение   выпускниками   начальной   школы   следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные  результаты:  ­ положительное отношение и интерес к изучению природы, человека, истории своей страны;  ­ способность к самооценке; ­ осознание себя как гражданина России, патриотизм, чувство гордости за историю и культуру своей страны; ­ знание основных правил поведения в природе и обществе и ориентация на их выполнение; ­   понимание   необходимости     здорового   образа   жизни,   соблюдение   правил   безопасного поведения  в природе; ­ чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края; ­ понимание значения семьи в жизни человека и необходимости взаимопомощи в семье; ­ адекватная самооценка; ­ ответственность за выполнение своей части работы при занятиях в группе; ­ основы экологической культуры; ­ уважительное отношение к созидательной деятельности человека на благо семьи, школы, страны; ­ целостное представление о природе и обществе как компонентах единого мира. Предметные результаты:  Человек и природа:   ­   проводить   самостоятельно   наблюдения   в   природе   и   элементарные   опыты,   используя простейшие приборы, фиксировать результаты; ­ давать характеристику погоды по результатам наблюдений за неделю и за месяц; ­ различать план местности и географическую карту; ­   различать   формы   поверхности   суши,   объяснять,   как   солнце,   вода   и   ветер   изменяют поверхность суши в результате деятельности человека; ­ показывать  на  карте и  глобусе  материки  и  океаны,  горы,  равнины,  моря,  крупные  реки, границы России, некоторые города; ­ характеризовать особенности природы своего края; ­ устанавливать связи между объектами и явлениями природы; ­ рассказывать о форме Земли, её движении вокруг оси и Солнца; ­ объяснять, что такое природные зоны, характеризовать особенности; ­ характеризовать основные виды почв; ­ объяснять, что такое экосистема, круговорот веществ в природе, экологическая пирамида; ­ объяснять причины смены времён года; ­ давать оценку влиянию деятельности человека на природу; ­ определять  причины  положительных  и  отрицательных   изменений  в  природе  в  результате хозяйственной деятельности человека и его поведения. Человек и общество:  ­ различать государственную символику Российской Федерации, показывать на карте границы Российской Федерации; ­ описывать достопримечательности столицы и родного края, показывать их на карте; ­ называть ключевые даты и описывать события каждого этапа истории; ­ соотносить дату исторического события с «лентой времени»; ­ сопоставлять имена исторических личностей с основными этапами развития государства. Метапредметные результаты:   Регулятивные:  ­ принимать и сохранять цель познавательной деятельности; ­ планировать свои действия в соответствии с поставленной целью; ­ осуществлять пошаговый и итоговый контроль; ­ самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью; ­   самостоятельно   адекватно   оценивать   правильность   выполнения   задания   и   вносить необходимые коррективы. Познавательные: ­ находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе; ­ понимать информацию   представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы, плана, карты; ­   осуществлять   анализ   (описание)   объектов   природы   с   выделением   существенных   и несущественных признаков; ­ проводить сравнение и квалификацию объектов природы по заданным признакам; ­ устанавливать причинно – следственные связи изменений в природе; ­ выделять существенную информацию из учебника и научно – популярных текстов; ­ сравнивать исторические события, делать обобщения; ­ осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; ­ собирать краеведческий материал, описывать его. Коммуникативные:  –   взаимодействовать   с   одноклассниками   при   выполнении   заданий   в   паре:   устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку; ­ распределять обязанности при работе в группе; ­ учитывать мнение партнёра, обосновывать своё решение.  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА               (68 часов) Земля и человечество (10 ч) Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля – планета Солнечной системы. Луна – естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо – великая «книга» природы. Мир   глазами   географа.   Что   изучает   география.   Изображение   Земли   с   помощью   глобуса   и географической   карты.   Распределение   солнечного  тепла   на  земле   и   его   влияние   на   живую природу. Миг глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта. Прошлое   и   настоящее   глазами   эколога.   Представление   о   современных   экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга. Практические   работы.   Отчего   на   земле   сменяется   день,   ночь,   времена   года.   Знакомство   с картой   звездного   неба.   Глобус   и   географическая   карта.   Пояса   Земли.   Знакомство   с историческими картами. Природа России (11 ч) Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России). Природные   зоны   нашей   страны:   зона   арктических   пустынь,   зона   тундры,   зона   лесов,   зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями.   Экологические   проблемы   каждой   из   природных   зон,   охрана   природы,   виды растений   и   животных,   внесенные   в   Красную   книгу   России.   Необходимость   бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря. Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.  Экскурсия. Лес и человек. Практические работы. Равнины и горы России. Моря, озера и реки России. Зона Арктических пустынь. Тундра. Леса России. Зона степей. Пустыни. У Черного моря. Родной край – часть большой страны (14 ч) Наш край на карте Родины. Карта родного края. Формы   земной   поверхности   в   нашем   крае.   Изменение   поверхности   края   в   результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края. Полезные  ископаемые  нашего  края,  их  основные  свойства,  практическое  значение,  места  и способы добычи. Охрана недр в нашем крае. Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае. Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных   различных   сообществ.   Экологические   связи   в   сообществах.   Охрана   природных сообществ. Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем   крае,   его   отрасли   (полеводство,   овощеводство,   плодоводство,   цветоводство).   Сорта культурных   растений.   Представление   о   биологической   защите   урожая,   ее   значении   для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания. Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных. Экскурсия. Поверхность нашего края. Практические   работы.   Знакомство   с   картой   края.   Рассматривание   образцов   полезных ископаемых  своего  края. Жизнь леса. Жизнь луга.  Жизнь пресного водоема. Знакомство с культурными растениями нашего края. Страницы всемирной истории (6 ч) Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний   мир;   древние   сооружения   –   свидетельства   прошлого.   Средние   века;   о   чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое   время;   достижения   науки   и   техники,   объединившие   весь   мир:   пароход,   паровоз, железные   дороги,   электричество,   телеграф.   Великие   географические   открытия.   Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете. Экскурсия. Мир древности. экскурсия в краеведческий музей. Страницы истории Отечества (19 ч) Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования. Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь – страна городов. Киев – столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси. Наше Отечество в XIII – XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо­ западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья – собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Иван III. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII – XV вв. Наше   Отечество   в   XVI   –   XVII   вв.   Патриотический   подвиг   Кузьмы   Минина   и   Дмитрия Пожарского.   Утверждение   новой   царской   династии   Романовых.   Освоение   Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI – XVII вв. Россия в XVIII в. Петр I – царь­преобразователь. Новая столица России – Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине II. Дворяне и крестьяне. Век русской славы. А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в. Россия   в   XIX   –   начале   XX   в.   Отечественная   война   1812   г.   Бородинское   сражение.   М.И. Кутузов. Царь­освободитель Александр II. Культура, быт и нравы России в XIX – начале XX в. Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай II – последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20 – 30­е гг. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник. Наша страна в 1945 – 1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир». Преобразования в России в 90­е гг. XX в. Культура России в XX в. Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи. Экскурсия. Во времена Древней Руси (экскурсия в краеведческий музей). Современная Россия (8 ч) Мы   –   граждане   России.   Конституция   России   –   наш   основной   закон.   Права   человека   в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка. Государственное устройство России. Президент, Федеральное собрание, Правительство. Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники. Многонациональный состав населения России. Регионы   России.   Дальний   Восток,   Сибирь,   Урал,   Север   Европейской   России,   Центр Европейской   России,   Юг   Европейской   России.   Природа,   хозяйство,   крупные   города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах. № Наименование разделов и тем Всего часов Кол­во  Учебно­тематический план 1 2 3 4 5 6 Земля и человечество Природа России Родной край ­ часть большой страны Страницы Всемирной истории Страницы истории России Современная Россия                                                                       Итого 10 11 14 6 19 8 68 часов п/р 1 1 1 1 1 1  6 Кол – во  КИМ  (мониторинг и) 1 1 2 Программа   предусматривает  постоянный   мониторинг   образовательных   достижений обучающихся с последующим анализом результатов и корректировкой программы. КОНТРОЛЬ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Характеристика цифровой оценки (отметки) "5"   ("отлично")   ­   уровень   выполнения   требований   значительно   выше   удовлетворительного: отсутствие ошибок, как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета1; логичность и полнота изложения. "4" ("хорошо") ­ уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного   материала,   полнота   и   логичность   раскрытия   вопроса;   самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2­3 ошибок или 4­6 недочетов   по   текущему   учебному   материалу;   не   более   2   ошибок   или   4   недочетов   по пройденному   материалу;   незначительные   нарушения   логики   изложения   материала; использование   нерациональных   приемов   решения   учебной   задачи;   отдельные   неточности   в изложении материала; "З"   ("удовлетворительно")   ­   достаточный   минимальный   уровень   выполнения   требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4­6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3­5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса; "2" ("плохо") ­ уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений. Специфичность содержания предметов, составляющих образовательную область "Окружающий мир", оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля ­ проверка знания   фактов   учебного  материала,   умения   детей   делать   простейшие   выводы,   высказывать обобщенные   суждения,   приводить   примеры   из   дополнительных   источников,   применять комплексные знания. Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки Ошибки: ­   неправильное   определение   понятия,   замена   существенной   характеристики   понятия несущественной; ­   нарушение   последовательности   в   описании   объекта   (явления)   в   тех   случаях,   когда   она является существенной; ­   неправильное   раскрытие   (в   рассказе­рассуждении)   причины,   закономерности,   условия протекания того или иного изученного явления; ­ ошибки в сравнении объектов; их классификации на группы по существенным признакам; ­   незнание   фактического   материала,   неумение   привести   самостоятельные   примеры, подтверждающие высказанное суждение; ­ отсутствие умения выполнить рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом; ­ ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату; ­ неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических). Недочеты: ­ преобладание при описании объекта несущественных его признаков; ­ неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей; 1Два недочета приравнивается к одной ошибке. ­ отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату; ­   неточности   в   определении   назначения   прибора,   его   применение   осуществляется   после наводящих вопросов; ­ неточности при нахождении объекта на карте. Особенности организации контроля по "Окружающему миру"                Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы, которые   не   требуют   развернутого   ответа   с   большой   затратой   времени,   а   также самостоятельные   практические   работы   с   картами,   приборами,   моделями,   лабораторным оборудованием.            Фронтальный опрос  проводится как беседа ­ полилог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед ­ проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора   таких   вопросов,   которые   проверяют   не   только   знания   фактического   материала (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.      Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках по   предметам   данной   образовательной   области.   Можно   выделить   следующие   формы индивидуального опроса: рассказ­описание и рассказ­рассуждение.         Рассказ­описание.   Ученик   дает   последовательное,   логическое   описание   объекта   или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого   вида   рассказа   учитываются   полнота   раскрытия   вопроса,   выделение   наиболее существенных   признаков   объекта,   логичность   изложения,   передача   своего   отношения   к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстративного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.      Рассказ­рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно­следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм   и   т.п.   Этот   вид   опроса   очень   важен   для   проверки   уровня   развития   школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи­рассуждения.     При   письменной   проверке   знаний   по   предметам   естественнонаучного   и обществоведческого   направления   используются   такие   контрольные   работы,   которые   не требуют   полного,   обстоятельного   письменного   ответа,   что   связано   с   недостаточными возможностями   письменной   речи   младших   школьников.   Целесообразны   поэтому   тестовые задания   по   нескольким   вариантам   на   поиск   ошибки,   выбор   ответа,   продолжение   или исправление   высказывания   и   др.   Имеют   большое   значение   и   работы   с   индивидуальными карточками­заданиями: дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают   правильную   дату   и   т.п.   Эти   задания   целесообразно   строить   как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей.             Интересной   формой   письменного   контроля   сформированности   представлений   об окружающем   мире   являются   графические   работы.   Здесь   учитель   проверяет   осмысленность имеющихся   у   школьника   знаний,   умение   передать,   мысль   не   словом,   а   образом,   моделью, рисунком­схемой.             Специфической   формой   контроля,   сочетающей   в   себе   элементы   как   устного,   так   и письменного опроса, является работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями. Эта форма контроля используется в основном на уроках, формирующих естественнонаучные представления детей. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений   школьников   работать   с   оборудованием,   планировать   наблюдение   или   опыт,   вести самостоятельно практическую работу.              Нормы оценок за все виды проверочных работ по предметам образовательной области "Окружающий мир" соответствуют общим требованиям, указанным в данном документе.               Программа   предусматривает  использование   современных   методов   фиксации   и оценивания  достижений   учащихся,  контрольно   –   измерительных   материалов  (в соответствии с уровнем реализации) Система оценки результатов по ФГОС. 1. В соответствии  с требованиями ФГОС в начальных классах МАОУ «Средняя школа   № 24» вводятся таблицы образовательных результатов. Таблицы составляются из перечня действий (умений), которыми должен овладеть ученик. Таблицы образовательных результатов размещаются каждым учителем начальных классов в папке   «Диагностическая   работа   учителя»   на   бумажном   носителе   и   хранят   информацию   о динамике развития ученика, которая не может быть отражена в классном журнале. 2. В папку «Диагностическая работа учителя» помещаются три группы таблиц: ­таблицы ПРЕДМЕТНЫХ результатов по литературному чтению, русскому языку, математике, окружающему миру; ­таблицы МЕТАПРЕДМЕТНЫХ, ЛИЧНОСТНЫХ результатов: регулятивные универсальные учебные   действия,   познавательные   универсальные   учебные   действия,   коммуникативные универсальные учебные действия; ­ таблицы ЛИЧНОСТНЫХ результатов. 3. Все таблицы (кроме таблицы ЛИЧНОСТНЫХ результатов) заполняются по предмету на каждого обучающегося по итогам   учебного года   на основе результатов административного контроля. 4. Отметки в таблицах делаются следующим образом: ­ в таблицах ПРЕДМЕТНЫХ результатов выставляются отметки в баллах (по пятибалльной системе) в графу того действия (умения), которое было основным в ходе решения конкретной задачи; ­в таблицах МЕТАПРЕДМЕТНЫХ результатов отметка делается в виде букв: «С» ­ средний, необходимый (базовый) уровень – за решение типовой задачи, подобной тем, что уже решали много раз, где требовались отработанные действия и усвоенные знания, входящие в опорную систему знаний по предмету; «В» ­ повышенный (программный) уровень – решение нестандартной задачи, где потребовалось либо действие  в новой нестандартной ситуации, либо использование  новых, усваиваемых в данный   момент   знаний   (в   том   числе   выходящих   за   рамки   опорной   системы   знаний   по предмету); «Н» ­ низкий уровень – не достигнут базовый уровень. Каждому уровню может быть присвоено определенное количество баллов от 1 до 5 («В» ­4 – 5 б, «С» ­ 3 – 2 б, «Н» ­ 1б)  5.Определение итоговых отметок  осуществляется по таблицам:  ­ПРЕДМЕТНЫХ результатов как  среднее арифметическое по итогам каждого  учебного года, а итоговая  отметка  по предмету за ступень выводится из среднего арифметического отметок каждого учебного года; ­МЕТАПРЕДМЕТНЫХ результатов как среднее арифметическое уровней «Н», «С» и «В» за каждый   учебный   год,   итоговая   отметка     за   ступень   даётся   качественно   (словесно)   в соответствии с преобладающим уровнем  в течение периода обучения на ступени. Согласно приложению 1 «Положение о системе оценок, формах, порядке и периодичности промежуточной   и   итоговой   аттестации   по   ФГОС   второго   поколения   и   порядке   перевода учащихся 1­4 классов МАОУ «Средняя школа № 24» от 30.08.2013 года. Целевая ориентация реализации настоящей рабочей программы в практике конкретного образовательного учреждения           Данная   рабочая   программа  учитывает   особенности   класса.   С   учащимися,   которые проявляют   интерес   к   предмету,   будет   организована   исследовательская   работа,   работа   в группах над проектами. Для эффективности работы со слабоуспевающими учащимися   будут использованы новые образовательные технологии, инновационные формы и  методы обучения: личностно – ориентированный подход (обучение строить с учетом развитости индивидуальных способностей   и   уровня   сформированности   умений   учебного   труда)   и   разноуровневую дифференциацию на всех этапах урока,  будет оказана помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.       Для индивидуальной работы на уроках с учащимися, испытывающими трудности в усвоении учебного материала и с одарёнными учащимися, будут использованы дополнительные тетради: А.   А.   Плешаков.   Окружающий   мир.   4   класс:   рабочая   тетрадь   №1,   2   –   2014.:   Москва «Просвещение» Основные требования к ЗУН  обучающихся,  обеспечивающие преемственную связь с курсом «Природоведение»  в 5 классе В результате изучения курса «Окружающий мир» четвероклассники научатся:  определять на глобусе и географических картах стороны горизонта, находить и  показывать изученные географические объекты;  различать важнейшие полезные ископаемые родного края;  различать растения и животных, которые наиболее характерны для леса, луга, водоёма родного края; основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных края;  объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;  самостоятельно   находить   в   учебнике   и   дополнительных   источниках   сведения   по определенной теме, излагать их на уроке в виде сообщения, рассказа;  проводить самостоятельные наблюдения в природе;  оперировать  с моделями,  указанными  в  программе,  самостоятельно  разрабатывать  и изготовлять отдельные модели;  в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения её экологической допустимости, определять возможные причины на­ блюдаемых в природе отрицательных изменений, предлагать простейшие прогнозы воз­ можных последствий воздействия человека на природу, определять необходимые меры охраны природы,  варианты личного участия в сохранении природного окружения;  формулировать и практически выполнять правила поведения в природе;  в доступной форме пропагандировать знания о природе, об отношении к ней; лично участвовать в практической работе по охране природы;  называть способы изображения Земли, её поверхности (глобус, географическая карта);  называть океаны и материки;  называть природные зоны России, рассказывать об особенностях природы и хозяйства, об экологических проблемах в этих зонах;  рассказывать   о   государственной   символике   России,   о   государственных   праздниках России;  объяснять, что такое Конституция;  характеризовать исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время;  называть важнейшие события и великих людей отечественной истории. Четвероклассники получат возможность научиться:  наблюдать объекты окружающего мира;  самостоятельно работать с учебником, со словарём, справочником, энциклопедиями;  работать с учебными и научно­познавательными текстами;  составлять план учебной статьи;  работать с памятками, алгоритмами, схемами­опорами;  работать с различными картами;  готовить сообщение, рецензировать ответы и выступления учеников;  рассуждать, участвовать в беседе, в дискуссии;  работать в паре, группе, индивидуально;  оценивать себя, товарища;  формировать коммуникативные умения;  развивать познавательные, интеллектуально­учебные умения;  показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки; границы  России, некоторые города России;  описывать отдельные (изученные) события истории Отечества;  пользоваться приобретенными знаниями в повседневной практической жизни для удов­ летворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете УЧЕБНО ­ МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО­ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Учебно­методическое обеспечение для учителя и обучающихся Для   реализации   содержания   курса   «Окружающий   мир»   в   4   классе     используется следующий учебно­методический комплект: Для учителя: 1. Плешаков   А.А.,   Крючкова   Е.А.   Окружающий   мир.   4   класс:   учебник   для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2­х частях. ­ М.: Просвещение, 2014. 2. Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь: 4 класс: пособие для учащихся образовательных учреждений. В двух частях.­ М.: Просвещение, 2014. 3. Плешаков А.А. Зелёные страницы. КЧД.­ М.: Просвещение, 2010. 4. Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас – определитель.­ М.: Просвещение, 2010. 5. Плешаков   А.А.   Великан   на   поляне   или   первые   уроки   экологической   этики.­   М.: Просвещение, 2010. 6. Яценко И.Ф. Контрольно­измерительные материалы. Окружающий мир. 4 класс – 5 – е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2013. 7. Примерные   программы   по   учебным   предметам.   Начальная   школа.   –   М.: Просвещение, 2011. Для обучающихся: 1. Плешаков   А.А.,   Крючкова   Е.А.   Окружающий   мир.   4   класс:   учебник   для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2­ х частях. ­ М.: Просвещение, 2014. 2. Плешаков   А.А.,   Крючкова   Е.А.   Окружающий   мир.   Рабочая   тетрадь:   4   класс: пособие   для   учащихся   образовательных   учреждений.   В   двух   частях.­   М.: Просвещение, 2014. 3. Плешаков А.А. Зелёные страницы. КЧД.­ М.: Просвещение, 2010. 4. Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас – определитель.­ М.: Просвещение, 2010. 5. Плешаков А.А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики.­ М.: Просвещение, 2010. Материально ­ технические средства обучения: компьютер (презентации, изготовленные учителем),  мультимедийная  доска.   ­таблицы (строение растения, организм человека, стадии развития животных и др.); ­ плакаты   (природные   сообщества   болота,   озера,   леса,   луга;   ландшафтные   картины Арктики, тундры, степи, пустыни; растения и животные материков; репродукции картин ху­ дожников, отражающих общественные явления, исторические события и др.); ­ портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников, царей, писателей, художников, поэтов, композиторов, изобретателей и др.); ­ географические   (физическую   карту   полушарий,   карту   России,   природных   зон) настенные карты; ­ модели дорожных знаков,  часов; ­ муляжи грибов, фруктов и овощей; ­ коллекции минералов, горных пород, полезных ископаемых, почв; ­ гербарии дикорастущих и культурных растений, наборы семян, плодов; ­ живые объекты (комнатные растения). Учебно­практическое и учебно­лабораторное оборудование: ­ демонстрационный экземпляр микроскопа; ­ демонстрационный экземпляр глобуса; ­ комплект луп для работы в группах по 5­6 человек; ­ комплект компасов для работы в группах по 5­6 человек; Большинство   уроков   окружающего   мира   являются   предметными.   На   них   учащиеся действуют   с   различными   предметами   ­   рассматривают,   определяют   признаки   и   свойства, сравнивают и группируют их. Для организации такой работы желательно иметь раздаточный материал   на   пару   или   группу   учащихся.   Наряду   с   предметами   различных   коллекций, гербарными листами, можно использовать природный материал, собранный на экскурсиях. Для выполнения заданий по моделированию природных объектов надо иметь пластилин (гипс), глину, песок, цветную бумагу, клей и ножницы с тупыми концами. Лабораторное оборудование и материалы:   для проведения опытов и демонстраций: посуда (стаканы, колбы, пробирки, чашки и др.),  измерительные и осветительные приборы (свеча, фонарик), фильтры, магниты;  песок, глина, почва, известняк, каменный уголь, нефть, семена растений (подсолнечника, пшеницы, гороха, огурца и др.). Интернет­ресурсы.  Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов (http   Газета «1 сентября» (www   Поурочные   планы,   методическая   копилка,   информационные   технологии   в   школе  .  lseptember    ­  collection    ://   school  .  festival    .  edu   .  ru)  .  ru)   (www   .  uroki    .  ru   )

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру УМК  "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру УМК  "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру УМК  "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру УМК  "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру УМК  "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру УМК  "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру УМК  "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру УМК  "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру УМК  "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру УМК  "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру УМК  "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру УМК  "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру УМК  "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру УМК  "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру УМК  "Школа России" 4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.06.2017