Урок по окружающему миру "Екатерина Великая"
Оценка 5

Урок по окружающему миру "Екатерина Великая"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
окружающий мир
4 кл
31.03.2019
Урок по окружающему миру "Екатерина Великая"
Публикация является частью публикации:
конспект урока.docx
Составила урок  Антонова Валерия Викторовна учитель начальных классов МАОУ «Средняя школа №24» г. Петропавловска ­ Камчатского Конспект урока по окружающему миру 4  класс Тема урока: «Екатерина Великая»  (программа «Школа России») Цель: сформировать представления о жизни в России во времена правления Екатерины II; Задачи:  обучающая ­ показать роль личности Екатерины II в истории России, Камчатского края развивающие ­ развивать интерес к историческому прошлому нашей страны, края; ­ расширять кругозор учащихся, обогащать словарный запас детей; ­ развивать умение высказывать своё мнение, доказывать, слушать и слышать собеседника. воспитывающая  ­ создавать эмоционально  ­ положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности к Родине; ­ воспитывать умение работать в паре, в  группе; оказывать   взаимопомощь, делиться знаниями, принимать  и  уважать мнение  других;   Тип урока: урок изучения нового материала. Формы организации учебной деятельности: фронтальная, работа в парах, работа в группах, дифференцированная. Методы: проблемный, частично­поисковый, фронтальная беседа. Оборудование: интерактивная доска, проектор, карточки для работы в парах, группах, таблица роста и самооценки, портрет Екатерины II. Ход урока: Этап урока 1.Организационный  момент  (настрой на работу) 2.Проверка  домашнего задания Деятельность учителя Деятельность учащихся Много есть в году различных праздников: Именины, День рождения, Новый год. И у нас сегодня с вами праздник,       К нам пожаловали гости на урок! ­ Ребята, поприветствуйте наших гостей! На уроке предстоит нам многое узнать ­  А для этого  нужно думать и рассуждать. Вам, я думаю, всё по плечу, Ведь я вас четвёртый год учу. Постарайтесь, ребята, всё понять, Чтоб историю  России  И родного края  лучше знать! Формируемые УУД Личностные УУД: ­ учебно­познавательный  интерес ­ Над каким разделом мы продолжаем работу? Страницы истории России  ­ Куда на каждом уроке мы совершаем  путешествие во времени?  ­ Вы правы, нам есть, что помнить и ценить, чем  гордиться и  чем дорожить! ­ Вам предлагается ответить на вопросы по  пройденной теме (М. В. Ломоносов) и букву  правильного ответа записать в клеточки по  порядку. ТЕСТ ­ Если вы, верно, ответили на вопросы теста, то из букв­ответов должно получиться слово.  ­ Назовите это слово. Поднимите руки, у кого  В прошлое,  мы путешествуем по  страницам истории государства  Российского, мы узнаём,  как жили  наши предки, мы учимся помнить,  ценить и гордиться нашим народом,  нашей историей Работа в паре (одна пара работает у  доски с обратной стороны) Коммуникативные  УУД:  ­ умение строить речевое высказывание Коммуникативные  УУД: ­ договариваться и  приходить к общему  решению в совместной  деятельности, в том  числе в ситуации  столкновения интересов; Познавательные УУД: ­ осуществлять анализ  объектов с выделением совпали все буквы.  Е К А Т Е Р И Н А 3.Актуализация  знаний ­ Выскажите предположения, почему это слово  сегодня прозвучало на уроке?   ! Открывается портрет (Екатерины II) ­ Вы уже видели эту женщину?  Как вы думаете, кем она может быть? Открывается тема:  Екатерина II ­ Как вы думаете, что скрыто под второй частью  темы? ­ Вы правы, в народе Екатерину называли  Великой!  (открывается вторая половинка) 4.Постановка цели и задач урока ­ Определите цели и задачи на данный урок? Открываются задачи урока:  ­ биография  Екатерины II ­  почему «Великая»  ­ «+» и «­» правления  ­ события в нашем крае ­ Ребята, вы что­то знаете уже про Екатерину  Великую? ­ Вы можете предположить, почему её так  называли «Великая»? ­ Где мы можем взять информацию по теме  Возможно это тема нашего урока, это  человек, который много сделал для  России Судя по одежде и короне, она ­   императрица Возможно, как называли её в народе;  Я хочу узнать, что происходило в  России во времена правления  Екатерины;  кто она такая и почему её называли  Великой; что в нашем крае  происходило в данный период истории существенных и  несущественных  признаков;  Регулятивные УУД: ­сверять работу с  образцом. Личностные УУД: ­ внутренняя позиция  школьника Регулятивные УУД: ­умение формулировать  свои мысли, ­ умение ставить учебные задачи Коммуникативные  УУД:  ­ умение строить речевое высказывание ­ допускать возможность  существования у людей  разных точек зрения Личностные УУД: ­ способность к  самооценке Личностные УУД: ­ широкая  мотивационная основа  учебной деятельности; ­ учебно­познавательный  интерес к учебному  материалу и способам  решения поставленной  задачи урока? 5. Оценочная  деятельность ­ Отметьте на «луче времени», что вы уже знаете  по нашей теме урока?  6. Раскрытие темы  урока ­ Готовы к путешествию в прошлое? (рассказ по презентации) Полное имя императрицы Екатерины II до ее  приезда в Россию и принятия православия было  София Фредерика Августа Ангальт­ Цербстская. Она была немецкой принцессой. Ещё в детстве, если, конечно, верить преданию,  маленькая принцесса услышала от какого­то  странствующего монаха предсказание о том,  что,  в конце концов, она «наденет на голову корону  великой империи, которой в настоящее время  правит женщина». Похоже, что и в самом деле  речь в этом предсказании шла о России, которой в то время правила  императрица  Елизавета  Петровна (дочь Петра I)                    Острый   и живой ум, красота немецкой принцессы   обратили   на   себя   внимание императрицы Елизаветы Петровны. (императрицы, которая  правила  в  России)  В  1744  Екатерина   с матерью   была   вызвана   в   Россию   императрицей, крещена   по   православному   обычаю   под   именем Екатерины Алексеевны   и обвенчалась с Петром III, будущим императором России.       Блистая при русском дворе красотою и умом,  Екатерина весь свой досуг употребляла на  самообразование.  Она много читала, изучала  труды разных учёных  и получила массу   разнообразных  сведений  в юриспруденции и  экономике. Эти книги сформировали ее  мировоззрение. Едва ли в целой России была  женщина  образованнее неё.  Она считала, что образование – это самое главное!      В  то же время Екатерина усвоила обычаи и  дух  русского народа, а русский язык выучила   так, что знала все поговорки, писала сочинения,  выводила цитаты.       После  смерти супруга  Петра III в 1762 году  Екатерина сделалась императрицей. В делах она  принимала за образец Петра Великого и  постоянно  спрашивала себя « Как  бы поступил в  таком случае  Пётр? ».  ­ Достигли мы первой, поставленной перед собой  задачи? Что узнали?  Прикрепляются основные сведения:  Немецкая принцесса  Хорошее образование  Образец ­ Петр 1  Императрица с 1762 года по  1796 год 7. Релаксационная  пауза Под музыку выполняется физкультминутка в  стиле рэп 8. Раскрытие темы  урока ­ С какой следующей задачей мы должны с вами  справиться? Но сначала послушайте о том, какой она приняла  Россию.  Вот её слова: (зачитывает ребёнок 1 ) «Финансы  России были истощены. Армия не получала  жалованья. Военное ведомство было погружено в  долги. Торговля находилась в упадке. Правосудие продавалось с торгу». Личностные УУД: ­ установка на здоровый  образ жизни  ­ Что приобрела Россия за 34 года, которые  Познавательные УУД: Работа в мини – группах по 4 чел. Дети читают текст и на основе текста  находят таблички с основными  положениями ! по мере выступления групп  появляются таблички Увеличение численности населения Строительство городов Памятник Петру Великому Присоединение южных земель Черноморский флот и армия  Бумажные деньги Медицина – вакцинация Образование для бедных Забота о сиротах, стариках, инвалидах Была против военных действий Россия, русские, Родина  Выдающиеся люди  ­ устанавливать  причинно – следственные связи в изучаемом круге  явлений. ­ осуществлять анализ  объектов с выделением  существенных и  несущественных  признаков ­ умение извлекать   информацию из текстов,  иллюстраций; Коммуникативные  УУД: ­ умение слушать и  понимать других ­ умение строить речевое высказывание ­ допускать возможность  существования у людей  разных точек зрения назвали целой эпохой, об этом мы сейчас узнаем?   1 группа  и  2 группа        Итоги царствования Екатерины поражают  даже сегодня. Население страны увеличилось  почти вдвое (с 19 до 36 млн. человек). Никогда  больше в России такими темпами не строились  города. За 30 лет – 144 города! Санкт – Петербург становился всё красивее – строились мосты,  дворцы, каменные набережные, поставлен  памятник Петру Великому – Медный всадник.      В правление Екатерины Великой  и без того  немалая территория государства увеличилась  почти на четверть. Чёрное море, которое с  древности называли Русским, вновь и теперь уже  навсегда стало пределом государства  Российского.        Причём наше Отечество впервые пополнилось плодородными южными землями, Крым стал  нашим. 3 группа и 4 группа Был создан героический Черноморский флот и  непобедимая армия, которые за три десятилетия  одержали около ста крупных побед на суше и на  море и не потерпела ни одного серьёзного  поражения.        При Екатерине боевые действия никогда не  велись на территории самой России! Императрица ни разу не объявила войну первой.          К годам екатерининского правления на  каждом шагу применимо слово «впервые»! Вот  лишь несколько примеров. Впервые введены  бумажные деньги.  Медицина впервые стала  делом государственным. В каждом городе были  открыты аптека и больница, приняты меры борьбы с заразными болезнями.         Тоже уникальный факт – именно она  положила начало вакцинации. Одной из первых не только в стране, но и в Европе, сделала себе и  сыну Павлу прививки от оспы.        Екатерина положила начало заботе  государства о сиротах, инвалидах и стариках.  Впервые создала органы попечения, бесплатные  народные училища и сиротские дома. Доступ в  школы впервые получили беднейшие слои  населения. 5 и 6 группа         Екатерина II стала  самой русской из  российских правителей. Она не просто полюбила  новую Родину, она доказывала каждый день свой  истинный патриотизм.          В течение всей жизни императрица  ревностно стремилась к тому, чтобы слова  «Россия» и «русские» произносились  соотечественниками с гордостью, а иностранцами  – с уважением.         И даже слово «Родина» впервые появилось  именно при ней. Оно стало символом отношения   к своему Отечеству.        А ещё Екатерина  II имела редкий дар  выбирать себе помощников и советников. Именно  в это время появилось много выдающихся  государственных деятелей, полководцев,  писателей, художников, музыкантов.  (зачитывает ребёнок 2) ! А ещё, она очень любила носить русские  сарафаны и кокошники. Собирала и пела  народные песни. Усиление крепостной зависимости Восстание крестьян          Удивительно, но даже самую русскую  традицию: пить чай с мёдом у самовара – ввела  Екатерина.          Кстати, и собственный День рождения  никогда не праздновала – только день ангела по  православной традиции. ­ С какой поставленной задачей мы справились?  Можно её назвать Великой? ­ Это положительные стороны правления  Екатерины? (да) ­ Как вы думаете, были ли отрицательные  стороны? Стр. 107­ чтение по учебнику ­ Да, на самом деле, в 1785 году Екатерина II издает   «Жалованную   грамоту   дворянству», согласно которой: 1)   дворяне   освобождались   от   телесных наказаний, налога, обязательной службы; 2)   подтверждалось   право   собственности   на землю и крепостных крестьян.  Привилегии дворян были расширены, а жизнь крепостных   крестьян   стал   невыносимой.   За любую   провинность   крестьян   могли   наказать­ продать,   убить,   сослать   в   ссылку   в   Сибирь,   на Дальний Восток и даже Камчатку. Еще в начале своего правления Екатерина II попыталась поставить перед обществом вопрос об отмене   крепостного   права,   но   встретила оппозицию   со   стороны   дворянства.   Идти   же наперекор   дворянству   было   для   царицы рискованно.   Это   означало   неизбежную   потерю трона. Крестьяне   вели   себя   по­разному.  Одни крестьяне   бежали   от   своих   хозяев.   Другие собирались   в   разбойные   шайки,   грабили   на дорогах, нападали на помещичьи усадьбы. ­ С какой задачей мы уже справились?  ­ С какой задачей нам осталось справиться?  ­ Что вы уже узнали? (показ фото на презентации) ­ Кто знает кому поставлен этот памятник? В 1787 г. Петропавловский порт посетил  известный французский мореплаватель Жан  Франсуа Лаперуз. Гарнизон порта, под  командованием Хабарова, радушно встретил  экспедицию Лаперуза. Вот, как писал Лаперуз французскому послу в  Петербурге: «Я не мог бы в собственной стране, у  моих лучших друзей, встретить более тёплый  приём, чем здесь – на Камчатке».  В составе его экипажа были астроном, географ и  натуралист. Во время стоянки в порту они  совершили восхождение на Авачинский вулкан.  Были взяты пробы грунта и газов, сделаны замеры температур и измерения для вычисления высоты  вулкана. Это первое зафиксированное  документально покорение Авачинского вулкана с  научными целями.   ­ Справились мы с поставленной задачей? Что  узнали? ­ Давайте вернёмся к теме нашего урока. (повторение материала по вопросам) ­ Почему Екатерина II воздвигла памятник Петру Первому? ­Справедливо ли Екатерину II называют Великой? 9. Итог урока Отправляли в ссылку на Камчатку Высказывания детей Познавательные УУД: ­ осуществлять синтез  как составление целого  из частей; ­ устанавливать 10. Рефлексия,  оценивание ­ Отметьте на «луче времени», насколько  расширились ваши знания по  теме урока?  ­ Вы всё знаете про Екатерину Великую? ­   Где   вы   можете   найти   дополнительную информацию? ­ Прокомментируйте. ­ Мне сегодня понравилась работа… Спасибо!   Оцените   свою   работу   на   уроке. 11. Домашнее  задание С. 105–111. Ответить на вопросы «Проверь себя». *подготовить   сообщения   о   Суворове, Ушакове, Державине (и т.д.)  12. Дополнительный материал Работа   в   группах   –   составить   синквейн   о Екатерине Великой (читается в стиле “Рэп”) причинно­следственные  связи. Коммуникативные  УУД:  ­ умение строить речевое высказывание Личностные УУД: ­ способность к  самооценке на основе  критерия успешности  учебной деятельности Регулятивные УУД: ­ адекватно  воспринимать оценку  учителя Коммуникативные  УУД: ­ договариваться и  приходить к общему  решению в совместной  деятельности, в том  числе в ситуации  столкновения интересов; ­ строить понятные для  партнёра высказывания Ну ­ ка, ребята,  Хватит сидеть. Время пришло Встать и отдохнуть. Шею потянуть,  Плечи поднять, Круговыми движениями Лопатки сжать. Руки в стороны Разведи, Шире грудью Воздух вбери. В наклонах мышцам Нагрузку дай, Движение­жизнь,  Ты это знай! Ноги ­ пружины,  В теле ­ благодать, Еще бы неплохо Присесть и встать. В конце потянись, Сон развей, И до конца урока Будет все о, кей! Литература: 1. Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2­х частях. ­ М.: Просвещение, 2014. 2. Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь: 4 класс: пособие для учащихся образовательных учреждений. В двух частях.­ М.: Просвещение, 2014. 3. https://ru.wikipedia.org/wiki

Урок по окружающему миру "Екатерина Великая"

Урок по окружающему миру "Екатерина Великая"

Урок по окружающему миру "Екатерина Великая"

Урок по окружающему миру "Екатерина Великая"

Урок по окружающему миру "Екатерина Великая"

Урок по окружающему миру "Екатерина Великая"

Урок по окружающему миру "Екатерина Великая"

Урок по окружающему миру "Екатерина Великая"

Урок по окружающему миру "Екатерина Великая"

Урок по окружающему миру "Екатерина Великая"

Урок по окружающему миру "Екатерина Великая"

Урок по окружающему миру "Екатерина Великая"

Урок по окружающему миру "Екатерина Великая"

Урок по окружающему миру "Екатерина Великая"

Урок по окружающему миру "Екатерина Великая"

Урок по окружающему миру "Екатерина Великая"

Урок по окружающему миру "Екатерина Великая"

Урок по окружающему миру "Екатерина Великая"

Урок по окружающему миру "Екатерина Великая"

Урок по окружающему миру "Екатерина Великая"

Урок по окружающему миру "Екатерина Великая"

Урок по окружающему миру "Екатерина Великая"

Урок по окружающему миру "Екатерина Великая"

Урок по окружающему миру "Екатерина Великая"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2019