Конспект урока по ОПК . Тема "Культура и религия".
Оценка 4.7

Конспект урока по ОПК . Тема "Культура и религия".

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
религиоведение
4 кл
12.05.2017
Конспект урока по ОПК . Тема  "Культура и религия".
Конспект урока по основам православной культуры. Тема "Культура и религия". Тип урока комбинированный. Сформулированы цели и задачи урока. Рассматриваются такие понятия как родина, культура, религия. В доступной для детей форме дано понятие о связи культуры и религии. Описана используемая литература.Разработка урока.
Конспект урока по ОПК Культура и религия.doc
Тема конспекта урока: «Культура и религия» Слушатель курсов повышения квалификации (шифр курса 00967) по предмету  Андрющенко Ольга Михайловна Место работы ГАПОУ МОК им. В. Талалихина Москва 2017 Тип урока: ознакомление с новым материалом Форма урока: интегрированный урок Тема урока:  «Культура  и религия» Цель урока: осмысление  понятий культура, религия, православие в связи с понятием   Россия – родина, актуализация  представлений   о понятиях Отечество, Родина, культурные традиции, формулирование  целей  изучения курса ОПК. Задачи урока:  1. Личностные:  Способствовать формированию  духовной  личности  ребёнка на основах  религиозных  ценностей и  образцах  мирового  культурного наследия. 2. Воспитывать  желание  быть духовно красивым человеком. Предметные: 1. Объяснить  значение и связь слов «родина», «культура», «религия». 2. Познакомить с разнообразием  культурных традиций. 3. Акцентировать внимание на неразрывной связи культуры России и  православной религии (храмы, иконы, книги). 4. Познакомить  с  происхождением  и значением  слова «спасибо». Метапредметные:  1. Формировать  умение  слушать собеседников, признавать возможность  существования различных точек зрения и права каждого иметь свою  собственную. 2. Сформировать отношение к различиям культур как к норме человеческой  жизни. 3. Вызывать желание бережно относится к духовным и материальным  ценностям. Формы   и   виды   деятельности:  рассказ   учителя,   групповая   работа   с источниками информации, работа с иллюстративным материалом, беседа, работа в тетради (тетрадь­словарь), работа в рабочих тетрадях. Основные термины и понятия: культура, религия, православие Средства наглядности: иллюстрации учебника, фотографии и изображения православных храмов, МакБуки, проектор, словарь В.И. Даля, «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова. Ход урока: 1.Организационный момент Повернитесь лицом к соседу, улыбнитесь и скажите ему:  ­ Я желаю тебе добра;  Если тебе будет трудно, я помогу. 2. Проверка домашнего задания. ­ Как называется наша огромная страна? ­ Как ещё слова­синонимы мы можем подобрать к слову  Россия? (Отчизна, Отечество, родина) ­ О каком богатстве нашей Родины мы вели разговор на 1 уроке? (о культурных традициях) ­ Кто подготовил  рассказ о культурных традициях своей семьи? 3.Сообщение темы, постановка целей. ­ А теперь прочитайте тему сегодняшнего урока  (Культура  и религия) ­ С какими новыми словами и понятиями мы сегодня с вами познакомимся? (Культура, религия)  на доске вывешиваются эти 2 слова и слово родина ­ Давайте сформулируем вопросы, на которые мы должны сегодня ответить  в    конце урока? ( Что такое культура?  Что такое религия?) ­  А я добавлю ещё один вопрос,  на который нам предстоит ответить: связаны  ли  культура и религия между собой? 4. Актуализация опорных знаний учащихся.   Учитель раздает по одному листочку на парту таблицу. родина культура религия Работа с таблицей в парах. ­ Вы когда­нибудь слышали слово культура? Приведите свои примеры. (Поздоровались, сказали спасибо, похвалили дежурных)  ­ А слово  религия вам знакомо? (Это бабушка молится, церковь) ­ О родине мы говорили на прошлом уроке. ­ Напишите, пожалуйста, что вы представляете,  какие слова приходят вам на ум,  когда слышите слова «родина», «культура» и «религия»? ­ Кто готов  прочитать свои слова?  Одна пара читает, другие дополняют, учитель прикрепляет слова на доску 5.Объяснение нового материала. а) Вступительное слово учителя.           ­ Ребята, вы подобрали много хороших и правильных слов, но  культура  ­ это не только «волшебные слова», художественная литература,  библиотеки,  выставки, музеи, музыка, концерты, театральное искусство  или  какой­либо  памятник  архитектуры. Да и с религией не так все  просто. И сейчас мы с вами попробуем разобраться с этими большими  понятиями и с тем, как они связаны между собой. б) Исследовательская работа с текстом учебника. Опережающее задание Будем   внимательны   к   каждому   слову   изучаемого   текста,   чтобы прокомментировать те представления, которые мы уже имеем, и добавить новые знания. Не   всё   в   своей   жизни   человек   может   выбрать   сам.   Я   не   могу   выбрать     своих родителей. Я не могу выбрать язык, на котором мама пела мне колыбельные песни. Я не могу выбрать Родину. 1 остановка –     Почему   с   такого   явного   отрицания   начинается   наш   разговор   о   культуре   и религии?  ( Не все человек может выбирать, есть что­то, что дается человеку изначально. И это изначальное мы воспринимаем как данность, основу, как нечто драгоценное, что призваны хранить и беречь). Сначала я появляюсь на свет. Потом я узнаю, что моя Родина зовется Россия и это самая большая страна в мире. Что Россия – страна с древней историей и с молодыми мечтами. 2 остановка –  Как названа наша страна? Как она же называлась в древности? –   Почему она страна с древней историей и молодыми мечтами? Каков возраст Руси­России? –  А о чем вы мечтаете, когда думаете о нашей стране? С   первых   дней   моей   жизни   меня   окружают   родные   люди.   Постепенно   их   круг расширяется. Родственники, друзья, соседи… И однажды ко мне приходит понимание, что кроме  моего   дома, моего  двора,  моей  улицы, моего  района,  моего  города,  есть  еще  Моя Страна –  Россия. Это миллионы людей, которые лично не знакомы со мной. Но в нашей жизни есть много общего. И мы все в чем­то зависим друг от друга.  3 остановка Давайте  выстроим   цепочку   слов,   с   помощью   которых   даже,   может   быть, обозначено наше взросление: Родители ** родственники ** друзья** соседи ** дом ** двор ** школа** улица** город ** Россия (вместо ** нужно поставить стрелочки) –     Скажите,   это   здорово   ощущать,   что   ты   один   из   очень   многих,   живущих   в большом государстве – отечестве? –  А почему мы зависим друг от друга? В чем мы зависим? Пятьдесят лет назад над землей взлетел один молодой и никому тогда неизвестный летчик. Но весть о его полете наполнила радостью всю нашу огромную страну. И теперь мы с   доброй   гордостью   говорим:   мы   –   соотечественники   Юрия   Гагарина,   первого     в   мире космонавта. Мы переживаем победы России как свои победы. И беды России для нас тоже не чужие. Что же нас объединяет? Единая Родина. Это общая земля. Общая история. Общие законы. Но важнее всего – единая культура. 4 остановка – Найдите ключевое слово в первом абзаце. (Соотечественники). –   Найдите   в   этом   слове   корень   («отеч»).   Слово   «родина»   и   отечество»   –   это синонимы? (Безусловно) –     Мы   можем   считать   своими   соотечественниками   всех   людей,   все   народы, живущие в нашей стране? (Безусловно, да). –   Какими   своими   соотечественниками,   кроме   Юрия   Гагарина,   вы   гордитесь? Помните,   что   ими   могут   быть   люди   и   не   столь   широко   известные,   но   очень достойные. – А победы и беды нас как соотечественников могут объединять? Можете привести примеры? Итак,   (рисуем в виде схемы на доске, все время спрашивая ребят и делая записи на доске)                                       РОДИНА – это земля     история      законы общей жизни        культура Культура  – сложное понятие, которое включает все «человеческое» в окружающем нас мире. Это все то, что делают люди и то новое, что мы вносим в мир природы. Одним из следствий таких поступков становятся прекрасные произведения искусства. Но главное их следствие – это развитие   самого   человека.   И   поэтому   самое   важное   в   культуре   ­   это   причины,   по   которым человек решает совершить именно такой, своеобразно­человеческий поступок. Почему человек поступает так, а не иначе? Как люди различают добро и зло, правду и неправду? Ответы на эти вопросы – в мире культуры. 5 остановка –  Объясните, как вы поняли, что такое «культура»? –  Что, по­вашему, помогает отличить добро от зла, правду от неправды? –  Почему именно культура отвечает за это? (Культура как передача накопленных ценностей, постоянное усвоение и развитие). –  Представьте на минуту, что культуру бы упразднили, предали забвению – что бы началось? Люди учатся друг у друга не только в школе. Дружить, заступаться за правду, любить родных людей мы учимся не только на уроках. А это тоже часть культуры.  Как   надо   отмечать   государственный,   народный   или   религиозный   провести   праздник? Каким образом встретить в доме гостя? Как организовать свадьбу или пережить потерю близкого человека, ухаживать за могилами предков?  Это тоже вопросы культуры. Эти правила, нормы, обычаи люди впитывают с первого дня своей жизни. Свою культуру человек обычно не выбирает. Он рождается в ней, дышит ею, в ней растет. 6 остановка ­ Какие составляющие, входящие в понятие «культура», вас удивили? ­ А как вы объясните утверждение о том, что свою культуру человек не выбирает? Мы уже встречались с подобным утверждением  сегодня на уроке? А как человек может «расти» в культуре? Усвоение опыта, правил, норм, обмен впечатлениями, получение образования). Есть   области   культуры,   общие   для   всех   людей   или   для   всей   страны.   Но   есть   и различия в культурах даже тех народов, которые живут вместе.  И даже правила, общие для всех, люди могут объяснять по­разному. Например, все люди осуждают ложь. Но один объяснит: «Не лги, потому что однажды и тебе солгут». А другой скажет: «Не лги, потому что всякую ложь видит Бог». В нашей стране живут люди разных народов и религий, а значит и в чём­то особых культур, убеждений. В том числе люди, по­разному отвечающие на вопрос о том, есть ли Бог и по­разному представляющие себе отношения человека и Бога.  7 остановка – Найдите в тексте объяснение поступка религиозное и без религиозное (во втором абзаце данного отрывка).  В нашей стране живут люди разных народов и религий, а значит и в чём­то особых культур, убеждений. В том числе люди, по­разному отвечающие на вопрос о том, есть ли Бог, и по­разному представляющие себе отношения человека и Бога.  Это   означает,   что   они   относятся   к   разным   религиям.  Религия  –   это   мысли   и поступки человека, убежденного в том, что человеческий разум в нашем мире не одинок. Религии говорят, что рядом с человеком и даже выше него есть невидимый разумный и духовный   мир:   Бог,   ангелы,   духи…   Для   многих   людей   эта   вера   становится   настолько глубокой, что определяет их поведение и их культуру. Россия когда­то стала такой большой страной именно потому, что она разрешала людям быть разными. В нашей стране всегда считалось естественным, что её жители граждане  могут  принадлежать  к разным  народам, религиям,  иметь  свою, своеобразную культуру. Эти различия в культуре не только признавались, но и уважались.  Россия же стала такой большой именно потому, что она разрешала людям быть разными. В нашей стране всегда считалось естественным, что ее граждане принадлежат к разным народам и религиям. На страницах именно этого учебника мы будем знакомиться с основами православной культуры.   Другие   ребята,   чьим   семьям   ближе   другие   религии,   существующие   в   нашем Отечестве, будут знакомиться с культурой этих религий. Остановка 8 –   Как,   по­вашему,   вера   может   определять   поведение   и   культуру?   Вера   –   это система запретов или, наоборот, разрешений быть лучше, сознательно строить и направлять свой путь в сторону добра? – Почему различия в культуре нужно непременно уважать? Культура, как мы узнали –  это то, что отличает людей от животных. Значит, на уроках православной культуры вы будете знакомиться еще и с самими собой. Изучать не только внешнюю жизнь людей,  — как они жили раньше и живут сейчас, что они ценят, во что  верят,   на  что  надеются,   но  и  познавать  свой  внутренний   мир,  душу  человека.   Это называется – «самопознание». Остановка 9 –  Почему наш новый предмет может способствовать еще и самопознанию? А что такое самопознание и что бы вы хотели узнать о себе в первую очередь? ­ А теперь напомните мне два вопроса, которые ставили в начале урока.   (Что такое культура? Что такое религия?) ­ Мы нашли ответы на них?  Проверим с помощью тренажера. г). Работа с тренажёром.. Теперь вы можете проверить себя, как усвоили этот материал. Тренажёр. Культура и религия 1. ­ Прочитайте внимательно задание.  ­ Кто справился с заданием на 100 %? ­ Что вы отнесли к понятию культура? ­ А к религии? – ­ У кого не совсем получилось, нажмите кнопку «ПОДСКАЗКА» и посмотрите, в  чём вы ошиблись. 6. Самостоятельная работа по новой теме а) Работа с рассказом. ­  Мы с вами хорошо потрудились и нашли ответы на первые два вопроса,  заданные в начале урока. Попробуем найти ответ и на третий вопрос. Прочитаем его ещё раз.  ­ Хочу вас спросить: Каким словом в русском языке выражается  благодарность? (спасибо) ­  Я предлагаю вам послушать небольшой рассказ об этом слове.  Во время войны одна верующая в Бога женщина работала в столовой военного  госпиталя – кормила раненых. Работать приходилось с утра до вечера, и поэтому  она не успевала сходить в храм помолиться. Она пришла к батюшке с просьбой,  благословить её уйти с этой работы. Он выслушал её и строго сказал:  ­ Работай! За тебя люди молятся! ­ Женщина очень удивилась, тогда  священник спросил: ­ А что тебе говорят раненые, когда ты даёшь им еду? ­ Говорят «спасибо», что же ещё? ­ Это слово имеет великую силу – оно равносильно молитве «Спаси Бог». Если тебе три раза за день сказали искреннее «Спасибо», то Бог обязательно услышит и  позаботится о тебе. Женщина поблагодарила священника и с ещё большим старанием стала  ухаживать за ранеными солдатами. б)Беседа по вопросам: 1. Что нового вы узнали о слове спасибо? (Мы всегда считали это слово культурным, а оказывается у верующих  людей это маленькая молитва)  Часто ли вы слышите в свой адрес слово «спасибо»? За что?  Кому и за что вы сами говорите «спасибо»? 2. 3. 4. Женщина в рассказе названа верующей. Что доказывает, что она  действительно верила в Бога?  Женщина была верующей и переживала, что не может часто ходить в храм.  Зачем люди строили храмы? (чтобы молиться, славить бога) ­ Когда они строили церковь, они работали не только физически, но и  духовно: строили с любовью, с уважением к Богу. Что же получается? Храм создал человек, а значит это …. (культура) ­ В настоящее время эти замечательные сооружения –церкви – считаются  культурными памятниками. Они охраняются государством. Туристы со всего мира  приезжают полюбоваться их красотой. Давайте полюбуемся на эти замечательные  сооружения (рассматривание иллюстраций) ­ Какие эпитеты мы можем подобрать при описании этих храмов? ­ Каждый храм имеет своё название. А почему они так называются, мы узнаем на следующих уроках. ­ А у нас в городе  Гагарине есть храмы? Где они находятся? Как  называются? ­ А что находится внутри храма, созданное людьми для прославления Бога и  духовного общения с ним? ­ Давайте посмотрим на некоторые из них. ­ Только в храме находятся иконы? ­ Люди берегут иконы, хранят их, передают из поколения в поколение. Более  подробно об этом поведем разговор на следующих уроках и узнаем много историй  о том, как приобщение к иконе спасало людей. ВЫВОД: ­ Теперь вы можем ответить на третий вопрос нашего урока: Связаны ли культура и религия между собой?   7. Контроль. Наш урок подходит к концу. Пришло время узнать, как хорошо вы потрудились на  этом уроке. Откройте на компьютере «Контроль» и ответьте на вопросы. ­ Кто справился со всеми заданиями?  ­ Кому пока не удалось выполнить все задания на 100%? 8. Рефлексия Сегодня на уроке мы познакомились с новыми понятиями. Продолжите предложения: Культура – это… Религия ­ … 10. Домашнее задание. Прочитать статью учебника стр.6­7 и выполнить задание. Подобрать материал о любом храме или соборе  своего города (села). Использованная литература: Бородина А.В. Основы православной культуры – М: Издательский дом  «Покров».2003 В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. Государственное  издательство иностранных и национальных словарей. Москва. 1955 г. Кураев А.В. Основы религиозных культур и православной этики. Основы  православной культуры 4 класс. Учебное пособие для общеобразовательных  учреждений. – М: «Просвещение» 2012 Основы православной культуры. Методические рекомендации  ­ М: «Новое  время». 2010 Основы православной культуры. Электронное приложение к учебному  пособию Кураева А.В.  «Словарь русского языка»  под редакцией Д.Н. Ушакова «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова

Конспект урока по ОПК . Тема "Культура и религия".

Конспект урока по ОПК . Тема  "Культура и религия".

Конспект урока по ОПК . Тема "Культура и религия".

Конспект урока по ОПК . Тема  "Культура и религия".

Конспект урока по ОПК . Тема "Культура и религия".

Конспект урока по ОПК . Тема  "Культура и религия".

Конспект урока по ОПК . Тема "Культура и религия".

Конспект урока по ОПК . Тема  "Культура и религия".

Конспект урока по ОПК . Тема "Культура и религия".

Конспект урока по ОПК . Тема  "Культура и религия".

Конспект урока по ОПК . Тема "Культура и религия".

Конспект урока по ОПК . Тема  "Культура и религия".

Конспект урока по ОПК . Тема "Культура и религия".

Конспект урока по ОПК . Тема  "Культура и религия".

Конспект урока по ОПК . Тема "Культура и религия".

Конспект урока по ОПК . Тема  "Культура и религия".

Конспект урока по ОПК . Тема "Культура и религия".

Конспект урока по ОПК . Тема  "Культура и религия".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.05.2017