Конспект урока по ОПК . Тема "Культура и религия".
Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
религиоведение
4 кл
12.05.2017
Конспект урока по основам православной культуры. Тема "Культура и религия". Тип урока комбинированный. Сформулированы цели и задачи урока. Рассматриваются такие понятия как родина, культура, религия. В доступной для детей форме дано понятие о связи культуры и религии. Описана используемая литература.Разработка урока.
Конспект урока по ОПК Культура и религия.doc
Тема конспекта урока: «Культура и религия»
Слушатель курсов повышения квалификации (шифр курса 00967) по предмету Андрющенко
Ольга Михайловна
Место работы ГАПОУ МОК им. В. Талалихина
Москва 2017 Тип урока: ознакомление с новым материалом
Форма урока: интегрированный урок
Тема урока: «Культура и религия»
Цель урока: осмысление понятий культура, религия, православие в связи с
понятием Россия – родина, актуализация представлений о понятиях Отечество,
Родина, культурные традиции, формулирование целей изучения курса ОПК.
Задачи урока:
1.
Личностные:
Способствовать формированию духовной личности ребёнка на основах
религиозных ценностей и образцах мирового культурного наследия.
2. Воспитывать желание быть духовно красивым человеком.
Предметные:
1. Объяснить значение и связь слов «родина», «культура», «религия».
2. Познакомить с разнообразием культурных традиций.
3. Акцентировать внимание на неразрывной связи культуры России и
православной религии (храмы, иконы, книги).
4. Познакомить с происхождением и значением слова «спасибо».
Метапредметные:
1. Формировать умение слушать собеседников, признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою
собственную.
2. Сформировать отношение к различиям культур как к норме человеческой
жизни.
3. Вызывать желание бережно относится к духовным и материальным
ценностям.
Формы и виды деятельности: рассказ учителя, групповая работа с
источниками информации, работа с иллюстративным материалом, беседа, работа в
тетради (тетрадьсловарь), работа в рабочих тетрадях.
Основные термины и понятия: культура, религия, православие
Средства наглядности: иллюстрации учебника, фотографии и изображения
православных храмов, МакБуки, проектор, словарь В.И. Даля, «Толковый словарь
русского языка» С.И.Ожегова. Ход урока:
1.Организационный момент
Повернитесь лицом к соседу, улыбнитесь и скажите ему:
Я желаю тебе добра;
Если тебе будет трудно, я помогу.
2. Проверка домашнего задания.
Как называется наша огромная страна?
Как ещё словасинонимы мы можем подобрать к слову Россия?
(Отчизна, Отечество, родина)
О каком богатстве нашей Родины мы вели разговор на 1 уроке?
(о культурных традициях)
Кто подготовил рассказ о культурных традициях своей семьи?
3.Сообщение темы, постановка целей.
А теперь прочитайте тему сегодняшнего урока
(Культура и религия)
С какими новыми словами и понятиями мы сегодня с вами познакомимся?
(Культура, религия) на доске вывешиваются эти 2 слова и слово родина
Давайте сформулируем вопросы, на которые мы должны сегодня ответить в
конце урока?
( Что такое культура? Что такое религия?)
А я добавлю ещё один вопрос, на который нам предстоит ответить: связаны ли
культура и религия между собой?
4. Актуализация опорных знаний учащихся.
Учитель раздает по одному листочку на парту таблицу.
родина
культура
религия
Работа с таблицей в парах.
Вы когданибудь слышали слово культура? Приведите свои примеры.
(Поздоровались, сказали спасибо, похвалили дежурных)
А слово религия вам знакомо?
(Это бабушка молится, церковь)
О родине мы говорили на прошлом уроке.
Напишите, пожалуйста, что вы представляете, какие слова приходят вам на ум,
когда слышите слова «родина», «культура» и «религия»?
Кто готов прочитать свои слова?
Одна пара читает, другие дополняют, учитель прикрепляет слова на доску 5.Объяснение нового материала.
а) Вступительное слово учителя.
Ребята, вы подобрали много хороших и правильных слов, но
культура это не только «волшебные слова», художественная литература,
библиотеки, выставки, музеи, музыка, концерты, театральное искусство
или какойлибо памятник архитектуры. Да и с религией не так все
просто. И сейчас мы с вами попробуем разобраться с этими большими
понятиями и с тем, как они связаны между собой.
б) Исследовательская работа с текстом учебника.
Опережающее задание
Будем внимательны к каждому слову изучаемого текста, чтобы
прокомментировать те представления, которые мы уже имеем, и добавить новые
знания.
Не всё в своей жизни человек может выбрать сам. Я не могу выбрать своих
родителей. Я не могу выбрать язык, на котором мама пела мне колыбельные песни. Я не
могу выбрать Родину.
1 остановка
– Почему с такого явного отрицания начинается наш разговор о культуре и
религии?
( Не все человек может выбирать, есть чтото, что дается человеку изначально. И
это изначальное мы воспринимаем как данность, основу, как нечто драгоценное,
что призваны хранить и беречь).
Сначала я появляюсь на свет. Потом я узнаю, что моя Родина зовется Россия и это самая
большая страна в мире. Что Россия – страна с древней историей и с молодыми мечтами.
2 остановка
– Как названа наша страна? Как она же называлась в древности?
– Почему она страна с древней историей и молодыми мечтами? Каков возраст
РусиРоссии?
– А о чем вы мечтаете, когда думаете о нашей стране?
С первых дней моей жизни меня окружают родные люди. Постепенно их круг
расширяется. Родственники, друзья, соседи… И однажды ко мне приходит понимание, что
кроме моего дома, моего двора, моей улицы, моего района, моего города, есть еще Моя
Страна – Россия.
Это миллионы людей, которые лично не знакомы со мной. Но в нашей жизни есть
много общего. И мы все в чемто зависим друг от друга.
3 остановка
Давайте выстроим цепочку слов, с помощью которых даже, может быть,
обозначено наше взросление: Родители ** родственники ** друзья** соседи ** дом ** двор ** школа**
улица** город ** Россия (вместо ** нужно поставить стрелочки)
– Скажите, это здорово ощущать, что ты один из очень многих, живущих в
большом государстве – отечестве?
– А почему мы зависим друг от друга? В чем мы зависим?
Пятьдесят лет назад над землей взлетел один молодой и никому тогда неизвестный
летчик. Но весть о его полете наполнила радостью всю нашу огромную страну. И теперь мы
с доброй гордостью говорим: мы – соотечественники Юрия Гагарина, первого в мире
космонавта.
Мы переживаем победы России как свои победы. И беды России для нас тоже не
чужие.
Что же нас объединяет? Единая Родина. Это общая земля. Общая история. Общие
законы. Но важнее всего – единая культура.
4 остановка
– Найдите ключевое слово в первом абзаце. (Соотечественники).
– Найдите в этом слове корень («отеч»). Слово «родина» и отечество» – это
синонимы? (Безусловно)
– Мы можем считать своими соотечественниками всех людей, все народы,
живущие в нашей стране? (Безусловно, да).
– Какими своими соотечественниками, кроме Юрия Гагарина, вы гордитесь?
Помните, что ими могут быть люди и не столь широко известные, но очень
достойные.
– А победы и беды нас как соотечественников могут объединять? Можете привести
примеры?
Итак, (рисуем в виде схемы на доске, все время спрашивая ребят и делая
записи на доске)
РОДИНА – это
земля история законы общей жизни культура
Культура – сложное понятие, которое включает все «человеческое» в окружающем нас
мире. Это все то, что делают люди и то новое, что мы вносим в мир природы. Одним из следствий
таких поступков становятся прекрасные произведения искусства. Но главное их следствие – это
развитие самого человека. И поэтому самое важное в культуре это причины, по которым
человек решает совершить именно такой, своеобразночеловеческий поступок.
Почему человек поступает так, а не иначе? Как люди различают добро и зло, правду и
неправду? Ответы на эти вопросы – в мире культуры.
5 остановка
– Объясните, как вы поняли, что такое «культура»?
– Что, повашему, помогает отличить добро от зла, правду от неправды?
– Почему именно культура отвечает за это? (Культура как передача накопленных
ценностей, постоянное усвоение и развитие). – Представьте на минуту, что культуру бы упразднили, предали забвению – что бы
началось?
Люди учатся друг у друга не только в школе. Дружить, заступаться за правду, любить
родных людей мы учимся не только на уроках. А это тоже часть культуры.
Как надо отмечать государственный, народный или религиозный провести праздник?
Каким образом встретить в доме гостя? Как организовать свадьбу или пережить потерю близкого
человека, ухаживать за могилами предков? Это тоже вопросы культуры.
Эти правила, нормы, обычаи люди впитывают с первого дня своей жизни. Свою культуру
человек обычно не выбирает. Он рождается в ней, дышит ею, в ней растет.
6 остановка
Какие составляющие, входящие в понятие «культура», вас удивили?
А как вы объясните утверждение о том, что свою культуру человек не выбирает?
Мы уже встречались с подобным утверждением сегодня на уроке? А как человек
может «расти» в культуре? Усвоение опыта, правил, норм, обмен впечатлениями,
получение образования).
Есть области культуры, общие для всех людей или для всей страны. Но есть и
различия в культурах даже тех народов, которые живут вместе.
И даже правила, общие для всех, люди могут объяснять поразному. Например, все
люди осуждают ложь. Но один объяснит: «Не лги, потому что однажды и тебе солгут». А
другой скажет: «Не лги, потому что всякую ложь видит Бог».
В нашей стране живут люди разных народов и религий, а значит и в чёмто особых
культур, убеждений. В том числе люди, поразному отвечающие на вопрос о том, есть ли
Бог и поразному представляющие себе отношения человека и Бога.
7 остановка
– Найдите в тексте объяснение поступка религиозное и без религиозное (во втором
абзаце данного отрывка).
В нашей стране живут люди разных народов и религий, а значит и в чёмто особых
культур, убеждений. В том числе люди, поразному отвечающие на вопрос о том, есть ли
Бог, и поразному представляющие себе отношения человека и Бога.
Это означает, что они относятся к разным религиям. Религия – это мысли и
поступки человека, убежденного в том, что человеческий разум в нашем мире не одинок.
Религии говорят, что рядом с человеком и даже выше него есть невидимый разумный и
духовный мир: Бог, ангелы, духи… Для многих людей эта вера становится настолько
глубокой, что определяет их поведение и их культуру.
Россия когдато стала такой большой страной именно потому, что она разрешала
людям быть разными. В нашей стране всегда считалось естественным, что её жители
граждане могут принадлежать к разным народам, религиям, иметь свою, своеобразную
культуру. Эти различия в культуре не только признавались, но и уважались.
Россия же стала такой большой именно потому, что она разрешала людям быть
разными. В нашей стране всегда считалось естественным, что ее граждане принадлежат к
разным народам и религиям.
На страницах именно этого учебника мы будем знакомиться с основами православной
культуры. Другие ребята, чьим семьям ближе другие религии, существующие в нашем
Отечестве, будут знакомиться с культурой этих религий.
Остановка 8 – Как, повашему, вера может определять поведение и культуру? Вера – это
система запретов или, наоборот, разрешений быть лучше, сознательно строить и
направлять свой путь в сторону добра?
– Почему различия в культуре нужно непременно уважать?
Культура, как мы узнали – это то, что отличает людей от животных. Значит, на
уроках православной культуры вы будете знакомиться еще и с самими собой. Изучать не
только внешнюю жизнь людей, — как они жили раньше и живут сейчас, что они ценят, во
что верят, на что надеются, но и познавать свой внутренний мир, душу человека. Это
называется – «самопознание».
Остановка 9
– Почему наш новый предмет может способствовать еще и самопознанию? А что
такое самопознание и что бы вы хотели узнать о себе в первую очередь?
А теперь напомните мне два вопроса, которые ставили в начале урока.
(Что такое культура? Что такое религия?)
Мы нашли ответы на них? Проверим с помощью тренажера.
г). Работа с тренажёром..
Теперь вы можете проверить себя, как усвоили этот материал.
Тренажёр. Культура и религия 1.
Прочитайте внимательно задание.
Кто справился с заданием на 100 %?
Что вы отнесли к понятию культура?
А к религии? –
У кого не совсем получилось, нажмите кнопку «ПОДСКАЗКА» и посмотрите, в
чём вы ошиблись.
6. Самостоятельная работа по новой теме
а) Работа с рассказом.
Мы с вами хорошо потрудились и нашли ответы на первые два вопроса,
заданные в начале урока. Попробуем найти ответ и на третий вопрос.
Прочитаем его ещё раз.
Хочу вас спросить: Каким словом в русском языке выражается
благодарность? (спасибо)
Я предлагаю вам послушать небольшой рассказ об этом слове.
Во время войны одна верующая в Бога женщина работала в столовой военного
госпиталя – кормила раненых. Работать приходилось с утра до вечера, и поэтому
она не успевала сходить в храм помолиться. Она пришла к батюшке с просьбой,
благословить её уйти с этой работы. Он выслушал её и строго сказал:
Работай! За тебя люди молятся! Женщина очень удивилась, тогда
священник спросил:
А что тебе говорят раненые, когда ты даёшь им еду?
Говорят «спасибо», что же ещё? Это слово имеет великую силу – оно равносильно молитве «Спаси Бог». Если
тебе три раза за день сказали искреннее «Спасибо», то Бог обязательно услышит и
позаботится о тебе.
Женщина поблагодарила священника и с ещё большим старанием стала
ухаживать за ранеными солдатами.
б)Беседа по вопросам:
1. Что нового вы узнали о слове спасибо?
(Мы всегда считали это слово культурным, а оказывается у верующих
людей это маленькая молитва)
Часто ли вы слышите в свой адрес слово «спасибо»? За что?
Кому и за что вы сами говорите «спасибо»?
2.
3.
4. Женщина в рассказе названа верующей. Что доказывает, что она
действительно верила в Бога?
Женщина была верующей и переживала, что не может часто ходить в храм.
Зачем люди строили храмы? (чтобы молиться, славить бога)
Когда они строили церковь, они работали не только физически, но и
духовно: строили с любовью, с уважением к Богу. Что же получается? Храм создал
человек, а значит это …. (культура)
В настоящее время эти замечательные сооружения –церкви – считаются
культурными памятниками. Они охраняются государством. Туристы со всего мира
приезжают полюбоваться их красотой. Давайте полюбуемся на эти замечательные
сооружения (рассматривание иллюстраций)
Какие эпитеты мы можем подобрать при описании этих храмов?
Каждый храм имеет своё название. А почему они так называются, мы узнаем
на следующих уроках.
А у нас в городе Гагарине есть храмы? Где они находятся? Как
называются?
А что находится внутри храма, созданное людьми для прославления Бога и
духовного общения с ним?
Давайте посмотрим на некоторые из них.
Только в храме находятся иконы?
Люди берегут иконы, хранят их, передают из поколения в поколение. Более
подробно об этом поведем разговор на следующих уроках и узнаем много историй
о том, как приобщение к иконе спасало людей.
ВЫВОД:
Теперь вы можем ответить на третий вопрос нашего урока: Связаны ли культура и
религия между собой?
7. Контроль.
Наш урок подходит к концу. Пришло время узнать, как хорошо вы потрудились на
этом уроке. Откройте на компьютере «Контроль» и ответьте на вопросы.
Кто справился со всеми заданиями?
Кому пока не удалось выполнить все задания на 100%? 8. Рефлексия
Сегодня на уроке мы познакомились с новыми понятиями.
Продолжите предложения:
Культура – это… Религия …
10. Домашнее задание.
Прочитать статью учебника стр.67 и выполнить задание.
Подобрать материал о любом храме или соборе своего города (села).
Использованная литература:
Бородина А.В. Основы православной культуры – М: Издательский дом
«Покров».2003
В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. Государственное
издательство иностранных и национальных словарей. Москва. 1955 г.
Кураев А.В. Основы религиозных культур и православной этики. Основы
православной культуры 4 класс. Учебное пособие для общеобразовательных
учреждений. – М: «Просвещение» 2012
Основы православной культуры. Методические рекомендации М: «Новое
время». 2010
Основы православной культуры. Электронное приложение к учебному
пособию Кураева А.В.
«Словарь русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова
«Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова
Конспект урока по ОПК . Тема "Культура и религия".
Конспект урока по ОПК . Тема "Культура и религия".
Конспект урока по ОПК . Тема "Культура и религия".
Конспект урока по ОПК . Тема "Культура и религия".
Конспект урока по ОПК . Тема "Культура и религия".
Конспект урока по ОПК . Тема "Культура и религия".
Конспект урока по ОПК . Тема "Культура и религия".
Конспект урока по ОПК . Тема "Культура и религия".
Конспект урока по ОПК . Тема "Культура и религия".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.