Конспект урока по ОРКСЭ "Моральный долг"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 14.04.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная разработка открытого урока предполагает разные формы работы с учащимися. По ходу урока на доске появляется таблица из отдельных кластеров, которые обсуждают группы учащихся. Проводится блиц-опрос, получают домашнее задание на лепестках цветка.Используется презентация. В начале урока назначается эксперт, который работает с информациейразмер файла 82,4КБ. 12 ЛИСТОВ
Иконка файла материала моральный долг конспект.doc
Учреждение Педагог Предмет Тема: Цель: Задачи урока: Форма урока: Оборудование : УУД:       МОУ СОШ № 5 р.п. Приютово Белебеевского района       Гусарова Ираида Николаевна       Основы светской этики       Моральный долг Создание условий для формирования у   учащихся представлений о моральном долге, моральных обязанностях, особенностях морального долга.             Обучающие  раскрыть значение понятия «моральный долг»;  расширить знания о моральных принципах, применять полученные знания в жизни; Развивающие развивать стремление осознавать необходимость исполнения человеком моральных норм;  создать комфортную ситуацию для  творческого самовыражения учащихся, проявления их активности; Воспитательные воспитывать   чувство   долга   и   ответственности,   моральных   обязанностях     во   взаимоотношениях   с людьми, ценностное отношение  к людям. Деловая игра Компьютер, проектор, экран ,учебник "Основы светской этики", раздаточный материал,   опорные листы,  словарь русского языка;   Регулятивные действия.  ­ обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. ­волевая  саморегуляция в ситуации затруднения  ­ совместная постановка учебных целей и задач ­   выделение   и   осознание   учащимися   того,   что   усвоено   на   уроке,   осознание   качества   и   уровня усвоенного. Личностные УУД ­ доброжелательное отношение к окружающим. ­ эмоционально­положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия. ­ самоопределение ­осознание ответственности за общее дело. ­формулирование познавательной цели; ­построение логической цепи рассуждений, доказательство. ­осознанное и произвольное построение речевого высказывания. ­извлечение из литературного произведения необходимой информации; ­умение   выделять   главное   и   второстепенное,   выстраивать   последовательность   событий,   даватьопределение понятий, устанавливать причинно­следственные связи. ­ объяснение явлений, процессов, связей и отношений выявленных в ходе урока Познавательные УУД анализ, синтез, сравнение; ­формулирование познавательной цели; ­построение логической цепи рассуждений, доказательство. ­осознанное и произвольное построение речевого высказывания. ­извлечение из литературного произведения необходимой информации; ­умение   выделять   главное   и   второстепенное,   выстраивать   последовательность   событий,   давать определение понятий, устанавливать причинно­следственные связи. Планируемые результаты Коммуникативные УУД ­ выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью ­аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; ­выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; ­учёт разных мнений. Усвоение нового понятия;  Умение пользоваться новым понятием; Умение работать в группе, высказывать собственное мнение; Доброжелательное и уважительное отношение друг к другу;  Осознание того, что моральный долг­ это сознательное и добровольное выполнение существующих в обществе норм и требований;Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Ход урока. Вводно­ мотивационный  этап. Добрый день всем, мне очень приятно видеть вас,  уважаемые коллеги, учащиеся. Сегодняшний  урок по предмету ОРКСЭ проведу я­меня зовут  Ираида Николаевна. Я предлагаю занятие  провести в форме деловой игры. Для этого мы  пригласили эксперта ­………………………… и 6  рабочих групп.  Занятие предлагаю начать с музыкального  видеобращения учащихся 4 класса школы №5 Спроси у жизни строгой Организационные формы Просмотр  записи и  дискуссия по  услышанному Какой идти дорогой, Куда по свету белому Отправиться с утра. Иди за солнцем следом, Хоть этот путь неведом, Иди, мой друг, всегда иди Дорогою добра. Иди за солнцем следом, Хоть этот путь неведом, Иди, мой друг, всегда иди Дорогою добра. ­ о чём  эта песенка, свяжите свой ответ с темой  прошлых уроков Варианты ответов детей: ­Каждый может выбирать свой  путь ­нелегко выбрать правильный­ с какими понятиями вы познакомились? Побуждение к  теме Я услышала слово должны, подберите к нему  однокоренные слова. Как вы их понимаете? Выявление темы  урока,  Вот про слово долг  особый разговор, именно об  этом сегодня предлагаю порассуждать. путь ­что бы не делали, мы должны  отвечать за свои поступки ­никогда не делать плохих дел ­думать прежде, чем что­то  делать, чем всё может  закончиться ­помнить, что ты не один, а есть  вокруг ещё люди,  ­одолжить, должник, долг. ­это то, что мы должны вернуть. ­что скажет нам эксперт   ­в контексте нашего предмета мы рассмотрим  моральный долг ­В словаре Ожегова дано такое  определение слову долг 2­ое 3­е..1­ое Формулирование цели 1 ­тема выбрана, какие цели поставим? ­слово эксперту Об этом прочитаем в учебнике на стр. 26,  1­ый  абзац ­запишем определение  в опорных листах со  слайда Выявление 2­ой  цели ­ответили на 1­ый вопрос? Прочитайте слова на слайде ­гражданский ­да ­1­ая цель: узнать, что такое   моральный долг. Формат с 1­ой  целью Формат А Со словами. Раскрытие смысла  слов На доске остаётся  слово  долг  подчёркнутым. Вывесить на доску Работа по учебнику Работа в опорных  листах Словарь Ожегова Кластер­ Моральный  долг=моральные  обязанности Слайд 1 Мораль.долг Слайд 2Служебный Родительский Моральный ­какое слово подойдёт ко всем этим  прилагательным? ­может, кто­то сформулирует 2­ую цель? ­эксперт, вам слово. ­Долг 2­ая цель :определить:Какие  моральные обязанности есть у  человека Операционно­ познавательный Изучение нового  материала. Теперь ,рабочие группы, ваша очередь –на столах  лежат ваши задания. Обсудите вместе и  подготовьте ответ: о чём? Как назвать эту  обязанность? через полтора минуты ответ. Вывешивается на  доску Формат с 2­ой  целью  Работа по группам 1­ая группа –в опорном листе задание № 3,  чтение в учебнике 2 абзац до слова» долг». ­о чём ­ложь­порок или добродетель? Игра «Займи позицию» ­кто за ложь? ­кто против лжи? ­у кого особое мнение? ­ОБЖ 2 группа: притча о родительском долге ­вежливость, этикет, правила  поведения в общественном месте,  нельзя лгать Моральные нормы Кластер­ Моральные нормы На доске Слайд 3 «Займи  позицию» ­это ложь во имя спасения Родители заботятся о детях.  Когда те маленькие, а дети  заботятся о родителях, когда они  старые На доске Кластер­  родительский долг 3 группа: картинки МЧС, памятник участникам  Ответственность перед   отечеством Кластер – На доскевойн, спасатели 4 группа: брошюра  «Конституция», выдержки  прав детей ­уважение прав человека ­посмотрите  отрывок из мульфильма ­как  называется и кто автор? ­какая добродетель скрыта в отрывке? О чём? 5 группа :  книга «Тимур и его команда» Ганс Х. Андерсен «Гадкий  утёнок» ­терпимость или толерантность ­помощь пожилым и старым,  больным О профессиях 6 группа: чтение стихотворения  по ролям  ­ чём? ­ следующий моральный долг ….( роняю ручку),  поднимет, ответ мой – благодарю Выявления 3 цели ­остался ещё один вопрос Озвучьте, пожалуйста, эксперт Выяснить, в чём  особенность  морального долга ­прочитайте, пожалуйста, последний абзац,  ­что же важно в моральном долге? Заключительная часть  ­на все ли вопросы ответили? ­эксперт, вам слово. Узнали – что такое моральный  долг. Определили –какие моральные  обязанности есть у человека. Патриотическая  обязанность Кластер –  уважение прав  человека Кластер­  Забота о больных и пожилых людях Кластер –  профессиональный долг Кластер –  благодарность. Формат А С 3  целью Кластер – бескорыстная  помощь» На доске На доске На доске На доске На доске На доскеВыяснили – в чем особенность  морального долга В книге цветочки. Заполнение  «Цветков» Рефлексия Домашнее  задание  ­На столах лежат цветочки, напишите,  пожалуйста, тот долг, который вам показался  самым важным , а затем переверните и  посмотрите, какой долг написали 4­классники 5­ ой школы, может, есть совпадения. «Цветок для мамы», представьте, что ваша мама  уехала на 2 недели и вам нужно выполнить всю  мамину работу, на каждом лепесточке напишите  эти обязанности, а на другой стороне­то, что вы  обязаны делать. Не стой  в стороне равнодушно, Когда у кого­то беда. Рвануться на выручку нужно В любую минуту, всегда. И. если кому – то поможет Твоя доброта, улыбка твоя,  Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,  что годы живёшь ты не зря.­бескорыстная помощь другим  людям ­благодарность Смотрят. Обсуждают. Заполняют  оставшиеся окошки на опорных  листах. Работа со слайдом. Просмотр  видеоролика. Беседа Работа с учебником Работа с опорным  листом Работа с  литературным  произведением.Работа с учебником. Работа с опорными  листами. Работа со слайдами и  опорными листами. Закрепление  и  обобщение  пройденного на  уроке материала. Сегодня на нашем уроке  присутствовал гость, но вы его не видели. Хотите познакомиться? Вам придётся ответить на вопросы блиц­опроса.  Надо отвечать ДА или НЕТ. Если правильно  ответите, то наш гость появиться, да ещё и  песенку споёт. Готовы? Блиц­опрос: Дети отвечают хором. Блиц­опрос. 1. Долг­ это осознанные действия человека?  (ДА) (щелчок) 2. Моральный долг связан со свободой? (ДА) (щелчок) 3. Моральный долг связан с  ответственностью? (ДА) (щелчок) 4. Обижать младших, обманывать, брать  чужое­ это моральная норма? (НЕТ)  (щелчок) 5. Моральные нормы или обязанности­ этообщепринятые в обществе правила? (ДА)  (щелчок) 6. Нужно ли уважать других людей и их  права? (ДА) (щелчок) 7. Есть ли документ, в котором прописаны  какие права имеет человек? (ДА)  (щелчок) 8. Завидовать, обзываться, пинаться­ это  норма? (НЕТ) (щелчок) 9. Нужно ли заботится о пожилых и больных  людях? (ДА) (щелчок) 10. Уметь благодарить­ это норма? (ДА)  (щелчок) 11. Родители должны заботится о своих  детях? (ДА) (щелчок) 12. Дети должны помогать родителям? (ДА)  (щелчок) Ну вот и наш гость. Кто это?  Он очень весёлый. Почему? Крошка Енот. Он нарвал для мамы сладкой  осоки и не испугался того, кто  сидит в пруду. Крошка Енот ему  улыбнулся и подружился с ним. Домашнее  задание. Рефлексия Енотик для мамы принёс сладкой осоки, а вы  дома в течении недели заполните цветок для  мамы. Посмотрите опорные листы и прочитайте  задание №4 Читают задание. .   Посмотрите задание №5 и отметьте на вашей  шкале ,как вы сегодня поработали. Заполняют части шкалы на  опорных листах. Работа с опорным  листом. Рефлексия.Заключительный  этап. Отметили? А теперь давайте все вместе с  Крошкой Енотом его песенку. Поют. На этом урок окончен (Слайд 12). Спасибо за  работу. ДолжныДолжник Одолжить           Долг