Конспект урока по ОРКСЭ "О совести"
Оценка 4.6

Конспект урока по ОРКСЭ "О совести"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
религиоведение
4 кл
13.02.2017
Конспект урока по ОРКСЭ "О совести"
Урок в 4 классе по теме О совести» соответствует программе, учебник Кураева А. Это комбинированный урок. На уроке используются различные методы: актуализация знаний, проблемно-поисковый, словесный. Формы организации познавательной деятельности: групповая работа, индивидуальная, фронтальная, работа с учебником, работа в тетради. Цели урока: Образовательные: изучить основные понятия «добро», «зло»; сформировать умение применять принципы общения, начало экологической культуры, подразумевающей сформированное экологическое сознание. Развивающие: развивать память, интерес к нравственным ценностям, позитивного мировосприятия, умение преодолевать трудности, навыки работы с учебником, справочными материалами. Воспитательные: воспитывать чувство уважения друг к другу и окружающим, потребность в общении, доброжелательность, стремление быть тактичным и деликатным. Задачи: развивать учебно-познавательные, информационные компетенции при работе с различными источниками; совершенствовать коммуникативные компетенции в процессе групповой формы обучения; развивать самостоятельность и оригинальность мышления, готовность к социальному взаимодействию; формировать способность слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят, учить прогнозированию последствий своих поступков; Планируемые результаты: достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания. Личностные результаты: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах; развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; Метапредметные результаты: адекватное использование речевых средств для решения различных познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; определение общей цели и путей ее достижения; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметные результаты: знание, понимание, принятие и умение формулировать понятия и ценности: «добро», «зло»; знание правил дружбы; Межпредметные связи: русский язык, литературное чтениеТема урока «О совести»
о совести.docx

Тема урока О совести» 


Аннотация к уроку: 


Урок в 4 классе по теме О совести» соответствует программе, учебник Кураева А. Это комбинированный урок. 


На уроке используются различные методы: актуализация знаний, проблемно-поисковый, словесный. 
Формы организации познавательной деятельности: групповая работа, индивидуальная, фронтальная, работа с учебником, работа в тетради. 
Цели урока: 
Образовательные: изучить основные понятия «добро», «зло»; сформировать умение применять принципы общения, начало экологической культуры, подразумевающей сформированное экологическое сознание. 
Развивающие: развивать память, интерес к нравственным ценностям, позитивного мировосприятия, умение преодолевать трудности, навыки работы с учебником, справочными материалами. 
Воспитательные: воспитывать чувство уважения друг к другу и окружающим, потребность в общении, доброжелательность, стремление быть тактичным и деликатным. 
Задачи: развивать учебно-познавательные, информационные компетенции при работе с различными источниками; совершенствовать коммуникативные компетенции в процессе групповой формы обучения; развивать самостоятельность и оригинальность мышления, готовность к социальному взаимодействию; формировать способность слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят, учить прогнозированию последствий своих поступков; 
Планируемые результаты: достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания. Личностные результаты: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах; развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; 
Метапредметные результаты: адекватное использование речевых средств для решения различных познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; определение общей цели и путей ее достижения; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. 
Предметные результаты: знание, понимание, принятие и умение формулировать понятия и ценности: «добро», «зло»; знание правил дружбы; 
Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение, окружающий мир, музыка. 
Оборудование: 
учебник по ОРКСЭ А. Кураева «Основы православной культуры» 4 класс, тетради, карточки с пословицами, презентация, картинки, плакат, эпиграф. 

 

 

 

 


Пригласить ребенка выйти к доске и показать, например, печень. Указать рукой: «Печень находится вот здесь». «А где сердце?». О сердце знаем лучше, все знают, где сердце. Но есть у человека такой орган, о котором все знают, но показать рукой, где он находится очень непросто это совесть. Обращаюсь к ребенку: «А ты можешь показать где совесть?». А как совесть проявляется в человеке. Она может болеть? Да или нет? Когда болит совесть? Когда делаешь плохое. Что значит «делать плохое»? Что мы называем плохим? 
Вот мы решили с вами, что есть что-то, что, называется «совесть». Она может остановить человека от плохого поступка, даже прямо приказать: «не делай этого!». А если ты не послушаешь и все равно сделаешь, потом совесть будет даже болеть и заставит краснеть из-за плохого поступка. 
Совесть никто никогда не видел. Все знают, что она есть, говорят о ней, но точно даже никто не может указать, в каком месте тела она находится. Если мы попытаемся определить, то наверно где-то здесь (показать на грудную клетку в области сердца). Значит, совесть есть у каждого из нас в душе и она существует для того, чтобы останавливать нас от плохого. Как мы иначе еще называем плохое и хорошее? (добро и зло). 
Давайте попробуем сами сейчас определить, что мы называем добром, а что злом. Разделим доску (или лист бумаги) на две части. На одной половине напишем «добро», а на другой «зло». Давайте будем вместе перечислять добрые чувства и поступки (записываем). А теперь злые. Вот смотрите, мы записали добрые и плохие чувства и поступки. А что появляется вперед, поступок или желание его совершить? Желания мы называем чувствами. Оказывается, чувства рождают поступки. Если я завидую другому человеку, другому мальчику или девочке, то могу совершить плохой по отношению к нему поступок, допустим, взять что-нибудь без спроса, или отобрать, если он слабее, потому, что у меня этого нет. 
Скажите, гордость хорошее или плохое чувство? Думаю, что плохое. Гордый человек тот, кто хочет показать, что он лучше, выше других. Хотя мы все одинаковые. У нас одинаковые руки, ноги, головы. Но вдруг кому-то начинает казаться, что он лучше другого: умнее, или красивее, или лучше одевается и значит, другие должны его за это уважать. Но разве уважать человека нужно за одежду или красоту? Нет. Тогда за что уважают человека? (дети начнут перечислять: за то, что он помогает другим, за доброту, если он защищает слабых, не хвастается своими хорошими поступками и т.д.). Значит гордость плохое чувство. 
Трусость хорошее чувство? Да, конечно (с юмором), представьте себе, как один мальчик хвалится другому: «Я провожал Таню до дому, вдруг на встречу старшеклассник, я испугался и убежал. Круто я сделал, да?». Нет, конечно, трус и с поля боя убежит Родину предаст и девочку не защитит. А какое качество, противоположно трусости? (Смелость). Кого можно назвать смелым? (Спросить). А мне кажется, смелый тот, кто может у малыша мелочь отобрать, да? Нет? Ну, ладно, смелый тот, кто может девочку сзади за волосы дернуть, да? Нет? Вот видите, сколько хороших и плохих качеств вы знаете. 
Представьте, что вы идете летом по берегу реки, и кто-то тонет в воде, кричит, просит помощи. А рядом никого нет. Если вы пройдете и не поможете, то человек утонет. Если прыгнете в воду, то можете сами утонуть. Вы бы, что выбрали? Мы знаем, что если не поможем человеку, может даже отдав за него свою жизнь, то потом, в будущем, нас будет мучить совесть. Об этом, я хочу прочитать вам небольшое стихотворение Николая Некрасова. 


Каждый год, как наступит весна, 
И зальются поляны водою. Вся деревня идет на погост, 
На могилу под липой густою. 
С уваженьем колени народ 
Перед этой могилой склоняет; 
Шлют молитву простые сердца 
За того, кто в земле почивает. 
В ней схоронен простой мужичок, 
Целый век боронивший, пахавший, 
Но высокой души человек, 
Ни корысти, ни злобы не знавший. 
Был он другом всех бедных людей, И, за каждого сердцем страдая, 
Целый век прожил он для других, 
Для других, сам себя забывая. 
Разлилася широко река, 
Все, что ветхо, водой подмывая… 
Он погиб в золотую весну, 
Погибавших малюток спасая. 
С той поры, каждый год по весне, 
Как зальются поляны водою, 
Вся деревня идет на погост, 
На могилу под липой густою. 


Человек, чтобы спасти детей, отдал свою жизнь. Поднимите руку, кто бы сделал так же. Молодцы, я так и думала, что все бы смогли. 
Мы знаем, что есть государственные законы. Если человек возьмет чужое (украдёт), ударит другого человека, оскорбит его, он нарушит эти законы. За это ему придется отвечать. А совесть, это такой закон, который никто не писал, не придумывал. Он почему-то появился сам собой, когда мы родились. Как вы думаете, мы можем родиться сразу плохими? А сразу и на всю жизнь хорошими, не сделать ни одного дурного поступка? Чтобы понять, это нужно вырасти, и тогда каких качеств в нас будет больше, из тех, которые вы перечислили (показать на доску), так к нам и будут относиться люди. 
Если мы будем завистливыми, трусливыми, жадными, гордыми, то, конечно же, нас не будут любить другие люди, даже наши близкие. Потому что все эти нехорошие качества учат нас как не любить другого человека. 
Если вы будете чаще слушать свою совесть, то не станете делать поступков, которые мы называем плохими. Ваша совесть вам подскажет, как надо поступать, а как нет. 
Вы наверно знаете о том, как много в мире делается зла, зло делают такие же люди как мы с вами, только они не слушают свою совесть. Если вы после нашего разговора решите никогда не быть в этой половине (зло), то слушайте, что вам говорит ваша совесть. Высказывания Святых Отцов. 
«Всяким хранением храни совесть свою чистою и в мыслях, и в словах, и в делах, да будет она всегда безукоризненна и никогда не осуждает и не грызёт тебя ни за что. Чистая совесть и жизнь твою сделает безукоризненною: ибо тогда она будет чутка и сильна на добро и против зла». Никодим Святогорец «Совесть чувство духа человеческого, тонкое, светлое, различающее добро от зла». Святитель Игнатий Брянчанинов Задание 


Самоиспытай свою совесть. Ответь сам себе искренне на все вопросы. 

I. Как ты умеешь хранить совесть по отношению к ближним: 
1) Люблю ли я своих ближних, как самого себя? 
2) Не ищу ли я выгоду в отношениях с людьми? 
3) Не обижаю ли кого? Не ворую ли? А может быть, завидую кому, осуждаю, презираю? 

II. Как ты умеешь хранить совесть по отношению к самому себе: 
1) Храню ли чистоту своей души и тела? 
2) Не обманываю ли себя? 
3) Что больше люблю давать или брать? 
4) Анализирую ли свои поступки, промахи, ошибки? 
5) Не считаю ли себя лучше, достойнее, умнее других? 
6) Не обвиняю ли себя в случаях неудач и просчётов или занимаюсь самооправданием, ищу виноватых на стороне? 

III. Как ты умеешь хранить совесть по отношению к вещам: 
1) Бережно ли отношусь к вещам? 
2) Не ломаю ли их, не порчу ли их без нужды? 
3) В хорошем ли состоянии содержу принадлежащие мне личные вещи? 
4) Не выбрасываю ли раньше времени годное к употреблению? 
5) Не прилепился ли к вещам душой? Не сделал ли из них кумира? IV. Как ты умеешь хранить совесть по отношению ко всему живому: 
1) Не обижаю ли животных и птиц? 
2) Не ломаю ли деревьев, кустарников? Не рву ли зря цветы? 
3) Берегу ли природу?


 

Тема урока О совести» Аннотация к уроку:

Тема урока О совести» Аннотация к уроку:

Пригласить ребенка выйти к доске и показать, например, печень

Пригласить ребенка выйти к доске и показать, например, печень

Перед этой могилой склоняет;

Перед этой могилой склоняет;

II. Как ты умеешь хранить совесть по отношению к самому себе: 1)

II. Как ты умеешь хранить совесть по отношению к самому себе: 1)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2017