Конспект урока по ОРКСЭ "Семья - хранитель духовных ценностей" 5 класс
Оценка 4.6

Конспект урока по ОРКСЭ "Семья - хранитель духовных ценностей" 5 класс

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
религиоведение
5 кл
12.06.2018
Конспект урока по ОРКСЭ "Семья - хранитель духовных ценностей" 5 класс
Семейные ценности – это не дорогие украшения, костюмы, платья, бытовая техника или квартира – это все материальные ценности. Семейная духовная ценность – это то, что отличает одну семью от другой, служит достоянием для потомков, предметом гордости и уважения к старшим поколениям. Идеальная семья немыслима без любви. Любовь – важнейшая семейная ценность. Семейными ценностями являются верность, уважение, память предков, традиции семьи. К ценностям семьи относятся семейные реликвии – документы, воспоминания, письма, награды. Каждая из них – свидетельство о жизни и делах близких, родственников. Бережное отношение к реликвиям – источник нравственной силы, идейной убеждённости, духовной преемственности поколений.конспект
конспект.docx
Конспект урока по ОРКСЭ     Предмет (или должность) учитель русского языка и литературы Класс  5 УМК  Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В.  Модуль: Основы духовно­нравственной культуры народов России Раздел.  Семья – хранитель духовных ценностей (1 урок) Тема урока. Семья – хранитель духовных ценностей Тип урока.   Изучение нового материала Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке: Основы духовно­нравственной культуры   народов   России:   5   класс:   учебник   для   учащихся   общеобразовательных организаций / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана­Граф, 2016. Набор   карточек:     «Школа»,   «Больница»,   «Полиция»   и   пр.   для   фронтальной   работы. Презентационный материал. Цель урока:  Способствовать   формированию   представлений   о   семье   как   о   первом   социальном институте,  где ребенок   получает уроки  нравственности Планируемые результаты:  ­предметные  ­ формирование  представления о семье и ее культурной роли.  метапредметные   (регулятивные   УУД,   познавательные   УУД, коммуникативные УУД)   ­ определение наиболее эффективные способов достижения результата; внесение соответствующих корректив  в их выполнение на основе оценки; понимание причины успеха/неуспеха учебной деятельности;  ­ поиск и отбор необходимой информации. ­   овладение   навыками   смыслового   чтения   текстов   различных   стилей   и   жанров, осознанного   построения   речевых   высказываний   в   соответствии   с   задачами коммуникации.  личностные  осознание важности значения семьи, роли семьи в жизни общества. Личностно значимая проблема:   1 знание  истории   своей   семьи,   ее  обычаев   и   традиций   –  залог   интереса   к  культурным традициям российского    народа. Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения*  Учебный диалог  Фронтальная беседа  Самостоятельная работа  Работа с выполнением проблемного задания в группах. Этап урока Деятельность учителя Структура урока 1.Организа ционный момент. 2 мин   2.Мотиваци я к учебной деятельнос ти Формулиро вка   темы урока. 4 мин Учитель приветствует детей: ­ Добрый день! Встаньте, пожалуйста! Возьмитесь за руки. Дружно за руки возьмемся И друг другу улыбнемся. Всем, всем добрый день И работать нам не лень. ­ Ребята, мы единое целое, от работы каждого зависит общее дело, его результативность. Создает проблемную ситуацию ­Для того   чтобы ответить на вопрос, о чем пойдет речь на уроке давайте прочитаем притчу  «О детях и их родителях». (стр. 82) Установка:  подумать о смысле, заложенном в притче Организует беседу с детьми  Вопрос:  Какой смысл заложен в сюжете? (что нам хотел сказать автор) Вопрос: Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? Но   это   только   часть   темы.   Остальную   её   часть   вы попробуете   сформулировать   самостоятельно   после выполнения некоторых заданий.   Деятельность обучающихся   с указанием   форм организации Приветствие  учителя и друг  друга. Чтение притчи на  стр. 82 Ответы на  вопросы учителя Формулировка  первой части темы урока «Семья… 3.Акту ализа ция знани й       Вхожд ение Организует беседу с детьми (обсуждение) ­Семья!  У Л.Н Толстого есть замечательные слова:  «По­ настоящему   счастлив   тот   человек,   который   счастлив   в своей семье, в своем доме»    Довольно часто мы слышим или произносим это слово, но часто ли мы задумываемся о том, что оно обозначает?  ­Какое определение вы бы дали понятию «семья»? Работа в парах.  Дети в ходе  обсуждения  формулируют  свое понимание  этого слова.  Оформление и  2 или погру жение в тему 3 мин 4 мин 4.Изучение нового материала. 7 мин. ­Вспомните   качества,   которые   присущи   каждой   семье   в вашем понимании. ­ С какими словами ассоциируется слово «Семья»? ­Задание. Работая в парах, оформите результаты работы в виде кластера представление  результатов своей  работы  на доске. Организует беседу с детьми (обсуждение) ­А  какова же функция семьи? ­Давайте   представим   функции   семьи   в  обществе     в  виде «социологических   метафор»   («фабрика»,   «больница», «школа», «музей», «психотерапевт», «биржа труда», «отдел социальной защиты», «полицейский  участок»  ­ каждая из этих   функций   присуща   семье   как   общественному институту)   Например   ­     «фабрика»   ­   воспроизводство населения, репродуктивная функция).  ­Используйте   карточки   –   таблички,   которые   лежат   в конвертах   на   ваших   партах.   Также   можете     предложить свои результаты. Организует     раскрытие   каждой   из   функций­метафор учащимися   (адресная,   фронтально­индивидуальная работа). ­ Какие же функции семьи являются предметом разговора урока?   Это   должно   отразиться   в   формулировании   темы (перспективный метод) А   для   этого   вспомните,   о   чем     мы   с   вами   говорили   на прошлом уроке. Организует   работу   учащихся   в   группах  с   текстом учебника   (стр.   56   –   «Семья   –   хранитель   духовных ценностей»). Напоминает правила  работы в группе ( В словаре Ожегова:  «Ценности – то, что человек ценит в жизни, чему он придаёт особый положительный жизненный смысл, т.е. значимость, польза, полезность»  Это что­то важное, дорогое, что объединяет семью, не даёт ей распасться. Доброе отношение, любовь, чувство долга по отношению к пожилым  родителям, традиции, семейные реликвии, святыни,   общие   взгляды,   взаимоуважение,   чувство взаимопомощи.  Это и есть семейные ценности.)   Помогает   сформулировать вывод:  человек учится в семье,   получая   текущий   опыт   (отношения   между членами   семьи)   и   исторический   опыт   семьи (традиции, обычаи)  и построить схему  «Передача опыта в семье»: Обсуждение  понятия  «функции семьи»  (фронтально). Выявление  соответствующих  каждой из  «метафор»  функций семьи  (работают в  парах). Представление  своих выводов Организация трех  рабочих групп  (соответственно  рядам); Каждая группа  выявляет  ключевое слово  или выражение в  соответствующем  абзаце текста:  «учиться»,  «отношения»,  «традиции и  обычаи». Фиксация вывода  в виде схемы в  тетради: «Передача опыта  в семье»:                   схема 3 отношения Семья                                человек                     традиции Организует беседу с детьми (обсуждение) ­Вспомните   начало   урока,   когда   мы   с   вами   определяли предмет   речи,   о   котором   будем   говорить   на   уроке,   и попробуйте ответить на вопрос, о какой функции семьи  мы будем   говорить   на   уроках   по   этой   теме,   исходя   из полученной схемы?  Организует   обсуждение   и   оказывает   помощь     в формулировании вывода: семья как «школа» и семья как «музей» передает людям опыт прошлого и настоящего. (Фронтальная работа, обобщение.) ­Просьба   рабочим   группам   сформулировать   тему   урока, исходя предмета обсуждения.  ­О   нравственном   здоровье   семьи,   ее   духовных   ценностях можно судить по установившимся в ней традициям   Организует работу с иллюстрацией учебника  на стр. 57.  ­   О   каких   традициях   рассказывают   и   какие   отношения иллюстрируют данные изображения?  (Традиции гостеприимства, семейный обед. Считается, что   хлебосольство   –   национальная   традиция,   это объединяет многие семьи, укрепляет дружеские связи. Празднование знаменательных событий в жизни семьи. Прогулки, поездки вместе с детьми, походы в кино, цирк, театр.  Передача семейных реликвий подрастающему поколению Организует фиксацию результатов.  Те, у кого есть старший брат, пусть хлопнет в ладоши. Те, у кого есть сестра, пусть помашет руками над головой. Тот, кто   помогает   своей   маме,   пусть   попрыгает.   Те,   кто слушается папу ­ помарширует. Повращайте головой те, кто очень любит своих родных Формулировка     темы  урока  «Семья­ хранитель  духовных  ценностей» (или  подобное) и  запись её в  тетради Обсуждение  иллюстраций,  поиск ответов на  заданный вопрос с разведением  понятий  «отношения» и  «традиции»  Фиксация  результатов в  тетради.    5.Первично е закреплени е с проговарив анием   во внешней речи 6 мин 7.Разминка  2мин Организует   работу   в   парах   с  репродукцией       картины А.Ржевской. «Веселая минутка» (стр. 59)    Вопросы:  «Кто   герои   иллюстрации?»,   «Какие   у   них отношения?»,   «Где   происходит   действие?»,   «Сделай выводы   о   том,   какие   семейные   ценности   объединяют героев?»   Ответы   на   вопросы   следует   записать   на   контрольном листке и сдать в конце урока.  8.Самостоя тельная работа. Включение в   систему знаний   и повторение 7 мин 9.Подведен Организует рефлексию учащихся: Работа в парах.  Обсуждение  репродукций,  поиск ответов на  заданные вопросы. Фиксация  результатов  обсуждения.  Индивидуальная/п 4 ие   итогов. Рефлексия. 3 мин ­ Над чем заставил вас задуматься наш урок? или Организует работу по составлению синквейна. Напоминает правила составления синквейна  Составление синквейна по теме урока 10.Домашн ее задание.2 мин Организует запись домашнего задания:  По   выбору  (исходя   из   индивидуальных   возможностей каждого): 1. Поговорить с родителями о ценностях своей семьи, рассказать,   какие   традиции   существуют   в   ваших семьях.  2 .Прочитайте пословицы. (Рубрика «Обсудим вместе» стр.   58)     и   попробуйте   ответить   на   вопрос:   о   каких нравственных   ценностях   идет   в   них   речь.  Написать сочинение о своей семье (по желанию) арная рефлексия  результатов  деятельности Озвучивание  результатов  Запись домашнего задания Приложение 1. Притча «О детях и их родителях»  (стр. 82)  Один человек пришел к старцу и сказал: ­   Отче,   родители   мои   все   плачутся   да   бормочут,   жить   спокойно   не   дают.   Видно,   от старости у них ум за разум зашел. Не могу я больше этого выносить! Не отправить ли их в богоугодное заведение? ­ Понимаю, трудно тебе, ­ покачал головой старец, — но подумай, когда ты был в люльке, ведь тоже, небось, день и ночь хныкал, да и большим умом не отличался. А отец с матерью брали тебя на руки и ласкали нежно, с любовью. Они скорее с жизнью бы расстались, нежели с тобой. И чем же ты теперь хочешь им отплатить? 2.Карточки ­ таблички «фабрика»    «больница»   «школа»   «музей»   «психотерапевт»   «биржа труда»   «отдел социальной защиты»   «полицейский участок» 3.Контрольный листок. Рассмотрите  репродукцию   картины  А.Ржевской. «Веселая минутка» (стр. 59) и ответьте на вопросы. Кто герои иллюстрации? Какие у них отношения? Где происходит действие?  5 Сделай   выводы   о   том,   какие семейные ценности объединяют героев? 4.Правила составления синквейна.  Слово «синквейн» пришло к нам из французского языка и переводится как «пять». Следовательно, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк. 1 строка – одно слово, обычно существительное, отражающее  главную идею; 2 строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль; 3 строка – три слова, глаголы, описывающие действия в  рамках темы; 4 строка ­ фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме; 5   строка   –   одно   слово   (ассоциация,   синоним   к   теме,   обычно   существительное, допускается описательный оборот, эмоциональное отношение к теме). 5.В словаре Ожегова:  «Ценности   –   то,   что   человек   ценит   в   жизни,   чему   он   придаёт   особый   положительный жизненный смысл, т.е. значимость, польза, полезность»  Это что­то важное, дорогое, что объединяет семью, не даёт ей распасться. Доброе отношение, любовь, чувство долга по отношению к пожилым родителям, традиции, семейные реликвии, святыни, общие взгляды, взаимоуважение, чувство взаимопомощи.  6.Статья «Семейные ценности» Семейные ценности – это не дорогие украшения, костюмы, платья, бытовая техника или квартира – это все материальные ценности. Семейная   духовная     ценность   –   это   то,   что   отличает   одну   семью   от   другой,   служит достоянием для потомков, предметом гордости и уважения к старшим поколениям. Идеальная семья немыслима без любви. Любовь – важнейшая семейная ценность. Семейными ценностями являются верность, уважение, память предков, традиции семьи. К ценностям семьи относятся семейные реликвии – документы, воспоминания, письма, награды.   Каждая   из   них   –   свидетельство   о   жизни   и   делах   близких,   родственников. Бережное отношение к реликвиям – источник нравственной силы, идейной убеждённости, духовной преемственности поколений. Семейные   ценности   нужно   воспитывать   с   раннего   детства,   через   рассказы   о прошлом семьи, её истории, отраженной и запечатленной в семейном архиве. Семейный   альбом,   родословное   дерево   –   кладезь   исторической   памяти   –   также являются семейными ценностями. Принято  составлять  семейный  герб,  в котором  находят  свое  отражение  главные отличительные особенности или характер семьи, ее ценности. Герб   –   дает   уникальную   возможность   увековечить   свою   фамилию,   создать   династию, основать род.  ­   Созданный   герб   является   мощным   оберегом   своего   владельца,   объединяющим   род, принося ему жизнестойкость и процветание.  6

Конспект урока по ОРКСЭ "Семья - хранитель духовных ценностей" 5 класс

Конспект урока по ОРКСЭ "Семья - хранитель духовных ценностей" 5 класс

Конспект урока по ОРКСЭ "Семья - хранитель духовных ценностей" 5 класс

Конспект урока по ОРКСЭ "Семья - хранитель духовных ценностей" 5 класс

Конспект урока по ОРКСЭ "Семья - хранитель духовных ценностей" 5 класс

Конспект урока по ОРКСЭ "Семья - хранитель духовных ценностей" 5 класс

Конспект урока по ОРКСЭ "Семья - хранитель духовных ценностей" 5 класс

Конспект урока по ОРКСЭ "Семья - хранитель духовных ценностей" 5 класс

Конспект урока по ОРКСЭ "Семья - хранитель духовных ценностей" 5 класс

Конспект урока по ОРКСЭ "Семья - хранитель духовных ценностей" 5 класс

Конспект урока по ОРКСЭ "Семья - хранитель духовных ценностей" 5 класс

Конспект урока по ОРКСЭ "Семья - хранитель духовных ценностей" 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.06.2018