Схема конспекта урока
Аттестуемый педагог (ФИО) _____Горынцева Ольга Михайловна, имеющаяся (первая) и запрашиваемая (высшая) категория, МБОУ «СОШ №16» г. Ижевска Удмуртской Республики
Предмет: Русский язык Класс_____5 б ________________УМК «Школа 2100»__
Тема урока:___ Р/р Монологическая и диалогическая речь. Знаки препинания при оформлении диалога на письме.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование и материалы: учебник по русому языку для 5 класса ( Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комисарова)
Планируемые результаты:
Предметные результаты :
Метапредметные результаты:
регулятивные: определять цель, проблему в деятельности, выдвигать версии. Оценивать степень и способы достижения цели
познавательные: находить в учебнике( в тексте сказки) информацию, необходимую для ответа на вопросы, строить рассуждения, устанавливать аналогии. Представлять информацию в разных формах
коммуникативные: излагать свое мнение, понимать позицию другого. Создавать устный и письменный текст, осознанно использовать речевые средства. Организовывать работу в паре.
Личностные результаты: аргументировано оценивать свои и чужие поступки, осознавать свои эмоции и др.
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которых проектируется урок: первый год класс обучается по образовательной системе «Школа 2100», характеризуется средними возможностями; в классе наблюдается высокая (4 человека), средняя (12 человек) и низкая (9 человек) познавательная активность; также есть учащиеся со сниженной мотивацией обучения в связи с переходом в «среднее звено» школы. В этот период обучающиеся постепенно адаптируются к новым условиям: требования, темп урока, индивидуальные особенности учителя, смена кабинетов, смена классного руководителя и т.д. Адаптируются все по-разному. Это сказывается на уровне качества знаний, на желании и способности учиться.
Это шестой урок в разделе «Слово в тексте», первый урок по изучению данной темы.
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:
Вид планируемых учебных действий |
Учебные действия |
Планируемый уровень достижения результатов обучения |
Предметные |
: различать фольклорные и литературные произведения, пересказывать сказку (художественный пересказ эпизода), понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать текст, : воспроизводят знания о сказке, об анализе художественных особенностей произведения : определять актуальность произведения для читателей разных поколений
|
1 уровень- понимание, адекватное употребление в речи
2 уровень- воспроизведение
3 уровень- реконструкция- (преобразование) информация |
Регулятивные |
:самостоятельно преобразуют практическую задачу в познавательную, формулируют вопросы :планируют собственную деятельность, определяют средства для её осуществления
|
3 уровень- самостоятельное действие учащихся на основе усвоенного алгоритма действий
3 уровень- самостоятельное действие учащихся на основе знаний о методах художественного и лингвистического анализа
|
Познавательные |
Сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников |
2 уровень- совместные (парно-групповые), выполняемые под руководством учителя действия учащихся |
Коммуникативные |
Готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей 9групповой0 позиции |
1 уровень- высказывать свою точку зрения по инициативе учителя |
Личностные |
Осуществляют рефлексию своего отношения к содержанию темы и достигнутым результатам |
2 уровень- выполнение учебного действия с использование опорных слов |
Этапы урока, время |
Цель, задачи этапа
Планируемый результат |
Универсальные учебные действия, предметные учебные действия |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Методы и приемы Формы учебного взаимодействия
|
|
Организациооный момент
1-2 мин
|
Цель: настроить обучающихся на учебную деятельность
Задачи: проверить готовность учеников к уроку. Отметить отсутствующих на уроке, выяснить по возможности причины отсутствия, задать положительный настрой коллективу учеников
|
Познавательные: устанавливать аналогии
Коммуникативные: осознанно использовать речевые средства
Регулятивные: определять цель.
Личностные: Осознавать свои эмоции, понимать состояние других людей
|
Приветствует учеников, настраивает их на учебную деятельность
|
Проверяет наличие учебных принадлежностей, настраивается на эффективную учебную деятельность и высокий темп работы на уроке |
Методы и приемы: слово учителя
Формы: фронтальная |
|
Этапы урока, время |
Цель, задачи этапа
Планируемый результат |
Универсальные учебные действия, предметные учебные действия |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Методы и приемы Формы учебного взаимодействия
|
|
Опрос учащихся по заданному на дом материалу (мотивационно-целевой) 10-13 мин
|
Цель: подвести учащихся к теме урока
Задачи: проверить качество выполнения домашнего задания; выявить и исправить возникшие недочеты; совместно с обучающимися вывести тему и цель предстоящего урока и разъяснить её.
|
Познавательные:
Коммуникативные: Излагать свое мнение, понимать позицию другого, осознанно использовать речевые средства
Регулятивные: Оценивать степень и способы достижения цели, работать по плану Личностные: Осознавать свои эмоции, понимать состояние других людей, вырабатывать уважительное отношение к другим |
Предлагает ученикам осуществить взаимопроверку домашнего задания по заранее определенным критериям; подводит итог взаимопроверки; корректирует результаты оценивания, раздает карточки с заданиями ученикам, которые не справились с домашней работой; проводит эвристическую беседу с цепочкой вопросов. ответы на которые приводят учеников к теме и цели предстоящего урока
|
Вспоминают критерии оценивания домашней работы по русскому языку и проводят ее взаимопроверку; определяют ошибки, оценивают ответ и аргументируют оценку; вступают в эвристическую беседу с учителем, в ходе которой выводят тему и цель урока, объясняют задачи на урок.
Критерии оценки: «5» -отсутствие ошибок «4»- 1-2 ошибки «3»- 3-4 ошибки «2» - 5 и более ошибок
|
Методы и приемы: взаимопровер ка, сверка с образцом, эвристическая беседа
Формы: индивидуальная и фронтальная, работа в парах |
|
Этапы урока, время |
Цель, задачи этапа
Планируемый результат |
Универсальные учебные действия, предметные учебные действия |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Методы и приемы Формы учебного взаимодействия
|
|
Объяснение нового материала (ориентировочный этап) 15 мин
|
Цель: объяснить новый материал с помощью учащихся
Задачи: организовать самостоятельное планирование деятельности при выполнении задания
|
Регулятивные УУД: планировать, т.е составлять план действий с учетом конечного результата
|
Демонстрирует эпизод из фильма «Три мушкетера»
Задает вопрос о способе получение нового знания, необходимого для решения проблемы |
Смотрят отрывок из фильма «Три мушкетера»
Наблюдают на информацией в учебнике и определяют последовательность действий |
Методы и приемы: беседа, слово учителя, демонстрация эпизода художественного фильма
Формы: фронтальная, индивидуальная |
|
Этапы урока, время |
Цель, задачи этапа
Планируемый результат |
Универсальные учебные действия, предметные учебные действия |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Методы и приемы Формы учебного взаимодействия
|
|
Физкультминутка 1-2 мин.
(Поисково-исследовательский этап) 5-6 мин
|
Цель: отдохнуть с помощью физкультминут. Задачи: выполнить несколько упражнений, направленных на оздоровление глаз и отдых тела
Цель: определить особенности диалога, сравнить с монологом
Задачи: организовать поиск решения проблемы |
Познавательные УУД: Искать и выделять необходимую информацию, формулировать вопросы, строить логическую цепь рассуждений, формулировать выводы |
Анализирует материал учебника вместе с детьми, помогает делать выводы, задает вопросы |
Читают и выполняют письменно задания, отвечают на вопросы учителя, слушают ответы одноклассников, делают выводы |
Методы: исследование (сбор и анализ фактов, обобщение)
Формы: индивидуальная, фронтальная |
|
Закрепление учебного материала (практический этап) 10 мин.
|
Цель: закрепить знания по теме
Задачи: выполнение практического задания в парах, взаимопроверка |
Познавательные: Выводить следствия
Предметные: определять монолог и диалог, ставить знаки препинания при диалоге
Коммуникативные: Адекватно использовать языковые средства для аргументации своей позиции |
Предлагает ученикам выполнить закрепляющие задания, координирует неточности, ошибки в выполнении заданий, оценивает работу учеников
Выдает карточки для работы в парах, координирует действия учеников, задает вопросы |
Письменно выполняют практическое упражнение в парах или индивидуально, опираясь на знания по теме, оценивают себя и своих одноклассников
|
Методы: беседа, взаимопроверка
Формы: фронтальная, парная, индивидуальна |
|
Задание на дом, рефлексия (рефлексивно-оценочный) 5 мин
|
Цель: проанализировать эффективность урока и дать домашнее задание Задачи: подвести итоги урока через дискуссию успешности учащихся на уроке. Причинах ошибок, способах их устранения и самооценке работы на уроке. Разъяснить дом. задание |
Познавательные: Находить информацию, необходимую для выполнения задания, представлять информацию в разных формах( ассоциация), устанавливать аналогии Коммуникативные: Излагать свое мнение, понимать позицию другого Регулятивные: Оценивать степень и способы достижения цели, работать по плану, выдвигать версии Личностные: Осознавать свои эмоции, понимать состояние других |
Подводит итоги урока, выясняет эффективность и уровень сложности предложенных детям заданий, подводит учеников к самооценке своей деятельности на уроке; разъясняет домашнее задание |
Дискутируют об уровне предложенных заданий, успешности их выполнения, причинах ошибок, способах их устранения,; проводят самооценку работы на уроке, задают вопросы по домашнему заданию, характеризуют урок в целом. |
Методы и приемы: дискуссия
Формы: фронтальная |
|
САМОАНАЛИЗ УРОКА русского языка
Аттестуемый педагог (ФИО) _____Горынцева Ольга Михайловна, имеющаяся (первая) и запрашиваемая (высшая) категория, МБОУ «СОШ №16» г. Ижевска Удмуртской Республики
Предмет: Русский язык Класс_____5 б ________________УМК «Школа 2100»__
Тема урока:___ Р/р Монологическая и диалогическая речь. Знаки препинания при оформлении диалога на письме.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование и материалы: учебник по русому языку для 5 класса ( Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комисарова)
Планируемые результаты:
Предметные результаты :
Метапредметные результаты:
регулятивные: определять цель, проблему в деятельности, выдвигать версии. Оценивать степень и способы достижения цели
познавательные: находить в учебнике информацию, необходимую для ответа на вопросы, строить рассуждения, устанавливать аналогии. Представлять информацию в разных формах
коммуникативные: излагать свое мнение, понимать позицию другого. Создавать устный и письменный текст, осознанно использовать речевые средства. Организовывать работу в паре.
Личностные результаты: аргументировано оценивать свои и чужие поступки, осознавать свои эмоции и др.
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которых проектируется урок: первый год класс обучается по образовательной системе «Школа 2100», характеризуется средними возможностями; в классе наблюдается высокая (4 человека), средняя (12 человек) и низкая (9 человек) познавательная активность; также есть учащиеся со сниженной мотивацией обучения в связи с переходом в «среднее звено» школы. В этот период обучающиеся постепенно адаптируются к новым условиям: требования, темп урока, индивидуальные особенности учителя, смена кабинетов, смена классного руководителя и т.д. Адаптируются все по-разному. Это сказывается на уровне качества знаний, на желании и способности учиться.
Это шестой урок в разделе «Слово в тексте», первый урок по изучению данной темы.
Для того, чтобы все настроились на определенный заданный мною ритм работы, в начале урока проводится контроль выполненного домашнего задания в форме взаимопроверки с последующим опросом. Данный прием хорошо знаком детям. Поэтому они быстро включаются в работу. Для ученика на первый план выходит мотив самооценки и взаимооценки. При этом я могу отслеживать уровень знаний всего класса и пробелы в знаниях индивидуально каждого. Учащиеся, которые хорошо поняли и усвоили пройденный материал, комментируют правильный вариант, давая возможность менее успешным еще раз прослушать информацию. В том случае, если в классе есть ученики, которые не справились с домашним заданием, получают индивидуальные карточки, что дает возможность отработать данную тему позднее и получить положительную отметку в накопительную систему учета выполнения домашнего задания. Такая работа позволяет реализовать принцип доступности учебного материала, а так же дифференцированного подхода к обучающимся.
При выборе методов и постановке задач учитывались и такие характеристики учащихся, как любознательность, средний уровень самостоятельности. Недостаточно развитая монологическая речь, средний темп работы.
|
Самоанализ |
|
|||||||||||||||||||||
|
Этапы урока |
Уровень достижения планируемого результата |
Возможные риски |
Коррекционная работа |
|
||||||||||||||||||
|
Стадия Вызова
(Организационный момент.
|
2 уровень- воспроизведение 3 уровень- преобразование информации (задавание вопросов и взаимооценка) |
1. Ученики не полностью готовы к уроку (например, не взяли учебник на урок). Ученики не могут задать вопросы
2. Ученики не могут адекватно оценить друг друга,
3. Ученики не видят, что отдельные вопросы неправильно сформулированы 4. Ученики не могут обосновать свое решение относительно последовательности вопросов |
1. Учащиеся предлагают свои учебники для работы на уроке. Учитель демонстрирует, как он это делает, подробно описывая каждое свое действие 2. Учитель помогает ученикам, комментируя каждый критерий оценки 3-4 Можно попросить другую пару, успешно справившуюся с работой, рассказать, как они это сделали |
|
||||||||||||||||||
|
Стадия Содержания
|
2 уровень- воспроизведение 3 уровень- преобразование информации |
1. Ученики не умеют делать выводы по предложенному материалу , на что уходит много времени 2. Ученики не знают, как выбирать информацию из текста 3. Ученики не слушают друг друга |
1. Потренировать учеников делать выводы на основе наводящих вопросов 2. Еще раз обсудить задание 3. Установить порядок выступлений в паре (по кругу по 30 сек каждый) |
|
||||||||||||||||||
|
Стадия Рефлексии
|
2 уровень- воспроизведение 3 уровень- преобразование информации |
1. Ученики, рассказывая о знаках препинания при диалоге, ограничиваются чтением ключевых словосочетаний, не оформляют свое высказывание в виде развернутого высказывания. 2. Ученики не могут точно ответить на вопросы по уроку 3. Ученики не знают, какие источники информации они могут использовать в ходе домашней работы |
1. Выбрать ученика, который демонстрирует необходимое действие, попросить выступить перед классом 2. Дать время на то, чтобы послушать кого-то из учеников, кто понял тему урока
3. Обратить внимание учеников на ту литературу, которая имеется в классе: справочники, словари, журналы. Обратить внимание на возможности Интернета |
|
||||||||||||||||||
Самоанализ |
|
||||||||||||||||||||||
Этап урока |
Уровень достижения планируемого результата |
Возможные риски |
Коррекционная работа |
|
|||||||||||||||||||
|
Низкий |
средний |
высокий |
|
|||||||||||||||||||
Стадия Вызова
|
Познавательные: устанавливать аналогии
Коммуникативные: осознанно использовать речевые средства
Регулятивные: определять цель.
Личностные: Осознавать свои эмоции, понимать состояние других людей
|
Ученики выбирают вопросы по принципу повторения
Ученик не учитывает возможность разных оснований для выбора вопросов
|
Ученики выбирают важные вопросы, не объясняя, почему они важные Ученик понимает возможность оценки разных вопросов как важных, но не может обосновать
|
Ученики выбирают важные вопросы, аргументируя выбор
Ученик понимает, что существуют разные подходы к отбору вопросов, учитывает позиции товарищей, обосновывает свое мнение
|
1. Ученики не полностью готовы к уроку (напр, не взяли учебник на урок). Ученики не могут задать вопросы
2. Ученики не могут адекватно оценить друг друга,
3. Ученики не видят, что отдельные вопросы неправильно сформулированы 4. Ученики не могут обосновать свое решение относительно последовательности вопросов |
1. Учащиеся предлагают свои учебники для работы на уроке.
Учитель демонстрирует, как он задает вопрос, подробно описывая каждое свое действие 2. Учитель помогает ученикам, комментируя каждый критерий оценки 3-4 Можно попросить другую пару, успешно справившуюся с работой, рассказать, как они это сделали |
|
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
1. Ученики не умеют делать выводы по предложенному материалу , на что уходит много времени 2. Ученики не знают, как выбирать информацию из текста 3. Ученики не слушают друг друга |
1. Потренировать учеников делать выводы на основе наводящих вопросов 2. Еще раз обсудить задание 3. Установить порядок выступлений в паре (по кругу по 30 сек каждый) |
|||||||||||||||||
Самоанализ |
|
||||||||||||||||||||||
Этап урока |
Уровень достижения планируемого результата |
Возможные риски |
Коррекционная работа |
|
|||||||||||||||||||
|
низкий |
средн |
высок |
|
|||||||||||||||||||
Стадия содержан
|
Познавательные:
Коммуникативные: Излагать свое мнение, понимать позицию другого, осознанно использовать речевые средства
Регулятивные: Оценивать степень и способы достижения цели, работать по плану Личностные: Осознавать свои эмоции, понимать состояние других людей, вырабатывать уважительное отношение к другим |
Ученики не следуют правилам работы по учебнику |
Ученики следуют некоторым правилам работы по учебнику |
Ученики сознательно и последовательно придерживаются правил работы по учебнику |
1. Ученики не умеют делать выводы по предложенному материалу , на что уходит много времени 2. Ученики не знают, как выбирать информацию из текста 3. Ученики не слушают друг друга |
1. Потренировать учеников делать выводы на основе наводящих вопросов 2. Еще раз обсудить задание 3. Объяснить ещё раз работу по учебнику |
|
||||||||||||||||
Самоанализ |
|
||||||||||||||||||||||
Этап урока |
Уровень достижения планируемого результата |
Возможные риски |
Коррекционная работа |
|
|||||||||||||||||||
|
низкий |
средн |
высок |
|
|||||||||||||||||||
Стадия Рефлексии
|
Познавательные: Находить информацию, необходимую для выполнения задания, представлять информацию в разных формах( ассоциация), устанавливать аналогии Коммуникативные: Излагать свое мнение, понимать позицию другого Регулятивные: Оценивать степень и способы достижения цели, работать по плану, выдвигать версии Личностные: Осознавать свои эмоции, понимать состояние других |
Ученики находят нужную информацию для выполнения д/з только с помощью учителя
Ученики работают по плану, данному учителем |
Ученики находят нужную информацию для выполнения д/з, не задавая вопросов Ученики работают по плану, устно объясняя его |
Ученики находят самостоятельно нужную информацию
Ученики работают по самостоятельно составленному плану |
1. Ученики, рассказывая о знаках препинания при диалоге, ограничиваются чтением ключевых словосочетаний, не оформляют свое высказывание в виде развернутого высказывания. 2. Ученики не могут точно ответить на вопросы по уроку 3. Ученики не знают, какие источники информации они могут использовать в ходе домашней работы |
1. Выбрать ученика, который демонстрирует необходимое действие, попросить выступить перед классом 2. Дать время на то, чтобы послушать кого-то из учеников, кто понял тему урока
3. Обратить внимание учеников на ту литературу, которая имеется в классе: справочники, словари, журналы. Обратить внимание на возможности Интернета |
|
||||||||||||||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.