Цели урока:
• на основе учебного исследования подвести учеников к осознанию понятия «орфограмма безударного гласного в окончаниях имен существительных»,
• упражнять в применении алгоритма (правописания гласной в безударных окончаниях имен существительных 1 склонения).
Задачи:
предметные
– создать условия для уточнения детьми понятия: «склонение существительного», «безударные падежные окончания имен существительных»;
– упражнять учащихся в применении ими правила правописания безударного гласного в безударных окончаниях имен существительных 1 склонения проговаривая алгоритм выбора буквы;
– понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- вносить необходимые коррективы в действия в сотрудничестве с одноклассниками (регулятивные).
метапредметные:
– развивать умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
– формировать коммуникативные навыки (построение монологического высказывания, владение диалогической формой коммуникации, учет мнения и позиции другого, стремление к координации различных позиций в сотрудничестве).Конспект урока по русскому языку для учащихся 6 классов коррекционной школы VIII вида" Падежные окончания имён существительных 1-го склонения".
Цели данного урока:
• на основе учебного исследования подвести учеников к осознанию понятия «орфограмма безударного гласного в окончаниях имен существительных»,
• упражнять в применении алгоритма (правописания гласной в безударных окончаниях имен существительных 1 склонения).
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(нарушение интеллекта)
№60 г. Челябинска».
Конспект урока русского языка
__6_ класс
Тема: «Падежные окончания имён существительных
1го склонения».
Лисенчук Людмила
Витальевна,
учитель русского языка и чтения
г. Челябинск
МБОУ «С(К)ОШ №60 г. Челябинска»
Тип урока: урок изучения нового материала
Цели урока:
на основе учебного исследования подвести учеников к осознанию
понятия «орфограмма безударного гласного в окончаниях имен
существительных»,
упражнять в применении алгоритма (правописания гласной в
безударных окончаниях имен существительных 1 склонения).
Задачи:
предметные
– создать условия для уточнения детьми понятия: «склонение
существительного», «безударные падежные окончания именсуществительных»;
– упражнять учащихся в применении ими правила правописания
безударного гласного в безударных окончаниях имен существительных 1
склонения проговаривая алгоритм выбора буквы;
– понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном
материале;
вносить необходимые коррективы в действия в сотрудничестве с
одноклассниками (регулятивные).
метапредметные:
– развивать умение планировать свои действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во
внутреннем плане;
– формировать коммуникативные навыки (построение монологического
высказывания, владение диалогической формой коммуникации, учет
мнения и позиции другого, стремление к координации различных
позиций в сотрудничестве).
Оборудование:
мультимедийный проектор
учебник
презентация
«таланты» (жетоны).
Ход урока.
Конспект
Используемые приёмы
педагогической техники
1этап урока: Эмоциональный настрой на урок
Добрый день, ребята! Начнем наш
урок.
Мы с вами на уроке, подобно дружной
семье. Давайте посмотрим на соседа
слева,
потом на соседа справа,
улыбнемся, друг другу и с хорошимнастроением нацелимся на добывание
знаний!
2 этап урока: Мотивация учащихся на учебную деятельность
Приём
«Получи талант»
Ребята я зачитаю вам сейчас пословицу,
а вам нужно будет объяснить, как вы ее
понимаете.
А еще у вас сегодня будет возможность
заработать сегодня «жетон», и даже не
один в течение урока, а потом обменять
их у меня на отметку в конце урока.
Итак, пословица: (показ слайда)
«Каждый день жизни прибавляет
частицу мудрости».
Как вы понимаете данную пословицу?
Ответы детей: (Мы узнаём чтото
ново, новые знания).
Молодцы! А теперь запишем дату,
классная работа.
Запишите пословицу.
3 этап урока: Введение в тему
Приём
«Исторический
календарь»
Отправляемся мы с вами сегодня в
путь, 9 марта, за новыми знаниями.
Интересен этот день не только тем, что
сегодня празднуют день учителя в
Ливане, например, а в Росси как мы
знаем, он празднуется 5 октября, но и в
этот день родился первый космонавт
Земли Юрий Алексеевич Гагарин.
И, конечно же, сегодня на уроке мы не
можем не вспомнить об этом
историческом и памятном событии.
1. Далее идет показ слайда с картинками
4 этап урока: Тема урока и цели(земля, вода, изба, трава, девочка, дядя,
дедушка (имена существительное м.р.
ж.р. 1го склонения)
Актуализация знаний
учащихся.
Ребята так над чем мы будем работать
сегодня на уроке? Есть догадки?
Что общего у этих слов на картинке?
Дайте определение имени
существительному.
Работа с картинками.
Запишем эти слова в тетрадь.
Словарная работа.
Опрос детей.
Актуализация знаний
учащихся.
Вопросответ.
(Земля, вода, изба, трава, девочка, дядя,
дедушка)
Теперь определите окончание и род
сущ.(работа по цепочке, возможность
заработать жетоны.)
2. Предлагаю провести «БИТВУ
ЗНАТОКОВ» и заработать жетоны.
Отвечать четко и кратко.
1. Что называют именем
существительным? (повторный вопрос)
2. Как изменяются имена
существительные? (число, род, падеж,
склонение)
3. Что такое изменение по падежам?
4. Сколько падежей в русском языке?
5. Сколько склонений имеют имена
существительные?
6. Какие существительные относятся к 1
склонению?
7. Что значит, поставить
существительное в начальную форму?8. Кого? Чего? Это вопросы, какого
падежа?…
9.Кем? Чем? Это вопросы, какого
падежа?…
С какой целью выполнили это задание?
(ответы детей оцениваются
жетонами)
Поднимите руку, у кого возникло
затруднение при выполнении этого
задания. Значит, мы легко справились
с ним и пришло время открывать
новую тему урока.
Показ слайда с темой урока.
Приём
«Получи талант»
Рефлексия.
5 этап урок: Отработка умений и навыков по теме урока
Постановка учебной
цели, определение темы
урока.
Работа в тетради.
На доске две группы слов:
(необходимо записывать, определить
падеж, поставить ударение)
ИЗ ЗЕМЛ__ ИЗ ИЗБУШК__
ПО ВОД___ ПО КОМНАТ___
НА СТЕН__ НА УЛИЦ___
Чем отличаются эти две группы
слов?
Ответы детей: В первом столбике на
окончания падает ударение ударные,
во втором – без ударения.
Какие окончания имеют
существительные одного и того же
склонения в одном и том же падеже?Ответы на вопросы
учителя.
(Одинаковые, ударные и безударные)
Какое окончание вызывает трудность
при написании? (Безударное).
Как нужно поступить, если окончание
безударное? (Определить склонение,
падеж и подобрать слово в этом же
падеже, но с ударным окончанием).
Сегодня на уроке мы узнаем, как
правильно писать безударные окончания
имён существительных.
Тема нашего урока «Падежные
окончания имён существительных».
6 этап урока: Самостоятельная групповая работа учащихся
1.Проведем исследование.
Работаем в парах (2 ученика у доски).
Ваша задача просклонять имена
существительные (сестра, папа).
Поставить ударение, выделить
окончания.
Какие выводы вы сделали?
Повторим еще раз.
На доске:
Таблица: Все падежи с окончаниями.
Вывод: у имён существительных 1
склонения одинаковые окончания
(ударные и безударные).
Итог исследования, работа с памяткой,
первичное закрепление
Исследовательская
работа.
Работа у доски.
Работа с таблицей в
учебнике.Работа с памяткой.
Опрос детей.
Приём
« Лови ошибку!»
Приём
«Получи талант»
Как проверить безударное окончание
имени существительного?
(ответы детей)
Вернемся к словам из начала урока.
Объясните, какие букв пропущены в
окончаниях (первый пример поясняет
учитель с комментированием, остальные
учащиеся с места).
ИЗ ИЗБУШК__
НА УЛИЦ___
ПО КОМНАТ___
2. Задание: «Найди ошибку».
Именительный падеж
употребляется с предлогами.
У сущ 1 склонения в форме В.п. и
Т.П. одинаковые окончания.
У сущ. 1 скл. В форме П.п. и Д.п.
окончания совпадают.
(ответы детей оцениваются
жетонами)
2. Задание «Исправь ошибки».
Раздаются листочки с напечатанным
текстом. Детям необходимо найти
ошибки в окончании имен
существительных с ударным и
безударным окончанием.
«Лесная столовая»
Ребята с осени запасались желудями,
шишками, семенами березы и ольхи.
Кормушку повесили они у самойопушке. Установили мальчики
дежурство и в любую погоду по очереди
навещали пернатых друзей. Приходили к
кормушки и зайцы. Об этом ребята
узнали по следам. У кормушке можно
было увидеть и белку. Школьники всегда
были рады такой встречи.
Индивидуальная работа.
7 этап урока: Физминутка
8 этап урока: Самостоятельная работа в парах, обсуждение
Работа в парах.
Отработка умения в определении
безударных окончаний имен
существительных.
Записываем слова:
На карточках:
На ветки сирени,
за подругай,
до деревне,
возле речке,
по тропинки.
Найдите в словосочетаниях ваших
сверстников ошибки и исправьте их.
Объясните, почему учащиеся допустили
ошибки.
Общий вывод:
Для правильного написания окончания у
имен существительных нужно знать, что
у имён существительных 1 склоненияодинаковые окончания (ударные и
безударные).
9 этап урока: Итог урока. Домашнее задание. Рефлексия
Вот и подошла к концу наша
исследовательская работа.
Рефлексия урока.
Приём
«Получи талант»
∙ Знания, о какой части речи мы
сегодня закрепляем?
∙ Что мы с вами уже вспомнили?
∙ С какими трудностями столкнулись?
∙ Расскажите правила правописания
безударных падежных окончаний
имён существительных.
(ответы детей)
∙ Что нужно знать, чтобы правильно
написать безударные
падежные окончания имён
существительных?
(ответы детей)
∙ Закончите фразу:
В первом склонении,
Помню даже во сне,
В предложном и дательном
Пишется ….
∙Где вы будете применять полученные
знания?
(ответы детей)
Записываем задание на дом, с
разбором.
Упр. 245 стр. 152
Итоги урока. Подсчитайте ваши «жетоны»
(Оценивание, обмен на оценку кто
заработал большее количество
жетонов)
Рефлексия деятельности на уроке:
1. Сегодня на уроке я узнал….
2. Сегодня на уроке я научился…..
3. После урока мне захотелось……
4. Сегодня на уроке я похвалил бы
себя за……..
Самооценка выполненной работы
смайлики.
Оцените наш урок и свою работу на
нём.
Какой смайлик вы выберете?
Оценивание результата
работы.
Приём
«Ярмарка настроений»
Оценка своей работы,
коррекция.