Конспект урока по русскому языку "Чтобы писать грамотно, нужно..."
Оценка 4.7

Конспект урока по русскому языку "Чтобы писать грамотно, нужно..."

Оценка 4.7
Работа в классе
docx
русский язык
4 кл
11.01.2017
Конспект урока по русскому языку "Чтобы писать грамотно, нужно..."
урок рус яз111.docx

Учитель: Андрющенко Елена Владимировна, Азовский район

Предмет: Русский язык

УМК  «Гармония»

Класс : четвертый

Тема: «Чтобы писать грамотно нужно…»

Тип урока: обобщения и систематизации знаний

Цель: формировать представление о необходимости грамотного письма для человека,  систематизировать орфографические знания и отработать навыки правописания

Задачи:

Образовательная:

- выявить знания детей по теме; продолжить формировать умения решать орфографические задачи с опорой на имеющиеся у обучающихся знания,  сравнивать, обобщать.

-формировать умение  выбирать способы решения орфографических задач

Развивающие:

Развитие познавательных УУД

 – развивать умение осуществлять поиск нужной информации, используя раздаточный материал и сведения, полученные от взрослых; осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации о русском; проводить аналогию и на ее основе строить выводы; осуществлять синтез как составление целого из частей.

– строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; записывать, фиксировать информацию о русском языке с помощью инструментов ИКТ

Развитие коммуникативных УУД

– развивать умения принимать активное участие в работе парами, используя речевые коммуникативные средства; допускать существование различных точек зрения;  договариваться, приходить к общему решению; использовать в общении правила вежливости;

– развивать способность контролировать свои действия в коллективной работе; проявлять инициативу в учебно-познавательной деятельности; осуществлять взаимный контроль;

Развитие регулятивных УУД

– развивать умение принимать и сохранять учебную задачу; вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

развивать умение самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение  по ходу его реализации.

 

Воспитательная:

 – формировать  внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам русского языка;  понимание роли грамотного письма в жизни человека; интерес к различным видам учебной деятельности

- формировать  интерес к познанию русского языка, интерес к детской литературе;

 

Оборудование:

компьютер,  проектор, Smart Board,  карточки для индивидуальной работы и работы в парах, орфографические словарики, презентация к уроку

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

фронтальная, индивидуальная работа в парах

Методы и приемы:

создание ситуации успеха; методы словесной и наглядной передачи информации, проблемный метод, частично поисковый метод

Формируемые УУД

Личностные УУД:

-Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

 Регулятивные УУД:

-Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать свое предположение на основе работы с раздаточным материалом, оценивать правильность выполнения действий; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

 Коммуникативные УУД:

- Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; учиться работать в паре, формулировать собственное мнение.

Познавательные УУД:

-Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного  с помощью учителя;  находить ответы на вопросы, используя раздаточный материал, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемые результаты:

Предметные:

Применять изученные правила правописания, осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки

Личностные:

- Способствовать   самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;  пониманию чувств одноклассников, учителей,

других людей и сопереживанию им;

 

Метапредметные:

- Умение определять и формулировать цель на уроке, высказывать предположение на основе работы с раздаточным материалом, оценивать правильность выполнения действий, планировать свое действие в соответствии с поставленной  задачей.

- Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, учиться работать в группе, сформулировать собственное мнение.

- Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного  с помощью учителя; находить ответы на вопросы.

 

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Задачи этапа

Методы и формы работы

1.Организа-ционный  момент

Включение детей в деятельность.

Здравствуйте, меня зовут Елена Владимировна.

Прикоснитесь ладошками друг к другу. Что почувствовали? Почувствовали, какие они у вас теплые? Пусть будет таким же теплым наше сегодняшнее общение. Я  приглашаю вас к сотрудничеству и надеюсь на вашу поддержку, призываю вас быть активными в течении всего урока. Желаю удачи!

 

Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку.

Настроить учащихся на учебную деятельность.

Дидактический тренинг

2.Актуализация знаний, умений

- Ребята, давайте с вами попробуем вернуться в прошлое и вспомнить сентябрь, когда вы пришли в 1 класс. Вспомните, чему вы хотели научиться?

 

- Сейчас вы без пяти минут выпускники начальной школы. Как вы думаете, вы научились всему , чему хотели научиться в 1 классе?

- Да. (Ну тогда я к вам обращусь за помощью)

- Нет. ( Чего вы еще не знаете? Что хотели бы узнать? Давайте попробуем систематизировать и обобщить ваши знания)

 

Отвечают на вопросы учителя.

 

 

- Читать, писать, считать.

 

 

 

-Да

 

 

-Нет

Выявить знания и умения учащихся по пройденной теме

Беседа

3.Постановка темы и цели урока перед учащимися

Один литературный герой очень захотел найти себе друзей. Он написал объявление  и развесил его на улицах города. (Объявление на интерактивной доске)

Маладой кракодил пятидесяти лет

хочет завести себе друзей.

Спредложениями обращаца по адресу:

Большая Пирожная улица, дом 15 корпус «ы»

- Узнали героя? Кто это?

- Как вы думаете, много ли нашлось желающих подружиться с нашим героем? Почему? Крокодил Гена умеет читать, красиво писать, разве этого недостаточно?

 

- Чтобы вы посоветовали нашему герою, для того, чтобы писать грамотно? Давайте попробуем сегодня на уроке составить памятку-рекомендацию.

Как вы думаете, о чем она будет?

«Чтобы писать грамотно, нужно…»

 

Как вы считаете, такая памятка пригодится только Крокодилу Гене или еще кому – то? Кому?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Крокодил Гена. Герой повести Э. Успенского «Крокодил Гена и его друзья»

- Друзей, наверное, нашлось немного.

- Нужно писать грамотно (правильно, без ошибок)

 

 

-«Чтобы писать грамотно, нужно…»

 

- Памятка будет помогать нам писать грамотно

Подвести детей к названию темы урока и формулировке цели урока.

Проблемный диалог.

4.Закрепление и систематизация знаний

- Но сначала давайте исправим ошибки, допущенные Крокодилом Геной в объявлении.

- Какое умение помогло вам найти ошибки? Как вы узнали, что именно в этом месте ошибка?

Орфограммы, орфограммы,

Буквы водят хоровод.

В жизни будет тот успешным,

Кто в лицо их узнает.

- Итак, первое и, наверное, одно из самых главных умений – это умение находить орфограммы. (Запишите первое умение в памятку)

- Откройте тетради. Запишите число, классная работа.

-Посмотрите на доску. Объясните значение слов.

На доске записаны слова:

Подоконник, подстаканник, подсвечник

- Запишите эти слова и покажите ту часть, которая делает их разными словами

 

- Выделите ту часть (морфему), которая передает значение: находящийся внизу чего-то.

- Выделите одинаковую часть, которая помогает словам стать названиями предметов.

- Какой частью слова основы различаются? А какие делают основы похожими? Какая еще часть есть у этих имен существительных? Обозначьте ее, назовите признаки, о которых она сообщает?

 

 

 

 

 

- Какая орфограмма в двух словах объясняется строением слова? Подчеркните ее.

- Итак, вам встретились слова, в которых правописание зависит от какого умения, знания?

 

Запишите новый пункт в нашу памятку.

 

Давайте попробуем вспомнить и рассказать крокодилу Гене решение еще каких орфографических задач зависит от знания строения слова. Для этого вам придется самостоятельно решить орфографические задачи в карточках.

КАРТОЧКА

_длать, _доровье, в_ехать, в_юга, под_езд, в_ет, ц_рк, ц_фры, огурц_, конц_, овощ_резка, скор_варка.

- Поменяйтесь друг с другом карточками, проверьте по эталону. (Эталон на ИД)

- У кого не было ни одной ошибки? У кого 1, 2?

Какие орфограммы вам встретились?

 

- Молодцы, вы хорошо поработали и чтобы найти следующее умение необходимое для грамотного письма, я вас приглашаю проводить нашего литературного героя на работу.

- Кто знает, где работает Крокодил Гена?

По пути Гене встечается орфографическая поляна

Ваша задача выбрать в лесу любую елочку и решить орфографическую задачу, которую она предлагает.

Задание выполняется на интерактивной доске.

Один ученик у доски, остальные - в тетради.

 

Слова на слайде:

одиннадцать, тротуар, ракета, вокруг, билет, театр, команда, теннис.

 

- Какое умение вам пригодилось для решения этих орфографических  задач?

 

 

Запишите это умение  памятку.

 

 

Дети исправляют ошибки на ИД маркером

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают  первое умение в памятку. Один ученик вводит недостающее слово с клавиатуры.

 

 

 

 

 

- Корень

 

 

- Приставка

 

 

- Суффикс

 

 

 

 

- Нулевое окончание, говорит о том, что это существительные мужского рода, единственного числа, именительного падежа.

 

- Удвоенная согласная

 

 

 

 

 

- Знать состав слова.

 Записывают  умение в памятку. Один ученик вводит недостающее слово с клавиатуры.

 

 

 

 

 

Ребята самостоятельно вставляют пропущенные буквы, выполняют взаимопроверку по эталону.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В зоопарке крокодилом.

 

 

Один ученик работает у ИД, остальные -  в тетрадях.

 

 

 

 

 

 

 

 

- Умение пользоваться орфографическим словарем.

Записывают  умение в памятку. Один ученик вводит недостающее слово с клавиатуры.

 

Развивать орфографическую зоркость

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Систематизировать знания обучающихся  о составе слова,  формировать представление о значении знания состава слова для правильного письма

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развивать умение пользоваться орфографическим словарем

Работа с текстом, поиск и исправление орфографических ошибок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разбор слов по составу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная работа на карточках, взаимопроверка по эталону

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дидактическая игра

5.Физминутка

Мы немножко отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем.

                     
Дети по лесу гуляли,        

                       

За природой наблюдали.  

 

 

Вверх на солнце посмотрели                      

И их лучики согрели.    

 

                           

Чудеса у нас на свете                                

Стали карликами дети.


А потом все дружно встали                      

Великанами мы стали.    

 

                         

Бабочки летали,                                      

Крыльями махали.    

 

          
Дружно хлопаем,                                      

 Ногами топаем.                                        

Хорошо мы погуляли                                

И немножечко устали.            

 

 

 

 

Или на слайде.                  

(Встать, ноги вместе, руки      

 через стороны –вверх- вдох, опустить вниз-выдох)
(Ходьба на месте,)      

 

(Повороты головой влево-право)

 

(Встать на носки, руки через стороны
вверх и посмотреть вверх.)

(Присесть, руки на поясе.)

 

(Встать на носочках, руки на поясе, спина прямая, тянемся вверх.)

(Бег на месте, плавно махая руками.)

(Хлопки в ладоши,)
(Притопы на месте.)

(Дети присаживаются на свои места)

( И слушают пение птиц.)




Дать учащимся возможность отдохнуть, смена вида деятельности.

Рифмованная физминутка

6.Работа по теме  урока.

Однажды, выступая в театре на сцене, Крокодил Гена напевал такую песенку:

По улице ходила

Большая крокодила.

Предложение записано на доске.

- Исправьте ошибки. Что не знал Крокодил Гена о словах? Почему так говорить неправильно?

- Какие знания вам понадобились, чтобы ответить на этот вопрос. Запишите предложение правильно. Укажите, от чего зависит форма имени прилагательного и глагола прошедшего времени?

- Какие знания и умения помогли решить орфографическую задачу? Запишите в памятку.

 

 

- Давайте посмотрим, решение каких орфографических задач зависит от знания признаков слова как части речи.

На нашей орфографической поляне необходимо расселить слова. Но сначала прочтите слова и скажите, на какой орфографический вопрос вы будете искать ответ.

 

Слова на доске

Дочь, товарищ, полночь, дочка, мяч, беречь, увлечь, калач, постричь, вещь

- Будет ли зависеть решение орфографической задачи от знания частей речи?

- Выберите и «расселите» (запишите) сначала глаголы, решая орфографические задачи.

В какой форме глаголы? Какое правило использовали для решения орфографической задачи?

- В каком одном имени существительном орфограмма не та, что в других?

 

-Выпишите это существительное отдельно. Объясните его написание. Какое умение потребовалось?

Запишите новый пункт в нашу памятку.

 

 

- Как решим орфографические задачи в других словах? «Расселите», запишите эти слова в 2 столбика. По какому признаку распределим слова?

 

 

 

 

 

- Какие знания и умения применили при решении орфографических  задач?

 

 

- Крокодил Гена вас внимательно слушал, ему понравилась прогулка в орфографическом лесу, он записал все, что там увидел и просит вас проверить его записи. Получилось ли у него написать без ошибок?

Работа в парах на карточках.

Тихо утром влесу. Долеко слышен каждый звук. Вот громко затрубили на балоте длинноногие журавли. С высоты стала доносится песня жаворонка. Защелкал глухарь. Кажется, что кто-то долеко точит топор. Ты знаешь, что во время песни глухарь неслышит и плохо видит?

 

(По окончанию работы пара сигнализирует, подняв руки. Ладошками касаясь друг друга)

- Сколько ошибок допустил Крокодил Гена? 7

- В каких словах? Какие знания и умения вам пригодились?

- Что ему посоветуете Крокодилу Гене?

 

 

 

 

 

 

_ Существительное крокодил мужского рода единственного числа, значит прилагательное и глагол прошедшего времени тоже должны стоять в такой же форме.

 

 

 

- Знание признаков слова как части речи

 

 

 

 

 

- Дети отвечают на вопросы учителя и выполняют задание. Один ученик у ИД, остальные в тетради.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Дочка

 

 

 

- Знание правила.

 

 

 

 

- Существительные женского рода с ь на конце и мужского рода без ь на конце

 

- Знание частей речи, признаков слова как части речи, знание правила

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в парах на карточках.

 

 

 

 

 

 

 

 

- 7

 

- Ответы детей

Выявить уровень усвоения материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развивать умения определять морфологические признаки частей речи, классифицировать  слова по выделенным признакам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развивать умения принимать активное участие в работе парами, используя речевые коммуникативные средства; допускать существование различных точек зрения;  договариваться, приходить к общему решению; использовать в общении правила вежливости;

– развивать способность контролировать свои действия в коллективной работе; проявлять инициативу в учебно-познавательной деятельности; осуществлять взаимный контроль;

 

Фронтальный опрос

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игровое задание на Smart доске

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в парах на карточке

 

 

 

 

 

 

7.Подведение итогов. Рефлексия

- Посмотрите, наша памятка почти заполнена. Как много знаний и умений вы получили за 4 года обучения. На какой вопрос мы сегодня отвечали? Как вы думаете, удалось нам это?

Зачем мы выполняли эту работу? Где пригодятся вам эти знания?

- А нужно ли человеку уметь писать грамотно? Зачем?

- Вспомните весь наш сегодняшний урок и назовите то задание, которое вам показалось наиболее интересным? Какое  -  вызвало затруднения? 

 

Вы действительно уже умеете многое, но как вы считаете, это все знания и умения необходимые для грамотного письма?

 

- В русском языке есть еще много орфографических и пунктуационных правил, о которых мы сегодня не сказали, и о которых вы еще не знаете. У вас есть возможность постепенно дополнять нашу памятку, и отмечать на сколько вы становитесь умнее и грамотнее с каждым уроком.

 

 - Вы все сегодня хорошо работали, молодцы. Большое вам спасибо. Я дарю вам свою улыбку и хочу, чтобы вы улыбнулись друг другу.

- На память я хочу подарить вам буклеты, в которых вы прочтете интересные истории о Крокодиле Гене, я надеюсь, что эти истории вам покажутся интересными и веселыми, и вы захотите прочитать сказочную повесть Э. Успенского «Крокодил Гена и его друзья»

 

 

 

- Что нужно для грамотного письма?

- С помощью памятки мы увидели, чему научились за 4 года, можем пользоваться нею,  чтобы писать грамотно и в дальнейшем дополнять ее новыми знаниями и умениями, необходимыми для грамотного письма.

 Формировать самоконтроль и самооценку успеха работы на уроке,

Создание ситуации успеха

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тренинг «Было легко….Было трудно…»

 


 

Учитель: Андрющенко Елена Владимировна,

Учитель: Андрющенко Елена Владимировна,

Развитие коммуникативных УУД – развивать умения принимать активное участие в работе парами, используя речевые коммуникативные средства; допускать существование различных точек зрения; договариваться, приходить к общему…

Развитие коммуникативных УУД – развивать умения принимать активное участие в работе парами, используя речевые коммуникативные средства; допускать существование различных точек зрения; договариваться, приходить к общему…

Формируемые УУД Личностные УУД: -Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Формируемые УУД Личностные УУД: -Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Спредложениями обращаца по адресу:

Спредложениями обращаца по адресу:

Откройте тетради. Запишите число, классная работа

Откройте тетради. Запишите число, классная работа

Гене решение еще каких орфографических задач зависит от знания строения слова

Гене решение еще каких орфографических задач зависит от знания строения слова

Запишите это умение памятку

Запишите это умение памятку

Или на слайде. (Встать, ноги вместе, руки через стороны –вверх- вдох, опустить вниз-выдох) (Ходьба на месте,) (Повороты головой влево-право) (Встать на носки, руки через стороны…

Или на слайде. (Встать, ноги вместе, руки через стороны –вверх- вдох, опустить вниз-выдох) (Ходьба на месте,) (Повороты головой влево-право) (Встать на носки, руки через стороны…

Выберите и «расселите» (запишите) сначала глаголы, решая орфографические задачи

Выберите и «расселите» (запишите) сначала глаголы, решая орфографические задачи

Работа в парах на карточках.

Работа в парах на карточках.

В русском языке есть еще много орфографических и пунктуационных правил, о которых мы сегодня не сказали, и о которых вы еще не знаете

В русском языке есть еще много орфографических и пунктуационных правил, о которых мы сегодня не сказали, и о которых вы еще не знаете
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2017