Учитель: Андрющенко Елена Владимировна, Азовский район
Предмет: Русский язык
УМК «Гармония»
Класс : четвертый
Тема: «Чтобы писать грамотно нужно…»
Тип урока: обобщения и систематизации знаний
Цель: формировать представление о необходимости грамотного письма для человека, систематизировать орфографические знания и отработать навыки правописания
Задачи:
Образовательная:
- выявить знания детей по теме; продолжить формировать умения решать орфографические задачи с опорой на имеющиеся у обучающихся знания, сравнивать, обобщать.
-формировать умение выбирать способы решения орфографических задач
Развивающие:
Развитие познавательных УУД
– развивать умение осуществлять поиск нужной информации, используя раздаточный материал и сведения, полученные от взрослых; осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации о русском; проводить аналогию и на ее основе строить выводы; осуществлять синтез как составление целого из частей.
– строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; записывать, фиксировать информацию о русском языке с помощью инструментов ИКТ
Развитие коммуникативных УУД
– развивать умения принимать активное участие в работе парами, используя речевые коммуникативные средства; допускать существование различных точек зрения; договариваться, приходить к общему решению; использовать в общении правила вежливости;
– развивать способность контролировать свои действия в коллективной работе; проявлять инициативу в учебно-познавательной деятельности; осуществлять взаимный контроль;
Развитие регулятивных УУД
– развивать умение принимать и сохранять учебную задачу; вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
– развивать умение самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации.
Воспитательная:
– формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам русского языка; понимание роли грамотного письма в жизни человека; интерес к различным видам учебной деятельности
- формировать интерес к познанию русского языка, интерес к детской литературе;
Оборудование:
компьютер, проектор, Smart Board, карточки для индивидуальной работы и работы в парах, орфографические словарики, презентация к уроку
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
фронтальная, индивидуальная работа в парах
Методы и приемы:
создание ситуации успеха; методы словесной и наглядной передачи информации, проблемный метод, частично поисковый метод
Формируемые УУД
Личностные УУД:
-Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД:
-Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать свое предположение на основе работы с раздаточным материалом, оценивать правильность выполнения действий; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД:
- Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; учиться работать в паре, формулировать собственное мнение.
Познавательные УУД:
-Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; находить ответы на вопросы, используя раздаточный материал, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Планируемые результаты:
Предметные:
Применять изученные правила правописания, осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки
Личностные:
- Способствовать самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; пониманию чувств одноклассников, учителей,
других людей и сопереживанию им;
Метапредметные:
- Умение определять и формулировать цель на уроке, высказывать предположение на основе работы с раздаточным материалом, оценивать правильность выполнения действий, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.
- Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, учиться работать в группе, сформулировать собственное мнение.
- Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; находить ответы на вопросы.
Технологическая карта урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Задачи этапа |
Методы и формы работы |
1.Организа-ционный момент |
Включение детей в деятельность. Здравствуйте, меня зовут Елена Владимировна. Прикоснитесь ладошками друг к другу. Что почувствовали? Почувствовали, какие они у вас теплые? Пусть будет таким же теплым наше сегодняшнее общение. Я приглашаю вас к сотрудничеству и надеюсь на вашу поддержку, призываю вас быть активными в течении всего урока. Желаю удачи!
|
Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. |
Настроить учащихся на учебную деятельность. |
Дидактический тренинг |
2.Актуализация знаний, умений |
- Ребята, давайте с вами попробуем вернуться в прошлое и вспомнить сентябрь, когда вы пришли в 1 класс. Вспомните, чему вы хотели научиться?
- Сейчас вы без пяти минут выпускники начальной школы. Как вы думаете, вы научились всему , чему хотели научиться в 1 классе? - Да. (Ну тогда я к вам обращусь за помощью) - Нет. ( Чего вы еще не знаете? Что хотели бы узнать? Давайте попробуем систематизировать и обобщить ваши знания)
|
Отвечают на вопросы учителя.
- Читать, писать, считать.
-Да
-Нет |
Выявить знания и умения учащихся по пройденной теме |
Беседа |
3.Постановка темы и цели урока перед учащимися |
Один литературный герой очень захотел найти себе друзей. Он написал объявление и развесил его на улицах города. (Объявление на интерактивной доске) Маладой кракодил пятидесяти лет хочет завести себе друзей. Спредложениями обращаца по адресу: Большая Пирожная улица, дом 15 корпус «ы» - Узнали героя? Кто это? - Как вы думаете, много ли нашлось желающих подружиться с нашим героем? Почему? Крокодил Гена умеет читать, красиво писать, разве этого недостаточно?
- Чтобы вы посоветовали нашему герою, для того, чтобы писать грамотно? Давайте попробуем сегодня на уроке составить памятку-рекомендацию. Как вы думаете, о чем она будет? «Чтобы писать грамотно, нужно…»
Как вы считаете, такая памятка пригодится только Крокодилу Гене или еще кому – то? Кому?
|
- Крокодил Гена. Герой повести Э. Успенского «Крокодил Гена и его друзья» - Друзей, наверное, нашлось немного. - Нужно писать грамотно (правильно, без ошибок)
-«Чтобы писать грамотно, нужно…»
- Памятка будет помогать нам писать грамотно |
Подвести детей к названию темы урока и формулировке цели урока. |
Проблемный диалог. |
4.Закрепление и систематизация знаний |
- Но сначала давайте исправим ошибки, допущенные Крокодилом Геной в объявлении. - Какое умение помогло вам найти ошибки? Как вы узнали, что именно в этом месте ошибка? Орфограммы, орфограммы, Буквы водят хоровод. В жизни будет тот успешным, Кто в лицо их узнает. - Итак, первое и, наверное, одно из самых главных умений – это умение находить орфограммы. (Запишите первое умение в памятку) - Откройте тетради. Запишите число, классная работа. -Посмотрите на доску. Объясните значение слов. На доске записаны слова: Подоконник, подстаканник, подсвечник - Запишите эти слова и покажите ту часть, которая делает их разными словами
- Выделите ту часть (морфему), которая передает значение: находящийся внизу чего-то. - Выделите одинаковую часть, которая помогает словам стать названиями предметов. - Какой частью слова основы различаются? А какие делают основы похожими? Какая еще часть есть у этих имен существительных? Обозначьте ее, назовите признаки, о которых она сообщает?
- Какая орфограмма в двух словах объясняется строением слова? Подчеркните ее. - Итак, вам встретились слова, в которых правописание зависит от какого умения, знания?
Запишите новый пункт в нашу памятку.
Давайте попробуем вспомнить и рассказать крокодилу Гене решение еще каких орфографических задач зависит от знания строения слова. Для этого вам придется самостоятельно решить орфографические задачи в карточках. КАРТОЧКА _длать, _доровье, в_ехать, в_юга, под_езд, в_ет, ц_рк, ц_фры, огурц_, конц_, овощ_резка, скор_варка. - Поменяйтесь друг с другом карточками, проверьте по эталону. (Эталон на ИД) - У кого не было ни одной ошибки? У кого 1, 2? Какие орфограммы вам встретились?
- Молодцы, вы хорошо поработали и чтобы найти следующее умение необходимое для грамотного письма, я вас приглашаю проводить нашего литературного героя на работу. - Кто знает, где работает Крокодил Гена? По пути Гене встечается орфографическая поляна Ваша задача выбрать в лесу любую елочку и решить орфографическую задачу, которую она предлагает. Задание выполняется на интерактивной доске. Один ученик у доски, остальные - в тетради.
Слова на слайде: одиннадцать, тротуар, ракета, вокруг, билет, театр, команда, теннис.
- Какое умение вам пригодилось для решения этих орфографических задач?
Запишите это умение памятку.
|
Дети исправляют ошибки на ИД маркером
Записывают первое умение в памятку. Один ученик вводит недостающее слово с клавиатуры.
- Корень
- Приставка
- Суффикс
- Нулевое окончание, говорит о том, что это существительные мужского рода, единственного числа, именительного падежа.
- Удвоенная согласная
- Знать состав слова. Записывают умение в памятку. Один ученик вводит недостающее слово с клавиатуры.
Ребята самостоятельно вставляют пропущенные буквы, выполняют взаимопроверку по эталону.
В зоопарке крокодилом.
Один ученик работает у ИД, остальные - в тетрадях.
- Умение пользоваться орфографическим словарем. Записывают умение в памятку. Один ученик вводит недостающее слово с клавиатуры.
|
Развивать орфографическую зоркость
Систематизировать знания обучающихся о составе слова, формировать представление о значении знания состава слова для правильного письма
Развивать умение пользоваться орфографическим словарем |
Работа с текстом, поиск и исправление орфографических ошибок
Разбор слов по составу
Индивидуальная работа на карточках, взаимопроверка по эталону
Дидактическая игра |
5.Физминутка |
Мы немножко отдохнем, Встанем, глубоко вздохнем.
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели И их лучики согрели.
Чудеса у нас на свете Стали карликами дети.
Великанами мы стали.
Бабочки летали, Крыльями махали.
Ногами топаем. Хорошо мы погуляли И немножечко устали.
Или на слайде. |
(Встать, ноги вместе, руки через стороны –вверх- вдох, опустить вниз-выдох)
(Повороты головой влево-право)
(Встать на носки, руки через стороны
(Встать на носочках, руки на поясе, спина прямая, тянемся вверх.) (Бег на месте, плавно махая руками.) (Хлопки в ладоши,) (Дети присаживаются на свои места) ( И слушают пение птиц.)
|
Дать учащимся возможность отдохнуть, смена вида деятельности. |
Рифмованная физминутка |
6.Работа по теме урока. |
Однажды, выступая в театре на сцене, Крокодил Гена напевал такую песенку: По улице ходила Большая крокодила. Предложение записано на доске. - Исправьте ошибки. Что не знал Крокодил Гена о словах? Почему так говорить неправильно? - Какие знания вам понадобились, чтобы ответить на этот вопрос. Запишите предложение правильно. Укажите, от чего зависит форма имени прилагательного и глагола прошедшего времени? - Какие знания и умения помогли решить орфографическую задачу? Запишите в памятку.
- Давайте посмотрим, решение каких орфографических задач зависит от знания признаков слова как части речи. На нашей орфографической поляне необходимо расселить слова. Но сначала прочтите слова и скажите, на какой орфографический вопрос вы будете искать ответ.
Слова на доске Дочь, товарищ, полночь, дочка, мяч, беречь, увлечь, калач, постричь, вещь - Будет ли зависеть решение орфографической задачи от знания частей речи? - Выберите и «расселите» (запишите) сначала глаголы, решая орфографические задачи. В какой форме глаголы? Какое правило использовали для решения орфографической задачи? - В каком одном имени существительном орфограмма не та, что в других?
-Выпишите это существительное отдельно. Объясните его написание. Какое умение потребовалось? Запишите новый пункт в нашу памятку.
- Как решим орфографические задачи в других словах? «Расселите», запишите эти слова в 2 столбика. По какому признаку распределим слова?
- Какие знания и умения применили при решении орфографических задач?
- Крокодил Гена вас внимательно слушал, ему понравилась прогулка в орфографическом лесу, он записал все, что там увидел и просит вас проверить его записи. Получилось ли у него написать без ошибок? Работа в парах на карточках. Тихо утром влесу. Долеко слышен каждый звук. Вот громко затрубили на балоте длинноногие журавли. С высоты стала доносится песня жаворонка. Защелкал глухарь. Кажется, что кто-то долеко точит топор. Ты знаешь, что во время песни глухарь неслышит и плохо видит?
(По окончанию работы пара сигнализирует, подняв руки. Ладошками касаясь друг друга) - Сколько ошибок допустил Крокодил Гена? 7 - В каких словах? Какие знания и умения вам пригодились? - Что ему посоветуете Крокодилу Гене?
|
_ Существительное крокодил мужского рода единственного числа, значит прилагательное и глагол прошедшего времени тоже должны стоять в такой же форме.
- Знание признаков слова как части речи
- Дети отвечают на вопросы учителя и выполняют задание. Один ученик у ИД, остальные в тетради.
-Дочка
- Знание правила.
- Существительные женского рода с ь на конце и мужского рода без ь на конце
- Знание частей речи, признаков слова как части речи, знание правила
Работа в парах на карточках.
- 7
- Ответы детей |
Выявить уровень усвоения материала
Развивать умения определять морфологические признаки частей речи, классифицировать слова по выделенным признакам.
Развивать умения принимать активное участие в работе парами, используя речевые коммуникативные средства; допускать существование различных точек зрения; договариваться, приходить к общему решению; использовать в общении правила вежливости; – развивать способность контролировать свои действия в коллективной работе; проявлять инициативу в учебно-познавательной деятельности; осуществлять взаимный контроль;
|
Фронтальный опрос
Игровое задание на Smart доске
Работа в парах на карточке
|
7.Подведение итогов. Рефлексия |
- Посмотрите, наша памятка почти заполнена. Как много знаний и умений вы получили за 4 года обучения. На какой вопрос мы сегодня отвечали? Как вы думаете, удалось нам это? Зачем мы выполняли эту работу? Где пригодятся вам эти знания? - А нужно ли человеку уметь писать грамотно? Зачем? - Вспомните весь наш сегодняшний урок и назовите то задание, которое вам показалось наиболее интересным? Какое - вызвало затруднения?
Вы действительно уже умеете многое, но как вы считаете, это все знания и умения необходимые для грамотного письма?
- В русском языке есть еще много орфографических и пунктуационных правил, о которых мы сегодня не сказали, и о которых вы еще не знаете. У вас есть возможность постепенно дополнять нашу памятку, и отмечать на сколько вы становитесь умнее и грамотнее с каждым уроком.
- Вы все сегодня хорошо работали, молодцы. Большое вам спасибо. Я дарю вам свою улыбку и хочу, чтобы вы улыбнулись друг другу. - На память я хочу подарить вам буклеты, в которых вы прочтете интересные истории о Крокодиле Гене, я надеюсь, что эти истории вам покажутся интересными и веселыми, и вы захотите прочитать сказочную повесть Э. Успенского «Крокодил Гена и его друзья»
|
- Что нужно для грамотного письма? - С помощью памятки мы увидели, чему научились за 4 года, можем пользоваться нею, чтобы писать грамотно и в дальнейшем дополнять ее новыми знаниями и умениями, необходимыми для грамотного письма. - |
Формировать самоконтроль и самооценку успеха работы на уроке, |
Создание ситуации успеха
Тренинг «Было легко….Было трудно…» |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.