Конспект урока по русскому языку "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих» (3 класс)
Оценка 4.6

Конспект урока по русскому языку "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих» (3 класс)

Оценка 4.6
Работа в классе
docx
русский язык
3 кл
20.05.2018
Конспект урока по русскому языку "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих» (3 класс)
Данный конспект урока разработан по программе "Школа России" ( учебник русского языка, Канакина-Горецкий) и представлен в виде технологической карты урока. Я постаралась включить в конспект разнообразные виды заданий и формы работы, чтобы учащиеся успешно усвоили достаточно непростую тему "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих».
урок русский язык КУРСЫ.docx
Конспект  урока в 3 «Г» классе по русскому языку Выполнила: Волкова Т.В. – учитель начальных классов Тема: «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих» Форма урока: традиционная Тип урока: изучение нового материала Цель: познакомить учащихся с новой орфограммой « Правописание мягкого  знака на конце имён существительных после шипящих». Задачи: 1.     Предметные: ­ выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского  рода путем исследовательской работы учащихся;  ­ совершенствовать умение распознавать существительные по родам; 2. Метапредметные:          а) познавательные УУД: ­развитие внимания, мышления, зрительной памяти учащихся.         б) коммуникативные УУД: ­ формировать умение работать в парах, группах; ­ развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;            в) регулятивные УУД: ­ учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике; ­ формировать умения выполнять свои действия по образцу;  3. Личностные: ­ формирование умения адекватно оценивать свою работу; ­ воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу, уважение к  мнению других. Оборудование:   Москва «Просвещение», 2015 год (программа «Школа России»). Методы: словесный, наглядный, проблемно­диалогический, частично­  поисковый, практический. Этапы урока 1. Организаци карточки с заданиями для исследовательской и индивидуальной работы; учебник русского языка для 3 класса В.П.Канакина  В.Г.Горецкий. Деятельность учащихся ­Ноги на пол ­Спинка прямая ­Проверяем расстояние от  живота до парты ­Проверяем расстояние до  глаз ­Все сидят правильно онный  момент Деятельность учителя И так ребята, внимание,  прозвенел звонок на урок. Встали ровно, подравнялись,  сели за парты соблюдая  правила посадки. 2.Настрой на  работу Послушайте пословицу  Знания собираются по  капле. ­Как вы понимаете её смысл? Каждый день мы узнаем,  что­ то новое. ­Правильно, каждый день вы  узнаёте что­то новое и ваши  знания,  по капельки  собираются в огромное море  знаний. ­Сегодня на уроке мы  добавим ещё одну капельку в  ваше  море знаний? ­ Запишите сегодняшнее  число, классная работа. (На доске написаны словарные слова). ­льбом, воскр­сенье, д­кабрь, к . ньки, мальч . к, к­мпьют­р, м­рко­ь, ­б­зьяна, учит­ль. Что общего у всех этих слов?  У них есть Ь. (С комментированием) Пропишите Ь, увеличивая его  количество в каждой  последующей группе. Какую роль может выполнять мягкий знак в словах? (На доске  схема)                    ь Показатель мягкости согласных Прочитайте ещё раз все  словарные слова. Выпишите  слова в два столбика,  в  соответствие с ролью Ь. На  месте точки пропущены  непроверяемые гласные. В  случае, если вы сомневаетесь  с выбором буквы,  воспользуйтесь  орфографическим словарём.  Проверяемые безударные  Ь ЬЬ ЬЬЬ ЬЬЬЬ ЬЬЬЬЬ  ЬЬЬЬЬЬ и т.д. Быть показателем  мягкости. Служить разделительным  мягким знаком и отделять  согласную от гласной. Разделительны й Проверка.  Альбом – сл. слово, Воскресенье ­ воскресный, Декабрь, коньки, мальчик,  3.Актуализаци я знаний +  Минутка  чистописания 4.  Постановка темы и целей  урока. гласные вставляйте только  после подбора проверочного  слова. Объясните написание  орфограмм. По каким признакам  распределили слова? Зачитайте слова первого  столбика. (Дети зачитывают  слова) Зачитайте слова второго  столбика. (Дети зачитывают  слова) О чем задумались во время  работы? Так в какой столбик вы  выписали это слово?  На какой звук оканчивается  слово?  Давайте  закроем  мягкий  знак, и произнесем это слово.  Что заметили? Нужен ли мягкий знак для  обозначения мягкости  согласного [щ]? компьютер, обезьяна,  учитель  ­ сл. слова, Морковь – морковочка. В один столбик выписали  слова, где мягкий знак  выступает как показатель  мягкости, а в другой  столбик с разделительным  мягким знаком.  Не поняли, куда выписать  слово “помощь”. Я думаю в первый столбик,  как показатель мягкости.  А я не согласен, ведь [щ]  всегда мягкий, зачем ему  показатель мягкости. Но и в первый столбик это  слово не подходит, ведь  здесь нет разделительного  мягкого знака.  А может он здесь  выполняет какую­нибудь  другую работу, о которой  мы еще не знаем? Мягкий, шипящий. Слово произносится так  же, как и с мягким знаком. Наверное, нет. Но почему  тогда он там пишется? ­А может мягкий знак здесь выполняет какую­нибудь  другую роль, о которой мы  еще не знаем? ­А я думаю, что мы будем 5.Физминутка  6. Открытие  нового знания. Да, ребята, вы правы. А что  именно мы узнаем, мы сейчас  и выясним Давайте прочитаем слова: Как вы думаете,что  объединяет эти слова?    На какие согласные звуки  заканчиваются слова? Разделите эти  существительные на 2 группы. Запишите в тетрадь в 2  столбика. Какие существительные  определили в 1 группу? Что их объединяет? Какие существительные  определили во 2 группу? Что объединяет эти  существительные? Я предлагаю поработать вам в группах. Обсудите, почему в  одних существительных после шипящих пишется ь, а в  других – нет. Кто может сделать  вывод. сегодня на уроке  заниматься новой темой и  узнаем,  для чего ещё  нужен мягкий знак, узнаем  о нем что­то новое. Нож, рожь, врач, дочь,  товарищ, вещь, ковш,  мышь.  Все слова являются  именами  существительными. Шипящий согласный на  конце. Нож врач товарищ ковш Мышь рожь дочь вещь Нож врач товарищ ковш С шипящим на конце. Мышь рожь дочь вещь С ь после шипящих звуков  на конце. ­В первом столбике слова  мужского рода и в них ь не  пишется , а во втором  столбике слова женского  рода и в них ь написан. В первом столбике слова  м.р. и мягкий знак не  пишется, а во втором  столбике слова ж.р. и  мягкий знак пишется. ­На конце существительных женского рода после  шипящих пишется ь, у  существительных мужского рода ­ не пишется. 7.Построение  алгоритма  решения  орфографиче ской задачи. ­ Где мы можем проверить  наш вывод. Откройте учебники на с.31 и  прочитайте правило. Правильно ли мы с вами  сделали вывод? Какова же роль мягкого знака в  слове: помощь? А сейчас я предлагаю  поработать в паре и  составить памятку о  написании ь на конце имён  существительных после  шипящих. Подвиньте листы, которые  лежат у вас на партах,  обсудите в паре, как надо  действовать , чтобы не  ошибиться в написании ь на  конце имён существительных  после шипящих. Что, по вашему мнению, мы  должны выяснить сначала? А дальше? ­В учебнике. Читают правило в учебнике ­Да, правильно. Мягкий знак показывает,  что это имя  существительное женского  рода. У ребят на партах  листы : Составляют памятку. Группа заполняет  карточку и поднимают  руки над головой, соединив ладошки. ­Надо определить сначала  часть речи, ведь  нам может встретиться другая часть  речи. Если слышу на конце  шипящий звук, то  определяю род имени  существительного. ­ Если существительное  мужского рода, то Ь не  пишу. Если существительное  женского рода, то Ь пишу. Молодцы! Мы с вами  составили памятку, которой  можно пользоваться, чтобы не ошибиться при написании Ь у  существительных после  шипящих. ­ Продолжаем работать  8. Применение нового знания  на практике. 9.Контроль  уровня  усвоения  новых знаний дальше. У вас на партах  карточки. (ключ_                  тиш_  ландыш_              гореч_  пейзаж_               москвич_  полноч_               камыш_         дрож_                   рож_  обруч_                  реч_ гараж_                    лещ_ вещ_                       морж_          ­Что надо сделать в этом  задании? ­Выполните это  упражнение  самостоятельно, используя  наш алгоритм: 1 вариант­1  столбик ,2 вариант – 2  столбик. Проверяем. ­Кто выполнил так же? ­Кто не согласен? ­У кого возникли  затруднения? Молодцы! Замечательно  справились с предложенным  заданием! Проверим, как усвоен новый  материал.  Запишите слово, которое я  загадаю, укажите его род,  подчеркните орфограмму. Чёрная птица, вестник весны Она бывает устной и  письменной  Плохое настроение с  капризами  Непроходимая, лесная  Правда лучше, чем…  Надо вставить в слова  пропущенные буквы и  определить род имён  существительных. Учитель на доске с  помощью ребят записывает  правильные ответы. Грач Речь  Плач  Глушь  Ложь Он бывает тупой или острый  На груди красивая  Маленький ребёнок Проверка. Оцените уровень своих  знаний. Оценивать будем только  написание новой  орфограммы. «5» ­ нет ошибок «4» ­ 1, 2 ошибки «3» ­ 3,4 ошибки Нож  Брошь  Малыш  Учащиеся выполняют  проверку написания слов Самооценка Учащиеся определяют  уровень своих знаний. 10.Итог урока. Итак, когда на конце  существительных после  шипящих пишется Ь? ­ Ребята, что нового о  правописании имен  существительных мужского и  женского рода вы узнали на  уроке?  11.Рефлексия  Ребята оцените свою  деятельность на уроке. Нарисуйте смайлик на полях  тетради:  ­ если вам на уроке было  легко, интересно и вы во всём разобрались  ­ если иногда вы  испытывали трудности и  сомнения , вам не очень  понравилась работа на уроке.  ­ , вам было не очень  интересно на уроке, и вы не  очень разобрались в новой  теме С. 32, упр. 53 выполнить  задание к упражнению 12.Домашнее  задание  Спасибо за внимание. Урок окончен.

Конспект урока по русскому языку "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих» (3 класс)

Конспект урока по русскому языку "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих» (3 класс)

Конспект урока по русскому языку "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих» (3 класс)

Конспект урока по русскому языку "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих» (3 класс)

Конспект урока по русскому языку "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих» (3 класс)

Конспект урока по русскому языку "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих» (3 класс)

Конспект урока по русскому языку "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих» (3 класс)

Конспект урока по русскому языку "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих» (3 класс)

Конспект урока по русскому языку "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих» (3 класс)

Конспект урока по русскому языку "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих» (3 класс)

Конспект урока по русскому языку "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих» (3 класс)

Конспект урока по русскому языку "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих» (3 класс)

Конспект урока по русскому языку "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих» (3 класс)

Конспект урока по русскому языку "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих» (3 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.05.2018