Конспект урока по русскому языку на тему " Глагол " (4 класс УМК " Школа России")
Оценка 4.7

Конспект урока по русскому языку на тему " Глагол " (4 класс УМК " Школа России")

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русский язык
4 кл
10.05.2017
Конспект урока по русскому языку на тему " Глагол " (4 класс УМК " Школа России")
Эпиграфом на сегодняшнем уроке будут слова Николая Греча “Глагол придает речи жизнь, - присутствием своим животворит отдельные слова” А что такое глагол? Что он обозначает, на какие вопросы отвечает? “Глаголы всё оживляют к чему они приложены” – так говорил известный русский лингвист Александр Матвеевич Пешковский . И это действительно так .”Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая светлая артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола – выражать само действие. ” По подсчетам ученых глагол занимает второе место после имени существительного по частоте употреблении в речи.
Тема урока Общие сведения о глаголе 4 класс.doc
УМК « Школа России» 4 класс Тема урока:  Общие сведения о глаголе.  Цель урока:  совершенствовать умение находить в тексте глаголы, ставить к  ним вопросы, правильно употреблять их в речи. Задачи:  1.Образовательные: повторение знаний о правописании изученных  орфограмм, вывести алгоритм нахождения глагола среди других частей речи,  учить находить глаголы в тексте и задавать к ним вопросы, активизировать  учащихся на уроке путем создания проблемных ситуаций.  2.Развивающие: развивать зрительную память, устную и письменную речь,  умение работать в паре, совершенствовать умение разбирать предложение с  указанием частей речи, систематизировать материал в кластер. 3.Воспитательные: воспитание трудолюбия, аккуратности, любви к родным,  чувства товарищества и взаимопомощи, формировать потребность писать  грамотно.  План урока:  1.Организационный момент. Сообщение темы и цели урока. 2.Актуализация ранее изученного.     3.Подготовка учащихся к активному усвоению новых знаний.  4.Изучение нового материала. 5.Закрепление новых знаний, составление кластера. 6.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. 7.Итог урока. Рефлексия. Оценивание учащихся. Тип урока: Открытие новых знаний о глаголе. Ход урока : 1.Организационный  момент. Сообщение темы и цели урока. Приветствие .  Прозвенел звонок, начинается урок. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг  другу, и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы все здоровы и добры, ласковы и приветливы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните  вчерашнюю обиду, злость и беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя  свежесть зимнего утра, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего  настроения и бережного отношения друг к другу. На столах перед вами лежат символы настроения, выберите наиболее  подходящее  для вас и покажите мне. ­Я рада, что у большинства ребят нашего класса весёлое настроение. Сегодня у нас необычный урок. Это урок – путешествие, где нас ждут  приключения.  Кто за приключения? Все без исключения! Давайте поднимем парус­ И сразу в океан. Ведь и для нас осталось еще не мало стран Пока что неоткрытых или давно забытых. Дорог в морях немало ­ смелее у штурвала. ­Мы отправляемся в страну Глаголию! 2.Актуализация ранее изученного.  Наша страна Речь необъятная, богата разными словами. И как Россия состоит  из субъектов федерации, так и Речь состоит из разных частей. ­ С какой частью речи вы уже знакомы? (имя существительное, имя  прилагательное, глагол, местоимение) В течение многих роков мы работали  над частями речи, сейчас мы проверим, насколько ваши знания крепки. Тест по теме: “Части речи”. (на столе у каждого ученика тест, вопрос читает  учитель, ученик показывает ответ карточками)  Имя существительное – это а) часть речи, которая обозначает предмет б)часть речи, которая обозначает признак предмета Имя прилагательное  отвечает на вопросы а) кто? что?        б)какой? какая?   Глагол – это  а) часть слова   б) часть речи  Местоимение –  а) обозначает предмет      б)указывает на предмет Спасибо, вы потрудились хорошо! 3.Подготовка учащихся к активному усвоению новых знаний. Что без меня предметы? Лишь названья, Но я приду – всё  действие придет Летит ракета, люди строят здания, Цветут сады, И хлеб в полях растет. ­ О какой части речи говорится в стихотворении? (глагол) Как вы догадались? Эпиграфом на сегодняшнем уроке будут слова Николая Греча “Глагол  придает речи жизнь, ­ присутствием своим животворит отдельные слова”  Словарная работа (на доске). Рисунок ­ …(рисовать) Победа ­…(побеждать) Беседа ­…(беседовать) Ужин ­…(ужинать) Завтрак ­…(завтракать) ­ Прочитайте слова к какой части речи они относятся? (имя существительное) Докажите.  Образуйте от данных существительных однокоренные глаголы. А что такое глаголы? Что они обозначают, на какие вопросы отвечают? А какие слова мы называем однокоренными (родственными)?  Запишем полученные пары слов в тетрадь.  ­ Сегодня, мы маленькие волшебники, давайте вместе поколдуем: сложите  пальчики щепоткой и напишите в воздухе три раза букву О . теперь на ваших  партах не простые тетради , а заколдованные.  Я тетрадочку открою И наклонно положу. Я друзья от вас не скрою Ручку я ­ вот так держу! Сяду прямо, не согнусь,  За работу я возьмусь. Работа в тетрадях: 1.Запишите число, что следует дальше написать? (классная работа)А вот и не  угадали.­ Волшебная работа! Ведь мы сегодня не просто ученики, а  волшебники.  (запись полученных пар слов в тетрадь с проговариванием орфограмм)   2. Работа с деформированным предложением. (на доске рассыпаны слова) Прадед, мой, день, встретил, Победы, в Берлине. Весной вся наша  страна встречает великий праздник, какой? (72 ­летие  Победы над фашизмом) Составьте из рассыпанных слов красивое предложение. А что такое  предложение?  3. Запись предложения: а) комментирование орфограмм б) выделение грамматических основ в предложении в)  указание частей речи и их грамматических признаков День Победы мой прадед встретил в Берлине.  4. Синтаксическая минутка:  а) по цели высказывания  б) по интонации в)по наличию грамматических основ г) по наличию второстепенных членов предложения Физ.минутка. Спал цветок И вдруг проснулся, Больше спать не захотел. Встрепенулся, улыбнулся Взвился вверх и тихо сел. 4.Изучение нового материала. Встретились ли нам глаголы в нашей разминке? А что такое глагол? Что он обозначает, на какие вопросы отвечает? “Глаголы всё оживляют к чему они приложены” – так говорил известный русский лингвист Александр Матвеевич Пешковский . И это действительно так . С помощью имен существительных можно назвать всё что нас окружает. Имена прилагательные помогают нам уточнить то, что названо именами существительными и только глаголы могут “оживить” окружающий нас мир. А вот слова еще одного писателя ”Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая   светлая   артериальная   кровь   языка.   Да   ведь   и   назначение   глагола   – выражать   само   действие.   ”   По   подсчетам   ученых   глагол   занимает   второе место после имени существительного по частоте употреблении в речи. ­   Давайте   же   вместе   будем   учиться   пользоваться   всем   многообразием глагольной   лексики   и   выбирать   наиболее   точные   для   каждой   речевой ситуации глаголы. Игра “Кто, что делает?” проведем интересную зарядку для мозгов. Повар   (варит),   врач   (лечит),   учитель   (учит),   художник   (рисует),   портниха (шьёт), ветер (дует), гром (гремит), трава (растет), солнце (светит). Мы назвали глаголы, так что же такое глагол?  Проблемная ситуация. (на доске солнышко с надписями на лучиках: белый, белок,   белила,   посадил,   жгут,   стекло,   белить,   свет,   светило)   ученикам предложили   определить   какой   частью   речи  являются   данные  слова.   Очень быстро   они   становили   ,   какой   частью   речи   является   большинство   из предложенных слов. И только четыре слова вызвали среди ребят споры : одни отнесли эти слова к глаголам , другие к и менам существительным.  Какие слова ,по­вашему, стали причиной спора и почему? Опасные слова: жгут, стекло, белила, светило – могут быть выражены   как именами существительными, так и глаголами.  Физ.минутка  Вы помощники мои, Их как хочешь поверни. Раз, два, три, четыре, пять Не сидится им опять. Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик прыг в кровать,  Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик чуть заснул, Тише пальчик не шуми, Братиков не разбуди. Встали пальчики – Ура ! На урок идти пора. Встретились ли вам глаголы? Жил­был глагол. Он очень не любил ленивых, и сам трудился целый день: бегал,   прыгал,   летал,   скакал,   варил,   мастерил.   Там   что­то   выкопает,   там построит, то вдруг так рассердится и так побелеет. Да  ,  портрет   глагола   нарисовать   трудно:   он   ведь   постоянно   меняется.  Он больше похож на волшебника, на волшебную палочку, с помощью которой легко изменить всё, что угодно. Работа по учебнику. Откройте свою волшебную книгу на  Стр.51 №5 . Внимательно прочитайте слова. К какой части речи они относятся? (глаголы)  А что мы знаем о глаголах? Сегодня на уроке мы узнаем , что глаголы могут  обозначать не только действие предмета, но и состояние предмета, изменение  признака предмета. (читаем слова цепочкой) Например: Пробежать – предмет сам выполняет действие, значит глагол обозначает  действие предмета. Спать – предмет находится в состоянии сна, значит глагол обозначает  состояние предмета. Чернеть – что произошло с предметом, он был одним, а стал другим, значит  глагол обозначает изменение признака. Запись в тетрадях с комментированием. Действие предмета        Состояние предмета            Изменение признака Пробежать                        Спать                                        Чернеть Беседовать                        Устать                                      Стемнеть Ползти                                Умнеть                                     Загореть Вывод: глагол – обозначает не только действие предмета, но и состояние  предмета, изменение признака предмета.   5.Закрепление новых знаний, составление кластера, тест.  Тест  “Проверка полученных знаний о глаголе” 1.Глагол обозначает а) Действие, состояние предмета б)Признак предмета 2.Глагол в предложении а)Главный член предложения б)Второстепенный член предложения 3.Глагол отвечает на вопрос  а)Что делает? б)Кто? Что? 4.Глагол в предложении чаще всего является а)подлежащим б)сказуемым Закрепление понятия о глаголе проходит в виде игры “Замени одним  глаголом”. Учитель читает фразеологические обороты, ученик – заменяет их  глаголами.  Совать нос, дать стрекача, зарубить на носу, чесать языки, бить баклуши,  унести ноги, держать язык за зубами, надуть губы, клевать носом. Что нового сегодня мы узнали о глаголе? Давайте составим таблицу наших  знаний.                                                     Кластер                                                      Глагол                                                                                                         Обозначает Действие                               состояние                                   изменение  Предмета                               предмета                                   признака предмета Отвечает  Что делает?                                                                                          что делают?   6.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Глаголы оживляют всё «к чему они приложены» . Попробуйте оживить свои  чувства в творческая работе: “Мама, мамочка! Сколько тепла таит это  магическое слово…” Напишите мини – сочинение, используя в тексте как  можно больше глаголов , чтобы выразить любовь и нежность самому дорогому человеку на свете. Это будет вашим маленьким подарком маме к 8 марта!     7.Итог урока. Рефлексия. Оценивание учащихся. Ребята, так какие тайны  нам открыла наша волшебная работа?(мнения ребят) Глагол рад знакомству с  вами. Он решил не уходить и останется  ещё немного погостить у нас в классе. Вы умеете работать дружно, уважаете мнение каждого.  Если вы радостны, настроение прекрасное, покажите вот такое личико И если вы огорчены, и думаете, что лучше бы вы сегодня остались дома  поспать – вот такое! Я с вами не прощаюсь, я говорю вам ДО СВИДАНИЯ! Помашем мы рукой,  друг другу на прощанье! Стоя выпрямили спинки И следите все за мной.  Покачали головой,  Руку правую подняли, Ею дружно помахали. Две руки теперь скрепили, А теперь разъединили. Повторяем 10 раз.    1­2­3… Ускоряем мой показ , Молодцы! Не поленились, Апплодисменты получились!

Конспект урока по русскому языку на тему " Глагол " (4 класс УМК " Школа России")

Конспект урока по русскому языку на тему " Глагол " (4 класс УМК " Школа России")

Конспект урока по русскому языку на тему " Глагол " (4 класс УМК " Школа России")

Конспект урока по русскому языку на тему " Глагол " (4 класс УМК " Школа России")

Конспект урока по русскому языку на тему " Глагол " (4 класс УМК " Школа России")

Конспект урока по русскому языку на тему " Глагол " (4 класс УМК " Школа России")

Конспект урока по русскому языку на тему " Глагол " (4 класс УМК " Школа России")

Конспект урока по русскому языку на тему " Глагол " (4 класс УМК " Школа России")

Конспект урока по русскому языку на тему " Глагол " (4 класс УМК " Школа России")

Конспект урока по русскому языку на тему " Глагол " (4 класс УМК " Школа России")

Конспект урока по русскому языку на тему " Глагол " (4 класс УМК " Школа России")

Конспект урока по русскому языку на тему " Глагол " (4 класс УМК " Школа России")

Конспект урока по русскому языку на тему " Глагол " (4 класс УМК " Школа России")

Конспект урока по русскому языку на тему " Глагол " (4 класс УМК " Школа России")

Конспект урока по русскому языку на тему " Глагол " (4 класс УМК " Школа России")

Конспект урока по русскому языку на тему " Глагол " (4 класс УМК " Школа России")

Конспект урока по русскому языку на тему " Глагол " (4 класс УМК " Школа России")

Конспект урока по русскому языку на тему " Глагол " (4 класс УМК " Школа России")

Конспект урока по русскому языку на тему " Глагол " (4 класс УМК " Школа России")

Конспект урока по русскому языку на тему " Глагол " (4 класс УМК " Школа России")
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.05.2017