Исследовательский проект "Образ Сюоятар в карельских сказках"
Оценка 4.7

Исследовательский проект "Образ Сюоятар в карельских сказках"

Оценка 4.7
Исследовательские работы
doc
русская литература +1
4 кл
02.08.2019
Исследовательский проект "Образ Сюоятар в карельских сказках"
Где живёт сказка? Да повсюду: в дремучем лесу, в поле, на распутье дорог, в шорохе листвы…. Сказка родилась с человеком, и пока живёт человек, жива сказка. Читая карельские сказки, я заметила, что в во многих из них есть повторяющийся герой – Сюоятар. А задумывался ли кто-нибудь над тем, как она попала в сказку? Это вымышленный сказочный персонаж? Целью моего проекта стало проанализировать образ Сюоятар в карельских сказках и сделать выводы о его сущности.
Образ Сюоятар.doc
Гуманитарные науки Русский язык и литература ОБРАЗ СЮОЯТАР В КАРЕЛЬСКИХ СКАЗКАХ Захарова Елизавета Никитична МКОУ «Эссойльская СОШ», 4 «а» класс, п. Эссойла Руководитель: Гаврилова Марина Павловна, учитель начальных классов  МКОУ «Эссойльская СОШ», e­mail: animal19782009@ya.ru;  тел.+7(931) 7013098 2 Пряжа 2016 Где живёт сказка? Да повсюду: в дремучем лесу, в поле, на распутье дорог, в шорохе листвы…. Сказка родилась с человеком, и пока живёт человек, жива сказка. Читая карельские сказки, я заметила, что в во многих из них есть повторяющийся герой –   Сюоятар.   А   задумывался   ли   кто­нибудь   над   тем,   как   она   попала   в   сказку?   Это вымышленный сказочный персонаж?  Целью  моего   проекта   стало   проанализировать   образ   Сюоятар   в   карельских сказках и сделать выводы о его сущности. Задачи: • Узнать из дополнительной литературы о Сюоятар; • Провести опрос по теме среди учащихся; • Прочитать карельские сказки, в которых действует Сюоятар; • Проанализировать образ и сделать выводы. Объект исследования. Сюоятар. Предмет исследования. Карельские сказки. Гипотеза. Предположим, что Сюоятар – это вымышленный персонаж карельских сказок. Методы исследования: Размышления, чтение книг, опрос, анализ результатов. В   фольклоре   карел   есть   такой   малоизученный   персонаж   –   «лесная   старуха», Сюоятар. В переводе Syöjätär = гарпия. Гарпия ­ существо, связанное с ветром, это дает возможность силе Сюоятар проникать всюду.   Начало злое, всегда противница героя. Обитает   в   лесу,   под   землей   в   корнях   растений,   на   берегу   озера   или   реки.   Она происходит от животного мифологического существа, связана с загробным миром и водной   стихией   и   является   противницей   положительных   героев.   Она   породила вредоносных насекомых, из ее плевка в море рождаются змеи. По той роли, которую она играет в волшебной сказке, Сюоятар сходна и может быть приравнена к русской Бабе­Яге. В карельских сказках, где Сюоятар оказывается ведьмой сродни русской Бабе­Яге, она хочет проникнуть в мир людей, чтобы навредить им. Раньше верили, что Сюоятар   может   проникнуть   и   жить   в   любой   деревне,   маскируясь   под   обычную женщину: ухаживать за скотом, стряпать, воспитывать детей.  Мне стало интересно, что знают другие ученики о Сюоятар? Им было предложено ответить на следующие вопросы: • Кто такая Сюоятар? 3 • Какой вы  себе  её представляете? • Где она живёт? • Чем занимается?   Из   анкет   я   узнала(Приложение   1),   что   62%   опрошенных   учащихся   считают Сюоятар   ведьмой   ,   50%   представляют   её   злой   старухой,   живущей   на   горе,   вредит людям. Далее я самостоятельно анализировала образ Сюоятар. Для этого я перечитала сказки, где говорилось о данном герое. Во   всех   карельских   сказках   Сюоятар   играет   отрицательную   роль.   Результаты своего исследования по следующим сказкам: «Красавица Насто», «Ольховая Чурка», «Голубая важенка», «Сын –медведь», «Черная уточка», «Пряхи у проруби», «Сестра и девять братьев» я записала в таблице (Приложение2).  Таким   образом,   в   прочитанных   мною   сказках   Сюоятар   представляется   старой женщиной: «лицо безобразное, сарафан из рогожи» [ 1,c.91] или «рогожное платье» [1,c.95],  «руки­змеи, ноги – гадюки, волосы – черви ползучие»[ 1, c.82], у неё есть дочь. Сюоятар – это воплощение зла, она никогда никому не помогает, правда утешает тот факт, что она не людоедка. В сказке она передвигается по воде в лодке. Герой карельской сказки в итоге всегда побеждает старуху Сюоятар. В большинстве случаев ее   сжигают,   причем   останки,   по   ее   повелению,   превращаются   в   воронов,   змей   и насекомых,   комаров   и   всякий   гнус,   мучающий   человека,   –   то   есть   в   существа, связанные с загробным миром. Из этих примеров видна настоящая природа Сюоятар – судя по всему, она обитательница водных пространств, существо загробного мира в образе змеи. Таким   образом,   моё   исследование   показало,   что   Сюоятар   –   вымышленный сказочный персонаж. Сущность её образа в карельских сказках имеет более глубокий смысл,   нежели   просто   злая   сварливая   старуха.   Это   образ   повелительницы   лесных существ (лягушек, насекомых и птиц), воздуха, воды. Литература: 1. Карельские сказки (эпосы, мифы, легенды и сказания). Петрозаводск «Карелия», 1983г.  Интернет­источники: 2. http://www.ruthenia.ru/folklore/folklorelaboratory/ 4 Анкета Приложение 1 1. Кто такая Сюоятар? 2. Какой вы  себе  её представляете? 3. Где она живёт? 4. Чем занимается? Анализ результатов 1. 62% опрошенных учащихся считают Сюоятар ведьмой, 24 % не знают,14 % девушка. 2. 50% представляют её злой, 24 % красивой, весёлой, умной, 13% старой, 13%  в красном платье с рыжими волосами. 3. 50% ­ живет на горе, 13% в избушке, 13% в городе, 13% в Карелии, 13% в Австралии. 4. Колдует – 39%, варит зелье – 39%, собирает травы, цветы, плетет – 22% Таблица «Образ Сюоятар в карельских сказках» Название сказки Место обитани я Внешний вид Волшебные вещи в сказке и др. чудеса Красавица  Насто ­ ­ Сюоятар старухой обратилась;  красавица Насто жила под водой у  Водяного; коза разговаривала Положительный или отрицательный персонаж? отрицательный Приложение 2 Цель прихода Сюоятар к людям  Пришла во дворец в  няньки наниматься с  целью свою дочь к  царевичу в жены  пристроить. Ольховая  Чурка В лесной избушке Голубая  Важенка Сын – медведь Черная  уточка ­ В  избушке  на  лесной  поляне ­ ­ ­ Пряхи у  проруби Сестра и  девять  братьев ­ ­ ­ Руки­змеи, ноги – гадюки,  волосы –  черви  ползучие,  ­ Сарафан  из рогожи 5 Волшебные кровати, стол, озеро.  Очень сильные люди. отрицательный ­ Превращение в овцу, оленя;  волшебный конь; говорящая берёза. отрицательный Говорящий медведь; волшебное  зелье, волшебное перо, карета;  превращение медведей и мышей в  людей; заколдованное поле. отрицательный Пришла к людям с  целью занять место  матери в доме. Похищение сына у  родителей в работники. Превращение в уточку, колдовство. отрицательный Вредить людям Огонь из сундука, разговор  животных отрицательный ­ Говорящая собака отрицательный Цель прихода – занять  место сестры.

Исследовательский проект "Образ Сюоятар в карельских сказках"

Исследовательский проект "Образ Сюоятар в карельских сказках"

Исследовательский проект "Образ Сюоятар в карельских сказках"

Исследовательский проект "Образ Сюоятар в карельских сказках"

Исследовательский проект "Образ Сюоятар в карельских сказках"

Исследовательский проект "Образ Сюоятар в карельских сказках"

Исследовательский проект "Образ Сюоятар в карельских сказках"

Исследовательский проект "Образ Сюоятар в карельских сказках"

Исследовательский проект "Образ Сюоятар в карельских сказках"

Исследовательский проект "Образ Сюоятар в карельских сказках"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.08.2019