Конспект урока по русскому языку на тему: "Состав слова. Значимые части слова"
Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русский язык
4 кл
10.11.2018
Уточнить представление учащихся о признаках однокоренных слов. Развивать умение распознавать однокоренные слова в тексте и самостоятельно их записывать. Развивать речь, мышление, внимание. Воспитать интерес к урокам русского языка. Раскрывать значение "однокоренные слова ( родственные слова)". Учиться разбирать слова по составу
Урок русского языка. Состав слова. Значимые части слова.doc
МКОУ «Новомонастырская СОШ»
Кизлярский район
«Состав слова. Значимые
части слова.»
( конспект открытого урока русского языка для 4 класса )
Разработала
учитель начальных классов
Деревянко Галина Павловна
2017 год Тема урока: «Состав слова. Значимые части слова.»
Тип урока: совершенствование знаний.
Технология: информационнокоммуникационная.
Методы: словесный, наглядный, частичнопоисковый, практический,
самостоятельная работа.
Формы: фронтальноколлективные, индивидуальные, работа в парах, по
группам, по вариантам.
Цели урока:
Уточнить представление учащихся о признаках однокоренных слов.
Развивать умение распознавать однокоренные слова в тексте и
самостоятельно их записывать.
Воспроизвести знания об одинаковом написании корня в однокоренных
словах.
Развивать речь учащихся, мышление, внимание.
Воспитывать интерес к урокам русского языка.
Задачи:
*содействовать формированию умения разбирать слова по составу;
*развивать умение выбирать из предложенного списка слова,
соответствующие заданной схеме;
*развивать умение работать с текстом: определять тему и главную мысль,
подбирать заголовок и части текста.
Познавательные умения:
раскрывать значение понятий «родственное (однокоренное) слово» и
использовать их в активном словаре;
Регулятивные умения:
выполнять учебное задание, используя правило;
выполнять взаимопроверку при работе в паре.
Коммуникативные умения: адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении
учебного задания.
Предметные умения:
рассказывать о правописании корня в однокоренных словах;
классифицировать однокоренные слова и выписывать каждую группу
слов, выделяя графически корень в каждом слове;
выписывать из текста однокоренные слова и выделять корень в каждом
слове;
образовывать и писать однокоренные слова;
разбирать слова по составу;
подбирать и писать к каждому слову однокоренные слова разных частей
речи (глагол, имя существительное, имя прилагательное), выделяя
графически корень в каждом слове;
Оборудование:
* В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык». Учебник для 4 класса.
* Таблица с графическим обозначением морфем, индивидуальные
карточки с уровневыми заданиями.
ТСО: ноутбук, интерактивная доска, презентация по теме, видеоурок
по теме «Состав слова».
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
1. Все готовы? Все в порядке?
Начинаем наш урок
Ручки
книжки и
тетрадки
Положи
на уголок.
Целеполагание.
2.
Образуйте
группу
слов,
связанных
со
словом
рыба.
(Учитель пишет
на доске слово рыба,
а далее – его
производные в порядке их
образования детьми.
Дети
записывают слова в тетради.)
Назовите одним словом
сочетание:
Небольшая, мелкая рыба
(рыбка, рыбешка).
Рыбная ловля (рыбалка).
Человек,
рыбной ловлей (рыбак).
занимающийся
Ловить рыбу (рыбачить).
3. Формулирование учащимися темы и целей урока.
Сформулируйте тему урока, опираясь на полученный ряд слов. (Тема урока
«Состав слова. Значимые части слова».)
Используя опорную запись, сформулируйте цели урока.
Цели:
1. вспомнить, … … ОС;
2. уточнить … ОС;
3. учиться …ОС ….
II. Повторение изученного. Актуализация знаний.
1. Презентация по теме «Состав слова».
Фронтальный опрос.
Что такое основа слова?
Какие части слова входят в основу?
Что называется окончанием слова?
Что такое корень слова?
Как найти в слове корень?
Какие слова называются однокоренными или родственными? Какие части
слова служат для
образования
новых
слов?
Что
называется приставкой,
суффиксом?
Что нужно
сделать чтобы изменить
форму слова?
2.
Каллиграфическая
минутка.
Спишите с доски данные слова.
Чистая, прилетели, избушка, степной, написать.
3. Грамматическая разминка.
Задание: Выделите корень в записанных словах.
Подберите однокоренные слова.
III. Работа по теме урока.
1. Самостоятельное добывание знаний. Упражнение «Поиск». Упр.№ 78
стр. 51.
Вывод по теме. Алгоритм разбора слов по составу.
( учебник, стр.148 ):
1) Найди и выдели в слове окончание.
2) Обозначь основу слова.
3) Определи корень слова, подбирая однокоренные слова. Обозначь
его.
4) Выдели приставку и суффикс. 2. Упражнение в морфемном анализе слов (разбор слов по составу).
1) Комментированное письмо с заданием. Упр. №84 стр.54.
2) Работа в парах. Выборочное письмо. Упр.№ 82стр.53.
3) Работа в группах. Упражнение «Размышление». Упр.№ 88 стр.56
Вывод по теме. Просмотр Видеоурока по теме «Состав слова».
3. Индивидуальная дифференцированная работа (работа по рядам).
1 ряд Соотнеси слова и таблицы – схемы (стрелками ):
сторожка «корень + окончание»
сварила «приставка + корень + окончание»
яблоко «корень + суффикс + окончание»
посади «приставка + корень + суффикс + окончание»
2 ряд Подбери и напиши слова к схемам.
͡ □ («корень + окончание»)
¬
͡ □ «приставка + корень + окончание»)
(
^
¬ ^
͡ □ («корень + суффикс + окончание»)
͡ □ («приставка + корень + суффикс + окончание»)
3 ряд – Выполни упражнение. Упр.№ 87 стр.55.
1. Развитие речи. Работа с деформированным текстом.
«Преобразуй запись». Упр.№ 85 стр.54.
Взаимопроверка работы.
IV. Музыкальная физкультминутка ( аудиофайл ). 2. Послушайте историю.
*Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с
Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке играет. Водомерка с
Водорослями заигрались. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду
ждут. Вышла мудрая Вода на крылечко, глянула на гостей, сразу чужака
приметила. Велела ему идти в свою семью.
Учитель: Кто оказался чужаком? ( ответы детей Водитель).
Учитель: Назовите однокоренные слова к слову водитель.
3. Учитель: В одних парах – родственные слова, в других – нет. Если я
прочитаю пару родственных слов, вы хлопните в ладоши. Если назову пару
слов, которые не являются родственными, вы топайте. Постарайтесь
сосчитать, сколько пар родственных слов было названо.
Лес – лесник
Река – по реке
Стена – стенами
Кот – котик
Поле
полюшко
Гриб –
грибной V. Самостоятельная работа (по вариантам) .
1вариант. 2 вариант.
избушка тетрадка
ромашка пирожки
близкое зеркало
корзина списал
зимний грустное
улетел низкая
Самопроверка работы.
VI. Домашнее задание.
Разобрать слова по составу: бессердечный, позолота лень, указка,
поход.
VII. Рефлексия.
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
Спасибо за работу на уроке! Молодцы!
Конспект урока по русскому языку на тему: "Состав слова. Значимые части слова"
Конспект урока по русскому языку на тему: "Состав слова. Значимые части слова"
Конспект урока по русскому языку на тему: "Состав слова. Значимые части слова"
Конспект урока по русскому языку на тему: "Состав слова. Значимые части слова"
Конспект урока по русскому языку на тему: "Состав слова. Значимые части слова"
Конспект урока по русскому языку на тему: "Состав слова. Значимые части слова"
Конспект урока по русскому языку на тему: "Состав слова. Значимые части слова"
Конспект урока по русскому языку на тему: "Состав слова. Значимые части слова"
Конспект урока по русскому языку на тему: "Состав слова. Значимые части слова"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.