Конспект урока по русскому языку на тему"Бессоюзное сложное предложение. Интонация в БСП"(9 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему"Бессоюзное сложное предложение. Интонация в БСП"(9 класс)

Разработки уроков
docx
русский язык
9 кл
18.02.2017
Урок формирования новых знаний по данной теме является вводным в разделе "Бессоюзные сложные предложения" Этот раздел грамматики, важный и трудный, имеющий большое значение для развития навыков устной и письменной речи учащихся. Трудность в постановке тире и двоеточия возникает потому, что одно и то же БСП может быть понято по-разному. А в заданиях на экзамене нужно поставить знак, диктуемый правилами. Поэтому необходимо различать эти правила и применять на практике.Конспект урока

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

конспект.docx
Тема: Бессоюзное сложное предложение. Интонация в бессоюзном сложном предложении. Цели: создание условий для личностной самореализации каждого учащегося в процессе   изучения   новой   темы,   создание   условий   для   самостоятельного поиска   знания;   способствовать   развитию   ключевых   (   метапредметных) компетенций. Задачи:  Образовательные:  1. Показать особенности бессоюзных сложных предложений. 2. Закреплять умение определять смысловые отношения между простыми предложениями в сложных союзных предложениях. 3. Формировать умение определять смысловые отношения между частями БСП. Развивающие: 1. Развитие умения логически, аргументировано излагать свои мысли. 2. Совершенствовать пунктуационные навыки. 3. Развитие рефлексивных умений обучающихся через анализ собственных достижений на уроке. Воспитательные: 1. Формирование интереса к изучению русского языка через расширение знаний о роли и значении БСП. 2. Развитие у учащихся бережного отношения к матери.  Планируемые результаты: Личностные:  выражают   положительное   отношение   к   процессу   познания; оценивают собственную учебную деятельность; применяют правила делового сотрудничества; принимают и осваивают социальную роль обучающегося. Метапредметные:  самостоятельно   добывать   информацию,   вырабатывать навыки коммуникации и рефлексии. Предметные:  уметь   различать   характер   смысловых   отношений   между простыми предложениями в составе БСП; уметь определять интонационные особенности   этих   предложений;   уметь   производить   замену   бессоюзной конструкции сложносочиненным или сложноподчиненным предложением. Место урока в планировании: вводный урок раздела «Бессоюзные сложные предложения. Используемый   УМК:  учебно­методический   комплекс   по   русскому   языку Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др., 5­9 классы Тип урока: урок формирования знаний. Форма урока: урок ­ исследование с использованием активных форм работы. Формы организации работы:  коллективная, индивидуальная, фронтальная деятельность, групповая и парная. Методы организации работы: беседа, составление блочной схемы сложных предложений,   анализ   грамматического   материала   через   его   исследование, лингвистический эксперимент, взаимоконтроль, самоконтроль и самооценка. Материально­техническое   обеспечение:   проектор,   экран,   ПК,   рабочие тетради на печатной основе по данной теме с заданиями, оценочный лист, раздаточный   материал   (интеллект­   карта,   таблица),   афоризмы   (   для   этапа мотивации и рефлексии). Организация учебного пространства: деление класса на зоны, оформление классной доски и кабинета.  Используемые   технологии:  технология   встречных   усилий   учителя   и учащегося; учебно­исследовательской деятельности. Методы   мотивирования   учебной   активности:  привлечение   полученных ранее   знаний   для   формулирования   новых   понятий,   формирование   личной мотивации,   использование   различных   педагогических   технологий,   создание условий для личностной самореализации учащегося. Критерии   достижения   целей   и   задач   урока:  понимание   учащимися   достаточно   успешное   выполнение   заданий, вопросов   и   заданий,   слаженность   учебной положительный   эмоциональный   фон   урока, деятельности,   заинтересованность   в   работе,   удовлетворение   учащихся   от проделанной работы и полученных результатов. План урока 1. Организационный этап. установление   взаимодействия   между   субъектами   учебно­ Цели:  воспитательного процесса на уроке, создание благоприятной психологической атмосферы урока, установление эмоционального доверительного контакта. 2. Мотивирование к учебной деятельности. Цели:  создание условий для мотивации каждого учащегося на личностный успех, к работе на уроке. 3. Актуализация   и   фиксирование   индивидуального   затруднения   в пробном учебном действии. Цели:   включение   учащихся   в   активную   познавательную   деятельность   для воспроизведения   знаний   обучающихся,   необходимых   для   овладения   новым материалом, оценка уровня подготовленности учащихся, коррекция их знаний и умений, целеполагание. 4. Выявление места и причины затруднения. Цели: подведение учащихся к выявлению и фиксированию места и причины затруднения   ­   тех   конкретных   знаний,   умений   или   способностей,   которых недостает для решения исходной задачи. 5. Построение проекта выхода из затруднения. Цель: планирование способов решения учебной или проблемной задачи. 6. Реализация построенного проекта. Цель: использование для решения исходной задачи построенного проекта. 7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (мин) Цель: установить первичный уровень усвоения нового материала. 8. Домашнее задание (мин) Цель:  мотивировать   выполнение   дополнительного   домашнего   задания   для подготовки к итоговой аттестации. 9. Подведение итогов. Цель:  определение   уровня   затруднений   по   изучаемой   теме,   построение дальнейшей траектории развития по изучаемой теме. 10.Рефлексия учебной деятельности. Цель:  осуществление   учащимися   рефлексии   учебной   деятельности: определение уровня собственных достижений. Ход урока 1. Организационный этап. 1 слайд ­ Удивительна наша жизнь. Еще вчера мы не догадывались о существовании друг   друга,  а   сегодня   нам   предстоит   совместное   дело.   «Совместный   труд способствует   открытиям   и   свершениям,   которые   редко   можно   достичь   в одиночку»,­   так   говорил   Ральф   Эмерсон,   американский   поэт,   философ. (   Обратить   внимание   ребят).   (   Высказывания,   используемые   на   уроке, развешены по кабинету) 2 слайд ­ Перед вами рабочие тетради. Запишите свои данные и дату. На каждом этапе урока вы будете оценивать уровень вашего участия в учебной деятельности, выставляя в соответствующий раздел знак «+» 2. Мотивирование к учебной деятельности. ­ Обратите внимание на слова, которые я использую в качестве своего статуса про успех в социальных сетях. А как вы их понимаете? «Есть желание ­ будут возможности. Будут действия ­ появится результат». (Высказывания ребят). ­ Как вы думаете, почему именно это высказывание взято к сегодняшнему уроку?  ­ Великая ценность образования – это не знания, а действия, ­ утверждал  Герберт   Спенсер,   английский   философ   и   педагог.   Так   давайте   начнем действовать. 1. Актуализация   и   фиксирование   индивидуального   затруднения   в пробном учебном действии. Целеполагание. Задание   1  «Мозговой   штурм»/   Работа   со   “слепой   схемой” (Приложение)  – Восполните недостающие компоненты схемы (один ученик у доски). ­ Какие виды сложных предложений вам известны? (союзные и бессоюзные)  ­ Дайте определение сложносочиненному предложению. (   ССП   –   сложное   союзное   предложение.   Состоит   из   нескольких независящих   друг   от   друга   простых   предложений,   (равноправных) связанных   сочинительной   связью   при   помощи   сочинительных   союзов, которые   находятся   между   частями   простых   предложений,   и интонации). – Дайте определение сложноподчиненному предложению. (   СПП   –   сложное   союзное   предложение.   Состоит   из  главного   и придаточных   подчинительной связью, при помощи подчинительных союзов, союзных слов  простых   предложений, (зависимых)   связанных и интонации) ­ Какие виды СПП вам известны? ­ Чем могут отличаться ССП, СПП от предложений подобных конструкций? (смысловыми отношениями)  ­   Зафиксируйте   главную   информацию   о   ССП   И   СПП   в   рабочей   тетради, записав ключевые понятия.  ­ Оцените степень своего участия в учебном действии. Этап Учебная деятельность Знаю  Затрудняюсь  Не знаю 1. Повторение   пройденного материала       ­   О   каком   предложении   не   хватает   информации   в   схеме?   Она   вам необходима? Для чего? (экзаменационные задания) ­ Значит, речь сегодня пойдет речь…? (О бессоюзных сложных предложениях) 3 слайд ­   Как   можно   получить   необходимую   информацию?   (варианты   ответов: прочитать в учебнике, самостоятельно рассмотреть БСП) ­ На что должны опираться? (на изученный материал). ­   Запишите   тему   урока   «Бессоюзное   сложное   предложение.   Интонация   в БСП».  ­ Определите цели урока, дополнив фразы: 4 слайд Учиться … находить БСП.  Узнать … об особенностях БС предложений. Тренироваться…. в интонировании БС. ­ Запишите в рабочей тетради свою цель, которую вы хотите достигнуть на уроке. Задание 2. Парная работа ( Ученики работают в рабочих тетрадях) УЗ: выяснить с помощью чего связаны части сложных предложений; поставить недостающие   знаки   препинания;   определить   вид   сложного   предложения; графически   объяснить   расстановку   знаков   препинания   в   частях   сложных предложений ­ Какой алгоритм будете использовать при анализе СП? 6 слайд 1. Найти основы предложений. 2. Определить союз (союзное слово). 3. Определить смысловые отношения между частями. 4. Если необходимо, задать вопрос и определить вид придаточного. 1. Понял он что никто никогда не любил его так преданно и бескорыстно, как родная мать. 2. Есть   одна   старая,   мудрая   притча   о   том   насколько   безграничной   и самоотверженной бывает сила материнской любви. 3. Чуткое сердце матери уловило что­то тревожное когда ее сын рассказал ей о своих чувствах. 4. Материнская любовь – это любовь которая безмерна и безгранична. 5. Любовь матери всепрощающа, она не ждёт благодарности и ничего не требует взамен. 6. Страданий   матери   моей   описать   невозможно   но   восторженное присутствие духа и надежда спасти свое дитя никогда ее не оставляли. 7. Она приникла к изголовью дорогих сыновей своих, лежавших рядом; она расчесывала гребнем их молодые, небрежно всклоченные кудри и смачивала их слезами; она глядела на них вся, глядела всеми чувствами, вся превратилась в одно зрение и не могла наглядеться.  8. Он приподнялся и вдруг замер на цыпочках: за окном он неожиданно увидел маму. 7 слайд 1. Понял   он,   что  никто   никогда  не   любил  его   так  преданно   и бескорыстно,   как   родная   мать.(СПП   с   придаточным изъяснительным, сравнительный оборот) 2. Есть одна старая, мудрая притча о том, насколько  безграничной и самоотверженной   бывает   сила   материнской   любви.(СПП   с придаточным изъяснительным, однородные определения) 3. Чуткое   сердце   матери  уловило   что­то   тревожное,   когда   ее   сын рассказал   ей   о   своих   чувствах.   (СПП   с   придаточным обстоятельственным времени) 4. Материнская любовь – это любовь, которая безмерна и безгранична. (СПП с придаточным определительным, тире между подлежащим и сказуемым) 5. Любовь матери всепрощающа, она не ждёт благодарности и ничего не требует взамен.(БСП, однородные сказуемые) 6. Страданий   матери   моей   описать   невозможно,   но   восторженное присутствие   духа   и  надежда   спасти   свое   дитя  никогда   ее   не оставляли.(ССП, однородные подлежащие) 7. Она приникла к изголовью дорогих сыновей своих, лежавших рядом; она расчесывала гребнем их молодые, небрежно всклоченные кудри и смачивала   их   слезами;   она   глядела   на   них   вся,   глядела   всеми чувствами, вся превратилась в одно зрение и не могла наглядеться. (БСП,   обособленные   определения,   однородные   определения   и сказуемые) 8. Он приподнялся и вдруг замер на цыпочках: за окном он неожиданно увидел маму. (БСП, однородные сказуемые) ­ Заполните таблицу 8 – 9 слайды ССП 6  СПП 1, 2, 3, 4 Оцените свою деятельность. Этап Учебная деятельность БСП 5, 7, 8 Выполнил безошибочно Выполнил с ошибками Испытывал большие затруднения 1. Пробное действие ­ Почему предложения 5, 7, 8 бессоюзные? (нет союзов и союзных слов) ­   Тогда   чем   могут   быть   связаны   простые   предложения   в   составе   БСП? (интонацией и по смыслу) !   –   БСП   отличаются   особой   выразительностью.   Отсутствие   союзов   в бессоюзных сложных предложениях компенсируется интонацией.  ­ Какую особенность БСП заметили? Какие знаки препинания расставлены в БСП? ­ Прочитайте вывод. !­ Интонация в БСП обозначается на письме разнообразными знаками: запятой, точкой с запятой, двоеточием, тире. 10 Слайд  4. Выявление места и причины затруднения. ­ Встречались ли вы с проблемой выбора пунктуационного знака в ССП И СПП? (нет) ­   Достаточно   ли   определить,   что   предложение   сложное   для   бессоюзного, найдя основы простых предложений, чтобы поставить знак препинания между частями БСП? ­ Знаете ли вы, что будет определять выбор того или иного знака препинания в БСП? (нет)  5. Построение проекта выхода из затруднения  ­ Что должны сделать? (узнать) ­ Как узнать? К чему прибегают ученые­лингвисты в случаях сомнения? (к исследованиям, к экспериментам)  ­ Можем ли мы таким способом найти истину? Что будем исследовать? (БСП) Как? (анализ предложения) 6. Реализация построенного проекта. ­ Начнем исследование. Составьте схемы этих предложений (трое учащихся у доски, остальные в рабочих тетрадях). 11 слайд Оцените свою деятельность. Этап Учебная деятельность Выполнил безошибочно Выполнил с ошибками Испытывал большие затруднения 1. Анализ БСП       ­   Какие   же   предложения   называются   бессоюзными   сложными?   Что   такое БСП?  ­   Посредством   чего   соединяются   части   БСП?   (Бессоюзное   сложное предложение ­ это сложное предложение, части которого объединены между собой только по смыслу, интонационно). ­ Допишите слова в определение (рабочая тетрадь). Бессоюзные   сложные   предложения   ­   это_________________ предложение, в котором _____________предложения объединены между собой только _________________ и _______________. ­ Почему не связаны, а объединены? (более или менее равноправны). ­ Прочитайте вывод. ( в р/т) ! – Части бессоюзного сложного предложения формально независимы. Однако на самом деле части БСП неравноправны по смыслу.  Оцените уровень выполнения учебной задачи Этап Учебная деятельность Выполнил безошибочно Выполнил с ошибками Испытывал большие затруднения 2. Первичное обобщение       ­ Прочитайте данные предложения. Определите смысловые отношения частей БСП. Запишите в тетрадь (напротив схем) ­Чем   и   как   определяются   смысловые   отношения   между   частями   БСП   в устной речи? (интонацией)  5 предложение – одновременность действий  ­ Какой вид сложного предложения выражает одновременность? (ССП) ­ Можно ли это БСП заменить ССП? С каким союзом? Какой знак препинания ставим в ССП?  7 предложение – последовательность действий ­ Каким синонимичным сложным предложением можно заменить? ­ Произведите замену БСП. Какое предложение получилось? 8 предложение – значение причины, пояснения. Оцените уровень выполнения учебной задачи Этап Учебная деятельность У   меня получается Испытываю затруднения Не получилось 1. Анализ БСП       ­ Прочитайте вывод.  !   ­   В   устной   речи   смысловые   отношения   между   частями   БСП определяются интонацией. 7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. ПВ: Могут ли интонация и значение влиять на выбор знака препинания?  ­ Проведем лингвистический эксперимент. Задание 3. Лингвистический эксперимент. 12 слайд ­ Автор следующих поэтических строчек Андрей Дементьев так расставил знаки препинания.  ­ Прочитайте отрывок с соответствующей интонацией. 1) Не оставляйте матерей одних. Они от одиночества стареют. Среди забот, влюбленности и книг Не забывайте с ними быть добрее. ­   Объясните   графически   постановку   запятой   во   втором   предложении. (однородные дополнения). ­ Какие простые предложения можно объединить в БСП?  ­ Объедините простые предложения в БСП. ­ Какой знак или знаки можно было бы поставить между первым и вторым простыми предложениями в составе БСП?  ­ На что вам необходимо обратить внимание? (на интонацию) Индивидуальная работа УЗ: запишите БСП, определив знак препинания. ­ За помощью вы можете обратиться к материалу параграфа 32 на странице 124­12, к таблице « Бессоюзное сложное предложение» или интеллект­карте, составленной   в   программе   Xmind   моими   учениками.   (Приложение)  13­14 слайды Не оставляйте матерей одних, Они от одиночества стареют.(последовательность) Не оставляйте матерей одних ­  Они от одиночества стареют.( следствие) Не оставляйте матерей одних:  Они от одиночества стареют.(причина) ­ Возможна ли в них постановка разных знаков препинания? ­ Как преодолели затруднение? ­   Какими   способами   воспользовались?   Какой   оказался   эффективным? (подстановка сочинительного или подчинительного союза).  ­   Что   нужно   сделать   для   того,   чтобы   правильно   выбрать   нужный   знак препинания? ­ Прочитайте вывод. 15 слайд  ! Чтобы правильно выбрать нужный знак препинания, необходимо:  1)   установить   смысловые   отношения   между   частями   сложного бессоюзного предложения; 2) применить прием синонимичной замены СБП сложносочиненным или сложноподчиненным. Оцените уровень выполнения учебной задачи Этап Учебная деятельность У   меня получается Испытываю затруднения Не получилось 1. Лингвистический       эксперимент ­ Ознакомьтесь со следующей информацией. Работа с ней вам предстоит на последующих уроках.     16 слайд Виды интонации и смысловые отношения в БСП. Части   бессоюзного   предложения   могут   иметь   значения:   одно­ временности,   причины, следствия, времени; они  могут дополнять  или пояснять  первую  часть предложения; части могут быть противопоставлены друг другу. ­ Чтобы закрепить умение определять отношения между частями БСП, вы можете   воспользоваться   ЭОРами,   ссылки   на   них   я   указала   в   рабочих   последовательности,   сравнения,   условия, тетрадях. 17 слайд Воспитательный аспект урока ­ Какую особенность предложенного на уроке материала вы заметили? ­ Определите ключевые слова в предложениях и тексте. 18 слайд ­   Какая   тема   может   объединить   эти   предложения?   (любовь   матери, материнская любовь) ­ Какая она ­ материнская любовь?  ­   При   выполнении   задания   15.3   КИМов   необходимо   написать   сочинение­ рассуждение на эту тему «Что такое материнская любовь?» Я предлагаю вам выполнить это задание или задание 15.2 в качестве подготовки к ГИА. Свои работы вышлите на мою электронную почту, ссылка на адрес указана в р/т. Комментарий   к   проверенным   работам   вышлю   обратно.   Сочинения   можно сдать и своему учителю. ­   Сочинение   должно   быть   самостоятельно   выполненной   работой,   отвечать критериям, соответствовать требуемой структуре. ­   В   какой   части   сочинения   вы   могли   использовать   проанализированный материал? 8.   Домашнее   задание:  изучить   параграфы   31­32,   упр.   191   (выписать предложения с однородными членами), из предложенного для работы текста выписать   бессоюзные   предложения,   определить   значение   смысловых отношений. Этап Учебная деятельность Понятно Необходима консультация Непонятно 1. Домашнее задание       9. Подведение итогов. ­ Что было сегодня на уроке предметом обсуждения? ­ Какие новые знания добавились?  ­Решили ли поставленные задачи? ­   Успехов   вам   в   дальнейшем   исследовании   БСП.   Надеюсь,   раздаточный материал вам окажется полезным. 10. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Самооценивание. ­ Какие затруднения возникали по ходу урока? ­Что помогло выйти из ситуации затруднения?  ­ Добились ли вы своей поставленной цели?  ­ Закончите фразу «Теперь я знаю/ умею, у меня получается…» ­ Замените свою самооценку учебной деятельности на уроке на отметку. ­ Встаньте и подойдите к тому афоризму, которое определяет ваш выбор.  ­ Найдите среди них БСП. ­ Спасибо за работу и сотрудничество. Желаю вам успешной сдачи экзаменов. И новых дорог, открытий, добрых знакомств и, конечно же, добрых дел. В   заключении   хотелось   бы   сказать   словами   известного   английского публициста   Джона   Рескина:   «Смотри   на   каждую   утреннюю   зарю,   как   на начало твоей жизни, и на каждый закат солнца, как на конец её. Пусть каждая из   этих   кратких   жизней   будет   отмечена   добрым   поступком,   победой   над собой или приобретённым знанием». 19­ 20 слайды
скачать по прямой ссылке
Заполните анкету и получите свидетельство финалиста.
Олимпиада-аукцион для вас и ваших учеников с мгновенными наградами.
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)