Конспект урока по русскому языку на тему"Бессоюзное сложное предложение. Интонация в БСП"(9 класс)
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
9 кл
18.02.2017
Урок формирования новых знаний по данной теме является вводным в разделе "Бессоюзные сложные предложения" Этот раздел грамматики, важный и трудный, имеющий большое значение для развития навыков устной и письменной речи учащихся. Трудность в постановке тире и двоеточия возникает потому, что одно и то же БСП может быть понято по-разному. А в заданиях на экзамене нужно поставить знак, диктуемый правилами. Поэтому необходимо различать эти правила и применять на практике.Конспект урока
конспект.docx
Тема: Бессоюзное сложное предложение. Интонация в
бессоюзном сложном предложении.
Цели: создание условий для личностной самореализации каждого учащегося в
процессе изучения новой темы, создание условий для самостоятельного
поиска знания; способствовать развитию ключевых ( метапредметных)
компетенций.
Задачи:
Образовательные:
1. Показать особенности бессоюзных сложных предложений.
2. Закреплять умение определять смысловые отношения между простыми
предложениями в сложных союзных предложениях.
3. Формировать умение определять смысловые отношения между частями
БСП.
Развивающие:
1. Развитие умения логически, аргументировано излагать свои мысли.
2. Совершенствовать пунктуационные навыки.
3. Развитие рефлексивных умений обучающихся через анализ собственных
достижений на уроке.
Воспитательные:
1. Формирование интереса к изучению русского языка через расширение
знаний о роли и значении БСП.
2. Развитие у учащихся бережного отношения к матери.
Планируемые результаты:
Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания;
оценивают собственную учебную деятельность; применяют правила делового
сотрудничества; принимают и осваивают социальную роль обучающегося.
Метапредметные: самостоятельно добывать информацию, вырабатывать
навыки коммуникации и рефлексии. Предметные: уметь различать характер смысловых отношений между
простыми предложениями в составе БСП; уметь определять интонационные
особенности этих предложений; уметь производить замену бессоюзной
конструкции сложносочиненным или сложноподчиненным предложением.
Место урока в планировании: вводный урок раздела «Бессоюзные сложные
предложения.
Используемый УМК: учебнометодический комплекс по русскому языку
Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др., 59 классы
Тип урока: урок формирования знаний.
Форма урока: урок исследование с использованием активных форм работы.
Формы организации работы: коллективная, индивидуальная, фронтальная
деятельность, групповая и парная.
Методы организации работы: беседа, составление блочной схемы сложных
предложений, анализ грамматического материала через его исследование,
лингвистический эксперимент, взаимоконтроль, самоконтроль и самооценка.
Материальнотехническое обеспечение: проектор, экран, ПК, рабочие
тетради на печатной основе по данной теме с заданиями, оценочный лист,
раздаточный материал (интеллект карта, таблица), афоризмы ( для этапа
мотивации и рефлексии).
Организация учебного пространства: деление класса на зоны, оформление
классной доски и кабинета.
Используемые технологии: технология встречных усилий учителя и
учащегося; учебноисследовательской деятельности.
Методы мотивирования учебной активности: привлечение полученных
ранее знаний для формулирования новых понятий, формирование личной
мотивации, использование различных педагогических технологий, создание
условий для личностной самореализации учащегося. Критерии достижения целей и задач урока: понимание учащимися
достаточно успешное выполнение заданий,
вопросов и заданий,
слаженность учебной
положительный эмоциональный фон урока,
деятельности, заинтересованность в работе, удовлетворение учащихся от
проделанной работы и полученных результатов.
План урока
1. Организационный этап.
установление взаимодействия между субъектами учебно
Цели:
воспитательного процесса на уроке, создание благоприятной психологической
атмосферы урока, установление эмоционального доверительного контакта.
2. Мотивирование к учебной деятельности.
Цели: создание условий для мотивации каждого учащегося на личностный
успех, к работе на уроке.
3. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в
пробном учебном действии.
Цели: включение учащихся в активную познавательную деятельность для
воспроизведения знаний обучающихся, необходимых для овладения новым
материалом, оценка уровня подготовленности учащихся, коррекция их знаний
и умений, целеполагание.
4. Выявление места и причины затруднения.
Цели: подведение учащихся к выявлению и фиксированию места и причины
затруднения тех конкретных знаний, умений или способностей, которых
недостает для решения исходной задачи.
5. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель: планирование способов решения учебной или проблемной задачи.
6. Реализация построенного проекта.
Цель: использование для решения исходной задачи построенного проекта.
7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (мин) Цель: установить первичный уровень усвоения нового материала.
8. Домашнее задание (мин)
Цель: мотивировать выполнение дополнительного домашнего задания для
подготовки к итоговой аттестации.
9. Подведение итогов.
Цель: определение уровня затруднений по изучаемой теме, построение
дальнейшей траектории развития по изучаемой теме.
10.Рефлексия учебной деятельности.
Цель: осуществление учащимися рефлексии учебной деятельности:
определение уровня собственных достижений.
Ход урока
1. Организационный этап.
1 слайд
Удивительна наша жизнь. Еще вчера мы не догадывались о существовании
друг друга, а сегодня нам предстоит совместное дело. «Совместный труд
способствует открытиям и свершениям, которые редко можно достичь в
одиночку», так говорил Ральф Эмерсон, американский поэт, философ.
( Обратить внимание ребят). ( Высказывания, используемые на уроке,
развешены по кабинету) 2 слайд
Перед вами рабочие тетради. Запишите свои данные и дату. На каждом этапе
урока вы будете оценивать уровень вашего участия в учебной деятельности,
выставляя в соответствующий раздел знак «+»
2. Мотивирование к учебной деятельности.
Обратите внимание на слова, которые я использую в качестве своего статуса
про успех в социальных сетях. А как вы их понимаете?
«Есть желание будут возможности.
Будут действия появится результат».
(Высказывания ребят). Как вы думаете, почему именно это высказывание взято к сегодняшнему
уроку?
Великая ценность образования – это не знания, а действия, утверждал
Герберт Спенсер, английский философ и педагог. Так давайте начнем
действовать.
1. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в
пробном учебном действии. Целеполагание.
Задание 1 «Мозговой штурм»/ Работа со “слепой схемой”
(Приложение)
– Восполните недостающие компоненты схемы (один ученик у доски).
Какие виды сложных предложений вам известны? (союзные и бессоюзные)
Дайте определение сложносочиненному предложению.
( ССП – сложное союзное предложение. Состоит из нескольких
независящих друг от друга простых предложений, (равноправных)
связанных сочинительной связью при помощи сочинительных союзов,
которые находятся между частями простых предложений, и
интонации).
– Дайте определение сложноподчиненному предложению.
( СПП – сложное союзное предложение. Состоит из главного и
придаточных
подчинительной связью, при помощи подчинительных союзов, союзных слов
простых предложений,
(зависимых)
связанных
и интонации)
Какие виды СПП вам известны?
Чем могут отличаться ССП, СПП от предложений подобных конструкций?
(смысловыми отношениями)
Зафиксируйте главную информацию о ССП И СПП в рабочей тетради,
записав ключевые понятия.
Оцените степень своего участия в учебном действии. Этап Учебная деятельность
Знаю
Затрудняюсь Не знаю
1.
Повторение пройденного
материала
О каком предложении не хватает информации в схеме? Она вам
необходима? Для чего? (экзаменационные задания)
Значит, речь сегодня пойдет речь…? (О бессоюзных сложных предложениях)
3 слайд
Как можно получить необходимую информацию? (варианты ответов:
прочитать в учебнике, самостоятельно рассмотреть БСП)
На что должны опираться? (на изученный материал).
Запишите тему урока «Бессоюзное сложное предложение. Интонация в
БСП».
Определите цели урока, дополнив фразы: 4 слайд
Учиться … находить БСП.
Узнать … об особенностях БС предложений.
Тренироваться…. в интонировании БС.
Запишите в рабочей тетради свою цель, которую вы хотите достигнуть на
уроке.
Задание 2. Парная работа ( Ученики работают в рабочих тетрадях)
УЗ: выяснить с помощью чего связаны части сложных предложений; поставить
недостающие знаки препинания; определить вид сложного предложения;
графически объяснить расстановку знаков препинания в частях сложных
предложений
Какой алгоритм будете использовать при анализе СП? 6 слайд
1. Найти основы предложений.
2. Определить союз (союзное слово).
3. Определить смысловые отношения между частями. 4. Если необходимо, задать вопрос и определить вид придаточного.
1. Понял он что никто никогда не любил его так преданно и бескорыстно,
как родная мать.
2. Есть одна старая, мудрая притча о том насколько безграничной и
самоотверженной бывает сила материнской любви.
3. Чуткое сердце матери уловило чтото тревожное когда ее сын рассказал
ей о своих чувствах.
4. Материнская любовь – это любовь которая безмерна и безгранична.
5. Любовь матери всепрощающа, она не ждёт благодарности и ничего не
требует взамен.
6. Страданий матери моей описать невозможно но восторженное
присутствие духа и надежда спасти свое дитя никогда ее не оставляли.
7. Она приникла к изголовью дорогих сыновей своих, лежавших рядом;
она расчесывала гребнем их молодые, небрежно всклоченные кудри и
смачивала их слезами; она глядела на них вся, глядела всеми чувствами,
вся превратилась в одно зрение и не могла наглядеться.
8. Он приподнялся и вдруг замер на цыпочках: за окном он неожиданно
увидел маму.
7 слайд
1. Понял он, что никто никогда не любил его так преданно и
бескорыстно,
как родная мать.(СПП с придаточным
изъяснительным, сравнительный оборот)
2. Есть одна старая, мудрая притча о том, насколько безграничной и
самоотверженной бывает сила материнской любви.(СПП с
придаточным изъяснительным, однородные определения)
3. Чуткое сердце матери уловило чтото тревожное, когда ее сын
рассказал ей о своих чувствах.
(СПП с придаточным
обстоятельственным времени) 4. Материнская любовь – это любовь, которая безмерна и безгранична.
(СПП с придаточным определительным, тире между подлежащим
и сказуемым)
5. Любовь матери всепрощающа, она не ждёт благодарности и ничего
не требует взамен.(БСП, однородные сказуемые)
6. Страданий матери моей описать невозможно, но восторженное
присутствие духа и надежда спасти свое дитя никогда ее не
оставляли.(ССП, однородные подлежащие)
7. Она приникла к изголовью дорогих сыновей своих, лежавших рядом;
она расчесывала гребнем их молодые, небрежно всклоченные кудри и
смачивала их слезами; она глядела на них вся, глядела всеми
чувствами, вся превратилась в одно зрение и не могла наглядеться.
(БСП, обособленные определения, однородные определения и
сказуемые)
8. Он приподнялся и вдруг замер на цыпочках: за окном он неожиданно
увидел маму. (БСП, однородные сказуемые)
Заполните таблицу
8 – 9 слайды
ССП
6
СПП
1, 2, 3, 4
Оцените свою деятельность.
Этап Учебная деятельность
БСП
5, 7, 8
Выполнил
безошибочно
Выполнил с
ошибками
Испытывал
большие
затруднения
1. Пробное действие Почему предложения 5, 7, 8 бессоюзные? (нет союзов и союзных слов)
Тогда чем могут быть связаны простые предложения в составе БСП?
(интонацией и по смыслу)
! – БСП отличаются особой выразительностью. Отсутствие союзов в
бессоюзных сложных предложениях компенсируется интонацией.
Какую особенность БСП заметили? Какие знаки препинания расставлены в
БСП?
Прочитайте вывод.
! Интонация в БСП обозначается на письме разнообразными знаками:
запятой, точкой с запятой, двоеточием, тире. 10 Слайд
4. Выявление места и причины затруднения.
Встречались ли вы с проблемой выбора пунктуационного знака в ССП И
СПП? (нет)
Достаточно ли определить, что предложение сложное для бессоюзного,
найдя основы простых предложений, чтобы поставить знак препинания между
частями БСП?
Знаете ли вы, что будет определять выбор того или иного знака препинания в
БСП? (нет)
5. Построение проекта выхода из затруднения
Что должны сделать? (узнать)
Как узнать? К чему прибегают ученыелингвисты в случаях сомнения? (к
исследованиям, к экспериментам)
Можем ли мы таким способом найти истину? Что будем исследовать? (БСП)
Как? (анализ предложения)
6. Реализация построенного проекта.
Начнем исследование. Составьте схемы этих предложений (трое учащихся у
доски, остальные в рабочих тетрадях). 11 слайд
Оцените свою деятельность. Этап Учебная деятельность
Выполнил
безошибочно
Выполнил с
ошибками
Испытывал
большие
затруднения
1. Анализ БСП
Какие же предложения называются бессоюзными сложными? Что такое
БСП?
Посредством чего соединяются части БСП? (Бессоюзное сложное
предложение это сложное предложение, части которого объединены между
собой только по смыслу, интонационно).
Допишите слова в определение (рабочая тетрадь).
Бессоюзные сложные предложения
это_________________
предложение, в котором _____________предложения объединены между
собой только _________________ и _______________.
Почему не связаны, а объединены? (более или менее равноправны).
Прочитайте вывод. ( в р/т)
! – Части бессоюзного сложного предложения формально независимы.
Однако на самом деле части БСП неравноправны по смыслу.
Оцените уровень выполнения учебной задачи
Этап Учебная деятельность
Выполнил
безошибочно
Выполнил с
ошибками
Испытывал
большие
затруднения
2. Первичное обобщение
Прочитайте данные предложения. Определите смысловые отношения частей
БСП. Запишите в тетрадь (напротив схем) Чем и как определяются смысловые отношения между частями БСП в
устной речи? (интонацией)
5 предложение – одновременность действий
Какой вид сложного предложения выражает одновременность? (ССП)
Можно ли это БСП заменить ССП? С каким союзом? Какой знак препинания
ставим в ССП?
7 предложение – последовательность действий
Каким синонимичным сложным предложением можно заменить?
Произведите замену БСП. Какое предложение получилось?
8 предложение – значение причины, пояснения.
Оцените уровень выполнения учебной задачи
Этап Учебная деятельность
У меня
получается
Испытываю
затруднения
Не
получилось
1. Анализ БСП
Прочитайте вывод.
! В устной речи смысловые отношения между частями БСП
определяются интонацией.
7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
ПВ: Могут ли интонация и значение влиять на выбор знака препинания?
Проведем лингвистический эксперимент.
Задание 3. Лингвистический эксперимент. 12 слайд
Автор следующих поэтических строчек Андрей Дементьев так расставил
знаки препинания.
Прочитайте отрывок с соответствующей интонацией.
1) Не оставляйте матерей одних.
Они от одиночества стареют.
Среди забот, влюбленности и книг Не забывайте с ними быть добрее.
Объясните графически постановку запятой во втором предложении.
(однородные дополнения).
Какие простые предложения можно объединить в БСП?
Объедините простые предложения в БСП.
Какой знак или знаки можно было бы поставить между первым и вторым
простыми предложениями в составе БСП?
На что вам необходимо обратить внимание? (на интонацию)
Индивидуальная работа
УЗ: запишите БСП, определив знак препинания.
За помощью вы можете обратиться к материалу параграфа 32 на странице
12412, к таблице « Бессоюзное сложное предложение» или интеллекткарте,
составленной в программе Xmind моими учениками. (Приложение) 1314
слайды
Не оставляйте матерей одних,
Они от одиночества стареют.(последовательность)
Не оставляйте матерей одних
Они от одиночества стареют.( следствие)
Не оставляйте матерей одних:
Они от одиночества стареют.(причина)
Возможна ли в них постановка разных знаков препинания?
Как преодолели затруднение?
Какими способами воспользовались? Какой оказался эффективным?
(подстановка сочинительного или подчинительного союза).
Что нужно сделать для того, чтобы правильно выбрать нужный знак
препинания? Прочитайте вывод. 15 слайд
! Чтобы правильно выбрать нужный знак препинания, необходимо:
1) установить смысловые отношения между частями сложного
бессоюзного предложения;
2) применить прием синонимичной замены СБП сложносочиненным или
сложноподчиненным.
Оцените уровень выполнения учебной задачи
Этап Учебная деятельность
У меня
получается
Испытываю
затруднения
Не
получилось
1.
Лингвистический
эксперимент
Ознакомьтесь со следующей информацией. Работа с ней вам предстоит на
последующих уроках. 16 слайд
Виды интонации и смысловые отношения в БСП.
Части бессоюзного предложения могут иметь значения: одно
временности,
причины,
следствия, времени; они могут дополнять или пояснять первую часть
предложения; части могут быть противопоставлены друг другу.
Чтобы закрепить умение определять отношения между частями БСП, вы
можете воспользоваться ЭОРами, ссылки на них я указала в рабочих
последовательности,
сравнения,
условия,
тетрадях. 17 слайд
Воспитательный аспект урока
Какую особенность предложенного на уроке материала вы заметили?
Определите ключевые слова в предложениях и тексте. 18 слайд
Какая тема может объединить эти предложения? (любовь матери,
материнская любовь) Какая она материнская любовь?
При выполнении задания 15.3 КИМов необходимо написать сочинение
рассуждение на эту тему «Что такое материнская любовь?» Я предлагаю вам
выполнить это задание или задание 15.2 в качестве подготовки к ГИА. Свои
работы вышлите на мою электронную почту, ссылка на адрес указана в р/т.
Комментарий к проверенным работам вышлю обратно. Сочинения можно
сдать и своему учителю.
Сочинение должно быть самостоятельно выполненной работой, отвечать
критериям, соответствовать требуемой структуре.
В какой части сочинения вы могли использовать проанализированный
материал?
8. Домашнее задание: изучить параграфы 3132, упр. 191 (выписать
предложения с однородными членами), из предложенного для работы текста
выписать бессоюзные предложения, определить значение смысловых
отношений.
Этап Учебная деятельность
Понятно
Необходима
консультация
Непонятно
1. Домашнее задание
9. Подведение итогов.
Что было сегодня на уроке предметом обсуждения?
Какие новые знания добавились?
Решили ли поставленные задачи?
Успехов вам в дальнейшем исследовании БСП. Надеюсь, раздаточный
материал вам окажется полезным.
10. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Самооценивание.
Какие затруднения возникали по ходу урока? Что помогло выйти из ситуации затруднения?
Добились ли вы своей поставленной цели?
Закончите фразу «Теперь я знаю/ умею, у меня получается…»
Замените свою самооценку учебной деятельности на уроке на отметку.
Встаньте и подойдите к тому афоризму, которое определяет ваш выбор.
Найдите среди них БСП.
Спасибо за работу и сотрудничество. Желаю вам успешной сдачи экзаменов.
И новых дорог, открытий, добрых знакомств и, конечно же, добрых дел.
В заключении хотелось бы сказать словами известного английского
публициста Джона Рескина: «Смотри на каждую утреннюю зарю, как на
начало твоей жизни, и на каждый закат солнца, как на конец её. Пусть каждая
из этих кратких жизней будет отмечена добрым поступком, победой над
собой или приобретённым знанием». 19 20 слайды
Конспект урока по русскому языку на тему"Бессоюзное сложное предложение. Интонация в БСП"(9 класс)
Конспект урока по русскому языку на тему"Бессоюзное сложное предложение. Интонация в БСП"(9 класс)
Конспект урока по русскому языку на тему"Бессоюзное сложное предложение. Интонация в БСП"(9 класс)
Конспект урока по русскому языку на тему"Бессоюзное сложное предложение. Интонация в БСП"(9 класс)
Конспект урока по русскому языку на тему"Бессоюзное сложное предложение. Интонация в БСП"(9 класс)
Конспект урока по русскому языку на тему"Бессоюзное сложное предложение. Интонация в БСП"(9 класс)
Конспект урока по русскому языку на тему"Бессоюзное сложное предложение. Интонация в БСП"(9 класс)
Конспект урока по русскому языку на тему"Бессоюзное сложное предложение. Интонация в БСП"(9 класс)
Конспект урока по русскому языку на тему"Бессоюзное сложное предложение. Интонация в БСП"(9 класс)
Конспект урока по русскому языку на тему"Бессоюзное сложное предложение. Интонация в БСП"(9 класс)
Конспект урока по русскому языку на тему"Бессоюзное сложное предложение. Интонация в БСП"(9 класс)
Конспект урока по русскому языку на тему"Бессоюзное сложное предложение. Интонация в БСП"(9 класс)
Конспект урока по русскому языку на тему"Бессоюзное сложное предложение. Интонация в БСП"(9 класс)
Конспект урока по русскому языку на тему"Бессоюзное сложное предложение. Интонация в БСП"(9 класс)
Конспект урока по русскому языку на тему"Бессоюзное сложное предложение. Интонация в БСП"(9 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.