Урок русского языка в 9 классе
Тема: «Сложноподчиненное предложение.
Синтаксический и пунктуационный разбор СПП»
Цели:
1) Обобщить сведения о СПП.
2) Углубить знания о СПП с несколькими придаточными;
3) Закрепить понятие однородного, последовательного, параллельного подчинения;
4) Закрепить навык синтаксического и пунктуационного разбора СПП
5) Совершенствование пунктуационных навыков, практических навыков анализа СП, умения конструировать СП;
Тип урока – урок обобщения знаний через работу с информационными источниками.Конспект урока
Урок русского языка в 9 классе
Тема: «Сложноподчиненное предложение.
Синтаксический и пунктуационный разбор СПП»
Этапы:
1. Словарная работа( слайд2)
2. Входной контроль знаний
Задание. Быстро прочитывая грамматические формулировки, отмечайте знаком
«+» в пустом квадрате справа лишь те утверждения, которые являются верными
. ( распечатка)Упражнение на избирательность.
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Утверждения
В СПП простые предложения связаны между собой подчинительными союзами и
союзными словами
Простые предложения в составе СПП всегда равноправны
Придаточное предложение может стоять после главного, в середине его или перед
ним
СПП состоит только из двух простых предложений
СПП с двумя или несколькими придаточными бывают двух видов: с
последовательным и однородным подчинениями
При последовательном подчинении первое придаточное относится к главному, а
второе – к этому придаточному
Если однородные придаточные связаны одиночными союзами и или, запятая
между ними не ставится
Если в СПП несколько придаточных, то они поясняют только главное
При параллельном подчинении придаточные относятся к одному общему главному
предложению и являются разными по значению
10 При однородном подчинении придаточные относятся к одному общему главному
предложению и являются одинаковыми по значению
+
+
+
+
+
+
3. Задания 8, 12, 13 ( на слайдах 3 8)
4. Синтаксическая разминка ( распечатка)
В приведенном тексте отметьте предложения, которые соответствуют данным
характеристикам:
А) простое предложение с однородными частями составного именного
сказуемого;
Б) сложносочиненное предложение;
В) сложноподчиненное предложение с одним придаточным;
Г) сложноподчиненное предложение с однородным соподчинением.
1) Роса была холодная, обильная.
2) Она брызгала в лицо с высокой травы, капала с деревьев в реку, и по темной воде
расплывались медленные круги.
3) Тонкая хвоя лиственниц все время сыпалась сверху, хотя ветра не было.
4) На лиственнице около костра трещала какаято птица.
5) Казалось, что эта птица – здешний лесной парикмахер, что она стрижет хвою,
щелкает ножницами, сыплет эту хвою вниз.
5. Синтаксический и пунктуационный разбор СПП
Когда звук повторился на более высокой ноте, Антон понял, что это играла
гармошка. (В.Быков)( слайды 910) Прочитать предложения, определить, начертить
6. Анализ предложений
схему, определить тип подчинения. Тематика по спецификации : « Синтаксический анализ
сложного предложения)
Предложение
Схема
Тип подчинения
1.Я увидел, как звёзды стали
туманиться и терять свою
лучистость,
как лёгким
вздохом пронеслась по земле
прохлада.
Когда наша шлюпка
2.
направилась от фрегата к
берегу, мы увидели, что из
деревни бросились бежать
женщины и дети.
3.Долго было слышно, как он
шагал туда, где светится
огонёк.
тишине
4.В
отчетливо
послышалось, как простонал
человек и как тяжело
захрустел наст под ногами
медведя, которого необычный
гул и треск выгнали из леса.
[ глаг.], (как …), ( как…)
(Когда …), [глаг.], (что …)
[ глаг.], (как … туда), (где …)
[ глаг.], (как …) и ( как… сущ) ,
( которого…)
Однородное
подчинение,
изъяснит
Параллельное
подчинение, обст.
времени, изъяснит
Последов.,
изъяснит,
обстоят места
Однородное
подчинение,
изъяснит
7. Конструирование предложений. ( слайд 13) Из трех простых предложений составить и
записать одно СПП. Определить вид подчинения.
1. Хлынул дождь. Мы бросились к сараю. Сарай стоял на краю деревни (когда …,
2.
который …).
Тело опускается в жидкость. Оно теряет часть своего веса. Эта часть равна
весу вытесненной им жидкости (когда …, то …, которая …).
8. Работас тетрадями на печатной основе. с 5861, задания 21 27
Домашнее задание- Придумайте новый знак зодиака и составьте на него гороскоп,
используя ССП, СПП и СПП с несколькими придаточными.
Лист самооценки.Количество правильных
ответов
Виды работ
1 Словарная работа
2 Утверждения
3 Синтаксическая разминка
4 Анализ предложений( по слайдам)
5 Конструирование предложения
6 Задания 8, 12, 13 ( на слайдах)
7 Рабочая тетрадь
Итог.