Конспект урока по русскому языку "Устаревшие слова в русском языке"
Оценка 4.8

Конспект урока по русскому языку "Устаревшие слова в русском языке"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
3 кл
03.04.2018
Конспект урока по русскому языку "Устаревшие слова в русском языке"
Данный урок проводился в рамках районного конкурса "Учитель года 2018 год" в городе Нижний Новгород. Это урок развития речи, в рамках изучения темы «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные». Урок построен на основании требований федеральных государствен¬ных образовательных стандартов, носит исследовательский характер.
урок.docx
­Здравствуйте,   добры   молодцы   и   красны   девицы!   Добрый день, гости званые! Слово молвит вам Оксана Викторовна. Вижу очи ваши удивлённые. Почему?   ­Приглашаю вас отправиться на несколько столетий назад. Представьте себе, что вы оказались в далеком прошлом. В старинном русском городе … ­   Давайте   подслушаем   один   разговор,   все   ли   нам   будет понятно? Сценка «Барыня и крестьянка» ­ Марфа! Марфа! ­ Слушаюсь, барыня! ­ Сколько можно звать тебя? Целыми днями без дела лытаешь!!! ­ Никак не лытаю, барыня. ­ Что за дело пытаешь? ­ В хоромах прибираюсь. ­ Меня в гости позвали. Помоги нарядиться! ­ Слушаюсь, барыня. ­ Надо ланиты подрумянить, уста подкрасить. Подай мне зерцало!  ­ Примите, барыня. ­ Ой, и бры  надо выщипать! ­ Собери волосы так, чтобы чело было видно! Вразумела? ­ Вразумела, барыня, будет исполнено. ­ Какие незнакомые слова услышали? ­ Почему мы их не понимаем? (не знаем значение) ­ Почему мы не знаем их значение? (не употребляем в речи) ­ Как могут называться такие слова? (устаревшие) ­   Кто   догадался,   какая   тема   нашего   урока?  Устаревшие слова. ­ А где сегодня встречаются устаревшие слова? (в сказках, исторических произведениях, былинах, пословицах) ­   Чему,   на   ваш,   взгляд,   мы   должны   будем   учиться?   (мы будем   учиться  находить   устаревшие   слова   в   текстах   и объяснять их значение). Это будет целью нашего урока. Ну   а   я   вам   предлагаю   сегодня   на   уроке   побыть ­ исследователями.   Каждое   исследование   начинается   с выдвижения   гипотезы  Устаревшие   слова   нужно   знать   и понимать   современным   людям.  Согласны   ли   вы   с   этим утверждением?  Это   и   будет   нашей   гипотезой,   которую   мы постараемся доказать. В любом исследовании нужно уметь выбрать методы (способы достигнуть цели), которые нам понадобятся:  Давайте вернёмся к тому, подслушанному диалогу в начале урока. На доске можете его сейчас увидеть.  Слова, которые вы назвали подчёркнуты. Диалог сокращён. ­ Марфа! Марфа! Сколько можно звать тебя?  Целыми днями без дела лытаешь!!! ­ Никак не лытаю, барыня. В хоромах прибираюсь. ­ Меня в гости позвали. Помоги нарядиться! Надо  уста подкрасить. Подай мне зерцало!  ­ Собери волосы так, чтобы чело было видно! Вразумела? ­ Вразумела, будет исполнено. Выпишите эти слова, распределив их столбиками на 2 группы. По какому признаку можно распределить эти слова на группы? (сущ. и гл.) На доске не надо! хоромы                                   лытаешь                              уста                                         вразумела чело зерцало ­Назовите   мне   слова   1   столбика.   Докажите,   что   это   имена существительные. ­ Назовите слова 2 столбика. Докажите.  ­ Получается, что устаревшие слова могут быть существительными, глаголами. ­ Давайте подберём современные синонимы к этим словам. ­ Для чего же мы с вами сейчас выполнили эту работу? ­  Мы   хотели   понять   старинный   разговор,   который подслушали. ­ Т.е. на примере этого старинного диалога мы увидели, Устаревшие слова нужно знать и понимать современным людям. ­ Я думаю, что мы славно поработали и пора отдохнуть. Физкультминутка   (должна   быть   видеосъёмка   Маши Кашуриной) Полно спать, да почивать! Плоть потребно нам размять! Улыбнёмся мы устами, да пощёлкаем перстами. Чрево быстренько втяните, выю гордо поверните! Вежды вскиньте до чела, будто на носу пчела. Разверните рамена, Чтоб распрямилась вся спина. Дланями похлопайте, да пятой потопайте. Приложите длань к ланите, хорошенько разотрите! Зарядилися мы впрок, чтоб продолжить наш урок! ­  А теперь, внимание на экран. Нарезка из сказок Пушкина 40   сек.   !!!Надо   сделать   из   разных   сказок,   чтобы встречались устаревшие слова. ­ Кто автор этих сказок? С точки зрения нашего урока,  чем нас может заинтересовать этот поэт? (в его произведениях много устаревших слов, т.к. он жил более 200 лет назад 1799г.). ­   Но   Пушкин   писал   не   только   сказки.   Поработаем   в учебнике. Откроем учебник на с. 13 и выполним упражнение № 17. Прочитайте.  ­ Найдите имена существительные, что они обозначают?  ­     Выпишите   неодушевлённые   имена   существительные   из четверостишия   Пушкина.   Какие   слова   вы   выписали? Докажите, что это неодушевлённые имена сущ. ­ Какое имя существительное вы не выписали? (Ямщик) ­ Почему? Одушевлённое   УПРАВЛЯЮЩИЙ   ЛОШАДЬМИ   СИДИТ   НА ­ Нам с вами сейчас опять пришлось непросто, большому количеству   слов   из   маленького   отрывка   пришлось   давать толкования, чтобы понять текст. Так может, не нужно этим заниматься? Может быть, поменять слова на современные? Попробуем?  Вывести на доску БОРОЗДЫ ПУШИСТЫЕ ВЗРЫВАЯ ЛЕТИТ ПОВОЗКА УДАЛАЯ ЧЕЛОВЕК, ПЕРЕДКЕ ПОВОЗКИ В ШУБЕ, В КРАСНОМ ПОЯСЕ ­ Понравилось? (нет) ­ Почему? (Звучит как­то странно, потерялась красота звучания). ­ Вывод:  Для сохранения красоты русской речи, историзма описываемых событий нужно использовать устаревшие слова ­ То есть гипотеза наша снова подтверждается!  Вывести гипотезу на экран. ­ Следующее задание я предлагаю вам выполнить в группе.  Вывести на доску. Группа 1  Задание – провести опрос учителей в классе Группа 2 Задание – провести эксперимент по замене современных слов устаревшими Группа 3 Задание   –   исследовать   происхождение   некоторых современных слов 1 Группа Задание: Проведите опрос учителей – гостей в классе. Раздайте анкеты, вежливо  попросите заполнить их, соберите. Обобщите результат, занесите в общую таблицу. Вопрос Кол­во человек Используете ли вы в своей речи устаревшие слова Да ­                  чел. Как много вы знаете устаревших слов? Назовите 1 ­2 устаревших слова Нет­                 чел Не знаю ­         чел 1­10 слов ­        чел Более 10 ­          чел Ваш ответ: По результатам  нашего опроса гостей урока ……человек  употребляют в речи устаревшие слова, причём знают от 1 до  10 слов……человек, более 10 слов…..человек. Самые  распространённые слова ……….. Итак,    обведи нужную галочку  Все взрослые участники урока знают и употребляют в  своей речи устаревшие слова.  Не все взрослые участники урока знают и употребляют  в своей речи устаревшие слова. Вывод:       выбери нужное слово, зачеркни ненужное Результаты опроса подтвердили (опровергли) наше  мнение о том, что устаревшие слова нужно знать и  понимать современным людям. 2 Группа Задание: Прочитайте. А теперь, Илья Муромец, тебе нужен богатырский танк. Илья Муромец надел на себя каску, взял в руки ракетницу, сел на коня и поехал. Всё ли вам понравилось? Исправьте ошибки, которые вам встретились. Зачеркните ненужные слова, сверху напишите те, которые будут верными. Ваш ответ: У нас были следующие фразы. А теперь, Илья Муромец, тебе нужен богатырский танк. Мы  исправили ошибки. Вот что у нас получилось…. Илья Муромец надел на себя каску, взял в руки ракетницу, сел на  коня и поехал. Мы исправили ошибки. Вот что у нас получилось…. Мы вывод, __________________________________________ сделали       что То есть  выбери нужное слово, зачеркни ненужное Наша работа подтвердила (опровергла) наше мнение о том, что устаревшие слова нужно знать и понимать  современным людям. 3 Группа Задание: ­   Знаете   ли   вы,   что   у   некоторых   устаревших   слов   сохранились   слова­родственники? Попробуйте разобраться, от каких устаревших слов образовались современные слова?  Ваш ответ: Нам   нужно   было   постараться   объяснить   происхождение слов: устный, чёлка, перстень. Мы считаем, что слово  устный  произошло от старинного слова ___________, так как   от слова_______, чёлка  _______________________________ перстень  слова__________________________________________ так     как от Мы сделали следующий вывод происхождение некоторых современных слов можно узнать, если ___________________________________________________ ____ То есть  выбери нужное слово, зачеркни ненужное Наша работа подтвердила (опровергла) наше мнение о том, что устаревшие слова нужно знать и понимать современным людям. Давайте подведём итоги нашего урока. Устаревшие слова нужно знать и понимать современным людям. ­   Так   что   же   мы   понимаем   под   устаревшими   словами? ГОЛОСОВАНИЕ МЫШАМИ  Слова,   которые   отвечают   на   вопрос   кто?   что?   и обозначают предмет  Слова, вышедшие из употребления в современной речи  Слова, близкие по значению ­   В начале урока мы предполагали, что  устаревшие слова нужно знать и понимать современным людям.   ­ Утвердились ли вы своём мнении?  да      нет А зачем? ­ понимать старинные произведения ­ обогощать свой словарный запас ­ понимать происхождение некоторых современных слов ­ приобщаться к истории своего народа ­ Выразите своё впечатление отурока, выбрав слова из словаря устаревших слов, который вы видите на экране. ­   Позвольте   и   мне   выразить   своё   отношение   к   нашему уроку!!! Вельми радовали днесь Мя отроки, понеже зело Ведаю и зрю усердие ваше. Благодарствуйте! Ну а на доске вы видите домашнее задание для вас, оставила также учителю. Разноуровневые карточки для домашнего задания 1­й вариант. Задание   1.   Восстановите   соответствие.   Можно:   молвить   перстами,   сверкать   устами, перебирать очами. Задание 3. Найди лишнее слово. Боярин, крестьянин, колчан, царь. Задание 3. Найди лишнее слово. Ланиты, чело, онучи, маковка. Задание 3. Найди лишнее слово. Шлем, кика, щит, кольчуга. 2­й вариант.  Задание: распределите устаревшие слова по тематическим группам, пользуясь толковым словарём.                           Еда:                           Посуда:                           Одежда:                           Женские головные уборы: Кокошник, кулебяка, кафтан, коврига, лохань, ступа, ботвинья, душегрейка, зипун, армяк, корчага, ушат, повойник. Используете ли вы в своей речи устаревшие слова Да                  Как много вы знаете устаревших слов? Назовите 1 ­2 устаревших слова Нет               Не знаю        1­10 слов  Более 10 Используете ли вы в своей речи устаревшие слова Да                  Как много вы знаете устаревших слов? Назовите 1 ­2 устаревших слова Нет               Не знаю        1­10 слов  Более 10  Используете ли вы в своей речи устаревшие слова Да                  Как много вы знаете устаревших слов? Назовите 1 ­2 устаревших слова Нет               Не знаю        1­10 слов  Более 10

Конспект урока по русскому языку "Устаревшие слова в русском языке"

Конспект урока по русскому языку "Устаревшие слова в русском языке"

Конспект урока по русскому языку "Устаревшие слова в русском языке"

Конспект урока по русскому языку "Устаревшие слова в русском языке"

Конспект урока по русскому языку "Устаревшие слова в русском языке"

Конспект урока по русскому языку "Устаревшие слова в русском языке"

Конспект урока по русскому языку "Устаревшие слова в русском языке"

Конспект урока по русскому языку "Устаревшие слова в русском языке"

Конспект урока по русскому языку "Устаревшие слова в русском языке"

Конспект урока по русскому языку "Устаревшие слова в русском языке"

Конспект урока по русскому языку "Устаревшие слова в русском языке"

Конспект урока по русскому языку "Устаревшие слова в русском языке"

Конспект урока по русскому языку "Устаревшие слова в русском языке"

Конспект урока по русскому языку "Устаревшие слова в русском языке"

Конспект урока по русскому языку "Устаревшие слова в русском языке"

Конспект урока по русскому языку "Устаревшие слова в русском языке"

Конспект урока по русскому языку "Устаревшие слова в русском языке"

Конспект урока по русскому языку "Устаревшие слова в русском языке"

Конспект урока по русскому языку "Устаревшие слова в русском языке"

Конспект урока по русскому языку "Устаревшие слова в русском языке"

Конспект урока по русскому языку "Устаревшие слова в русском языке"

Конспект урока по русскому языку "Устаревшие слова в русском языке"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2018