Конспект урока по русскому языку "Звук и буквы Р" 1 класс
Оценка 4.8
Работа в классе
docx
русский язык
1 кл
17.02.2017
Данный конспект урока посвящен знакомству детей со звуками [р] [р.] и буквами Р р, обозначающими эти звуки. Дети посредством предметных и сюжетных картинок знакомятся с новыми звуками и буквами, а при помощи слоговых таблиц и стихов отрабатывают навыки чтения данного звука.
конспект по азбуке.docx
Урок чтения. Тип урока: изучение нового знания.
Тема: Звуки [р] и буквы их обозначающие Р,р.
Цель: познакомить детей со звуками [р], [р,]; выучить букву Р,р, которая обозначает эти звуки.
Оборудование: Учебник «Русская азбука» (стр. 68); цветные карандаши, мелки и карточки для изображения звуковых схем слов;
компьютер, проектор, экран, цветные флажки, карточка с буквой Р (для ленты букв).
Планируемые результаты:
o Личностные результаты: интерес к родной литературе, к духовнонравственной культуре своей страны; гражданская идентификация,
патриотизм.
o Предметные результаты: выделять звук [р], [р,]в словах, устанавливать, что звук [р] согласный; распознавать в словах новый звук.
Характеризовать его, обозначать буквой. Анализировать предложенную модель звукового состава слова, подбирать слова,
соответствующие заданной модели. Подбирать слова с заданным звуком. Устанавливать количество и последовательность звуков в
слове. Определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец слова). Делить слова на слоги. Доказывать (объяснять)
количество слогов в слове. Приводить примеры слов с заданным количеством слогов
o Метапредметные УУД:
Регулятивные: определять цель учебного задания; контролировать свои действия в процессе его выполнения; оценивать
правильность выполнения; обнаруживать и исправлять ошибки.
Познавательные: отличать новое от уже изученного; читать слогислияния; поиск нужных слов; читать слова с
изученной буквой; читать тексты и выполнять задания к ним. Сравнивать начертания заглавных и строчных печатных
букв. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Отработка пространственного воображения. Коммуникативные: определять и обосновывать место слушать и понимать речь других; уметь отстаивать свой ответ;
умение чётко артикулировать и поизносить звук [р], [р,]; произносить слово с интонационным выделением заданного
звука без опоры на образец произнесения учителя. Пропедевтика выразительного чтения.
Этап урока
1. Организационный
момент.
Цель: организовать
детей, настроить их на
учебный процесс.
Деятельность учителя
Прозвенел и смолк звонок.
Начинаем наш урок.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
I.
Изучение новых знаний с опорой на ранее изученное.
Деятельность учащихся
Дети проверяют подготовленность к
работе на уроке.
Примечание
Цель: актуализация знаний, сформировать умение производить фонетический анализ в соответствии с правилами, познакомить детей с новым
звуком и буквой, его обозначающей.
1.1 Постановка проблемной
ситуации.
1.2 Фонетический анализ.
Ребята, сегодня у нас в гостях
старичок, который словил золотую
рыбку, которая исполняет желания.
Но рыбка хитрая, загадала нашему
старичку слово. В этом слове
последний звук не знакомый старику,
давайте изучим этот звук и поможем
нашему герою.
А теперь давайте посмотрим на это
слово! Откройте азбуку на странице
69.
Какое это слово?
Правильно!
Ребята, а вы знаете, что такое дверь?
Для чего она нужна?
Верно.
Дверь, куда падает ударение в данном
Да, мы поможем.
Дверь.
Да.
Чтоб закрывать дом, комнату и тд.
На звук [йэ]. слове?
А мы знакомы с этим звуком? Какие
звуки в этом слове мы знаем?
Давайте охарактеризуем их! Сделаем
фонетический анализ слова.
Нарисуем схему.
Чтобы изучить новый звук, мы
должны отгадать загадку:
Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой.
Правильно! Сколько слогов в слове
рыбка?
Давайте тоже проанализируем это
слово!
1.3 Сравнение выделенных звуков
[р] и [р,].
Нарисуйте схему к этому слову!
Ребята, что общего в словах «дверь»
и «рыбка»?
Верно, но почему в первой схеме он
обозначен зеленым цветом, а во
втором синим?
Да. Звуки [д], [в,].
Дддверь первый звук [д], он
согласный твердый, звонкий;
Дввверьвторой звук [в,], он
согласный, мягкий, звонкий;
Двееерьтретий звук [йэ], гласный
ударный;
Дверррь неизвестный звук.
Рыбка.
Два.
Рррыбканеизвестный звук;
Рыыыбкагласный ударный;
Рыбббкасогласный, звонкий,
твердый;
Рыбкккасогласный, твердый,
глухой;
Рыбкааагласный, безударный.
Новый звук [р].
В слове дверь звук [р,] мягкий, а в
слове рыбкатвердый [р]. 1.4 Артикуляционная
гимнастика.
Молодцы! Сегодня у нас в гостях
звук [р]. Это звонкий согласный, он
может быть как твердым, так и
мягким.
Произнося этот звук, мы как будто
рычим. Давайте попробуем прорычать
этот звук!
А сейчас разомнем наши губки и
язычок! Давайте выполним несколько
упражнений.
«Чистим зубки»
Улыбнуться, открыть рот.
Кончиком языка с внутренней
стороны «почистить»
поочерёдно нижние и верхние
зубы.
Рррррррррррррррррр.
Дети разминают щёки, язык, губы
(разогревают мышцы, для хорошего
произношения, речедвигательного
аппарата ).
«Орешки»
рот закрыт
кончик языка с напряжением
поочередно упирается в щёки
на щеках образуются твёрдые
шарики – «орешки»
1.5 Чистоговорки, скороговорки.
Ребята, с помощью чистоговорок мы
потренируемся произносить наш звук.
Например:
Букву «р» мы учим дружно,
Букву «р» знать очень нужно,
Чтобы правильно, на пять
Имя родины сказать:
РОССИЯ!
И скороговорки помогут нам
Дети повторяют, чётко
проговаривая. правильно произносить звук (только
вначале произносим их медленно,
потом всё быстрее и быстрее)
1)Вез корабль карамель,
Наскочил корабль на мель,
Матросы две недели
Ели карамель на мели.
2)Ехал грека через реку,
Видит грека в реке рак,
Сунул грека руку в реку,
Рак за руку греку цап.
Со звуком [р] мы познакомились. А
что же нам делать, если слово надо
написать или прочитать?
Можно записать звук? Нет?
А как же тогда быть?
Дети повторяют, чётко
проговаривая. Медленно, затем
ускоряя темп.
Нет! Звук писать нельзя, мы его
только слышим.
Нам нужна буква, этот звук
обозначающий.
1.6 Обозначение [р] звука буквой
Р,р.
Правильно, надо познакомиться с
буквой Р, р (эр) А на что она похожа?
(Предлагают свои варианты на что
похожа буква Р)
1.7 Формулирование темы и цели
урока.
Ребята, так кто же догадался, какая
тема нашего урока?
Правильно. Чему мы должны
научиться на этом уроке?
1.8 Физкультминутка.
Верно.
2)Мы веселые мартышки,
Мы играем громко слишком.
Все ногами топаем,
Все руками хлопаем,
Надуваем щечки,
Звук [р] и буква, его обозначающая
Р,р.
Научиться произносить звук [р],
находить в словах, читать слоги и
предложения с буквой Р,р.
Дети выполняют движения: топают,
в руки хлопают, надувают щечки,
скачут на носочках, дружно
прыгают, показывают язык, строют
гримасы, замирают. Скачем на носочках.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальчик поднесем к виску
И друг другу даже
Язычки покажем!
Шире рот откроем,
Гримасы все состроим.
Как скажу я слово три,
Все с гримасами замри.
Раз, два, три!
II.
Первичное закрепление.
Цель: научить читать новую букву в слогослиянии (плавно), работать со столбиками слов, предложениями, развивать пространственное
воображение.
2.1 Работа со слоговыми
таблицами.
2.2 Работа со столбиками слов.
Давайте прочитаем первый столбик
слогов сверху вниз.
Прочитайте второй столбик сверху
вниз.
Прочитайте каждый столбик снизу
вверх.
Прочитайте слоги слева на право.
Прочитайте все слоги вопросительно
(учитель указывает слоги указкой).
Прочитайте с радостью.
Прочитайте все слоги, где звук [р]
твёрдый.
Теперь те, где звук [р’] мягкий.
Молодцы, справились!
Так для чего нам слоги, как вы
думаете?
ра ро ры
ру ри
ры ро ра и ри ру
ра ро ру ры ри
ра? Ро? Ры? Ру? Ри?
Ра! Ро! Ры! Ру! Ри!
ра ро ру ры
ри
Чтобы составлять слова. 2.3 Физкультминутка.
Правильно. А теперь прочитаем
столбик слов сверху вниз.
А теперь то же самое, но снизу вверх.
Сколько слогов в каждом слове?
В каком слове больше всего слогов?
А больше всего букв?
Теперь назовите те слова, где звук [р]
находится в ударном слоге.
В каком слове нет буквы р?
Во всех словах звук [р] твердый или
мягкий?
Как вы понимаете слово «рана»? Чем
«рана» отличается от «ранки»?
Верно.
1)Совушкасова
Совушкасова,
Большая голова,
На пеньке сидит,
Головой вертит,
Во все стороны глядит,
Да каак
Полетит!
2) Раздва – все вставайте,
Тричетыре – приседайте,
Пятьшесть – повернитесь,
Семьвосемь – улыбнитесь,
Девятьдесять – не зевайте,
Своё место занимайте.
Рана, ранка, тронул, уколол.
Уколол, тронул, ранка, рана.
Рана 2 слога, ранка 2 слога, тронул
2 слога, уколол 3 слога.
Уколол.
Рана, ранка, тронул.
Уколол.
Твердый.
Рана это порез. Ранка это
небольшая рана.
1)Вертят головой в стороны.
Руки поднимают вверх.
2)Встают,
поворачиваются,
занимают свое место.
приседают,
улыбаются,
2.4 Работа над предложениями и
Ребята, а давайте вспомним, что
Варианты детей. текстом.
2.5 Рефлексия. Подведение
итогов.
такое предложение?
Из чего состоят предложения?
Верно, давайте прочтем предложения
про кактус.
Что было у Иры?
Как у Иры появилась ранка?
Назовите все слова, где встречается
буква «р».
Правильно. Можно ли назвать эти
предложения текстом? Почему?
Ребята, мы изучили звук р и букву Р,
тем самым помогли дедушке. Теперь
золотая рыбка исполнит его заветное
желание. Молодцы!
Вам понравился наш урок?
Оцените вашу активность на уроке,
закончив предложения:
Урок мне очень понравился, я
получил новые знания.
Мне было на уроке хорошо.
Мне было на уроке плохо, я ничего
не понял.
Из слов.
Читают предложения.
У Иры был кактус.
Она уколола руку об кактус.
Ира, рука, растет, ранка, тронула.
Да, можем. В тексте наблюдается
одна основная мысль. Эти
предложения связаны между собой
логически.
Да (ответы детей).
Заканчивают предложения.
Конспект урока по русскому языку "Звук и буквы Р" 1 класс
Конспект урока по русскому языку "Звук и буквы Р" 1 класс
Конспект урока по русскому языку "Звук и буквы Р" 1 класс
Конспект урока по русскому языку "Звук и буквы Р" 1 класс
Конспект урока по русскому языку "Звук и буквы Р" 1 класс
Конспект урока по русскому языку "Звук и буквы Р" 1 класс
Конспект урока по русскому языку "Звук и буквы Р" 1 класс
Конспект урока по русскому языку "Звук и буквы Р" 1 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.