Конспект урока по теме "А. Н. Островский. Пьеса «Бедность не порок»".
Оценка 5

Конспект урока по теме "А. Н. Островский. Пьеса «Бедность не порок»".

Оценка 5
Работа в классе
docx
русский язык
9 кл
02.05.2017
Конспект урока по теме "А. Н. Островский. Пьеса «Бедность не порок»".
Цели урока: • Выявить особенности драматургии Островского на примере разбора конфликта в комедии «Бедность не порок». Задачи: • Развивать у школьников умения мыслить логически: находить главное, сравнивать, обобщать, делать выводы; • Развивать умения дискутировать на заданную тему; • Развивать монологическую речь; • Воспитывать правильное отношение к морально-нравственным ценностям русского менталитета; • Воспитывать интерес и бережное отношение к русской литературе.
Бедность не порок.docx
Урок литературы в 9 классе. А. Н. Островский. Пьеса «Бедность не порок». Цели урока:  Выявить особенности драматургии Островского на примере разбора конфликта в комедии  «Бедность не порок». Задачи:  Развивать у школьников умения мыслить логически: находить главное, сравнивать, обобщать, делать  выводы; Развивать умения дискутировать на заданную тему; Развивать монологическую речь;    Воспитывать правильное отношение к морально­нравственным ценностям русского менталитета;  Воспитывать интерес и бережное отношение к русской литературе. 1. Вступительное слово учителя. Сегодня нам предстоит познакомиться с драматургом Александром  Николаевичем Островским и его пьесой, написанной в ранний период его творчества, «Бедность не  порок». Запишите в тетради тему урока: «А. Н. Островский. «Бедность не порок». В старших  классах вы будете изучать его знаменитую пьесу «Гроза». Но сейчас имя это для нас новое, поэтому  несколько слов о самом драматурге. Особенности:  Показ важных общерусских проблем через семейно – бытовой конфликт;  Яркие, узнаваемые характеры; 2. Разбор конфликта пьесы. (Сл. 9) Сегодня мы начинаем знакомство с комедией Островского «Бедность не порок». Название. Итак, бедность не порок. ­ Как вы понимаете это изречение? ­ К какому жанру относится это выражение? ­ Помимо этого названия, среди пьес Островского есть ещё и такие: Свои люди – сочтёмся!, На всякого  мудреца довольно простоты, Не в свои сани не садись, В чужом пиру похмелье, Старый друг лучше новых  двух, Свои собаки грызутся – чужая не приставай, Не всё коту масленица, Не было гроша, да вдруг алтын,  Без вины виноватые. Из полусотни драм.произв. О. с десяток пьес названы пословицами. Больше такого вы не найдёте ни у  одного писателя. Особенность:  Своеобразие названий. Работа с 9 слайдом. Чтение текста слайда. Вы прочитали пьесу. Вы знаете, что любое драматическое произведение построено на конфликте. Конфликт – это противоборство, столкновение, на которых построено развитие сюжета в художественном  произведении. Аня, напомни, какова основа конфликтов в пьесах молодого Островского. Найдите в этом предложении антонимичные понятия. (патриархальный (старинный) быт – новшества). ­ В чём, по­вашему, Островский видит идеалы народной нравственности? (крепость семейных устоев,  доверие детей к родителям, нерушимость обычаев, царящих в этой купеческой семье, цельность и ясность  мировоззрения). ­ Чему противостоит этот мир? (новшествам, современной, так называемой «цивилизации»). Запись в тетради (пропущенные строчки): Конфликт комедии: Патриархальный мир народной нравственности противостоит современному  миру власти и денег. Итак, мы обозначили проблему общерусскую, которая показана через семейно – бытовой конфликт. Кто же  в нём участвует? (Сл. 10). Афиша. Чтение имен и фамилий действующих лиц. ­ Как вы объясните то, что одному из братьев Торцовых автор дал имя Любим, а другому – Гордей? Какие  качества людей подсказываются именами и фамилиями – Африкан Коршунов (хищник), Любовь, Гуслин,  Разлюляев, Митя? (Гордей – гордый, богатый купец, Любим – любимый всеми, хороший человек, но неудачник, Гуслин – простой, весёлый парень (от слова «гусли» ­ старинный народный инструмент), Разлюляев – простой, весёлый парень (от устаревшего слова «разлюли» ­ потеха), Митя –. посвящённый греческой богине земли и плодородия Деметре) П. ­Уже в афише О. скрыто прокомментировал своих героев. Каким образом? У. – дал им говорящие имена и фамилии. Особенность:  Говорящие имена. Ещё раз обращаю ваше внимание на авторское представление героев в афише. ­ Какое имя не вписывается в общий ряд имён? Почему? С какой целью О. таким образом указывает статус  персонажей? Почему среди знакомых имен имя Гордей не вызывает положительных ассоциаций? Особенность:  Необычное представление героев в афише, определяющее конфликт, который будет развиваться в  пьесе. ­ Между какими персонажами назревает основной конфликт? Почему? (Купец Гордей Карпыч Торцов очарован фабрикантом Коршуновым, хочет жить по моде, по­новому и даже  готов отдать за старика единственную дочь) ­ А что же мать? (Недалёкая, безвольная, нерешительная, она не может противостоять мужу) ­ Какова же роль Любима в этом семейном конфликте? (Разоблачает Коршунова – хищника, расстраивает  свадьбу Любови и Коршунова, вступается за Любовь и Митю, помогает прозреть своему брату.) ­ С каких слов Любима Торцова завязывается конфликт? (Зачитать: Д. 1, явл. 12. Любим Карпыч (берет).Гривенник надо. Тут все серебро, мне серебра не надо. Ты дай мне еще семитку, вот  и будет в настоящий такт. (Митя дает.)Вот и довольно. Добрая ты душа, Митя! (Ложится.)Брат не умеет  ценить тебя.   Ну, да я с ним штуку сделаю. Дуракам богатство – зло! Дай умному человеку деньги, он дело  сделает. Я походил по Москве­то, я все видел, все… Большую науку произошел! А дураку лучше денег не  давай, а то он заломается… фу, фу, фу, трр!… вот как брат, да как я, скотина… (Полусонным  голосом.)Митя, я ночевать к тебе приду. Митя. Приходите. Теперь контора пустая… праздники… Любим Карпыч (засыпая). А я с братом смешную штуку сделаю. (Засыпает.) (Сл. 11 – читать как итог ответа на вопрос) 5. Краткий обзор действий. Задание: Распределите по действиям: экспозиция, завязка; развитие действия, кульминация; развязка. (  Сл. 12  ) 1 действие. Первый акт — это объемная, яркая, зрелищная завязка всего предстоящего действия.    Это начальный момент в развитии событий, подготовленный экспозицией. Здесь читатель получает первые  представления об изображаемых характерах, о конфликте между ними. В первом акте звучат важные для развития действия слова Любима Торцова о брате: «Ему, дураку, наука  нужна», «Ну, да я с ним штуку сделаю. Дуракам богатство — зло!», « А я с братом смешную штуку  сделаю». Конфликт намечен. В тайном письме, адресованном Мите, обозначена и любовная интрига: «И я  тебя люблю. Любовь Торцова». П. ­ Как мы знакомимся с главными героями: с Гордеем Карпычем и Любимом Карпычем? У. – О них мы слышим от других персонажей. О Гордее от Егорушки: ругается, сердит на Любима Карпыча, от Пелагеи: с Африканом пьёт, будто подменили его. (д. 1, явл. 3) О Любиме от Егорушки: рассмешил всех за обедом, Гордей выгнал, Любим в отместку созорничал: стал с  нищими у собора. Особенность:  «Подготовленное появление» главных героев, о них вначале говорят другие. П. ­ С каких реплик вступают непосредственно в действие наши герои? У. – Первая реплика Любима (увидел одних в комнате Любовь Гордеевну и Митю), закрывая лицо руками:  «Стой! Что за человек? По какому виду? За каким делом? Взять под сумнение! Я, племянница! Что,  испугалась? Ступай, не бойсь! Я не доказчик, а кладу всё в ящик…» (д.1, явл. 11) Первая реплика Гордея (д.1, явл. 7), входит в комнату, где веселится молодёжь: «Что распелись! Горланят,  точно мужичьё! (Мите) И ты туда ж! Кажется, не в таком доме живёшь, не у мужиков. Что за полпивная!  Чтоб у меня этого не было вперёд! П. – Что можно сказать о персонажах по их первой реплике? (Л. – шутки, прибаутки, «не доказчик»; Г. –  грубит , унижает, «мужичьё» ­ ругательство). Особенность:  Значимость первой реплики героя  ) Второе действие. Действие стремительно развивается, вовлекая новых персонажей, причем все  (  Сл.13   они играют свою роль в ходе драмы и развитии конфликта. Атмосфера общей молодой влюбленности,  праздника и веселой кутерьмы с песнями и музыкой, гаданиями, ряжеными, представлениями с медведем и  козой разрушается с появлением Гордея Карпыча и Коршунова. Возможность счастья для молодых героев  становится иллюзорной. «Зятюшка Африкан Савич» уверен, что у него нет повода беспокоиться, заказывает девушкам «свадьбишную» песню. Любовь Гордеевна в тревоге, подруги окружают взволнованную девушку. П. ­ О каком празднике речь? Святки. Что за праздник? По каким приметам можно догадаться, что это  святки? ­ Почему Островский время действия пьесы соотносит со временем празднования святок? У. – Соблюдение народно­ религиозных традиций. Основным смыслом свят. периода, по народным  представлениям, являлось возрождение порядка в мире и в жизни каждого человека как частице этого мира. (Традиции устного народного творчества – фольклора) Особенность:  Фольклорные моменты.  ) Действие третье. Конфликт драмы, столкновение действующих лиц завершается. Несмотря на то, (  Сл. 14   что развязка логически вытекает из развития действия, она все­таки носит неожиданный характер: это  действительно подчеркнуто счастливый конец, потому что развитие действия было драматическим. «Штука», которую придумал Любим, выручает молодую пару. Спасает эта «штука» и Гордея от разорения,  которое грозило ему, породнись он с нечестным в денежных делах Коршуновым. Таким образом, развязка  непосредственно связана с развитием действия во втором акте, она является заключительным моментом в  развитии конфликта и интриги. Любим Торцов вмешивается в естественный ход событий, препятствует  торжеству зла. Протест против сильных мира сего он облекает в броскую форму: «Хорошо тому на свете  жить, у кого нету стыда в глазах». Опять пословица! Метко сказано, что театр Островского — речевой театр. У него в пьесах красивый, поэтически богатый  язык. На самом деле у Островского поэтически говорит тот, кто в душе поэт. У Островского каждый  персонаж говорит своим языком. Речь героев — важнейшее средство их характеристики. Докажем. Чтение отрывков. (Пелагея, Любим) Гордей Карпыч. Нет, ты вот что скажи: все у меня в порядке? В другом месте за столом­то  прислуживает молодец в поддевке либо девка, а у меня фициянт в нитяных перчатках. Этот  фициянт, он ученый, из Москвы, он все порядки знает: где кому сесть, что делать. А у других что!  Соберутся в одну комнату, усядутся в кружок, песни запоют мужицкие. Оно, конечно, и весело, да я  считаю так, что это низко, никакого тону нет. Да и пьют­то что, по необразованию своему! Наливки  там, вишневки разные… а и не понимают они того, что на это есть шампанское! Ох, если б мне жить  в Москве али бы в Питербурхе, я бы, кажется, всякую моду подражал. ­ объясните особенности речи тех персонажей, монологи которых мы читали. (Гордей неграмотный, считает, что образование ни к чему, главное – жить по моде. Любим: его речи присущ элемент несомненной интеллигентности; его речь не патриархальна, не  фольклорна, а принадлежит современной Островскому городской культуре; один из всех действующих лиц  он употребляет какие­то обрывки иностранных фраз довольно правильно и уместно). Особенность:  Своеобразие речевой характеристики героев. П. – Если бы я попросила вас выявить черты сходства и различия между определёнными героями пьесы,  кого бы вы сопоставляли, сравнивали? Почему? (Митя – Коршунов. Сходство: намерение жениться на Любови Гордеевне; различие: честность Мити –  действия исподтишка Коршунова; Любим Торцов – Гордей Торцов. Сходство: братья, в конце концов, Гордей прозревает, оказывается не  чужд правде. Различие: Г. – самодур, ему важен внешний лоск, а не человеческая душа; Л., в молодости  тоже поддавшийся на якобы обязательное поддержание статуса и прогулявший всё своё состояние, осознал, что главное в жизни не деньги, потому что можно и без денег оставаться хорошим человеком; Любим Торцов – Коршунов. Сходство: бывшие сотоварищи. Различие: честность первого и бесчестие  второго.) Особенность:  Параллельное рассмотрение сопоставляемых героев. 6. Это сопоставление и будет вашим домашним заданием, а также надо ответить на вопрос: почему Любим Торцов – любимый герой Островского? 7. Подведём итог урока. (Сл. 15) ­ Перечислим особенности драматургии Александра Николаевича Островского: Если позволит время, можно обсудить слова А. И. Гончарова: «Вы один достроили здание, в основании  которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: « У нас есть свой, русский, национальный театр. Он по справедливости должен  называться «театр Островского».

Конспект урока по теме "А. Н. Островский. Пьеса «Бедность не порок»".

Конспект урока по теме "А. Н. Островский. Пьеса «Бедность не порок»".

Конспект урока по теме "А. Н. Островский. Пьеса «Бедность не порок»".

Конспект урока по теме "А. Н. Островский. Пьеса «Бедность не порок»".

Конспект урока по теме "А. Н. Островский. Пьеса «Бедность не порок»".

Конспект урока по теме "А. Н. Островский. Пьеса «Бедность не порок»".

Конспект урока по теме "А. Н. Островский. Пьеса «Бедность не порок»".

Конспект урока по теме "А. Н. Островский. Пьеса «Бедность не порок»".

Конспект урока по теме "А. Н. Островский. Пьеса «Бедность не порок»".

Конспект урока по теме "А. Н. Островский. Пьеса «Бедность не порок»".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.05.2017