Конспект урока по теме "А. Н. Островский. Пьеса «Бедность не порок»".

  • Работа в классе
  • docx
  • 02.05.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели урока: • Выявить особенности драматургии Островского на примере разбора конфликта в комедии «Бедность не порок». Задачи: • Развивать у школьников умения мыслить логически: находить главное, сравнивать, обобщать, делать выводы; • Развивать умения дискутировать на заданную тему; • Развивать монологическую речь; • Воспитывать правильное отношение к морально-нравственным ценностям русского менталитета; • Воспитывать интерес и бережное отношение к русской литературе.
Иконка файла материала Бедность не порок.docx
Урок литературы в 9 классе. А. Н. Островский. Пьеса «Бедность не порок». Цели урока:  Выявить особенности драматургии Островского на примере разбора конфликта в комедии  «Бедность не порок». Задачи:  Развивать у школьников умения мыслить логически: находить главное, сравнивать, обобщать, делать  выводы; Развивать умения дискутировать на заданную тему; Развивать монологическую речь;    Воспитывать правильное отношение к морально­нравственным ценностям русского менталитета;  Воспитывать интерес и бережное отношение к русской литературе. 1. Вступительное слово учителя. Сегодня нам предстоит познакомиться с драматургом Александром  Николаевичем Островским и его пьесой, написанной в ранний период его творчества, «Бедность не  порок». Запишите в тетради тему урока: «А. Н. Островский. «Бедность не порок». В старших  классах вы будете изучать его знаменитую пьесу «Гроза». Но сейчас имя это для нас новое, поэтому  несколько слов о самом драматурге. Особенности:  Показ важных общерусских проблем через семейно – бытовой конфликт;  Яркие, узнаваемые характеры; 2. Разбор конфликта пьесы. (Сл. 9) Сегодня мы начинаем знакомство с комедией Островского «Бедность не порок». Название. Итак, бедность не порок. ­ Как вы понимаете это изречение? ­ К какому жанру относится это выражение? ­ Помимо этого названия, среди пьес Островского есть ещё и такие: Свои люди – сочтёмся!, На всякого  мудреца довольно простоты, Не в свои сани не садись, В чужом пиру похмелье, Старый друг лучше новых  двух, Свои собаки грызутся – чужая не приставай, Не всё коту масленица, Не было гроша, да вдруг алтын,  Без вины виноватые. Из полусотни драм.произв. О. с десяток пьес названы пословицами. Больше такого вы не найдёте ни у  одного писателя. Особенность:  Своеобразие названий. Работа с 9 слайдом. Чтение текста слайда. Вы прочитали пьесу. Вы знаете, что любое драматическое произведение построено на конфликте. Конфликт – это противоборство, столкновение, на которых построено развитие сюжета в художественном  произведении. Аня, напомни, какова основа конфликтов в пьесах молодого Островского. Найдите в этом предложении антонимичные понятия. (патриархальный (старинный) быт – новшества). ­ В чём, по­вашему, Островский видит идеалы народной нравственности? (крепость семейных устоев,  доверие детей к родителям, нерушимость обычаев, царящих в этой купеческой семье, цельность и ясность  мировоззрения). ­ Чему противостоит этот мир? (новшествам, современной, так называемой «цивилизации»). Запись в тетради (пропущенные строчки):Конфликт комедии: Патриархальный мир народной нравственности противостоит современному  миру власти и денег. Итак, мы обозначили проблему общерусскую, которая показана через семейно – бытовой конфликт. Кто же  в нём участвует? (Сл. 10). Афиша. Чтение имен и фамилий действующих лиц. ­ Как вы объясните то, что одному из братьев Торцовых автор дал имя Любим, а другому – Гордей? Какие  качества людей подсказываются именами и фамилиями – Африкан Коршунов (хищник), Любовь, Гуслин,  Разлюляев, Митя? (Гордей – гордый, богатый купец, Любим – любимый всеми, хороший человек, но неудачник, Гуслин – простой, весёлый парень (от слова «гусли» ­ старинный народный инструмент), Разлюляев – простой, весёлый парень (от устаревшего слова «разлюли» ­ потеха), Митя –. посвящённый греческой богине земли и плодородия Деметре) П. ­Уже в афише О. скрыто прокомментировал своих героев. Каким образом? У. – дал им говорящие имена и фамилии. Особенность:  Говорящие имена. Ещё раз обращаю ваше внимание на авторское представление героев в афише. ­ Какое имя не вписывается в общий ряд имён? Почему? С какой целью О. таким образом указывает статус  персонажей? Почему среди знакомых имен имя Гордей не вызывает положительных ассоциаций? Особенность:  Необычное представление героев в афише, определяющее конфликт, который будет развиваться в  пьесе. ­ Между какими персонажами назревает основной конфликт? Почему? (Купец Гордей Карпыч Торцов очарован фабрикантом Коршуновым, хочет жить по моде, по­новому и даже  готов отдать за старика единственную дочь) ­ А что же мать? (Недалёкая, безвольная, нерешительная, она не может противостоять мужу) ­ Какова же роль Любима в этом семейном конфликте? (Разоблачает Коршунова – хищника, расстраивает  свадьбу Любови и Коршунова, вступается за Любовь и Митю, помогает прозреть своему брату.) ­ С каких слов Любима Торцова завязывается конфликт? (Зачитать: Д. 1, явл. 12. Любим Карпыч (берет).Гривенник надо. Тут все серебро, мне серебра не надо. Ты дай мне еще семитку, вот  и будет в настоящий такт. (Митя дает.)Вот и довольно. Добрая ты душа, Митя! (Ложится.)Брат не умеет  ценить тебя.   Ну, да я с ним штуку сделаю. Дуракам богатство – зло! Дай умному человеку деньги, он дело  сделает. Я походил по Москве­то, я все видел, все… Большую науку произошел! А дураку лучше денег не  давай, а то он заломается… фу, фу, фу, трр!… вот как брат, да как я, скотина… (Полусонным  голосом.)Митя, я ночевать к тебе приду. Митя. Приходите. Теперь контора пустая… праздники… Любим Карпыч (засыпая). А я с братом смешную штуку сделаю. (Засыпает.) (Сл. 11 – читать как итог ответа на вопрос) 5. Краткий обзор действий. Задание: Распределите по действиям: экспозиция, завязка; развитие действия, кульминация; развязка.(  Сл. 12  ) 1 действие. Первый акт — это объемная, яркая, зрелищная завязка всего предстоящего действия.    Это начальный момент в развитии событий, подготовленный экспозицией. Здесь читатель получает первые  представления об изображаемых характерах, о конфликте между ними. В первом акте звучат важные для развития действия слова Любима Торцова о брате: «Ему, дураку, наука  нужна», «Ну, да я с ним штуку сделаю. Дуракам богатство — зло!», « А я с братом смешную штуку  сделаю». Конфликт намечен. В тайном письме, адресованном Мите, обозначена и любовная интрига: «И я  тебя люблю. Любовь Торцова». П. ­ Как мы знакомимся с главными героями: с Гордеем Карпычем и Любимом Карпычем? У. – О них мы слышим от других персонажей. О Гордее от Егорушки: ругается, сердит на Любима Карпыча, от Пелагеи: с Африканом пьёт, будто подменили его. (д. 1, явл. 3) О Любиме от Егорушки: рассмешил всех за обедом, Гордей выгнал, Любим в отместку созорничал: стал с  нищими у собора. Особенность:  «Подготовленное появление» главных героев, о них вначале говорят другие. П. ­ С каких реплик вступают непосредственно в действие наши герои? У. – Первая реплика Любима (увидел одних в комнате Любовь Гордеевну и Митю), закрывая лицо руками:  «Стой! Что за человек? По какому виду? За каким делом? Взять под сумнение! Я, племянница! Что,  испугалась? Ступай, не бойсь! Я не доказчик, а кладу всё в ящик…» (д.1, явл. 11) Первая реплика Гордея (д.1, явл. 7), входит в комнату, где веселится молодёжь: «Что распелись! Горланят,  точно мужичьё! (Мите) И ты туда ж! Кажется, не в таком доме живёшь, не у мужиков. Что за полпивная!  Чтоб у меня этого не было вперёд! П. – Что можно сказать о персонажах по их первой реплике? (Л. – шутки, прибаутки, «не доказчик»; Г. –  грубит , унижает, «мужичьё» ­ ругательство). Особенность:  Значимость первой реплики героя  ) Второе действие. Действие стремительно развивается, вовлекая новых персонажей, причем все  (  Сл.13   они играют свою роль в ходе драмы и развитии конфликта. Атмосфера общей молодой влюбленности,  праздника и веселой кутерьмы с песнями и музыкой, гаданиями, ряжеными, представлениями с медведем и  козой разрушается с появлением Гордея Карпыча и Коршунова. Возможность счастья для молодых героев  становится иллюзорной. «Зятюшка Африкан Савич» уверен, что у него нет повода беспокоиться, заказывает девушкам «свадьбишную» песню. Любовь Гордеевна в тревоге, подруги окружают взволнованную девушку. П. ­ О каком празднике речь? Святки. Что за праздник? По каким приметам можно догадаться, что это  святки? ­ Почему Островский время действия пьесы соотносит со временем празднования святок? У. – Соблюдение народно­ религиозных традиций. Основным смыслом свят. периода, по народным  представлениям, являлось возрождение порядка в мире и в жизни каждого человека как частице этого мира. (Традиции устного народного творчества – фольклора) Особенность:  Фольклорные моменты.  ) Действие третье. Конфликт драмы, столкновение действующих лиц завершается. Несмотря на то, (  Сл. 14   что развязка логически вытекает из развития действия, она все­таки носит неожиданный характер: это  действительно подчеркнуто счастливый конец, потому что развитие действия было драматическим.«Штука», которую придумал Любим, выручает молодую пару. Спасает эта «штука» и Гордея от разорения,  которое грозило ему, породнись он с нечестным в денежных делах Коршуновым. Таким образом, развязка  непосредственно связана с развитием действия во втором акте, она является заключительным моментом в  развитии конфликта и интриги. Любим Торцов вмешивается в естественный ход событий, препятствует  торжеству зла. Протест против сильных мира сего он облекает в броскую форму: «Хорошо тому на свете  жить, у кого нету стыда в глазах». Опять пословица! Метко сказано, что театр Островского — речевой театр. У него в пьесах красивый, поэтически богатый  язык. На самом деле у Островского поэтически говорит тот, кто в душе поэт. У Островского каждый  персонаж говорит своим языком. Речь героев — важнейшее средство их характеристики. Докажем. Чтение отрывков. (Пелагея, Любим) Гордей Карпыч. Нет, ты вот что скажи: все у меня в порядке? В другом месте за столом­то  прислуживает молодец в поддевке либо девка, а у меня фициянт в нитяных перчатках. Этот  фициянт, он ученый, из Москвы, он все порядки знает: где кому сесть, что делать. А у других что!  Соберутся в одну комнату, усядутся в кружок, песни запоют мужицкие. Оно, конечно, и весело, да я  считаю так, что это низко, никакого тону нет. Да и пьют­то что, по необразованию своему! Наливки  там, вишневки разные… а и не понимают они того, что на это есть шампанское! Ох, если б мне жить  в Москве али бы в Питербурхе, я бы, кажется, всякую моду подражал. ­ объясните особенности речи тех персонажей, монологи которых мы читали. (Гордей неграмотный, считает, что образование ни к чему, главное – жить по моде. Любим: его речи присущ элемент несомненной интеллигентности; его речь не патриархальна, не  фольклорна, а принадлежит современной Островскому городской культуре; один из всех действующих лиц  он употребляет какие­то обрывки иностранных фраз довольно правильно и уместно). Особенность:  Своеобразие речевой характеристики героев. П. – Если бы я попросила вас выявить черты сходства и различия между определёнными героями пьесы,  кого бы вы сопоставляли, сравнивали? Почему? (Митя – Коршунов. Сходство: намерение жениться на Любови Гордеевне; различие: честность Мити –  действия исподтишка Коршунова; Любим Торцов – Гордей Торцов. Сходство: братья, в конце концов, Гордей прозревает, оказывается не  чужд правде. Различие: Г. – самодур, ему важен внешний лоск, а не человеческая душа; Л., в молодости  тоже поддавшийся на якобы обязательное поддержание статуса и прогулявший всё своё состояние, осознал, что главное в жизни не деньги, потому что можно и без денег оставаться хорошим человеком; Любим Торцов – Коршунов. Сходство: бывшие сотоварищи. Различие: честность первого и бесчестие  второго.) Особенность:  Параллельное рассмотрение сопоставляемых героев. 6. Это сопоставление и будет вашим домашним заданием, а также надо ответить на вопрос: почему Любим Торцов – любимый герой Островского? 7. Подведём итог урока. (Сл. 15) ­ Перечислим особенности драматургии Александра Николаевича Островского: Если позволит время, можно обсудить слова А. И. Гончарова: «Вы один достроили здание, в основании  которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские,можем с гордостью сказать: « У нас есть свой, русский, национальный театр. Он по справедливости должен  называться «театр Островского».