Конспект урока по теме "Алгебра логики" для 10 класса
Оценка 4.9

Конспект урока по теме "Алгебра логики" для 10 класса

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
информатика +1
10 кл
26.03.2018
Конспект урока по теме "Алгебра логики" для 10 класса
Конспект урока по теме "Алгебра логики" для 10 класса. Цель урока ознакомить учащихся с понятиями: логика, алгебра логики, понятие, высказывание, умозаключение; Ввести обозначения логических операций: инверсия, конъюнкция, дизъюнкция, импликация, эквиваленция и исключающая «или»; Дать понятия таблиц истинности логических операций; Способствовать формированию умений переводить высказывания на язык алгебры логики, определять истинность (ложность) высказываний;Конспект урока по теме "Алгебра логики" для 10 класса. Цель урока ознакомить учащихся с понятиями: логика, алгебра логики, понятие, высказывание, умозаключение
алгебра логики.doc
Тема: «Алгебра высказываний. Основные логические операции» 1,2 урок по теме.  10 класс Цель  урока: Формирование основных понятий по теме: «Алгебра высказываний.  Основные логические операции». Задачи:  ­ обучающие: ознакомить с понятиями: логика, алгебра логики, понятие, высказывание, умозаключение;  ввести обозначения логических операций: инверсия, конъюнкция, дизъюнкция,  импликация, эквиваленция и исключающая «или»;  дать понятия таблиц истинности логических операций;  способствовать формированию умений переводить высказывания на язык алгебры логики,  определять истинность (ложность) высказываний; ­развивающие: создать условия для развития мышления, внимания, памяти, коммуникативных навыков,  умений работать с ЭОР и ЦОР, умений анализировать ответ одноклассника; способствовать развитию познавательного интереса; ­воспитательные:  воспитывать культуру общения в ходе групповой и фронтальной работы. Тип урока: Изучение нового материала с использованием ЭОР НП, ЦОР и закрепление  полученных знаний в ходе самостоятельной работы учащихся. Формы работы учащихся: фронтальная, коллективная и индивидуальная работа на  компьютере. Необходимое техническое оборудование: компьютеры, интерактивная доска, проектор,  Ms Power Point 2007, Adobe Flash Player, ОМС плеер. Система контроля на уроке: сочетание контроля учителя и самоконтроля учащихся. Этапы урока: 1. Организационный момент. 2 мин 2. Подготовка учащихся к усвоению новой темы. 8 мин. 3. Введение нового материала. 35 мин. 4. Первичное закрепление материала. 10 мин. 5. Применение полученных знаний 12 6. Решение практического задания 15 мин 7. Подведение итогов урока. 5 мин. 8. Постановка домашнего задания. 3 мин. Ход урока. Организационный момент:  Учитель: Здравствуйте, ребята. Подготовка учащихся к усвоению новой темы.  Учитель: Для начала давайте решим несколько  шуточных задач:  Ученики: Решают следующие задачи, устно дают ответы: Вы сидите в вертолете, перед вами конь, сзади верблюд. Где Вы находитесь? Какое слово начинается с трех букв «Г» и заканчивается тремя буквами «Я»? Вы зашли в темную комнату. В ней есть газовая и бензиновая лампа. Что вы зажжете в  первую очередь? Обычно месяц заканчивается 30 или 31 числом. В каком месяце есть 28 число? Когда человек бывает в комнате без головы?  Учитель: Давайте подумаем, к какому же типу относятся данные задачи?  Ученики: Отвечают, что задачи такого плана можно отнести к логике. Учитель: Конечно же, мы отнесем их логическим, то есть от нашего умения мыслить мы  можем прийти к правильному решению.  А как человек мыслит? Что в нашей речи является высказыванием, а что ­ нет? Изучение нового материала: Учитель:  Запишите, пожалуйста, сегодняшнее число и тему урока  «Алгебра  высказываний. Основные логические операции».  Ученики: Записывают в тетради тему урока. Учитель: Обратите внимание ­ слово ЛОГИКА записано в сочетание со словом АЛГЕБРА. Что же изучает алгебра?  Ученики: отвечают алгебра изучает числа, числовые величины, числовые выражения, а  также правила выполнения действий над ними.  Учитель: Абсолютно верно. Что же изучает логика? Логика – (от древнегреч. logoz ­ слово, мысль, понятие, рассуждение) ­ наука о  законах и  формах мышления. Формы мышления понятие суждение (высказывани е,  утверждение) умозаключен ие И тогда, давайте попробуем понять, чем же занимается алгебра логики!? Алгебра логики  изучает общие операции над высказываниями.  Основы данной алгебры были положены английским математиком Джорджем Булем в 19  веке, также называли булевой алгеброй. Определим, что же такое высказывание?  Высказывание (суждение) ­ это повествовательное предложение, в котором что­либо  утверждается или отрицается о реальных предметах, их свойствах и отношениях между  ними. По поводу любого высказывания можно сказать истинно оно или ложно. Из данных высказываний необходимо выбрать истинные: 1. Решение задачи – информационный процесс. 2. Сканер – это устройство, которое может напечатать на бумаге то, что изображено  на экране компьютера. 3. Мышка – это устройство ввода информации. Формы мышленияпонятиеумозаключениесуждение(высказывание, утверждение) переменные, обозначаемые латинскими буквами: Например: A – «Крокодилы летают» B – «Земля вращается вокруг Солнца» Если высказывание истинно, то ему соответствует значение логической переменной  1, если ложно – 0; Тогда: A = 0, B = 1 Над высказываниями можно производить определенные логические операции, в результате  которых получаются новые, составные высказывания. Рассмотрим основные логические операции. Логическое отрицание (инверсия) Логическое отрицание образуется из высказывания с помощью добавления частицы «не»  или использования оборота речи «неверно, что…». A Обозначения: ¬А;     . Таблица истинности  A А 1 0 1 0 Инверсия высказывания истинна, когда высказывание ложно, и ложна, когда высказывание истинно. Примечания: 1. Логики при образовании инверсии предпочитают иметь дело с оборотом речи  «неверно, что», поскольку тем самым подчёркивают отрицание всего высказывания. • Высказывания могут быть простыми и составными; • Истинность простых высказываний определяется на основании здравого смысла; • Истинность составных высказываний определяется с помощью алгебры  высказываний. В алгебре высказываний простым высказываниям ставятся в соответствие логические  Рассмотрим следующий пример: Постройте отрицания следующих высказываний: • Сегодня в театре идет опера «Евгений Онегин». • Натуральные числа, оканчивающиеся цифрой 0, являются простыми числами. Логическое умножение (конъюнкция) Логическое умножение ­ конъюнкция (лат. conjunctio — соединение) образуется  соединением двух высказываний в одно с помощью союза «и». Обозначения: А∙В; А^В; А&В. АВ Таблица истинности А 0 0 1 1 В 0 1 0 1 0 0 0 1 Конъюнкция двух высказываний истинна тогда и только тогда, когда оба высказывания истинны, и ложна, когда хотя бы одно высказывание ложно. Рассмотрим следующий пример. Даны высказывания: D – «Число 10 делится на 2 без остатка»; S – «Париж – столица  России».  Давайте вместе попробуем сформулировать на обычном языке высказывание A=S&D, и  определим его истинность. Логическое сложение (дизъюнкция) Логическое сложение – дизъюнкция (лат. disjunctio — разделение) образуется  соединением двух высказываний в одно с помощью союза «или». Обозначение: А В; A+B. А В Таблица истинности А 0 0 1 1 В 0 1 0 1 0 1 1 1 Дизъюнкция двух высказываний ложна тогда и только тогда, когда оба высказывания ложны, и истинна, когда хотя бы одно высказывание истинно. Рассмотрим следующий пример. Даны высказывания: M – «Число 12 ­ простое»; N – «Париж – столица Франции». Сформулируйте на обычном языке высказывание K=M  N, и определить его истинность. Логическое следование (импликация) Логическое следование – импликация (лат. implico — тесно связаны) образуется  соединением двух высказываний в одно с помощью оборота речи «если….., то…..». Обозначения: А В, А→ В. Таблица истинности А 0 0 1 1 тогда, когда из истинного высказывания следует ­ ложное. Импликация двух высказываний ложна тогда и только В 0 1 0 1 АВ 1 1 0 1 Приведите пример составного высказывания связанного импликацией. Ученики: приводят пример составного высказывания связанного импликацией. Учитель: мой пример: Если 2∙2=4, то 3∙3=10. Логическое равенство (эквивалентность) Эквивалентность образуется соединением двух высказываний в одно при помощи оборота  речи «….тогда и только тогда, когда…». Обозначение эквивалентности: А=В; АВ; А~В. Таблица истинности А 0 0 1 1 В 0 1 0 1 АВ 1 0 0 1 Эквивалентность двух высказываний истинна тогда и только тогда, когда оба высказывания истинны или оба ложны. Приведите пример составного высказывания связанного эквивалентностью.  Ученики: приводят пример составного высказывания связанного эквивалентностью. Учитель: мой пример: Угол называется прямым тогда и только тогда, когда он равен  900. Логическая разделительная дизъюнкция (исключающая «или») Разделительная дизъюнкция образуется соединением двух высказываний в одно помощью  оборота речи «либо только…, либо только». Обозначение эквивалентности: АВ. Разделительная дизъюнкция двух высказываний, истинна тогда, когда одно из высказываний истинно, а другое ложно (либо, либо). Таблица истинности А 0 0 1 1 В 0 1 0 1 АВ 0 1 1 0 Приоритет операций: 1) инверсия; 2) конъюнкция; 3) дизъюнкция; 4) импликация; 5) эквивалентность; 6) исключающая «или». ­ Именно в таком порядке реализуется приоритет логических операций. Рефлексия урока: 1) Какие существуют основные формы мышления? 2) В чем состоит разница между содержанием и объемом понятия? 3) Может ли быть высказывание выражено в форме вопросительного предложения? 4) С какими логическими операциями вы познакомились?

Конспект урока по теме "Алгебра логики" для 10 класса

Конспект урока по теме "Алгебра логики" для 10 класса

Конспект урока по теме "Алгебра логики" для 10 класса

Конспект урока по теме "Алгебра логики" для 10 класса

Конспект урока по теме "Алгебра логики" для 10 класса

Конспект урока по теме "Алгебра логики" для 10 класса

Конспект урока по теме "Алгебра логики" для 10 класса

Конспект урока по теме "Алгебра логики" для 10 класса

Конспект урока по теме "Алгебра логики" для 10 класса

Конспект урока по теме "Алгебра логики" для 10 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.03.2018