Конспект урока по теме "Древнейшие люди"

  • Разработки курсов
  • doc
  • 21.01.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Подробный конспект по истории Древнего мира (начало обучения), включающий в себя план, цель и задачи и закрепление, согласно ФГОС. Древний мир - это то, с чего начинается изучение истории в 5м классе. Задача педагога на этом этапе - развить интерес у школьников к предмету.
Иконка файла материала drevneyshie_lyudi.doc
Тема урока:    Древнейшие люди Цель урока:  1. Подвести учащихся к пониманию того, что способность                            трудиться поставила древнейших людей в более выгодное                            сравнительно с остальным животным миром положение,                            помогла выжить.                       2. Продолжить формирование умения работать с учебником,                            иллюстрациями и исторической картой.                       3. Правильно употреблять и объяснять исторические термины. Оборудование: карта мира, атласы по истории Древнего мира Вводная беседа: 1. кого называют археологами? 2. как работают археологи? 3. как находят археологические помятники? 4. что называют историческим источником? 5. о каких периодах в истории сведения могут дать только археологи?  (Археологи­ ученые, которые восстанавливают жизнь по вещественным историческим  источникам. Прежде чем начать раскопки изучают литературу, проводят разведку местности. Затем  начинают раскопки. Работают лопатами, иногда кисточкой. Собранный материал обрабатывают  и изучают. Находки археологов – вещественные источники. План урока: 1. Облик далеких предков 2. Первые орудия труда 3. Охота и овладение огнем Итак, мы выяснили, что с помощью археологии и других исторических  источников ученые получают научную информацию о жизни людей в далеком  прошлом. Со знакомства с жизнью первобытных людей мы начинаем изучение  истории древнего мира. Согласно научным данным первобытные люди  появились на Земле более 2 млн лет назад.(записать)Люди произошли от обезьян, но не тех, что обитают в южных странах, а от  давно вымерших обезьян кости которых находят в земле. Работа с картой (стр.7) 1. где жили древнейшие люди 2. где следы их жизни не обнаружены 3. почему  (могли жить только в теплых странах с богатой растительностью и животным  миром) Работа с иллюстрациями учебника (стр.8­9) Рассмотреть иллюстрации и описать облик древних людей. 1. чем древние люди отличались от людей нашего времени? (покрыты шерстью, походили на обезьяну, лицо грубое с приплюснутым носом,  челюсти выступают вперед, уходящий назад лоб, надбровный валик. Этот человек  не умел ещё говорить, объем мозга меньше чем у современного человека.   2. чем древнейшие люди отличались от обезьян? (умением изготовлять примитивные орудия труда: заостренные камни и  палки­копалки, дубины, ручное рубило) записать 3. что называют орудием труда? Орудие труда­ это то , чем человек работает – записать 4. что могли делать этими орудиями труда первобытные люди? (расколоть орех, вырубить дубину, отточить палку­копалку, убить мелкого зверя,  защититься от нападения хищников…) Как древнейший человек добывал себе пищу? Записать: занятия древнейшего человека: охота и собирательство Представьте себе: большое стадо антилоп мирно щиплет траву. Первобытные  охотники нападают на стадо, которое обращается в бегство. Как ветер мчатся антилопы: конечно людям их не догнать. Но в стаде есть больные,  ослабленные, есть очень старые и наоборот очень молодые животные.  Эти не поспевают за остальными и отстают,,, Если людям удается отрезать от  стада антилопу, они оглушают её дубинами, наносят тяжкие раны и убивают.  А затем заостренными камнями разделывают тушу. Вот еще древнейший способ охоты на животных. Предположим, леопард  напал на зебру, загрыз и хочет её утащить. Заметив это, люди пытаются отнять у хищника его добычу. Они оглушительно кричат, размахивают дубинами,  кидают в леопарда камнями. Охотников десятки, и если хищник утомленпреследованием зебры, то боя с людьми не примет. Бросив тушу, он  предпочтет скрыться. Как вы считаете была ли всегда охота удачной? Собирательство – сбор того, что дала природа – в тетрадь Собирали целый день от мала до велика: искали съедобные коренья, улиток,  термитов, дикорастущие ягоды и плоды, яйца птиц, зерна диких злаков. Но, собирательство требует огромной затраты времени и сил. К тому же  собранные плоды    по сравнению с мясной пищей малопитательны. Предположите, мог ли первобытный человек жить в одиночку?  Коллективы древнейших людей называют человеческим стадом.­  записать В стаде было несколько десятков человек. Родства не знали Разделения труда между мужчинами и женщинами долгое время не было Во главе с вожаками бродили первобытные стада в поисках пищи, каждое  стадо жило своей самостоятельной жизнью. Но все же это были люди – стадо было человеческим коллективом, в котором  сохранялись и передавались от старших  к младшим навыки изготовления   орудий труда из камня и дерева. Разные опасности подстерегали человеческие стада. Одной из них был огонь. По сей день для лесных жителей самое страшное это пожар – всё живое  спасается бегством. Как же человек овладел огнем? Никто не знает. Может быть однажды превозмогая страх, охотники приблизились к огню  (гроза и лава от извержения вулкана, а вулканы тогда встречались в 10 раз  чаще). Тогда и было сделано величайшее открытие: сунешь ветку в огонь и он  твой! То есть человек вначале использовал природный огонь, не умея  добывать его. И запылали на стоянках костры. Огнь согревал, отпугивал  диких зверей, а мясо стало вкуснее сырого. Потеря такого «друга» как огонь  была страшной потерей для человека. Отрывок из книги Ж.Рони­Старшего «Борьба за огонь» «В непроглядную ночь бежали уламры, обезумев от страданий и усталости, но все их усилия были тщетны перед постигшим их несчастьем: огонь был мертв!Даже в самые тяжелые времена поддерживали они в нем жизнь, охраняли его  от непогоды и наводнений, переносили его через реки и болота; синеватый при свете дня и багровый ночью, он никогда не расставался в ними. Его красные  зубы защищали человека от обширного страшного мира; все радости  жили только около него. Он извлекал и мяса вкусные запахи, делал  твердыми концы рогатин, заставлял трескаться камни, он подбадривал  людей в дремучих лесах, в глубине пещер. И вот теперь он был мертв!» Но научится человек добывать огонь еще очень не скоро, а пока предстояло  приручить огонь и непрерывно дежурить у костра. Если «дежурный» не  справлялся  происходило страшное. Отрывок из книги Д Эрвильи «Приключения доисторического  мальчика» «…Крек рассказал все, что с ними случилось, почему они не могли вовремя  вернуться в пещеру. Он пробовал разжалобить стариков. ­Мы надеялись раздобыть много пищи для всех, ­ задыхаясь закончил мальчик свой рассказ, ­ и только потом я покинул пещеру. Уходя, я позаботился о том, чтобы огонь не погас, и прожил бы до нашего возвращения. ­ Огонь умер… ­ проворчал один из начальников.­ и пусть он будет отмщен. Крек и Ожо озирались кругом. Дикие крики, взывающие к мести, становились  все громче и громче. Напрасно братья искали проблеска жалости на лицах  старейшин и охотников. Все лица были мскажены отчаянием и яростью, во  всех взглядах светилась свирепая решимость. Старейший начальник встал, подошел к детям, схватил их за руки и …» Подумайте, как люди научились добывать огонь? (путем трения друг о друга сухих кусочков дерева) ЗАКРЕПЛЕНИЕ 1. Когда на земле жили древнейшие люди? 2. На каком материке найдены следы древнейшего человека? 3. В чем главное отличие человека  от животных? 4. какие орудия труда древнейшего человека вам известны? 5. почему первобытные люди жили группами 6. как назывались эти коллективы7. что человек научился делать раньше: использовать огонь или добывать  его? 8. выполнение письменного задания на карточках