Конспект урока по теме "Древнейшие люди"
Оценка 4.6

Конспект урока по теме "Древнейшие люди"

Оценка 4.6
Разработки курсов
doc
история
5 кл
21.01.2018
Конспект урока по теме "Древнейшие люди"
Подробный конспект по истории Древнего мира (начало обучения), включающий в себя план, цель и задачи и закрепление, согласно ФГОС. Древний мир - это то, с чего начинается изучение истории в 5м классе. Задача педагога на этом этапе - развить интерес у школьников к предмету.
drevneyshie_lyudi.doc
Тема урока:    Древнейшие люди Цель урока:  1. Подвести учащихся к пониманию того, что способность                            трудиться поставила древнейших людей в более выгодное                            сравнительно с остальным животным миром положение,                            помогла выжить.                       2. Продолжить формирование умения работать с учебником,                            иллюстрациями и исторической картой.                       3. Правильно употреблять и объяснять исторические термины. Оборудование: карта мира, атласы по истории Древнего мира Вводная беседа: 1. кого называют археологами? 2. как работают археологи? 3. как находят археологические помятники? 4. что называют историческим источником? 5. о каких периодах в истории сведения могут дать только археологи?  (Археологи­ ученые, которые восстанавливают жизнь по вещественным историческим  источникам. Прежде чем начать раскопки изучают литературу, проводят разведку местности. Затем  начинают раскопки. Работают лопатами, иногда кисточкой. Собранный материал обрабатывают  и изучают. Находки археологов – вещественные источники. План урока: 1. Облик далеких предков 2. Первые орудия труда 3. Охота и овладение огнем Итак, мы выяснили, что с помощью археологии и других исторических  источников ученые получают научную информацию о жизни людей в далеком  прошлом. Со знакомства с жизнью первобытных людей мы начинаем изучение  истории древнего мира. Согласно научным данным первобытные люди  появились на Земле более 2 млн лет назад.(записать) Люди произошли от обезьян, но не тех, что обитают в южных странах, а от  давно вымерших обезьян кости которых находят в земле. Работа с картой (стр.7) 1. где жили древнейшие люди 2. где следы их жизни не обнаружены 3. почему  (могли жить только в теплых странах с богатой растительностью и животным  миром) Работа с иллюстрациями учебника (стр.8­9) Рассмотреть иллюстрации и описать облик древних людей. 1. чем древние люди отличались от людей нашего времени? (покрыты шерстью, походили на обезьяну, лицо грубое с приплюснутым носом,  челюсти выступают вперед, уходящий назад лоб, надбровный валик. Этот человек  не умел ещё говорить, объем мозга меньше чем у современного человека.   2. чем древнейшие люди отличались от обезьян? (умением изготовлять примитивные орудия труда: заостренные камни и  палки­копалки, дубины, ручное рубило) записать 3. что называют орудием труда? Орудие труда­ это то , чем человек работает – записать 4. что могли делать этими орудиями труда первобытные люди? (расколоть орех, вырубить дубину, отточить палку­копалку, убить мелкого зверя,  защититься от нападения хищников…) Как древнейший человек добывал себе пищу? Записать: занятия древнейшего человека: охота и собирательство Представьте себе: большое стадо антилоп мирно щиплет траву. Первобытные  охотники нападают на стадо, которое обращается в бегство. Как ветер мчатся антилопы: конечно людям их не догнать. Но в стаде есть больные,  ослабленные, есть очень старые и наоборот очень молодые животные.  Эти не поспевают за остальными и отстают,,, Если людям удается отрезать от  стада антилопу, они оглушают её дубинами, наносят тяжкие раны и убивают.  А затем заостренными камнями разделывают тушу. Вот еще древнейший способ охоты на животных. Предположим, леопард  напал на зебру, загрыз и хочет её утащить. Заметив это, люди пытаются отнять у хищника его добычу. Они оглушительно кричат, размахивают дубинами,  кидают в леопарда камнями. Охотников десятки, и если хищник утомлен преследованием зебры, то боя с людьми не примет. Бросив тушу, он  предпочтет скрыться. Как вы считаете была ли всегда охота удачной? Собирательство – сбор того, что дала природа – в тетрадь Собирали целый день от мала до велика: искали съедобные коренья, улиток,  термитов, дикорастущие ягоды и плоды, яйца птиц, зерна диких злаков. Но, собирательство требует огромной затраты времени и сил. К тому же  собранные плоды    по сравнению с мясной пищей малопитательны. Предположите, мог ли первобытный человек жить в одиночку?  Коллективы древнейших людей называют человеческим стадом.­  записать В стаде было несколько десятков человек. Родства не знали Разделения труда между мужчинами и женщинами долгое время не было Во главе с вожаками бродили первобытные стада в поисках пищи, каждое  стадо жило своей самостоятельной жизнью. Но все же это были люди – стадо было человеческим коллективом, в котором  сохранялись и передавались от старших  к младшим навыки изготовления   орудий труда из камня и дерева. Разные опасности подстерегали человеческие стада. Одной из них был огонь. По сей день для лесных жителей самое страшное это пожар – всё живое  спасается бегством. Как же человек овладел огнем? Никто не знает. Может быть однажды превозмогая страх, охотники приблизились к огню  (гроза и лава от извержения вулкана, а вулканы тогда встречались в 10 раз  чаще). Тогда и было сделано величайшее открытие: сунешь ветку в огонь и он  твой! То есть человек вначале использовал природный огонь, не умея  добывать его. И запылали на стоянках костры. Огнь согревал, отпугивал  диких зверей, а мясо стало вкуснее сырого. Потеря такого «друга» как огонь  была страшной потерей для человека. Отрывок из книги Ж.Рони­Старшего «Борьба за огонь» «В непроглядную ночь бежали уламры, обезумев от страданий и усталости, но все их усилия были тщетны перед постигшим их несчастьем: огонь был мертв! Даже в самые тяжелые времена поддерживали они в нем жизнь, охраняли его  от непогоды и наводнений, переносили его через реки и болота; синеватый при свете дня и багровый ночью, он никогда не расставался в ними. Его красные  зубы защищали человека от обширного страшного мира; все радости  жили только около него. Он извлекал и мяса вкусные запахи, делал  твердыми концы рогатин, заставлял трескаться камни, он подбадривал  людей в дремучих лесах, в глубине пещер. И вот теперь он был мертв!» Но научится человек добывать огонь еще очень не скоро, а пока предстояло  приручить огонь и непрерывно дежурить у костра. Если «дежурный» не  справлялся  происходило страшное. Отрывок из книги Д Эрвильи «Приключения доисторического  мальчика» «…Крек рассказал все, что с ними случилось, почему они не могли вовремя  вернуться в пещеру. Он пробовал разжалобить стариков. ­Мы надеялись раздобыть много пищи для всех, ­ задыхаясь закончил мальчик свой рассказ, ­ и только потом я покинул пещеру. Уходя, я позаботился о том, чтобы огонь не погас, и прожил бы до нашего возвращения. ­ Огонь умер… ­ проворчал один из начальников.­ и пусть он будет отмщен. Крек и Ожо озирались кругом. Дикие крики, взывающие к мести, становились  все громче и громче. Напрасно братья искали проблеска жалости на лицах  старейшин и охотников. Все лица были мскажены отчаянием и яростью, во  всех взглядах светилась свирепая решимость. Старейший начальник встал, подошел к детям, схватил их за руки и …» Подумайте, как люди научились добывать огонь? (путем трения друг о друга сухих кусочков дерева) ЗАКРЕПЛЕНИЕ 1. Когда на земле жили древнейшие люди? 2. На каком материке найдены следы древнейшего человека? 3. В чем главное отличие человека  от животных? 4. какие орудия труда древнейшего человека вам известны? 5. почему первобытные люди жили группами 6. как назывались эти коллективы 7. что человек научился делать раньше: использовать огонь или добывать  его? 8. выполнение письменного задания на карточках

Конспект урока по теме "Древнейшие люди"

Конспект урока по теме "Древнейшие люди"

Конспект урока по теме "Древнейшие люди"

Конспект урока по теме "Древнейшие люди"

Конспект урока по теме "Древнейшие люди"

Конспект урока по теме "Древнейшие люди"

Конспект урока по теме "Древнейшие люди"

Конспект урока по теме "Древнейшие люди"

Конспект урока по теме "Древнейшие люди"

Конспект урока по теме "Древнейшие люди"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2018