Рабочая программа по истории "Древнего мира"
Оценка 5

Рабочая программа по истории "Древнего мира"

Оценка 5
Образовательные программы
doc
история
5 кл
13.08.2018
Рабочая программа по истории "Древнего мира"
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта: -Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников "Сфе-ры". 5-9 классы. Уколова В. И., Ведюшкин В. А., Бовыкин Д. Ю. и др. - М.: «Просвещение» 2012. -Учебник. История. Древний мир. 5 класс Уколова В. И. - М.: «Просвещение» 2015.
рабочая программа 5 кл ист. ФГОС.doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ТОЛМАЧЕВСКАЯ ШКОЛА № 60» ГОРОДА ОБИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ РАССМОТРЕНА                                                                                 УТВЕРЖДЕНА школьным методическим                                                     приказом директора объединением гуманитарного цикла                                        школы № 30­ОД протокол № 1                                                                         от «30» августа  от «29» августа 2017 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по истории   для учащихся 5   класса на 2017 – 2018 учебный год                         Учителя  I квалификационной категории                      Губер Анны Сергеевны г. Обь    2017 год Пояснительная записка Данная рабочая программа адресована учащимся 5 класса МБОУ Школы №60 г. Обь Новосибирской области.  Тип программы:  общеобразовательная. Рабочая программа по истории составлена на основе нормативов:  Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015г. № 1577 «О внесении изменений в ФГОС ООО, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. №1897» 1  Федерального   государственного   образовательного   стандарта   основного   общего образования / Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. №1897/ с учетом примерной ООП ООО  Концепции духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина России Москва «Просвещение» 2010 год;  Фундаментального ядра содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова­ М.: Просвещение. 2009. (Стандарты второго поколения).  Программы истории Сибири Ф.С. Кузнецовой./ «Программы общеобразовательных учреждений Новосибирской области. Региональный компонент», Новосибирск  Об   утверждении   федеральных   перечней   учебников,   рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2014 – 2015 учебный год. (приказ Министерства образования и науки РФ от от 31марта 2014 г. N 253) С изменениями от  16.01.2016 г. П.1.2.2.1.7.1. ­ 1.2.2.1.7.4.  Учебного плана муниципального образовательного учреждения МБОУ СОШ № 60 г. Оби на 2015­2016 учебный год. Рабочая программа ориентирована на использование учебно­методического комплекта:  Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников "Сферы". 5­ 9   классы.  Уколова   В.   И.,   Ведюшкин   В.   А.,   Бовыкин   Д.   Ю.   и   др.   ­   М.: «Просвещение» 2012.  Учебник. История. Древний мир. 5 класс Уколова В. И. ­ М.: «Просвещение» 2015.  История. Древний мир. Поурочные методические рекомендации. 5 класс. Уколова И. Е. . ­ М.: «Просвещение» 2015.   История.   Древний   мир.   Тетрадь­тренажёр.   5   класс.  Уколова   И.   Е.   ­   М.: «Просвещение» 2015 .  История.   Древний   мир.   Тетрадь­экзаменатор.   5   класс.  Уколова   И.   Е.   .   ­   М.: «Просвещение» 2015.  Атлас и контурные карты по истории Древнего мира. 5 класс. 2 Общая характеристика курса Предмет   «Всеобщая   история»   является   составной   частью   единого   учебного предмета   «История»,   образуя   взаимодействующий   комплекс   со   школьным   курсом «История России». Он ориентирован на новую модернизированную модель школьного исторического образования и направлен на выработку у учащихся на базе современных научных знаний представлений об историческом движении человечества к миру в XXI в.   Изучение   всеобщей   истории   позволяет   увидеть   и   осмыслить   единство   и универсальность   мирового   развития   от   первобытности   и   древности   до   наших   дней, реализовавшихся   во   множестве   конкретных   исторических   феноменов,   событий   и процессов. Учащиеся получают критерии для позиционирования исторических фактов, социальных   общностей,   выдающихся   исторических   деятелей,   массовых   движений, культурных и религиозных явлений во времени и пространстве. У детей и подростков формируется понимание трансформаций и взаимодействия различных цивилизаций и культур,   видение общего и особенного в истории различных стран, регионов мира и народов. Курс   всеобщей   истории   даёт   представителям   молодого   поколения фундаментальную   основу   для   формирования   личностной   самоидентификации   в   её соотношении   с  идентификационными   параметрами   Отечества,   гражданами   которого они являются. Он позволяет самоопределиться в контексте мирового исторического опыта   и   поколенческих   взаимосвязей.   Это   особенно   важно   в   условиях   нарастания глобального информационно­коммуникативного воздействия, активного использования учащимися компьютерных технологий.  Исключительное   значение   данный   учебный   предмет   имеет   для   складывания   у учащихся собственной системы гуманистических ценностей, основанной на усвоении высших ценностных ориентиров человечества, традиционных ценностей своего народа и страны, для формирования толерантности по отношению к гуманистическим ценностям других народов и культур. Усвоение опыта всемирной истории должно способствовать адекватному соотношению личностной и общественной систем ценностей, выработке социального взаимопонимания, сочетанию патриотизма и уважения к другим народам и историко­культурным общностям. 3 Специфика всеобщей истории как учебного предмета заключается не только в том   познавательном   материале,   с   которым   имеет   дело   учащийся,   но   и   в   тех мыслительных операциях и способах интеллектуальной работы, каким он обучается; в формировании мотиваций социального поведения и перспектив личностного развития. Изучение   всеобщей   истории   открывает   широкие   возможности   гуманитарного   и социального поиска, реализации творческих устремлений детей и подростков. Следует   особо   отметить,   что,   сочетаясь   с   курсом   истории   России,   учебный предмет   «Всеобщая   история»   служит   средством   гражданского   и   патриотического воспитания.   Он   способствует   созданию   более   глубокого   и   всеохватывающего понимания места России в мировом развитии на его различных этапах, её роли как одного   из   ведущих   субъектов,   осмыслению   национальных   интересов   России   в исторической ретроспективе и в современном мире. Содержание   курса   всеобщей   истории   коррелируется   с   состоянием   мировой исторической науки в XXI в., новыми теоретическими представлениями и концепциями исторического развития, инновационными подходами к аналитической интерпретации. При  этом  главным методологическим  принципом   работы  авторов остаётся  принцип историзма, требующий анализа всей совокупности фактов и проблем в их взаимосвязи и развитии с учётом исторических обстоятельств, времени и места.  В   основу   отбора   предметного   содержания   предлагаемого   курса   всеобщей истории   положен   проблемно­хронологический   принцип.   Раскрытие   ключевых элементов   всемирно­исторического   процесса   осуществляется   в   социально­ экономическом,   политическом,   историко­культурном,   этнонациональном   аспектах. Реализуются   методы   цивилизационного, сравнительно­исторического   и   мультикультурного   освещения   и   анализа   исторического   материала,   теории модернизации. При этом проводится чёткое отличие мнений учёных от конкретных исторических фактов, даётся подтверждение их достоверности.  Направленность   на   обновление   и   совершенствование   качества   исторического образования   при   изучении   всеобщей   истории   позволит   сформировать   у   учащихся основы   образовательно­научных, практических компетенций.   социально­личностных   и   инструментально­ Образовательно­научные компетенции: 4 — усвоение системного знания всемирной истории; — понимание исторических основ современного мира; — чёткое представление о месте и роли России в истории, о перспективах её развития в условиях глобализации; — владение основами гуманитарной культуры.  Социально­личностные компетенции: — формирование мировоззренческих убеждений; — обретение позитивной системы ценностей; — формирование гражданской позиции, патриотизма; — умение на историческом опыте находить свою позицию в социуме; — способность быть толерантным и открытым социальным коммуникациям. Инструментально­практические компетенции: — умение находить и использовать исторические источники;  — умение анализировать информацию исторического характера; —   использование   исторических   знаний   для   выработки   и   обоснования   своей социальной позиции; — использование исторических знаний в социальных коммуникациях. Ключевым   результатом   освоения   курса   всеобщей   истории   становится формирование активной гражданской позиции учащихся. Описание места учебного предмета "История" в учебном плане Соответственно   действующему   в   общеобразовательном   учреждении учебному плану рабочая программа предусматривает базовый уровень обучения в объеме  70 часов,  в неделю  – 2  часа.  На   историю   Сибири   данная   программа отводит 5 часов.              Целью  школьного   исторического   образования   является   формирование общественно согласованной позиции по основным этапам развития Российского государства, по разработке целостной картины российской истории, учитывающей взаимосвязь всех её этапов, их значимость для понимания современного места и роли   России   в  мире,   важность   вклада   каждого   народа,   его   культуры   в  общую историю страны, формирование современного образа России. Задачи изучения истории:  формирование   основ   гражданской,   этнонациональной,   социальной,   культурной самоидентификации   личности  обучающегося,  осмысление  им  опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного   российского   общества:   гуманистических   и   демократических 5 ценностей,   идей   мира   и   взаимопонимания   между   народами,   людьми   разных культур;  овладение   базовыми   историческими   знаниями,   а   также   представлениями   о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной,   экономической,   политической,   научной   и   культурной   сферах, приобретение опыта историко­культурного, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;  формирование умения применять исторические знания для осмысления сущности современных   общественных   явлений,   жизни   в   современном   поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном мире;  воспитание   уважения   к   историческому   наследию   народов   России;   восприятие традиций   исторического   диалога, полиэтническом и многоконфессиональном Российском государстве.   сложившихся   в   поликультурном, Планируемые результаты изучения учебного предмета Выпускник научится:  определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических   понятий,   терминов   (тысячелетие,   век,   до   нашей   эры,   нашей эры);  использовать   историческую   карту   как   источник   информации   о   расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;  проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;  описывать   условия   существования,   основные   занятия,   образ   жизни   людей   в древности,   памятники   древней   культуры;   рассказывать   о   событиях   древней истории;  раскрывать   характерные,   существенные   черты:   а)   форм   государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика»,   «закон»,   «империя»,   «метрополия»,   «колония»   и   др.);   б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности; 6  объяснять,   в   чем   заключались   назначение   и   художественные   достоинства памятников   древней   культуры:   архитектурных   сооружений,   предметов   быта, произведений искусства;  давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории. Выпускник получит возможность научиться:  давать характеристику общественного строя древних государств;  сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;  видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;  высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории. К важнейшим  личностным результатам  изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:  осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;  освоение   гуманистических   традиций   и   ценностей   современного   общества, уважение прав и свобод человека;  осмысление   социально­нравственного   опыта   предшествующих   поколений, способность   к   определению   своей   позиции   и   ответственному   поведению   в современном обществе;  онимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются такими качествами, как:  способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;  владение   умениями   работать   с   учебной   и   внешкольной   информацией (анализировать   и   обобщать   факты,   составлять   простой   и   развёрнутый   план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные   источники   информации,  в  том   числе   материалы   на   электронных носителях;  способность   решать   творческие   задачи,   представлять   результаты   своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); 7  готовность   к   сотрудничеству   с   соучениками,   коллективной   работе,   освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др. Предметные результаты изучения истории учащимися включают:  овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;  способность   применять   понятийный   аппарат   исторического   знания   и   приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;  умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных   источников,   раскрывая   её   социальную   принадлежность   и познавательную ценность;  расширение   опыта   оценочной   деятельности   на   основе   осмысления   жизни   и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;  готовность   применять   исторические   знания   для   выявления   и   сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.            В результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями: Знание хронологии, работа с хронологией:  указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;  соотносить   год   с   веком,   устанавливать   последовательность   и   длительность исторических событий.            Знание исторических фактов, работа с фактами:  характеризовать   место,   обстоятельства,   участников,   результаты   важнейших исторических событий;  группировать (классифицировать) факты по различным признакам. Работа с историческими источниками:  проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);  сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия. Описание (реконструкция):  рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;  характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи; 8  на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников. Анализ, объяснение:  различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);  соотносить единичные исторические факты и общие явления;  называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;  раскрывать смысл, значение исторических понятий;  сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;  излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий. Работа с версиями, оценками:  приводить   оценки   исторических   событий   и   личностей,   изложенные   в   учебной литературе;  определять   и   объяснять   (аргументировать)   своё   отношение   к   наиболее значительным событиям и личностям в истории. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:  применять   исторические   знания   для   раскрытия   причин   и   оценки   сущности современных событий;  использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как  основу диалога  в поликультурной среде;  способствовать   сохранению   памятников   истории   и   культуры   (участвовать   в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).       В целях последовательного формирования ключевых учебных компетенций и активизации   познавательной   деятельности   учащихся   используются   следующие методы: 1)   по   технологическому   обеспечению   урока:   объяснительно–иллюстративный, частично–поисковый, метод проблемного изложения изучаемого материала; 2) по  функциональному обеспечению  урока: методы устного изложения знаний учителем,   методы   закрепления   изучаемого   материала,   методы   самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала, методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков, методы проверки и оценки знаний, умений и навыков; 3) по источникам познания – словесный, наглядный, практический; 9 4)   по   формированию   структуры   личности   –   методы   формирования   познания, методы формирования поведения, методы формирования чувств.        Приёмы в учебной деятельности: воспроизводящая деятельность (известный исторический   материал),   преобразующая   деятельность   (новый   исторический материал),   творческая   деятельность   (новый   исторический   материал,   новые способы деятельности, степень овладения приёмом учебной деятельности).         Типы уроков: по отношению структурных звеньев обучения (вводный, урок изучении   нового   материала,   комбинированный,   контрольный,   обобщения   и систематизации знаний, проверки и учёта знаний), по ведущему методу (видео­ урок,   лабораторное   занятие),   по   характеру   деятельности   (урок   простого воспроизведения, урок обобщения, урок итогового повторения). Формы урока: традиционные и нетрадиционные формы урока. Формы проверки: индивидуальная, фронтальная, групповая. Виды проверки: устный, письменный, практический.              Диагностический инструментарий учителя: опросы, проверочные работы, продукты   индивидуальной   творческой   деятельности,   тестовые   работы,   система домашних работ, контролирующий и развивающий зачёт.  Домашние задания могут варьироваться учителем в зависимости от уровня подготовки конкретного ученика или группы учащихся, могут дополняться творческими и проектными заданиями, перспективными заданиями для отдельных учеников, групп или всего класса Инструментарий   для   оценивания   результатов:   устные   ответы,   тестирование, контрольные работы, мониторинги, самостоятельные работы, зачеты, творческие работы, участие в конкурсах.            Используемые педагогические технологии:  ИКТ, здоровьесберегающая, проектная,   игровая,   исследовательская,   проблемная,   группового   обучения, программированного обучения, тестового контроля. Содержание курса История Древнего мира (65 часов) 10 РАЗДЕЛ I. ДРЕВНИЙ МИР Зачем   изучать   историю.   Что   такое   история.   Ключи   к   познанию   прошлого. Исторические   источники.   Науки­помощницы:   археология,   антропология,   этнология, этнография. Периоды истории, исторические эпохи. История Древнего мира — часть всеобщей истории. Счёт лет в истории. Историческая хронология. Календарь. Наша эра. Лента времени. Счёт лет до нашей эры. ОТ ПЕРВОБЫТНОСТИ К ЦИВИЛИЗАЦИИ Древнейшие   люди,   их   жизнь   и   деятельность   как   этап   предыстории человечества.  Современные   взгляды   на   происхождение   человека.   Расселение древнейших   людей.   Древнейший   человек   и   природа.   Появление   орудий   труда. Каменный век. Овладение огнём и роль этого процесса в жизни древнейших людей. Зарождение первобытных сообществ. Появление   «человека   разумного».   Неандертальцы   и   кроманьонцы. Собирательство   и   охота,   присваивающее   хозяйство.   Изобретения   кроманьонцев. Родовые общины. Появление человеческих рас. Возникновение религии и искусства. Древнейшие формы религиозных верований. Духи природы и душа человека. Зарождение мифа. Художники пещер.    Древние   земледельцы   и   скотоводы   на   исходе   первобытности. Неолитическая   революция.   Возникновение   древнейших   цивилизаций. Возникновение   земледелия.   Орудия   труда   земледельцев,   первые   выращиваемые культуры. Одомашнивание животных и скотоводство. Переход от присваивающего к производящему   хозяйству   —   основное   содержание   неолитической   революции. Появление   ремесла,   изобретение   гончарного   круга,   простейшего   ткацкого   станка   и другие новшества неолита.   Соседская   община.   Племя.   Семья.   Возникновение   имущественного   и социального   неравенства.   Выделение   знати:   вождь,   дружина.   Зарождение   обмена. Возникновение   древнейших   цивилизаций.   Понятие   «цивилизация».   Первые   города. Медный век. Изобретение бронзы. От бронзового века к железному. ДРЕВНИЙ ВОСТОК Начало   собственно   истории   Древнего   мира.   Понятия   «Ближний   Восток»   и «Дальний Восток» в истории Древнего мира. Передняя и Западная Азия. Плодородный полумесяц. 11 Древние цивилизации Месопотамии Речные   цивилизации.  Природа   и   население   Древней   Месопотамии. Необходимость ирригации. Шумер — древнейшая цивилизация. Облик и язык шумеров. Шумерские города­ государства   Ур,   Урук,   Лaгаш.   Цари,   династии,   законы.   Понятие   «государство». Территория,   границы,   казна,   налоги,   войско,   управление   государством.   Формы государства.   Монархия.   Подданные,   рабы.   Культура   Шумера.   Возникновение письменности. Клинопись. Рождение литературы. Поэма о Гильгамеше. Миф о потопе. Знания  шумеров.  Древний   Вавилон.  Законы  царя  Хаммурапи.  Устройство   общества Древнего Вавилона. Особенность «власти­собственности». Восточная деспотия. Боги и храмы Древней Месопотамии. Жрецы. Храмовые хозяйства. Древний Египет Цивилизация Древнего Египта  — ровесница цивилизации Древнего Шумера. Страна на берегах Нила и её обитатели. Труд и жизнь земледельцев на берегах Нила. Оросительные сооружения. Египет становится единым государством. Власть фараона. Мир   пирамид.  Для   чего   строились   пирамиды.   Строители   пирамид.   Пирамиды   — первое из семи чудес света. Мир живых и мир мёртвых. Мумии.  Пирамида власти. Царь и его чиновники, писцы, пирамидальное устройство общества. Сравнение систем власти   в   Древнем   Египте   и   Древней   Месопотамии.   Превращение   Египта   в могущественную   военную   державу.   Армия   фараона.   Войны   и   завоевания.   Культура Древнего   Египта.   Иероглифы,   папирус.   Верования   древних   египтян.   Главные   боги Древнего   Египта.   Миф   об   Осирисе   и   Исиде.   Древнеегипетские   храмы.   Египетское жречество. Реформы фараона Эхнатона.  Восточное Средиземноморье в древности   Финикия  —   страна   мореплавателей.   Финикийцы   —   торговцы   и   строители городов.   Города   финикийцев   Тир,   Сидон,   Библ,   Угарит.   Жизнь   в   финикийских городах.   Финикийские   ремесленники,   производство   пурпура,   стекла.   Создание алфавита и его роль в истории культуры. Финикийская колонизация Средиземноморья. Боги финикийцев. Финикийцы и название континента Европа.  Древняя Палестина. Переселение   древних   евреев   в   Палестину,   отношения   с   местным   населением. Племенной союз Израиля. Борьба древних евреев с филистимлянами. Цари Израиля. 12 Иерусалим. Храм Соломона. Ветхий Завет — часть Библии. Ветхозаветные сказания. Иудейский   монотеизм.   Библейские   пророки   Авраам,   Ной,   Илья,   Моисей   и   десять заповедей.   Сопоставление   религии   древних   евреев   с   религиями   Месопотамии   и Древнего Египта. Великие империи Ближнего Востока Роль   железа   в   истории   Древнего   мира.  Понятия   «военная   держава»   и «империя».  Ассирийская   империя:  от   города   Ашшур   к   могущественной   державе. Военная мощь ассирийцев. Цари­завоеватели. Жестокость ассирийцев по отношению к покорённым   народам.   Судьба   столицы   Ниневии   как   исполнение   ветхозаветных пророчеств. Царские дворцы. Глиняная библиотека царя Ашшурбанапала. Государство Урарту.   Нововавилонское   царство.  Завоевания   нововавилонских   царей.   Город Вавилон   —   «царь   городов»,   символ   могущества   власти   и   смешения   народов. Ветхозаветное повествование о Вавилонской башне. Вавилонские зиккураты. Висячие сады  —   одно   из   семи   чудес   света.   Падение   Вавилона.   Библейский   рассказ   о   пире Валтасара.  Персидская империя  —  крупнейшее государство Древнего мира.  Кир Великий,  его   завоевания,  гибель   в  войне   с  массагетами.  Дарий  I   во   главе   «страны стран».   Управление   Персидской   империей.   Сатрапии.   Учреждение   государственной почты.   Обновление   денежной   системы.   Столица   персов.   Зороастризм   —   религия древних персов. Древняя Индия Природа   и   древнейшее   население   полуострова   Индостан.  Труд   и   занятия древнейших жителей Индии. Дравиды. Первые городагосударства, жизнь в них. Арии в Индии. Санскрит. Веды. Древние поэмы «Рамаяна» и «Махабхарата». Индуизм — религия древних индийцев. Карма. Йога. Знания древних индийцев, цифры, изобретение нуля, шахматы. Устройство общества в Древней Индии. Варны и касты. Образ жизни представителей разных варн и каст. Возникновение буддизма.  Жизнь Будды. Государство Маурьев. Древний Китай Природа   и   люди   Древнего   Китая.  Берега   рек   Хуанхэ   и   Янцзы   —   центры формирования   древнекитайской   цивилизации.   Первые   китайские   государства. Объединение   Китая.   Первая   Китайская   империя,   её   император   Цинь   Шихуанди. 13 Устройство Китайской империи. Войны империи. Великая Китайская стена. Китайские иероглифы, каллиграфия. Китайские мудрецы. Конфуций и его учение. Представления древних   китайцев   об   устройстве   мира.   Изобретения   и   открытия   древних   китайцев. Великий шёлковый путь.  АНТИЧНЫЙ МИР Понятие   «Античность».   Карта   античного   мира.   История   Древней   Греции   и история Древнего Рима — две составные части Античности. Древняя Греция Древнейшая Греция. Природа и население. Эллада и эллины. Области Греции. Земледелие и скотоводство. Бронзовый и железный века в истории Древней Греции. Боги Древней Греции. Герои греков. Мифы об их подвигах. Геракл. Персей. Значение примера героев в жизни древних греков. Первые государства на Крите. Держава царя Миноса.   Дворец   в   Кноссе.   Лабиринт   и   Минотавр.   Раскопки   на   Крите.   Минойская культура.   Греки­ахейцы.   Ахейская   Греция.   Города­государства   Тиринф,   Пилос, Микены.  Войны   и   воины­ахейцы.  Троянская   война.  Дорийское   завоевание   и   гибель ахейской (микенской) цивилизации. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Полисы Греции и древнегреческая демократия Возникновение   полиса.  Жизнь   греков   после   дорийского   завоевания.   Начало возрождения   Греции.   Превращение   древнего   полиса   в   государство.   Устройство древнего полиса­государства. Тирания. Аристократия и народ (демос). Войско полиса, гоплиты   и   фаланга.  Великая   греческая   колонизация.  Причины   и   направления колонизации. Метрополии и колонии. Результаты колонизации. Колонии на северных берегах   Чёрного  моря.  Греки   и  варвары.  Скифы.  Два великих полиса: Афины и Спарта.  Рождение   демократии   в   Афинах.   Законодательство   Солона,   установление разрядов афинских граждан. Реформы управления в Афинах. Историческое значение древнегреческой   демократии.   Олигархическая   Спарта.   Возникновение   Спартанского государства. Население Спарты. Реформы Ликурга. Общественное устройство Спарты. Граждане и неграждане. Воспитание детей и молодёжи в Спарте.  Победа греческой демократии над восточной деспотией. Грекоперсидские войны. Причины войн персов с греками. Битва при Марафоне. Поход персидского царя Ксеркса. Битва у Фермопил.  14 Афинский   флот.   Саламинское   сражение.   Битва   при   Платеях   и   Микале. Результаты Греко­персидских войн. Причины и историческое значение победы греков. Расцвет Греции Афины при Перикле. Вождь афинской демократии Перикл. Народное собрание. Должностные лица. Суд. Граждане Афин и переселенцы (метеки). Военная сила Афин. Рабство в Афинах. Строительство Афин при Перикле. Акрополь. Парфенон. Фидий. Греческая культура эпохи классики. Греческие  архитектурные ордеры. Скульптура. Мирон, Поликлет, Пракситель. Древнегреческий театр. Происхождение и устройство театра.   Актёры.   Трагедия   и   комедия.   Великие   трагики   Эсхил,   Софокл,   Еврипид. Комедиограф   Аристофан.  Олимпийские   игры.  Спорт   в   жизни   древних   греков. Организация   Игр.   Виды   состязаний.   Судьи.   Олимпионики.  Греческая   философия. Великие философы Пифагор, Платон, Аристотель.  Образование.  Школа. Педагоги и ученики. Гимнасий, Академия и Ликей. Воспитание мальчиков. Воспитание девочек. Повседневная   жизнь   греков.  Греческий   дом.   Одежда.   Еда.   День   афинского гражданина. Как жили женщины. Упадок Древней Греции. Рождение нового мира Возвышение Македонии.  Пелопоннесская война. Македонский царь Филипп и его завоевания. Македонская армия. Борьба греческих полисов против македонского завоевания.   Оратор   Демосфен.   Битва   при   Херонее   и   её   последствия.  Александр Македонский — историческая личность и легенды о нём. Первые победы Александра. Поход в Малую Азию. Завоевание Сирии, Финикии, Египта. Разгром державы персов. Борьба   народов   Средней   Азии   против   македонян.   Индийский   поход   Александра. Смерть   Александра   в   Вавилоне.   Империя   Александра.  Восток   и   Греция   после Александра Македонского.  Возникновение новых государств, царство Селевкидов, царство Птолемеев в Египте, Македония, Пергам, Александрия Египетская. Фаросский маяк. Мусей. Александрийская библиотека, наука и учёные. Древний Рим Ранний Рим Природа   Италии.  Предшественники   римлян.   Этруски.  Рим   эпохи   царей. Предания об основании Рима. Город на семи холмах. Римская община, её сравнение с греческим полисом. Гражданин римской общины, сочетание прав и обязанностей. Цари 15 и знаки царской власти. Патриции и плебеи. Преобразования царя Сервия Туллия в сравнении с реформами Солона в Афинах. Свержение последнего римского царя и установление   республики.  Ранняя   республика.  Государственное   устройство. Магистраты.   Народное   представительство.   Римские   сословия.   Патроны   и   клиенты. Сенат. Консулы. Диктатор. Завершение борьбы патрициев и плебеев. Римская семья. Нравы древних римлян. Римская религия: высшие боги, хранители домашнего очага. Завоевание Италии Римом.  Нашествие галлов на Рим. Самнитские войны. Аппиева дорога. Пиррова война. Завершение истории ранней республики. Поздняя республика Пунические   войны.  Карфаген   —   могущественная   держава   Древнего   мира. Причины   Пунических   войн.   Первая   Пуническая   война,   её   итоги.   Ход   второй Пунической   войны.   Битва   при   Каннах.   Ганнибал.   Сципион   Африканский   Старший. Третья   Пуническая   война   и   окончательное   падение   Карфагена.  Римская   армия, вооружение римлян. Завоевание Греции и Македонии Римом.  Превращение   Рима   в   мировую   державу.   Римские   провинции.  Гражданские войны в Риме. Гибель республики Земельные   реформы   братьев   Гракхов.   Земельный   закон  Тиберия   Гракха, гибель   Тиберия   Гракха.   Судебная   реформа   Гая   Гракха.   Римские   всадники. Деятельность Гая Гракха по созданию римских колоний за пределами Италии. Гибель Гая Гракха. Рабство в Древнем Риме. Источники рабства. Положение рабов. Занятия рабов.   Гладиаторы.   Восстание   Спартака.  Гражданские   войны   в   Риме.   «Новые люди».  Гай   Марий   и   Корнелий   Сулла.   Проскрипции.   Внешние   войны.   Первый триумвират  и  его  распад.  Установление диктатуры Цезаря.  Гай  Юлий  Цезарь  — историческая личность и легенды. Мартовские иды, гибель Цезаря. Великий оратор Марк Туллий Цицерон. Возникновение и расцвет Римской империи Второй триумвират.  Завершение гражданских войн.  Первый император Рима Октавиан   Август.   Единовластие   Августа.   Расширение   Римской   империи.   Попытка Августа восстановить древние нравы римлян. «Век золотой латыни», поэма Вергилия «Энеида», Гораций, Меценат. Преемники Августа, «кровавые императоры» Тиберий, 16 Калигула,   Нерон.   Флавии   —   строители   империи.   Колизей.   Гибель   Помпей. Возникновение   христианства.  Исторические   свидетельства   об   Иисусе   Христе. Евангельская   история   Иисуса   Христа.   Апостолы.   Первые   общины   христиан. Возникновение церкви. «Золотой век» Римской империи. Император Траян. Война с даками. Марк Аврелий: философ на троне. Рим — столица империи. Архитектура и строительное искусство римлян. Пантеон. Римляне в повседневной жизни. Жилища римлян. Одежда, еда и питьё. Бани. Римская школа. Дети в семье и в школе. Поздняя империя Империя   в   III   в.  Солдатские   императоры.   Распад   единой   империи,   тяжёлое положение   населения   империи.   Колоны   и   магнаты.   Восстановление   империи. Император   —   «бог   и   господин».   Диоклетиан.   Табель   о   рангах.   Обожествление   и неограниченная власть императора. Константин I Великий. Константинополь — новая столица империи. Христианская церковь во времена Константина Великого. Первый Вселенский   собор   в   Никее.   Символ   веры.  Разделение   империи   на   Западную   и Восточную. Великое переселение народов. Готы, вандалы. Нашествие гуннов. Падение Западной Римской империи.  В   соответствии   с   содержанием   приказа   Министерства   образования,   науки   и инновационной   политики   Новосибирской   области   №1389   от   18.06.2012   предмет «история» является интегрированным курсом с внесением в него элементов программы по истории Сибири. Поэтому в рабочую программу истории 5­9 класса включен модуль программы   истории   Сибири   Ф.С.   Кузнецовой./   «Программы   общеобразовательных учреждений Новосибирской области. Региональный компонент», Новосибирск, 2004 / Изучение   модулей   курса   «Истории   Сибири»   (в   объёме   34   часа)   распределяется   в соответствии с содержанием предмета «История» в течение всего времени изучения предмета   на   второй   ступени   (из   РБУП   для   государственных   и   муниципальных образовательных учреждений Новосибирской области, реализующих программы общего образования, утверждён приказом министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области от 05.07.2013 №1724). 17 Организация проектной и учебно­исследовательской деятельности учащихся            Результат   проектной   деятельности   должен   иметь   практическую направленность.  Так, результатом  (продуктом) проектной  деятельности  может  быть любая из следующих работ: а)   письменная   работа   (эссе,   реферат,   аналитические   материалы,   обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.); б)   художественная   творческая   работа   (в   области   литературы,   музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или   стихотворного   произведения,   инсценировки,   художественной   декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.; в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие; г) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты. Предлагаемые на выбор учащихся темы учебных проектов (индивидуальные и групповые): 1. Изобретения и открытия первобытных людей. 2. Древнейшие виды письменности. 3. Индия­родина многих басен и сказок о животных. 4. Древняя культура Китая. 5. Мировые религии. 6. Мудрецы древности о правилах поведения. 7. Устройство древних государств. 8. Патриотизм греков в войнах с персами. 9. Зрелища, возникшие в древности. 10. Знаменитые сооружения и постройки древности. 11. История в лицах (сообщение о какой­либо исторической личности Древнего мира).  12. Восток и Запад Древнего мира. Особенности цивилизаций. 18 Учебно­тематический план Количество уроков в год 70 часов. В неделю – 2 часа. Тема урока Введение. 1 2 От первобытности к цивилизации 3 Древний Восток 4 Античность. Древняя Греция 5 Античность. Древний Рим 6 Промежуточная аттестация 7 История Сибири 8 Итого  Количество часов Кол­во тестов Кол­во к\р 1 8 18 19 18 1 5 70 1 1 1 2 5 1 1 1 1 1 5 19 № п\п Календарно­тематический планирование  5 класс Тема  Кол­ во час Введение ( 1ч.)  Вид контроля 1. Что такое история? Ключи к познанию прошлого.  1 Беседа   с   элементами   дискуссии.   Хронологический диктант, решение задач От первобытности к цивилизации (8 ч) Рождение религии и искусства 2 Счет лет в истории 3. Древнейшие люди 4. Появление «человека разумного» 5. 6. Древние земледельцы и скотоводы  7. От неолита к медному веку.  8. Первые очаги цивилизаций 9. Зачем   изучать   историю.   Первобытный   период.   Повторительно­обобщающий урок. Древний Восток (18 ч) 10. Народы Древнего Востока. Шумер: рождение цивилизации. 11. Культура Шумера 12. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. 13. Страна на берегу Нила и её жители 14. Мир пирамид. Общество Древнего Египта. 15. Могущество Древнего Египта. Письменность египтян. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 задачи Беседа с элементами самост. работы Составление схемы Написание эссе тест Групповая. Взаимоопрос.  Групповая. Работа в паре, взаимоопрос. Контрольная работа Опрос устно.  Групповая. Работа в паре, взаимоопрос. Беседа с элементами самост работы Составление схемы, беседа Составление рассказа от имени очевидца Индивидуальная. Работа с историческими  источниками 20 16. Верования древних египтян. 17. Финикия – страна мореплавателей 18. Древняя Палестина 19. Библейские пророки. Религия древних евреев 20. Ассирийская держава 21. Нововавилонское царство 22. Древняя Персия – «страна стран» 23. Ранние цивилизации Древней Индии 24. Как было устроено общество в Древней Индии. Новая религия.  25. Первые китайские государства  26. Древняя мудрость и изобретения китайцев 27. Древний Восток. Повторительно­ обобщающий урок. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Составление таблицы  Индивидуальная Фронтальная. Самостоятельная работа с учебником.  Задания с кратким ответом Задания с кратким ответом Фронтальный опрос, тесты для закрепления тест Опрос устно.  Разработка сюжетов для инсценировки Написание отзыва по заданной проблеме Составить сообщения на заданную тему Контрольная работа Античность. Древняя Греция (19 ч) 28. Что такое Античность. Территория,  природа, население Древней Греции. 29. Боги и герои древних греков 30. Первые государства на Крите. Минойская цивилизация. 31. Ахейская Греция. 32. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». 33. Возникновение полиса. 34. Великая греческая колонизация. 35. Рождение демократии в Афинах 36. Древняя Спарта 37. Греко­персидские войны. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Анализ историч источников Беседа, понятийный диктант Выполнение дифференц заданий Фронтальный опрос Ролевая игра Составление плана Составление плана ответа Беседа, написание исторического портрета Написание эссе Выполнение дифференц заданий 21 38. Афины при Перикле 39. Греческая культура эпохи классики. 40. Философия, наука, образование в Древней Греции.  41. Олимпийские игры 42. Жизнь в греческом городе. 43. Греция подчиняется Македонии. 44. Александр Македонский и его завоевания. 45. Мир после завоеваний Александра Македонского.  46. Древняя Греция. Повторительно­ обобщающий урок. 47. Природа Италии, её население.  Этруски — предшественники римлян. 48. Рим эпохи царей. 49. Ранняя Римская республика. 50. Римская семья, нравы и религия. 51. Рим завоевывает Италию 52. Пунические войны. 53. Рим превращается в мировую  державу 54. 55. Рабство в Древнем Риме.  Восстание Спартака. 56. Гражданские войны. Гибель Республики. 57. Диктатура Юлия Цезаря 58. Рим становится империей 59. Преемники императора Августа. Земельные реформы братьев Гракхов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 тест Задания с развёрнутым ответом. Выполнение дифференц заданий Беседа, составление схемы Беседа, работа с иллюстр. материалом Беседа, анализ историч источников Беседа, историч. диктант Беседа, составление сравнительная таблицы Контрольная работа. Античность. Древний Рим. (18 ч) 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Работа с картой Беседа, анализ документов Терминологический диктант, беседа Составление рассказа Беседа, работа с картой Составление таблицы тест Составление исторического портрета, беседа Написание заметки в газету Составлять рассказ Подготовка рассказа, составление историч портрета Составление конспекта Беседа  22 «Золотой век» Римской империи  60. Возникновение христианства.  61. 62. Римляне в повседневной жизни 63. Римская Империя в III – IV вв. и ее падение.  Открытие Сибири  64 Повторительно­обобщающий урок. 65. Промежуточная аттестация. 66 ­ 67 68 ­ 69 70 Материальная  и духовная  культура  сибирских народов. Народы Сибири накануне русской колонизации 1 1 1 1 1 1 2 2 1 Беседа с элементами дискуссии Анализ историч. источников Фронтальный опрос Беседа, работа с картой тест Контрольная работа Проектная работа презентация сообщение 23 Итоговая контрольная работа по истории для 5 класса Вариант 1 Ф.И._______________________________ Класс______________________________ Дата_______________________________ Инструкция по выполнению итоговой контрольной  работы Тест содержит 24  заданий и состоит из 3 частей. На его выполнение отводится 40 минут.  Часть   I  состоит  из  15  заданий   к  каждому   заданию   предложено   4  варианта   ответа,   один  из которых верный. Выбранный вами верный ответ обведите.  Часть   II   состоит   из   8   заданий   на   соответствие   с   кратким   ответом,   с   указанием последовательности цифр, работой с контурной картой. Часть III состоит из 1 задания с развернутым ответом За каждый правильный ответ в зависимости от сложности задания дается один или два балла. 1. Когда   согласно   археологическим   находкам,   на   Земле   появились   первые Часть 1. Желаем успеха! люди? 1) Более 2 мил лет назад 2) Более 1,5 мил лет назад 3) Более 1 мил лет назад 4) Более 3 мил лет назад 2. Из чего древние люди изготавливали первые орудия труда? 1) Из камня 2) Из бронзы 3) Из меди 4) Из железа 3. Из какого занятия людей возникло земледелие? 1) Из скотоводства 2) Из бортничества 3) Из собирательства 4) Из охоты 4. Какая самая большая река Северо­Восточной Африки? 1) Тигр 2) Евфрат 3) Нил 4) Ганг 5. Как назывались царские советники, военачальники в Египте? 1) Вельможи 2) Придворные 3) Писцы 4) Жрецы 24 6. Какая   историческая   область   была   расположена   между   двумя   большими реками – Тигром и Евфратом? 1) Двуречье 2) Египет 3) Финикия 4) Ассирия 7. Что означает слово «библия» в переводе с греческого языка 1) Слово 2) Книга 3) Заповедь 4) Учение 8. Как  в Индии называются группы людей, которые обладают определенными правами и обязанностями, передающимися по наследству? 1) Группа 2) Каста 3) Сообщество 4) Класс 9. Какой мудрец заслужил особое почитание в Китае? 1) Будда 2) Мухаммед 3) Конфуций 4) Иисус 10. Какой город был столицей Троянского царства? 1) Троя 2) Микены 3) Афины 4) Кносс 11. Кто автор поэмы «Илиада»? 1) Софокол 2) Патрокол 3) Перикл 4) Гомер 12. Чем были недовольны простые земледельцы в Артике в VII в. до н. э.? 1) Отсутствием земли и власти 2) Высокими налогами 3) Низкими урожаями 4) Службой в армии 25 13.  В каком году произошла знаменитая Марафонская битва? 1) 479 г. до н.э. 2) 490 г. до н.э. 3) 480 г. до н.э. 4) 469 г. до н.э. 14.Какой персидский царь стал противником Александра Македонского? 1) Кир 2) Дарий 1 3) Дарий 2 4) Дарий 3 15. Государственный совет, высший орган управления в Риме 1) Парламент 2) Сенат 3) Дума 4) Сейм 1. Выберите верное утверждение: Часть 2 1) Из­за присутствия в воде частиц ила и горных пород  вода в Ниле приобретала прозрачно­голубой цвет. 2) Царь   Южного   Египта   носил   на   голове   красную   корону,   а   царь   Северного Египта носил белую корону. 3) Новой столицей египетского государства стал город Фивы. 4) За 3000 лет до н.э. царь Южного Египта объединил все территории, подчинив себе Северный Египет. 2. Установите соответствие между Богами Древней Греции и сферой их  деятельности СФЕРФА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРЕЧЕСКИЕ БОГИ 1. Богиня красоты и любви 2. Богиня – воительница 3. Бог грома и молний 4. Бог подземного царства 5. Бог морей и океанов 1) Зевс 2) Аид 3) Афина 4) Афродита А Б В Г 3. Объясните,   что   может   быть   общего   между   словами:  Гранник,   Исс,   Дарий Третий, Гавгамеллы 26 _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________  4. Ниже приведен  список терминов все они за исключением одного, относятся к событиям (явлениям) истории Древнего Рима. 1) ликторы, 2) патриции, 3) Сенат, 4) консулы, 5) Форум, 6) лабиринт 5. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведенном ниже   списке   данные.   Для   каждой   ячейки,   обозначенной   буквами,   выберите номер нужного элемента. События Марафонская битва Дата Участник(­и) ______________ (А) Дарий Первый, Поход в Азию __________________ (В) 334 – 325 г. до н.э. 218 ­ 201 гг. до н.э. Мильтиад __________________(Б) Ганнибал,   Африканский Сципион Крупнейшее   восстание рабов в Италии Пропущенные элементы: ______________ (Г) Спартак 1) 490 года до н.э. 2) Александр Македонский 3) Вторая война Рима с Карфагеном 4) Гай Юлий Цезарь 5) 74 – 71 г. до н.э. 6) 753 год до н.э. 7) Троянская война Б А В Г 6. Найдите лишнее имя в логическом ряду, объясните свой выбор: Амулий, Нумитор, Рем, Ромул, Марс, Пирр, Рея Сильвия _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 7. Какой   из   предложенных   элементов   относиться   к   истории   Древнего   Рима? Укажи цифру и название выбранного элемента.  27 1 2 3 4 __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________ __________________ __________________ __________________ __ 8. Работа   с контурной картой Древний Египет 1. Напишите на  карте название:      Южный и   Северный  Египет 2. Обозначьте  красным цветом  границу  объединённого  Египта 3. Обозначьте  зеленым цветом  основные районы  земледелия  4. Обозначьте  красной точкой  столицу Египта и напишите ее  названия 5. Напишите на  карте название  морей  28 6. Напишите название реки, которая протекает по территории Египта, синим  цветом выдели дельту. Часть 3 1. Познакомитесь с фрагментом исторического труда  римского историка Тита Ливия.   Какую   клятву   дал   Ганнибал   своему   отцу,   и   мог   ли   он   ее   не выполнить? «Рассказывают, что когда отец Ганнибала, Гамилькар, окончив африканскую войну, собирался переправить войско в Испанию и приносил по этому случаю жертву богам, то его девятилетний сын Ганнибал стал просить отца взять его с собой. Тогда, говорят, Гамилькар велел ему подойти к жертвеннику и, коснувшись   его   рукой,   произнести   клятву,   что   он   будет   врагом   римского народа, как только ему это дозволит возраст». _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ 29 Итоговая контрольная работа по истории для 5 класса Ф.И._______________________________ Вариант 2 Класс______________________________ Дата_______________________________ Инструкция по выполнению итоговой контрольной  работы Тест содержит 15 заданий и состоит из 3 частей. На его выполнение отводится 40 минут.  Часть I состоит из 15 заданий к каждому заданию предложено 4 варианта ответа, один из которых верный. Выбранный вами верный ответ обведите.  Часть II состоит из 8 заданий на соответствие с кратким ответом, с указанием последовательности цифр, работой с контурной картой. Часть III состоит из 1 задания с развернутым ответом За каждый правильный ответ в зависимости от сложности задания дается один или два балла. Желаем успеха! Часть 1. 1. Назовите территорию расселения первобытного человека. 1) Южная Африка 2) Передняя Азия 3) Восточная Африка 4) Австралия 2. Благодаря чему  древние люди смогли выжить в условиях наступления  ледника? 1) Огня, 30 2) Копья, 3) Лука,  4) Гарпуна. 3. Из какого занятия людей возникло скотоводство? 5) Из земледелия 6) Из бортничества 7) Из собирательства 8) Из охоты 4. Какая страна располагалась на берегу Нила от первого до порога до  Средиземного моря? 1) Нубия 2) Египет 3) Ассирия 4) Вавилон 5. Кто составлял самую многочисленную армию чиновников при фараоне? 1) Вельможи 2) Придворные 3) Писцы 4) Жрецы 6. Какой природный материал использовался как основной при строительстве  в  Двуречье? 1) Бетон 2) Дерево 3) Глина 4) Камень 7. Как называется вера в единого Бога? 31 1) Многобожие 2) Единобожие 3) Язычество 4) Атеизм 8. Как называются тропические густые, труднопроходимые леса? 1) Пампасы 2) Прерии 3) Джунгли 4) Тайга 9. Как китайцы называли свою страну? 1) Подлунной 2) Поднебесной 3) Лучезарной 4) Подзвездной 10.Какое царство, расположенное на полуострове Малой Азии, являлось военным и торговым соперником греков? 1) Лидийское царство 2) Мидийское царство 3) Троянское царство 4) Египетское царство 11.Кто автор поэмы «Одиссея»? 5) Софокол 6) Патрокол 7) Перикл 8) Гомер 32 12.Как назывался совет знати в Аттике? 1) Вече 2) Собрание 3) Дума 4) Ареопаг 13.Какой персидский царь задумал подчинить себе Грецию? 1) Дарий I 2) Дарий III 3) Кир 4) Дарий II 14.Какое слово в греческом языке означает «военачальник»? 1) Стратег 2) Архонт 3) Ареопаг 4) Фаланга 15.Какой народный трибун Римской республики выступал в защиту земледельцев Италии? 1) Тиберий Гракх 2) Октавиан 3) Гай Гракх 4) Лукулл 1. Выберите верное утверждение: Часть 2 1) Македония – это маленькая горная страна на севере Балканского полуострова 2) Учителем Александра Македонского был греческий ученый Геродот 3)  Поход Александра Македонского длился 50 лет 33 4) Согласно преданию Александр Македонский разрубил гордиев узел 5) Александр Македонский был убит во время похода на Персию 2. Установите соответствие между вопросами и ответами ВОПРОСЫ ОТВЕТЫ 1. Пожизненный   правитель   в 1) Ликторы Древнем Риме. 2. Совет,   в   котором   заседали старейшины. 3. Потомки древних жителей Рима. 4. Охрана, сопровождавшая царей в Риме. 5. Иноземцы переселившиеся в Рим 2) Царь 3) Патриции 4) Сенат А Б В Г 3. Объясните, что может быть общего между словами: Троя, Ахиллес, Гектор, Микены, Елена Прекрасная. _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 4. Ниже приведен  список терминов все они за исключением одного, относятся к событиям (явлениям) истории Древнего Египта. 2) фараон, 2) вельможи, 3) гробница, 4) консулы, 5) пирамида, 6) Осирис 5. Заполните   пустые   ячейки   таблицы,   используя   представленные   в приведенном   ниже   списке   данные.   Для   каждой   ячейки,   обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента. События _____________(А) Начало Олимпийских игр Дата 3000 лет до н.э. _____________(Б) Участник(­и) Фараон Южного Египта Атлеты, древней Греции мужчины   34 долгового   Отмена рабства в Аттике ________________(Г) 594 г. до н.э. 146 г. до н.э. ______________(В) Римская армия Пропущенные элементы: 8) Военные походы фараона Тутмоса 9) Перикл 10) 11) 12) 13) 14) Объединение Южного и Северного Египта Разрушение Коринфа и Карфагена  556 г. до н.э. Солон 776 г. до н.э. А Б В Г 6. Найдите лишнее имя в логическом ряду, объясните свой выбор: Гай Юлий Цезарь, Марк Антоний, Хамураппи, Откован, Брут _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 7. Какой из предложенных элементов относиться к истории Древнего Египта? Укажи цифру и название выбранного элемента.  1 2 3 4 __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ 35 __________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ 8. Работа с контурной картой Вторая война Рима с Карфагеном 36 Часть 3 Познакомьтесь с фрагментом исторического труда Плутарха «Биография Цезаря».   Сформулируйте   черты   характера   Цезаря,   проявившиеся   в   этих двух историях. «Рассказывают, что, когда Цезарь перевалил через Альпы, проезжал мимо бедного   городка   с   крайне   немногочисленным   варварским   населением,   его приятели   спросили   со   смехом:   «Неужели   и   здесь   есть   соревнования   из­за должностей, споры о первенстве, раздоры среди знати?» «Что касается меня, ­ ответил им Цезарь с полной серьёзностью, ­ то предпочел бы быть первым здесь, чем вторым в Риме». В другой  раз, уже  в  Испании, читая  на  досуге  что­то  из  написанного  о деяниях Александра, Цезарь погрузился на долгое время в раздумья, а потом прослезился.   Когда   удивленные   друзья   спросили   его   о   причине,   он   ответил: «неужели   вам   кажется   недостаточной   причиной   для   печали   то,   что   в   моем возрасте   Александр   уже   правил   столькими   народами,  а  я   до   сих   пор   еще   не совершил ничего замечательного!» __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ Шкала пересчета первичного балла за тест  в отметку по пятибалльной шкале. 80% от максимальной суммы баллов – отметка «5» 60 – 80% ­ отметка «4» 40 – 60 % ­ отметка «3» 37 1 вариант 0 – 40 % ­   отметка «2» Ключ: № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1 1 3 3 1 1 2 2 3 1 4 2 2 4 2 2 вариант 1 1 4 2 1 3 2 3 2 3 4 4 1 1 1 1 2 3 4 5 6 7 1 Часть 2 24 3421 Завоевания Александра македонского 6 1235 Марс (бог, остальные исторические персонажи) 4,  13 4132 Троянская война 6 3764 Хаммурапи, царь Вавилона 1, Капитолийская пирамида Хеопса волчица Часть 3 Дал клятву разрушить Рим Целеустремленность, Желание быть первым во всем 38 39

Рабочая программа по истории "Древнего мира"

Рабочая программа по истории "Древнего мира"

Рабочая программа по истории "Древнего мира"

Рабочая программа по истории "Древнего мира"

Рабочая программа по истории "Древнего мира"

Рабочая программа по истории "Древнего мира"

Рабочая программа по истории "Древнего мира"

Рабочая программа по истории "Древнего мира"

Рабочая программа по истории "Древнего мира"

Рабочая программа по истории "Древнего мира"

Рабочая программа по истории "Древнего мира"

Рабочая программа по истории "Древнего мира"

Рабочая программа по истории "Древнего мира"

Рабочая программа по истории "Древнего мира"

Рабочая программа по истории "Древнего мира"

Рабочая программа по истории "Древнего мира"

Рабочая программа по истории "Древнего мира"

Рабочая программа по истории "Древнего мира"

Рабочая программа по истории "Древнего мира"

Рабочая программа по истории "Древнего мира"

Рабочая программа по истории "Древнего мира"

Рабочая программа по истории "Древнего мира"

Рабочая программа по истории "Древнего мира"

Рабочая программа по истории "Древнего мира"

Рабочая программа по истории "Древнего мира"

Рабочая программа по истории "Древнего мира"

Рабочая программа по истории "Древнего мира"

Рабочая программа по истории "Древнего мира"

Рабочая программа по истории "Древнего мира"

Рабочая программа по истории "Древнего мира"

Рабочая программа по истории "Древнего мира"

Рабочая программа по истории "Древнего мира"

Рабочая программа по истории "Древнего мира"

Рабочая программа по истории "Древнего мира"

Рабочая программа по истории "Древнего мира"

Рабочая программа по истории "Древнего мира"

Рабочая программа по истории "Древнего мира"

Рабочая программа по истории "Древнего мира"

Рабочая программа по истории "Древнего мира"

Рабочая программа по истории "Древнего мира"

Рабочая программа по истории "Древнего мира"

Рабочая программа по истории "Древнего мира"

Рабочая программа по истории "Древнего мира"

Рабочая программа по истории "Древнего мира"

Рабочая программа по истории "Древнего мира"

Рабочая программа по истории "Древнего мира"

Рабочая программа по истории "Древнего мира"

Рабочая программа по истории "Древнего мира"

Рабочая программа по истории "Древнего мира"

Рабочая программа по истории "Древнего мира"

Рабочая программа по истории "Древнего мира"

Рабочая программа по истории "Древнего мира"

Рабочая программа по истории "Древнего мира"

Рабочая программа по истории "Древнего мира"

Рабочая программа по истории "Древнего мира"

Рабочая программа по истории "Древнего мира"

Рабочая программа по истории "Древнего мира"

Рабочая программа по истории "Древнего мира"

Рабочая программа по истории "Древнего мира"

Рабочая программа по истории "Древнего мира"

Рабочая программа по истории "Древнего мира"

Рабочая программа по истории "Древнего мира"

Рабочая программа по истории "Древнего мира"

Рабочая программа по истории "Древнего мира"

Рабочая программа по истории "Древнего мира"

Рабочая программа по истории "Древнего мира"

Рабочая программа по истории "Древнего мира"

Рабочая программа по истории "Древнего мира"

Рабочая программа по истории "Древнего мира"

Рабочая программа по истории "Древнего мира"

Рабочая программа по истории "Древнего мира"

Рабочая программа по истории "Древнего мира"

Рабочая программа по истории "Древнего мира"

Рабочая программа по истории "Древнего мира"

Рабочая программа по истории "Древнего мира"

Рабочая программа по истории "Древнего мира"

Рабочая программа по истории "Древнего мира"

Рабочая программа по истории "Древнего мира"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.08.2018