Конспект урока по теме: «Краткая форма качественных прилагательных»(3 класс, русский язык)
Оценка 4.6

Конспект урока по теме: «Краткая форма качественных прилагательных»(3 класс, русский язык)

Оценка 4.6
Презентации учебные +2
docx
русский язык
3 кл
20.01.2017
Конспект урока по теме: «Краткая форма качественных прилагательных»(3 класс, русский язык)
конспект урока.docx

Урок русского языка в 3 А классе. Учитель Спигина О. Ю. 

Тема урока:  Краткая форма качественных прилагательных.

Цель: формирование представления о краткой форме качественных прилагательных; её грамматических признаках и  роли в предложениях через исследование языкового материала.

Задачи:

·        повторить изученные сведения по теме «Имя прилагательное», познакомить с понятием «краткие прилагательные», научить изменять полные прилагательные на краткие;

  • развивать умение распознавать в тексте краткую форму качественных прилагательных, определять, каким членом предложения они являются;

развивать орфографическую зоркость, речь, творческое воображение, пополнять словарный запас.

развивать  умение размышлять, осмысливать, делать самоанализ (рефлексия),

формировать у обучающихся ключевые компетенции: коммуникативную, информационную, учебно-познавательную.

·        воспитывать у учащихся самостоятельность, активность, прививать любовь к русскому языку, воспитывать чувство патриотизма

 

Форма учебного занятия – урок - исследование.

Ход урока

1.      Организационный момент.

-Поклон вам, добры молодцы и красны девицы!

-Хороши вы сегодня!

-Повернитесь к гостям дорогим, отвесьте и им поклон.

-Садитесь.

-Каково настроение ваше? Покажите. (Показ  колобков)

-Когда так обращались к  людям? (Давно, в старину)

-Из этой старины далёкой явились к нам вот эти предметы. Кто знает, как он называется? (свиток). Значение этого слова?

-Попросим дежурного библиографа отыскать в словаре Ожегова толкование этого слова. (Ищет и читает в  словаре)

2. Мотивация.

Интересно, что в первом? (на свитке и на слайде)

«Как он велик,

Как он могуч

И ярок, словно солнца луч!

Берегите его! Храните его!»

-Как вы думаете, кто написал эти слова, о чём они (о русском языке, наказ предков) Почему так думаете?

-Из глубины веков на папирусных свитках, берестяных грамотах, глиняных дощечках доходят  до нас  мудрые письмена  предков. Русский язык изменяется, совершенствуется. Сегодня мы с вами будем исследователями, увидим, как он развивается, и откроем новые грани нашего родного языка.  Но для открытия тайн русского языка нам понадобятся ваши знания.

3. Актуализация знаний.

Какие слова характеризуют русский язык? (велик, могуч и ярок)

-Часто ли вы слышите такие слова в нашей речи?

-К какой части речи можно отнести эти слова? (к прилагат.)Почему?

-От каких слов образовались? (великий, могучий, яркий).

-Запишите в тетрадь эти столбики слов.

-Что вы можете сказать о словах 2-го столбика? (прилагательные, т.к. отвечают на вопрос какой, обозначают признак предмета, по значению качественные, т.к. образуют степень сравнения и по форме полные).

4. Выход на тему, цель, учебные задачи в соавторстве.

-А какой вопрос вы зададите к словам 1-го столбика? (Каков?)

-Чем отличаются слова 1-го столбика от слов 2-го столбика? (формой)

-Как бы вы назвали такую форму? (Краткой)

-Назовёте тему урока? (Краткая форма качественных прилагательных)

-Значит цель нашего урока: получить представление о краткой форме качественных прилагательных; её грамматических признаках и  роли в предложениях через исследование языкового материала.

-Поставьте задачи. (Вспомнить, узнать, научиться; проговаривание учителем)

-Чтобы выполнить поставленные задачи, каким путём предлагаете пойти? Обратиться к учебнику или самим сделать открытия?

5. Построение проекта выхода из затруднения

-Как вы думаете, у качественных прилагательных  краткой формы такие же грамматические признаки, как  у полной? Так же, как и полные, они изменяются по родам, числам, падежам? (Да, нет)

-Сформулируйте гипотезу.

-Если прилагательное стоит в краткой форме, то…какое условие должно выполняться? Оно будет обладать такими же грамматическими признаками, как и полное, т.е. изменяться по родам, числам и падежам.

(Гипотеза на доске.)

-Чтобы доказать или опровергнуть гипотезу, проведём лингвистический эксперимент

-Все сведения, которые вы выясните, запишите в таблицу. (Такую же таблицу мы делали для полных прилагательных)

6. Работа по теме.

Работа в паре. Эксперимент№1.

-Прочтите. Впишите пропущенные буквы, объясняя орфограммы. Найдите полное качественное прилагательное. Образуйте краткую форму. Измените по родам и числам. Выделите окончания.

-Как работаем в паре? (Думаю сам, обсуждаю с товарищем, говорю классу)

Х.рош.я  ло.ка к   .беду.

 

вопрос

 

М.р. ед. ч.

 

 

Ж .р. ед. ч.

 

 

Ср.р. ед. ч.

 

 

Множ. ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Проверим. (Мы нашли  полное  кач. прилаг. «хорошая», изменили по родам и числам, получились…, вопросы: каков, какова, каково, каковы)

-Сделаем вывод: краткая форма качественных прилагательных изменяется по родам и числам.

-В мужском роде окончание нулевое, в ж.р.   –а, в ср. р. – о, во множ. ч. – ы,и

-Вопросы: каков?, какова?, каково?, каковы?

-Занесите сведения в таблицу.

-Подтвердилась наша гипотеза? Полностью или частично? (Частично)

-А теперь прочтите это предложение, заменив полное прилагательное на краткое.

Хороша ложка к обеду.

-Что получилось? (Поговорка)

-Поговорки являются жанром какого творчества? (Устного народного или фольклора)

-Когда так говорят? (Любая вещь или идея очень нужны в определённый момент, прямо сейчас, но после…они теряют актуальность и нужность)

Эксперимент№2.

-Следующий  эксперимент.

-Образуйте краткую форму от прилагательного красивый и измените по падежам.

Красивый-……………………………

И. п.

 

Р. п.

 

Д.п.

 

В.п.

 

Т.п.

 

П.п.

 

-Проблема!

-Что заметили?

-Какой сделаем вывод? (Качественные прилагательные в краткой форме по падежам не изменяются)

-Занесите сведения в таблицу.

-Гипотеза подтвердилась? (Нет)

-Какой вывод по этим двум экспериментам? (Краткая форма кач. прил. изменяется по родам, числам, но не изменяется по падежам)

-Ваши предположения оказались верными или получили опровержение?

-С помощью чего вы опровергли гипотезу? (С помощью практической работы над словами)

--Какой получили результат? (Заполнили таблицу)

-Когда   она вам пригодится? (Когда будем выполнять разбор прилагательного)

-Оцените себя.

-Нельзя добрым молодцам и красным девицам долго засиживаться за трудами праведными. Разомнёмся, потешимся.

7.Физминутка. (под песню «Богатырская наша сила…»)

-А какую работу выполняют  краткие прилагательные в предложении?

-Ваши предположения. (Определения, сказуемые)

-Проводить эксперимент я предлагаю Чиркову Никите.

Эксперимент № 3. Роль в предложении.

Письмо под диктовку.

Бобры  для бобрят  добры.

-Что это за предложение? (Скороговорка)

- Скороговорки являются жанром какого творчества? (Устного народного или фольклора)

-Разобрать по членам предложения.

-Какой сделаем вывод? (Прилагательные в краткой форме в  предложении всегда являются сказуемыми)

-Чьи предположения оказались верными?

-Занесите сведения в таблицу.

-Оцените себя.

 

Эксперимент № 4. Работа в парах.

-Образуйте от полных прилагательных краткую форму.

Полные

Краткие

хороший

хорош

родной

дорогой

дорог

нижний

-Получилось справиться с заданием? Почему? (Не хватает знаний у самих)

-Обратимся к учёным. Откройте учебники на с. 127. Прочитаем.

-Что вы узнали? Обратите на это внимание.

-Занесите в таблицу.

-Сделайте вывод.

-Обсудите с соседом и оцените работу на этом этапе.

- Краткие прилагательные чаще всего употребляются в устном народном творчестве и текстах книжно-письменного характера, но  я думаю, если вы будете использовать их в своей речи, они войдут в ваш активный словарный запас и ваша речь будет яркой и интересной.(Слайд.)

 

                                                         Русский язык в умелых руках

и в опытных устах– красив, певуч, выразителен,

                                                     гибок, послушен, ловок и вместителен.

                                                   А. И. Куприн.

 

 

-Посмотрите, как  такие мастера слова, как А. Куприн использовали в своей речи краткие прилагательные.

-Желаю, чтобы ваша речь была богатой  и выразительной.

 

 

8. Работа в группах. Творческое задание.

-Теперь ваши результаты представлены в таблице. Воспользовавшись ими, выполните творческое задание. Работаем в группах. (Правила работы в группах.)

Задание для 1 группы:

 Вставьте пропущенные прилагательные краткой формы.

__________ на Руси Святые горы,

____________их ущелья, ___________пропасти.

Ездит Святогор  по Святым горам. 
Тут колеблется мать _________ земля, 
Осыпаются камни в пропасти, 
Выливаются__________ реченьки. 

Слова для справок: высоки, сыра, страшны, быстры, глубоки.

Проверка.

Высоки на Руси Святые горы,

Глубоки их ущелья, страшны пропасти.

Ездит Святогор  по Святым горам. 
Тут колеблется мать сыра земля, 
Осыпаются камни в пропасти, 
Выливаются быстры реченьки. 

-Что это получилось? (былина-отрывок). Былины являются жанром какого творчества? (Устного народного или фольклора)

 

Задание для 2 группы:

Вставьте пропущенные прилагательные краткой формы.

Сам _________, да душа ____________.
Сколько ни говори, а с разговору _______________не будешь.

_____________ пчелка, да и та работает.
____________ книга, да мудрость в ней _____________.

Слова для справок: сыт, молода, мала, стар, велика

Проверка.

Сам стар, да душа молода.
Сколько ни говори, а с разговору сыт не будешь.

Мала пчелка, да и та работает.
Мала книга, да мудрость в ней велика.

-Что это получилось? (пословицы). Пословицы  являются жанром какого творчества? (Устного народного или фольклора)

Задание для 3 группы:

Вставьте пропущенные прилагательные краткой формы.

_____, а не сахар. Нет ног, а идёт.

Щеки _____________, нос ______

В темноте сижу весь день,

А рубашка _____________,

Вся на солнышке она

Слова для справок: зелена, бел, розовы

Проверка.

Бел, а не сахар. Нет ног, а идёт.

Щеки розовы, нос бел,

В темноте сижу весь день,

А рубашка зелена,

Вся на солнышке она

-Что это получилось? (загадки). Загадки являются жанром какого творчества? (Устного народного или фольклора)

 

Задание для 4 группы:

Вставьте пропущенные прилагательные краткой формы.

1.__________ украинская ночь. 
__________________ небо.
Звёзды блещут.

Слова для справок: прозрачно, тиха

2. Правду молвить, молодица 
Уж и впрямь была царица: 
________________,______________, ________________, 
И умом и всем взяла. 

 

1.Тиха украинская ночь. 
Прозрачно небо.
Звёзды блещут.

Слова для справок: прозрачно, тиха

2. Правду молвить, молодица 
Уж и впрямь была царица: 
Высока, стройна, бела, 
И умом и всем взяла; 

 

Слова для справок: стройна, бела, высока

Проверка.

-Откуда эти строки?(из пр-ний Пушкина: из поэмы «Полтава», из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях»  )

-Оцените правильность выполнения задания в группах.

10. Рефлексия

- В начале урока вы все ставили перед собой задачи, кто достиг их?

-Поднимите руки.

- Какие открытия сделали на уроке?

- Какое задание вам показалось самым интересным?

- Какое задание было наиболее трудным?

- Кто испытывал затруднения, кому не все понятно? Поднимите руки.

- Кому бы вы поставили «5»?

11. Домашнее задание

-Запишите д/з:

1. Найти  произведения фольклора с краткими прилагательными.

2. Упр. №1 с. 126, таблица

 P. S.

-У нас остался ещё один свиток. Какую тайну хранит он? (Корень учения…….., а плод……………)

-Я не могу прочитать сама. Чтобы восстановить народную мудрость, давайте подумаем, какие бы слова вы вставили? (Откуда черпали знания наши предки? Из природы. Пробовали корешки растений на вкус?

-Какие? (Горькие) 

А с какой темой мы работали на уроке? (Краткая форма)……Горек.

Что получается? (Корень учения горек, а плод сладок)

-Что получилось? (Пословица)

 

-Мы вставили  краткие прилагательные. Очень часто их употребляют в пословицах для большей точности.

- Как вы понимаете эти слова?

(Учиться всегда трудно, но, овладев знаниями, можно многого добиться).

-А самое главное, нужно хорошо учиться,  тогда всё получится. Терпенье и труд всё перетрут!  

--Сегодня на уроке вы  были  хороши, красивы, старательны, активны!

-Каково настроение ваше? Покажите.

 


Урок русского языка в 3 А классе

Урок русского языка в 3 А классе

Выход на тему, цель, учебные задачи в соавторстве

Выход на тему, цель, учебные задачи в соавторстве

Эксперимент№2. - Следующий эксперимент

Эксперимент№2. - Следующий эксперимент

Получилось справиться с заданием?

Получилось справиться с заданием?

Задание для 2 группы: Вставьте пропущенные прилагательные краткой формы

Задание для 2 группы: Вставьте пропущенные прилагательные краткой формы

Звёзды блещут. Слова для справок: прозрачно, тиха 2

Звёзды блещут. Слова для справок: прозрачно, тиха 2

Что получается? (Корень учения горек, а плод сладок) -Что получилось? (Пословица) -Мы вставили краткие прилагательные

Что получается? (Корень учения горек, а плод сладок) -Что получилось? (Пословица) -Мы вставили краткие прилагательные
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2017