Конспект урока по теме: Отцы и дети: спор или диалог? (10 класс, литература)
Оценка 4.7

Конспект урока по теме: Отцы и дети: спор или диалог? (10 класс, литература)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
10 кл
16.03.2018
Конспект урока по теме: Отцы и дети: спор или диалог? (10 класс, литература)
Материал представляет собой конспект урока литературы в 10 классе. В конспекте обозначены цели - содержательная и деятельностная, задачи - образовательные, воспитательные, развивающие, элементы педагогических технологий, тип урока, приемы работы, оборудование, необходимое для урока. Ход урока представляет собой перечисление всех этапов урока, прописаны задания для учащихся, разработана рейтинговая система оценивания десятиклассников.
file 1.doc.docx
Урок литературы в 10 классе Тема: Отцы и дети: спор или диалог? (По произведениям русской литературы). Цель   содержательная:  формирование   сущности   понятия   «конфликт   поколений»,   понимание заложенных в произведениях русской литературы вневременных нравственных ценностей и их современного звучания.  Цель   деятельностная:  совершенствование   умения   анализировать   эпизоды   изучаемых произведений и отбирать материал для психологической характеристики героев, подготовка к написанию сочинения. Задачи: образовательные – выявить глубину осмысления прочитанных произведений, в которых ставятся проблемы взаимоотношений родителей и детей; развивающие – совершенствовать речевые умения путем подготовки сообщений и формулировки своего мнения о прочитанном; воспитательные   –  помочь   учащимся   задуматься   над   тем,   как   строить   взаимоотношения   с родителями, с самыми близкими людьми. Технологии: проблемная, исследовательская, элементы модульной технологии. Тип урока: обобщение изученного. Приемы: анализ текста, анализ эпизода, сравнительная характеристика. Система оценивания: рейтинговая. Оборудование:  компьютерная презентация, материалы для  учащихся,  тексты художественной литературы в бумажном и электронном вариантах. Ход урока 1. Актуализация знаний. Формулировка проблемного вопроса урока. Тему сегодняшнего нашего урока можно назвать одной из вечных тем. В качестве эпиграфа я выбрала утверждение Н.П.Кирсанова: «Однажды я с покойницей матушкой поссорился: она кричала,   не   хотела   меня   слушать.   Я   наконец   сказал   ей,   что   вы,   мол,   меня   понять   не можете; мы, мол, принадлежим к двум различным поколениям. Она ужасно обиделась, а я подумал: что делать? Пилюля горька – а проглотить ее нужно. Вот теперь настала наша очередь, и наши наследники могут  сказать нам: вы, мол, не нашего поколения, глотайте пилюлю».  Какова основная мысль его высказывания?  Попробуем сформулировать ключевой вопрос нашего урока. Вопрос: На основе чего должны строиться взаимоотношения между родителями и детьми? 2. Проверка домашнего задания. Погружение в проблему. Дома вы проанализировали несколько произведений русской литературы. Проверим вашу работу   и   сделаем   первые   выводы:   как   представлена   проблема   взаимоотношений   поколений   в данных произведениях? Вопросы на слайде. По ходу обсуждения результатов работы заполните таблицу (на листочках). Вопросы: 1. Перечислите «отцов» и «детей» в произведении. 2. Чему и как родители учат детей? 3. Кто доминирует во взаимоотношениях? 4. Каков финал развития отношений? 5. Какие ошибки, по­вашему, допустили родители и дети? Таблица: Произведение, автор Характер взаимоотношений Финал спор диалог «Недоросль» Д.И.Фонвизин «Тарас   Н.В.Гоголь Бульба»     и (учеба, Простакова Митрофан женитьба) Тарас   Бульба   с Остапом   и   Андрием (учеба, служба) Тарас   с   Остапом (служба, патриотизм)   «Капитанская дочка» А.С.Пушкин  Гриневы   (служба, долг, честь, женитьба) Мироновы (воспитание, пример)   личный   от «Горе А.С.Грибоедов   ума» «Дубровский» А.С.Пушкин «Гроза» А.Н.Островский «Обломов» И.А.Гончаров   пример Фамусов   и   Софья, Фамусов   и   Чацкий (воспитание, образование, старших) Троекуров   и   Маша (образование, замужество) Кабанова   и   Тихон,   Варвара Катерина, (правила   жизни, пример старших) Сын   отрекается   от матери   Отец убивает младшего   сына   за предательство, старший   погибает   от рук врагов Сын   возвращается   в семью,   женится   на любимой   девушке, которую   приняли родители, счастливы Отец, боясь осуждения   общества, отправляет   дочь   в провинцию,   Чацкий сам уезжает Дочь вынуждена выйти замуж   без   любви   по расчету отца Сын   обвиняет   мать   в гибели   жены,   дочь сбегает из дома   Обломовы   жизни, пример)   (образ личный Герой   умирает   с ощущением покоя, так как попал в атмосферу Обломовки Вывод по таблице: Какой характер взаимоотношений изображается писателями чаще? Почему?  Вернемся к ключевому вопросу урока. Дают ли изученные нами произведения прямой ответ на этот вопрос? 3. Анализ ключевых эпизодов романа «Отцы и дети».  Мы с вами сегодня подводим итоги изучения романа И.С.Тургенева. Само название романа «Отцы и дети» ­ прямое указание на конфликт поколений. Постараемся увидеть, как Тургенев решает эту проблему. Работа с текстом (комментированное чтение): 1) Оцените поведение Аркадия и Базарова в данных эпизодах: — Твой отец добрый малый, — промолвил Базаров, — но он человек отставной, его песенка спета.  Николай Петрович приник ухом... Аркадий ничего не отвечал.  «Отставной человек» постоял минуты две неподвижно и медленно поплелся домой.  — Третьего дня, я смотрю, он Пушкина читает, — продолжал  между тем Базаров. — Растолкуй ему, пожалуйста, что это никуда не годится. Ведь он не мальчик: пора бросить эту ерунду. И охота же быть романтиком в нынешнее время! Дай ему что­нибудь дельное почитать… — Вот как мы с тобой, — говорил в тот же день после обеда Николай Петрович своему брату, сидя у него в кабинете, — в отставные люди попали, песенка наша спета. Что ж? Может быть, Базаров и прав; но мне, признаюсь, одно больно: я надеялся именно теперь тесно и дружески сойтись с Аркадием, а выходит, что я остался назади, он ушел вперед, и понять мы друг друга не можем… Сегодня я сижу да читаю Пушкина... помнится, «Цыгане» мне попались... Вдруг Аркадий подходит ко мне и молча, с этаким ласковым сожалением на лице, тихонько, как у ребенка, отнял у меня книгу и положил передо мной другую, немецкую... улыбнулся, и ушел, и Пушкина унес. — А! вот вы куда забрались! — раздался в это мгновение голос Василия Ивановича. — Я вас искал, искал... Но вы отличное выбрали место и прекрасному предаетесь занятию. Лежа на «земле», глядеть в «небо»... Знаете ли — в этом есть какое­то особое значение!  — Я гляжу в небо только тогда, когда хочу чихнуть, — проворчал Базаров и, обратившись к Аркадию, прибавил вполголоса: — Жаль, что помешал…  Василий Иванович кряхтя опустился на сено.  — Напоминает мне ваше теперешнее ложе, государи мои, — начал он, — мою военную, бивуачную жизнь, перевязочные пункты, тоже где­ нибудь этак возле стога, и то еще слава Богу. — Он вздохнул. — Много, много испытал я на своем   веку.  Вот,  например,  если   позволите,  я   вам  расскажу   любопытный  эпизод  чумы  в Бессарабии.  — За который ты получил Владимира? — подхватил Базаров. —  Знаем, знаем... Кстати, отчего ты его не носишь?  — Ведь я тебе говорил, что я не имею предрассудков, — пробормотал Василий Иванович (он только накануне велел спороть красную ленточку с сюртука) и принялся рассказывать эпизод чумы. — А ведь он заснул, — шепнул он вдруг Аркадию, указывая на Базарова и добродушно подмигнув. — Евгений! вставай! — прибавил он громко: — Пойдем обедать... Базарову было не до того, чтобы разбирать, что именно выражали глаза его матери; он редко обращался к ней, и то с коротеньким вопросом. Раз он попросил у ней руку на счастье; она тихонько положила свою мягкую ручку на его жесткую и широкую ладонь.  — Что, — спросила   она,   погодя   немного,   —   не   помогло?  —  Еще   хуже   пошло,   —   отвечал   он   с небрежною усмешкой. Комментарий: Аркадий пытается «перевоспитать» отца. Евгений показывает свое раздражение и даже злость. Оба не хотят видеть, что своими поступками они обижают родных.  Вывод: Нельзя обижать самых близких людей, они не могут ответить тебе тем же, потому что любят тебя. 2) Содержание спора Кирсановых ­ старших и Базарова мы с вами подробно  рассмотрели на предыдущих уроках. Но не определили,  почему, высказывая свою точку зрения, молодые люди не стремятся выразить  добрые чувства к старшим? Что им мешает?  Аркадий сообщил несколько петербургских новостей, но он ощущал небольшую неловкость, ту неловкость,   которая   обыкновенно   овладевает   молодым   человеком,   когда   он   только   что перестал   быть   ребенком   и   возвратился   в   место,   где   привыкли   видеть   и   считать   его ребенком. Он без нужды растягивал свою речь, избегал слова «папаша» и даже раз заменил его словом «отец», произнесенным, правда, сквозь зубы; с излишнею развязностью налил себе в стакан гораздо больше вина, чем самому хотелось. — Та осина, — заговорил Базаров, — напоминает мне мое детство; она растет на краю ямы, оставшейся от кирпичного сарая, и я в то время был уверен, что эта яма и осина обладали особенным талисманом: я никогда не скучал возле них. Я не понимал тогда, что я не скучал оттого, что был ребенком. Ну, теперь я взрослый, талисман не действует.  — Сколько ты времени провел здесь всего? — спросил Аркадий.  — Года два сряду; потом мы наезжали. Мы вели бродячую жизнь; больше все по городам шлялись.  — А дом этот давно стоит?  — Давно. Его еще дед построил, отец моей матери.  — Кто он был, твой дед?  —   Черт   его   знает.   Секунд­майор   какой­то.   При   Суворове   служил   и   все   рассказывал   о переходе через Альпы. Врал, должно быть.  —   То­то   у   вас   в   гостиной   портрет   Суворова   висит.   А   я   люблю   такие   домики,   как   ваш, старенькие да тепленькие; и запах в них какой­то особенный.  — Лампадным маслом отзывает да донником, — произнес, зевая, Базаров. — А что мух в этих милых домиках... Фа!  Комментарий: Аркадий ведет себя так, чтобы самоутвердиться, показывая отцу и дяде, что он уже взрослый. Базаров не умеет  проявлять свои чувства, его характер формировался в сложных условиях «бездомья», так как родители вынуждены были переезжать с места на место. Вывод: Даже взрослея, человек не должен забывать тех, с кого началась его жизнь. Молодые люди должны уважать старших. 3) Найдите в тексте доказательства того, что и Аркадий, и Базаров любят  своих родителей, а родители прощают их и принимают такими, какие они есть. Вывод: Желание понять друг друга есть и у старшего, и у младшего поколения. Но абсолютно бесконфликтного   сосуществования   быть   не   может.   Хотя   примирение   состоялось   в   финале романа, но для героев романа оно уже не нужно. А какие выводы можем сделать мы, читатели? Запишите ответ на вопрос нашего урока. А   завершить   наш   урок   я   хочу   видеороликом     («Помолимся   за   родителей»).   Слушая   песню, выполните задание 8. С темой взаимоотношений детей и родителей мы еще не раз встретимся, изучая произведения русской литературы. Надеюсь, что наша работа поможет вам не только на уроках литературы, но и в вашей личной жизни.  Домашнее задание: выбрать тему сочинения и составить к нему сложный план. Темы сочинений:  1. Дружба и вражда: Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов. 2. Опыт и ошибки: Базаров и Кирсановы – старшие. 3. Разум и чувства: Базаров и Одинцова. 4. Разум и чувства: Базаров и родители. 5. Победа и поражение: Базаров – нигилист? Подведите итоги своей работы, выставьте оценки. Материалы к уроку сдайте.

Конспект урока по теме: Отцы и дети: спор или диалог? (10 класс, литература)

Конспект урока по теме: Отцы и дети: спор или диалог? (10 класс, литература)

Конспект урока по теме: Отцы и дети: спор или диалог? (10 класс, литература)

Конспект урока по теме: Отцы и дети: спор или диалог? (10 класс, литература)

Конспект урока по теме: Отцы и дети: спор или диалог? (10 класс, литература)

Конспект урока по теме: Отцы и дети: спор или диалог? (10 класс, литература)

Конспект урока по теме: Отцы и дети: спор или диалог? (10 класс, литература)

Конспект урока по теме: Отцы и дети: спор или диалог? (10 класс, литература)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.03.2018