Материалы к уроку литературы в 10 классе по теме: «Отцы и дети: спор или диалог? (По произведениям русской литературы)» представляют собой рабочую тетрадь с вопросами и заданиями для десятиклассников. В них входит сводная таблица, которую заполняют учащиеся в ходе урока, а также эпизоды романа И.С.Тургенева "Отцы и дети", которые анализируются учащимися в ходе урока.
Материалы к уроку литературы
в 10 классе
по теме:
«Отцы и дети: спор или диалог?
(По произведениям русской
литературы)»
Ф. И.учащегося ______________________________________________1. Сформулируйте ключевой (проблемный) вопрос урока (макс. 1 б.)
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
___________________________________________________________
2. Проверка домашнего задания. Оцените свое сообщение по всем пунктам. За
прозвучавший ответ на вопрос поставьте один балл (макс. 5 баллов).
№п/п
Вопросы к сообщению
1.
2.
3.
4.
5.
Перечислите «отцов» и «детей» в произведении.
Чему и как родители учат детей?
Кто доминирует во взаимоотношениях?
Каков финал развития отношений?
Какие ошибки, повашему, допустили родители и
дети?
Итого:
Количество
баллов
3. Прослушайте сообщения учащихся и заполните таблицу (макс. 7 баллов).
Произведение,
автор
Характер взаимоотношений
диалог
спор
Финал
«Недоросль»
Д.И.Фонвизин
«Тарас
Н.В.Гоголь
Бульба»
«Капитанская
дочка» А.С.Пушкин«Горе от ума»
А.С.Грибоедов
«Дубровский»
А.С.Пушкин
«Гроза»
А.Н.Островский
«Обломов»
И.А.Гончаров
4. Оцените поведение Аркадия и Базарова в данных эпизодах, кратко запишите
ответ (1 балл).
***
— Твой отец добрый малый, — промолвил Базаров, — но он человек отставной, его
песенка спета.
Николай Петрович приник ухом... Аркадий ничего не отвечал.
«Отставной человек» постоял минуты две неподвижно и медленно поплелся домой.
— Третьего дня, я смотрю, он Пушкина читает, — продолжал между тем Базаров. —
Растолкуй ему, пожалуйста, что это никуда не годится. Ведь он не мальчик: пора
бросить эту ерунду. И охота же быть романтиком в нынешнее время! Дай ему что
нибудь дельное почитать…— Вот как мы с тобой, — говорил в тот же день после обеда Николай Петрович своему
брату, сидя у него в кабинете, — в отставные люди попали, песенка наша спета. Что ж?
Может быть, Базаров и прав; но мне, признаюсь, одно больно: я надеялся именно теперь
тесно и дружески сойтись с Аркадием, а выходит, что я остался назади, он ушел вперед,
и понять мы друг друга не можем… Сегодня я сижу да читаю Пушкина... помнится,
«Цыгане» мне попались... Вдруг Аркадий подходит ко мне и молча, с этаким ласковым
сожалением на лице, тихонько, как у ребенка, отнял у меня книгу и положил передо мной
другую, немецкую... улыбнулся, и ушел, и Пушкина унес.
***
— А! вот вы куда забрались! — раздался в это мгновение голос Василия Ивановича. — Я
вас искал, искал... Но вы отличное выбрали место и прекрасному предаетесь занятию.
Лежа на «земле», глядеть в «небо»... Знаете ли — в этом есть какоето особое значение!
— Я гляжу в небо только тогда, когда хочу чихнуть, — проворчал Базаров и,
обратившись к Аркадию, прибавил вполголоса: — Жаль, что помешал…
Василий Иванович кряхтя опустился на сено. — Напоминает мне ваше теперешнее ложе,
государи мои, — начал он, — мою военную, бивуачную жизнь, перевязочные пункты, тоже
гденибудь этак возле стога, и то еще слава Богу. — Он вздохнул. — Много, много испытал
я на своем веку. Вот, например, если позволите, я вам расскажу любопытный эпизод
чумы в Бессарабии.
— За который ты получил Владимира? — подхватил Базаров. — Знаем, знаем... Кстати,
отчего ты его не носишь?
— Ведь я тебе говорил, что я не имею предрассудков, — пробормотал Василий Иванович
(он только накануне велел спороть красную ленточку с сюртука) и принялся рассказывать
эпизод чумы. — А ведь он заснул, — шепнул он вдруг Аркадию, указывая на Базарова и
добродушно подмигнув. — Евгений! вставай! — прибавил он громко: — Пойдем обедать...
Базарову было не до того, чтобы разбирать, что именно выражали глаза его матери; он
редко обращался к ней, и то с коротеньким вопросом. Раз он попросил у ней руку на
счастье; она тихонько положила свою мягкую ручку на его жесткую и широкую ладонь.
— Что, — спросила она, погодя немного, — не помогло? — Еще хуже пошло, — отвечал он
с небрежною усмешкой.
Ответ:_______________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
_________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
___________________________________________________________5. Почему, высказывая свою точку зрения, молодые люди не стремятся
выразить добрые чувства к старшим? Что им мешает? Кратко запишите свой
ответ (1 балл).
***
Аркадий сообщил несколько петербургских новостей, но он ощущал небольшую неловкость,
ту неловкость, которая обыкновенно овладевает молодым человеком, когда он только
что перестал быть ребенком и возвратился в место, где привыкли видеть и считать его
ребенком. Он без нужды растягивал свою речь, избегал слова «папаша» и даже раз
заменил его словом «отец», произнесенным, правда, сквозь зубы; с излишнею развязностью
налил себе в стакан гораздо больше вина, чем самому хотелось.
***
— Та осина, — заговорил Базаров, — напоминает мне мое детство; она растет на краю
ямы, оставшейся от кирпичного сарая, и я в то время был уверен, что эта яма и осина
обладали особенным талисманом: я никогда не скучал возле них. Я не понимал тогда, что
я не скучал оттого, что был ребенком. Ну, теперь я взрослый, талисман не действует.
— Сколько ты времени провел здесь всего? — спросил Аркадий.
— Года два сряду; потом мы наезжали. Мы вели бродячую жизнь; больше все по городам
шлялись.
— А дом этот давно стоит?
— Давно. Его еще дед построил, отец моей матери.
— Кто он был, твой дед?
— Черт его знает. Секундмайор какойто. При Суворове служил и все рассказывал о
переходе через Альпы. Врал, должно быть.
— Тото у вас в гостиной портрет Суворова висит. А я люблю такие домики, как ваш,
старенькие да тепленькие; и запах в них какойто особенный.
— Лампадным маслом отзывает да донником, — произнес, зевая, Базаров. — А что мух в
этих милых домиках... Фа!
Ответ:
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
__________________________________________________
6. Найдите в тексте доказательства того, что и Аркадий, и Базаров любят
своих родителей, а родители прощают их и принимают такими, какие они есть.
7. Запишите ответ на вопрос нашего урока (3 балла).
____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
_______________________________
8. Продолжите фразу:
Сегодня на уроке мне_____________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
_______________________________
9.
Итог урока: «5» 18 17 баллов
«4» 16 13 баллов
«3» 12 9 баллов
«2» менее 9 баллов.