Конспект урока по теме "Сила трения. Трение покоя" ( 7 класс, физика)
Оценка 5

Конспект урока по теме "Сила трения. Трение покоя" ( 7 класс, физика)

Оценка 5
Разработки уроков
doc
физика
7 кл
28.01.2018
Конспект урока по теме "Сила трения. Трение покоя" ( 7 класс, физика)
Конспект урока по теме "Сила трения. Трение покоя" представлен в виде технологической карты, разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО. В технологической карте на каждом этапе представлены формируемые универсальные учебные действия учащихся. На данном уроке реализуется системно-деятельностный подход. Деятельность учителя и деятельность учащихся четко определена.
Конспект урока по теме Сила трения.Трение покоя.doc
Конспект урока  (ФИО)  Плотникова Ольга Владимировна Предмет     физика Класс    7 Тема урока:   «Сила трения. Трение покоя». Цель урока: учащиеся владеют знаниями о: новой физической величине сила трения,  видах трения: покоя, скольжения, научились  применять знания о силе трения к объяснению и анализу явлений окружающего мира. Задачи урока: Образовательные. ­ дать знания о силе трения и видах трения; ­ познакомить учащихся со способом измерения силы трения; ­ создать научное представление о силе трения как о физической величине, показать связь с жизнью;   Развивающие. Создать условия для:  ­ формирования исследовательских компетенций учащихся путем организации фронтального эксперимента;  ­ развития умений учащихся воспринимать и представлять информацию в словесной, символической формах;  ­ формирования навыков анализа результатов экспериментальной деятельности, умения делать выводы на основе проведенного анализа;  ­ формирования коммуникативных компетенций учащихся;  Воспитательные. Создать условия для:  ­ воспитания коллективизма, чувства ответственности за работу группы, взаимопомощи;  ­ политехнического воспитания;  ­ развития самостоятельности учащихся;  ­ развития познавательного интереса учащихся к предмету.  Необходимое оборудование и материалы: компьютер, мультимедиа­проектор, компьютерная презентация к уроку, индивидуальные карточки с тестом, лабораторное оборудование динамометр, трибометр, брусок с крючком, набор грузов, деревянный цилиндр со скобой). Планируемые образовательные результаты Предметные Общие предметные: Метапредметные Познавательные  Личностные • формирование     познавательного интереса к видам трения в природе;  • воспитание   чувства   товарищеской   этики   групповой взаимовыручки, работы; • формирование • формирование ответственного • формирование  умения обосновывать и толерантного отношения друг к другу; отношения к обучению, осознанного,     оценивать результаты своих действий. • умение   пользоваться   методами научного   познания   при   исследовании силы трения, • проводить наблюдения; • обнаруживать зависимость силы трения от   шероховатости   поверхности,   силы нормального давления; • применять   знания   о   силе   трения   для решения   практических   задач   в повседневной   жизни,   при   обеспечении безопасности жизни Частные предметные: наличия силы трения; • объяснять явления, происходящие из­за • использовать полученные знания о силе трения и видах трения в повседневной жизни; • измерять силу трения скольжения.   используя   эксперимент,   исследовательской   и   проектной Овладение навыками: нахождения ответов на вопросы,   свой жизненный   опыт   и   информацию,   полученную на уроке; ­ деятельности.  Коммуникативные  Развитие умений:  ­   организовывать   и   планировать   учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;  ­ распределения функций участников группы. Регулятивные Формирование навыков: ­ определять и формулировать цель  исследовательской деятельности на уроке;  ­планировать этапы экспериментальной  работы;  ­ выдвигать гипотезу;  ­ работать по предложенному группой плану;  ­ анализировать полученный результат;  ­ давать эмоциональную оценку своей  деятельности на уроке. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА Деятельность учителя Деятельность учеников Приветствие   обучающих   (АМО   «Подари улыбку»), проверка готовности класса к уроку.  Учитель настраивает класс на продуктивную деятельность, зачитывая эпиграф к уроку. Великий английский физик Исаак Ньютон  сказал «Вся трудность физики состоит в  том, что бы по явлениям движения  распознать силы природы, а затем по этим силам объяснить остальные явления».  (слайд № 1  ) Учитель – консультант: подводит  учащихся к осознанию необходимости  изучения данной темы урока, проверяет  степень готовности учеников к изучению  нового материала.  Для повторения изученного ранее материала  давайте вспомним:  Что характеризует сила?  Что является результатом  действия силы?  Назовите прибор для измерения  силы.  Какие силы вы знаете? Приветствие учителя. Проверка готовности к уроку (наличие тетради, учебника, задачника, технических средств). Дают ответы на поставленные вопросы Дидактическая структура урока Организационны й момент (время: 2 мин) Цель: формирование  самооценки  готовности к  уроку.  Актуализация  опорных знаний  (время:5 мин) Цель: подготовка  учащихся к  восприятию  нового  материала,  проверка  усвоения  предыдущей  темы.  Методы  Задания для учащихся Повернуться к   соседу, улыбнуться и   сказать «Привет» Формируемые УУД Регулятивные.  Саморегуляция, как  способность к  мобилизации сил и  энергии для восприятия нового материала. . Регулятивные. ­  контроль в форме  сравнения результата с заданным эталоном с  целью обнаружения  пробелов знаний;  ­ коррекция –  внесение необходимых дополнений и  корректив в результат  в случае расхождения  ожидаемого результата действия и его обучения: Репродуктивный.  Форма контроля и самоконтроля. Форма работы:  групповая Целеполагание  (время: 3  мин)    Цель: выработка  совместно с  учащимися цели  урока.  Наглядный  (демонстрация) и  словесный  (беседа, попытки  формулирования  выводов). (слайд № 2  ) Учитель демонстрирует видеофрагмент  (движение на самокате, на коньках и на  санках) и обозначает перед обучающимися  проблему.  (слайд № 3) Учитель формулирует тему урока «Сила  трения. Трение покоя»  (слайд № 4) Задает вопрос:  «Какие учебные  задачи нам необходимо поставить, исходя из  результатов наших наблюдений и  рассуждений?».  Ответы учащихся Учащиеся анализируют демонстрацию  предлагают пути решения поставленной  проблемы. Предлагают различные варианты и приходят к  следующей формулировке:  ­ узнать что такое сила трения, от чего она  зависит ­научиться применять знания о силе    трения  для  решении задач. Наблюдать  видеофрагм ент Изучение нового  материала  (время: 15 мин) Методы обучения: Продуктивный  (поиск путей  решения  проблемы),  проблемный,  частично­ поисковый Учитель­тьютор. Осуществляет  педагогическое сопровождение ученика  Определение:   сила,   возникающая   при движении   одного   тела   по   поверхности другого,   приложенная   к   движущемуся телу   и   направленная   против   движения, называется силой трения. (слайд № 5,6,7,8  ) Заполняют таблицу Точка  Определ прило ение жения. направ ление Спос об  изме рени я Графич еское изображ ение Причин ы  проявле ния  силы заполнить  таблицу самостоятельно работаю с материалом  учебника Ответы учащихся, работа с учебником реального продукта; Регулятивные.  Умение определять и  формулировать  учебную задачу на  уроке с помощью  учителя.  Коммуникативные. Умения оформлять  свои мысли в устной и  письменной форме;  слушать и понимать  речь других.  Познавательные.  Умения  преобразовывать  информацию из одной  формы в другую. Познавательные  Овладение   навыками: нахождения   ответов   на вопросы, используя   эксперимент, свой жизненный   опыт   и информацию, полученную на уроке.   Коммуникативные  Развитие умений:  ­ организовывать и Просмотр  видеофрагм етов планировать учебное  сотрудничество с  учителем и  сверстниками Регулятивные.  Умения планировать  своё действие в  соответствии с  поставленной задачей,  работать по  коллективно  составленному плану, Формы работы:  индивидуальная и  фронтальная,  парная, групповая Как вы думаете почему возникает сила  трения? (видеофрагмент)  (слайд № 9,10,11  ) Причины трения: 1. Шероховатость   соприкасающихся поверхностей 2. Взаимное   притяжение   молекул соприкасающихся тел. Виды трения: (слайд №  12,13,14,15,16,17 )  Трение скольжения  Трение качения  Трение покоя (видеофрагмент) Сравните силу трения…(слайд №  18,19 ) Fтр.покоя>Fтр.скольж.>Fкач. Как вы думаете, как можно уменьшить  силу трения? (видеофрагмент)  Применить смазку. (слайд № 20,21,22 ) Цель: установить  степень усвоения  новых понятий,  закономерностей. Трение принимает участие там, где мы о нем даже и не подозреваем.( слайд 23,24) Как вы думаете отчего зависит сила  трения?  Учащиеся высказывают гипотезы. (слайд № 25,26 ,27,28 ) Гипотезы:  От рода трущихся поверхностей. 1. Слушают рекомендации учителя для выполнения практического  задания. 2. Заполняют таблицу с результатами  От веса тела.  От площади соприкосновения тела с  поверхностью. Учитель   –   консультант:  осуществляет педагогическое   сопровождение   ученика, помогает   учащимся   прийти   к   правильным выводам.   Помощь   учащимся,   у   которых возникли затруднения. Контролирует работу групп.   Проверяет   правильность   проведения опытов. 2. 3. 3. Делают выводы по заданиям. 1. сила трения зависит от рода трущихся  поверхностей.  сила трения зависит от силы,  прижимающей тело к поверхности  (веса тела).  сила трения не зависит от площади  соприкосновения тела с поверхностью. Способы уменьшения и увеличения трения (Слайд № 29,30,31) Фронтальный опрос по таблице 1. Дайте определение силы трения 2. С помощью какого прибора можно  измерить силу трения?  3. Назовите причины возникновения трения?  4. Назовите виды трения Учитель – консультант: осуществляет  педагогическое сопровождение ученика,  помогает учащимся прийти к правильным  выводам.  4. При одинаковых массах тел и роде  поверхности сила трения качения  меньше силы трения скольжения. отвечают, опираясь на материал таблицы  Решение качественных задач Промежуточный  контроль  (время: 2мин) Закрепление  нового  материала  (время: 8  мин) Цель: установить  степень усвоения  новых понятий,  закономерностей.  Устранить  обнаруженные  проблемы. На группу  по 4  человека  выдаётся  комплект  оборудовани я для  выполнения  опыта Познавательные.  Умения  ориентироваться в  своей системе знаний:  отличать новое от уже  известного с помощью  учителя.  Коммуникативные.  осуществлять  продуктивное  взаимодействие с  детьми и взрослыми,  слушать, слышать,  отслеживать действия  партнёра, сотрудничать  с партнёрами Итоговый  контроль (время: 5 мин) Учитель – наставник: Помощь в  систематизации знаний. Проведение  закрепления материала. Контроль  за  выполнением задания. (Слайд №32,33) Выполнение проверочного теста,  взаимопроверка в парах. тест в двух  вариантах Итог урока.  Рефлексия  (время: 3 мин) Цель: формирование  ценностного  отношения к  совместной  деятельности.  Развитие  рефлексивных  умений Информация о  домашнем  задании (время:2 мин) Предлагает учащимся вернуться к цели и  задачам урока, проанализировать степень их  достижения, сделать выводы. Сообщает  оценки за урок. Оцените свою деятельность  на уроке, воспользовавшись листком  рефлексии и нарисуйте свое настроение:   Вспоминают цель урока. Анализируют степень  ее достижения.. Формулируют выводы.  Оценивают успешность своей работы на уроке  и уровень усвоения. (Слайд № 34) Сообщает учащимся домашнее задание: 1.§32, 33. Благодарит учащихся за плодотворный  совместный труд. Я надеюсь, что сегодня на  уроке вы прошли всеми путями к своим  знаниям и получили именно тот результат,  который ожидали. Спасибо вам за урок и  плодотворную работу. (Слайд № 35,36) Записывают в дневниках домашнее задание. Регулятивные. Умения  планировать своё  действие в  соответствии с  поставленной задачей Коммуникативные: умение интегрироваться в парах, осуществлять  продуктивное  взаимодействие с  детьми  Регулятивные: умение осуществлять   итоговый контроль Регулятивные выделение о осознание  того, что уже усвоено и  что ещё нужно усвоить,  осознание качества и  уровня усвоения. Познавательные: умение познавать цель и результат Коммуникативные:  умение проявлять  активность  в  деятельности 1.На уроке я работал(а) 2.Своей работой на уроке я 3.Урок для меня показался 4.За урок я 5.Мое настроение 6.Материал урока мне был 7.Домашнее задание мне кажется Листок рефлексии активно / пассивно доволен (на) / не доволен(на) коротким / длинным не устал (а) / устал(а) стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересно / не интересно Своей работой на уроке доволен, чувствовал себя комфортно, настроение после урока хорошее Своей работой на уроке недоволен, чувствовал себя не совсем комфортно, настроение после урока плохое Состояние на уроке безразличное, урок никак не изменил моего  эмоционального состояния и настроения. Вариант 1 1. Сани скатываются с горы под действием силы …, а, скатившись, останавливаются за счет силы … 1. Трения … тяжести; 2. Упругости … трения; 3. Трения … упругости; 4. Тяжести … трения 2. Совпадает ли сила трения  с направлением скорости движения тела? 1. Совпадает с направление скорости; 2. Направлена в сторону, противоположную скорости. 3.  При равных нагрузках сила трения скольжения всегда … силе (силы)  трения качения. 1. 2. 3. Равна; Больше; Меньше. 4. Трактор при вспашке земли, двигаясь равномерно, развил силу тяги 15 кН. Чему равна сила сопротивления почвы? 1. 2. 3. 4. 5. 150 кН;  30 кН; 15 кН; 12 кН; 24 кН. Вариант 2 1. Два биллиардных шара, столкнувшись, отталкиваются друг от друга за счет силы  …, а затем останавливаются за счет силы… 1. Трения …тяжести; 2. Упругости … трения; 3. Трения … упругости; 4. Упругости … тяжести. 2. На рисунке изображены силы, действующие на движущийся брусок. Какая из указанных сил – сила трения? 1. Первая;                                                              2   2. 3. Третья;                                  3 4. Четвертая.  Вторая;                                                                                        1                                                                                              4 3. Для равномерного движения бруска (см. рис.) необходимо, чтобы сила 1 была  … силы (силе) 3. Равна; 1. 2. Больше; 3. Меньше. 4. Электровоз, двигаясь равномерно, тянет состав силой 150 кН. Чему равна сила сопротивления    (трения)? 1. 150 кН;  2. 30 кН;   3. 15кН;  4. 120 кН;   5. 300кН.

Конспект урока по теме "Сила трения. Трение покоя" ( 7 класс, физика)

Конспект урока по теме "Сила трения. Трение покоя" ( 7 класс, физика)

Конспект урока по теме "Сила трения. Трение покоя" ( 7 класс, физика)

Конспект урока по теме "Сила трения. Трение покоя" ( 7 класс, физика)

Конспект урока по теме "Сила трения. Трение покоя" ( 7 класс, физика)

Конспект урока по теме "Сила трения. Трение покоя" ( 7 класс, физика)

Конспект урока по теме "Сила трения. Трение покоя" ( 7 класс, физика)

Конспект урока по теме "Сила трения. Трение покоя" ( 7 класс, физика)

Конспект урока по теме "Сила трения. Трение покоя" ( 7 класс, физика)

Конспект урока по теме "Сила трения. Трение покоя" ( 7 класс, физика)

Конспект урока по теме "Сила трения. Трение покоя" ( 7 класс, физика)

Конспект урока по теме "Сила трения. Трение покоя" ( 7 класс, физика)

Конспект урока по теме "Сила трения. Трение покоя" ( 7 класс, физика)

Конспект урока по теме "Сила трения. Трение покоя" ( 7 класс, физика)

Конспект урока по теме "Сила трения. Трение покоя" ( 7 класс, физика)

Конспект урока по теме "Сила трения. Трение покоя" ( 7 класс, физика)

Конспект урока по теме "Сила трения. Трение покоя" ( 7 класс, физика)

Конспект урока по теме "Сила трения. Трение покоя" ( 7 класс, физика)

Конспект урока по теме "Сила трения. Трение покоя" ( 7 класс, физика)

Конспект урока по теме "Сила трения. Трение покоя" ( 7 класс, физика)

Конспект урока по теме "Сила трения. Трение покоя" ( 7 класс, физика)

Конспект урока по теме "Сила трения. Трение покоя" ( 7 класс, физика)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.01.2018