Конспект урока по теме «Три склонения имен существительных» (4 класс, русский язык)

  • Работа в классе
  • docx
  • 17.08.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели урока: Содержательная цель: систематизировать и расширить знания учащихся об изменении склонения имен существительных. Деятельностная цель: формировать умение самостоятельно определять склонение имен существительных в единственном числе. Задачи: Образовательная: Дать общее понятие о трех склонениях существительных; формировать умение определять склонение существительных. Развивающие: Развивать мышление, внимание, память, умение анализировать и классифицировать. Воспитательные: Воспитывать интерес к предмету
Иконка файла материала «Три склонения имен существительных».docx
Конспект урока русского языка по теме  «Три склонения имен существительных» Класс: 4УМК: «Перспектива» Тип урока: открытие нового знания Цели урока: Содержательная цель:  систематизировать  и  расширить  знания учащихся об изменении склонения имен существительных. Деятельностная цель: формировать   умение   самостоятельно   определять   склонение   имен существительных в единственном числе.  Задачи: Образовательная:  Дать   общее   понятие   о   трех   склонениях   существительных; формировать умение определять склонение существительных. Развивающие:  Развивать мышление, внимание, память, умение анализировать и классифицировать. Воспитательные: Воспитывать интерес к предмету Планируемые результаты: ­  личностные:  развивать познавательный интерес к языку, коммуникативную активность, оценивать усваиваемое содержание знаний; понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем  индивидуальной культуры человека; определять правила работы в парах, группах;  положительное отношение к изучению русского языка. Предметные:  познакомить   детей   с   особенностями   склонений   имён существительных. Метапредметные: ­   коммуникативные:  учить   сотрудничать   с   одноклассниками,   учителем, участвовать в коллективном обсуждении проблемы;­   познавательные:  выдвигать   и   обосновывать   гипотезы,   обращаться   к предыдущему опыту решения орфографических задач, работать с правилом в учебнике, сравнивать результаты поиска с учебником; ­   регулятивные:  учить   ставить   цели,   конкретизировать   задачи   урока, осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль, коррекцию ошибок.Этапы   этап мотивации (самоопределения)   к   учебной деятельности; Деятельность учителя Здравствуйте, ребята.     актуализация этап и фиксирование  индивидуального затруднения     пробном действии; в На экране словосочетания: (2­й слайд ) Ехали (по) ш…с…е Ели  з...ефир Купили п…льто Вышел (из) м…тро Цвели (на) г..зоне                Прочитайте эти словосочетания. Разделите их на группы по какому­ либо признаку. (Работа в паре) Деятельность учащихся Это   существительные,   которые стоят   в   именительном   падеже, начальной формы. ­ по роду. ­Данные словосочетания можно разделить на 2 группы по составу. Словосочетания  купили   пальто,   ели   зефир  состоят   из   глагола   и существительного   без   предлогов,   а   остальные   словосочетания состоят из глагола и существительного с предлогом. ­Как пишутся существительные с предлогами? ­Существительные с предлогами пишутся раздельно. Раздельно. Также   данные   словосочетания   можно   разделит   на   2   группы   в зависимости   от   рода   имеющих   в   них   существительных.   В словосочетаниях  ехали по шоссе, купили пальто, вышел из метро существительные   среднего   рода,   а   остальных   словосочетаниях   ­ мужского рода: зефир, газон. ­   Эти   существительные   можно   разделить   еще   на   2   группы   в зависимости   от   того,   склоняемые   или   несклоняемые   в   них   имена существительные.   Существительные  зефир,   газон  склоняемые,   а существительные шоссе, пальто, метро несклоняемые. ­ Что такое склонение? ­   Изменение   имен   существительных   по   вопросам   называетсяэтап   выявления   места   и причины затруднения; этап   построения   проекта выхода из затруднения; изменение по падежам или склонением . ­ Прочитайте предложение, записанное на доске.  Марина написала сочинение о зиме и осени.  Какие существительные есть в этом предложении? ­ Что вы знаете об имени существительном? (2­й слайд) ­ Перечислите постоянные признаки? (3­й слайд) ­ Перечислите непостоянные признаки (4­й слайд) ­   Каким   членом   предложения   может   быть   имя   существительное   в предложении?  Давайте рассмотрим существительные осень и зима. ­ Назовите общие признаки имен существительных. А чем же  отличаются эти имена существительные? Выделите окончания  (окончаниями). ­ Так почему же род, число, падеж одинаковые, а окончания разные? ­  Можем ответить на этот вопрос? ­ Попробуем ответить на этот вопрос. Проведем исследование. ­ На доске записаны слова: страна, мышь, земля, дедушка, дядя,  озеро, поле, дочь, стол. (5­й слайд) 1. Что можете сказать о словах?  2. На какие три группы их можно разделить?  3. Их можно разделить и на другие три группы. Ориентируясь на  таблицу, вы сделаете это самостоятельно. (6­й, 7­й, 8­й слайд) ­ (Это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы кто?  или что? и обозначает предмет.)  ­ (Собственное или нарицательное,  одушевленное или  неодушевленное, род)  ­ (Число, падеж)  ­ (Подлежащим; дополнением –  отвечает на косвенные вопросы  или падежные; обстоятельством –  отвечает на смысловые вопросы) ­  (Неодушевленные,  нарицательные, ж.р., ед.ч., П.п.,  отвечают на вопрос о чем?  Второстепенные члены  предложения: дополнение) ­   (Существительные   стоят   в начальной форме.) ­ ( По родам.) ­  1 а а я я Женский род Мужской род Средний род 2 3 о е­ (Страна, земля, дедушка, дядя.) ­ (Стол, озеро, поле.) ­ (дочь) ­ (По их роду и окончанию.) (По   начальной   форме:   обращая внимание на род и окончание.) этап   реализации   построенного проекта; этап  первичного   закрепления   с проговариванием   во   внешней речи; ­ Назовите существительные, которые вы запишите в первую группу? Записать и выделить окончания. Чем отличаются и чем похожи эти имена существительные. ­ Запишите существительные во вторую группу. Выделить окончания.  ­ Запишите существительные в третью группу. Выделить окончания.  ­ Что можно сказать об этом имени существительном? ­ По каким признакам группировали имена существительные?  ­   С   помощью   рода   и   окончания   мы   можем   определить   склонение существительного. Существительные бывают 1, 2, 3 – го склонения. ­ Сделайте вывод: как определить склонение имен существительных? (9­й слайд) Физминутка. Игра «Слушай, думах, хлопай» (Уч­ся   хлопками   обозначают   склонение   сущ­х:   1  скл.   –  1 хлопок, 2 скл. – 2 хлопка, 3 скл. – 3 хлопка) Слова   для   игры:   ремонт,   облако,   тетрадь,   газета, карнавал, глушь, листва, капля, кровать, колено, цитата, рояль, печаль, костёр, копейка, мелочь, серебро, свобода. ­   А   теперь   давайте   вернемся   к   нашему   предложению.   Делая морфологический разбор имен существительных  о зиме и о осени  у нас возник проблемный вопрос.  ­ Почему в этих словах разные окончания, когда род, число и падеж одинаковые? (Они разного склонения.) ­ А как определить склонение этих существительных? (Необходимо поставить слова в начальную форму.) Алгоритм определения склонения (10­й слайд)                      о зиме                об осени                  нач. ф.­ зима                       нач. ф ­ осеньрод – ж. р.                         род – ж. р.                окончание – а                    окончание ­ нулевое                 склонение – 1                     склонение ­ 3 ­   У   существительных   в   одинаковых   падежах   могут   быть   разные окончания. Это зависит от склонения этих существительных. ­ Если имя существительное, например, относится ко второму  склонению, может оно «перейти» в первое или третье? Почему?  Значит,   склонение   –   это   постоянный   или   непостоянный   признак существительного? Прочитайте. Напишите ряды слов, устранив в каждом лишнее.  Ответ обоснуйте. Вставьте пропущенные буквы В..сна, р..ка, ст..ло, стр…ла; Ст..на, св…рло, оз…ро, гн…здо; Скв…рец, г…ра, с…рняк, зв…нок; В…юга, ласточ…ка, рыс…, оде…да; Топ…л…, св…ристель, к…рас…, к…рабль. ­ стало ­ стена ­гора ­ рысь ­свиристель этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону; этап   включения   в   систему знаний и повторения; Сравните свои выводы с правилом учебника. Поставить в начальную форму. этап   рефлексии   учебной деятельности на уроке. А вот для вас хитрый вопрос, как определить склонение имени  существительного, если они стоит не в именительном падеже: (у)  подруги, (с) товарищем, (в) сирени? Догадайтесь? ­ Что нового вы узнали? ­ Что такое склонение? ­ Сколько склонений у существительного? ­ Какие существительные относятся к 1 – ому, 2 – ому, 3 – ому  склонению? ­ Как определить склонение существительного? О том, что бывает 3 склонения. Склонение ­ это изменение слова. ­ три склонения. ­1 скл­м. р., ж. р. ­ ­а, ­я. 2скл.