Конспект урока "Ресурсы мирового океана" 10 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 03.06.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Биологические ресурсы. Под биологическими ресурсами понимается совокупность животных и растительных организмов, обитающих в водах Мирового океана. Эти ресурсы представляют ценность в качестве богатых уникальным набором веществ продуктов питания. Однако это не единственная сфера их применения. Водоросли, например, идут на изготовление лекарственных препаратов, крахмала, клея и даже бумаги и тканей. Используются водоросли и в качестве удобрений на полях. Но все же главное достоинство морепродуктов — это их пищевая ценность.Конспект урока "Ресурсы мирового океана" 10 класс
Иконка файла материала конспект.docx
Тема урока: «Ресурсы мирового океана» 10 кл. Цели: Образовательная: формирование знаний о водных ресурсах мирового океана и проблемы, связанные с их использованием. Развивающая: формирование аналитических умений и навыков. Воспитывающая: формирование бережного отношения к водным ресурсам планеты Ход урока: 1. Орг. Момент – 5 мин. 2. Опрос по пройденной теме – 10 мин. 3. Изучение нового материала­ 10­15 мин. 4. Выполнение практических заданий­ 15 мин. Проверка Д/3. 1)Что такое водные ресурсы? Каковы запасы водных  ресурсов? Здравствуйте, ответьте на мои вопросы. Вспомните: 1. каково значение морей в хозяйственной жизни России? 2. какие из морей, омывающих территорию России,  имеют  наибольшее  промысловое  значение? 3.  В каких  из  них  ведется добыча минеральных ресурсов? каких? Ресурсы Мирового океана принято рассматривать отдельно от ресурсов суши, хотя они тоже являются минеральными, энергетическими, пищевыми и др. По сравнению   с   аналогичными   ресурсами   суши   ресурсы   океана   имеют   свою специфику. Они существенно меньше освоены и изучены по сравнению с ресурсами су­ ши. Фактически океан — это новая планета, о которой человек знает пока не слишком много. Ресурсы Мирового океана — это огромный резерв на будущее. Освоение   этих   ресурсов,   возможно,   станет   важнейшей   задачей   человечества   в начавшемся столетии. Характеристика ресурсов мирового океана Океан Биологические ресурсы Минеральные ресурсы Энергетические ресурсы 1. Биологические ресурсы. Под биологическими ресурсами понимается со­ вокупность животных и растительных организмов, обитающих в водах Мирового океана.   Эти   ресурсы   представляют   ценность   в   качестве   богатых   уникальным набором веществ продуктов питания. Однако это не единственная сфера их применения. Водоросли, например,идут на изготовление лекарственных препаратов, крахмала, клея и даже бумаги и тканей. Используются водоросли и в качестве удобрений на полях. Но все же главное достоинство морепродуктов — это их пищевая ценность. Рыболовство и китовый промысел были важным источником пищи для человека еще в каменном веке. Но если китовый промысел в настоящее время запрещен, то рыболовство — важная отрасль хозяйства многих стран мира  (рис. 56).   Рыба составляет   более   85%   используемой   человечеством   биомассы   океана.   Все остальные   виды   морепродуктов   (моллюски,   ракообразные,   водоросли   и   др.) имеют существенно меньшее значение для населения планеты. Продуктивность различных акваторий Мирового океана неодинакова  (рис. 57). Наиболее богато рыбой прилегающее к материкам мелководье — шельф.   шельфе вода хорошо прогрета и богата кислородом. Она насыщена боль­ шим количеством питательной  органики, поступающей в океан с суши. Также очень богаты жизнью районы с интенсивным перемешиванием воды, возникающим при встрече холодных и теплых морских течений. Биологически наиболее продуктивны Атлантический и Тихий океаны. Они дают   более   90%   мирового   улова   рыбы.   Важнейшим   районом   рыболовства, имеющим   мировое   значение,   является   Северная   Атлантика.   Возле   берегов острова Ньюфаундленд, где теплое течение Гольфстрим встречается с холодным Лабрадорским   течением,   по   некоторым   оценкам,   вылавливается   до   25%   всей рыбы.   В   Тихом   океане   богаты   рыбой   воды   у   берегов   Южной   Америки.   Ис­ ключительно велики рыбные ресурсы Берингова, Охотского и Японского морей. Наименее   продуктивен   Индийский   океан   (из­за   малой   площади   шельфа)   и большая часть Северного Ледовитого океана. В настоящее время ежегодно в мире добывается около 100 млн т рыбы и других морепродуктов. Такие масштабы промысла не подрывают рыбные богат­ ства океана, но возможности их воспроизводства уже достигли предела. А ведь рыбный промысел из года в год растет. Не за горами тот день, когда начнется истощение,   казалось   бы,   безграничных   биологических   ресурсов   океана.   Это, конечно, является серьезной проблемой, решение которой связано с развитием марикультуры.   Марикультура   —   это   искусственное   разведение   морских   орга­ низмов. Фактически это особый вид сельского хозяйства — сельского хозяйства в океане. В самом деле, на суше уже тысячи лет назад состоялся переход от охоты к животноводству, от присваивающего к производящему хозяйству. В океане же человек   остается   по­прежнему   первобытным   охотником.   Дальнейшее использование биологических ресурсов океана объективно связано с развитием марикультуры. 2. Минеральные ресурсы Мирового океана. Минеральные ресурсы океана можно разделить   на   две   большие   группы:   вещества,  растворенные   в   морской   воде,  и минеральные ресурсы дна океана. В   состав   солей,   содержащихся   в   морской   воде,   входит   около   75   химических элементов. Многие из них могут быть извлечены из морской воды в достаточно большом количестве. Поэтому морскую воду иногда называют «жидкой рудой». В настоящее время из морской воды в промышленных масштабах извлекают натрий,хлор, магний и бром. И конечно, сама вода — важный ресурс. Мы уже говорили об   опреснении   морской   воды.   Оно   позволяет   решить   проблему   недостатка пресной воды в некоторых районах нашей планеты. Минеральные ресурсы дна — прежде всего полезные ископаемые, находящиеся в пределах   шельфа.   Шельф   —   это   затопленные   океаном   окраины   материка,   а следовательно, там есть такие же полезные ископаемые, как и на суше. Хотя геологические изыскания на шельфе начались только в последней трети XX века, здесь уже открыты крупные месторождения нефти, газа, каменного угля, железной руды, серы, обнаружены отложения фосфоритов и россыпи алмазов. В настоящее время на шельфе добывается почти треть нефти и газа мира  (рис. 58).  Главными   районами   морской   добычи   полезных   ископаемых   являются Персидский   и   Мексиканский   заливы,   Северное   и   Карибское   моря.   Очень перспективны Гвинейский залив и межостровные моря Зондского архипелага. Но этим не ограничиваются минеральные ресурсы дна. Еще сто лет назад на дне океана на глубине в несколько километров были обнаружены скопления железо марганцевых конкреций. Их образование связано с тем, что на больших глубинах многие   растворенные   в   морской   воде   металлы   выпадают   в   осадок   (железо, марганец,   медь,   титан,   никель,   кобальт   и   др.).   Образуются   шаровидные   тела размером   от   нескольких   сантиметров   до   20—30   см   в   диаметре.   Это   и   есть конкреции. Их запасы составляют миллиарды, а по некоторым данным, триллионы тонн, но осваивать их пока довольно трудно, хотя уже известны первые пробные попытки извлечения конкреций со дна океана. 3. Энергетические ресурсы Мирового океана. Энергетические ресурсы океана связаны   с   движением   его   вод.   Волны,   течения,   приливные   движения   можно использовать в качестве источников энергии. Сейчас существуют про­ Минеральные ресурсы дна — прежде всего полезные ископаемые, находящиеся в пределах   шельфа.   Шельф   —   это   затопленные   океаном   окраины   материка,   а следовательно, там есть такие же полезные ископаемые, как и на суше. Хотя геологические изыскания на шельфе начались только в последней трети XX века, здесь уже открыты крупные месторождения нефти, газа, каменного угля, железной руды, серы, обнаружены отложения фосфоритов и россыпи алмазов. В настоящее время на шельфе добывается почти треть нефти и газа мира  (рис. 58).  Главными   районами   морской   добычи   полезных   ископаемых   являются Персидский   и   Мексиканский   заливы,   Северное   и   Карибское   моря.   Очень перспективны Гвинейский залив и межостровные моря Зондского архипелага. Но этим не ограничиваются минеральные ресурсы дна. Еще сто лет назад на дне океана   на   глубине   в   несколько   километров   были   обнаружены   скопления СООТНОШЕНИЯ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА              Ъ^^^ екты   энергетических   установок,   использующих   энергию   течений   и   волн,   но наиболее   освоена   энергия   приливов.   Приливные   электростанции   построены   на Атлантическом побережье США и Канады, в Баренцевом море у берегов России, во Франции и Китае. Пока их немного. Оценка потенциала приливной энергетики только   для   Баренцева,   Белого   и   Охотского   морей   показала,   что   суммарная приливная энергия этих трех морей превышает мощность всех ныне действующихэлектростанций   России!   Эта   оценка   дает   представление   о   возможностях приливной энергетики в масштабах всей нашей планеты. ПОВТОРИМ ГЛАВНОЕ 1.  Ресурсы Мирового океана еще только начинают осваиваться человеком. 2.       Наиболее   освоенным   видом   ресурсов   Мирового   океана   являются   био­ логические ресурсы. 3.       Дальнейшая   перспектива   использования   биологических   ресурсов   океана связана с переходом от рыболовства к марикультуре. 4.  Минеральные ресурсы океана включают ресурсы дна и ресурсы морской воды. 5.     Нефть и газ — основные виды полезных ископаемых, добываемых со дна океана. 6.       Использование   минеральных   ресурсов   морской   воды   способно   изменить ситуацию с дефицитом многих химических веществ. 7.     Морская   энергетика   в   настоящее   время   представлена   лишь   приливными гидроэлектростанциями. ) на боль­1ют в оса­гся шаро­штре. Это [ данным, известны ресурсы вижения |уют про­ ПРОВЕРИМ ЗНАНИЯ 1. Перечислите виды природных ресурсов Мирового океана. 2. Что такое шельф? 3.   Назовите   океаны   и   их   части,   наиболее   обеспеченные   биологическими   ре­ сурсами и минеральными? Океан Биологические ресурсы Минкральные 4. Что такое марикультура?