Конспект урока с использованием межпредметной связи физики с другими науками
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
физика
8 кл
06.02.2017
Практическое применение различных методических приемов для повышения к изучению физики показана на примере плана урока по физике для 8 класса на тему: «Тепловые явления вокруг нас». Это - урок обобщения и систематизации знаний в виде соревнований среди групп. Также на уроке используется межпредметная связь физики с другими науками.
План.docx
План урока по физике с использованием различных методических
приемов
Тема: «Тепловые явления вокруг нас»
Цель урока:
Образовательная: обобщение и повторение знаний учащихся по теме:
“Тепловые явления”, проверить умения применять полученные знания на
практике, правильно высказывать мысли, опираясь на изученный материал.
Развивающая: расширение кругозора, развитие познавательного и
прикладного интереса, развитие логического и критического мышления,
развитие монологической речи с применением физических терминов; развитие
умения видеть физические явления в окружающем мире.
Воспитательная:
развитие интереса к предмету,
ответственного отношения к выполняемой работе,
коммуникационных компетенций.
воспитание
развитие
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.
Ресурсы: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска,
презентация.
План урока:
І. Организационный момент (3 мин)
ІІ. Повторение пройденного материала (8 мин)
ІІІ. Игра «Тепловые явления в литературе» (16 мин)
ІV. Игра «Интересные факты» (16 мин)
V. Подведение итогов урока (2 мин)
Ход урока
І. Организационный момент:
Учитель: Тема нашего урока «Тепловые явления вокруг нас». Сегодня
перед нами стоит задача повторить и обобщить материал по изученной теме
(вспомнить определения, законы, формулы).
На основе наших знаний мы попробуем поновому взглянуть на
окружающие нас предметы, происходящие вокруг явления. Сегодня мы
работаем группами. Класс делится на 4 групп. Каждая группа за участие в
конкурсе будет получать очки, по итогам мы определим лучшую группу.
А начнем мы урок с повторения пройденного материала.
ІІ. Повторение пройденного материала: Повторение пройденного материала состоит из двух частей.
Первая часть – это физическое домино. У каждой группы на парте
комплект физического домино. Группа собирает домино и сдает учителю
шифр.
1.
Теплопроводность
1.
Конвекцией
2. Удельная теплоемкость воды
равна
3.
Перенос тепловой энергии
направленным движением
потоком молекул вещества
называется
4. Единица измерения количества
теплоты
5.
Сумма кинетической и
потенциальной энергии
молекул, из которых состоит
тело называется
6. Процесс изменения внутренней
энергии тела без совершения
работы называется
Виды теплопередачи
7.
8.
Все нагретые тела передают
тепловую энергию другим
телам путем
9. Количество теплоты, которое
выделяется при полном
сгорании топлива, массой 1 кг
называется
10. Единица измерения удельной
теплоты сгорания топлива
2.
Внутренней энергией тела
3. Теплопроводность, конвекция,
излучение
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Излучения
4200 Дж/кг °С
Удельной теплотой сгорания
Явление переноса энергии от
участков тела с большей
температурой к участкам с
меньшей температурой,
которое происходит в
результате взаимодействия
частиц вещества друг с другом
Дж/кг
Джоуль
10.
Теплопередачей
Ответы: 17, 25, 31, 49, 52, 610, 73, 84, 96, 108
Вторая часть – это приборы и измерения. Каждая команда выбирает от
1 до 4 цифру и на экране соответствии нумерации выходить изображение прибора или измерение. Каждая команда должна ответить, какой прибор
изображен на экране или измерить по условию задания.
1.
На рисунке изображен термометр. Вопрос: Этот прибор
называется _______ и предназначен для измерения _________.
(Ответ: термометр, измеряет температуру тел).
2.
На рисунке изображен жидкостный манометр. Вопрос: Этот
прибор называется _______ и предназначен для измерения _______.
(Ответ: жидкостный манометр, измеряет разность давления в
сосуде и атмосферного давления).
3.
На рисунке изображен барометранероид. Вопрос: Этот прибор
измеряет _______, показания прибора равны _______.
(Ответ: атмосферное давление, оно равно 762 мм.рт.ст.).
4.
На рисунке изображен опыт по определению объема тела при
помощи мензурки. Вопрос: на рисунке изображен опыт по определению
_______. Измеряемая величина равна _______.
(Ответ: опыт по определению объема тела. Объем равен 15 мл.).
ІІІ. Игра «Тепловые явления в литературе»
Тепловые явления с давних пор не оставались не замеченными народом.
Много пословиц, поговорок и загадок сложено о них в разных странах.
Нередко описания тепловых явлений встречаются в литературе (сказках,
стихах и т. д.). К таким отрывкам из произведений можно придумать задачи и
решить их. Этому и посвящен следующий конкурс. Конкурс состоит из
четырех частей.
Первая часть – тепловые явления в сказках
1. «Лиса и заяц» русская народная сказка.
Жилибыли лиса и заяц. У лисы была избенка ледяная, у зайца –
лубяная.
Пришла весна красна – у лисы избенка растаяла, а у зайца стоит по
старому.
О каких явления природы идет речь?
Ответ: Тепловое
2. «Лисичка – сестричка и серый волк» русская народная сказка.
Волк на реку, опустил хвост в прорубь и начал приговаривать:
Ловись, рыбка, и мала и велика!
Ловись, рыбка, и мала и велика!
Вслед а ним и лиса явилась; ходит около волка да причитает:
Ясни, ясни на небе звезды,
Мерзни, мерзни, волчий хвост!» Почему лисица повторяла «Ясни, ясни на небе звезды»?
Ответ: Если небо ясное, то погода холодная
3. «Зимовье зверей» русская народная сказка.
Пришли к быку в хлев гусь и петух хором говорят: «Пусти брат к себе
погреться». Бык отвечает: «Нет, не пущу. У вас по два крыла: одно постелешь
– другим оденешься, так и позимуете».
«Не пустишь, говорит гусь, так я весь мох из твоих стен повыщиплю.
Тебе же холоднее будет».
«Не пустишь, говорит петух, так я взлечу на чердак и всю землю с
потолка сгребу тебе. Тебе же холоднее будет».
Чем с точки рения физики были согласны угрозы гуся и петуха?
Ответ: Они оба увеличивают выход тепла и дома
4. «Два Ивана – солдатских сына» русская народная сказка.»
Начали они биться смертным боем; Иван – солдатский сын так быстро и
сильно махал своей саблею, что она до красна раскалилась, нельзя в руках
держать! Взмолился он царевне:
Спаси меня, красна девица! Сними с себя дорогой платочек, намочи в
синем море и дай обернуть саблю.
Почему сабля раскалилась? Благодаря какому явлению ее горячо
держать?
Ответ: Изза трения об воздух. Теплопроводность железа
высокая.
Искры небо прожигают,
Вторая часть – тепловые явления в загадках
1)
А до нас не долетают. (Метеоры)
Почему при движении космического тела в атмосфере Земли оно
нагревается?
Два арапа – родные братья,
2)
Ростом по колено,
Везде с нами гуляют,
От мороза защищают. (Сапоги)
Какие сапоги защищают от мороза лучше: тесные или просторные?
Зимой нет теплее,
3)
Летом нет холоднее. (Погреб)
Почему?
4)
Под окошком гармонь Горяча, как огонь. (Батарея отопления.)
Почему батареи отопления в помещении располагают внизу?
Третья часть – тепловые явления в стихах
1. Дым от костра восходит ввысь
И тает, уходя во тьму.
Ты у костра, ты приглядись:
Уходит ввысь… А почему?
Ответ: Дым от костра плотный, его плотность меньше, чем
плотность более холодного воздуха, и он поднимается вверх под
действием архимедовой силы.
2. Если взять два разных тела
И в жидкость опустить.
Почему одно всплывает,
А другое вмиг ко дну?
Ответ: Если у тела плотность меньше, чем у жидкости, то оно
всплывает, а если больше, чем у жидкости, то тело тонет.
3. Во дворе мороз стоит,
Под ногами снег скрипит.
Ты подумай, расскажи,
Почему скрипит, скажи?
Ответ: Снежинки имеют кристаллическую структуру, и поэтому
под ногами снег скрипит, так как ломаются сотни тысяч снежинок
кристалликов.
4. Жарче день – обильней росы
Серебрят ночную тьму.
Осаждаются повсюду.
Кто ответит, почему?
Ответ: В жаркий день испаряется больше воды, чем в обыкновенный
день, и абсолютная влажность воздуха возрастает, поэтому под утро при
охлаждении воздуха конденсируется больше пара, и будет обильней роса.
В четвертой части на интерактивной доске будет кроссворд.
Т
Е М
П
Е
Р
А
Т
У
Р
А
(Туча).
(Снег)
Сильнее солнца, слабее ветра, ног нет, а идет, глаз нет, а плачет
Бело покрывало на земле лежало, лето пришло, оно все сошло
Как можно пронести воду в решете? (Заморозив воду)
Без рук, без ног, не мал клочок кверху ползет (Пар).
В печь положить – вымокнет, в воду положить – высохнет (Свеча).
Вечером наземь слетает, ночь на земле пребывает, утром опять
По синему морю белые гуси плывут (Облака).
Летит орлица по синему небу, крылья распластала, солнышко
улетает (Роса).
застлала (Туча).
Белая морковка зимой растет (Сосулька).
Что за художник окно разрисовал? (Мороз).
Внутри горит, кругом бурлит, вода кипит, пить чай велит, вверх
пар валит (Самовар).
ІV. Игра «Интересные факты»
Это игра состоит из трех частей. То есть первая – «Интересный факт»,
вторая – «Обычное вещество», третья – «Физика на кухне» и четвертая
«Составление условий задачи по картине»
І. Интересный факт
1.
Объясните
молнии часто расщепляет дерево.
причину
того,
что
удар Ответ: При ударе молнии вода, находящаяся в клетках дерева,
моментально закипает. Пар разрывает ткани дерева.
2. С какой целью стоматологи используют зеркальце, нагретое
выше 370С?
не конденсировался на нем.
Ответ: Стоматологи нагревают зеркальце, чтобы выдыхаемый пар
3. В каком случае туман опускается, а в каком поднимается?
Ответ: Если плотность тумана меньше плотности окружающего
воздуха, то он поднимается, в обратном случае опускается.
4.Почему
всегда сильнее, чем кипящей водой?
ожоги
кипящим
маслом
Ответ: Удельная теплоемкость растительного масла меньше, чем
у воды, но масло создаёт термическую плёнку, которая после воздействия
тепла не даёт остыть поражённым тканям и ожог сильнее за счёт более
долгого термического воздействия. Кипяток же такой плёнки не создаёт,
и ткань остывает быстрее.
ІІ. Обычное вещество
1. Верно ли, что снег “греет” землю?
Ответ: Снег “греет” землю благодаря своей низкой теплопроводности.
2. Почему вода применяется в системах охлаждения машин?
Ответ:
что вода имеет исключительно высокую
Потому,
теплопроводность.
3. "Татьяна пред окном стояла,
На стекла хладные дыша,
Задумавшись, моя душа,
Прелестным пальчиком писала
На отуманенном стекле
Заветный вензель О да Е.” (А.С.Пушкин)
Какое физическое явление происходило, когда Татьяна дышала “на
стекла хладные”?
Ответ: Конденсация водяного пара.
4. Почему зимой в сильные морозы реки не промерзают до дна?
Ответ: Вода при температуре +4° С имеет наибольшую плотность и
находится у дна реки. Благодаря этому прекращается конвективное
перемещение воды в вертикальном направлении и дальнейшее остывание воды
не происходит.
ІІІ. Физика на кухне
1. Свежеиспеченный хлеб весит больше, чем тот же хлеб, но
остывший. Почему? Ответ: Свежеиспечённый хлеб содержит больше влаги. В остывшем
хлебе часть воды уже испарилась.
2. Почему опытные повара предпочитают использовать чугунные
сковородки и кастрюли, а не стальные?
Ответ: У толстых, массивных чугунных сковородок и кастрюль дно
прогревается более равномерно, чем у сделанных из тонкой стали. Те участки
дна стальных сковородок, которые располагаются непосредственно над огнем,
прогреваются особенно сильно, и на них пища часто пригорает.
3. Почему вода, налитая на мерзлую клюкву, замерзает?
Ответ: Температура клюквы значительно ниже 0° С. Вода отдает тепло
клюкве, охлаждается и замерзает.
4. В кастрюле бурно кипит вода, и в ней варятся макароны. Кипит
ли вода в трубках макарон?
Ответ: Нет. Чтобы вода в макаронах кипела, ей необходимо сообщать
тепло от более нагретого тела. Вода в кастрюле не может быть нагретой выше
температуры кипения. Поэтому температура воды в полости макарон может
лишь сравняться с температурой воды в кастрюле.
ІV. Составление условий задачи по картине
Рис. 5 – Составление условий задачи
Учащимся дается картина и они должны придумать условие задачи.
Ответ: Сколько березовых дров надо сжечь, чтобы нагреть в
алюминиевом котелке массой 1,5 кг до кипения 5 л воды, взятой при
температуре 20°С ?
V. Подведение итогов урока
Объявление выигравшей команды, которые были активными и
правильно отвечали на все вопросы.
Конспект урока с использованием межпредметной связи физики с другими науками
Конспект урока с использованием межпредметной связи физики с другими науками
Конспект урока с использованием межпредметной связи физики с другими науками
Конспект урока с использованием межпредметной связи физики с другими науками
Конспект урока с использованием межпредметной связи физики с другими науками
Конспект урока с использованием межпредметной связи физики с другими науками
Конспект урока с использованием межпредметной связи физики с другими науками
Конспект урока с использованием межпредметной связи физики с другими науками
Конспект урока с использованием межпредметной связи физики с другими науками
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.