Урок обучения грамоте по теме: Буквы Щ щ, звук [ щ].
Формирование навыков чтения.
Цель: формирование у детей представлений о звуке [щ], как о глухом мягком непарном;
Задачи: способствовать формированию навыков чтения, умения работать с текстом,
развитию речи, внимания, мышления, фонематического слуха;
продолжить работу по классификации букв и звуков; воспитывать чувство товарищества,
благородства, дисциплинированности;
Оборудование: карточки с буквами: щ, р, е, о, т, к, а; картинки: щука, щегол, щётка,
мультимедийный проектор, компьютер, презентация в PowerPoint
Ход урока.
І. Организационный момент.
ІІ. Актуализация знаний.
2 слайд
1.Работа над чистоговоркой.
Щука щекотала щёткою щегла
Щётка – щекотиха щетиною была.
Чтение про себя.
Чтение вслух с чётким проговариванием 1 звука.
Чтение с выделением ударного слога.
Чтение с выделением каждый раз нового слова.
2. Словарная работа.
Что значит щётка щекотиха?
Что такое щетина? (щетина – жёсткая прямая шерсть у некоторых животных)
Что общего у данных слов?
Дайте характеристику звуку [ щ]. ( Согласный, шипящий, глухой, всегда мягкий)
Как вы думаете, над чем сегодня нам нужно поработать на уроке?
ІІІ. Этап усвоения новых знаний.
Сегодня на уроке продолжаем работу со звуком [ щ].
Буква Щ пошла в гости к гласным. Только не ко всем она зайдёт.
Подумайте, а к кому же она зайдёт? (а, е, и, ё, у)
1. Чтение слогов и составление слов.
ЩА
ЩЕ
ЩИ
ЩЁ
ЩУ
Какие слова вам не понятны? ( щепа то же, что щепка; щипцы инструмент для
сжимания; щёголь – любящий наряжаться, нарядно одетый человек)
ПА
ПЦЫ
ВЕЛЬ
ЧКА
ГОЛЬ
3 слайд
4 слайд
2. Составление рассыпавшегося слова. А вот одно слово рассыпалось. Давайте соберём его.
РЕЩТОКАТ ( трещотка)
5 слайд
Что означает это слово? (1. Игрушка, издающая треск. 2. Народный музыкальный
ударный инструмент из нанизанных одним концом на две верёвки деревянных дощечек,
3. Человек тот, кто громко, без умолку говорит)
Вывод: иногда буква щ дружит с буквой О.
С какими гласными буквами не дружит буква щ ? Почему? ( я, ю, ы)
ФИЗМИНУТКА
4. Работа над рассказом Л. Толстого «Два товарища».
6 слайд
Знакомство с автором.
9 сентября 1828 году в знатной семье родился мальчик, которого назвали Львом.
В
Кроме него там же воспитывались ещё 3 брата и одна сестра.
доме всегда была доброжелательная обстановка, играла музыка, звучал детский смех.
Образование и воспитание он получил в семье. Ему не было двух лет, когда умерла мать, а
через три года умер и отец. Детей воспитывали тётушки.
Тульской области, находится усадьба, в которой родился писатель. Называется она «Ясная
поляна». В его семье было много детей, а затем и много внуков, которых он очень любил. С
ними любил проводить много времени, рассказывая им сказки и читая свои поучительные
рассказы.
Делом всей его
жизни стало – открытие школ для крестьянских детей. Толстой много путешествует по
разным странам. В Германии, Франции, Швейцарии он знакомится с тем, как учатся дети.
Читает много книг об образовании и воспитании. После этого он создаёт свою систему
обучения грамоте и арифметике, истории, сам преподавал эти предметы.
8 слайд
7 слайд
В
9 слайд
10 слайд
11 слайд
12 слайд
3. Словарная работа.
Прочитайте слова с чётким проговариванием всех звуков. Эти слова встретятся в
рассказе.
Подберите к словам 1 столбика похожие, слова синонимы.
13 слайд
ТОВАРИЩ
ВЫСКОЧИЛ
БРОСИЛСЯ
СПРЯТАЛСЯ
ОСТАЛСЯ
ПРИТВОРИЛСЯ
НÉЧЕГО
НÁЗЕМЬ
МЁРТВЫЙ
УШЁЛ
СМЕЁТСЯ
1) Работа над заголовком.
Как вы думаете, о чём мы будем читать рассказ?
2) Чтение учителем?
Вопросы после чтения. Кто набросился на детей?
Как они среагировали на опасность?
3) Чтение детьми про себя.
Вопросы после чтения.
Как поступил медведь?
В чём не прав мальчик, залезший на дерево? (Посмеялся над товарищем)
Каких друзей хотели бы иметь вы?
Какой вывод сделаете?
Что пишет по этому поводу автор? Прочитайте.
4) Работа над пословицами о дружбе.
Сам погибай, а товарища выручай.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
ІV. Итог урока.
Чем занимались на уроке?
Что нового узнали?
Чем запомнится урок?
14 слайд
V. Рефлексия.
Просмотр отрывка из мультфильма «Щелкунчик и Мышиный Король»
Какие же чудеса может творить настоящая дружба?
УРОК ЗАКОНЧЕН, МОЛОДЦЫ!
15 слайд
16 слайд
Конспект урока с презентацией по литературному чтению "Буквы Щ щ, звук [ щ]"
Конспект урока с презентацией по литературному чтению "Буквы Щ щ, звук [ щ]"
Конспект урока с презентацией по литературному чтению "Буквы Щ щ, звук [ щ]"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.