Конспект урока "Сложное предложение . Подготовка к ОГЭ"
Оценка 4.6
Работа в классе
doc
русский язык
9 кл
06.02.2019
Данный урок позволяет:познакомить учащихся с отличительными особенностями сложноподчиненных предложений с придаточными условия, продолжить подготовку учащихся к ОГЭ.
Реализовать задачи урока: формировать умение распознавать придаточные условия, отличить их от других видов придаточных предложений; правильно ставить знаки препинания в СПП с придаточными условия; совершенствовать орфографическиеи пунктуационные навыки; воспитывать бережное отношение к слову, любовь к русскому языку.
Подготовка к ОГЭ конспект урока 9 класс.doc
Конспект урока русского языка
в 9 классе
Тема урока: «ПОДГОТОВКА к ОГЭ. Сложноподчиненные предложения с
придаточными условия.»
:познакомиться с отличительными особенностями сложноподчиненных
Цель урока
предложений с придаточными условия, продолжить подготовку учащихся к ОГЭ.
Задачи урока: формировать умение распознавать придаточные условия, отличить их от
других видов придаточных предложений; правильно ставить знаки препинания в СПП с
придаточными условия; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки;
воспитывать бережное отношение к слову, любовь к русскому языку.
Тип урока: усвоение новой темы.
Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация в
программе «PowerPoint»
Ход урока:
1. Вступление.
Здравствуйте. Рада нашей встрече и надеюсь, что сегодняшний урок будет для вас и
меня интересным, полезным. Думаю, что вы внимательные и наблюдательные
ученики, способны слышать и слушать учителя. Проверим?
2. Активизация знаний.
Подготовка к ОГЭ – вопросы ОГЭ:
Грамматическая основа предложения. Нахождение основы в предложениях.
задание №8,11)
Обособленные члены предложения. ( задание №9)
Сложносочинённые и сложноподчинённые предложения. Расстановка знаков
препинания. ( задание №11)
Знаки препинания в предложениях с вводными словами, обращениями.( задание
№10)
(синтаксическая пятиминутка, работа по карточкам)
Дополните термины, используемые в языкознании. (В скобках даны ответы,
звездочками отмечены дополнительные вопросы.)
1.Второстепенные и главные (члены предложения)
2.Самостоятельные и служебные
(части речи)
3.Совершенный и несовершенный
(вид)
4.Деепричастный и сравнительный
(обороты)
6.Односоставные и двусоставные (простые предложения)
7.Гласный и согласный (звуки)
8.Краткие и полные (прилагательные, причастия)
9.Главная и придаточная (части СПП)
10 Вводные слова и обращения (пунктуация)
3. Подготовка к изучению новой темы. Если мы с вами на уроке будем так друг друга хорошо понимать, то учебные цели
будут достигнуты.
Если вы активно будете работать, урок получится интересным.
Если у нас с вами будет всё хорошо, тогда и хорошее настроение нам обеспечено.
Ну, и наконец, если у нас всё чудесно, то мы в силах сделать счастливыми и
окружающих (предложения проецируются на экране).
Ребята, какую особенность заметили в предложениях моего высказывания?
По своей структуре какого типа эти предложения?
Можете поставить вопрос от главной к придаточной части?
Тогда назовите тему нашего урока.
4. Целеполагание.
Запишем в тетрадях: число, классная работа и тема «СПП с придаточным условия»
(тема проецируется на экране).
Сформулируем цели (проецируются на экране).
5. Закрепление полученных знаний.
На занятиях вы уже познакомились с такими понятиями, как сложные предложения, виды
сложных предложений, разновидности сложносочинённых и сложноподчинённых
предложений.
Хорошо ли вы усвоили материал предыдущих уроков, выясним, выполняя
следующее задание: прочитайте предложения, определите их его общее
грамматическое значение, укажите главную и придаточную части, назовите
средство связи главной и придаточной частей, сделайте вывод о виде придаточной
части (предложения проецируются на экране).
Алгоритм рассуждения при определении вида придаточного предложения (алгоритм
у каждого на столе)
1) найти грамматические основы,
2) установить смысловые отношения между частями сложного предложения, определить
главное и придаточное предложения,
3) поставить вопрос от главного к придаточному,
4) найти союз или союзное слово в придаточном предложении,
5) по вопросу и союзу определить вид придаточного предложения.
• Вчера мы после того были утомлены, что даже не осмотрелись на месте
• Когда рассвело, море окрасилось в фиолетоворозовый цвет.
• В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, вокруг
которой переливался жёлтый круг.
• Там, где растут розы, растут и шипы.
• Трудно было понять, чем это огонь так привлекал лягушку.
• Разрывы снарядов звучали глухо, словно картошку ктото сыпал в подпол по
деревянному лотку.
• Чтобы утром не проспать, ему приходилось заводить будильник.
• Ох, лето красное, любил бы я тебя, когда б не пыль, да зной, да комары, да мухи! 6. Закрепление новой темы.
а) Что помогло вам определить вид придаточного в последнем предложении?
Это предложение соответствует теме сегодняшнего урока. Обратимся к анализу
подобных, выполняя упр.170, не забывайте про алгоритм. Работаем у доски.
б) Для развития зрительной памяти, навыка внимательного чтения литературных
текстов и умения анализировать иллюстрации вывожу на экран две иллюстрации.
Задание: по иллюстрациям вспомните названия басен И.А. Крылова. Прочитайте басни
наизусть и найдите сложноподчиненные предложения с придаточным условия. Запишите
эти предложения. После каждого предложения в скобках укажите название басни, из
которой это предложение выписано.
Ученики на экране видят иллюстрацию к басне И.А. Крылова “Лебедь, Щука и Рак”.
Выписывают предложение:
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет.
Вторая иллюстрация к басне “Квартет”.
Выписывают предложение:
Кричит осёл: “Мы, верно, уж поладим,
Коль рядом сядем”.
Теперь посмотрим, какие союзы следует употреблять в книжной речи, а какие в
разговорной.
Запишем предложения, расставим знаки препинания, сделаем схемы:
Хороша земля, если рук не жалеть.
[ ], (союз если......).
Какой бы шум вы подняли, друзья, когда бы это сделал я! ( И.А. Крылов).
[ ], (союз когда......)!
Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник. (“Щука и Кот”).
[ ], (союз коль.....).
Делаем вывод: союзы раз, коли, кабы употребляются в разговорном стиле речи;
Союзы если, когда – нейтральные, они употребляются в книжной речи.
Вывод: посмотрим расположение придаточного по отношению к главному, сделаем вывод.
Придаточное может стоять перед главным, после главного, разрывать главное.
Делаем общий вывод по уроку:
– на что указывают придаточные условные? (на условие, при котором возможно то, о чем
говориться в главном).
– какой вопрос задаем от главного к придаточному? (при каком условии).
– от чего задаем вопрос? (от всего главного предложения).
– чем присоединяется придаточное к главному? (союзами если, ежели, когда, раз).
– каким знаком отделяется придаточное от главного? (запятой). – где может находиться придаточное в предложении? (перед главным, после главного и
разрывать главное).
7. Психологическая разрядка.
А теперь немного отдохнём. Откиньтесь на спинки стульев, расслабьте спину, плечи,
закройте глаза, представьте себя на природе, почувствуйте, как вам хорошо… Вернитесь в
реальность.
8. Забавный числовой диктант (интегративный подход).
Помните, у А. С. Пушкина:
О, сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И Гений, парадоксов друг,
И Опыт, сын ошибок трудных...
Сейчас проведём работу, выглядящую немного парадоксально на уроке русского
языка – решим примеры.
Выполните следующие действия:
1. От количества простых предложений, составляющих сложносочиненное предложение:
Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит, –
отнимите число запятых в нем.
3 – 2 = 1
2. К числу букв имени (без отчества) няни А.С. Пушкина прибавьте номер склонения
полного имени (без отчества) поэта.
5 + 2 = 7
3. К количеству н в слове ветреный прибавьте число букв в приставке слова поскользнулся,
полученную сумму умножьте на количество е в слове длинношеее.
(1 + 2) х 3 = 9
4. Номер склонения существительного фальшь умножьте на количество штилей,
определенных Ломоносовым, и прибавьте количество карт, сыгравших роковую роль в
судьбе главного героя «Пиковой дамы» А.С. Пушкина.
3 х 3 + 3 = 12
5. Количество богатырей на картине Васнецова умножьте на количество звуков в слове ел.
3 х 3 = 9
6. Суммируйте полученные ответы. Конечную сумму отнимите от даты смерти А.С.
Пушкина. Какое число у вас получилось, о чем оно вам говорит?
1837 – 38 = 1799
10. Подведение итогов.
Если бы великий поэт был сейчас среди нас, он был бы доволен вашими знаниями
(предложение проецируется на экране). СПП с каким видом придаточного я употребила вновь? Вспомним тему урока.
Какая информация содержится в придаточных условия? На какой вопрос
отвечают? Какие союзы употребляются?
Как вы считаете, достигли мы поставленных в начале урока целей? Что показалось
интересным?
11. Выставление оценок.
12. Домашнее задание: Выучить материал по теме: “Сложноподчиненные предложения с
придаточными условными”, выписать из басен И.А. Крылова пять сложноподчиненных
предложений с придаточными условными.
Конспект урока "Сложное предложение . Подготовка к ОГЭ"
Конспект урока "Сложное предложение . Подготовка к ОГЭ"
Конспект урока "Сложное предложение . Подготовка к ОГЭ"
Конспект урока "Сложное предложение . Подготовка к ОГЭ"
Конспект урока "Сложное предложение . Подготовка к ОГЭ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.