Данная методическая разработка урока, построена в соответствии с требованиями школьной программы, адекватно структуре учебника «Русский язык. 5 класс» авторов Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой, Л. Т. Григорян, И. И. Кулибабы (М., 1999 и последующие издания).
Данная разработка — результат изучения положительного опыта работы учителей-словесников, попытка осмысления достижений практики и внедрения в учебный процесс эффективных форм и приемов обучения, в первую очередь Богдановой Г.А. Данные конспекты – это «переделки» в большей или меньшей степени конспектов Богдановой Г.А.
В основу каждого плана положен принцип: ход содержание каждого урока должны быть ориентированы на достижение конкретного результата, то есть на овладение определенными умениями и навыками и УУД.
Уроки планировались с учетом тех знаний, умений и навыков, которыми должны были овладеть пятиклассники в процессе изучения русского языка в начальной школе. Опора на них позволяет избежать дублирования уже известного учащимся материала.
5 кл ря.doc
Урок 63. Согласные твердые и мягкие
Знать: о различии твердых и мягких согласных; об обозначении мягкости согласного при
фонетической записи слова; о парных и непарных по твердостимягкости согласных.
Уметь: различать твердые и мягкие согласные: обозначать мягкость согласных при фонетической
записи слова; соблюдать нормы произношения согласных в словах (музей, текст, тема).
I. Работа с учебником — с. 107—108. Чем отличаются последние звуки в словах слон —
олень? ([н] — [н’].) Первые звуки в словах рука — рюкзак? ([р] — [р’].) Объяснение, как обозначается
мягкость согласных при фонетической записи слова.
О т в е т ы н а в о п р о с ы. 1. Сколько пар согласных звуков по твердостимягкости в
русском языке? (15 пар.) 2. Совпадает ли количество согласных звуков с количеством согласных
букв? Почему? (Согласных парных твердых и мягких — 30, а букв для их обозначения в алфавите
только 15.) 3. Какие согласные не имеют пар по твердостимягкости?
II. Упр. 270 (устно) выполняется по образцу учебника.
— Что влияет на изменение смысла данных слов? (Различие в твердости и мягкости
согласных.)
III. Запишите, как произносятся слова был — бить, мыть — мил, лил — лужа, лук — люк.
IV. Упр. 271.
Запись в раздел «Говори правильно».
му[з’]ей, [т’]екст, [т’]ема.
V. Запись под диктовку.
В выделенных словах учащиеся обозначают мягкие (буквой м) и твердые (буквой т)
согласные.
Необходимо отрабатывать умение давать характеристику согласных по твердостимягкости.
Например, планер: [п] — согласный твердый парный, [л] — согласный твердый парный, [н’] —
согласный мягкий парный, [р] — согласный твердый парный.
1. Редко доносится треск деревьев. 2. Утром мы отправились в ближний лес на прогулку. 3. Утром
яркое солнце съело тонкий ледок. 4. В тумане полились воды, затрещали и сдвинулись льдины. 5. Тучи
разбежались барашками, прояснело.
Домашнее задание: § 53; упр. 272, 273; повторить стихотворение Ф. Тютчева «Весенняя
гроза» двум учащимся дается задание подготовиться к выразительному чтению записанных на
карточках стихотворения Б. Заходера и отрывка из стихотворения В. Суслова «Слушал шорох
тишину».
Жук жужжал в
густой осоке.
Вол лежал
на солнцепеке.
Жук жужжал,
жужжал, жужжал.
Вол лежал,
лежал, лежал.
А потом спросил:
— Скажите,
для чего вы так
жужжите?
Объясните,
милый жук,
что
дает вам
этот звук?
(Б. Заходер.) Слушал шорох тишину.
В тишине лесной глуши
Шепот к шороху спешит,
Топот по лесу шуршит.
— Ты куда?
— К тебе лечу.
— Дай на ушко пошепчу.
Шушушу да шишиши.
Тише, шорох, не шурши,
Тихо, шорох, не дыши!
Слышишь, стихли камыши?
Слышишь?
— Слышу...
По болоту
Вышли цапли на охоту,
Цапли ужинать спешат,
Рыщут — ищут лягушат.
— Слышишь?
— Слышу...
Две букашки
2
Конспект урока "Согласные твердые и мягкие"
Конспект урока "Согласные твердые и мягкие"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.