Конспект урока "Стихотворения о природе Баратынского и Полонского"
Оценка 4.8

Конспект урока "Стихотворения о природе Баратынского и Полонского"

Оценка 4.8
Работа в классе
docx
русская литература
6 кл
16.05.2017
Конспект урока "Стихотворения о природе Баратынского  и Полонского"
Цели: показать разнообразие и выразительность образов родной природы в пейзажной лирике русских поэтов, помочь понять настроения, чувства, выраженные в стихах; развивать умения находить средства художественной выразительности; формировать мотивацию к индивидуальной и коллективной работе.Планируемые результаты: умение делать устные сообщения, выразительно читать и анализировать стих-я, находить тропы и определять их роль.
Баратынский Полонский.docx
Стихотворения о природе Е.А. Баратынского, Я. П. Полонского, А. К. Толстого Цели: показать разнообразие и выразительность образов родной природы в пейзажной  лирике русских поэтов, помочь понять настроения, чувства, выраженные в стихах;  развивать умения находить средства художественной выразительности; формировать  мотивацию к индивидуальной и коллективной работе. Планируемые результаты: умение делать устные сообщения, выразительно читать и  анализировать стих­я, находить тропы и определять их роль. Оборудование: сборники стихов, презентация Ход урока I. Орг. момент. Работа за экраном Послушайте и повторите: родная природа, русские поэты, пейзаж, лирика, пейзажная  лирика, пейзажная лирика русских поэтов II. Работа по теме урока ­Вы уже, наверное, поняли, о чем мы сегодня будем говорить? 1.Родная природа ­ бесконечный источник поэзии. Русские поэты посвятили природе времен года много стихотворений. При этом каждый по­ своему видел весну, лето, осень и зиму. Первая часть учебника заканчивается подборкой стихотворений русских поэтов 19 века о  родной природе. Прочитаем их вместе и попробуем понять, что хотели передать нам поэты своими стихотворениями. 2. Рассказ о жизни и творчестве Е. А. Баратынского Небольшую биографическую справку о писателях рассказывают учащиеся. Евгений Абрамович Баратынский родился 19 февраля 1800г в имении Мара Тамбовской  губернии в дворянской семье. В 1812г. его отвезли в Петербург и определили в Пажеский  корпус – привилегированное военно­учебное заведение. Подпав под дурное влияние,  Баратынский в 1816г. совершил тяжкий проступок ­ принял участие в краже. Дело дошло  до царя. За негодное поведение Баратынский был исключен из корпуса без права  поступления на службу. Эта катастрофа сыграла важную роль в жизни Баратынского и  наложила глубокий отпечаток на его характер. С детства Баратынский любил поэзию и  писал стихи. В 1818 г. знакомится с Дельвигом, который знакомит его с А. Пушкиным.  Вскоре стихи Баратынского появляются в печати. Его творческие дарования были  отмечены А.Пушкиным. Чтение и анализ стихотворения «Весна, весна! как воздух чист!» Стихотворение читается уч­ся. 1. Какие приметы ранней весны видит поэт? 2. Какие литературные приёмы помогают сделать картину живой? 3. Какие приметы ранней весны видит поэт? 4. Какие литературные приёмы помогают сделать картину живой?   метафоры (на крыльях ветерка, на торжествующем хребте)  эпитеты («Лазурь живая», «солнечные лучи», «яркая вышина», «заздравный гимн») олицетворения («взревев, река несет поднятый ею лед!», «древа обнажены») ­ Обратим внимание на то, как поэт играет звуками. Ласковые звуки плавных «Л» (небосклон, слепит, на крыльях) сменяются гремящими,  рокочущими «р», передающими звучания ледохода (ручьи, взревев, река), а затем  шипящими, шуршащими, как листья под ногами (обнажены, в роще ветхий лист, как  прежде …и шумен и душист). Такой прием в литературе называется аллитерацией – это повторение одинаковых  согласных звуков или звукосочетаний. Торжествующая природа хороша сама по себе, человек любуется ею со стороны и вдруг  удивленно замечает: Что с нею, что с моей душой? С ручьем она ручей И с птичкой птичка! с ним журчит, Летает в небе с ней!.. Не столько природа уподобляется человеку, живому существу вообще, сколько душа  человека стремится к гармонии, к слиянию с природой, стремится к растворению в некой  мировой душе. Физминутка 3. Знакомство с Я. П. Полонским, чтение и анализ его стихотворений о природе Биографическая справка. Яков Петрович Полонский прожил долгую жизнь. Детство его прошло в провинциальной  Рязани, на тихих окраинных улочках. Природа одарила его живым, богатым воображением. Но мечтательность, детские фантазии скоро перешли в сочинительство: волшебные сказки  маленького Полонского с наслаждением слушали его младшие братья. А соседский  мальчик стал первым критиком его отроческих стихов. В 1840­х годах молодой поэт  Полонский жил в Одессе, потом на Кавказе. Он интересовался бытом и народным  творчеством Грузии, создавал стихотворные очерки о жизни и правах горцев. Немало  поэтических описаний природы появилось в его тетрадях этой поры. Зрелое творчество  Полонского связано с Петербургом, где он прожил многие годы. Поэт испытывал нужду. В  лирике часто слышатся жалобы на судьбу. Даже в стихах о природе слышатся горестные  думы. Природа привлекала Полонского и как живописца. В его альбомах и тетрадях стихи  чередуются с рисунками карандашом, иногда пером. Одно время Полонский хотел стать  художником, но победило призвание поэта. Его оценили по достоинству Тургенев и  Некрасов, Достоевский и Тютчев, Фет и Чехов, у него учились Иван Бунин и молодой  А.Блок, но он не знал настоящего большого успеха. Стихи Полонского мелодичны, напевны, не случайно многие из них положены на музыку:  «Песня цыганки» («Мой костер в тумане светел»), «Вечерний звон», «Мгновения». Чтение и анализ стихотворения «По горам две хмурых тучи…» Беседа по вопросам 1. Какую картину рисует поэт? 2. Какие мысли рождаются у поэта при наблюдении за предгрозовым пейзажем? 3. Что вы можете сказать об отношении туч между собой? 4. Как отозвалась скала на ссору двух туч у её подножия? 5. Можно ли перенести описание явления природы на человеческие отношения? 4. Рассказ о жизни и творчестве Алексея Константиновича Толстого Биографическая справка (ученик) А.К.Толстой родился 24 августа 1817 года в Петербурге в богатой и знатной семье. Сразу  же после рождения сына родители расстались, и шести недель отроду мальчик был увезен  матерью в ее имение на Черниговщине, там он воспитывался до десятилетнего возраста в  кругу семьи Перовских, родных со стороны матери. Поэт вырос на просторах русских и украинских лесов и степей, в совершенстве знал все  происходящие в природе перемены. Весна – это любимое время года поэта. По мере того  как вчитываешься в стихи поэта, все больше понимаешь: за всем этим разнообразием  сменяющихся картин лесов, полей сквозит что­то единое и самое важное ­ это любовь к  родной земле. Он изобразил родную природу, сопровождающей человека на всех стадиях его жизни, чуткой к его радостям и страданиям. Природа у Толстого прекрасна, а красота  имеет свойство утешать, врачевать, «выпрямлять» человека. Стихотворения А.Толстого отличаются необычной музыкальностью, ритмичностью.  Недаром ко многим стихотворениям А.Толстого лучшими композиторами написана  музыка. Самое известное из них «Колокольчики мои…» «Толстой ­ неисчерпаемый источник для текстов под музыку, это один из самых  симпатичных мне поэтов», ­ признавался Чайковский. Анализ особенностей стихотворения «Где гнутся над омутом лозы…» 1. Какой пейзаж рисует Толстой в стихотворении? 2. Кому и как рассказывают стрекозы о красоте летней природы? 3. Какая опасность подстерегает ребёнка, заслушавшегося пения стрекоз? 4. Удалось ли автору передать атмосферу чарующей и пугающей красоты? ­ Чем это стихотворение отличается от других стихотворных пейзажей? (Это  стихотворение­сценка, большая часть занимает прямая речь – песня стрекоз, заманивающих ребенка, усыпляющих его осторожность.) III. Итоги урока С творчеством каких писателей мы познакомились? Какие художественные средства встретили в стихотворениях? Главное, читайте стихотворения, которые вам нравятся, перечитывайте их, учите. Рефлексия Домашнее задание: выучить наизусть понравившееся стихотворение поэтов 19 века о  природе

Конспект урока "Стихотворения о природе Баратынского и Полонского"

Конспект урока "Стихотворения о природе Баратынского  и Полонского"

Конспект урока "Стихотворения о природе Баратынского и Полонского"

Конспект урока "Стихотворения о природе Баратынского  и Полонского"

Конспект урока "Стихотворения о природе Баратынского и Полонского"

Конспект урока "Стихотворения о природе Баратынского  и Полонского"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.05.2017