Конспект урока в 5 классе "Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека"
Оценка 4.8

Конспект урока в 5 классе "Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека"

Оценка 4.8
Разработки курсов
docx
биология
5 кл
03.02.2017
Конспект урока в 5 классе  "Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека"
Конспект урока в 5 классе "Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека". В конспекте выделяется роль индивидуальной и групповой работы с учащимися по изучению лишайников. Подчеркивается симбиотическая природа лишайников и роль гетеротрофного гриба и автотрофной водоросли. Также при подведении итогов работы разбирается значение лишайниковКонспект урока в 5 классе "Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека"
Конспект урока в 5 клЛишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека.docx
Купцова О.Б., педагог ГБОУ «Школа № 1877 «Люблино» Конспект урока по биологии в 5 классе Тема: Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека Тема: Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека Цель: Сформировать знания об основных группах лишайников, об их значении; обобщить, систематизировать и проверить знания учащихся.. Задачи: 1 ) Выявить сущность понятия «лишайники» (образовательная задача). 2 ) Изучить особенности основных групп лишайников и их строении (образовательная задача). 3 ) Научиться выстраивать причинно – следственные связи, отражающие взаимосвязь между строением лишайников и их значением (развивающая задача). 4 ) Научиться определять черты сходства и различия лишайников (развивающая задача). 5) Осознать важность взаимосвязи различных представителей царств живого мира как необходимое условие устойчивого развития биосферы (воспитательная задача). Прием Зигзаг. Стадия вызова. 1. Коллективная работа с последующим коллективным обсуждением. Опираясь на знания, полученные на уроке биологии, учащимся предлагается ответить на вопросы: 1. Какие организмы относятся к лишайникам? 2. Какие основные черты строения лишайников Вы можете назвать? 3. Как называется наука, которая изучает лишайники? 4. Какова их роль в природе и в жизни человека? Лишайники Параметры сравнения Растения Грибы 2. Парная работа. Используя ключевые слова, школьникам предлагается, на основе опорных слов составить свое представление о строении лишайников: симбиоз, слоевище, гифы, 3. Индивидуальная работа с последующим коллективным обсуждением. Составить рассказ «Общая характеристика лишайников с использованием ключевых слов и ответить на вопрос: почему лишайники нельзя отнести ни к одному царству? Ключевые слова: внешнее строение лишайников, питание лишайников, размножение лишайников Стадия Осмысления. 1. Групповая работа. Работа с текстом при помощи приема «Зигзаг-2» Класс делится на группы. Число учащихся в группе должно равняться числу комплектов вопросов. Каждый участник группы получает комплект вопросов (от 3 до 5 вопросов), касающихся всего текста. Вопросы у всех групп одинаковые. Каждый ученик находит ответы на вопросы, кратко их излагает и готовится к обсуждению. Вопросы к тексту. Первый комплект вопросов. 1. 2. 3. Какие встречаются виды лишайников? Где могут поселяться лишайники? Что такое слоевище? Второй комплект вопросов. 1. 2. 3. погибает? Какие вещества получает гриб от водоросли? Какие вещества получает водоросль от гриба? Какой организм может существовать самостоятельно, а какой организм Третий комплект вопросов. 1. 2. 3. В каких местах распространены лишайники? Сколько живут лишайники? Чему равен ежегодный прирост лишайников? В каком процессе лишайники принимают участие? В каких местах поселяются лишайники? Для каких животных лишайники являются пищей? Четвертый комплект вопросов. 1. 2. 3. Текст Лишайники Лишайники. Общая характеристика лишайников как симбиотических организмов. Значение лишайников в природе и в жизни человека Лишайники — это особая группа организмов. Их тело представлено слоевища — в образовании слоевища участвуют грибы и водоросли. Форма тела лишайников бывает накипные, листоватых и кустистые. Накипные лишайники выглядят как тонкие пленочки на камнях, коре деревьев и т.п.. Это очень неприхотливые организмы, которые могут жить на голых скалах. Листоватые лишайники имеют вид пластиночки, немного приподнятой над поверхностью (стенная золотянка). Слоевище кустистых лишайников напоминает маленький кустик. Они могут поселяться на коре деревьев, на почве, много их в тундре, в горах. Как целостный организм лишайники размножаются вегетативно — отдельными участками слоевища, в которых среди гиф гриба размещены клетки водорослей. Водоросль и гриб в лишайниках могут размножаться отдельно. Долгое время считали, что лишайник — идеальный пример взаимовыгодного сожительства двух разных организмов. Водоросль поставляет органические вещества грибу, а он ей, в свою очередь, воду с минеральными веществами. Однако сейчас ученые доказали, что гриб в мху паразитирует на водоросли (хотя паразитизм смягченный), подавляя ее жизнедеятельность. Водоросль лишайников может самостоятельно существовать, гриб — погибает. Лишайники распространены везде — от тропиков до холодных областей суши. Живут лишайники долго (сотни и тысячи лет) ежегодный их прирост — от нескольких долей миллиметра до нескольких миллиметров. Поселяясь в местах, где нет почвы (на скалах, камнях, песках), лишайники принимают непосредственное участие в образовании первичных почв и создают условия для проживания других организмов. Лишайники являются пищей для многих животных, как беспозвоночных, так и позвоночных — северных оленей и других. Рефлексия. 1. Коллективная работа. Учащиеся записывают в тетрадь определение термина и выявляют, что было верно ими указано на стадии вызова, какие неточности были допущены. Изучением моллюсков занимается лихенология. Тело лишайника - слоевище 2. Коллективная работа. Групповая работа. Учащиеся, работавшие с одинаковыми комплектами вопросов, объединяются в группы. Этот этап работы называется встречей экспертов. Учащиеся обмениваются информацией с членами других групп как эксперты по определенному вопросу. Затем учащиеся, изучавшие один и тот же вопрос, снова возвращаются в свои группы и обучают друг друга всему новому, что узнали сами. В процессе коллективной работы выстраивается весь текст целиком. При этом наиболее важным является умение слушать партнера, делать записи. 3. Коллективная форма работы. Учащиеся заполняют таблицу. «Строение лишайников» Выполняемая работа Питание Размножение Гриб Поглощает из окружающей среды воду с растворенными минеральными веществами Спорами Водоросль Образует органические вещества в процессе фотосинтеза Кусочками слоевища, в котором и гифы гриба и водоросли Домашнее задание п. 23 Материалы: 1. http://www.studfiles.ru/preview/5723149/page:25/ Тема: Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека Цель: Сформировать знания об основных классах типа Моллюски, о происхождении современных моллюсков и их значении; обобщить, систематизировать и проверить знания учащихся.. Задачи: 1)Выявить сущность понятия «моллюски» (образовательная задача). 2)Изучить особенности основных классов Типа «моллюски» (образовательная задача). 3)Научиться выстраивать причинно – следственные связи, отражающие взаимосвязь между строением моллюсков и их классом (развивающая задача). 4)Научиться определять черты сходства и различия моллюсков(развивающая задача). 5)Осознать важность взаимосвязи различных представителей царств живого мира как необходимое условие устойчивого развития биосферы (воспитательная задача). Прием Зигзаг. Стадия вызова. 1. Коллективная работа с последующим коллективным обсуждением. Опираясь на знания, полученные на уроке биологии, учащимся предлагается ответить на вопросы: 1. Какие организмы относятся к моллюскам? 2. Какие основные черты строения Брюхоногих и Двустворчатых моллюсков Вы можете назвать? 3. Как называется наука, которая изучает моллюсков? 4. Какова их роль в природе и в жизни человека? Тип моллюски Параметры сравнения Общие признаки Класс Брюхоногие Головоногие Класс Двустворчатые Класс 2. Парная работа. Используя ключевые слова, школьникам предлагается, на основе опорных слов составить свое представление о строении моллюсков: макалогия, конхология, мантия, нога, беззубка, биссус, радула (терка), щупальца, мидии, виноградные улитки, жемчуг, сифон, мускулы - замыкатели, морское ушко (галиотис), легкое. Заполните таблицу 3. Индивидуальная работа с последующим коллективным обсуждением. Составить рассказ «Общая характеристика моллюсков (по системам органов)» с использованием ключевых слов и ответить на вопрос: почему головоногие моллюски считаются самыми высокоорганизованными? Ключевые слова: внешнее строение (скелет, нога, раковины, воронка, симметрия) кровеносная система (почти замкнута), (незамкнутая), пищеварительная система, нервная система, органы чувств. Стадия Осмысления. 1. Класс делится на группы. Число учащихся в группе должно равняться числу комплектов вопросов. Каждый участник группы получает комплект вопросов (от 3 до 5 вопросов), касающихся всего текста. Вопросы у всех групп одинаковые. Каждый ученик находит ответы на вопросы, кратко их излагает и готовится к обсуждению. Вопросы к тексту. Групповая работа. Работа с текстом при помощи приема «Зигзаг-2» Первый комплект вопросов. 1. 2. 3. Что такое целом? Дыхательная система моллюсков Что такое мантия? Ее функция? Второй комплект вопросов. 1. 2. 3. Нога головоногих моллюсков? Кровеносная система моллюсков? Почему этих моллюсков называют головоногими? Третий комплект вопросов. 1. 2. 3. Что представляет из себя раковина головоногого моллюска? Пищеварительная система моллюсков? Почему головоногих моллюсков называют «приматами моря»? Четвертый комплект вопросов. 1. 2. 3. Механизм движения головоногих моллюсков? Выделительная система моллюсков? Какая система контролирует механизм окраски моллюсков? Пятый комплект вопросов. 1. 2. 3. Органы свечения моллюсков? Нервная система? В чем проявляется у головоногих забота о потомстве? Шестой комплект вопросов. 1. 2. 3. Почему у моллюсков голубая кровь? Органы чувств? Значение и работа чернильного мешка у головоногих? Класс Головоногие моллюски К этому классу принадлежит около 700 видов крупных моллюсков, живущих исключительно в морях и отличающихся наиболее сложной организацией. Из- за совершенных приспособлений к жизни в морской стихии и сложности поведения головоногих моллюсков часто называют «приматами моря» среди беспозвоночных животных.. Их размеры колеблются от нескольких сантиметров до 18 м (гигантские кальмары). Тело отчетливо подразделяется на голову и туловище. Нога же превращена в щупальца (руки), которые вторично сместились на голову и окружают ротовое отверстие (мешкообразной формы (осьминоги), у других универсальных видов тело уплощено (каракатицы. У головоногих моллюсков ротовое отверстие окружено восемью или десятью щупальцами. Они постепенно сужаются к концу на стороне, обращенной ко рту, на них расположены многочисленные присоски, которыми моллюски могут прочно присасываться к субстрату и к жертве. Туловище со всех сторон одето мантией: на спине она образует покровы тела, а на брюшной стороне — мантийную полость, сообщающуюся с внешней средой щелевидным отверстием. Это отверстие может закрываться и изолировать мантийную полость от внешней среды. Закрывается оно с помощью особых «застежек-кнопок». Между «кнопками» на брюшной стороне из этой щели выступает воронка в виде мускулистой трубки. Расширенный конец воронки открывается в мантийную полость, а узкий — наружу. Воронка (производное ноги) служит для особого реактивного движения. Когда мантийная щель закрыта замыкателями с помощью многочисленных мышц, мантия прижимается к туловищу. Вода из мантийной полости с силой выталкивается через воронку, толкая моллюска в обратную сторону (реактивная тяга). Воронка может изгибаться в разные стороны, что позволяет моллюску менять направление движения. Роль дополнительного руля выполняют щупальца и плавники в виде складки кожи. Ритмические сокращения мантии и выталкивания воды позволяют моллюску не только плавать, но и интенсивно омывать жабры водой. В мантийную полость на брюшной стороне головоногих моллюсков открываются половые и мочевыводящие протоки, а также анальное отверстие, отсюда и их название — головоногие). Другая часть ноги преобразовалась в воронку, лежащую у входа в мантийную полость на брюшной стороне тела. У современных головоногих раковина сильно редуцирована и обрастает боковыми складками мантии, становясь внутренней. У кальмара от раковины остается лишь скрытый под покровами спинной роговой листок. У некоторых видов раковина остается лишь у самок или исчезает вовсе. Покровы представлены однослойным эпителием и слоем соединительной ткани под ним. Головоногие моллюски способны к быстрой и резкой смене своей окраски, что обусловливается наличием в соединительнотканном слое кожи многочисленных пигментных клеток — хроматофоров. Механизм смены окраски контролируется нервной системой, получающей информацию по зрительным нервам. Нервная система головоногих моллюсков устроена наиболее сложно. Нервные ганглии образуют крупное окологлоточное скопление — мозг, заключенный в хрящевую капсулу (соответствует по выполняемой функции черепу позвоночных). От заднего отдела ганглиозной массы отходят два крупных мантийных нерва. Органы чувств хорошо развиты: обонятельные ямки под глазами, обладающие высокой чувствительностью, пара статоцистов внутри хрящевой головной капсулы, крупные и сложно устроенные глаза, способные к аккомодации. Глаза по своему строению напоминают глаза млекопитающих Глазное яблоко сверху покрыто роговицей, имеющей отверстие в переднюю камеру глаза. Радужная оболочка образует отверстие — зрачок, через который свет попадает на хрусталик. Аккомодация глаза происходит за счет удаления хрусталика от сетчатки или приближения его (у млекопитающих аккомодация осуществляется путем изменения кривизны хрусталика). Глаза окружены хрящевой капсулой. На коже имеются особые органы свечения, по строению напоминающие глаза. Органы пищеварения также сложно устроены и несут черты специализации к питанию животной пищей. Ротовое отверстие, лежащее в центре венца щупалец, ведет в мускулистую глотку, в которой находится язык с теркой. В глотке расположены две толстые роговые челюсти, загнутые в виде крючка и напоминающие клюв попугая. В глотку открываются протоки одной-двух пар слюнных желез, секрет которых может содержать яды. Головоногие моллюски питаются только полужидкой пищей, поскольку у них узкий пищевод, который проходит через мозг моллюска. Пища сначала разгрызается роговыми челюстями, а затем обильно смачивается слюной и перетирается теркой. Длинный пищевод. Из пищевода пища попадает в мускулистый энтодермальный желудок, имеющий слепой мешковидный отросток. От желудка отходит тонкая кишка, переходящая в заднюю кишку, оканчивающуюся анальным отверстием в мантийную полость. В желудок впадают протоки печени, секрет которой имеет весь набор пищеварительных ферментов. Есть и поджелудочная железа в виде небольших придатков в протоках печени. Перед анальным отверстием открывается проток чернильного мешка, в котором образуется черная жидкость. Выбрасывая эту чернильную жидкость через анальное отверстие, а затем и из мантийной полости через воронку наружу, моллюски окружают себя темным облаком, что позволяет им скрыться от врагов. Питаются головоногие моллюски в основном рыбой, крабами и двустворчатыми моллюсками, схватывая их щупальцами и убивая челюстями и ядом. Органы дыхания —жабры, расположенные в мантийной полости симметрично по бокам туловища. Обмен воды осуществляется сокращением мантийных мышц и работой воронки, через которую вода выталкивается наружу. По числу жабр головоногие моллюски делятся на две группы: четырехжаберные (Tetrabranchia) и двужаберные (Dibranchia). Кровеносная система представлена сердцем с одним желудочком и двумя или четырьмя предсердиями (по числу жабр). Кровь движется за счет сокращений сердца, а также за счет пульсации участков сосудов. От переднего и заднего концов желудочка сердца отходят головная и внутренностная аорты. Капилляры вен и артерий в коже и мышцах переходят друг в друга и лишь в некоторых местах сохраняются лакунарные пространства; таким образом, кровеносная система почти замкнутая. Кровь на воздухе голубеет, поскольку содержит гемоцианин (богатое медью соединение, соответствующее по физиологическим функциям гемоглобину позвоночных). Выделительная системасостоит из двух или четырех почек, берущих начало отверстиями в целоме (околосердечной сумке). Конечные продукты обмена поступают из жаберных вен и околосердечной сумки и выделяются в мантийную полость рядом с анальным отверстием. Половая система. Головоногие моллюски — раздельнополые животные, у которых часто хорошо выражен половой диморфизм. Половые железы и их протоки непарные. Половые продукты накапливаются в целоме и выводятся через половые протоки. Спермин склеиваются в сперматофоры — пакеты с плотной оболочкой. Оплодотворение обычно происходит в мантийной полости самки, роль копулятивного органа играет одно из щупалец, которое у самцов отличается наличием особого ложкообразного придатка. С помощью этого щупальца самец вводит сперматофоры в мантийную полость самки. Все развитие зародышей протекает внутри яиц, которые самка откладывает на дне. У некоторых головоногих проявляется забота о потомстве: самка аргонавта вынашивает яйца в выводковой камере, осьминоги охраняют кладку яиц. Рефлексия. 1. Коллективная работа. Учащиеся записывают в тетрадь определение термина и выявляют, что было верно ими указано на стадии вызова, какие неточности были допущены. Изучением моллюсков занимается малакология. Разделом малакологии является конхология - наука о раковинах моллюсков. 2. Коллективная работа. Групповая работа. Учащиеся, работавшие с одинаковыми комплектами вопросов, объединяются в группы. Этот этап работы называется встречей экспертов. Учащиеся обмениваются информацией с членами других групп как эксперты по определенному вопросу. Затем учащиеся, изучавшие один и тот же вопрос, снова возвращаются в свои группы и обучают друг друга всему новому, что узнали сами. В процессе коллективной работы выстраивается весь текст целиком. При этом наиболее важным является умение слушать партнера, делать записи. 3. Коллективная форма работы.Учащиеся заполняют таблицу.«Строение клетки» Тип моллюски Параметры сравнения Общие признаки Класс Брюхоногие Головоногие Класс Двустворчатые Класс 4.Индивидуальная работа с последующим коллективным обсуждением .Каждый учащийся составляет рассказ на тему «Головоногие моллюски» с использованием ключевых слов и отвечает на вопрос, какие основные черты головоногих моллюсков позволяют их считать самыми высокоорганизованными из моллюсков? В чем сходство и в чем отличие классов моллюсков? Остальные дополняют рассказ. Домашнее задание п. 23 Материалы: 1. http://biofile.ru/bio/16931.html 2. %D1%85%D0%B8%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F http://поискслов.рф/wd/%D0%BA%D0%BE%D0%BD

Конспект урока в 5 классе "Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека"

Конспект урока в 5 классе  "Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека"

Конспект урока в 5 классе "Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека"

Конспект урока в 5 классе  "Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека"

Конспект урока в 5 классе "Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека"

Конспект урока в 5 классе  "Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека"

Конспект урока в 5 классе "Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека"

Конспект урока в 5 классе  "Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека"

Конспект урока в 5 классе "Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека"

Конспект урока в 5 классе  "Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека"

Конспект урока в 5 классе "Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека"

Конспект урока в 5 классе  "Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека"

Конспект урока в 5 классе "Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека"

Конспект урока в 5 классе  "Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека"

Конспект урока в 5 классе "Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека"

Конспект урока в 5 классе  "Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека"

Конспект урока в 5 классе "Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека"

Конспект урока в 5 классе  "Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека"

Конспект урока в 5 классе "Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека"

Конспект урока в 5 классе  "Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека"

Конспект урока в 5 классе "Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека"

Конспект урока в 5 классе  "Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека"

Конспект урока в 5 классе "Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека"

Конспект урока в 5 классе  "Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.02.2017