Конспект урока в аспекте требований ФГОС ОО по русскому языку для 7 класса по теме: «Составное глагольное сказуемое».
Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русский язык
7 кл
04.03.2018
На уроке учащиеся седьмого класса вспоминают основные признаки глагола как части речи, развивают умение находить грамматические основы, характеризовать (если таковое сказуемое) простое глагольное сказуемое; в процессе работы в группах, парах определяют основные признаки составного глагольного сказуемого; составляют кластер; формулируют монологические высказывания.
Урок для публикации.doc
УДК
Конспект урока в аспекте требований ФГОС ОО
по русскому языку для 7 класса по теме:
«Составное глагольное сказуемое».
Алыкова Сабина Рафиковна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г.Астрахани
«Лицей № 1»
sabrina22[email protected]
Формирование УУД.
Метапредметные.
Познавательные:
самостоятельно выделять и формулировать цель,тему;
применять правила и пользоваться инструкциями;
осознанно строить сообщения, в том числе творческого характера;
извлекать информацию и структурировать её;
сравнивать и оценивать информацию.
Регулятивные:
сличать способ действия и его результат с заданным эталоном;
осуществлять контроль по результату;
выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить;
адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению
ошибок.
Коммуникативные:
предлагать помощь и сотрудничество;
строить монологическое высказывание;
вести диалог, слушать собеседника;
осуществлять взаимный контроль.
Планируемые личностные результаты:
готовность и способность к саморазвитию;
самооценка на основе критериев,
навыки сотрудничества, умение не создавать конфликты
Предметные.
Расширить понятие о сказуемом, закрепить умение различать составное
глагольное и простое глагольное сказуемое, продолжить работу по восполнению
пробелов в орфографии, развивать речь и творческие способности.
ХОД УРОКА.
Этап урока
I.
Включение детей в деятельность.
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок: на нем
присутствуют уважаемые гости. Организацион
ный этап
II. Этап
мотивации
III. Этап
актуализации
знаний
IV. Этап
постановки
проблемного
вопроса.
Я хотела бы начать словами известного философа
Аристотеля: «Ум заключается не только в знании, но и умении
прилагать знание на деле».
Прослушайте стихотворение и угадайте, о какой части речи в
нем идет речь:
Интересная часть речи в русском языке живет,
Кто что делает расскажет, чертит, пишет, иль поет,
Вышивает или пашет, или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит, все расскажет нам.....
ГЛАГОЛ.
О какой части речи идет речь?
Какую роль глагол выполняет в нашей жизни?
«Самая огнепышущая, самая живая часть речи. В ней струится
самая алая, самая светлая, артериальная кровь языка. Да ведь и
назначение ее – выражать само действие!» (Алексей Кузьмич
Югов)
Откроем тетради и запишем сегодняшнее число.
На уроке,посвященном глаголу, мы, безусловно, должны
вспомнить его признаки, но для начала необходимо найти
глаголы и устранить ошибки в словарном диктанте Пети
Двойкина.
Весений, предвесник, расветали, укрошает, хлапотливые,
прегревает, отепель, щибитанье.
Проверь себя. (СЛАЙД 16 )
Я предлагаю определить вид, время, наклонение глаголов,
которые вы найдете.
Мы вспомнили некоторые признаки глагола. А какова
синтаксическая роль глагола?
Давайте вспомним, что такое ГО.
Дополните формулировки, используя лингвистические
термины.
Фронтальный опрос.(СЛАЙД 17) ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ… и … это
грамматическая основа предложения.
По количеству грамматических основ предложения делятся на
… и … .
Подлежащее – это … член предложения, который связан со …
и отвечает на вопросы … или … .
Сказуемое – это … член предложения, который обозначает …
и отвечает на вопросы … . Сказуемые бывают… .
Какие виды сказуемых мы уже изучили?
Приведите пример.
Из скольких компонентов ПГС состоит? Что в нем
заключено?
А теперь внимательно посмотрите на предложения.
Весна пришла неожиданно. Расцвели бы деревья к
началу марта... Пусть прогреет весна проснувшуюся
землю! В мае будут цвести тюльпаны. Птицы решили
пропеть гимн весне. Они рады вернуться в родные
края.
Найдите подлежащие и определите вид сказумых.
С какой проблемой вы столкнулись? Сколько
компонентов в 1 предложении? Чем выражено
сказуемое? Легко ли вам определить вид сказуемого в
последних 2 предложениях? (Здесь можно запросто
ошибиться, но вы, молодцы, справились. Легко ли их
спутать с ПГС. Почему?) В этом и состоит
ПРОБЛЕМА, ведь они очень похожи.
Чему посвящена дальнейшая часть урока? Вы, наверное,
догадались, чем будем заниматься. (Если нет, то в
скольких компонентах заключено ЛЗ и ГЗ? Какой
обязательный элемент есть в 2 примерах? Как назвать
такой вид сказуемого)
ЗАПИСЬ В ТЕТРАДИ.
Определите тему, цель урока. Что мы узнали, когда
изучали ПГС? Мы умело можем использовать ПГС в
своей речи? (вспомните задания на уроках) Можем ли
мы составлять предложения, тексты, используя ПГС?
1. познакомиться со
структурой СГС; 2. уметь находить СГС в речи; 3. уметь
конструировать предложения предложения, используя
СГС.
Наши задачи следующие:
Вы хотите узнать структуру СГС, ведь мы с вами не
можем разграничить ПГС и СГС? Для этого
выполним задания в группах.
Задание для групп:
1. выпишите из предложений СГС;
2. определите, чем выражены слова, входящие в состав СГС;
3. решите, в каком слове заключено лексическое, а в каком —
грамматическое значение.
V. Этап
решения
практической
задачи. Устно определите подлежащие в предложениях.
Какая группа уже готова?
1 группа.
1. В своем труде Ньютон готов был определить базовые
начала механики.
2. Он должен был много трудиться.
3. В Кембридже ему надо было проводить опыты по
разложению света.
2 группа.
Ещё в детстве Исаак начал мастерить механические
игрушки.
В отрочестве Ньютон продолжал строить модели
водяных мельниц.
В 1671 г. Ньютон закончил строить второй зеркальный
телескоп — больших размеров и лучшего качества.
3 группа.
Предки Ньютона стремились разбогатеть.
Учёный мечтал написать книгу о математических
началах.
Ньютон всегда старался строго соблюдать раз и навсегда
установленный им для себя режим занятий.
4 группа.
1. В последние годы жизни Ньютон много времени любил
посвящать теологии и античной и библейской истории.
2. Маленький Исаак надеялся подружиться со своими
3.
сверстниками, которые плохо относились к нему.
Ньютон боялся убить ненасытную страсть
первоткрывателя,
которую он ущутил еще в
студенческие годы.
Какая закономерность наблюдалась во всех выписанных
примерах?
Обратите внимание!
Наличие инфинитива, заключающего в себе лексическое
значение сказуемого, важнейший опознавательный
признак составного глагольного сказуемого.
Вопросы для групп: 1. назовите выписанные вами сказуемые;
2. в каком слове заключено ЛЗ, а в каком ГЗ?
3. Какое из слов является вспомогательным?
Остальным группам вопросы выборочно (3 вопроса — 3 оставшиеся группы).
Оставили полстраницы!!!
Подумаем, какое значение имеют слова «начал, продолжил,
закончил»? (2 группа). Это так называемые фазовые глаголы
глаголы, обозначающие фазы действия. ОТКРЫВАЕТСЯ
ЧАСТЬ ДОСКИ. Выпишите их. (+взяться, прекратить,
перестать)
Чем выражены вспомогательные слова у группы 1?
Подумаем, какое значение имеют слова «должен, готов, надо?
Как называются такие слова в английском языке? В русском
они имеют такое же название, только в 3 вариантах.
ОТКРЫВАЕТСЯ ЧАСТЬ ДОСКИ.
1. Крат.им.прил. Или нар. Выпишите их. (+обязан,
достоин,рад).
3.Стремление, желание, возможность. Выпишите их.
(+желал, пытался, мог).
4. Эмоциональная оценка. Выпишите их. (+нравиться,
стыдиться, готовиться).
КЛАСТЕР ПОЯВЛЯЕТСЯ ПОСТЕПЕННО. СЛАЙД 30
В итоге группа.... дала более глубокий ответ....
Устали? Тогда пора отдохнуть!
Выберите и выпишите из предложенных пар те
предложения, в которых лексическое и грамматическое
значения заключены в разных словах. СЛАЙД 43
1. В мае начали цвести тюльпаны. Пусть в мае зацветут
тюльпаны.
2. Деревья стремятся радовать нас своим цветением. Деревья
к приходу апреля расцвели.
3. Весна спешит прогреть землю и украсить зелёным ковром.
Хлопотливые воробьи своим щебетом будят ото сна все живое
вокруг.
4. Ветер будет дуть с запада. Муравей принялся выбираться
по бесконечным лабиринтам наружу.
Определите значения вспомогательных слов.
Весной мы можем не только увидеть подснежники,
зеленеющие деревья, услышать щебет воробьев,но и изумиться
кропотливой работе муравьев. Об их жизни рассказывается в
упр. 32. В парах вам предлагается вставить глагол, не искажая
VI
Физкультми
нутка
VII Этап
обобщения
знаний. VIII. Этап
систематизаци
и знаний.
IX Рефлексия.
Домашнее
задание
смысла предложения и не допуская повторов.
(Одного прослушать. Далее соотнести с аудиоприложением;
сравнить варианты).
То,что мы сегодня с вами узнали, будет положено в основу
нашего кластера. Дополним его, вспомнив, что мы сегодня
узнали об СГС
(СЛАЙД 45).
По традиции предлагаю оценить сегодняшний урок и своё
настроение на конец урока.
«Для меня сегодняшний урок....»
Д\З по уровням.
Конспект урока в аспекте требований ФГОС ОО по русскому языку для 7 класса по теме: «Составное глагольное сказуемое».
Конспект урока в аспекте требований ФГОС ОО по русскому языку для 7 класса по теме: «Составное глагольное сказуемое».
Конспект урока в аспекте требований ФГОС ОО по русскому языку для 7 класса по теме: «Составное глагольное сказуемое».
Конспект урока в аспекте требований ФГОС ОО по русскому языку для 7 класса по теме: «Составное глагольное сказуемое».
Конспект урока в аспекте требований ФГОС ОО по русскому языку для 7 класса по теме: «Составное глагольное сказуемое».
Конспект урока в аспекте требований ФГОС ОО по русскому языку для 7 класса по теме: «Составное глагольное сказуемое».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.