Конспект урока Внешняя политика России в XVII веке
Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
история
10 кл
21.02.2017
конспект имеет следующую характеристику:
Технологическая карта
Предмет: История России
Тема: Внешняя политика России в XVII веке
Класс: 10
Время: 45 минут
План: 1. Русско-польская (Смоленская война).
2. Русско-польская война 1654-1687гг.
3. Русско-турецкая война. Чигиринские походы. Вечный мир с Польшей.
Цель: 1.Показать непосредственную связь улучшения внутриполитической и экономической ситуации в России с её успехами во внешней политикой; познакомить с целями, направлениями, основными событиями и итогами внешней политики России;
2.Воспитывать интерес к внешнеполитической и военной истории России.
3.Продолжить развитие навыков самостоятельного изучения исторического материала в ходе выполнения заданий в малых учебных группах;
Этапы урока: I этап. Вводно-мотивационная часть
1.1 Беседа с учащимися, актуализация ранее полученных знаний
1.2 Постановка цели, учебной задачи
II этап. Собственно учебная деятельность
2.1 Самостоятельная работа с учебником по вопросам плана урока.
2.2 Диагностика усвоения основных положений изучаемых вопросов.
2.3 Взаимопроверка в группах.
2.4 Ответы у доски.
III этап. Этап контроля и коррекции
3.1 Итоговый контроль (тестирование).
3.2.Подведение итогов.
Планируемые результаты: Учащиеся формируют представление о внешней политике России данного периода как о сознательно формируемых целях государства, пережившего тяжёлые внутренние потрясения Смуты и интервенции иностранных государств. Необходимо иметь в виду, что именно нерешённость, но некая подготовленность ряда важнейших внешнеполитических действий привела впоследствии (в период Петра) к столь интенсивным войнам и победам русского оружия.
Характер учебной деятельности: Личностно-ориентированное развивающее обучение
Тип урока Изучение нового материала
Форма урока: Самостоятельная работа с учебником в малых учебных группах.
Методы обучения: Иллюстративно-продуктивный; частично-поисковый; Проблемное задание: Какие задачи внешней политики были выполнены, а какие не выполнены и почему?
Форма организации учащихся:
Работа в парах и группах (по 4 человека); обсуждение; решение познавательных задач; самостоятельное изучение темы по плану учителя.
Приёмы деятельности учителя: Объяснение, беседа, создание педагогических ситуаций для решения познавательных задач, организация обсуждений мнений.
Развитие умений учащихся: Развитие картографических умений; работа с источниками; делать выводы, формулировать мнение, устанавливать причинно-следственные связи:
Оборудование: Карта «Россия в XVII в.»
Домашнее задание: §36. Познавательное задание: Составить сравнительную характеристику внешней политики времен Ивана IV и периода 30-80-х гг. XVII в.
Учебно-методическое обеспечение урока:
1.Учебник А. Н. Сахаров. В. И. Буганов. “История России с древнейших времен до конца XVII века”. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. М. Просвещение. 2003. §36.
2. Задания для работы в малых группах.
3. Плакат с датами: 1632-1634гг. , 1654-1667гг. , 1648г. , 1654г. , 1667г. , 1676-1681гг. , 1686г.
4. Тест. Внешняя политика России в 30 – 80 гг. XVII века.
Ответы к тесту:
1 вопрос: c
2 вопрос: c
3 вопрос: a
4 вопрос: 1- d,e. 2-c,f. 3- b,a.
5 вопрос: возвращение Смоленска и выход к Балтике.Внешняя политика России в XVII веке
конспект урока.doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДИНИЕ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №52 пгт ИЛЬСКОГО МО СЕВЕРСКИЙ РАЙОН
Конспект урока по теме: "Внешняя политика
России в XVII веке". 10й класс
Работа выполнена:
Волкова Александра
Анатольевна учителем
истории
МБОУ СОШ №52 Предмет:
Тема:
Класс:
Время:
План:
Цель:
Этапы урока:
Технологическая карта
История России
Внешняя политика России в XVII веке
10
45 минут
1. Русскопольская (Смоленская война).
2. Русскопольская война 16541687гг.
3. Русскотурецкая война. Чигиринские походы. Вечный мир с
Польшей.
1.Показать непосредственную связь улучшения
внутриполитической и экономической ситуации в России с её
успехами во внешней политикой; познакомить с целями,
направлениями, основными событиями и итогами внешней
политики России;
2.Воспитывать интерес к внешнеполитической и военной
истории России.
3.Продолжить развитие навыков самостоятельного изучения
исторического материала в ходе выполнения заданий в малых
учебных группах;
I этап. Вводномотивационная часть
1.1 Беседа с учащимися, актуализация ранее полученных
знаний
1.2 Постановка цели, учебной задачи
II этап. Собственно учебная деятельность
2.1 Самостоятельная работа с учебником по вопросам
плана урока.
2.2 Диагностика усвоения основных положений изучаемых
вопросов.
2.3 Взаимопроверка в группах.
2.4 Ответы у доски.
III этап. Этап контроля и коррекции
3.1 Итоговый контроль (тестирование).
3.2.Подведение итогов.
Планируемые
результаты:
Учащиеся формируют представление о внешней политике
России данного периода как о сознательно формируемых целях государства, пережившего тяжёлые внутренние
потрясения Смуты и интервенции иностранных государств.
Необходимо иметь в виду, что именно нерешённость, но
некая подготовленность ряда важнейших
внешнеполитических действий привела впоследствии (в
период Петра) к столь интенсивным войнам и победам
русского оружия.
Личностноориентированное развивающее обучение
Изучение нового материала
Самостоятельная работа с учебником в малых учебных группах.
Иллюстративнопродуктивный; частичнопоисковый;
Проблемное задание: Какие задачи внешней политики были
выполнены, а какие не выполнены и почему?
Работа в парах и группах (по 4 человека); обсуждение; решение
познавательных задач; самостоятельное изучение темы по
плану учителя.
Характер
учебной
деятельности:
Тип урока
Форма урока:
Методы
обучения:
Форма
организации
учащихся:
Приёмы
деятельности
учителя:
Развитие умений
учащихся:
Объяснение, беседа, создание педагогических ситуаций для
решения познавательных задач, организация обсуждений
мнений.
Развитие картографических умений; работа с источниками;
делать выводы, формулировать мнение, устанавливать
причинноследственные связи:
Оборудование: Карта «Россия в XVII в.»
Домашнее
задание:
§36. Познавательное задание: Составить сравнительную
характеристику внешней политики времен Ивана IV и
периода 3080х гг. XVII в.
Учебно
методическое
обеспечение
урока:
1.Учебник А. Н. Сахаров. В. И. Буганов. “История России с
древнейших времен до конца XVII века”. Учебник для 10 класса
общеобразовательных учреждений. М. Просвещение. 2003. §36.
2. Задания для работы в малых группах.
3. Плакат с датами: 16321634гг. , 16541667гг. , 1648г. , 1654г. ,
1667г. , 16761681гг. , 1686г.
4. Тест. Внешняя политика России в 30 – 80 гг. XVII века.
Ответы к тесту:
1 вопрос: c
2 вопрос: c
3 вопрос: a 4 вопрос: 1 d,e. 2c,f. 3 b,a.
5 вопрос: возвращение Смоленска и выход к Балтике.
Конспект урока по теме: "Внешняя политика России в XVII веке".
Вводномотивационная часть
Ход урока
1. Беседа с учащимися, актуализация ранее полученных знаний
Учитель: 1.Ребята вспомните, какими событиями начался XVII век в истории
России?
2.Назовите последствия Смуты?
3.В чём проявилось восстановление российской экономики после периода Смуты?
4.В чём проявилось укрепление центральной власти в России в XVII веке?
5.Как восстановление экономики и укрепление центральной власти могло
способствовать решению внешнеполитических задач России?
6. Как вы думаете, существует ли связь внутренней и внешней политики России в
XVII в.? Попрошу сделать вывод.
Выводы: (делают учащиеся)
1.Восстановление российской экономики проявилось в том, что появляются
первые ростки капиталистических отношений: домашняя промышленность,
которая перерастала в товарное производство, условия для развития
мануфактурного производства, формирование категории наёмных работников,
ликвидированы многочисленные таможенные пошлины, развивалась торговля,
способствовавшая формированию всероссийского рынка; появились
материальные возможности для решения внешнеполитических задач, в
частности, средства для оснащения армии и ведения войн.
2.Воцарение новой династии Романовых сопровождалось изменениями в работе
государственных органов. Эти изменения были направлены на укрепление
центральной, государственной, в первую очередь, царской власти, ослаблялась
роль Боярской думы и усиливалась роль царя и его ближайшего окружения,
Земские соборы превратились в орган распорядительной власти. Собор свои
важнейшие функции выполнял по изволении и по указам верховной власти,
приказная система стала более разветвленной, росло число центральных
ведомств. Соборное уложение 1649г. узаконило окончательное оформление
крепостного права и начало перехода к абсолютизму в России. Такая
концентрация власти в руках Романовых позволяла русским царям
мобилизовывать ресурсы страны для решения внешнеполитических задач.
Внешняя политика России в XVII веке была тесно связана с внутренней
политикой. 2. Постановка цели, учебной задачи
Учитель: Как вы думаете, какие главные цели во внешней политике преследовала
Россия?
Цели России во внешней политике: возвращение Смоленска и других, утерянных
в период Смуты территорий, выход к Балтике, а также защита территорий
от посягательств Крыма и Турции.
Эти цели реализовывались в ходе: Русскопольской войны (Смоленская) 16321634,
Русскопольской войны 16541667гг., в ходе русскотурецкой войны и
Чигиринских походов 16761681гг.
Целью нашей работы сегодня будет поиск ответов на вопросы:
1.Как происходила реализация главных целей внешней политики России:
возвращение Смоленска и выход к Балтийскому морю?
2.Каким образом решалась задача возвращение некоторых из ранее утерянных
земель и защита от притязаний Турции и Крыма?
Вы должны знать значение дат:
16321634гг; 16541667гг; 1648г.;1654г.;1667г.; 16761681гг.; 1686г.;
Кроме того, в конце урока мы сделаем обобщающий вывод о том, какие задачи
внешней политики были выполнены, а какие не выполнены и почему?
Далее учитель знакомит учащихся в порядком работы.
Собственно учебная деятельность
1.Самостоятельная работа с учебником по вопросам плана урока.
Самостоятельное изучение осуществляется в группах по четыре человека. Все
группы получают одинаковые задания – найти ответы на два поставленных вопроса.
Работа в группах осуществляется в парах: одна пара работает над первым
вопросом, вторая – над другим.
Столы, за которыми сидят учащиеся, расставляются попарно, таким образом,
чтобы учащиеся сидели лицом друг к другу.
2.Диагностика усвоения основных положений изучаемых вопросов.
Учащимся предлагается озвучить конспективные записи. Далее, преподаватель
предлагает учащимся самостоятельно внести соответствующие корректировки в
свои записи, путём сравнения их с образцами ответов и подготовиться к
озвучиванию содержания ответа на поставленный вопрос. Образцы ответов в виде
кратких тезисов раздаются каждой группе. На эту работу отводится не более 5
минут.
Образец ответа на первый вопрос
Как происходила реализация двух главных целей внешней политики России:
возвращение Смоленска и выход к Балтийскому морю? (стр. 247249 учебника до
заголовка “Русскотурецкая война”)
1. Русскопольская война (Смоленская). 16321634.
Основные события: 1632, конец лета зима: русская армия двинулась к Смоленску и осадила его,
1633г.: армия Владислава прорывается в город, русская армия оказывается в
окружении, ожидаемая помощь из России не приходит,
1634г. Владислав предлагает начать переговоры, заключается перемирие: Шеин
выводит армию из окружения,
героическая оборона русской крепости Белая.
Итоги: Поляновский мир (1634г.): Владислав отказывается от претензий на
русский престол, Польше возвращаются все территории, захваченные русскими в
ходе войны.
2. Русскопольская война 16541667гг.
События:
1648г. – начало освободительного движения в Украине, которое возглавил Богдан
Хмельницкий,
1654г.: рада в Переяславле провозглашает переход Украины в подданство русского
царя, начло войны России с Польшей,
занятие русскими Смоленска и всей Белоруссии и Литвы,
поражение русскоукраинской армии под Чудовом, Хмельницкий признаёт власть
Польши над Украиной.
Итоги: Перемирие в Андрусова (1667г.): Росси возвращает Смоленскую и
Северскую землю, закрепляется Левобережная Украина и Киев, Запорожье
остаётся под властью обоих государств.
Образец ответа на второй вопрос
Каким образом решалась задача возвращение некоторых из ранее утерянных земель
и защита от притязаний Турции и Крыма? Каково значение “Вечного мира” с
Польшей? (стр. 249250)
Русскотурецкая война. Чигиринские походы. 16761681.
События:
вторжение татаротурецкой армии в Малороссию,
осада турками Чигирина, разгром турок подошедшей русской армией,
1678: новое наступление турок на Чигирин, русскоукраинское войско оставляет
город.
Итоги: 1681г. Заключение с Крымом бахчисарайского мира: перемирие на 20 лет,
Левобережная Украина закрепляется и Киев за Россией,
“Вечный мир” с Польшей. 1686г.: за Россией закрепляется Левобережная Украина,
Киев, Польша разрывает отношения с Турцией, заканчивается конфронтация
России и Польши, заключается союз для действий против Турции.
3. Взаимопроверка в группах.
Учащиеся негромко озвучивают ответы на вопросы сидящим напротив членам
своей группы. Преподаватель проходит по кабинету и заслушивает эти ответы. При
необходимости, за прослушанные ответы или фрагменты ответов, в журнал
выставляются отметки.
4. Ответы у доски. Учащимся предлагается ответить устно на поставленные вопросы.
Этап контроля и коррекции
1. Итоговый контроль (тестирование).
Проводится в форме письменного тестирования в парах.
Тест. Внешняя политика России в 3080 гг. XVII века.
1 вопрос. Боярин Шеин командовал русской армией:
a. Во время Чигиринских походов.
b. Во время штурма поляками русской крепости Белая.
c. Во время Смоленской войны.
2 вопрос. Юрий Хмельницкий во время русскопольской войны заключил договор:
a. Со шведами
b. С крымскими татарами.
c. С Польшей.
3 вопрос. В соответствие с Бахчисарайским договором Население Правобережной
Украины:
a. Подлежало переселению.
b. Переходило в подданство Крыма.
c. Переходило в подданство России.
4 вопрос. Соотнеси названия войн с основными событиями:
Русскопольская война (Смоленская).
Русскопольская война 16541667гг.
Русскотурецкая война. Чигиринские походы.
a. Русскоукраинское войска оставляют Чигирин.
b. Армия Ромодановского и Самойловича принимает на себя удар турецко
татарской армии в Малороссии.
c. Русские войска занимают Смоленск.
d. Владислав отказывается от притязаний на русский престол.
e. Шеин выводит остатки русской армии из окружения, артиллерия и запасы
остаются противнику.
f. русскоукраинская армия терпит поражение под Чудновым.
5 вопрос. Кратко ответьте: какие основные задачи стояли перед Россией во
внешней политике после Смутного времени?
2.Подведение итогов.
1. Преподаватель предлагает учащимся ответить на вопрос:
Какие задачи внешней политики были выполнены, а какие не выполнены и
почему?
Необходимый минимум содержания ответа: поставленные задачи внешней
политики России были достигнуты частично – возвращен Смоленск и некоторые
территории, не удалось выйти к Балтийскому морю, оставалась угроза южным
рубежам России. “Вечный мир” с Польшей позволил перейти двум государствам от конфронтации к мирным, союзным отношениям. Причиной, почему не удалось
выйти к Балтийскому морю и ликвидировать угрозу с юга, можно считать
недостаточную военную мощь России, в частности, отсутствие флота и союзников,
а также громоздкий государственный аппарат, не позволявший царю действовать
более оперативно.
2. Выставление отметок.
a. индивидуально за ответы в ходе фронтальной беседы и взаимопроверки.
b. за работу над тестом – каждому члену группы одинаковый балл.
Конспект урока Внешняя политика России в XVII веке
Конспект урока Внешняя политика России в XVII веке
Конспект урока Внешняя политика России в XVII веке
Конспект урока Внешняя политика России в XVII веке
Конспект урока Внешняя политика России в XVII веке
Конспект урока Внешняя политика России в XVII веке
Конспект урока Внешняя политика России в XVII веке
Конспект урока Внешняя политика России в XVII веке
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.