Конспект урока Внешняя политика России в XVII веке
Оценка 4.6

Конспект урока Внешняя политика России в XVII веке

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
история
10 кл
21.02.2017
Конспект урока Внешняя политика России в XVII веке
конспект имеет следующую характеристику: Технологическая карта Предмет: История России Тема: Внешняя политика России в XVII веке Класс: 10 Время: 45 минут План: 1. Русско-польская (Смоленская война). 2. Русско-польская война 1654-1687гг. 3. Русско-турецкая война. Чигиринские походы. Вечный мир с Польшей. Цель: 1.Показать непосредственную связь улучшения внутриполитической и экономической ситуации в России с её успехами во внешней политикой; познакомить с целями, направлениями, основными событиями и итогами внешней политики России; 2.Воспитывать интерес к внешнеполитической и военной истории России. 3.Продолжить развитие навыков самостоятельного изучения исторического материала в ходе выполнения заданий в малых учебных группах; Этапы урока: I этап. Вводно-мотивационная часть 1.1 Беседа с учащимися, актуализация ранее полученных знаний 1.2 Постановка цели, учебной задачи II этап. Собственно учебная деятельность 2.1 Самостоятельная работа с учебником по вопросам плана урока. 2.2 Диагностика усвоения основных положений изучаемых вопросов. 2.3 Взаимопроверка в группах. 2.4 Ответы у доски. III этап. Этап контроля и коррекции 3.1 Итоговый контроль (тестирование). 3.2.Подведение итогов. Планируемые результаты: Учащиеся формируют представление о внешней политике России данного периода как о сознательно формируемых целях государства, пережившего тяжёлые внутренние потрясения Смуты и интервенции иностранных государств. Необходимо иметь в виду, что именно нерешённость, но некая подготовленность ряда важнейших внешнеполитических действий привела впоследствии (в период Петра) к столь интенсивным войнам и победам русского оружия. Характер учебной деятельности: Личностно-ориентированное развивающее обучение Тип урока Изучение нового материала Форма урока: Самостоятельная работа с учебником в малых учебных группах. Методы обучения: Иллюстративно-продуктивный; частично-поисковый; Проблемное задание: Какие задачи внешней политики были выполнены, а какие не выполнены и почему? Форма организации учащихся: Работа в парах и группах (по 4 человека); обсуждение; решение познавательных задач; самостоятельное изучение темы по плану учителя. Приёмы деятельности учителя: Объяснение, беседа, создание педагогических ситуаций для решения познавательных задач, организация обсуждений мнений. Развитие умений учащихся: Развитие картографических умений; работа с источниками; делать выводы, формулировать мнение, устанавливать причинно-следственные связи: Оборудование: Карта «Россия в XVII в.» Домашнее задание: §36. Познавательное задание: Составить сравнительную характеристику внешней политики времен Ивана IV и периода 30-80-х гг. XVII в. Учебно-методическое обеспечение урока: 1.Учебник А. Н. Сахаров. В. И. Буганов. “История России с древнейших времен до конца XVII века”. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. М. Просвещение. 2003. §36. 2. Задания для работы в малых группах. 3. Плакат с датами: 1632-1634гг. , 1654-1667гг. , 1648г. , 1654г. , 1667г. , 1676-1681гг. , 1686г. 4. Тест. Внешняя политика России в 30 – 80 гг. XVII века. Ответы к тесту: 1 вопрос: c 2 вопрос: c 3 вопрос: a 4 вопрос: 1- d,e. 2-c,f. 3- b,a. 5 вопрос: возвращение Смоленска и выход к Балтике.Внешняя политика России в XVII веке
конспект урока.doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДИНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №52 пгт ИЛЬСКОГО МО СЕВЕРСКИЙ РАЙОН  Конспект урока по теме: "Внешняя политика России в XVII веке". 10­й класс  Работа выполнена: Волкова Александра  Анатольевна учителем  истории МБОУ  СОШ №52 Предмет:    Тема: Класс:        Время: План:          Цель: Этапы урока: Технологическая карта История России  Внешняя политика России в XVII веке 10 45 минут 1. Русско­польская (Смоленская война).  2. Русско­польская война 1654­1687гг.  3. Русско­турецкая война. Чигиринские походы. Вечный мир с  Польшей.  1.Показать непосредственную связь улучшения  внутриполитической и экономической ситуации в России с её  успехами во внешней политикой; познакомить с целями,  направлениями, основными событиями и итогами внешней  политики России;  2.Воспитывать интерес к внешнеполитической и военной  истории России.  3.Продолжить развитие навыков самостоятельного изучения  исторического материала в ходе выполнения заданий в малых  учебных группах;  I этап. Вводно­мотивационная часть 1.1 Беседа с учащимися, актуализация ранее полученных  знаний 1.2 Постановка цели, учебной задачи II этап. Собственно учебная деятельность 2.1 Самостоятельная работа с учебником по вопросам  плана урока.  2.2 Диагностика усвоения основных положений изучаемых  вопросов.  2.3 Взаимопроверка в группах.  2.4 Ответы у доски.  III этап. Этап контроля и коррекции 3.1 Итоговый контроль (тестирование).  3.2.Подведение итогов. Планируемые  результаты:   Учащиеся формируют представление о внешней политике  России данного периода как о сознательно формируемых целях государства, пережившего тяжёлые внутренние  потрясения Смуты и интервенции иностранных государств.  Необходимо иметь в виду, что именно нерешённость, но  некая подготовленность ряда важнейших  внешнеполитических действий привела впоследствии (в  период Петра) к столь интенсивным войнам и победам  русского оружия. Личностно­ориентированное развивающее обучение Изучение  нового материала Самостоятельная работа с учебником в малых учебных группах. Иллюстративно­продуктивный; частично­поисковый;  Проблемное задание: Какие задачи внешней политики были  выполнены, а какие не выполнены и почему? Работа в парах и группах (по 4 человека); обсуждение; решение  познавательных задач; самостоятельное изучение темы по  плану учителя.  Характер  учебной  деятельности: Тип урока Форма урока: Методы  обучения: Форма  организации  учащихся:  Приёмы  деятельности  учителя:   Развитие умений  учащихся: Объяснение, беседа, создание педагогических ситуаций  для  решения познавательных задач, организация обсуждений  мнений. Развитие картографических умений; работа с источниками;  делать выводы, формулировать мнение, устанавливать  причинно­следственные связи:  Оборудование: Карта «Россия в XVII в.» Домашнее  задание: §36. Познавательное задание: Составить сравнительную  характеристику внешней политики времен Ивана IV и  периода 30­80­х гг. XVII в. Учебно­ методическое  обеспечение  урока:  1.Учебник А. Н. Сахаров. В. И. Буганов. “История России с  древнейших времен до конца XVII века”. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. М. Просвещение. 2003. §36.  2. Задания для работы в малых группах.  3. Плакат с датами: 1632­1634гг. , 1654­1667гг. , 1648г. , 1654г. , 1667г. , 1676­1681гг. , 1686г.  4. Тест. Внешняя политика России в 30 – 80 гг. XVII века.  Ответы к тесту: 1 вопрос: c 2 вопрос: c  3 вопрос: a 4 вопрос: 1­ d,e. 2­c,f. 3­ b,a.  5 вопрос: возвращение Смоленска и выход к Балтике.  Конспект урока по теме: "Внешняя политика России в XVII веке". Вводно­мотивационная часть Ход урока 1. Беседа с учащимися, актуализация ранее полученных знаний Учитель: 1.Ребята вспомните, какими событиями начался XVII век в истории  России? 2.Назовите последствия Смуты?  3.В чём проявилось восстановление российской экономики после периода Смуты?  4.В чём проявилось укрепление центральной власти в России в XVII веке?   5.Как восстановление экономики и укрепление центральной власти могло  способствовать решению внешнеполитических задач России? 6. Как вы думаете, существует ли связь внутренней и внешней политики России в  XVII в.? Попрошу сделать вывод. Выводы: (делают учащиеся) 1.Восстановление российской экономики проявилось в том, что появляются  первые ростки капиталистических отношений: домашняя промышленность,  которая перерастала в товарное производство, условия для развития  мануфактурного производства, формирование категории наёмных работников,  ликвидированы многочисленные таможенные пошлины, развивалась торговля,  способствовавшая формированию всероссийского рынка; появились  материальные возможности для решения внешнеполитических задач, в  частности, средства для оснащения армии и ведения войн.  2.Воцарение новой династии Романовых сопровождалось изменениями в работе государственных органов. Эти изменения были направлены на укрепление  центральной, государственной, в первую очередь, царской власти, ослаблялась  роль Боярской думы и усиливалась роль царя и его ближайшего окружения,  Земские соборы превратились в орган распорядительной власти. Собор свои  важнейшие функции выполнял по изволении и по указам верховной власти,  приказная система стала более разветвленной, росло число центральных  ведомств. Соборное уложение 1649г. узаконило окончательное оформление  крепостного права и начало перехода к абсолютизму в России. Такая  концентрация власти в руках Романовых позволяла русским царям  мобилизовывать ресурсы страны для решения внешнеполитических задач.  Внешняя политика России в XVII веке была тесно связана с внутренней  политикой. 2. Постановка цели, учебной задачи Учитель: Как вы думаете, какие главные цели во внешней политике преследовала  Россия?  Цели России во внешней политике: возвращение Смоленска и других, утерянных  в период Смуты территорий, выход к Балтике, а также защита территорий  от посягательств Крыма и Турции.  Эти цели реализовывались в ходе: Русско­польской войны (Смоленская) 1632­1634, Русско­польской войны 1654­1667гг., в ходе русско­турецкой войны и  Чигиринских походов 1676­1681гг.  Целью нашей работы сегодня будет поиск ответов на вопросы:  1.Как происходила реализация главных целей внешней политики России:  возвращение Смоленска и выход к Балтийскому морю?  2.Каким образом решалась задача возвращение некоторых из ранее утерянных  земель и защита от притязаний Турции и Крыма?  Вы должны знать значение дат:  1632­1634гг; 1654­1667гг; 1648г.;1654г.;1667г.; 1676­1681гг.; 1686г.;  Кроме того, в конце урока мы сделаем обобщающий вывод о том, какие задачи  внешней политики были выполнены, а какие не выполнены и почему? Далее учитель знакомит учащихся в порядком работы.   Собственно учебная деятельность      1.Самостоятельная работа с учебником по вопросам плана урока.  Самостоятельное изучение осуществляется в группах по четыре человека. Все  группы получают одинаковые задания – найти ответы на два поставленных вопроса. Работа в группах осуществляется в парах: одна пара работает над первым  вопросом, вторая – над другим.  Столы, за которыми сидят учащиеся, расставляются попарно, таким образом,  чтобы учащиеся сидели лицом друг к другу.      2.Диагностика усвоения основных положений изучаемых вопросов.  Учащимся предлагается озвучить конспективные записи. Далее, преподаватель  предлагает учащимся самостоятельно внести соответствующие корректировки в  свои записи, путём сравнения их с образцами ответов и подготовиться к  озвучиванию содержания ответа на поставленный вопрос. Образцы ответов в виде  кратких тезисов раздаются каждой группе. На эту работу отводится не более 5  минут.  Образец ответа на первый вопрос Как происходила реализация двух главных целей внешней политики России:  возвращение Смоленска и выход к Балтийскому морю? (стр. 247­249 учебника до  заголовка “Русско­турецкая война”)  1. Русско­польская война (Смоленская). 1632­1634.  Основные события: 1632, конец лета ­ зима: русская армия двинулась к Смоленску и осадила его,  1633г.: армия Владислава прорывается в город, русская армия оказывается в  окружении, ожидаемая помощь из России не приходит,  1634г. Владислав предлагает начать переговоры, заключается перемирие: Шеин  выводит армию из окружения,  героическая оборона русской крепости Белая.  Итоги: Поляновский мир (1634г.): Владислав отказывается от претензий на  русский престол, Польше возвращаются все территории, захваченные русскими в  ходе войны.  2. Русско­польская война 1654­1667гг.  События:  1648г. – начало освободительного движения в Украине, которое возглавил Богдан  Хмельницкий,  1654г.: рада в Переяславле провозглашает переход Украины в подданство русского царя, начло войны России с Польшей,  занятие русскими Смоленска и всей Белоруссии и Литвы,  поражение русско­украинской армии под Чудовом, Хмельницкий признаёт власть  Польши над Украиной.  Итоги: Перемирие в Андрусова (1667г.): Росси возвращает Смоленскую и  Северскую землю, закрепляется Левобережная Украина и Киев, Запорожье  остаётся под властью обоих государств.  Образец ответа на второй вопрос Каким образом решалась задача возвращение некоторых из ранее утерянных земель и защита от притязаний Турции и Крыма? Каково значение “Вечного мира” с  Польшей? (стр. 249­250) Русско­турецкая война. Чигиринские походы. 1676­1681.  События:  вторжение татаро­турецкой армии в Малороссию,  осада турками Чигирина, разгром турок подошедшей русской армией,  1678: новое наступление турок на Чигирин, русско­украинское войско оставляет  город.  Итоги: 1681г. Заключение с Крымом бахчисарайского мира: перемирие на 20 лет,  Левобережная Украина закрепляется и Киев за Россией,  “Вечный мир” с Польшей. 1686г.: за Россией закрепляется Левобережная Украина,  Киев, Польша разрывает отношения с Турцией, заканчивается конфронтация  России и Польши, заключается союз для действий против Турции.  3. Взаимопроверка в группах.  Учащиеся негромко озвучивают ответы на вопросы сидящим напротив членам  своей группы. Преподаватель проходит по кабинету и заслушивает эти ответы. При необходимости, за прослушанные ответы или фрагменты ответов, в журнал  выставляются отметки.  4. Ответы у доски. Учащимся предлагается ответить устно на поставленные вопросы. Этап контроля и коррекции 1. Итоговый контроль (тестирование).  Проводится в форме письменного тестирования в парах.  Тест. Внешняя политика России в 30­80 гг. XVII века.  1 вопрос. Боярин Шеин командовал русской армией: a. Во время Чигиринских походов.  b. Во время штурма поляками русской крепости Белая.  c. Во время Смоленской войны.  2 вопрос. Юрий Хмельницкий во время русско­польской войны заключил договор: a. Со шведами b. С крымскими татарами.  c. С Польшей.  3 вопрос. В соответствие с Бахчисарайским договором Население Правобережной  Украины: a. Подлежало переселению.  b. Переходило в подданство Крыма.  c. Переходило в подданство России.  4 вопрос. Соотнеси названия войн с основными событиями:  Русско­польская война (Смоленская).  Русско­польская война 1654­1667гг.  Русско­турецкая война. Чигиринские походы.  a. Русско­украинское войска оставляют Чигирин.  b. Армия Ромодановского и Самойловича принимает на себя удар турецко­ татарской армии в Малороссии.  c. Русские войска занимают Смоленск.  d. Владислав отказывается от притязаний на русский престол.  e. Шеин выводит остатки русской армии из окружения, артиллерия и запасы  остаются противнику.  f. русско­украинская армия терпит поражение под Чудновым.  5 вопрос. Кратко ответьте: какие основные задачи стояли перед Россией во  внешней политике после Смутного времени? 2.Подведение итогов.  1. Преподаватель предлагает учащимся ответить на вопрос:  Какие задачи внешней политики были выполнены, а какие не выполнены и  почему? Необходимый минимум содержания ответа: поставленные задачи внешней  политики России были достигнуты частично – возвращен Смоленск и некоторые  территории, не удалось выйти к Балтийскому морю, оставалась угроза южным  рубежам России. “Вечный мир” с Польшей позволил перейти двум государствам от конфронтации к мирным, союзным отношениям. Причиной, почему не удалось  выйти к Балтийскому морю и ликвидировать угрозу с юга, можно считать  недостаточную военную мощь России, в частности, отсутствие флота и союзников,  а также громоздкий государственный аппарат, не позволявший царю действовать  более оперативно.  2. Выставление отметок.  a. индивидуально ­ за ответы в ходе фронтальной беседы и взаимопроверки.  b. за работу над тестом – каждому члену группы одинаковый балл.

Конспект урока Внешняя политика России в XVII веке

Конспект урока Внешняя политика России в XVII веке

Конспект урока Внешняя политика России в XVII веке

Конспект урока Внешняя политика России в XVII веке

Конспект урока Внешняя политика России в XVII веке

Конспект урока Внешняя политика России в XVII веке

Конспект урока Внешняя политика России в XVII веке

Конспект урока Внешняя политика России в XVII веке

Конспект урока Внешняя политика России в XVII веке

Конспект урока Внешняя политика России в XVII веке

Конспект урока Внешняя политика России в XVII веке

Конспект урока Внешняя политика России в XVII веке

Конспект урока Внешняя политика России в XVII веке

Конспект урока Внешняя политика России в XVII веке

Конспект урока Внешняя политика России в XVII веке

Конспект урока Внешняя политика России в XVII веке
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.02.2017